Утилизационный сбор на самоходные машины

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ И КАТЕГОРИЙ САМОХОДНЫХ МАШИН И ПРИЦЕПОВ К НИМ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УПЛАЧИВАЕТСЯ УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР,
А ТАКЖЕ РАЗМЕРОВ УТИЛИЗАЦИОННОГО СБОРА

Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 N 209, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.02.2019. Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 (ред. от 27.02.2020) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами… Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.05.2018 N 639, от 11.07.2019 N 884)

Идентификационный код <1> Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним <2>, <3> Коэффициент расчета размера утилизационного сбора <4>
новые самоходные машины и прицепы к ним <5> самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет <5>
  • I. Грейдеры и планировщики (классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9)
  • II. Бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9)
  • III. Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0)
  • IV. Перегружатели колесные (классифицируемые по кодам 8429 59 000 0)
  • V. Машины трамбовочные и катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0, 8429 40 900 0)
  • VI. Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)
  • VII. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 8426 41 000)
  • VIII. Краны-трубоукладчики, краны гусеничные (классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1, 8426 49 009 9)
  • IX. Прицепы (классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0, 8716 39 100 0, 8716 39 300 9)
  • X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0)
  • XI. Машины и оборудование для лесного хозяйства
  • XII. Мотовездеходы, снегоболотоходы (классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000)
  • XIII. Снегоходы (классифицируемые по коду 8703 10)
  • XIV. Тракторы колесные (классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709)
  • XV. Тракторы гусеничные (классифицируемые по коду 8701 30 000 9)
  • XVI. Комбайны зерноуборочные (классифицируемые по коду 8433 51 000)
  • XVII. Комбайны силоуборочные самоходные (классифицируемые по коду 8433 59 110)
  • XVIII. Машины сельскохозяйственные самоходные (классифицируемые по кодам 8424 82, 8433 20 100 0)
  • XIX. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (классифицируемые по коду 8704 10)

Открыть полный текст документа

Утилизация тракторов и сельскохозяйственной техники

Утилизация с/х техники – крайне актуальный вопрос для России. Наша страна заинтересована в обновлении парка технических средств, предназначенных для сельского хозяйства, т.к. это способствует улучшению показателей в этой сфере и увеличению спроса «земледельцев» на отечественные модели комбайнов, тракторов и т.д.

Программа утилизации сельхозтехники в России

Программа утилизации сельскохозяйственной техники в нашей стране связана с рядом проблем. Разработка данного проекта на уровне государства уже имеет свою историю.

Так, в России над утилизацией тракторов задумались еще в 2008 г. (в это время отечественный рынок техники сельскохозяйственного назначения претерпевал трудности). С целью улучшения ситуации Правительством были предприняты определенные меры, но которые не стали систематичными.

2010 год заставил вновь обратиться к проблеме низкого спроса на тракторы российского производства. Тогда было выдвинуто предложение по разработке программы, которая подразумевала выплату 500 тыс. руб. владельцам сельхозтехники за каждую модель трактора, сданную для утилизации, на покупку нового образца.

В 2011 г. президент Российской Ассоциации производителей сельскохозяйственной техники обратился к Правительству страны с проектом, согласно которому собственник старого трактора (комбайна, прицепного устройства) мог бы сдать его на переработку и получить за это скидку 50% на приобретение нового. Однако каких-либо конкретных масштабных действий со стороны государства не последовало.

В 2016 г. премьер-министр России Дмитрий Медведев выразил заинтересованность в создании и внедрении программы утилизации сельхозтехники. Он дал поручение разработать проект, подобный тому, что используется для утилизации легковых автомобилей.

Несмотря на одобрение властями, на сегодняшний день точных сведений о реализации всероссийской программы утилизации техники сельскохозяйственного назначения пока нет. Хотя в некоторых регионах нашей страны всё же действуют подобные пилотные проекты.

Также, следует заметить, что программа может предлагаться самостоятельно производителями техники и дилерскими центрами.

