Содержание
Мировоззрение
Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире (см. Мир) и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности (см. Бытие). Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её рефлексивное понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида. В то же время мировоззрение индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеалами, убеждениями, ценностями других людей и сообществ и выступает как социокультурное образование.
Мировоззрение — относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека, которая во многом зависит от обыденного наличного опыта человека, будучи связанной с потребностями, целями, интересами, с его окружением. Вместе с тем, оно предполагает образ «мира как целого», что достигается при возможности «возвышения» над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности. То есть мировоззрение по сути своей метафизично. Оно предстаёт в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе мировоззрения сочетаются воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют мировоззрение, придают ему осознанный характер. Система мировоззрения как социальное «ядро» личности обусловливает её целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе (см. Общество).
Термин «мировоззрение» впервые появляется в начале XVIII века в сочинениях немецких философов-романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о религии». Г. В. Ф. Гегель анализирует «моральное мировоззрение» в «Феноменологии духа» (Сочинения, т. 4. — М., 1959, с. 322–330). В «Лекциях по эстетике» (книга первая) Гегель рассматривает «религиозное миросозерцание» (Сочинения, т. 12. — М., 1938, с. 329–330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием «теоретическое мировоззрение» для характеристики идейной позиции художника (Сочинения, т. 14. — М., 1958, с. 192). Таким образом, Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е. Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г. Гомперцу, мировоззрение — это «космотеория», призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В. Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике. Внутри метафизики он проводил различие между натурализмом, идеализмом свободы и объективным идеализмом как различными типами мировоззрений. М. Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания:
- знание ради господства;
- знание в целях образования человека;
- метафизическое знание, или «знание ради спасения».
Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос о их соотношении — основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее — «мир» или «человек». Если первичным оказывается «мир», то человек произведён от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и так далее. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека, человеком (более того — индивидом) и оказывается соразмерным человеку («миром человека»). Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и другие).
Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Обычно выделяют мировоззрение религиозное, естественнонаучное, социально-политическое, философское. Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое, мифологическое и другие, а также различные частные и смешанные их типы. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку здесь имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй критерий носит предметный характер: здесь речь идёт о реальности — природной или социальной, которая получает своё обобщённое теоретическое выражение в том или ином мировоззрении. Третий критерий — универсально-синтетический, то есть охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение.
Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности его общественного существования. Всякое мировоззрение очевидно складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и так далее. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишённой объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и так далее; это — активная позиция за или против каких-то других убеждений. Необходимо, однако, различать мировоззренческие убеждения и убеждения частного, специального характера. Убеждение современных антропологов о единстве человеческого рода при всех расовых различиях также носит мировоззренческий характер. Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют:
- сущность природных и социальных явлений;
- заинтересованные отношения людей к определённым явлениям;
- обобщения, которые по-своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.
Мировоззрение, как философско-теоретический синтез научных знаний, повседневного и исторического опыта изменяется и развивается в ходе истории человечества.
Мировоззрение, базирующееся на науке (см. Наука), предполагает приоритет мира над человеком, или «действительности самой по себе». Наука стремится, насколько возможно, исключить человека, его интересы и волю из своей картины. Она отделяет объект от субъекта, сущность и кажимость, чтойность и этость, всеобщее и единичное, истину и мнение. Идеал науки — достижение истинного знания о действительности. Её эмпирический базис — наблюдение и эксперимент, осуществляемые исследователем. Но самого исследователя наука стремится устранить из результатов его научного поиска. Сушности, ноуменальности наука пытается достичь через феноменальность, используя при этом процедуры «очищения» сущности от кажимости. В отличие от религии, искусства, мифа наука опирается не на доверие, не на веру, не на внутреннее чувство и не на мистическое откровение, а на рационально выводимое знание. Истина здесь рационально добывается, рационально объясняется, рационально обосновывается. Первоначально истина противопоставлялась пользе, наука не стремилась к практическим результатам. Со временем же именно польза, практический результат стали выражать социальный смысл науки, сама она превратилась в социальный институт, а научное мировоззрение стало ядром формирования мировоззрения общества. Научное мировоззрение выражается научным языком, который строго определён, не терпит двусмысленностей, стремится к однозначности, формализованности и интерсубъективности.
