Упрощенка для ООО

Упрощенная система налогообложения для ООО (нюансы)

Какие фирмы могут применять УСН

Как работает ООО на упрощенке

Варианты налогообложения для УСН

Налогообложение ООО на упрощенке 15 процентов

Особенности упрощенки 6 процентов для ООО

Итоги

Какие фирмы могут применять УСН

Возможность применения упрощенной системы налогообложения ограничена рядом условий:

  • средняя численность персонала фирмы за налоговый период должна быть не более 100 человек;
  • доля участия в ООО других юридических лиц не должна превышать 25%;
  • ООО не должно иметь филиалы и заниматься каким-либо из перечисленных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ видов деятельности;
  • остаточная стоимость основных средств ООО должна быть не более 150 млн руб.;
  • величина дохода за 2019 год не должна превысить 150 млн руб., если ООО уже работает на УСН; если же организация планирует перейти на упрощенку с 2020 года, то ее доходы за 9 месяцев 2019 года не должны быть больше 112,5 млн руб.

Подробнее об ограничениях для данного спецрежима читайте

Как работает ООО на упрощенке

Применять УСН можно либо с даты регистрации ООО в текущем году, либо с начала любого календарного года. О намерении работать на упрощенке необходимо уведомить налоговую инспекцию. В первом случае — в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет, во втором — не позднее 31 декабря предшествующего года. Нарушение срока подачи уведомления о применении УСН приведет к невозможности его применения (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Изменить систему налогообложения можно будет только со следующего календарного года. Исключением будет ситуация, если в текущем году ООО выйдет за пределы ограничений, установленных для применения УСН.

О действиях, которые необходимо предпринять при утрате права на УСН, читайте в материале «Лимит доходов при применении УСН».

Бухгалтерский и налоговый учет при УСН осуществляется выбранными ООО способами, закрепленными в учетной политике. Методы бухучета устанавливаются законом о бухгалтерском учете и действующими ПБУ, а налоговые методы — гл. 26.2 НК РФ. Это неизбежно приводит к различию в ведении двух видов учета. При разработке учетной политики ООО вправе выбрать те способы учета, которые сгладят эти различия.

ООО на УСН может вести бухучет так же, как и при ОСНО. Однако в связи с тем, что применяющие УСН фирмы чаще всего являются субъектами малого предпринимательства, они вправе использовать упрощенные способы бухучета:

  • полный упрощенный бухучет, похожий на учет ОСНО, но разрешающий неприменение некоторых ПБУ, использование сокращенного плана счетов и упрощенных регистров учета;
  • сокращенный упрощенный бухучет, ограничивающийся ведением книги учета фактов хозяйственной деятельности, но с применением способа двойной записи операций в ней;
  • простой упрощенный бухучет — ведение книги учета фактов хозяйственной деятельности без применения способа двойной записи.

ООО, являющемуся субъектом малого предпринимательства, необходимо также выбрать вариант составления бухгалтерской отчетности – полный или сокращенный.

Варианты налогообложения для УСН

Плательщики УСН освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество, за исключением некоторых ситуаций, перечисленных в п. 2 ст. 346.11 НК РФ. Вместо них уплачивается налог, рассчитываемый от объекта, выбранного самим налогоплательщиком УСН при переходе на данную систему. Прочие платежи (начисления на зарплату, НДФЛ, транспортный, земельный, водный налоги, акцизы) начисляются и вносятся плательщиком УСН по стандартным правилам, установленным действующим законодательством.

Налог, уплачиваемый при УСН, может начисляться исходя из одного из 2 объектов налогообложения: «доходы минус расходы» или «доходы». Объект должен быть постоянным в течение календарного года, но может быть изменен с начала следующего года по заявлению, поданному в ИФНС до 31 декабря.

К объекту «доходы минус расходы» применяется ставка 15%. Объект «доходы» облагается по ставке 6%. Законами субъектов РФ ставки могут быть снижены: при объекте «доходы минус расходы» может быть установлена ставка от 5 до 15%, при объекте «доходы» – от 1 до 6%.

О том, как выбрать объект налогообложения, читайте в статье «Какой объект при УСН выгоднее — ”доходы“ или ”доходы минус расходы”»?».

Что делать, если нужно сменить объект налогообложения, рассказывается в материале «Как сменить объект налогообложения при УСН».