Обратите внимание! В 2018 г. государство выдает субсидии заводам, производящим сельхозтехнику. Субсидирование дает возможность аграриям приобретать комбайны, тракторы и другие технические средства со скидкой.

О том, как реализуется федеральная программа выдачи субсидий российским производителям сельхозтехники в одном из регионов страны, рассказывают в этом видео.

Назначение и смысл программы утилизации

Основное назначение программы, проект которой на государственном уровне еще разрабатывается, заключается:

  1. В содействии модернизации парка машин, предназначенных для сельского хозяйства.
  2. В поддержке российских изготовителей сельхозтехники.
  3. В защите экологии посредством безопасной для окружающей среды утилизации технических средств.

Смысл программы состоит в том, что владельцы старой техники при ее сдаче на переработку смогут получать денежные компенсации при покупке новых сельскохозяйственных машин. В России уже давно стала популярной программа утилизации легковых автомобилей, которая в настоящее время распространяется и на грузовики. Этот же проект хотят адаптировать и под технику для сельского хозяйства.

В соответствии с письмом Минпромторга и презентацией «Росагромаш» (сейчас «Росспецмаш») предполагается, что участниками программы смогут стать как организации, так и физические лица. По программе утилизации планируется осуществлять прием комбайнов и тракторов, срок службы которых составляет более 10 лет. Причем последний владелец технического средства должен быть его собственником в течение 1 года. За сдачу техники на утилизацию клиент сможет получить скидку до 1 млн. руб. на приобретение новой модели сельхозтехники от отечественного производителя.

В программе есть ряд ограничений. Например, она будет распространяться лишь на традиционных российских изготовителей техники, производящих в России (как минимум) сварку, окраску, сборку рамы и кабины.

Программа утилизации также может реализовываться в личных целях компаний для увеличения спроса на предлагаемый товар. Для лучшего понимания ее смысла рассмотрим несколько примеров.

Еще в 2011 г. ООО «ТехноЦентр» (дилер РУП «Минский тракторный завод», Тюменская область) предлагал по программе 10% скидки на новые тракторы некоторых моделей «Беларус». Так, клиент мог сдать старый трактор любого производства и состояния и приобрести новый «Беларус-1220.1/.3» (стоимостью 1 млн. 200 тыс. руб.) со скидкой за 1 млн. 80 тыс. руб. «Беларус-3022ДЦ.1», цена которого составляла 5 млн. руб., также можно было купить по утилизации за 4,5 млн. руб.

Свою программу предлагал «Завод LEX» в 2017 г., согласно ей для получения скидки нужно было сдать определенные виды старой техники с ПСМ.

Какую технику можно утилизировать

Хотя государственная программа еще не начала своё активное функционирование, утилизировать старые машины, служившие на благо сельского хозяйства на протяжении долгих лет, все-таки стоит. С этой целью можно обратиться в специализированные компании. Их сотрудники занимаются профессиональной утилизацией (переработкой) любых видов сельхозтехники: агрегатов для культивирования почв, посева растений, поливки и орошения, введения удобрений, сбора и доставки урожая к месту дальнейшей обработки и т.д. Таким образом, на специальных предприятиях осуществляют переработку старых тракторов, комбайнов, культиваторов, косилок, погрузчиков и пр.

Услугами по утилизации могут воспользоваться аграрии, крестьянские хозяйства, частные лица, коммерческие организации.

Процедура и условия утилизации

Рассмотрим стандартную процедуру утилизации сельскохозяйственных технических средств в специализированных компаниях.

  1. В первую очередь владельцу машины необходимо произвести снятие ее с учета в МРЭО (ГИБДД). При этом понадобится предоставить всю документацию на технику и ее номера. Также собственником должны быть уплачены все транспортные налоги.
  2. Далее нужно найти утилизирующую компанию и заключить с ней договор, представив документ из ГИБДД, подтверждающий, что устройство снято с учета.
  3. На следующем этапе сотрудниками компаний производится вывоз тракторов, комбайнов и прочих агрегатов к месту утилизации.
  4. Затем осуществляется разборка и переработка транспортных средств. После проведения работ заказчику передают все отчетные документы.

Из обязательных условий, предъявляемых утилизирующими компаниями, можно назвать наличие подержанного агрегата и справки о снятии его с учета.

Что происходит с утилизируемой техникой

Отслужившая свой век сельхозтехника вывозится специалистами компаний к месту, где будет осуществляться переработка. Там производится демонтаж устройств на отдельные компоненты. Далее выделенные части технического средства подвергаются сортировке на виды, отличающиеся по материалу. Агрегаты машины, находящиеся в рабочем состоянии еще могут использоваться, поэтому их оставляют и пока не перерабатывают. Нерабочие конструкционные элементы спрессовывают с помощью специального оборудования (промышленных прессов).

Затем сжатый материал измельчается посредством использования разных дробилок. Измельченное сырье на следующем этапе переработки подвергается сепарации на металлические и прочие части и, в конечном счете, – на черные и цветные металлы, которые далее переплавляются и используются вторично в производстве новых устройств.

Обратите внимание! Сельскохозяйственный автохлам зачастую занимает большие полезные площади. Кроме этого, старая сельхозтехника, просто оставленная гнить на окраинах сел, является источником вредных для человеческого организма и природной среды веществ: асбеста, свинца, разных кислот. Чтобы избежать негативных последствий для человека и экологии, важно утилизировать изношенные устройства правильно.

Старая сельскохозяйственная техника должна утилизироваться. Чтобы владелец машины был заинтересован в переработке своего «железного коня», его нужно стимулировать. Способы для этого могут применяться разные: выдача государственных субсидий производителям техники и программа утилизации, позволяющие покупать новые устройства со скидкой.

25.11.2019 г. премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о повышении ставок утильсбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в России с 1 января 2020 года.

Обновленные данные по ставкам утилизационного сбора на спецтехнику в 2020 году я приложу позже. Если вы планировали купить транспорт, успевайте сделать это в 2019 году!

Все физические и юридические лица, покупающие или выпускающие спецтехнику в России, обязаны заплатить разовый утилизационный сбор. Он предназначен для сохранения и улучшения экологической ситуации и направляется в госбюджет.

13 июня 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 года «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ №81 от 06.02.2018 г.», в соответствии с которым:

  1. Повышение базы для исчисления утилизационного сбора на спецтехнику составило с 150 000 руб. до 172 500 руб. без НДС. Размер базы с НДС вырос с 177 000 руб. до 203 550 руб.
  2. Коэффициент для расчета утильсбора теперь привязан к мощности двигателя.
  3. Срок предоставления в таможенные органы документов об уплате – 15 рабочих дней. За неуплату в срок идет начисление пени.
  4. За самоходные погрузчики с электрическим двигателем тоже нужно платить сбор.

Постановлением Правительства РФ утверждены ставки утилизационного сбора на спецтехнику в 2019 году: автогрейдеры, бульдозеры, экскаваторы, перегружатели колесные, катки дорожные, погрузчики, краны, трубоукладчики, прицепы, тракторы, квадроциклы, снегоходы, комбайны, самосвалы и самоходные машины.

Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора на 2019 год

Идентификационный код <1>

Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним <2>, <3>

Коэффициент расчета размера утилизационного сбора <4>

новые самоходные машины и прицепы к ним <5>

самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет <5>

I. Автогрейдеры

(классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

3,2

8,5

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 140 л.с.

4,2

мощностью силовой установки не менее 140 л.с. и менее 200 л.с.

16,2

мощностью силовой установки не менее 200 л.с.

23,7

II. Бульдозеры

(классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

8,4

мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

III. Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры

(классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0) <6>

мощностью силовой установки менее 170 л.с.

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

40,5

IV. Перегружатели колесные

(классифицируемые по кодам 8429 59 000 0) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

2,5

76,6

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 125 л.с.

