Управление внешним долгом

Управление внешним государственным долгом

Цели и задачи управления внешним государственным долгом

Управление внешним государственным долгом

  • — это одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
  • — это совокупность действий государства, заключающихся в обслуживании и погашении государственного долга, выпуске и размещении новых займов, поддержании вторичного рынка долговых обязательств, регулировании рынка государственного кредита.

Государственный долг оказывая воздействие на:

  • · государственный бюджет,
  • · денежно-кредитную систему,
  • · валютную систему,
  • · уровень инфляции,
  • · внутренние и внешние сбережения,
  • · иностранные инвестиции и т.д.

Субъекты управления и регулирования:

  • · Министерство финансов РФ
  • · Центральный банк РФ.

Цели управления внешним долгом:

  • 1. Экономические:
    • * минимизация стоимости привлекаемых внешних займов,
    • * улучшение условий рефинансирования и (или) переоформление задолженности,
    • * снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга,
    • * повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов,
    • * сглаживание неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов.
  • 2. Политические:
    • * поддержание стабильности функционирования политической системы.
  • 3. Социальные:
    • * своевременное финансирование социальных программ,
    • * обеспечение социальной стабильности;
  • 4. Обеспечение национальной безопасности.

Задачи управления государственным долгом России:

минимизация стоимости долга для заемщика;

эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

усиление инвестиционного характера займов;

регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

2. Цикл управления внешним государственным долгом.

Стадии цикла управления внешним государственным долгом:

  • 1) Подготовка и обеспечение внешнего заимствования:
    • * оценка текущего состояния внешнего государственного долга;
    • * анализ состава, структуры, процедур получения и использования внешних заимствований;
    • * анализ и прогнозирование состояния мировых рынков внешних займов;
    • * анализ и прогнозирование состояния кредитного рейтинга страны;
    • * анализ и оценка текущей и будущей платежеспособности страны;
    • * оценка и управление рисками внешнего заимствования;
    • * планирование качественной и количественной структуры внешних заимствований;
    • * учет и оценка альтернативных форм внешнего заимствования.
  • 2) Осуществление внешних заимствований:
    • * виды, формы и условия привлекаемых займов;
    • * контроль выпуска новых займов.
  • 3) Подготовка и обеспечение использования внешних заимствований:
    • * планирование использования внешних займов;
    • * оценка и анализ проектов использования с учетом инвестиционных рисков;
    • * учет, анализ и оценка альтернативных возможностей использования внешних заимствований;
  • 4) Использование внешних заимствований:
    • * виды и формы использования внешних заимствований;
    • * контроль использования внешних заимствований.
  • 5) Подготовка и обеспечение погашения внешнего долга: * планирование возврата внешних долгов;
  • * определение источников финансирования внешнего государственного долга.
  • 6) Погашение внешнего долга:
    • * методы финансирования погашения внешнего долга;
    • * специальные методы урегулирования внешнего долга в случае ухудшения платежеспособности страны или ситуации долгового кризиса;
    • * контроль погашения внешнего долга.

Методы государственного управления долгом:

  • * прямые — осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год.
  • * косвенные — включают выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения негарантированных кредитов частными компаниями.

Использование внешних заимствований.

Способы возможного использования привлекаемых ресурсов:

финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ наиболее прогрессивен;

бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов наименее эффективный из существующих;

смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ — направление новых заимствований на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.

Погашение государственного долга.

  • * все затраты осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
  • * в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проектов.

Обслуживание государственного долга предполагает:

осуществление операций по размещению долговых обязательств;

выплату доходов по долговым обязательствам;

погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Государственный долг РФ обслуживается Центральным банком РФ и его учреждениями.

Центральный банк РФ осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно.

Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Погашение долга производится из трех основных источников:

  • — из бюджета;
  • — за счет золотовалютных резервов, собственности;
  • — из новых заимствований.
  • 3. Способы регулирования долга.
  • 1. Рефинансирование — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • 2. Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Наиболее приемлемыми для России могут быть следующие варианты конверсии.

· «Долг в обмен на экспорт». Долг необходимо обменивать на экспорт не сырья и материалов, а машинотехнической и иной готовой продукции. Это позволит поддержать конкурентоспособные внутренние производства.