Идеал научности (рациональности) менялся исторически. В зависимости от него менялись представления и о степени истинности научного мировоззрения. Длительное время функцию идеала выполняло математическое знание; для естествознания вплоть до конца XIX века было характерно механистическое мировоззрение; в последнее время заявляет о своей приоритетности идеал социально-гуманитарного знания. Многие науковеды утверждают, что сейчас нет единого и единственного идеала научной рациональности, что он до конца не оформился, находится в процессе становления. Некоторые мыслители, в особенности философы позитивистской ориентации, пытаются доказать, что науки не нуждаются в мировоззрении. Другие (в частности, основатели физики XX века) подчёркивают эвристическое значение мировоззрения. Так, А. Эйнштейн писал: «Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность» (Собрание научных трудов. — М., 1967, т. 4, с. 142). М. Планк в докладе «Физика в борьбе за мировоззрение» подчёркивает: «Мировоззрение исследователя всегда участвует в определении направления его работы» (Plank M. Wege zur physikalischen Erkenntnia. Stuttgart, 1949, S. 285). На мировоззренческом уровне наука выявляется в виде научной картины мира (см. Научная картина мира) — высшего уровня научного знания, объединяющего исторически и дисциплинарно многообразную науку через её фундаментальные проблемы и принципы. Научная картина мира выражает степень и форму постижения человеком мира и менно через неё наука соотносится с другими типами мировоззрения, выступая как культурный феномен.
Философское мировоззрение, которое развивается в рамках философии (см. Философия) претендует на целостный образ мира, на постижение «мира как целого». В этом смысле метафизическая позиция находит в философии своё наиболее адекватное выражение и воплощение. Философия изначально противопоставляла себя и мифу, и религии, и искусству, а затем и науке, хотя во многом опиралась на них. Зародившись, фактически, вместе с другими видами мировоззрения, которые возникали с распадом древней мифологической картины мира, философия была занята поисками единства в разнообразном видимом мире, поисками всеобщего и целого. При этом проблемы философии принципиально не разрешимы до конца, они постоянно вновь и вновь возникают и воспроизводятся в различной форме, постановке, в зависимости от уровня развития и потребностей общественной жизни. Философское мировоззрение является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нём исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Даются новые ответы на поставленные вопросы, предлагаются иные формы аргументации. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя. Философия формирует идеи и концептуальные системы мира; на их основе она даёт оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком. Философия вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире; а на их основе формулирует цели человека, определяет задачи его деятельности. Связываясь со своей собственной историей, философия, наконец, развивает духовный опыт человечества. Таким образом, философия находится в постоянном челночном движении: от наличного бытия — в сферу философского обобщения — и назад, в сферу жизни, впитывая и используя при этом достижения всех других типов мировоззрения.
В целом, мировоззрение, в особенности его научные, философские, социально-политические и религиозные формы, играет значительную организующую роль во всех сферах общественной жизни.
Мировоззрение в философии (стр. 1 из 4)
1) Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем
человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому
себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,
принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,
человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,
семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.
Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».
Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных
наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том,
каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему
существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к
природе и т.д.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей
картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности
понять этот мир и целесообразно действовать в нем.
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные
знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в
мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и
самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это
определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты
человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в
результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные
ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов,
определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и
действий человека.
Исторические типы:
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она
возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество
в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие
глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом,
возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.
Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные
устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось
различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным
испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое
место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении
ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о
прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким
образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало
духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному
человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их
развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном
обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные
нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами
общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии.
Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между
миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким
образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное
мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не
дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не
«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом
разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог
– стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как
откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна,
за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не
оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие
образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на
Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то,
что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших
ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним
жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в
земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы
оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному
критерию.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку
преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его
бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь
философским языком, религия призвана «укоренить» человека в
трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании
нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не
зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого
бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и
знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему
преодолевать житейские трудности.
2) Философия — мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область — не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия — сознание массовое. Философия — сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия — всегда теоретизирование, всегда работа мысли.
По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым сознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия. Но подлинный переход от религиозно-мифологических представлений о мире к его философскому пониманию означал замену произвольного (фантастического, вымышленного) логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как на самое надежное и естественное средство познания.
Становление философского знания охватило несколько столетий раннегреческой истории (IX-VI вв. до н. э.). Оно осуществлялось как переход от конкретно-чувственных представлений к отвлеченным понятиям разума. Становление философии означало становление рационального постижения мира.
Этапы античной философии. Традиционно выделяют: раннюю классику (натуралисты, досократики — Зенон, Парменид, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Демокрит и др.; главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение); среднюю классику (Сократ и его школа; софисты: Горгий, Гиппий, Антифонт, Антисфен и др.; главная проблема — сущность человека); высокую классику (Платон, Аристотель и их школы; главная проблема — синтез философского знания, его проблем и методов и др.); эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода — Панэций, Посидоний, поздние римские стоики или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.; главные проблемы — мораль и свобода человека, проблема познания и т.д.). К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский).
Античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день.
1. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т.д. Главные проблемы: как возник Космос? какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).
МИРОПОНИМАНИЕ
Смотреть что такое «МИРОПОНИМАНИЕ» в других словарях:
-
миропонимание — миропонимание … Орфографический словарь-справочник
-
миропонимание — взгляды на вещи, понимание, символ веры, миросозерцание, образ мыслей, идеология, мироощущение, взгляды, убеждения, взгляды на жизнь, воззрения, принципы, кредо, правила, мировоззрение, мировосприятие, философия, видение Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
-
МИРОПОНИМАНИЕ — МИРООЩУЩЕНИЕ, МИРОСОЗЕРЦАНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, МИРОПОНИМАНИЕ. М. Горький в статье «О пьесах», устанавливая тонкие различия между словами мироощущение, миросозерцание, мировоззрение, миропонимание, которые в буржуазной публицистике употреблялись как … История слов
-
МИРОПОНИМАНИЕ — МИРОПОНИМАНИЕ, миропонимания, мн. нет, ср. (книжн.). Система понимания мира, окружающей жизни. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
МИРОПОНИМАНИЕ — МИРОПОНИМАНИЕ, я, ср. (книжн.). То или иное понимание мира 1, действительности, система взглядов, идей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
Миропонимание — ср. Совокупность взглядов на мир I 1., 2., 3.; понимание действительности. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
миропонимание — миропонимание, миропонимания, миропонимания, миропониманий, миропониманию, миропониманиям, миропонимание, миропонимания, миропониманием, миропониманиями, миропонимании, миропониманиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
-
Миропонимание — … Википедия
-
миропонимание — миропоним ание, я … Русский орфографический словарь
-
миропонимание — миропонима/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
-
миропонимание — я; ср. Совокупность взглядов на мир (1.М.; 1 зн.); понимание мира, действительности. Действовать в соответствии со своим миропониманием … Энциклопедический словарь
Лекция 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
1. Понятие мировоззрения.
2. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы.
3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
1. Для того чтобы изучать философию необходимо, прежде всего, понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она вообще необходима людям, какова ее роль в функционировании общества? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то, как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины?
Известный немецкий философ Г.В.Ф. Гегель как-то заметил, что человек рождается дважды. Первое рождение связано с фактом начала его биологического существования, второе является духовным становлением, когда человек обретает свое видение мира в попытке ответить на вопросы о происхождении мира, его становлении, границах, существовании Бога и смысле человеческой жизни. Подобные вопросы принято называть мировоззренческими. Их особенность состоит в том, что любой человек, даже не склонный к общим размышлениям все равно ставит и отвечает на них. Другой вопрос, – каким образом он отвечает. Характер ответов на мировоззренческие вопросы формирует определенную матрицу понимания окружающей реальности.
Принято считать, что сам термин «мировоззрение» был введен в научный оборот во второй половине XVIII в. Его происхождение восходит к немецкому слову Weltanschauung, что в буквальном переводе означало «взгляд на Вселенную». Естественно, что развитие представлений о мировоззрении началось задолго до употребления указанного термина. Древнейшими эквивалентами мировоззрения были понятия «мудрость», «высшее знание».
Природа мировоззренческих вопросов коренится в целостности и единстве окружающего человека мира, его взаимосвязанности, с которой человеку необходимо каким-то образом соотнести свою жизнь, свои представления в условиях конечности своего существования. Человек смертен и эта мысль, постоянно присутствует во всех аспектах его жизни. При этом, осознание своей смертности происходит на фоне «вечности» природы, ее цикличности. Это означает, что возникает потребность увидеть себя, свою жизнь в рамках чего-то более целостного, единого, вечного и абсолютного. Стремление целостно охватить свою жизнь диктует необходимость целостного осмысления окружающего мира.
В современной литературе мировоззрениерассматривается как система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. Иными словами мировоззрение есть способ целостного освоения человеком окружающего мира и самого себя через осознание своего места в окружающем мире.
2.Чтобы понять какое-либо явление – необходимо помимо всего прочего понять его структуру и характер взаимосвязей образующих его элементов. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность, принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.
Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению профессора А.А. Радугина, традиционно выделяют четыре основных компонента:
— Познавательный компонент включает в себя, прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
— Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают бóльшими запретительными свойствами.
— Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
— Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.
Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.
В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.
Уровни мировоззрения. Традиционно в отечественной и зарубежной философской традиции принято выделять жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Оба они играют важную роль в жизни человека и взаимосвязаны в рамках единого целостного мировоззрения. Их различие состоит в глубине знаний, критичности и обоснованности суждений, структурированности. Основу мировоззрения каждого человека составляет жизненно-практический уровень, в который входят повседневные знания, ценности, нормы и установки. На данном уровне закладываются ведущие основы человеческой личности. Вместе с тем, данный уровень может и не предполагать наличия осознанности целей и задач деятельности человека. Определенной заменой рациональности выступают традиции и обычаи, жизненный мир человека – мнения родственников и друзей, социальные стереотипы.
Теоретический уровень мировоззрения обычно надстраивается над жизненно-практическим, хотя и продолжает испытывать его влияние на протяжении всей жизни. Он формируется в процессе образования или соприкосновения с рациональной культурной традицией. Теоретический уровень мировоззрения отличается систематичностью, и наличием иерархии. Принципиально важно, что целостность мировоззрения возможна и в рамках жизненно-практического уровня, однако, в сравнении с теоретическим мировоззрением ее объем будет намного меньшим.
Формы мировоззрения.Поскольку человек не есть отдельно стоящий индивид, но всегда зависимый от социального окружения, его мировоззрение может выступать в различных формах. Наиболее распространенным является выделение в мировоззрении индивидуального, группового и общественного. Индивидуальное мировоззрение представляет собой нормы, ценности, идеалы, знания и представления, присущие каждому человеку отдельно и вытекающие из особенностей его характера, способностей и жизненного опыта. Групповая форма мировоззрения представляет собой также знания, интересы, нормы и ценности, но сформированные у индивида в процессе взаимодействия с членами родственной ему социальной группы (семья, трудовой коллектив, социальная страта). Общественное в мировоззрении представляет собой более обширную форму мировоззрения, сформированную под воздействием на индивида макросоциальных групп (нация, народ, этнос). К общественным формам мировоззрения также может быть отнесено и гражданское сознание. Важно отметить, что сами по себе (как самостоятельные сущности) групповые и общественные формы мировоззрения не существуют. Они возникают в процессе деятельности индивидов и коммуникации между ними.
