В традиционной экономике

Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию, 13 вариант.

Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 13.

Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.

№ 1.

Отличительной чертой традиционной экономической системы является

  • зависимость экономики от государственной власти
  • доминирование промышленного производства
  • преобладание ручного труда
  • большое количество кооперативов

№ 1.

Отличительной чертой традиционной экономической системы является

  • зависимость экономики от государственной власти
  • доминирование промышленного производства
  • преобладание ручного труда
  • большое количество кооперативов

№ 2.

Какой из предложенных терминов наиболее соответствует определению: «приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями»?

  • развитие
  • школа
  • институт
  • образование

№ 2.

Какой из предложенных терминов наиболее соответствует определению: «приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями»?

  • развитие
  • школа
  • институт
  • образование

№ 3.

Молодожёны поссорились, ссора была ничтожной, и каждый из супругов искал пути примирения. Какой из представленных путей быстрее приведёт к примирению и будет способствовать дальнейшему семейному благополучию?

  • предложить ему (ей) успокоиться, вместе разобраться в ситуации и найти решение, устраивающее обоих
  • уйти из дома к родителям и не приходить, пока он (она) не придёт с просьбой о прощении
  • заставить принять свою точку зрения, используя различные способы давления
  • продолжать настаивать на своём до тех пор, пока противная сторона не согласится

№ 3.

Молодожёны поссорились, ссора была ничтожной, и каждый из супругов искал пути примирения. Какой из представленных путей быстрее приведёт к примирению и будет способствовать дальнейшему семейному благополучию?

  • предложить ему (ей) успокоиться, вместе разобраться в ситуации и найти решение, устраивающее обоих
  • уйти из дома к родителям и не приходить, пока он (она) не придёт с просьбой о прощении
  • заставить принять свою точку зрения, используя различные способы давления
  • продолжать настаивать на своём до тех пор, пока противная сторона не согласится

№ 4.

Верны ли следующие суждения о человеке и животных?

А. Биология животных абсолютно не схожа с биологией человека.

Б. И человек, и животные осуществляют деятельность в целях удовлетворения своих потребностей.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 4.

Верны ли следующие суждения о человеке и животных?

А. Биология животных абсолютно не схожа с биологией человека.

Б. И человек, и животные осуществляют деятельность в целях удовлетворения своих потребностей.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны

№ 5.

Особенностью познания средствами искусства является то, что

  • это знание является знанием, полученным на собственном практическом опыте
  • оно осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим человеком
  • это всегда обобщение своих иллюзий, представлений и нахождений закономерностей
  • оно включает эксперимент, проверку полученных в его результате данных на практике

№ 5.

Особенностью познания средствами искусства является то, что

  • это знание является знанием, полученным на собственном практическом опыте
  • оно осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим человеком
  • это всегда обобщение своих иллюзий, представлений и нахождений закономерностей
  • оно включает эксперимент, проверку полученных в его результате данных на практике

№ 6.

Верны ли следующие о культуре?

А. Одна из целей культуры- способствовать осмыслению людьми нравственных ценностей.

Б. Массовая культура адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 6.

Верны ли следующие о культуре?

А. Одна из целей культуры- способствовать осмыслению людьми нравственных ценностей.

Б. Массовая культура адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 7.

Отличительной чертой административно-командной экономической системы является

  • сочетание государственного предпринимательства с частным
  • директивное ценообразование
  • выпуск товаров с учётом спроса потребителей
  • конкуренция продавцов и товаропроизводителей

№ 7.

Отличительной чертой административно-командной экономической системы является

  • сочетание государственного предпринимательства с частным
  • директивное ценообразование
  • выпуск товаров с учётом спроса потребителей
  • конкуренция продавцов и товаропроизводителей

№ 8.

Государство в рыночной экономике

  • устанавливает номенклатуру товаров и услуг
  • стимулирует сбалансированный экономический рост
  • распределяет средства производства
  • определяет количество работающих на предприятиях

№ 8.

Государство в рыночной экономике

  • устанавливает номенклатуру товаров и услуг
  • стимулирует сбалансированный экономический рост
  • распределяет средства производства
  • определяет количество работающих на предприятиях

№ 9.

Работники предприятия распределяют полученный доход в соответствии с коэффициентом трудового участия каждого. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это предприятие кооперативной формы собственности?

  • предприятие самостоятельно определяет номенклатуру выпускаемой продукции
  • работники предприятия находятся в дружеских отношениях
  • предприятие самостоятельно заключает договоры с транспортными фирмами
  • работники на равных участвуют в управлении делами предприятия

№ 9.

Работники предприятия распределяют полученный доход в соответствии с коэффициентом трудового участия каждого. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это предприятие кооперативной формы собственности?

  • предприятие самостоятельно определяет номенклатуру выпускаемой продукции
  • работники предприятия находятся в дружеских отношениях
  • предприятие самостоятельно заключает договоры с транспортными фирмами
  • работники на равных участвуют в управлении делами предприятия

№ 10.

Верны ли следующие суждения о производстве?

А. Повышению производительности способствует наличие социальной поддержки работников.

Б. Росту объёмов производства способствует увеличение налогов на производителя.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 10.

Верны ли следующие суждения о производстве?

А. Повышению производительности способствует наличие социальной поддержки работников.

Б. Росту объёмов производства способствует увеличение налогов на производителя.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 11.

Какие из убеждений может разделять только сторонник патриархальной семьи?

  • родители обязаны заботиться о воспитании детей и друг о друге
  • муж и жена должны быть верными друг другу и любить друг друга
  • дети должны уважать своих родителей, а родители- заботиться о детях
  • муж- оплот семьи, источник благосостояния, тот, кто решает проблемы

№ 11.

Какие из убеждений может разделять только сторонник патриархальной семьи?