Для России важна поддержка отраслей: космической, авиационной, алюминиевой промышленности.

  • · «Долг в обмен на налоги». Необходимой предпосылкой для конверсии долга в налоги является законодательное установление налоговых льгот для инвесторов—держателей внешнего долга России. Например, две денежные единицы из общей суммы налога будут засчитываться при предъявлении одной денежной единицы долгового обязательства. Тем самым у потенциального инвестора возникнет реальный стимул осуществить инвестиции.
  • · «Долг в обмен на облигации». Возможности обмена плавающих ставок на фиксированные фактически позволяют неявно конвертировать долги России в форму еврооблигаций. Помимо экономии стоимости обслуживания выпуск еврооблигаций даст возможность смягчить эффект вытеснения частных инвестиций.
  • · «Долг в обмен на собственность». Проводится в рамках приватизации. Возможность использовать для сокращения долгового бремени обмен советских и российских долговых обязательств на акции приватизированных предприятий.
  • · «Долг в обмен на долг». Обмен советских долгов Парижскому клубу на долги России третьих стран. Наши долги Парижскому клубу погашаются путем уступки ему Россией своих требований на долги третьих стран, а далее Парижский клуб их либо реструктуризирует, либо списывает.
  • 3. Консолидация — изменение срока действия уже выпушенных займов в сторону увеличения или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
  • 4. Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

  • 5. Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов.
  • 6. Аннулирование государственного долга — полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
  • 7. Валютный контроль — меры по усилению контроля за вывозом из страны валюты и валютными операциями, связанными с расчетами по экспортным и импортным сделкам, а также по увеличению валютных активов государства.

!!! Российские банки могут осуществлять валютные операции только под контролем Центрального банка РФ.

Результатом валютного контроля является отмена свободного международного товарообмена и движения капиталов, что препятствует оптимальному распределению денежных ресурсов.

Государство может осуществлять

  • * полный валютный контроль — предполагает государственное управление всеми международными расчетами.
  • * частичный валютный контроль — предполагает наряду с ограниченным валютным контролем со стороны государства, использование экономическими субъектами возможностей нерегулируемых трансакций.
  • 8. Реструктуризация — составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, в котором предусматривается рыночный льготный период.

При реструктуризации погашение долговых обязательств происходит с одновременным осуществлением заим…

Некоторые страны-должники имеют в активе значительные объемы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счет стимулирования экспортных отраслей. В таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке. Решение о выкупе принимается с согласия кредиторов. Если снижение долгового бремени увеличивает вероятность выплат, то кредиторы согласятся на выкуп долга. При этом их потери, вызванные отказом от получения полной суммы кредита, перевешиваются улучшением перспектив возврата долга.

Однако эта практика не приветствуется международными кредиторами государств.

3. Секьютеризация — обмен «проблемных» долговых обязательств на новые.

Страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств.

Цели:

  • * реструктуризация госдолга в пользу его «внешней» части, что отвечает интересам правительства.
  • * монетарные власти изменяют структуру лишь внешнего долга; инвесторы получают возможность обменять имеющиеся у них долговые обязательства на более доходные, хотя и более рискованные инструменты.
  • 4. Обмен госдолга на акции национальных предприятий — предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний. Чаще всего используется непосредственный обмен долгов на акции компаний, находящихся в государственной собственности.

ВЫВОД по вопросу 3:

Наиболее эффективная стратегия:

в отношениях с кредиторами — отказ от пересмотра ныне действующего графика платежей;

применительно к графику платежей — осуществление фактических выплат в соответствии с ныне действующим графиком;

по объему платежей — равенство чистых выплат по долгу полным выплатам;

по источникам средств платежа — бюджетные доходы;

по видам средств платежа — денежные средства в наличной форме.

Вопросы и задания для повторения

Когда и кем был сделан первый зарубежный заем в истории России?

Назовите цели, на которые расходовались средства, по лученные за счет внешних заимствований, в дореволюционной России?

Почему после распада СССР в конце 1991 г. внешний долг России увеличился с 29 млрд долл. в 1985 г. до 98 млрд долл. в 1992 г.?

На какие составляющие можно условно разделить внешний долг РФ?