Для принятия решения о том, какой объект налогообложения выбрать, советуем изучить несколько мнений. Авторитетное мнение экспертов К+ смотрите в Путеводителе по УСН, получив бесплатный пробный доступ.

Налоговый период при УСН — год, и отчетность по налогу (декларацию) ООО сдает 1 раз (за год) до 31 марта года, следующего за отчетным. При этом в течение года ежеквартально начисляются авансовые платежи, которые уплачиваются до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Окончательный расчет по налогу по данным декларации, в которой учитываются уплаченные авансовые платежи, производится до 31 марта года, следующего за отчетным. Расчет авансовых платежей и заполнение декларации по УСН осуществляются на основании данных книги доходов и расходов, служащей налоговым регистром при УСН.

Налогообложение ООО на упрощенке 15 процентов

При объекте «доходы минус расходы» начисление налога производится от базы, представляющей собой разницу между фактически полученными доходами и оплаченными (документально и экономически обоснованными) расходами. При этом перечень расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, и способы их учета для целей налогообложения строго регламентированы (ст. 346.16 и 346.17 НК РФ).

О требованиях, предъявляемых к расходам при УСН 15%, читайте в статье «Учет расходов при УСН с объектом ”доходы минус расходы”».

Налог, уплачиваемый при УСН «доходы минус расходы», не должен быть менее 1% от полученной выручки. Даже если по итогам работы получен убыток, фирма должна уплатить этот минимальный налог. Однако такой убыток может быть учтен в дальнейших периодах.

Особенности упрощенки 6 процентов для ООО

При объекте «доходы» ставку 6% применяют к фактически полученным доходам. Расходы при расчете налога не учитываются никак, в книге доходов и расходов они отражаются по желанию налогоплательщика. При УСН 6% ограничений по минимальной сумме налога нет, и при отсутствии выручки налог не уплачивается.

Сумму налога, исчисляемую при УСН «доходы», можно уменьшить на суммы фактически оплаченных в отчетном периоде платежей в фонды, расходов на оплату больничных за счет работодателя, торгового сбора, но не более чем на 50%.

О том, как рассчитать налог 6% с учетом уплаченных взносов, читайте в материале «Как ”упрощенцу“ уменьшить единый налог на страховые взносы».

Итоги

Если компания удовлетворяет условиям применения УСН, она может подать заявление о переходе на эту систему налогообложения, указав объект налогообложения: «доходы минус расходы» или «доходы». В случае нарушения срока подачи уведомления о переходе на УСН применение этой системы будет невозможно. Ставки налога регулируются законами субъектов, но в любом случае они должны быть в пределах 5-15% для объекта «доходы минус расходы» и 1-6% для объекта «доходы». Плательщики УСН раз в году представляют декларацию и уплачивают ежеквартальные авансовые платежи.

Применение УСН не отменяет для юридических лиц ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности. По какой форме, полной или упрощенной, будет вестись учет и представляться отчетность, ООО определяет самостоятельно в своей учетной политике.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

УСН: статистическая отчетность упрощенца

Главная — Статьи

Правовые основы для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, определены Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Федеральное статистическое наблюдение в соответствии с действующим законодательством проводится в отношении респондентов, которыми в том числе являются созданные на территории РФ юридические лица и граждане, осуществляющие на территории РФ предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Респонденты обязаны безвозмездно представлять субъектам официального статистического учета первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, персональные данные физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (п. 1 ст. 8 Закона N 282-ФЗ).

Субъекты официального статистического учета — федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 2 Закона N 282-ФЗ). Под ними подразумеваются Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и ее подразделения на местах. Согласно Положению о Федеральной службе государственной статистики (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420) Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере официального статистического учета.

Под первичными статистическими данными понимается документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (п. 7 ст. 2 Закона N 282-ФЗ).
Административные данные — используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая органами государственной власти, местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством РФ (п. 6 ст. 2 Закона N 282-ФЗ).
Отметим, что респонденты — субъекты малого предпринимательства представляют первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (п. 4 ст. 8 Закона N 282-ФЗ, п. 3 ст. 7 Закона N 209-ФЗ).

Примечание. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, наряду с остальными субъектами предпринимательской деятельности обязаны представлять в территориальные органы Росстата статистическую отчетность, поскольку для них сохраняется действующий порядок ее представления (п. 4 ст. 346.11 НК РФ).

Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства в РФ осуществляются путем проведения:

  • сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства;
  • выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства проводятся один раз в пять лет (п. п. 1, 2, 3 ст. 5 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий и ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

Напомним, что малыми предприятиями являются организации, у которых одновременно выполняются следующие условия (п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

  • доля участия других юридических лиц, которые не считаются субъектами малого и среднего бизнеса, в уставном капитале не превышает 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий год не превышает 100 человек;
  • объем выручки (без учета НДС) за предшествующий год не превышает 400 000 000 руб.

Примечание. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия. К таковым относятся организации, у которых средняя численность работников за предшествующий год не превышает 15 человек, а объем выручки (без учета НДС) за предшествующий год менее 60 000 000 руб. Для них при этом сохраняется вышеприведенное ограничение по доле участия других юридических лиц.

Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 79.

Выше приводилось, что выборочные статистические наблюдения Росстата за деятельностью субъектов малого предпринимательства осуществляются путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований, а микропредприятий — путем ежегодных обследований. Такие обследования проводятся в соответствии с федеральным планом статистических работ.

При выборочных статистических наблюдениях используется сочетание обследований основных экономических показателей деятельности малых предприятий по унифицированным формам федерального статистического наблюдения и обследований отраслевых особенностей деятельности по соответствующим специализированным формам федерального статистического наблюдения.

Перечни субъектов малого предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяются Росстатом на основе формирования представительной (репрезентативной) выборки по видам экономической деятельности по Российской Федерации и субъектам РФ. Субъекты малого предпринимательства, входящие в указанный перечень, представляют сведения по формам федерального статистического наблюдения.

Утвержденные Росстатом в соответствии с законодательством РФ формы статистического наблюдения включают в себя статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса их представления, а также порядок их заполнения.

Территориальные органы Росстата обеспечивают субъектов малого предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, бланками форм федерального статистического наблюдения на безвозмездной основе.

В унифицированные формы федерального статистического наблюдения за деятельностью:

  • малых предприятий ежеквартально включаются сведения об обороте товаров (работ, услуг), производимых ими, о выручке от реализации товаров (работ, услуг), средней численности и заработной плате работников, инвестиционной деятельности;
  • микропредприятий — сведения об основных показателях экономической деятельности по итогам календарного года;
  • микропредприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, и крестьянских (фермерских) хозяйствах — сведения об основных показателях их экономической деятельности с учетом отраслевой специфики по итогам года.

Источниками сведений, представляемых субъектами малого предпринимательства, являются данные первичных учетных документов, регистров, счетов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Отчетные формы

Первичные статистические данные представляются территориальным органам Росстата респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения, в которых указаны в том числе и сроки представления. В случае если последний день срока подачи государственной статистической отчетности отчитывающимися субъектами приходится на нерабочий день, днем окончания срока представления отчетности считается ближайший следующий за ним рабочий день (Постановление Госкомстата России от 07.03.2000 N 18).

Малые предприятия в территориальные органы статистики ежеквартально представляют форму N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». При представлении сведений за 2012 г. использовалась форма N ПМ, утвержденная Приказом Росстата от 15.08.2011 N 355, при подаче же данных за январь — март 2013 г. респондентам придется обращаться к форме N ПМ, утвержденной Приказом Росстата от 29.08.2012 N 470. Сведения в форме N ПМ приводятся нарастающим итогом за период с начала отчетного года. В указанную форму включаются сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям данного малого предприятия независимо от их местонахождения (п. 6 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», утв. Приказом Росстата от 30.12.2011 N 531). Приведенное положение действует и при заполнении всех указанных ниже форм статистического наблюдения.

Данную форму необходимо представить в отделение статистики не позднее 29-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Таким образом, за период с января по декабрь 2012 г. форму N ПМ надлежит представить до 29 января текущего года включительно.

Для определенных видов деятельности предусмотрены специальные статистические формы. Так, организации — субъекты малого предпринимательства, основным видом деятельности которых являются оптовая, розничная торговля (включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом) ежемесячно представляют в территориальные отделения статистики форму N ПМ-торг «Сведения об обороте торговли малого предприятия» (утв. Приказом Росстата от 19.07.2011 N 328). Срок ее представления — 4-е число после окончания отчетного периода. Исходя из этого форму N ПМ-торг за декабрь 2012 г. указанные респонденты должны были представить в первый рабочий день 2013 г., то есть 9 января.