3. Несмотря на то, что в историческом процессе изменяются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию. Сразу необходимо оговориться, что последовательность рассмотрения указанных исторических типов мировоззрения не представляет собой их эволюции. Первоначально мировоззрение существовало в форме мифов, затем они получают свое развитие в философских учениях, и затем формируется религиозное мировоззрения. Предельно важно, что ни один из упомянутых типов мировоззрения не исчезает в процессе развития общества, трансформируясь в современные формы.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает в эпоху становления человеческого общества. Это мировоззрение было свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовым формам общества, хотя и сегодня некоторые исследователи полагают, что мифология и мифотворчество продолжают существовать (А.Ф. Лосев). Сам термин мифология происходит от древнегреческого термина mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение. Архаическая мифология посвящена выявлению самых общих вопросов происхождения, развития и описанию гибели Вселенной. Мифы о происхождении космоса традиционно называются космогоническими, а о его грядущей гибели – эсхатологическими. В мифах, по сути, были собраны разнообразные начатки знаний, верований первобытного человека, хотя изложенная в них информация во многом смешана с фантастическим образами или элементами воображения. Характерными особенностями мифологии как исторического типа мировоззрения являлись синкретизм (целостность, нерасчлененность различных элементов знания, ценностей, воображения), антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на природу и Вселенную), генетизм (стремление к поиску «первопредка» природных или общественных явлений). Надо сказать, что и в современное время мифологическое мировоззрение сохраняется, правда не в традиционных, архаических формах, а в виде различных социальных мифологий – научных, политических, этнических, культурных. В качестве, примера, можно вспомнить о мифологической вере современного человечества в торжество науки и техники или мифологизированный характер нацизма или коммунизма. Реклама, которая окружает современного человека повсюду, также формирует особый мир мифообразов.
Религиозное мировоззрение— это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю, и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. В отличие от мифологии, которая представляла собой преимущественно знание, существующее в той или иной оценочной форме, религия, сохраняя многие космологические и эсхатологические элементы, выполняет, прежде всего, оценочно-регулятивную функцию. Имущественное расслоение, появление семьи, частной собственности и государства требовало прочной системы ценностей и норм, регулирующей повседневную жизнь челна общества. Социальное неравенство способствовало формированию идеи удвоения мира. Другими следствиями удвоения мира на потусторонний и посюсторонний явилось появление феномена чуда, как явления потустороннего мира. Также развивается мысль о культе и священнослужителях как единственных посредниках во взаимоотношении между мирами. Религии монотеистичны, то есть предполагают наличие одного Бога, но не как общего «первопредка», а как иного существа, творящего Вселенную и человека.
Философское мировоззрение появляется в процессе выделения умственного труда и формирования интеллектуальных кружков в высоких культурах Древности. Появлению философии способствовало также накопление знаний и кризис мифологического мировоззрения, неспособного соответствовать новым реалиям социально-экономической и культурной жизни. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (philio – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил в V в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философское мировоззрение направлено на уже известные мировоззренческие вопросы, однако. Ее отличие от религии и мифологии состоит в способе решения указанных проблем. Отличительными чертами философии являются ее критичность (стремление использовать рациональную аргументацию и критическое сомнение в процессе познания мира), универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).
Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях. Это в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?
Рекомендуемая литература к лекции
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин; МГУ.-4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010.
2. Грядовой, Д.И. Основы философских знаний: учебник для вузов / Д.И. Грядовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007.
3. Философия: учебник для ВУЗов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.
4. Философия: энциклопедический словарь / под ред. д. филос.н., профессора А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.
5. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
6. Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
7. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1990.
8. Лосева, И.Н. Миф, религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. – 1992. — №7.
9. Радугин, А.А. Философия. — М.: Центр, 2004.
10. Фрезер, Дж. Золотая ветвь. — М.: Политиздат, 1989.
11. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989.
Общее понятие мировоззрения и его основные виды
Мировоззрение – это система человеческих знаний о мире и о месте человека в нем, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира.
Мировоззрение – это обобщённое знание, это целостный, системный взгляд на мир, место человека в нём и их взаимодействии.
Мировоззрение – это многомерное явление, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры.
Мировоззрение – это ядро, стержень сознания, самосознания и познания личности.
Мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьёзные изменения.
Функции мировоззрения:
1. Миропонимание – это рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.
2. Мироощущение –эточувственная, эмоционально-психическая сфера.
3. Мироотношение – это активная или пассивная жизненная позиция человека к тому миру, в котором он живет. Без этого компонента получится не мировоззрение, а картина мира: хорош мир или плох, а мне до этого никакого дела нет, ибо я в нем просто живу.