  • 1 5. Почему Правительство РФ приняло распоряжение о досрочном возврате средств, заимствованных у МВФ, в конце января 2005 г.?
  • 6. Когда Россия стала членом Парижского клуба и каковы причины ее приема в Клуб? Каковы последствия досрочного погашения долга перед Парижским клубом в августе 2006 г.?

Перечислите и охарактеризуйте основные способы регулирования долга, к которым вынуждено прибегать правительство в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита.

Каковы границы опасности и повышенной опасности превышения суммы внешнего долга по сравнению с экспортом страны?

В чем заключается особенность ситуации, складывающейся в России, относительно ее внешнего долга и в чем, на ваш взгляд, причины такого положения?

Каков в настоящее время «потолок» внешних заимствований для США и почему он в десятки раз выше российского?

Млн. долл. США

В процен- тах к итогу

Млн. долл. США

В процен- тах к итогу

Млн. долл. США

В процен- тах к итогу

Млн. долл. США

В процен- тах к итогу

Всего инвестиций

в том числе:

прямые инвестиции

40,4

24,4

24,8

23,0

из них:

взносы в капитал

9,7

19,3

15,9

12,2

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

25,0

4,0

7,1

9,7

прочие прямые инвестиции

5,7

1,1

1,8

1,1

портфельные инвестиции

1,3

0,8

5,8

3,5

из них:

акции и паи

0,7

0,6

5,2

3,4

долговые ценные бумаги

0,6

0,2

0,6

0,1

в том числе векселя

0,0

0,2

0,2

0,1

прочие инвестиции

58,3

74,8

69,4

73,5

из них:

торговые кредиты

14,1

11,2

16,8

11,6

прочие кредиты

43,2

62,9

51,6

61,0

в том числе на срок:

до 180 дней

18,6

4,9

5,5

2,8

свыше 180 дней

24,6

58,0

46,1

58,2

прочее

1,0

0,7

1,0

0,9

ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, ПОСТУПИВШИХ ОТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ в 2007 г., ПО ОСНОВНЫМ СТРАНАМ — ИНВЕСТОРАМ

Млн. долл. США

В процентах к итогу

Всего инвестиций

из них из стран:

Соединенное Королевство (Великобритания)

21,8

Кипр

17,1

Нидерланды

15,5

Люксембург

9,5

Франция

5,5

Швейцария

4,4

Ирландия

4,3

Германия

4,2

США

2,3

Виргинские острова (Брит.)

1,8

ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ РОССИИ В ЭКОНОМИКУ СТРАН СНГ

ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ СТРАН СНГ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Тыс. долл. США

В про- центах к итогу

Тыс. долл. США

В про- центах к итогу

Тыс. долл. США

В про- центах к итогу

Тыс. долл. США

В про- центах к итогу

Всего инвестиций

в том числе из стран:

Азербайджан

3,7

3,3

2,4

2,0

Армения

0,0

0,3

0,1

0,5

Беларусь

4,5

26,9

20,6

20,5

Грузия

0,9

0,5

0,1

0,2

Казахстан

25,2

44,0

36,8

31,4

Киргизия

3,8

8,4

14,9

11,4

Республика Молдова

4,8

1,1

0,6

0,5

Таджикистан

0,1

0,8

0,6

0,7

Туркмения

4,6

0,1

0,0

0,1

Узбекистан

12,2

0,6

0,7

1,3

Украина

40,2

14,0

23,2

31,4

Управление государственным долгом РФ



Проблемы, связанные с управлением государственным долгом Российской Федерации, его регулированием, с выбором правильной долговой политики всегда достаточно актуальны. Поскольку успешное их решение приводит к достижению макроэкономической стабилизации в стране.

В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц .

Принято рассматривать управление государственным долгом Российской Федерации в широком и узком смыслах (рис. 1).

Рис. 1. Система управления государственным долгом

Следовательно, под управлением государственным долгом в широком смысле следует понимать процедуру формирования одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Тогда как в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг .

Управление государственным долгом Российской Федерации в широком смысле осуществляется законодательными органами власти (иногда правительством) посредством разработки нормативно-правовых актов. К последним следует отнести:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 г. № 316 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов».
  2. Федеральный закон от 15.07.1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2000 № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2001 № 771 «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций»
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».
  7. Федеральный закон от 30.11.2013 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и др.