Начиная же с отчетности за январь 2013 г. попавшим в выборку малым предприятиям, осуществляющим оптовую и розничную торговлю, при составлении статистической отчетности надлежит использовать форму N ПМ-торг, утвержденную Приказом Росстата от 27.07.2012 N 421.

Малые предприятия, основным видом деятельности которых является розничная торговля (включая торговлю автотранспортными средствами и моторным топливом), попавшие в статистическую выборку, ежеквартально представляют данные по форме N 3-ТОРГ (ПМ) «Сведения о продаже и запасах товаров малого предприятия розничной торговли» (утв. Приказом Росстата от 19.07.2011 N 328). Данные приводятся нарастающим итогом с начала года. Эту форму за январь — декабрь 2012 г. приведенные организации должны представить до 15 января текущего года.

Ежемесячно отчитываются в территориальном органе Росстата по месту нахождения и малые предприятия, осуществляющие экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, лесозаготовки, рыболовства. Ими до 4-го числа следующего месяца представляется форма N ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием» (утв. Постановлением Росстата от 28.07.2009 N 153). Эту форму за декабрь 2012 г. им, так же как и коллегам по торговле, следовало представить 9 января текущего года.

Форму N 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации) за 2012 г.» (утв. Приказом Росстата от 19.08.2011 N 367) до 9 апреля 2013 г. надлежит представить малым предприятиям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды и попавшим в выборку.

В 2012 г. данные респонденты ежеквартально представляли в отделения статистики форму N ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды» (утв. Приказом Росстата от 23.09.2008 N 235). Указанную форму надлежало подать до 10-го числа последнего месяца отчетного периода. Для внесения информации за январь — март 2013 г. респондентам понадобится форма N ДАП-МП, утвержденная упомянутым Приказом Росстата N 470. Направить же эту форму малым предприятиям надлежит до 11 марта текущего года.

Для микропредприятий все тем же Приказом Росстата N 470 утверждена форма N МП(микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия». По ней должны отчитываться все микропредприятия, кроме тех, кто занимается сельскохозяйственной деятельностью. Эта форма является годовой. По итогам 2012 г. ее нужно представить в органы статистики до 5 февраля 2013 г.

Микропредприятия, которые временно не работали в течение отчетного года и на которых в течение части его имели место производство товаров и услуг или инвестиционная деятельность, представляют рассматриваемую форму на общих основаниях с указанием, с какого времени они приостановили свою деятельность.

До 5 февраля 2013 г. в территориальные органы Росстата должны представить сведения и микропредприятия, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность (включая крестьянские (фермерские) хозяйства). Статистическую отчетность они представляют по форме N МП(микро)-сх «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность» (утв. упомянутым Приказом Росстата N 470).

Если среди учредителей малого предприятия имеются иностранные инвесторы (юридические или физические лица), то организации необходимо представить в территориальный орган Росстата форму N 1-ВЭС «Сведения о деятельности предприятия с участием иностранного капитала» (утв. упомянутым Приказом Росстата N 470). Данная форма годовая, направить ее надлежит до 24 марта после отчетного года. Поскольку 24 марта 2013 г. приходится на воскресенье, отчет за 2012 г. представляется не позднее 25 марта.

Для годовой отчетности индивидуальных предпринимателей Росстатом утверждено несколько форм в зависимости от видов их деятельности.

По итогам 2012 г. индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством, должны представить в территориальные органы Росстата форму N 1-ИП-сх «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность». Срок ее представления — не позднее 4 марта 2013 г. (2 марта — выходной суббота).

А вот не занимающимся сельским хозяйством, а также розничной торговлей и ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования индивидуальным предпринимателям, попавшим в статистическую выборку, надлежит представить в территориальные органы Росстата форму N 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2012 г.» (утв. тем же Приказом Росстата N 470). Срок тот же — не позднее 4 марта 2013 г.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров населению и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, до 17 октября прошлого года должны были подать данные за 2012 г. по форме N 1-ИП (торговля) «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле» (утв. Приказом Росстата от 12.05.2010 N 185). Поскольку эта форма не отменена Росстатом, индивидуальным предпринимателям, попавшим в статистическую выборку, надо быть готовым к ее представлению за 2013 г. в тот же срок — 17 октября.