  • родители обязаны заботиться о воспитании детей и друг о друге
  • муж и жена должны быть верными друг другу и любить друг друга
  • дети должны уважать своих родителей, а родители- заботиться о детях
  • муж- оплот семьи, источник благосостояния, тот, кто решает проблемы

№ 12.

В какой из приведённых пословиц речь идёт о вертикальной нисходящей социальной мобильности?

  • «Без дела и сила слабеет»
  • «Птицу узнают в полёте, а человека в работе»
  • «Был Иван, а стал Болван, а всё винцо виновато»
  • «Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся»

№ 12.

В какой из приведённых пословиц речь идёт о вертикальной нисходящей социальной мобильности?

  • «Без дела и сила слабеет»
  • «Птицу узнают в полёте, а человека в работе»
  • «Был Иван, а стал Болван, а всё винцо виновато»
  • «Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся»

№ 13.

Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Одним из важнейших каналов социализации являются дети, завоевавшие авторитет среди сверстников.

Б. Под влиянием родителей, учителей, начальников формируются умения и навыки, необходимые для исполнения социальных ролей.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 13.

Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Одним из важнейших каналов социализации являются дети, завоевавшие авторитет среди сверстников.

Б. Под влиянием родителей, учителей, начальников формируются умения и навыки, необходимые для исполнения социальных ролей.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 14.

Что из перечисленного относится к действиям политической власти?

  • организация фестиваля народной музыки
  • собрание членов акционерного общества
  • заключение договора между работниками и администрацией предприятия
  • решение об участии страны в международной миротворческой акции

№ 14.

Что из перечисленного относится к действиям политической власти?

  • организация фестиваля народной музыки
  • собрание членов акционерного общества
  • заключение договора между работниками и администрацией предприятия
  • решение об участии страны в международной миротворческой акции

№ 15.

Гражданин государства Z в день выборов президента страны пришёл на избирательный участок, где ему был выдан бюллетень для голосования. Данный факт свидетельствует о

  • политическом режиме государства
  • форме правления
  • форме государственного устройства
  • суверенитете государства

№ 15.

Гражданин государства Z в день выборов президента страны пришёл на избирательный участок, где ему был выдан бюллетень для голосования. Данный факт свидетельствует о

  • политическом режиме государства
  • форме правления
  • форме государственного устройства
  • суверенитете государства

№ 16.

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Чтобы государство хорошо защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 16.

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Чтобы государство хорошо защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 17.

Полная дееспособность у физического лица наступает

  • с наступлением совершеннолетия
  • с момента окончания школы
  • с момента начала работы
  • одновременно с получением паспорта

№ 17.

Полная дееспособность у физического лица наступает

  • с наступлением совершеннолетия
  • с момента окончания школы
  • с момента начала работы
  • одновременно с получением паспорта

№ 18.

Среди перечисленных прав к личным (гражданским) правам относится право

  • создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов
  • за свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности
  • собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги демонстрации, шествия и пикетирование
  • на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

№ 18.

Среди перечисленных прав к личным (гражданским) правам относится право

  • создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов
  • за свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности
  • собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги демонстрации, шествия и пикетирование
  • на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

№ 19.

У гражданки М. на квартире украли компьютер и золотые украшения. О происшедшем она должна сообщить

  • службу судебных приставов
  • мировой суд
  • криминальную полицию
  • прокуратуру

№ 19.

У гражданки М. на квартире украли компьютер и золотые украшения. О происшедшем она должна сообщить

  • службу судебных приставов
  • мировой суд
  • криминальную полицию
  • прокуратуру

№ 20.

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Устанавливая границы дозволенных поступков, наказывая и поощряя людей, правила регулируют поведение людей по отношению друг к другу, к обществу и поведение общества по отношению к человеку.

Б. Социальные нормы способствуют выживанию общества и общественному развитию.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 20.

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Устанавливая границы дозволенных поступков, наказывая и поощряя людей, правила регулируют поведение людей по отношению друг к другу, к обществу и поведение общества по отношению к человеку.

Б. Социальные нормы способствуют выживанию общества и общественному развитию.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

№ 21.

Николай Васильевич работает на мебельном предприятии. Он специализируется на определённых операциях, связанных с обработкой деталей. Предприятие в условиях разделения труда имеет тесные связи с поставщиками сырья и оборудования. Сравните экономические процессы, упомянутые в условии задачи: специализацию между работниками и разделение труда. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а о вторую колонку- порядковые номера черт различия.

  • выступает условием торговли
  • отсутствует при ведении натурального хозяйства
  • разделение процесса производства на ряд взаимосвязанных этапов
  • сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях

Ответ: Черты сходства Черты различия

№ 21.

Николай Васильевич работает на мебельном предприятии. Он специализируется на определённых операциях, связанных с обработкой деталей. Предприятие в условиях разделения труда имеет тесные связи с поставщиками сырья и оборудования. Сравните экономические процессы, упомянутые в условии задачи: специализацию между работниками и разделение труда. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а о вторую колонку- порядковые номера черт различия.

  • выступает условием торговли
  • отсутствует при ведении натурального хозяйства
  • разделение процесса производства на ряд взаимосвязанных этапов
  • сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях

Ответ: Черты сходства Черты различия

1 2 3 4

№ 22.

Установите соответствие между характеристиками семейных отношений и типами семьи: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Характеристики

А) главенствующая роль отца семейства

Б) учёт мнения детей при решении касающихся их вопросов

В) многопоколенный состав семьи

Г) активное участие отца в выполнении домашней работы

Д) жёсткое деление домашних обязанностей на мужские и женские

Типы семьи

  • традиционная
  • партнёрская (демократическая)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

№ 22.

Установите соответствие между характеристиками семейных отношений и типами семьи: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Характеристики

А) главенствующая роль отца семейства

Б) учёт мнения детей при решении касающихся их вопросов

В) многопоколенный состав семьи

Г) активное участие отца в выполнении домашней работы

Д) жёсткое деление домашних обязанностей на мужские и женские

Типы семьи

  • традиционная
  • партнёрская (демократическая)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 1 2 1

№ 23. При опросе населения был задан вопрос: «Во всех ли случаях нужно руководствоваться нормами права?»

Варианты ответа

молодёжь

всегда

Иногда лучше следовать морали и принципам справедливости

22,5

Люди среднего возраста

27,5

Пожилые люди

В тех случаях, когда грозит наказание

32,5

32,5

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Молодёжь в большей мере, чем другие возрастные группы, придаёт значение моральным нормам.
  • Люди среднего возраста меньше, чем молодёжь, связывают необходимость следования нормам права с угрозой наказания.
  • Более трети опрошенных среднего возраста считают что о всех ситуациях нужно учитывать нормы права.
  • Наказание за нарушение правовых норм считают основной причиной их выполнения большинство пожилых людей.
  • Считает, что следовать закону нужно всегда, примерно одинаковая доля опрошенных в каждой возрастной группе.

Ответ:

№ 23. При опросе населения был задан вопрос: «Во всех ли случаях нужно руководствоваться нормами права?»

Варианты ответа

молодёжь

всегда

Иногда лучше следовать морали и принципам справедливости

22,5

Люди среднего возраста

27,5

Пожилые люди

В тех случаях, когда грозит наказание

32,5

32,5

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Молодёжь в большей мере, чем другие возрастные группы, придаёт значение моральным нормам.
  • Люди среднего возраста меньше, чем молодёжь, связывают необходимость следования нормам права с угрозой наказания.
  • Более трети опрошенных среднего возраста считают что о всех ситуациях нужно учитывать нормы права.
  • Наказание за нарушение правовых норм считают основной причиной их выполнения большинство пожилых людей.
  • Считает, что следовать закону нужно всегда, примерно одинаковая доля опрошенных в каждой возрастной группе.

Ответ: 23

№ 24.

Результаты опроса, представленные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

  • Мотивация правомерного поведения от поколения к поколению меняется.
  • Общество готово пойти по пути смягчения наказаний за преступления.
  • Пожилые люди более высоко оценивают роль моральных факторов, чем молодёжь.
  • Правовая система страны не отвечает новым требованиям и изменившимся условиям.
  • Молодёжь получает хорошую правовую подготовку в школах и институтах.

Ответ:

№ 24.

Результаты опроса, представленные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

  • Мотивация правомерного поведения от поколения к поколению меняется.
  • Общество готово пойти по пути смягчения наказаний за преступления.
  • Пожилые люди более высоко оценивают роль моральных факторов, чем молодёжь.
  • Правовая система страны не отвечает новым требованиям и изменившимся условиям.
  • Молодёжь получает хорошую правовую подготовку в школах и институтах.

Ответ: 1 3.

№ 25.

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Государство возникло в глубокой древности. (Б)Учёные активно изучают причины и исторические условия возникновения государства и выдвигают разные теории его происхождения. (В)Классовая теория происхождения государства, несмотря на присущие ей недостатки, и сегодня выглядит достаточно убедительной.

Определите, какие положения текста

  • отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Ответ: А Б В

№ 25.

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Государство возникло в глубокой древности. (Б)Учёные активно изучают причины и исторические условия возникновения государства и выдвигают разные теории его происхождения. (В)Классовая теория происхождения государства, несмотря на присущие ей недостатки, и сегодня выглядит достаточно убедительной.

Определите, какие положения текста

  • отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Ответ: А Б В

1 1 2

Часть 2.

Социальная мобильность-это изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя в другой.

Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, мобильность резко возрастает в условиях индустриального общества. В индустриальном обществе прежде всего ценятся индивидуальные достоинства. В доиндустриальном обществе мобильность была невелика, так как законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в сословие землевладельцев.

Часть2.

Различают такие виды социальной мобильности, как вертикальная и горизонтальная. Особую разновидность представляет межпоколенная мобильность. Она выражается в изменении статуса детей по сравнению с со статусом родителей. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной группы в другую, находящуюся на ином (более высоком или более низком) уровне.

Часть2.

Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же социальном уровне. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Она проявляется не в изменении статуса, а в перемещении из одного места в другое при сохранении статуса.

Часть2.

Социальному восхождению в обществе способствуют так называемые социальные лифты. В современном обществе движение вверх происходит главным образом благодаря образованию, богатству или членству в политической партии. В частности, богатство служит отличительным знаком статуса в высших стратах. Есть и другие социальные лифты.

(В.С.Ковалкин)

№ 26.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

№ 26.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

  • понятие «социальная мобильность»;
  • социальная мобильность в обществе разных типов;
  • виды социальной мобильности;
  • что влияет на социальную мобильность.

№ 27.

В чём выражается межпоколенная мобильность? Какова специфика географической мобильности?

№ 27.

В чём выражается межпоколенная мобильность? Какова специфика географической мобильности?

Ответ:

-межпоколенная мобильность выражается в изменении статуса детей по сравнению со статусом родителей;

-географическая мобильность предполагает пространственное перемещение из одной местности в другую.

№ 28.

Назовите два вида мобильности из числа упомянутых в тексте, при которых меняется социальный статус человека.

№ 28.

Назовите два вида мобильности из числа упомянутых в тексте, при которых меняется социальный статус человека.

Ответ:

-межпоколенная;

-вертикальная.

№ 29.

Как меняется социальная мобильность с переходом к индустриальному обществу? Опираясь на текст, обществоведческие и исторические знания, укажите одну из причин этих изменений. Приведите пример, иллюстрирующий социальную мобильность в индустриальном обществе.