Управление государственным долгом Российской Федерации в узком смысле осуществляется исполнительными органами власти, главным образом министерством финансов и центральным банком. При этом министерством также разрабатываются нормативно-правовые акты:

  1. Приказ Минфина России от 15 апреля 2010г. № 31н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации».
  2. Приказ Минфина России от 15 июля 2015 г. № 214 «Об эмиссии облигаций федерального займа с индексируемым номиналом № 52001RMFS».
  3. Приказ Минфина России от 22 мая 2015 г. № 80н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с индексируемым номиналом».
  4. Приказ Минфина России от 24.05.2016 № 179 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации» и др.

Управление государственным долгом Российской Федерации охватывает ряд взаимосвязанных направлений деятельности (рис. 2):

Рис. 2. Направления деятельности по управлению государственным долгом Российской Федерации

Основные методы управления государственным долгом в Российской Федерации представлены на рис. 3.

Рис. 3. Методы управления государственным долгом Российской Федерации

В целях изучения эффективности управления государственным долгом Российской Федерации следует рассмотреть объемы государственного внешнего и внутреннего долга страны в динамике.

На основании данных, представленных в документе «Государственный внешний долг Российской Федерации (2011–2016 гг.)» , необходимо рассмотреть и проанализировать динамику государственного внешнего долга за исследуемый период.

На рис. 4 представлены показатели объема государственного внешнего долга Российской Федерации 2011–2016 гг.

Рис. 4. Объем государственного внешнего долга России в 2011–2016 гг., млн. долл. США

Внешний долг с 2011 г. по 2016 г. увеличился на 10045,4 млн. долл, и тенденция была разнонаправленной. Так, если с 2011 по 2012 гг. объем внешнего долга сократился на 10,4 %, то с 2012 по 2016 гг. данный показатель составил прирост на 39,67 %. Отмеченное увеличение государственного внешнего долга Российской Федерации за анализируемый период обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Детальное изучение величин внешнего долга Российской Федерации позволило отметить темп прироста внешнего долга в размере 42 %. С 2013 по 2014 год долг увеличился на 9,89 %, но с 2014 г. по начало 2015 г. наблюдается постепенное снижение государственного внешнего долга на 1 438,8 млн. долл в абсолютном значении или на 3 %, а к концу 2015 г. наблюдается его резкое снижение на 8 %.

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года 52,6 млрд. долларов США .

В структуре государственного внешнего долга по видам долговых обязательств на 01.01.2016 г. наибольший вес имеют еврооблигационные займы — 71,82 %, предоставление гарантий России в иностранной валюте — 23,75 %, остальная часть приходится на задолженность перед международными финансовыми организациями, бывшими станами СЭВ, странами, не вошедшими в Парижский клуб.

На изменения объема государственного внешнего долга имеют влияние множество показателей. В 2015 году на экономическую ситуацию в России повлияли несколько факторов: понижение цен на нефть, конфликт на Украине, ужесточение санкций. Несмотря на это, Россия даже в сложившихся условиях понижает уровень своего долга.

На основании данных, представленных в документе «Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации» , необходимо рассмотреть и проанализировать динамику государственного внешнего долга за исследуемый период.

На рис. 5 представлены показатели объема государственного внутреннего долга Российской Федерации 2011–2016 гг.

Рис. 5. Объем государственного внутреннего долга России в 2011–2016 гг., млрд. руб.

В 2011–2016 гг. наблюдается непрерывный рост внутреннего долга. Темп прироста долга 2012 году относительно 2011 г. составил 42,51 %, в 2013 г. — 18,78 %, в 2014 г. — 14,95 %, в 2015 г. — 26,54 %, в 2016 г. — 0,91 %. Однако, несмотря на непрерывный рост внутреннего долга, наблюдается снижение его темпов в 2014 г., но к 2015 г. прослеживается значительный скачок внутреннего роста с последующим снижением в 2016 г. Проанализируем государственные гарантии в общей сумме долга: в 2011 г. они составили — 16,06 %, в 2012 г. — 15,2 %, в 2013 г. –18,21 %, в 2014 г. — 22,54 %, в 2015 г. — 24,38 %, в 2016 г. — 23,74 %. Таким образом, прослеживается тенденция к увеличению государственных гарантий в сумме внутреннего долга в течении анализируемого периода с незначительным снижением в 2016 г.