3,3

125,3

мощностью силовой установки не менее 125 л.с. и менее 150 л.с.

125,3

мощностью силовой установки не менее 150 л.с.

4,4

160,9

V. Катки дорожные

(классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0) <6>

мощностью силовой установки менее 40 л.с.

0,7

3,2

мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

1,7

7,3

мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

2,2

9,7

VI. Погрузчики фронтальные

(классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51) <6>

мощностью силовой установки менее 50 л.с.

мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.

4,5

мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

14,5

VII. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств

(классифицируемые по коду 8426 41 000) <6>

мощностью силовой установки менее 170 л.с.

11,5

44,3

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

22,7

95,5

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

30,3

238,1

VIII. Краны-трубоукладчики, краны гусеничные

(классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1) <6>

мощностью силовой установки менее 130 л.с.

мощностью силовой установки не менее 130 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

IX. Прицепы

(классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0) <6>

Н01

Грузоподъемностью более 10 тонн

X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств

(классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

2,8

10,9

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 220 л.с.

4,1

16,5

мощностью силовой установки не менее 220 л.с.

4,7

19,3

XI. Машины и оборудование для лесного хозяйства

Машины и оборудование для лесного хозяйства

(классифицируемые по коду 8436 80 100) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

14,5

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Транспортные средства типа «форвардер»

(классифицируемые по кодам 8704 22 910 1, 8704 22 990 1, 8704 23) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

14,5

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства

(классифицируемые по кодам 8427 20 190, 8427 90 000, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0) <6>

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

14,5

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

XII. Мотовездеходы, снегоболотоходы

(классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000) <6>

с объемом двигателя менее 300 куб. сантиметров

0,4

0,7

с объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров

0,7

1,3

XIII. Снегоходы

(классифицируемые по коду 8703 10) <6>

с объемом двигателя менее 300 куб. сантиметров

0,4

0,7

с объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров

0,7

1,3

XIV. Тракторы колесные

(классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709) <6>

мощностью силовой установки не более 30 л.с.

0,4

1,8

мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.

0,5

2,2

мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.

0,7

мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.

1,5

мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.

2,5

мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.

3,8

мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.

мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.

6,7

мощностью силовой установки более 380 л.с.

XV. Тракторы гусеничные (классифицируемые по коду 8701 30 000 9) <6>

мощностью силовой установки не более 100 л.с.

1,5

мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.

2,5

мощностью силовой установки более 200 л.с.

XVI. Комбайны зерноуборочные

(классифицируемые по коду 8433 51 000) <6>

мощностью силовой установки более 25 л.с. и не более 160 л.с.

2,4

8,8

мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.

3,6

13,2

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.

5,5

17,6

мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с.

6,5

мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с.

8,5

29,92

мощностью силовой установки более 400 л.с.

45,46

XVII. Комбайны силоуборочные самоходные

(классифицируемые по коду 8433 59 110) <6>

мощностью силовой установки не более 295 л.с.

12,76

мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с.

9,2

26,4

мощностью силовой установки более 401 л.с.

14,4

52,8

XVIII. Машины сельскохозяйственные самоходные

(классифицируемые по кодам 8424 82, 8433 20 100 0) <6>

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 120 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 120 л.с. и не более 300 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с.

косилки самоходные

14,66

XIX. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья

(классифицируемые по коду 8704 10) <6>

мощностью силовой установки менее 650 л.с.

22,4

51,12

мощностью силовой установки не менее 650 л.с. и менее 1750 л.с.

41,3

52,8

мощностью силовой установки не менее 1750 л.с.

61,1

Примечания:

<1> Идентификационный код указан в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним.

<2> Учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле «Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с.)» единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

<3> Под грузоподъемностью прицепа понимается максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитан прицеп, установленная производителем (изготовителем).

<4> Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172500 рублей.

Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС).

<5> Дата изготовления самоходных машин и прицепов к ним определяется в соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, установленным приложением 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. Дата изготовления самоходных машин и (или) прицепов к ним в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.