Основные структурные уровни мировоззрения:
1. Знания
2. Ценности и оценки
3. Идеалы и нормы
4. Убеждения
Возникновение первоначальных форм мировоззрения неразрывно связано с процессом генезиса человека как существа, обладающего развитым мышлением. В дополнение к навыкам, конкретным знаниям, так необходимым при решении конкретных задач, каждому Homo Sapiens понадобилось и нечто большее. Потребовался широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, стало нужно понимать суть всего, что происходит вокруг. Важно также стало понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: во имя чего делается то или это, к чему человек стремится, что это даст всем остальным.
Мировоззрение – это социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Процесс выработки мировоззрения является общественной потребностью. На определённом этапе развития осознание человеком мира, в котором он живёт, самого себя и своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального развития.
Мировоззрение в широком смысле представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях. Здесь следует подчеркнуть, что мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления о мире, а лишь предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и место в нём человека. В мировоззрении неразрывно соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя.
Именно мировоззрение как сложное социальное образование, интегральное по своему содержанию, становится ядром как индивидуального, так и общественного сознания, которые диалектически взаимосвязаны. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации и т.д. Это − своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее.
Следовательно, мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Мировоззрение характеризуется пропорциональным присутствием таких компонентов, как знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.
В структуре мировоззрения выделяются четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обобщённых знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.
2.Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами (императивами).
Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребностям, желаниям людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определённую иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах.
Следствием устойчивости, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определённым образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.
Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». (Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1965. Ч.1. С.499-500).
4. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлечённый характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно всё равно проектирует, стимулирует определённый тип поведения.
Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом. Другая крайность – скептицизм, неверие ни во что, утрата идеалов, отказ от служения высоким целям.
Мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже, в свою очередь, зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен. На том или ином историческом этапе возможно общее убеждение и идеалы, нормы жизнедеятельности. Тогда и говорят, «вот в наше время…». Но при этом в реальной действительности мировоззрение имеет не только общие, типичные для времени черты, но и преломляется во множестве индивидуальных вариантов.
Мировоззрение объединяет «пласты» человеческого опыта. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысла человеческой жизни: постепенно с изменением эпох люди что-то хранят и передают из поколения в поколение или от чего-то отказываются и меняют свои взгляды и принципы.
На основе вышеизложенного можно определить: мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
По характеру формирования и способу функционирования выделяют уровни мировоззрения:
1) жизненно-практический уровень (жизненная философия);
2) теоретический уровень (наука, философия).
Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Именно на этом уровне абсолютное большинство людей включается в социальное и индивидуальное взаимодействие. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое. Этот уровень включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида, что и помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах.
Вместе с тем, необходимо отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. В нём нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
Теоретический уровень мировоззрения преодолевает данные недостатки. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.
Мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Оно, как и вся жизнь людей в обществе, носит исторический характер.
Общественное бытие – это социальные процессы жизни людей, которые зависят от способа производства материальной жизни. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.
Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых.
Исторические типы мировоззрения
История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся:
1. жизненно-практическое (обыденное, повседневное);
2. мифологическое;
3. религиозное;
4. философское;
5. научное.
Каждый из названных типов мировоззрения – это видовые понятия по отношению к мировоззрению вообще, которое является понятием родовым. Таким образом, понятия мировоззрение и философия не тождественны между собой. Мировоззрение – понятие более широкое, чем философия. Философия – это один из социально-исторических типов мировоззрения.
Типы мировоззрения – это формы общественного сознания. Общественное сознание это отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы.
К формам общественного сознания относятся политическое и правовое сознание, религия, философия, искусство, наука, мораль и др.
В качестве исторически первого типа мировоззрения выступает миф, мифологическое сознание, второго – религия, религиозное сознание и уж затем − философия, философское сознание.
Для выявления человеком своего отношения к миру и отношения мира к человеку необходимо целостное понимание мира, которое в обыденном сознании отсутствует. Эта целостность и будет формироваться мифологическими, религиозными или философскими представлениями, а порой причудливым сочетанием тех и других.
Именно в этих формах сознания (миф, религия, философия) заполняют недостаток знаний о мире и человеке, дают ответы на основные жизненно важные вопросы.