Для привлечения внутренних займов государство выпускает разные виды ценных бумаг. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, в динамике 1993–2016 гг. представлен на рис. 6.

Рис. 6. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, млрд. руб.

За анализируемый период наблюдается непрерывный рост государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации. Наибольшие темпы прироста привлечения внутренних займов посредством выпуска государством разных видов ценных бумаг отмечены в 1995 г. — 3466,67 %, в 2003 г. — 28,11 %, 2010–29,14 %, 2012 г. — 44,07 %.

По данным министерства финансов (на 01.01.2016 г.), 48,63 % государственных ценных бумаг занимают облигации федерального займа (с постоянным доходом); 24,17 % — облигации федерального займа (с переменным купонным доходом); 2,54 % — облигации федерального займа с индексируемым на инфляцию номиналом; 14,2 % — облигации федерального займа (с амортизацией дохода); 6,47 % — государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода; 2,37 % — облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода; 1,61 % — облигации внутренних облигационных займов.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года 8119,8 млрд. рублей .

Рассмотренные результаты управления государственным долгом Российской Федерации позволили отметить, что основной причиной постоянного роста показателей является необходимость покрытия дефицита федерального бюджета. Следует заметить, что основным источником является внутренний, а не внешний долг.

Политика органов власти в сфере управления государственным долгом Российской Федерации должна быть направлена на обеспечение способности страны осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения первоочередных социально-экономических задач. Это представляется возможным при поддержании умеренного уровня государственного долга, а также расходов по его обслуживанию. Кроме того, целесообразно проводить постоянный мониторинг долговой ситуации.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Кокаев, З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом / З. А. Кокаев, А. И. Скопинский, С. И. Капова // Вестник академии. — 2014. — № 1. — С. 126–132
  3. Министерство финансов Российской Федерации. — «Государственный внешний долг Российской Федерации (2011–2016 гг.)» // Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа:http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/
  4. Министерство финансов Российской Федерации. — «Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации» // Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа:http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/
  5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов : Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 384-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Министерство финансов Российской Федерации. — «Долг с разбивкой по видам ценных бумаг» // Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа:http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/duty/

Определение и значение внутреннего долга

Внутренний государственный долг

Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникающие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя Российской Федерации.

Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации.

Управление внутренним государственным долгом

Понятие государственного внутреннего долга Российской Федерации определяется законом Российской Федерации от 13 ноября 1992 года «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», в соответствии с которым государственным внутренним долгом Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Они обеспечиваются всеми актами, находящимися в распоряжение Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

  • · Кредитов, полученных Правительством Российской Федерации;
  • · Государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • · Других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации.

Политику в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также его верхний предел, устанавливаемый при утверждение федерального бюджета на очередной финансовый год, определяют законодательные органы Российской Федерации — Государственная дума и Совет Федераций совместно с центральным банком Российской Федерации.

Оперативное управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств осуществляется Правительством Российской Федерации, а в соответствии с указом президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 «О федеральном казначействе» — органы Федерального казначейства. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации проводится Федеральным казначейством совместно с Центральным банком Российской Федерации посредством проведения операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов по ним. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями — величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания.

Динамика реального государственного долга определяется двумя основными факторами: во-первых, долей первичного дефицита; во-вторых, соотношением внутренних и внешних обязательств, учитывающим динамику реального курса доллара и темп роста ВВП.

Существование рынка внутреннего долга не является уникальным в мировой практике: практически все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускаю государственные ценные бумаги. Создание российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центрального банка Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации. Одновременно решалась задача создания значительного по размеру рынка государственных ценных бумаг, характеристиками которого были бы высокая ликвидация и низкие риски федеральных облигации. Развитие Российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями властей как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных образований.

Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг (прежде всего облигации) среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждениях. В отличии от денежной эмиссии, усиливающей развитие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как не инфляционное финансирование бюджетного дефицита. Покупатели облигаций внутреннего государственного займа финансируют правительство, получая в свою очередь гарантированный доход в виде процента, выплачиваемого правительством с определенной периодичностью (например, ежегодно) в течение срока погашения облигации (например, в течение 10 лет). В нашей стране практиковались так называемые выигрышные займы, доход от которых выплачивался держателям облигаций в форме выигрыша. В большинстве развитых стран на величину государственных займов в законодательном порядке устанавливается лимит для ограничения бесконтрольного роста государственного долга.