№ 29.

Как меняется социальная мобильность с переходом к индустриальному обществу? Опираясь на текст, обществоведческие и исторические знания, укажите одну из причин этих изменений. Приведите пример, иллюстрирующий социальную мобильность в индустриальном обществе.

Ответ:

-с переходом к индустриальному обществу социальная мобильность значительно возрастает;

-в индустриальном обществе больше всего ценятся индивидуальные достоинства, это помогает людям, у которых они есть, двигаться по социальной лестнице;

-ликвидация привилегий высших классов и резкое снижение их статуса.

№ 30.

Известна поговорка: «Однажды крестьянин навсегда крестьянин». К какому обществу её следует отнести? Приведите фрагмент текста, который помог вам сделать этот выбор.

№ 30.

Известна поговорка: «Однажды крестьянин навсегда крестьянин». К какому обществу её следует отнести? Приведите фрагмент текста, который помог вам сделать этот выбор.

Ответ:

  • к доиндустриальному обществу;
  • «В доиндустриальном обществе мобильность была невелика, т.к. законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в состав землевладельцев».

№ 31.

Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, дайте два пояснения роли образования в восходящей социальной мобильности.

№ 31.

Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, дайте два пояснения роли образования в восходящей социальной мобильности.

Ответ:

-образование служит социальным лифтом, т.к. даёт возможность овладеть сложной и высоко оцениваемой обществом профессией;

-образование открывает доступ к политической карьере;

-большинство высокостатусных позиций в обществе не могут быть заняты без соответствующего уровня образования.

Использованная литература.

  • А.Ю.Лазебникова, Е.Н.Калачёва. Обществознание. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен». Москва. 2018

Признаки экономической системы

Закрытые и открытые экономические системы

Определение 1

Экономическая система представляет собой сложное взаимоотношение элементов, образующих единую совокупность, по поводу производства и потребления экономических благ в общественных и индивидуальных целях.

Элементами экономической системы выступают менее сложные по организации подсистемы, которые так же осуществляют экономические действия и взаимодействуют друг с другом. Между такими подсистемами существует прямая и обратная связь. Экономическую систему можно рассматривать на разных уровнях. На уровне домашних хозяйств, предприятий, отраслей народного хозяйства, национальном уровне, международном и мировом.

Если государственная экономическая система активно включается в международные экономические отношения, то такая система называется открытой. Если же система замкнута, то она не взаимодействует с системами других стран, как например, плановая экономика Советского Союза. Такая система называется закрытой. В ней нет доступа для новых предприятий, потребление ограничивается рамками самого государства. Замкнутые системы могут существовать и на уровне предприятий, например, предприятия военно-промышленного комплекса, предприятия решающие вопросы освоения космоса и другие предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики страны.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Признаки экономической системы

Основными признаками экономической системы являются:

  • наличие совокупности элементов, без которых система не может существовать;
  • совместимость всех элементов системы, что позволяет системе развиваться;
  • целенаправленность системы;
  • функционирование системы во внешней среде.

Наличие совокупности важных элементов и их совместимость называются целостностью системы. Элементы системы являются взаимодополняемыми, что обеспечивает устойчивость связей между ними. Такой системе присущи определенные закономерности функционирования.

Целенаправленность системы – это ориентирование на выполнение строго определенной цели, которая формируется внутри системы. Цели системы ограничиваются заданным диапазоном допустимых изменений. В социально-экономических отношениях всегда присутствует элемент целенаправленности. Например, предприятие создается на основе целенаправленной системы взаимоотношений группы людей и средств производства.

Функционирование системы во внешней среде определяется их взаимодействием. Важно отметить, что как внешняя среда оказывает влияние на систему, так и система влияет на внешнюю среду. Внешняя среда, как правило, определяет направление развития системы, и происходящих в ней процессов.

Замечание 1

Внешняя среда влияет на систему совокупностью стимулирующих, регулирующих, возмущающих, ограничивающих и разрушающих факторов.

Стимулирующие факторы ведут к прогрессу системы, регулирующие приводят к изменению целей системы, возмущающие оказываются кратковременное негативное влияние на систему, ограничивающие факторы определяют правильность деятельности системы, а разрушающие факторы ведут к частичному или полному разрушению системы. Разрушающие факторы сложно спрогнозировать.

Совокупность названных признаков определяет способность экономической системы к самостоятельному функционированию и развитию. В историческом контексте такие самовоспроизводящиеся системы со временем усложнялись и расширялись от общин до государств. В настоящее время человечество вступает в этап развития экономических систем на глобальном уровне, когда нация не имеет значения, а важно лишь производство благ вне зависимости от территории и страны.

Понимание того, что такое традиционная экономика, появилось у экономистов в 20 веке. Свое определение этому термину дали институционалисты. Традиционная экономика является самой древней системой. Сейчас ее особенности присущи лишь малому количеству развивающихся стран.

Краткое определение

Традиционная экономика — это экономическая система, в которой ведущую роль производстве, обмене и распределении играют традиции и обычаи. Она характеризуется большим влиянием религии и государства на экономику, низкой производительностью труда и традиционной структурой общества. Вопросы того, сколько и как производить, и как распределять, решаются с помощью обычаев и традиций.

Признаки традиционной экономики

Первая характеристика традиционной экономики — низкий уровень технологического развития производства. Это обуславливает низкую производительность труда. Натуральное хозяйство свойственно экономической системе этого типа. Развитие технологии производства разрушает фундамент традиционной экономики.

Характерными чертами являются слабые экономические связи между поселениями. Это мешает устойчивому экономическому развитию, а так же заставляет всех членов традиционной общины заниматься тяжелым физическим трудом. К признакам относятся и сами общины, являющиеся условием выживания больших групп людей, но тормозящие прогресс.

В экономике данного типа не развита торговля. Низкая производительность труда не оставляет общине излишков, которые можно продать. Торговые связи не только с иностранцами, но и с соседними поселениями очень слабы. Это усугубляет проникновение в экономику технологий и закрепляет укоренившиеся порядки. Страны с экономикой, изолированной от остального мира, развиваются медленнее.

Социальный и экономический застой — отличительные черты традиционной экономики. Общества, где доминирует данная система, развиваются очень медленно, либо не развиваются вообще. Если сообщество изолировано от внешнего мира и других поселений, оно может сохранять свой уклад столетиями. Пример из истории, в каких странах это приводило к катастрофе — сообщества коренных жителей Америки и Африки.

Застой сперва обуславливается экономическими причинами, а потом закрепляется системой неформальных институтов, составляющих совокупность традиций и обычаев общества. Их характеристикой является догматичность, неспособность приспосабливаться под меняющиеся условия и строгость исполнения. Традиции решают, кого наделять политической властью, и в чью пользу распределять экономические ресурсы.

При традиционном экономическом укладе преобладает аграрный сектор в структуре производства. Продукты питания являются основной ценностью для таких сообществ, потому что производительность труда едва позволяет им прокормить себя, а низкий уровень развития технологий при растущем населении рождает проблему голода.

Основные характеристики традиционного общества

Роль государства и религии в традиционной экономике

Государства, каким оно было до урбанизации и индустриальной революции, значительно отличались от нынешних. В современных государствах главным институтом, определяющим жизнь в стране, является бюрократия, воля отдельных лиц и религии значительно снижена по сравнению с прошлыми эпохами. Найдите любую развитую страну, и увидите, что власть даже ее лидера значительно ограничена.

Если плановая и рыночная экономики пытаются распределить власть в обществе с помощью вертикальных и горизонтальных структур, то для традиционной экономики характерны примитивные властные отношения. Формой правления в таких сообществах чаще всего является абсолютная монархия, опирающаяся на обширное воинское сословие. Основные ресурсы сосредоточены у высших сословий.

Политическая власть в традиционных обществах осуществляется не ради обеспечения социальных гарантий и развития, а для извлечения ренты в пользу высших сословий. Роль государства состоит в насильственном сохранении существующего порядка. Социальная направленность не свойственна традиционным государствам.

Вождь на совете племени индейцев

Традиционная экономика основана на сословном и кастовом делении. Это обуславливается низкой производительностью труда и поддерживается с помощью государственного насилия. Основа данной социальной структуры — желание господствующего экономического класса и дальше стабильно получать свою ренту, а не сталкиваться с рисками, возникающими при форсированной урбанизации и запуске социальных лифтов.

Государство не является единственным институтом, кто регулирует экономику традиционных обществ. Религиозные институты играют большое значение в экономиках такого уклада. Они встраиваются во властную систему традиционного общества и порождают отдельное привилегированное сословие, так же заинтересованное в получении ренты. Религиозные институты закрепляют и обосновывают практику государственного насилия по отношению к тем, кто пытается изменить социальный порядок.

Преимущества и недостатки

К достоинствам традиционной экономики относят:

  • Относительная стабильность характеризует традиционную экономику. Значительные социальные потрясения несвойственны им, а текущий порядок может сохраняться столетиями.
  • В немногочисленных городах, где располагаются ремесленные производства, товары изготавливаются по технологиям, передающимся из поколения в поколения. Это значит, что они сохраняют и хорошее качество на протяжении столетий.

Недостатками традиционной экономики являются:

  • Характерный медленный, либо вовсе отсутствующий технологический и социальный прогресс. Производительность труда остается низкой на протяжении многих столетий. Когда общество производит такое же количество продуктов питания при стабильно растущем населении, это рождает проблему мальтузианской ловушки.
  • Частная собственность при данной системе является очень шатким институтом. В обществе, где право собственности обеспечивается способностью применять насилие по отношению к покусившимся на нее, развитие частного предпринимательства тормозится не только низким уровнем технологий, но и низкими гарантиями безопасности для производителей.
  • Общества, где основу составляет данный тип экономики, плохо приспосабливаются к внешним условиям. Они плохо сопротивляются внешним завоевателям и природным катастрофам.
  • Проблемы обществ с данным типом экономики усугубляют укореняющиеся религиозные институты и монархический уклад. Признак обществ с преобладанием такой экономики — государства не способствуют модернизации, а мешают ей.

Традиционные экономики в современности (примеры)

Большинство современных стран уже преодолели период господства традиционной экономики. В настоящее время существует очень маленькое количество государств, в которых данный уклад сохраняется. Примеры стран можно найти в Юго-Восточной Азии и Африке. Это страны, где сохранилась низкая производительность труда и низкий уровень развития технологий. Однако и там влияние современных технологий и глобализации угрожает концом эпохи традиционной экономики.

Кения

В качестве примеров таких стран (с некоторыми оговорками ввиду всеобщей глобализации) можно назвать следующие страны:

Бангладеш, Бутан, Лаос, Мьянма, Непал, Вануату, Барбадос, Чад, Зимбабве, Эфиопия и др.

Встречается подобный строй также и у некоторых народов Крайнего Севера России.

Традиционное хозяйство оказалось в прошлом и в России, где форсированная индустриализация окончательно уничтожила деревенскую общину и переманила в городские поселения значительную часть бывших крестьян. Отдельные признаки традиционной экономики в ней сохраняются, но они слишком незначительны, чтобы считать ее таковой.

Традиционная экономическая система  
В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.  

Экономика традиционная — экономическая система, распределение ограниченных ресурсов в которой происходит в соответствии с обычаями темпы изменений и развития в ней крайне невысокие люди занимаются тем же, чем прежде занимались их родители большая часть товаров потребляется там же, где производится.  
Любая действующая экономическая система, в том числе логистическая, функционирует при наличии определенных противоречивых интересов ее структурных элементов. В единой логистической системе взаимодействие между составляющими компонентами предполагает поиск последовательных компромиссов, который в традиционных экономических системах осуществлялся интуитивно, без всестороннего применения математических и технических возможностей.  
Из них самая древняя — традиционная экономическая система.  
Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера.  
Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собст-  
Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.  
Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разг ных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.  
Какие элементы традиционной экономической системы существовали в России еще в начале XX в.  
Известны ли вам случаи из истории России или других стран, когда разрушение традиционной экономической системы сопровождалось возмущением и даже бунтами тех, кто был заинтересован в ее сохранении  
В таких странах, как США и Япония, господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).  
Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.  
Традиционная экономическая система —  
Я написал эту книгу, чтобы помочь бренд-менеджерам победить и на внешнем, и на внутреннем фронтах. Создать великую торговую марку непросто. Для этого необходим лидер, убеждающий сотрудников компании в необходимости стремления к своему видению, тонкие чувства времени и меры, безоговорочная готовность отличаться от конкурирующих марок и при случае «закопать соперников». А также эмпатия к покупателям ваших товаров и к человечеству в целом. Быть великим бренд-менеджером — значит обладать всеми этими качествами. Вероятно, некоторым из них научиться невозможно. Впрочем, кем бы вы ни были — игроком нового рынка или динозавром традиционной экономической системы, существует несколько правил, следуя которым вы придете к победе. О них и рассказывает предлагаемая вашему вниманию книга.  
В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладное экономики.  
В соответствии с линией на всеобщую либерализацию государство пытается сбросить с себя эти социальные обязательства. Задача состоит в том, чтобы восстановить методы государственного воздействия на социальные процессы. Можно отметить множество конкретных направлений административного воздействия на социальную и экономическую сферу. Государство не должно допускать, чтобы люди избегали обязательных прививок, чтобы дети и их родители сами решали, стоит ли учиться в начальной школе нельзя позволять, чтобы предприниматели экономили на элементарных социальных нуждах работников, не выдавали вовремя зарплату и т. д. Все это свидетельствует о культурно-этической, экологической, общественно-воспроизводственной и социальной целесообразности административных средств государственного регулирования. Однако последние приобретают и исключительную важность в чрезвычайных ситуациях, и здесь не составляют исключения даже самые традиционно рыночные и демократические страны. Классическими примерами широкого и эффективного использования административных инструментов для перестройки существующей общественно-экономической системы служат реформы в Западной Германии, проведенные западными оккупационными властями и правительством Аденауэра-Эрхарда, коренное преобразование экономической и политической системы в  
Таким образом, видно, что и теория индустриализма , являющаяся платформой современной традиционной экономической теории — экономике , считает социальные цели, которые не могут быть достигнуты самой экономической системой, целями этой же системы, т.е. рассматривает экономическую систему в более широком смысле — как социально-экономическую систему (СЭС).  
Когда со временем насыщаются потребности страны в традиционных товарах и услугах и достигаются пределы в повышении эффективности производства, новые факторы, возникшие в недрах существующего ТУ, набирают силы, ускоряется их развитие, и экономическая система страны переходит в следующий, более прогрессивный ТУ.  
В связи с усложнением экономической системы, необходимостью учета факторов неопределенности и случайных величин, динамичности взаимной обусловленности текущих решений и последующих событий, комплексной взаимозависимости между многими исследуемыми явлениями построение традиционных экономико-математических моделей стандартного типа, адекватных таким сложным системам, весьма затруднительно.  
В процессе выбора люди и общество в целом сталкиваются с тремя фундаментальными задачами что, как и для кого производить В зависимости от способов решения этих задач различают три экономические системы традиционную, рыночную и командную. В рыночной экономике система цен определяет что, как и для кого. По этой причине микроэкономику часто называют теорией цены.  
Компании, разделяющие традиционную точку зрения, имеют высокие шансы преуспеть в экономической среде с товарным дефицитом, когда потребитель, как правило, не предъявляет особых запросов к качеству, техническим характеристикам или оформлению продукта. Но традиционный взгляд на бизнес-процесс не срабатывает в экономических системах, основанных на конкуренции, когда потребителю предлагается широкий выбор товаров.  
Эффективно используемым в теории и практике экономического анализа инструментом является концепция предельных (маржинальных) затрат — затрат на производство и реализацию последней единицы продукции. Это сравнительно новое понятие для традиционной российской системы учета и анализа хозяйственной деятельности, и для многих оно связано с понятием точки безубыточности предприятия.  
В настоящее время нефтяная промышленность России в значительной степени функционирует и развивается на основе материально-технологической базы, созданной в рамках предыдущей экономической системы. Многие скважины, большинство трубопроводов, резервуарных парков и прочих объектов — все еше те, которые созданы (или начали создаваться) при централизованном планировании и управлении и были ориентированы на соответствующую схему принятия и реализации управленческих решений. Большую роль еше играет инерционность в изменении традиционных подходов к исполнению тех или иных управленческих и технологических заданий, в приобретении новых навыков работы в коллективе, в смене стратегических целей.  
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран — России, других стран — членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама — к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.  

Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.  
Традиционная система — экономическая система, распространенная в слаборазвитых странах и базирующаяся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики, преобладающей роли в жизни общества кастового и сословного деления, освященных веками традиций и обычаев  
Данный подход предполагает, что этика и религия должны работать на главную цель — повышение эффективности общественного производства. В рамках существующих представлений экономическая деятельность является не только первичной, но и господствующей. Однако, как уже отмечалось, так было не всегда. Первоначально экономика выступала как сфера деятельности, подчиненная этике. Именно религиозно-этические взгляды обусловливали особенности осуществления хозяйственной (экономической) деятельности. Наиболее явно это прослеживается в экономике традиционных обществ. Представляется, что современное рыночное хозяйство утратило эту связь. Тем не менее в основе развития капиталистической системы хозяйства лежало изменение мировоззрения, на которое самое непосредственное влияние оказало такое религиозное движение, как Реформация. Следует отметить, что религиозные или этические корни всегда имеют место при осуществлении хозяйственной деятельности, в значительной степени обусловливая облик той или иной экономической системы. Поэтому следующий очерк будет посвящен рассмотрению связи религиозно-этических доктрин с хозяйственной деятельностью.  
Традиционные общества представляют собой первичный тип экономической системы, которая основывается на обычаях, традициях, национальных культурных корнях. В рамках данной системы экономическая деятельность не воспринимается как первичная ценность индивид принадлежит своей изначальной общности экономическая власть, как правило, непосредственно соединена с политической.  
Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Органи-задия и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.  
Присущее формам собственности противоречивое единство позитивных и негативных потенций исключает правомерность попыток как присвоения одним формам ранга панацеи, так и третирования других. Из данной методологической посылки следует, что тотальное отвержение необходимости демократизации становящей системы собственнических отношений на государственных и приватизированных предприятиях (в т. ч. формально основанных на собственности работников) чревато самыми серьезными негативными последствиями. В социально-политическом аспекте отчуждение наемных работников (юридическое), а работников-акционеров (фактическое) от участия в управлении производством и в распределении его результатов, усиливая в обществе социальное неравенство и углубляя конфронтацию в области трудовых отношений, не только препятствует достижению на производстве социального согласия, но и формирует массовую общественную базу за новый передел собственности и перераспределение власти на производстве. В экономическом плане безраздельная власть в производстве высших менеджеров, несущих крайне ограниченную ответственность за результаты своего руководства и ущемляющих права работников, закладывают основы экономики старого типа, базирующейся на традиционно-капиталистической системе наемного труда и на авторитарной организации управления производством (от коих уходят страны со смешанной экономикой и цивилизованными формами предпринимательства), которая полностью утрачивает способность обеспечивать необходимые ныне мотивацию, качество и производительность труда.  
Технологическая политика государства не может не ориентироваться на переход к устойчивому природоориентированному развитию, в отличие от природных процессов, для которых относительная замкнутость вещественно-энергетических циклов, в традиционных технологических системах такие циклы разомкнуты. В результате их функционирования создается не только основной продукт, ради которого эти циклы и организуются, но и определенный набор отходов, поступающих в природную среду и разрушающих ее естественные циклы. Если поставить вопрос более широко, необходима разработка стратегии экологической безопасности России с определением изменения экономической ситуации при различных вариантах социально-экономического развития, ибо угроза истощения природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Нарастают тенденции использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств. Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характе-  
Наряду с традиционным мнением о том, что бухгалтерский учет формируется под воздействием социальных, экономических и политических факторов, существуют и иные взгляды, а именно бухгалтерский учет может сам выступать фактором формирования общества. Одна из таких теорий была выдвинута Зомбартом (Sombart) . Он предположил, что система двойной записи была столь мощным инструментом, что привела к развитию новой социальной и экономической системы, именуемой капитализ-  
Разделение учета на несколько смежных дисциплин, произошедшее на рубеже веков, породило возможность1 составления отчетов, аналогичных бухгалтерским, и по смежным дисциплинам. Все они — статистика, экономический анализ, аудит, управленческий учет — представляют собой информационные экономические системы, поэтому формирование отчетов на основе их данных по сути не отличается от формирования бухгалтерских отчетов, хотя и имеет некоторые особенности. Так, возможны отчеты статистические, аудиторские и другие. Если принять разделение учета на финансовый и управленческий, периодическую отчетность следует считать финансовыми отчетами, а все отчеты, составляемые для внутреннего пользования, — управленческими. Нами подобный подход отрицается. Если на предприятии функционирует единая ИСУ, вся информация, появляющаяся на выходе этой ИСУ, независимо от своего предназначения, с нашей точки зрения, представляет собой нечто методологически единое. По этой причине оставляем традиционное название отчетов — бухгалтерские — без изменений.  
Нормы второй группы содержатся, в частности, в органическом законе от 18 декабря 1979 г. о Статуте об автономии Каталонии (Испания). В соответствии со ст. 46 этого закона руководство налоговой системой, сбором государственных налогов, ликвидация их и контроль за остальными государственными налогами, взимаемыми в Каталонии, входят в компетенцию налоговой администрации государства. При этом названные полномочия могут делегироваться Генеральному Правлению Каталонии1, которое будет их осуществлять, координируя свою работу с центральными органами налоговой службы. Наряду с возможными делегированными полномочиями закон закрепляет исключительную компетенцию Генерального Правления в сфере налоговых отношений. К ней относится руководство налоговой системой, введение налогов и определение тарифов и специальных платежей, руководство сбором налогов, ликвидация собственных налогов и контроль за взиманием собственных налогов (ст. 46, 50). Помимо налоговых платежей закон, определяя компетенцию Генерального Правления, закрепляет и иные виды доходов Каталонии в форме субсидий центрального правительства, распределяемых Генеральным Правлением и займов, выпускаемых по решению Парламента Каталонии для финансирования расходов на капитальные вложения (ст. 48, 51). Другим примером является органический закон от 18 декабря 1979 г. о Статуте об автономии Страны Басков (Испания). В ст. 41 закона устанавливается, что отношения между центральными государственными органами и Страной Басков в вопросах налогообложения регулируются традиционной местной системой Общего экономического соглашения или договорами . Общее соглашение составляется с учетом ряда принципов, закрепляемых органическим законом и определяющих компетенцию центральных и местных органов власти в вопросах налогообложения. Так, в рамках своей компетенции местные Собрания представителей2 осуществляют управление и контроль за взиманием, ликвидацией и восстановлением налогов. При этом поступления от таможенных сборов и от финансовых монополий исключаются из сферы их финансовой компетенции (ст. 41). В рамках осуществления совместной деятельности Регионального автономного образования и центральных органов власти закон преду-  
Традиционная экономика (traditional e onomy) — экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов.  
На основе модели Лазло экономическая система может двигаться от простого состояния, например, от простых циклических колебаний до более сложных осцилляции, скажем, до двухуровневого равновесия. Такое происходит, когда параметр стимулируется выше определенного критического уровня. Представьте себе картель поставщиков товаров. При формировании картельной цены ценовые движения могут сдвигаться от уровня, определяемого осцилляциями традиционного экономического цикла, до величины, диктуемой изменчивыми колебаниями между годами, различающихся предельно высокими ценами (жесткость цен), и годами с предельно низкими ценами (упадок и конкуренция). Другими альтернативными вариантами равновесия одной и той же системы могут быть инфляция и гиперинфляция или, скажем, низкое и высокое налогообложение.  
Всем экономическим системам присущ свой набор форм соб-енности. В традиционной системе этот набор пред-  
Таким образом, и в традиционных обществах, и в период становления общества с рыночной экономикой2 религия, культурные и этические нормы выступают не как внешние рамки экономической деятельности, а как существенные элементы, определяющие экономическое поведение человека и, следовательно, облик экономической системы в целом. Можно возразить, что в современном капитализме мы не улавливаем связи между религией и экономикой. Вебер отвечает на это следующим образом. Когда капитализм стал господствующим строем, сама система начала выбирать тех, кто удовлетворяет условиям ее существования. Она производит отбор тех, кто умеет приспособиться и выжить на основе таких экономических переменных, как прибыль, цены, заработная плата. Не удивительно поэтому, что жажда наживы вытеснила понятие о профессиональном долге, а экономическая деятельность вместо тонкой оболочки религиозной жизни стала, по выражению Вебера, панцирем, через который ничто духовное не может пробиться3.  
Процесс глобализации мировой экономики, заключающийся в усилении взаимосвязи и взаимовлияния основных направлений и составляющих развития мирового сообщества, нашел отражение в доктрине глобализации экономической системы, которая объединяла теории империализма и неоколониализма (О.Бауэр, В.Ленин, Ф.Гильфердинг), теорию модернизации (М.Вебер, Г.Мюрдаль), теорию зависимости (Р.Прейбиш), теорию мировой системы (И.Ва-лерштайн), теорию нового международного разделения труда (ф.фробел), теорию глобальной взаимозависимости (С.Хоффман, Р.Купер) и теорию равного партнерства (Л.Пирсон). Эти теории рассматривают характер международных экономических отношений, проблему сочетания в мировой экономике традиционного и современного начал, связь международного разделения труда и  

4.4. Национальные хозяйственные системы «традиционного» типа

«Традиционный» тип национальных хозяйственных систем занимает особое место в мировой практике. Этот тип характерен для большинства стран нашей планеты, которые следует, согласно действующей классификации государств, принятой в ООН и в ряде других международных экономических организаций (МВФ, МБРиР и др.), относить к слаборазвитым и развивающимся. Эту группу государств относят еще и к странам «третьего мира», что ныне, после распада СССР и стран, входивших ранее в социалистический лагерь и в лагерь стран социалистической ориентации, в известной степени потеряло всякий смысл.
«Традиционная» национальная хозяйственная система, развиваясь, вбирает в себя все лучшее, что накоплено в мировой теории и практике экономик рыночного и централизованно планируемого и управляемого типа. Однако пока и масштабы деятельности, и состояние, и степень вовлечения прогрессивного опыта мирохозяйствования не позволяют говорить о «традиционной» хозяйственной системе как о достаточно развитой. Это объясняется экономическими, политическими, историческими, национальными и другими условиями влияния на процессы становления хозяйства в этих странах.
Характерны следующие черты хозяйственных систем «традиционного» типа:
1. Слабое развитие техники и технологии производства, приводящее к тому, что производственный аппарат национальной экономики все более и более отстает от технико-технологического уровня производства, удовлетворяющего современным требованиям.
2. Использование большой массы ручного труда практически во всех отраслях экономики.
3. Многоукладность системы хозяйствования в стране, сочетающая элементы государственной, частной (отечественной и зарубежной), смешанной (государственно-частной) собственности с подразделениями транснациональной собственности и натурального крестьянского хозяйства.
4. Незначительная роль в экономике национального капитала и предпринимательства (как правило, они занимают «ниши» в сфере услуг и мелкого товарного производства) при постоянном увеличении масштабов деятельности подразделений крупного и крупнейшего иностранного капитала.
5. Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества и государства ментальных традиций и обычаев, религиозных и культурных ценностей. Кастовые и сословные деления в обществе, затрудняющие и активно сдерживающие экономический и социальный прогресс.
6. Острая необходимость в дифференцированном подходе к решению основных социально-экономических задач страны в разрезе каждого из укладов, функционирующих в рамках национальной хозяйственной системы.
7. Активная абсолютная роль центральных органов власти и хозяйственного управления в решении вопросов экономического и социального развития общества и государства, использование такой системы бюджетного устройства, которая позволяет в государственном бюджете формировать, централизованно распределять и перераспределять подавляющую часть (до 95-98%) всех финансовых ресурсов страны и привлеченные со стороны валютные заимствования.