Порядок представления

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее — Положение N 620).

Для того чтобы первичные статистические данные и административные данные входили в число обязательных для представления в территориальные органы Росстата, они должны удовлетворять ряду условий, перечисленных в п. 2 Положения.

Собираемые в обязательном порядке данные должны быть обобщены Росстатом (его отделениями) и впоследствии включены в официальную статистическую информацию. То есть они должны в будущем стать частью данных, сведенных воедино с целью дать представление о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ (п. 3 ст. 2 Закона N 282-ФЗ).

Указанные данные представляются в виде заполненных форм федерального статистического наблюдения. Они же, в свою очередь, должны быть утверждены в установленном порядке Росстатом, как и указания по их заполнению (п. 4 ст. 6 Закона N 282-ФЗ).

Названные формы и указания по их заполнению должны быть доведены до респондентов, причем безвозмездно.

На практике территориальные отделения Росстата выдают необходимые формы по месту сдачи отчетности. Респонденты также могут найти формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на официальных сайтах территориальных управлений Росстата в сети Интернет, которым вменена соответствующая обязанность. Размещены они и на сайте Росстата http://www.gks.ru/metod/forma.html.

Для статистической отчетности, как и для налоговой, предусмотрено несколько способов сдачи. Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами следующим образом (п. 10 Положения N 620):

  • сдана непосредственно или через представителей;
  • направлена в виде почтового отправления с описью вложения;
  • передана по телекоммуникационным каналам связи.

Кстати, на бланках форм федерального статистического наблюдения теперь прямо указывается, что возможно их представление в электронном виде. Респонденты при такой форме представления должны иметь соответствующее программное обеспечение. Действующее же до выхода Положения N 620 Положение о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (утв. Постановлением Госкомстата России от 15.07.2002 N 154) требовало еще и согласования с территориальным органом Росстата.

При направлении форм почтой датой представления отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче по телекоммуникационным каналам связи — дата отправки (п. 11 Положения N 620). В последнем случае территориальный орган Росстата должен передать респонденту квитанцию о приеме в электронном виде (п. 12 Положения N 620).

Ответственность за достоверность представляемой в органы Росстата информации несет руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Эти же лица и подписывают формы статистической отчетности.

В то же время Положение N 620 предлагает руководителю организации назначить должностное лицо, уполномоченное предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица.

Если респондентом нарушены указания по заполнению первичных статистических данных либо в них допущены арифметические или логические ошибки, то они считаются недостоверными. Недостоверность в статистических данных может быть обнаружена самим респондентом, и тогда он направляет исправленные статистические данные. Если ошибку обнаружили в территориальном органе Росстата, он направляет респонденту письменное уведомление об этом. В таком случае исправленные данные надлежит представить по истечении трех дней с момента получения уведомления. В приложенном сопроводительном письме приводятся обоснования внесения исправлений или необходимые пояснения.

Для территориальных органов Росстата также установлен трехдневный срок для направления уведомления о недостоверности представленных статистических данных с момента их обнаружения. Но его несоблюдение и направление уведомления позднее трехдневного срока не дает респонденту права проигнорировать необходимость исправления.

Непредставление или несвоевременное представление респондентами территориальным органам Росстата первичных статистических данных или административных данных либо представление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством РФ (п. 14 Положения N 620).

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации в силу ст. 13.19 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Помимо упоминания о возможности наложения штрафных санкций по данной статье КоАП РФ на бланках форм федерального статистического наблюдения приводится еще и ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 N 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Данной нормой установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций и объединений, представивших искаженные первичные статистические данные или нарушивших сроки представления отчетности, по возмещению в установленном порядке органам статистики ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности. Несмотря на то что это положение установлено довольно давно, порядок его применения до настоящего времени не разработан. Поэтому на практике указанная норма не применяется.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ, рассматривают территориальные органы Росстата (ст. 23.53 КоАП РФ) в лице руководителей или их заместителей. При этом осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учета и составлять протоколы об административных правонарушениях допускается служащим, замещающим должности начальника отдела и заместителя начальника отдела в территориальных органах Росстата и непосредственно выполняющим возложенные на них функции сбора статистической информации (п. 1 Постановления Госкомстата России от 07.02.2003 N 36).

В случае если в установленный срок не будет выполнено требование об исправлении недостоверной отчетности, в соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ территориальными органами Росстата может быть наложен штраф на:

  • предпринимателей — от 300 до 500 руб.;
  • должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет;
  • юридические лица — от 10 000 до 20 000 руб.

Должностное лицо статистического органа в данной ситуации может также воспользоваться п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ: неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. Это влечет предупреждение или наложение административного штрафа на предпринимателей в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.

Кроме того, может быть применена ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа:

  • на предпринимателей — в размере от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц — от 300 до 500 руб.;
  • на юридические лица — от 3000 до 5000 руб.

УСН в ООО: особенности и условия перехода на упрощенное налогообложение

Использование упрощённой системы налогообложения является менее затратным по времени и более простым в объёме документации, которую следует заполнять предприятиям.

В отличие от индивидуальных предпринимателей (ИП) на упрощённой системе, ООО обязаны вести бухгалтерский учёт, но могут это делать более просто, чем те организации и предприятия, не использующие в своей деятельности УСН (упрощённую систему налогообложения). Интерес к УСН в целом, вызван более низкой налоговой нагрузкой на предприятие.

Специальные системы налогообложения – это определенные условия, при которых упрощается или не взимается налог на определенную часть налогов.

Что такое упрощенная система налогообложения для ООО

Упрощённая система налогообложения (УСН) – это система налогов для малых и средних предприятий РФ, которые соответствуют определённым критериям:

  • соблюдение лимита торговой выручки (дохода) на уровне не более 68,82 млн. рублей за календарный год (согласно изменениям, произошедшим в 14 году, вступающих в силу с начала 2015 г.);
  • штат компании составляет до 100 чел.;
  • совокупная стоимость всех активов компании не превышает 100 млн. рублей;
  • другие компании являются акционерами данной компании не более чем на четверть всех её активов.

В чем плюсы патентной системы налогообложения?

Как составляется бухгалтерская отчетность?

Какие бывают системы налогообложения для ООО?

Условия применения УСН

УСН не может применяться в хозяйственной деятельности таких организаций: банки и страховые компании, нотариусы и ломбарды, страховщики и инвестфонды, иностранные компании и компании, занимающиеся микрофинансированием, адвокаты и государственные организации. Полный их перечень приводится в статье 346.12 НКРФ. Остальные субъекты вольны избирать УСН, при соответствии изложенным выше четырём критериям.

На схеме указаны общие условия применения УСН

Переходя на упрощённое налогообложение, предприятие вольно выбирать режимы налогообложения объекта: либо это будет налог, уплачиваемый с дохода, либо с прибыли (рассчитывается как доходы минус расходы). Выбрав первый режим, величина оплачиваемых налогов будет равна 6% от дохода. При втором – 15% от прибыли. Подробно об этом и других особенностях УСН расскажет специалист:

Однако, различные субъекты РФ могут на местных уровнях самостоятельно менять величину налога от 5% до 15% при втором режиме налогообложения. Здесь имеется один нюанс – при расчёте итоговой величины налога при втором режиме, если налог оказывается менее чем 1%, при использовании базового режима расчёта, либо получается минусовая прибыль, плательщик обязан заплатить как минимум 1% налога от величины своего дохода в текущем году.

Желающие перейти на упрощённую систему, могут это сделать перед началом фискального года (01.01 – 31.12). За редкими исключениями, переход внутри года не выполняется. Детальнее о порядке перехода изложено ниже.

Отчётность за каждый год подаётся не позднее 31 марта следующего фискального года, на основании данных Книги учёта доходов и расходов, которую они обязаны вести (начиная с 2013 года). Промежуточной отчётности не предусмотрено.

ООО на УСН освобождены от ряда налогов

Согласно статье 346.11 НКРФ, предприятия, находящиеся на УСН, не платят:

  • Налог на прибыль;
  • НДС;
  • Имущественный налог предприятий.

Читайте про расчет единого налога при упрощенной системе налогообложения.

Льготы, предусмотренные для ООО на УСН

Предприятия на УСН обладают следующими льготами:

  1. Отсутствие кассового лимита – допустимо хранение в своих кассах любую сумму.
  2. Ведение бухучёта кассовым методом (в тот же день, когда наличность была принята в кассу, а не в день продажи услуги или товара, если эти два события разнесены между собой по времени).
  3. Возможность открывать новые обособленные подразделения (до 2015 года предприятиям на УСН этого было сделать нельзя), но не филиалы.
  4. Начиная со следующего года – возможность открывать представительства.
  5. Компании, уплачивающие сбор на торговлю и работающие в Москве и СПб, могут законно уменьшать величину своих налоговых отчислений на сумму уплаченного ними торгового сбора.
  6. Возможность индексации сумму налога к уплате за счёт её уменьшения на перечисления, выполненные в, Фонд обязательного медстрахования, Соцстрах и Пенсионный Фонд РФ.

Бухгалтерская отчетность: как составить?

Узнайте, как зарегистрировать ИП через Госуслуги.

Узнайте прямо сейчас, как открыть свою кальянную.

  1. До начала нового календарного года необходимо написать заявление в налоговую, по месту регистрации ООО, до 31 декабря включительно. Лучше всего не затягивать с подачей заявления, поскольку в предпраздничные дни госорганы отличаются повышенной загрузкой и ваше заявление может остаться без должного внимания и не принято.
  2. В заявлении необходимо указать, какой режим налогообложения избран предприятием, какой совокупные доходы на 01.10 этого года были получены предприятием и какой имеющийся остаточная стоимость основных средств (исходя из амортизационных калькуляций).
  3. Поскольку никакое разрешение от налоговой или уведомление о «пропуске» вас на УСН законодательно не предусмотрено, начиная уже с первого дня следующего календарного года, вы на законных основаниях можете применять УСН. Единственным ограничением имеющегося подхода является то, что ваше заявление должно быть зарегистрировано как принятое налоговой.
  4. Новообразованные ООО могут перейти на упрощённую систему в любое время года, не дожидаясь начала следующего года, в срок 30 дней с даты регистрации ООО.
  5. «Принудительная» миграция на УСН возможна только для тех ООО, которые находились на системе единого налога на вменённый доход (ЕНВД), когда в текущем году для них больше не соблюдаются критерии применения ЕНВД или прекратили деятельность, являвшуюся объектом ЕНВД.

Таким ООО необходимо передать в бумажном или электронном видах два заявления: про переход на упрощённую систему и про завершение их учёта как ЕНВД-плательщика. Выполнить это следует не позднее 5-ти календарных дней после наступления одного из двух событий, по месту своей регистрации.

Порядок утраты ООО права на упрощённую систему – не автоматический. Предприятие может перестать быть субъектом УСН вследствие:

  1. Прекращения осуществления деятельности, являвшейся объектом для УСН.
  2. ООО имеет намерение мигрировать на другую схему налогообложения.
  3. ООО превысило порог годичного дохода в 68,82 рублей.

Тогда, организация или предприятие должно подать заявление в налоговую, не позднее чем через 2 недели после наступления соответствующего события. В заявлении требуется изложить уведомление о конкретном случае (завершение/изменение характера деятельности, выбор иной системы, превышение порога доходности).

Порядок оплаты налогов на УСН

Те, кто выбрал первый режим налогов – налог на доходы – платят его авансом за каждый квартал года, до начала квартала. Выбравшие второй режим, налогообложение прибыли, платят его авансом за каждый квартал года, до завершения 25-ти первых календарных дней текущего квартала.

Все ООО на УСН, независимо от режима налогообложения, обязаны уплатить окончательную величину налога за весь год до конца 1 квартала следующего фискального года.

Под «налогами» в данном случае понимаются сами налоги, а также перечисления в Пенсионный Фонд, Фонд обязательного медстрахования и Соцстрах. На сумму перечислений уменьшается сам налог, что является одним из явных финансовых преимуществ упрощённой системы налогообложения. Оплата налогов осуществляется по месту регистрации ООО, находящегося на УСН.

Следует признать, что упрощённая налоговая система для ООО является гораздо более выгодной, чем общая система, как по налоговым отчислениям, так и времени, затрачиваемому на выполнение документального сопровождения.

Предприятия и организации на этой системе обладают рядом льгот и преимуществ по сравнению с остальными юрлицами, а также вполне могут передать ведение бухгалтерских книг на аутсорсинг.

Переход на УСН простой, а объём выручки достаточно большой, чтобы оставаться на этой системе малым и средним предприятиям. Из минусов можно отметить невозможность иметь более 100 человек в штате и невозможность перейти на УСН в течение года.