<6> Код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В случае, если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту.

В случае, если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами.

В случае, если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций.

Примечание. Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между размером утилизационного сбора, подлежащим уплате в отношении таких самоходных машин либо прицепов, и размером утилизационного сбора, ранее уплаченным в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых была осуществлена достройка.

Порядок уплаты

В п.3 ст.24.1 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» определяются 2 взимателя сбора за утилизацию:

  • Федеральная таможенная служба ‒ при ввозе спецтехники на российскую территорию из других стран;
  • Федеральная налоговая служба ‒ с производителей, работающих на территории России, а также лиц, купивших здесь спецтехнику у продавцов, не заплативших сбор.

Законодательство обязывает плательщика самому представлять нужные документы и переводить деньги на счет Федерального казначейства по кодам:

  • 182 1 12 08000 01 6000 120 ‒ за самоходные машины, прицепы, выпущенные в РФ;
  • 182 1 12 08000 01 2000 120 ‒ за колесные транспортные средства.

Расчет сбора

На сайте ФНС создана страница об утилизационном сборе. На ней разъяснены аспекты его исчисления и уплаты, предоставления необходимых документов.

Размер сбора рассчитывается самостоятельно на обычном калькуляторе по формуле:

Сумма сбора = Базовая ставка * Установленный коэффициент,

где

Базовая ставка ‒ 172 500 рублей без НДС и 203 550 рублей с НДС.

Для определения суммы сбора базовую ставку умножают на коэффициент, который определен для каждого типа машин. Чем она тяжелее, тем больше денег придётся заплатить.

Необходимые документы

Сбор с новой спецтехники оплачивается изготовителем, о чем в техпаспорте ставится подтверждение.

По истечении 3 рабочих дней после уплаты утилизационного сбора покупатель ТС представляет в налоговую инспекцию расчет его величины. К нему прилагаются:

  • бланки техпаспортов;
  • дубликаты сертификатов, деклараций соответствия либо заключение органа по сертификации о том, что такой технике не требуется обязательная оценка соответствия, при наличии ‒ копии товаросопроводительных документов;
  • дубликаты паспортов на самоходные машины, за которые утилизационный сбор был уже уплачен, но их преобразовали в такие формы, на которые выдаются новые паспорта;
  • дубликаты квитанции об уплате сбора.

При соблюдении всех правил в техпаспорте проставляется соответствующая отметка.

При ввозе автогрейдера, комбайна, бульдозера, экскаватора, перегружателя, дорожного катка, погрузчика, крана, трубоукладчика, прицепа, трактора, квадроцикла, снегохода, самосвала, самоходной машины из-за границы с уплатой нужно уложиться в срок, отведенный на растаможивание. Сделать это можно на таможне по месту жительства. Для процедуры необходимы:

  • заполненная форма расчета сбора;
  • паспорт технического средства, по которому ведется платеж;
  • копии документов, подтверждающих идентичность характеристик машины данным, приведенным в расчете;
  • договор купли-продажи;
  • подтверждающие оплату документы.

После проверки в ПТС отмечается, что утилизационный сбор оплачен.

К сохранению платежного документа нужно отнестись серьезно ‒ в спорных ситуациях он подтвердит и факт, и сумму платежа. В счет компенсации других платежей утилизационный сбор за спецтехнику зачтен быть не может.

Есть ли последствия в случае неуплаты?

Непосредственных санкций за неуплату утильсбора не последует. Нет даже штрафов. Однако спецтехника, в ПТС которой отсутствует отметка об уплате сбора, регистрационный учет пройти не сможет. За использование же ТС без регистрации полагается штраф и даже 3-месячное лишение водительских прав.

Примеры нового утилизационного сбора в 2019 году

1. На погрузчики:

2. Мини погрузчики:

  • грузоподъемностью 800-900 кг (LiuGong CLG 365А, 375B, Bobcat S530, S590) – 345 000 руб. без НДС (407 100 рублей с НДС).

3. Экскаваторы гусеничные: