Уровни управления менеджмента

Какие уровни управления можно выделить в организации?

Тест 1.

Какие уровни управления можно выделить в организации?

А) Первичный; Г) Средний;

Б) Высший; Д) Низший.

В) Вторичный;

Тест 2.

Основные функции менеджмента, это:

А) Планирование, организация, мотивация, прогнозирование;

Б) Планирование, организация, мотивация, контроль;

В) Планирование, организация, мотивация, координация.

Тест 3.

Какой из ниже перечисленных конфликтов не относится к типу (уровню) конфликтов в организации (предприятий)?

А) внутриличностный;

Б) межличностный;

В) структурный;

Г) между личностью и группой;

Д) межгрупповой.

Тест 4.

Какие из перечисленных ниже принципов управления, Вы считаете отвечающими современному представлению о роли и возможностях человека в организации?

№ п.п. Отвечает Не отвечает
Работа с людьми, направленная на их удовлетворенность.
Разделение труда.
Стабильность персонала.
Централизация управления.
Честность и доверие к людям.
Долевое участие каждого работающего в общих результатах работы организации.

Тест 5.

Выберите критерии, по которым осуществляется разделение труда в управлении:

А) Технология управления; Г) Профессиональная подготовка управляющих;

Б) Функции управления; Д) Иерархия управления;

В) Техника управления; Е) Стиль управления.

Тест 6.

Какой из видов разделения труда в управлении является на Ваш взгляд, основой для выделения других?

А) Профессионально – В) Технологическое;

квалификационное; Г) Иерархическое (вертикальное).

Б) Функциональное;

Тест 7.

Целью, какой школы управления было создание универсальных принципов управления?

А) Школы научного управления; В) Школы человеческих отношений;

Б) Классической школы управления; Г) Школы науки управления.

Тест 8.

Определите, к какому уровню управления относятся нижеследующие категории управленческих работников:

А) Мастера: В) Начальники отделов и служб предприятия:

1. Высший; 1. Высший;

2. Средний; 2. Средний;

3. Низший. 3. Низший.

Б) Заместитель начальника цеха: Г) Заместители и помощники директора:

1. Высший; 1. Высший;

2. Средний; 2. Средний;

3.Низший. 3. Низший.

Тест 9.

Определите, к какому уровню управления относятся:

заместитель директора по экономическим вопросам (ЗЭ), заместитель начальника цеха по техническим вопросам (ЗНЦТ), мастер (М), начальник финансового отдела предприятия (НФО), заместитель директора по коммерческим вопросам (ЗКом), помощник директора по кадрам (ПК), начальник отдела маркетинга (НОМ), бригадир бригады сварщиков (Б). Выберите правильный вариант.


Тест 10.

Руководители, какого уровня управления характеризуются нижеприведенными высказываниями? Поставьте рядом с высказыванием соответствующую букву.

А)(2,5,7) – руководитель высшего уровня; В) (1) – руководитель низшего уровня.

Б) (3,4,6)– руководитель среднего уровня;

1. Олег Иванов возглавляет бригаду сварщиков на предприятии.

2. В.В. Павлов контролирует все направления деятельности ОАО » Московская кондитерская фабрика » Красный Октябрь».

3. Надежда Васильева была назначена начальником планово – экономического отдела завода.

4. Мой знакомый после окончания института был назначен заместителем директора предприятия по экономике и финансам.

5. Виктор Сидоров контролирует работу 7 мастеров.

6. Михаил Савченко подписал приказ о введении нового штатного расписания в компании с 1 января 2012 года.

Тест 11.

Выделите этапы контроля:

А) Предварительный;

Б) Установление стандартов и критериев;

В) Сопоставление (сравнение) с ними реальных результатов;

Г) Текущий;

Д) Финансовый;

Ж) Принятие необходимых корректирующих действий.

Тест 12.

Определите, какой критерий лежит в основе выделения трех категорий управленческих работников: руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

А) Стиль работы; Г) Функции управления;

Б) Уровень управления; Д) Организационная структура

В) Технология процесса управления;

Тест 13.

Для каких подходов и школ менеджмента характерны приведенные ниже утверждении? Выберите правильный ответ.


№ п. п. Содержание утверждения Школа менеджмента
А. Основа эффективной работы – разделение и организация труда. Ситуационный подход
Б. Организация не может работать эффективно без учета факторов внешней среды и развивается с применением системного подхо- да, теорий исследований операций, математического аппарата и количественных методов. Школа науки управления
В. Основа эффективной работы организации – учет сложившейся ситуации. Классическая школа управления
Г. Мотивация поведения людей в организации – главный фактор ее эффективной работы. Школа человеческих отношений

Тест 14.

Выберите правильные ответы:

Линейный руководитель – это тот, кто:

А) Контролирует деятельность всей организации;

Б) Руководит деятельностью подчиненных ему производственных подразделений и работников;

В) Отвечает за определенную сферу деятельности в организации;

Г) Руководит подразделением или организацией в целом, оказывая прямое воздействие на подчиненных, решая все возникающие проблемы управления.

Тест 15.

Выберите правильный ответ:

Функциональный руководитель – это тот, кто:

А) Имеет право отдавать приказы в рамках всей организации;

Б) Управляет отдельной сферой деятельности в организации;

В) Осуществляет управление производством;

Г) Имеет отдельный кабинет и секретаря.

Тест 16.

Определите, о каких руководителях, линейных (ЛР) или функциональных (ФР) идет речь в следующих высказываниях. Укажите свой вариант ответа в нужных местах в каждом высказывании.

А) (ФР)Наши студенты после окончания университета по специальности «Маркетинг» работают в организациях в отделах маркетинга, а наиболее умные, способные и энергичные из них могут даже стать руководителями этих отделов (_______);

Б) (ФР)Коммерческий директор (_______) торговой фирмы «Русский сувенир» собирается пройти переподготовку в Межотраслевом институте повышения квалификации при МГТУ им. Н.Э. Баумана, по специальности «Менеджмент»;

В)(ФР) Мой брат занимает должность управляющего делами в крупной фирме (______);

Тест 17.

Тест 18.

Тест 19.

Тест 20.

Тест 21.

Руководитель, принимая решения и организуя их выполнение, выступает как:

А) Предприниматель; В) Распределитель ресурсов;

Б) Представитель; Г) Устранитель нарушений.

Тест 22.

Тест 23.

К информационным ролям менеджера относятся:

А) Связующее звено; В) Распространитель информации;

Б) Приемник информации; Г) Ведущий переговоры.

Тест 24.

Тест 25.

Тест 26.

Г) Руководителей всех трех уровней управления.

Тест 27.

К межличностным ролям относят таких, как:

А) Руководитель; В) Лидер;

Б ) Предприниматель; Г) Представитель.

Тест 28.

Тест 29.

Наибольшая?

А) Высшего; Б) Среднего; В) Низшего.

Тест 30.

Тест 31.

Выберите основные отличительные признаки управленческой команды:

1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом.

2. В команде один за всех и все за одного.

3. Все члены команды – единомышленники.

4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила ее жизни.

5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг к другу

6. Команда включает оптимальный состав по распределению ролей: генераторы – критики – организаторы.

7. В команде господствует культ буквы, а не мысли.

8. В команде полноценная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма.

9. В команде присутствует культ власти. Авторитет утверждается по должности, а не по заслугам.

10. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом. Умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу.

Тест 32.

Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

В, 2-в, 3-н. 4-в, 5-н, 6-в, 7-н, 8-н, 9-н, 10-н

1. Контроль и инструктирование подчиненных имеет наибольшее значение в структуре затрат рабочего времени руководителей низового звена.

2. Когда цель поставлена, руководителям легче исполнять свои обязанности.

3. Главная задача руководителей и управленческих работников всех 3-х уровней управления — это определение миссии и общих целей функционирования и развития организации.

4. Умение работать с людьми важно для руководителей всех уровней управления.

5. Знание техники и технологии современного производства, умение хорошо разбираться в технических вопросах – это основное требование к руководителям высшего уровня в различных организациях.

6. Руководители всех трех уровней управления выполняют функции планирования, организации, координации, мотивации и контроля в организации.

7. В подавляющем большинстве российских фирм работает сильная управленческая команда на высшем уровне управления.

8. Постоянное непосредственное общение с исполнителями производственных заданий – это характерная черта деятельности руководителей высшего уровня управления.

9. Планирование вовсе необязательно в работе современных руководителей. Важно уметь действовать по ситуации.

10. Возможность различных ролей руководителя не меняются в зависимости от уровня управления.

Тест 33.

Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

Н, 2-в, 3-н, 4-в, 5-н, 6-н, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в

1. Хороший, квалифицированный, опытный руководитель должен уметь успевать сам решать все возникающие в процессе управления проблемы, не привлекая к этому других управленческих работников.

2. Определение стратегических направлений развития организации – одна из главных задач руководителей высшего уровня управления.

3. Определение основ кадровой политики в организации занимает центральное место в работе руководителей всех трех уровней управления.

4. Работа руководителя состоит из комбинации нескольких ролей.

5. Работа руководителей высшего уровня связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем.

6. Знание основ психологии управления важно только для руководителей низового уровня управления, поскольку они находятся в постоянном общении с производственными исполнителями.

7. Руководители высшего уровня управления обязательны больше наблюдать за внешней деловой средой, чем руководители низового уровня управления.

8. Умение делегировать полномочия – одно из основных качеств эффективного руководителя.

9. Руководитель высшего уровня несет ответственность за деятельность всех подразделений в организации.

10. Роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы.

Тест 34.

Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

Н, 2-в, 3-в

1. Информирование – одна из общих функций управления, выполняемая руководителем.

2. В современных условиях руководители должны уметь использовать групповые формы работы, создавать инновационную обстановку, творческую атмосферу, привлекать к решению сотрудников организации.

3. Для хорошего высшего руководства требуется сочетание таких типов людей, как человек мысли, человек действия, человек, разбирающийся в людях понимающий их, и человек публики. Однако эти типы способностей практически никогда не совмещаются в одном человеке.

Тест 35.

Тест 36.

Тест 37.

Что такое социометрия ?

А) это способы осуществления воздействия на персонал на основе использования экономических законов;

Б) это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на властных отношениях и дисциплине;

В) это метод научного изучения взаимоотношений в коллективе и места каждого в структуре этих отношений;

Г) это метод, стимулирующий персонал на полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда.

Тест 38.

Расставьте перечисленные ниже потребности по порядку от низших к высшим, согласно иерархии А. Маслоу:

А, В, Д, Г, Б,

А) Физиологические потребности;

Б) Потребность в самовыражении (самореализации);

В) Потребность в безопасности и защищенности;

Г) Потребность в уважении;

Д) Социальные потребности.

Тест 39.

Тест 40.

Согласно Д.Мак-Клелланду, три важнейших для деловых ситуаций стимула – это стремление добиться успеха, власти и признания. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам связано, со стремлением к:

А) Власти;

Б) Успеху;

В) Признанию.

Тест 41.

Тест 42.

Тест 43.

Тест 44.

Первая стадия в создании продукта – это:

А) Управленческий анализ;

Б) Конструирование;

В) Предварительная оценка и выбор идей;

Г) Поиск идей.

Тест 45.

Предприятие решает организовать фирменный сервис во всех крупных городах области, для чего необходимо:

А) Связь с покупателем;

Б) Четкая система снабжения;

В) Поиск новых методов сервиса;

Г) Все вышеперечисленное.

Тест 46.

Новым товаром на рынке считается товар:

А) Имеющий новую упаковку и фасовку;

Б) Товар, с принципиально новыми техническими характеристиками;

В) Товар, известный на других рынках, но появившийся впервые на анализируемом;

Г) Все перечисленное.

Тест 47.

Что является товаром ?

А) Идеи;

Б) Виды деятельности;

В) Телевизоры;

Г) Все вышеперечисленное.

Тест 48.

Самая острая конкурентная борьба возникает на следующем этапе ЖЦТ:

А Внедрение;

Б) Зрелость;

В) Рост;

Г) Спад.

Тест 49.

Предприятие начинает получать прибыль обычно на следующем этапе ЖЦТ:

А) Внедрение;

Б) Зрелость;

В) Рост;

Г) Спад.

Тест 50.

Г) Все перечисленное.

Тест 51.

Тест 52

В какой организационной структуре реализуется принцип единоначалия?

А) Линейной;

Б) Функциональной;

В) Проектной;

Г) Матричной.

Тест 53.

Какая из ниже перечисленных подфункций не относится к функцию планирование?

А) Прогнозирование;

Б) Координация;

В) Моделирование;

Г) Программирование.

Тест 54.

Тест 55.

Теория мотивации, согласно которой людям присущи власть, успех и причастность:

А) Теория Д. МакКлелланда;

Б) Теория справедливости;

В) Теория А. Маслоу.

Тест 56.

Какая подфункция, функций планирования включает: Разработку алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбора методов управления?

А) Прогнозирование;

Б) Моделирование;

В) Программирование.

Тест 57.

Тест 58.

Какие факторы, связанные с выполняемой работой, составляют основу ситуационного подхода для определения оптимального масштаба управляемости?

А) Техника коммуникации;

Б) Схожесть работ;

В) Территориальная удаленность работ;

Г) Степень четкости в постановке целей;

Д) Сложность работ.

Тест 59.

Управления?

А) Производство;

Б) Маркетинг;

В) Финансы;

Г) Работа с кадрами;

Д) Эккаунтинг;

Ж) Внешняя среда.

Тест 60.

Метод SWOT позволяет выявить:

А) Сильные и слабые стороны организации (предприятия);

Б) Угроз и возможностей;

В) Конфликтных ситуаций.

Тест 61.

Правильно расставьте этапы процесса коммуникации: А, В, Г,Б

А) Отправитель;

Б) Получатель;

В) Кодирование;

Г) Раскодирование.

Тест 62.

Тест 63.

К теории мотивации?

А) Содержательные;

Б) Психологические;

В) Процессуальные.

Тест 64.

В процессе управления осуществляются информационно – технические операции, связанные со сбором, обработкой и передачей информации; аналитические операции, связанные с анализом информации, разработкой вариантов решений; операции, связанные с постановкой цели, выбором оптимального варианта решения, его принятием;организационно – административные операции, связанные с организацией выполнения решения, представительскими функциями и т. д.

Укажите, в работе каких управленческих работников преобладают указанные операции? Выберите правильный вариант ответа.

Операции Кто выполняет операции
Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г Вариант Д
Информационно – технические операции Технические исполнители Специалис- ты Технические исполнители Технические исполнители Руководители
Аналитические операции Технические исполнители Технические исполнители Специалис-ты Специалис-ты Технические исполнители
Операции целеполагания, операции по выбору варианта решения Специалисты Специалисты Руководители Специалисты Руководители
Организационно – административ- ные операции Руководители Руководители Руководители Руководители Специалисты

Тест 65.

Определите наиболее рациональную структуру затрат рабочего времени руководителей (Р), специалистов (С) и технических исполнителей (ТИ). Выберите правильный вариант.

И – Т – информационно – технические операции;

А – К – аналитико-конструктивные операции, связанные с анализом информации, целепологанием, выбором оптимального решения;

О – А – организационно – административные операции.

Тест 1.

Какие уровни управления можно выделить в организации?

А) Первичный; Г) Средний;

Б) Высший; Д) Низший.

В) Вторичный;

Тест 2.

Основные функции менеджмента, это:

А) Планирование, организация, мотивация, прогнозирование;

Б) Планирование, организация, мотивация, контроль;

В) Планирование, организация, мотивация, координация.

3. Типы и виды менеджмента.

Виды менеджмента:

  1. Организационный менеджмент. Управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработку норм, регламентов, правил, инструкций и прочее. Организационный менеджмент представляет собой систему управленческих действий, приёмов и процедур, направленных на реализацию функций организации, а также на теорию и практику менеджмента, опирающегося на приоритет общеорганизационных принципов и решение организационных проблем. Он включает: проектирование, создание и совершенствование организационных структур, чёткое разграничение функций, распределение организационных задач и обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных исполнителей, установление взаимосвязей между ними, строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятие управленческих решений. Направление действий организационного менеджмента на предприятии во многом определяется особенностями выбранной стратегии роста (развития) и необходимостью реализации её потенциала.

  1. Производственный менеджмент. Обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия путем ее направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно понимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме). Объектом изучения является предприятие (организация). Размер предприятия, его организационно-правовая форма и отраслевая принадлежность имеют важное значение. Поэтому при изучении дисциплины выделяется то общее, что характерно для всех без исключения предприятий, и то частное, что определяет специфику определённых предприятий. Предметом изучения производственного менеджмента являются принципы и методы управления производственной (операционной) деятельностью предприятия. Для предприятий отраслей сферы материального производства принято их основную деятельность определять как производственную, для предприятий отраслей сферы услуг – как операционную.

  1. Инновационный менеджмент. Осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества. Представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на достижение любой организационной структурой инновационных целей, адаптивных к условиям рынка, объёму и структуре ресурсного потенциала. Базовыми категориями инновационного менеджмента являются понятия «инновация», «инновационная деятельность», «нововведения». Инновационный менеджмент реализует одну из управленческих функций, объектом управления служат инновационные процессы и инновационная политика организации.

  1. Маркетинг – менеджмент. Ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т.п. Маркетинг-менеджмент можно идентифицировать как управление предприятиями и организациями различного профиля, ориентированное на рынок и адаптирующее управленческие процессы к динамичным условиям рыночной среды. Базируется на двуединстве целей: повышение эффективности производства на основе рационального использования ресурсного потенциала предприятия; усиление рыночной позиции.

  1. Персонал – менеджмент. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов. Структура персонала предприятия в значительной степени зависит от: роли тех или иных групп персонала в производственном процессе, определяемой общественным разделением труда; специфики влияния различных групп персонала на конечный результат деятельности предприятия.

  1. Финансовый менеджмент. Занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются риск-менеджмент и налоговый менеджмент. Налоговый менеджмент занимается поиском законных способов оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов. Финансовый менеджмент – один из необходимых элементов экономического управления деятельностью предприятия. Осуществление любой хозяйственной деятельности сопровождается движением финансовых и денежных потоков. Такое движение порождается самим фактом наличия деловых взаимоотношений данного предприятия с другими юридическими лицами. Предприятию в конкретных условиях всегда приходится делать выбор между теми или иными актами хозяйственной деятельности, просчитывая их финансовые последствия. Только после этого можно принимать решения о направления дальнейших действий. Такое принятие финансовых решений с учётом все сопутствующих им обстоятельств и можно, по существу, называть финансовым менеджментом.

  1. Инвестиционный менеджмент. Представляет собой вполне самостоятельную область экономической науки и финансовой практики. Инвестиционный менеджмент в качестве основного вектора развития определяет достижение долгосрочных целей с помощью рационального, продуктивного и эффективного налаживания процесса инвестирования. Но главное – управление этим процессом. Таким образом, инвестиционный менеджмент представляет собой уникальную совокупность функционального управления, непосредственным объектом которого является инвестиционный процесс, а также вся инвестиционная деятельность в целом, осуществляемая прежде всего посредством реализации инвестиционных проектов, фигурирующих во всех сферах, секторах, сегментах и отраслях народного хозяйства.

  2. Стратегический менеджмент. Экономика бизнеса – программа о бизнесе и о той среде, в которой он находится. Силы, которые влияют на бизнес, отношения бизнеса с другими участниками рынка, правовое обеспечение бизнеса – основные блоки этой программы. Стратегический менеджмент – это программа о бизнесе в условиях конкуренции. Главные ориентиры компании, типовые стратегии и опыт успешных компаний – классические технологии для успеха бизнеса. Главные ориентиры деятельности компании: постановка стратегических целей. Рыночная стратегия – отношений с партнёрами компании. Операционная стратегия – главные цели и пути их достижения в сфере производства товаров и услуг. Правовое обеспечение стабильности и защиты бизнеса (партнёры, сотрудники, поставщики, подрядчики, акционерный, уставной капитал). Привлечение внешних консультантов и эффективное их использование.

Что такое менеджмент

Менеджмент — это управление. Менеджер — это тот, кто управляет. Чем же менеджер управляет? Некоторым участком работы. Большим или маленьким. На производстве или в науке, в торговле или в искусстве, здравоохранении или в образовании, в госпредприятии или в коммерческой компании, в промышленности или в сельском хозяйстве. Менеджмент — это и процесс управления и наука управлять. Менеджеры подразделяются не только по уровню управления: менеджеры высшего звена — генеральный директор, исполнительный директор, финансовый директор, коммерческий директор, арт-директор; или менеджеры среднего звена, но и по области, в которой они трудятся: менеджер по персоналу, менеджер по логистике, менеджер ВЭД, менеджер по рекламе, менеджер по PR, маркетолог, бренд-менеджер, BTL-менеджер, менеджер по продажам, финансовый менеджер, менеджер по закупкам, супервайзер, торговый представитель, категорийный менеджер, менеджер интернет-проекта и многие другие. Если перед менеджером стоит задача руководить ограниченным во времени проектом — его называют менеджером проекта. Среди менеджеров проекта различают стартап-менеджеров. Они запускают проект и передают его в руки такого менеджера, который будет вести проект все время. Особняком, пожалуй, располагаются антикризисные менеджеры и интерим-менеджеры. Вот эти последние — спасают предприятие или оптимизируют его деятельность. В прошлом эти люди — топ-менеджеры крупных компаний. Чтобы войти в топ-менеджмент — необходимо получить высшее образование в узкой сфере — например, управлять инженерным процессом можно только с инженерным образованием — к инженерному образованию стоит присовокупить управленческие знания. Их получают на курсе МВА или специальных курсах по управлению предприятием. В профильных вузах теперь готовят профильных же менеджеров. Например, в мед. вузе есть специальность — менеджмент в медицине. И это правильно.

Менеджеры высшего, среднего и низшего звена: основные компетенции и специфика деятельности

Управление (Peter F. Drucker) — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

УПРАВЛЕНИЕ (Мескон, Альберт, Хедоури) — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции. Но это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена.

В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.

Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации:

  • руководители низового звена,
  • руководители среднего звена,
  • руководители высшего звена.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Например: в некоторых компаниях продавцов называют региональными или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом:

  • технический уровень – соответствует уровню низового звена,
  • управленческий уровень – соответствует уровню среднего звена,
  • институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство руководителей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания, равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий.

РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.

Характер работы руководителя среднего звена значительно варьируется от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Во многих организациях руководители среднего звена являются органичной частью процесса принятия решений. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения.

Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они ловят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев.

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами.

Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 — 80 часов для него не редкость.

Менеджмент – что это такое? Какое направление человеческое деятельности называется подобным образом? Какие задачи приходится выполнять людям, задействованным в этой сфере? Кто такой – менеджмент компании? На эти вопросы и будет дан в статье развернутый ответ.

Менеджмент — что это такое простыми словами

«Менеджмент» является очень широким и многосмысловым понятием. В данном случае подразумевается:

  1. Способ и манера общения с людьми.
  2. Умение и административные навыки для организации эффективной работы аппарата организации.
  3. Власть и искусство управления.

Менеджмент является многопрофильной деятельностью

Дополнительная информация: учёные и практики не достигли единых взглядов относительно сути менеджмента.

Выделяют три основных направления движения научной мысли:

  1. Менеджмент является профессией, ориентированной на практическое использование наработок. Главным здесь является наличие реального результата, обеспечивающегося опытом.
  2. Менеджмент — это процесс достижения целей организации с помощью других людей. Главное в этом – искусство общения и управления.
  3. Менеджмент – процесс принятия рациональных решений. Главное задание – поиск оптимальные управленческих подходов для преодоления существующих вызовов с помощью системы научных знаний и математических моделей.

Необходимо уметь донести цели и задачи рядовым сотрудникам

Руководящая деятельность может быть направлена на поддержание работы предприятия, реализацию товаров на национальном рынке или ВЭД. Вот что такое менеджмент простыми словами.

История развития менеджмента в мире

Попытки осмыслить эту дисциплину берут своё начало с IX века до н.э. Хотя самые простые формы управления были ещё в первобытном обществе. Правда, тогда вопросы руководства решались коллективно. Первая управленческая система (в современной понимании) была сформирована в Египте.

Древнегреческие мыслители внесли весомый вклад в осмысление процесса управления. Так, Сократ считал, что наиболее важное – это нужные человек, занимающий правильное место. По Платону управление является главным элементом жизнеобеспечения общества. Аристотель доказывал, что руководство необходимо для специализации в социуме.

Важно: действительно активное развитие менеджмента началось с наступлением индустриального периода. На этом этапе произошло зарождение четкой системы. Было необходимо новое знание, чтобы подстраиваться под меняющиеся условия (ручной труд заменялся машинами).

Начали активно появляется различные течения и новые взгляды на вопросы управления. Приобретённые знания переносят с одной организации на всю экономики. Рубеж XIX–XX веков отличился возникновением действительно крупных предприятий. Это потребовало новых разработок и систем управления.

XX век оказался богатым на различные события, которые, в свою очередь, поспособствовали активизации научных изысканий. Возникло школ и направлений, пытающихся дать ответ на вопрос, что такое менеджмент, были разработаны различные математические модели, создавалась научная база, выводились средние закономерности, актуальные для большинства участников рынка. В ХХІ веке изыскания продолжаются.

Основные задачи менеджмента

Выполнение задач способствует достижению поставленной цели

Этот вид деятельности предусматривает работу над:

  1. Организация процесса создания товаров и услуг с использованием имеющихся ресурсов и учетом спроса со стороны потребителей.
  2. Стимулирование работников к наилучшим результатам деятельности посредством введения привлекательной системы оплаты и условий труда.
  3. Поиск ресурсов и источников их снабжения.
  4. Разработка и реализация стратегии развития.
  5. Определение целей организации.
  6. Создание системы мероприятий, направленной на достижение намеченных целей.
  7. Осуществление контроля.

Менеджмент в малом бизнесе

Что означает менеджмент для небольших предприятий? Буквально всё:

  1. Следует обладать большой гибкостью, предвидеть события, приспосабливать деятельность организации к постоянно меняющимся условиям.
  2. Авторитет руководителя в малом бизнесе зависит от профессиональных и личных качеств.
  3. Для выполнения задач важно уметь формировать эффективные рабочие группы.
  4. Руководитель работает с подведомственными сотрудниками как с группой, а не отдельными личностями.
  5. Приходится заботиться об авторитете, чтобы обладать влиянием на сотрудников.
  6. Следует уметь обучать и развивать работников.
  7. Менеджмент отвечает за результаты работы и создаваемую в коллективе атмосферу.

Менеджмент на предприятии

Для процветания предприятия необходимо успевать выполнять все задачи

Говоря об разномасштабных организациях, выделяют:

  1. Неорганизованное управление. Оно соответствует уровню малого предприятия, на котором работает до 20 человек. Специальное управленческое подразделение отсутствует. Руководящая функция выполняется на элементарном уровне.
  2. Организованное управление. Наблюдается на предприятиях с численностью персонала от 21 до 100 человек. Предусматривается наличие руководящего подразделения, организовывающего всю структуру.
  3. Научно-обоснованное организованное управление. Наблюдается на предприятии, численность работников которых превышает отметку в 100 человек. В таких коммерческих структурах создаются хорошо организованные профессиональные управленческие подразделения. Это позволять минимизировать издержки и максимизировать эффект.

Методы и уровни менеджмента

Рассматривая все о менеджменте, нельзя обходить вниманием отдельные нюансы и аспекты. А именно – что делает менеджмент, как приходится добиваться выполнения поставленных задач и учитываемые моменты деятельности. В первую очередь об используемых методах:

  1. Экономические. Являются системой приемов и способов оказания влияния на исполнителей, построенной на соизмерении затрат и результатов. В качестве рычага влияния используется заработная плата и премирование. Выделяют государственную (налоги, ссуда, дотации) и рыночную регуляцию (конкуренция, распродажа, спрос, понижение цены), а также внутреннее организационное направление.
  2. Административные. Методы прямого действия, носят директивный характер обязанностей, основываются на власти, ответственности, дисциплине и принуждении. Выделяют организационные (проектирование, регламентирование, нормирование) и распорядительные (приказы, команды, инструкции и рекомендации).
  3. Социально психологические. Строятся на использовании моральных стимулов. Примеры – убеждение, внушение, личный пример, моральное поощрение.

Уровни зависят от конкретных условий труда. Они реализовываются в следующем порядке:

  1. Нижний уровень управления. Здесь сосредотачивается непосредственное руководством деятельностью исполнителей. Менеджмент этого уровня обеспечивает выполнение оперативных планов и решений среднего звена. Типичные должности — это мастер смены, начальник участка и тому подобное.
  2. Средний уровень управления. Менеджмент обеспечивает создание и воплощение оперативных планов, реализацию решений сверху. Управленцы этого уровня обладают широкой свободой действий, но они должны обеспечить достижение поставленных им целей. Типичные должности: начальник цеха (отдела), директор филиала, декан, управляющий региональным сбытом.
  3. Высший уровень управления. Менеджмент занимается формированием цели, политики и стратегии действий предприятии. Они решают самые важные вопросы, как-то: выпуск новых изделий, освоение рынков, взаимоотношения с конкурентами и государством, развитие организации сейчас и в будущем. Типичные должности – генеральный директор, заместители руководителя.

Основные виды менеджмента в современном мире

Менеджмент имеет множество прикладных нюансов и аспектов реализации

Зависимо от специфики деятельности выделяют следующие функциональные области:

  1. Управление персоналом. Обеспечивается развитие кадрового потенциала организации. Отбирается и формируется персонал для решения поставленных задач, решаются вопросы деловой карьеры.
  2. Стратегический менеджмент. Выявляет и создаёт долгосрочные конкурентные преимущества организации, позволяющие комфортно себя чувствовать в условиях внешней среды.
  3. Риск-менеджмент. Предусматривает принятие определённых действий соразмерно возможным опасностям при осуществлении деятельности.
  4. Управление организационными знаниями. Обеспечивается формирование и развитие доступных и используемых интеллектуальных ресурсов.
  5. Производственный менеджмент. Управляет всеми отношениями и процессами, происходящими в организации, задействованными в создании товаров или услуг.
  6. Инновационные менеджмент. Обеспечивает управление разработкой и внедрением различных нововведений, позволяющие приобрести организации долгосрочную конкурентоспособность.
  7. Финансовый менеджмент. Обеспечивает управление финансами.
  8. Менеджмент качества. Следит за показателями создаваемой продукции и занимается инструментами их повышения.

Советы для персонального менеджмента

Кто такой менеджмент и чем он занимается уже было рассмотрено. А как же добиться высот в этом деле? На этом сложном пути помогут стать лучше и больше зарабатывать следующие советы:

  1. Развивайте лидерство и силу убеждения. Постоянно самосовершенствование – это хорошо знакомый принцип для успешных людей. Нельзя достичь прогресса, если не заставлять себя преодолевать ранее достигнутую планку результатов.
  2. Следует задавать тон взаимоотношений, иначе это сделают другие.
  3. Излишне частое использование слов ведёт к потере их смысла. Следует задумываться об форме, содержании и глубинном значении.

Как стать по-настоящему успешным менеджером — что для этого нужно

Длинная дорога начинается с первого шага

Чтобы профессия позволяла осуществлять и реализовывать амбиции, следует в деятельности придерживаться таких правил:

  1. Быть дисциплинированным. Когда приходится самостоятельно работать, не ощущая над собой руководства со стороны другого человека, многие расслабляются и трудятся на полсилы. И хотя эта тактика в краткосрочной перспективе и обладает рядом плюсов, для долгосрочного продвижения по карьерной лестнице она не подходит. Каждый культурный человек должен быть пунктуальным и не позволять себе опаздывать или вообще забывать о договоренных встречах. Придётся научиться вставать рано, а также целый день работать в интенсивном ритме. Не лишним будет использовать ежедневник для исключения неприятных последствий, связанных с забытыми встречами, деловыми контактами, поручениями и идеями.
  2. Будьте уверены в своих силах. И чем раньше человек начнёт развивать в себе это свойство, тем лучше. От этого зависит очень многое – какую зарплату попросит себе соискатель, принимаемые экономические решения (и доля риска в них), в конце концов – то, как держится каждый из нас, показывает окружающим человеческую сущность и меняет отношение других людей.
  3. Постоянно учиться. Когда цель – это добиться серьезных высот, общительности и позитивного отношения мало. Постоянно следует изучать то, что пригодится (или потенциально может помочь) в будущем. Увы, но всё, что нужно, не сможет дать ни одно, даже самое лучшее образование из ВУЗа. Следует постоянно собирать информацию по крупицах, чтобы использовать её себе во благо.
  4. Разбираться в психологии. Необходимо уметь направить сколько угодно людей в какое нужно русло. Причем часто в срочном порядке. Мотивировать и организовать сотрудников помогает хорошее знание психологии. Социальные навыки и умение располагать к себе – это часть специальности, такая же, как и принятие выгодных решений для организации.

Заключение

Вот и рассмотрено определение, что значит менеджмент, его роль в организации, методы и уровни деятельности. С этой информацией можно успешно сдавать экзамены. Увы, на практике без опыта, имея только одну теорию, будет сложно. Но на вопросы про менеджмент, кто это, чем занимается – читатель сможет ответить без проблем.