Валютний контроль

Валютный контроль: полезная информация для участников ВЭД

Валютный контроль в РФ ведется государством в обязательном порядке. Этот процесс влияет на экономику, предназначен для обеспечения прозрачности валютного рынка, он же способен порождать теневой сегмент экономики вследствие ошибочных действий регулятора.

Валютный контроль — это комплекс мер, предпринимаемых государственными органами для соблюдения законодательства, которое регламентирует процесс обращения в стране валюты иностранных государств, расчетов по международным сделкам и иных операций.

Валютный контроль в банке для «чайников»

Работая на внутреннем рынке, достаточно создать конкурентоспособный продукт, найти покупателя, заключить договор и получить доход на банковский счет в рублях.

Выход на международные рынки выводит компанию на новый уровень, вместе с тем требует знаний соответствующего законодательства, ведения валютного контроля в бухгалтерии на предприятии. Для российских компаний, которые сотрудничают с иностранными контрагентами, подобные вопросы всегда «на карандаше».

Государственный валютный контроль (ВК) в РФ осуществляется:

  • Правительством РФ;
  • органами ВК — Центробанком, Федеральными налоговой и таможенной службами;
  • агентами ВК — коммерческими банками, участниками рынка ценных бумаг.

Таким образом экспортеры, импортеры проходят как минимум двухэтапную проверку: со стороны таможни и обслуживающего банка. Схема взаимодействия с банком выглядит так:

  • участник ВЭД ставит на учет международный контракт (подробнее это разберем ниже);
  • банк регистрирует договор и присваивает ему уникальный номер, который в дальнейшем вы сообщаете таможенному органу при оформлении экспортной или импортной декларации на товар;
  • после исполнения обязательств контрактодержатель отчитывается банку о поступлениях или списаниях средств со счета — предоставляет справку утвержденной формы и сопровождающие документы;
  • по заявлению клиента контракт снимается с учета.

Осуществление валютного контроля в 2019 году происходит по новым правилам

Новая инструкция Банка России внесла существенные изменения в процедуру прохождения валютного контроля:

  • отменены паспорта сделок;
  • введен учет контрактов подразделением уполномоченной финансовой организации;
  • обновлены правила подачи и перечень необходимых документов, в обязанности банков включено оказание помощи клиентам в этом вопросе;
  • определены различия в пакете документов в зависимости от стоимости контракта;
  • исключена необходимость передачи в фин. организацию оригинала внешнеэкономического договора и предоставления справки о валютных операциях.

Процедура банковского валютного контроля зависит от стоимости контракта.

{amo_bottom_valyuta}

Для сделок с суммарной стоимостью по договору до 200 тыс. руб. применяется упрощенный вариант. Требование предоставлять документы по таким сделкам отсутствует. Указанная сумма — это стоимость контракта в целом, а не одного платежа по договору. Участник ВЭД вправе заключать на каждую сделку отдельный контракт до 200 000 руб., чтобы проходить упрощенную процедуру контроля.

Для договоров, стоимостью выше 200 тыс. руб. и ниже 3 млн руб. для импортных и 6 млн руб. для экспортных контрактов, действует стандартная процедура без постановки на учет.

Договоры, превышающие установленные лимиты, подлежат обязательной регистрации в уполномоченном финансовом учреждении с присвоением уникального номера контракта. В течение 15 дней со дня зачисления валюты необходимо предоставить справку о подтверждающих документах (СПД). Процесс регистрации в подразделении валютного контроля банка занимает 1 день, в то время как ранее оформление паспорта сделки длилось 3 рабочих дня.

СПД — единая форма учета по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью резидентов. СПД представляет собой описание параметров сделки, подлежащей валютному контролю:

  • декларация на товары;
  • статистика;
  • акты приема и передачи;
  • информация по счетам, участвующим в сделке;
  • другие справки, оформленные в соответствии с международными правилами.

Документы для осуществления валютного контроля в банке

Перечень документации утвержден Законом №173-ФЗ с поправками:

  • удостоверение личности физлица, свидетельства, подтверждающие родство;
  • свидетельство о регистрации ИП, юрлица;
  • справки из налоговой: о постановке на учет, уведомление об открытии банковского счета;
  • правовая документация на недвижимость;
  • договоры, выписки из протоколов, акты о выполнении обязательств;
  • банковские выписки;
  • декларации;
  • другие справки, обеспечивающие систему доказательной базой.

Обновленное законодательство в отношении валютного контроля облегчает подтверждение легальности сделки, ускоряет проведение расчетов. Например, если ранее при обнаружении ошибки в поданных документах банк возвращал собранный пакет без комментариев, то теперь обязан указать на недочеты и помочь их устранить.

Массовые ошибки, которые чаще всего выявляет служба валютного контроля банка
Соответствие поданной отчетной документации действующему законодательству ускоряет проведение валютных платежей. Опечатки, орфографические несоответствия правилам русского языка, которые не искажают смысла написанного, не дают основания для отказа в приеме подтверждающих документов.

Типичные ошибки :

  • товар или услуга не описаны или описаны некорректно;
  • отсутствует сумма или валюта контракта;
  • не указаны даты выполнения обязательств контрагентами;
  • реквизиты сторон не прописаны или прописаны не в полном объеме.

Штрафные санкции предусмотрены за нарушения норм валютного контроля:

  • проведение незаконной операции в инвалюте;
  • несвоевременное поступление денег на банковский счет;
  • нарушение срока возврата аванса, уплаченного за непредоставленные товары или услуги.

Как упростить валютный контроль

Стоит отметить положительную динамику в законодательстве по упрощению процедуры валютного контроля банком при экспортно-импортных операциях участниками ВЭД. Компании получили экономию времени. Для сокращения финансовых издержек, нивелирования рисков штрафных санкций необходимо определиться с обслуживающей кредитной организацией.

Рассмотрите коммерческие предложения по открытию и ведению валютных счетов ведущими банками, выберите подходящий вариант тарифов Подобрать банк

Учитывайте условия приема банком документации клиента. Работает ли банк со скан-копиями или требует передачи оригиналов на бумажном носителе. Электронный документооборот — комфортный, менее затратный для клиента.

Обратите внимание на финансовое учреждение, где за клиентом закрепляется консультант по валютным операциям, оказывается помощь в заполнении документов.

Все о валютном контроле простым языком рассказывают специалисты Тинькофф. Банк демонстрирует лояльное отношение к клиентам со счетами в инвалюте, идет в ногу со временем — предлагает электронный документооборот, обеспечивает экономию времени и денег на поездки. Сотрудники оказывают помощь в заполнении установленных форм, писем и справок.

открыть счёт в Тинькофф Банке

Отчетность в ФНС по транзитному и текущему валютным счетам

Добрый день!
Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, хотелось бы дополнить ответ в части прохождения валютного контроля.
Прежде всего отмечу, что заключение договора с иностранным заказчиком (валютного договора) и прохождение валютного контроля – не такая сложная процедура как может показаться на первый взгляд. С учетом последних изменений законодательства, во всех случаях обязательными для исполнения являются требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ, а также инструкции ЦБ от 16.08.17 № 181-И.
Тем не менее не все знают, что в рамках установленных требований всю процедуру получения денег от иностранного заказчика можно в зависимости от конкретной ситуации упростить при полном соблюдении требований законодательства.
Исходя из своего опыта работы в части составления и сопровождения контрактов моих клиентов с иностранными заказчиками (в основном это США, Канада, Кипр, Великобритания, Австралия, Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Чехия и другие страны ЕС, а также Китай), прохождения валютного контроля, а также налоговых проверок таких контрактов хотелось бы отметить следующее.
1. В целом на сегодняшний день правила такие, что договоры ВЭД подлежат обязательной регистрации если они превышают 6 млн рублей по экспорту (или эквивалент в валюте), 3 млн рублей (или эквивалент в валюте) по импорту. Если в договоре нет фиксированной суммы, то в этом случае обязанность зарегистрировать договор появится, как только сумма контракта достигнет и превысит указанные суммы.
Также с учетом последних изменений если сумма договора за весь период его действия не превышает 200 тысяч руб. (то есть если будет 3 платежа по 100 т.р., то это уже 300 т.р. и под исключение Вы не подпадаете), то не обязательно даже предоставлять документы в банк. Правда формально у банка все равно остается право запросить документы, если у него появятся сомнения относительно совершаемых Вами операций.
2. Что касается взаимоотношений с налоговыми, то для отчетности Вы им предоставляете договоры со всеми приложениями, инвойсы, акты, дополнительные соглашения (некоторых документов может не быть, иногда может быть только договор). Однако стоит отметить, что когда Вы находитесь на УСН 6% и налог оплачиваете со всего оборота, то по моей практике часто налоговая вообще ничего не запрашивает, так как Вы уже и так оплатили все возможные налоги в рамках своей системы налогообложения.
Если Вы ИП на ПСН (патенте), то здесь возможность работы с иностранными заказчиками и оставаться на ПСН полностью зависит от того, насколько грамотно составлен договор.
При этом учет доходов производится по курсу ЦБ на день зачисления валюты на транзитный счет в банке (п. 3 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ, Письма Минфина России от 22.01.2015 № 03-11-06/2/1645, от 27 января 2012 г. N 03-11-06/2/10, от 20 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/181).
Аналогично Вы отражаете поступление денег в КУДиР также по курсу ЦБ на день зачисления валюты на транзитный счет в банке.
3. Что касается самого Договора с иностранным заказчиком, то его можно заключить в нескольких формах:
— в форме стандартного договора.
— в форме счета-договора (инвойса-договора) – то есть когда мы объединяем инвойс и договор и делаем все в одном документе (больше подходит для разовых/периодических услуг).
— в отдельных случаях можно использовать вариант с договором-офертой (есть особенности).
Конкретную форму нужно выбирать в зависимости ситуации, в том числе в зависимости от того, насколько сильно нужно упростить процедуру подписания договора, на чем настаивает и на что готов контрагент.
4. Также есть различные способы подписания договора с иностранным заказчиком, в частности:
— стандартный обмен бумажными формами через курьера (сейчас все реже применяется).
— подписание договора путем обмена сканами (п.2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ). То есть подписали, отсканировали – скинули контрагенту, он сделал тоже самое и по итогу у каждого есть скан договора, подписанный с двух сторон. Действующее законодательство, а также налоговая и банковская практика полностью допускают такой вариант, то есть этот способ ничем не уступает первому варианту.
Единственное в этом случае есть 3 обязательных требования:
а) в договоре должен быть введен электронный документооборот,
б) тот факт, что договор подписывается именно путем обмена сканами должен быть обязательно отражен в договоре,
в) в договоре должны быть расписаны каналы электронной связи между сторонами, включая адреса электронной почты, через которые будет происходить процесс обмена сканами договора.
5. К самому договору с иностранным заказчиком есть определенные требования в плане его содержания. Требования, как правило, можно разделить на 2 составляющие:
— требования законодательства (то есть для определенных видов договоров закон устанавливает требования что именно в них должно быть учтено, какие условия должны быть прописаны и т.д.).
— требования из банковской практики. В рамках прохождения валютного контроля банк будет изучать Ваш договор и помимо соблюдения формальных требований законодательства банк должен видеть и понимать, что цель договора – это действительно оформление реальных правоотношений между Вами и контрагентом. Здесь уже есть отличия от банка к банку (Сбербанк имеет свою практику, Модульбанк и Тинькофф свою и т.д.). Если эти требования не соблюдать, то банк может заподозрить Вас в фиктивности договора, а в отдельных случаях еще и в попытке отмывания денег через данный договор.
Логика банка здесь очень простая – когда 2 стороны заключают между собой реальный договор, они заинтересованы в защите своих интересов по договору. Например, если российский ИП заключает договор с компанией из США на разработку программного обеспечения (ПО), то с точки зрения банка логично, что заказчик из США будет заинтересован в том, чтобы в договоре были прописаны сроки выполнения работ, порядок устранения недостатков, порядок приемки и т.п., а исполнитель заинтересован в том, чтобы в договоре четко были прописаны условия и порядок оплаты по договору. Если банк видит, что в договоре «криво» прописаны условия про сроки выполнения работы и порядок приемки, то у банка могут возникнуть сомнения – действительно ли договор реальный, поскольку для банка подозрительно почему заказчик так беспечен по отношению к таким важным пунктам в правоотношениях между сторонами.
Безусловно, что все нюансы по требованиям банков к договору здесь я не смогу описать, но наиболее общими требованиями являются следующие:
5.1. Предмет договора. Обязательно должен быть конкретизирован, то есть просто «разработка программного обеспечения» — это не лучший вариант, желательно прописать, например, для чего разрабатывается ПО (для каких целей, для какого проекта и т.п.). Здесь допустимы следующие варианты:
— в договоре делается непосредственно ТЗ на разработку.
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка, например, та же «разработка программного обеспечения» + дополнительно прописываем, что Стороны конкретные услуги и требования к ним согласовывают дополнительно и фиксируют в инвойсах (счетах на оплату) или в отдельных дополнительных соглашениях.
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка + дополнительно указываем в договоре, что конкретные услуги согласовываются в переписке по электронной почте, мессенджерах, системах постановки задач и т.п. Обращаю внимание, что подобный вариант также полностью соответствует закону и также устраивает банки.
5.2. Порядок и сроки оплаты. За нарушение сроков оплаты можно получить штраф вплоть до 100% от суммы перевода, поэтому обычно я рекомендую прописывать сроки таким образом, чтобы они точно не были нарушены (то есть с привязкой к какому-либо событию, которое мы сами контролируем – выставление инвойса, подписание акта + прописывать сроки с запасом и т.д.). Еще бывают ситуации, когда компания проводит оплату не напрямую на р/с ИП/ООО, а через различные системы – тут нужно каждую ситуацию смотреть отдельно (допустимо это или нет) и, если допустимо – этот момент также обязательно должен быть прописан в договоре.
Как это ни странно, но сумма оплаты также может заинтересовать банк, а именно если сумма покажется банку неоправданно завышенной (например простая консультация стоит 50000 долларов), либо банку покажется сомнительным порядок формирования стоимости услуг (например, если из договора следует, что услуги оказываются нерегулярно, а стоимость, указанная в договоре, прописана фиксированная каждый месяц) – тоже могут быть проблемы.
Обращаю внимание, что оплата может быть определена в договоре следующими способами:
— фиксированная плата за весь договор – это подходит для разовых услуг.
— фиксированная ежемесячная оплата – это подходит для вариантов, когда Ваш заказчик – это Ваш работодатель, либо, когда объемы работы примерно одинаковые из месяца в месяц.
— почасовая оплата. Самый распространенный вариант. Подходит для любых ситуаций, поскольку механизм оплаты максимально прозрачен. Этот вариант также полностью законен, единственное к нему есть свои требования. В частности, важно расписать как именно ведется учет количества часов (через специальную программу, либо учет количества часов ведет исполнитель) и по итогу количество часов и общий размер должны фиксироваться в ежемесячных актах (бывают исключения из такого порядка, иногда без актов обходимся). То есть здесь важно, чтобы для банка и для налоговой механизм расчета количества часов был максимально прозрачен.
Также отмечу, что если нужно, то в договоре можно прописать выплату бонусов от иностранного заказчика (отношения с иностранным заказчиком все равно не могут признать трудовыми), а также компенсацию расходов (например, на покупку оборудования (ноутбука и т.п.), на связь и иные подобные расходы).
5.3. Сроки выполнения работы. До 2018 г. в плане этого пункта было проще, сейчас с учетом последних изменений требований к данному пункту стало больше, а именно сейчас в плане сроков выполнения работ должно быть больше конкретики. Если ситуациях такая, что определить срок заранее нельзя (а так происходит в большинстве случаев), то обычно мы привязываем срок к определенным событиям (оплата и т.д.) + в отдельных случаях прописываем предварительные сроки, а затем по ходу работы конкретизируем их через дополнительные соглашения.
5.4. Порядок приемки услуг. Здесь все зависит от ситуации, с точки зрения закона допустимы следующие варианты:
— стандартный вариант, при котором подписываются акты выполненных работ. Акты обычно подписываются: а) либо один раз за весь договор (обычно подходит если договор на разовую услугу), б) помесячно/поквартально – если это фактически трудовой контракт, либо договор предполагает выполнение регулярной работы, в) по итогам выполнения отдельных заданий в рамках договора по каждому заданию отдельно.
— упрощенный вариант, когда факт приемки работ мы привязываем к определенным событиям (оплата по договору, направление определенного текста на электронную почту, отсутствие претензий в течение какого-либо времени и т.п.).
Выбор конкретного варианта зависит от ситуации, обычно я рекомендую определенный вариант уже после детального изучения ситуации клиента.
5.5. Применимое право. Здесь нужно определиться с тем, каким законодательством регулируются взаимоотношения с контрагентом и суды какого государства будут рассматривать споры – обычно рекомендуется РФ, остальное уже зависит от того, согласен ли на это контрагент.
5.6. Если у Вас дистанционное взаимодействие с контрагентом (а при работе с иностранными заказчиками это почти 100% случаев), то обязательно нужно:
— ввести договором электронный документооборот (если делать это грамотно, там будет достаточно много пунктов, я сейчас не буду все их расписывать),
— указать в договоре все контактные данные Сторон (электронные почты, номера телефонов, мессенджеры) и данные уполномоченных представителей сторон.
— если используются специальные системы для связи между сторонами, а также для постановки задач или учета количества часов – также обязательно нужно это фиксировать в договоре.
5.7. Реквизиты сторон. Как ни странно, здесь часто допускаются ошибки. Например, я часто встречал некорректное написания страны контрагента (упускали слово «Республика …» и т.п.). Желательно точное наименование брать из общероссийского классификатора стран мира Классификатор ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Также по моей практике часто не полностью указываются реквизиты банка (упускается адрес банка).
6. Ответственность. По практике, легче всего при получении денег от иностранного заказчика попасть на ст. 15.25. КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Ответственность по данной статье может достигать 100% от полученной Вами на счет суммы. Например, бывают ситуации, когда заказчик перечисляет оплату за услуги, но делает это каждый раз с задержкой на неделю-две — в такой ситуации есть реальные шансы получить штраф до 100% от суммы каждого перевода (то есть вообще могут по всем платежам забрать все деньги).
В отдельных случаях может грозить ответственность по ст. 193 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» (репатриация — это промежуток времени между датой экспорта и датой поступления денег в качестве оплаты эксперта или между датой платежа по импорту и датой импорта).
Готов ответить на Ваши дополнительные вопросы.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Валютный контроль

Валютный контроль – комплекс мер регулирования, принимаемых государством в целях воздействия на рынок национальной валюты законодательными методами. В меры валютного контроля, как правило, входят:

— система регулирования приобретения и расчетов в иностранной валюте на территории страны;

— лицензирование деятельности по купле-продаже валютных ценностей;

— система контроля за перемещением валюты через государственную границу;

— система контроля расчетов по экспортно-импортным операциям.

Валютный контроль осуществляется в тех странах, национальная валюта которых не является свободно конвертируемой.

Функции валютного контроля возлагаются на центральный банк. В нашей стране важнейшими органами валютного контроля являются правительство РФ, Банк России. Агентами валютного контроля назначены уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ. Деятельность по валютному контролю регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база в 2019 году

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании…».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

до 200 тыс. руб.

документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции

от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

от 3 млн руб. до 6 млн руб.

контракт для регистрации

свыше 6 млн руб.

контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Образец заполнения СПД можно скачать здесь

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней

от 5 до 15 тыс. руб.

от 0,5 до 1 тыс. руб.

от 10 до 30 дней

от 20 до 30 тыс. руб.

от 2 до 3 тыс. руб.

более 30 дней

от 40 до 50 тыс. руб.

от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского облуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

Заказать услугу