Государство может прибегать к займам как в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование включая в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств. Наибольшую трудность определяет оценка выгод, поскольку они имеют не только экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддается количественному измерению и распределены во времени.

Организационная подготовка займа предполагает, что государство должно создать систему управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашения, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает цепь по распространению государственных ценных бумаг. В России Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Инструментом заимствований является выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг. В зависимости от целей размещения займа ценные бумаги могут быть предназначены для продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эмиссия осуществляется в соответствии с законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований. При ее проведение необходимо учитывать ограничения, установленные бюджетным кодексом для объема дефицита бюджета, государственного и муниципального долга.

Управление государственным долгом



Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление государственным долгом подразделяется на два больших блока: управление внутренним и управление внешним государственным долгом.

В целом государственный внутренний долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов за предшествующие годы, увеличенную на сумму расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга.

Основными методами финансирования государственного внутреннего долга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов. Денежно-кредитная эмиссия — это наиболее простой способ финансирования государственного долга и дефицита государственного бюджета. В этом случае государственный долг не увеличивается, следовательно, не возникает издержек по его обслуживанию. Покупая государственные обязательства центральные банки создают “базу” для последующей депозитно-чековой эмиссии коммерческих банков, что непосредственно ведет к увеличению массы обращающихся денег. Финансирование бюджетного дефицита на основе денежно-кредитной эмиссии вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляции, которая имеет тяжелые социально-экономические последствия. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где финансовые рынки развиты недостаточно, налицо эмиссионный характер финансирования бюджетного дефицита. Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке и доходов от денежной эмиссии. Размещение государственных займов среди юридических лиц не сопровождается увеличением денег в обращении, то есть носит неинфляционный характер. В практике развитых стран Запада дефицит бюджета, как правило, финансируется за счет новых ценных бумаг, выпускаемых правительством в течение года. Финансовой базой погашения займов выступают налоги. В периоды экономического кризиса займы могут опережать налоговые поступления. Растущие государственные расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, обусловливают повышение налоговых платежей за счет увеличения налогооблагаемой базы, или повышения ставок налогов.

Существуют следующие меры в области управления государственным внутренним долгом:

‒ конверсия — изменение доходности займов. Государство чаще всего снижает процентные ставки по займам, в целях снижения расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга. Не исключается возможность повышения доходности государственных ценных бумаг;

‒ консолидация — изменение условий займа, связанных с их сроками. Как правило срок займа увеличивается, но может быть и уменьшен. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов ценных бумаг, обращающихся одновременно, что сокращает расходы государства по обслуживанию долга. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Рефинансирование предыдущих займов означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Аннулирование государственного долга — это мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним, или по всему государственному долгу).

Аннулирование государственных ценных бумаг проводится по двум причинам:

‒ в случае финансовой несостоятельности приход к власти новых политических сил, которые отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти.

‒ отсрочка погашения займа — мера, при которой отодвигаются сроки погашения займов и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения внешней задолженности может и не повлечь приостановку выплаты процентов. Отсрочка погашения займа принимается в таких случаях, когда большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашение по ранее выпущенным займам.

В настоящее время в мировой практике управления выпущенным долгом отчетливо проявляются две тенденции:

‒ направленность большинства стран на диверсификацию видов ценных бумаг и сроков погашения;

‒ стремление к пролонгированию государственной задолженности.

В этих условиях доля долгосрочных долговых обязательств в обороте государственных ценных бумаг становится показателем устойчивости рынка.

Комплекс мер по управлению государственным внешним долгом намного уже, чем по управлению внутренним долгом.

В случае, если государство-заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку и провести реструктуризацию задолженности, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов этой страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату долгов кредиторам, парализуется импорт.

Если государство признает угрозу банкротства, то по просьбе правительства под эгидой международных финансовых организаций в стране вводится контроль над экономикой и финансами. Создается управляющий орган — международный валютный совет, который уполномочен решать вопросы распределения и использования выделяемых правительству средств. При этом национальная валюта привязывается жестко к доллару и доллар запускается в обращение наряду с национальной валютой.

Литература: