Ветви власти

Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Разделение властей (законодательная и исполнительная)

1. Введение

Разделение властей – это одновременно политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Окончательно данная концепция была сформулирована философами-просветителями Дж. Локком и Ш. Монтескье. Данная доктрина исходит из положения, что власть в государстве делится на три независимые и самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с таким разделением создаются высшие органы государства – парламент, правительство, глава государства. При этом конституция государства закрепляет юридическое равенство всех трех ветвей власти.

Рис. 1. Заседание Правительства РФ

В демократическом государстве складывается особый механизм взаимодействия ветвей власти между собой, основанный на постоянном взаимоконтроле ветвей власти, не позволяющий какой-либо одной ветви узурпировать власть, превысив свои конституционные полномочия. Данный механизм получил название системы «сдержек и противовесов», которая заключается в том, что каждая ветвь власти имеет в своем арсенале рычаги воздействия на другие ветви власти в рамках закона, что создает условия для взаимного контроля и взаимодействия всех ветвей власти. В конечном счете данная система направлена на соблюдение интересов государства, общества и личности.
Законодательная (представительная) власть формируется на основе выборов, когда народ делегирует своим представителям властные полномочия и таким образом управомочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Следовательно, представительные органы обладают верховенством государственной власти в стране, так как их власть является производной от народа. Кроме того, только парламент может принимать решения, облекаемые в форму закона и обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и гражданами.

Рис. 2. Депутаты ГД

Таким образом, законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также путем наблюдения и контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.
Законодательная власть реализуется избираемым парламентом – высшим представительным (законодательным) органом государства. Парламент может иметь как двухпалатную, так и однопалатную структуру. Двухпалатный парламент обычно состоит из верхней и нижней палаты, как, например, в РФ (Государственная Дума и Совет Федерации). Верхняя палата является противовесом нижней палате и предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Руководство палатами парламента осуществляют председатели палат, которые ведают внутренним распорядком палаты и председательствуют на заседаниях. Председатель палаты представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, а также руководит прениями, голосованием в палате, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д.
Каждая из палат на весь срок своих полномочий образует комитеты и комиссии, как постоянные, так и временные. Они являются рабочими подготовительными органами палат по различным направлениям их деятельности. Их задача главным образом состоит в предварительном рассмотрении законопроектов.
Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества, так как он наделен правом издавать законы. Однако название данной ветви власти вовсе не означает, что кроме законодательной деятельности парламент не выполняет никакой другой роли. Важной функцией законодательной власти также являются финансовые полномочия. Практически это означает, что парламент ежегодно утверждает государственный бюджет, устанавливает налоги. Парламент наделен правом участия в формировании высших и центральных государственных органов исполнительной власти и высших судебных органов. Он осуществляет контроль за работой правительства и других органов исполнительной власти, принимает решения об отречении от власти президента и других высших должностных лиц, а также осуществляет ратификацию (одобрение) международных договоров, решает вопросы войны и мира и т.д. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях.
Исполнительная власть, в отличие от законодательной власти, носит производный характер, то есть производна от парламента или главы государства, поскольку формируется этими государственными органами. Задачи органов исполнительной власти состоят главным образом в исполнении решений, принятых парламентом и президентом. Исполнительная власть носит подзаконный характер, и все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены во исполнение закона. Отсюда их название – исполнительные органы.
Однако в настоящее время роль правительства в осуществлении государственной власти постепенно повышается во многих странах мира. Правительство не только исполняет решения, принятые парламентом, но порой и само направляет деятельность парламента. Исполнительная ветвь власти отличается следующими признаками:
1. исполнительная власть и ее органы действуют непрерывно и везде на всей территории государства;
2. исполнительная власть, в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы и имеет в своем распоряжении вооруженные формирования: армию, органы безопасности, полицию.

Следовательно, исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, которая имеет универсальный и организующий характер и направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство – высший орган исполнительной власти и его органы на местах. Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Оно призвано обеспечивать охрану существующего конституционного строя, защиту внешних интересов государства, осуществление экономической, социальной и иных функций в сфере государственного управления. Правительство осуществляет назначения на высшие военные и гражданские должности, а также в его ведении находится административный аппарат. Во многих странах правительство обладает правом законодательной инициативы и может оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

Рис. 3. Дом Правительства РФ

За проводимый курс правительство, как правило, несет солидарную политическую ответственность перед парламентом. Это выражается в том, что парламент может отказать правительству в доверии. Вотум недоверия правительству, вынесенный парламентом, приводит к отставке правительства и замене его новым правительством или к роспуску парламента главой государства (в парламентских и смешанных республиках).
В президентских республиках исполнительная власть принадлежит единолично президенту, который самостоятельно формирует правительство. В таких государствах правительство ответственно только перед президентом, который может самостоятельно отправить его в отставку (например, в США). Парламент не имеет рычагов влияния на правительство, не может выразить ему вотум недоверия, но и президент в таких республиках не может досрочно распустить парламент.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых из центра местных органов исполнительной власти (местной администрацией), либо выборными органами местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому или избираемому представителю центральной власти (губернатору, префекту), который осуществляет управление данной территорией.
Разделение властей как конституционный принцип может иметь место как при монархической, так и при республиканской формах правления. Наиболее последовательное и жесткое разделение властей характерно для президентской республики.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. – М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2012.

Давайте рассмотрим подробнее, как устроена система государственной власти в РФ. Основываться будем на главном документе нашей страны — Конституции РФ в самой новой ее редакции.

Приведенная схема — это наглядное пособие, которое преподаватели используют во всех российских школах и вузах для распространения и закрепления в сознании молодого поколения россиян иллюзий о политической системе России. Составлена она строго по Конституции РФ.

1) В качестве «законодательной власти» указано Федеральное собрание — буржуазный парламент РФ. Он состоит из двух палат: нижней — Государственной думы и верхней — Совета Федерации.

2) «Исполнительная власть» — это Правительство РФ с подотчетными ему министерствами и ведомствами.

3) Есть еще «судебная власть», которая позиционируется независимой от первых двух, и Президент РФ, который как бы болтается сам по себе вместе с такими же неприкаянными органами местного самоуправления. Ничего смешного — именно так сказано в Конституции России, правда, не дословно.

Это то, что декларируется. На деле же, как только дело доходит до внимательного изучения в той же самой Конституции РФ полномочий всех этих органов — до их прав и обязанностей — выясняется совершенно иная картина.

Кто на самом верху главный?

Законы (указы, распоряжения, постановления и т.п. — разницы нет, как называть, все это воля господствующего класса буржуазии) у нас в России могут принимать:

— Госдума (ст.105 ч.1, ст.103 ч.2),

— Совет Федерации (ст.102 ч.2),

— Президент России (ст.90),

— Правительство (ст.115).

Причем если указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства и постановления Совета Федерации действительны сразу же после их подписания или принятия, то с законами, принятыми Госдумой, порядок иной — они только тогда действительно становятся законами, которые все обязаны исполнять, когда их утвердит сначала Совет Федерации (верхняя палата российского парламента) (ст. 105 ч. 3), а затем Президент РФ (ст. 107 ч. 1)!

Это означает, что ни один закон Госдумы, если с ним не согласен Президент или представители регионов и областей страны (из которых и состоит Совет Федерации), законом стать не может!

Мало того, по ряду самых важных вопросов для страны и ее трудящегося населения — по экономическим вопросам — закон на рассмотрение Госдумы без заключения Правительства РФ (оно же фактически согласие!) нельзя даже внести (ст.104 ч.3)!

Получается, что настоящей законодательной властью в России являются верхняя палата российского парламента, Правительство и Президент — они имеют решающий голос в принятии тех решений, в соответствии с которыми живет вся наша страна. А Госдума — это непонятно что, сбоку припеку.

Неработающая статья

Теперь немаловажный вопрос — как все эти органы власти образуются, участвует ли в процессе их формирования народ России. Ведь согласно Конституции

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. (Конституция РФ, раздел первый, глава 1, статья 3, пункт 1.)

Но та же Конституция РФ отвечает на это так: Госдума и Президент РФ — избираются, а все остальные структуры — Совет Федерации, Правительство и Суд — назначаются.

Кем назначаются? Конституция отвечает: прямо или завуалированно Президентом РФ.

Верхняя палата российского парламента формируется из представителей субъектов РФ, глав которых фактически назначает Президент, хотя внешне это назначение обставлено «выборами» — депутаты региональных парламентов голосуют за кого-либо изпредложенных Президентом кандидатов. (Все, наверное, помнят, как он недавно снимал губернаторов пачками за «утрату доверия». Потому и снимал, что сам ставил). Сомневаться в том, что главы краев, республик и областей нашей страны не решают, кто именно станет сенатором, т.е. кто войдет от их региона в Совет Федерации, полагаем наивно. Не случайно в сенаторах у нас немало крупнейших бизнесменов, представителей ведущих российских компаний. Кстати, определенную часть сенаторов Президент назначает лично, позиционируя их как своих представителей (ст.83 е 2). Такие изменения в Конституцию были внесены относительно недавно. Видимо, для того, чтобы Президент РФ мог контролировать Совет Федерации — поглядывать, как бы сенаторы, имеющие немалые полномочия, что-нибудь не выкинули.

Что же касается Госдумы, то формально она дает согласие Президенту РФ на назначение премьера (ст.103 1а) и назначает Председателя Центробанка (ст.103 ч.1г), но права выбора кандидатур на эти немалые должности Госдума не имеет — их ей представляет опять-таки Президент РФ (ст.83 а,г).

При этом Президент РФ легко может разогнать Госдуму, если она ему чем-то пришлась не по нраву, например, не согласилась с кандидатурой премьера, и объявить перевыборы (ст.109 ч.1,2). (Кстати, наличие такого права у Президента РФ доказывает, что депутаты Госдумы у нас народом на самом деле не выбираются. Ведь если бы они действительно были избраны народом, то лишить их депутатских полномочий мог только сам народ — тот, кто им эти полномочия предоставлял, т.е. избиратели.)

Но вот Госдума сместить Президента не может — у нее нет таких прав! Она может только выдвинуть против него обвинение «в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности, которое должно быть подтверждено соответствующим заключением Верховного Суда РФ и заключением Конституционного Суда РФ, что установленный порядок выдвижения обвинения соблюден» (ст.103 ч.1з). Если такое подтверждение судов имеется, то решение отрешить от должности Президента РФ принимает уже Совет Федерации (ст.102 ч.1е). Учитывая же, что Президент сам прямо или косвенно участвует в назначении сенаторов и судей, можно понять, что импичмент Президенту РФ объявить практически невозможно. (Это вам не Бразилия, это Россия. Здесь капитал все предусмотрел, чтобы не получить себе на голову неожиданностей от народа.)

Изменить Конституцию РФ, чтобы, к примеру, ограничить безмерные (фактически королевские!) полномочия Президента РФ, тоже нереально — ст. 108 ч. 2 Конституции РФ этого практически не позволяет. Для этого надо чуть ли не полное согласие (3/4) сенаторов (членов СовФеда), а потом еще и согласие самого Президента, каковое он может дать только в одном случае — если вдруг совсем выживет из ума. Но сам Президент РФ может вносить любые изменения в Конституцию РФ — полностью зависимый от него российский парламент согласится со всем, что он предлагает.

О чем это все говорит? О том, что нет в России никаких «независимых ветвей власти». Власть у нас одна — буржуазная: она же законодательная, она же исполнительная и она же судебная. Судебная власть, кстати, это часть исполнительной власти. Суды, следя за исполнением закона, обеспечивают тем самым его исполнение. Президент РФ у нас не болтается в стороне, не надзирает извне, выступая в качестве арбитра между всеми «ветвями» власти в стране, как это утверждают идеологи буржуазии. Президент РФ стоит на самой вершине всей государственной власти в стране, являясь гарантом претворения в жизнь всех интересов буржуазии.

Вышесказанное также означает, что Госдума (и прочие региональные парламенты!), которую нас зовут выбирать 18 сентября 2016 года, орган не полномочный, а фиктивно-декоративный — не законодательный, а в лучшем случае — совещательный.

Госдума ничего не решает и ни за что не отвечает, и все что она делает — делает только с позволения Президента и Правительства РФ. Законы Госдума не принимает и исполнением их не занимается.

Даже если бы депутаты Госдумы вдруг захотели принять какой-то хороший закон для народа, у них из этого бы ничего не вышло — его все равно никто не стал бы исполнять!

Почему? А потому, что у Госдумы в распоряжении нет ничего — у нее в руках нет ни финансов, ни государственного аппарата. Заставить подчиниться себе она никого не может! Все финансы — у класса буржуазии, а госаппарат с его чиновничеством, судами, армией, полицией и т.п., то есть всем тем, что может надавить, заставить, принудить силой — полностью подчинены Правительству и Президенту РФ.

Госдума абсолютно бессильна — она ничего не может! А значит надеяться на то, что с помощью Госдумы можно решить какие-то проблемы народа — верх наивности, за которую в политике всегда приходится жестоко расплачиваться.

Все сказанное в полной мере относится и к региональным парламентам — всем этим «законодательным собраниям», «государственным собраниям» и пр. Только там полномочия депутатов и возможности их личного обогащения несколько поменьше, чем в парламенте федерального уровня — «Федеральном собрании».

Какой вывод следует из всего сказанного? А тот, что «выбирая» депутатов Госдумы, мы фактически выбираем актеров, которые изображают перед нами законодательную власть!

Самый наглядный пример тому — КПРФ. Эта партия позиционирует себя оппозиционной Правительству, якобы выступающей за народ. У нее даже название такое — насквозь народное, памятное трудящемуся населению нашей страны по советским временам, когда коммунисты были действительно коммунистами — за освобождение рабочего класса жизни свои отдавали. Но это те коммунисты. А эти…

Эти 25 лет играют в защитников народа, а на деле всеми способами поддерживают буржуазную власть — власть капиталистов и олигархов. В числе депутатов от КПРФ множество не просто представителей бизнеса — там миллионеры! Там те, кто эксплуатирует и угнетает наш народ! (Эксплуататорам доверено представлять интересы эксплуатируемых, представляете? Понятно, как они их будут «представлять»!) А вот рабочих среди депутатов от КПРФ нет, как нет там и крестьян. (Нет рабочих в числе депутатов и у других парламентских партий, но последние хотя бы не называют себя коммунистическими!).

Стоит ли удивляться тому, что, не единожды побеждая на выборах в Госдуму и даже на президентских выборах, руководство КПРФ постоянно отдавало свою победу своим «противникам» — представителям крупного капитала, предавая тем самым трудовой народ России? Посмотрите признания опального олигарха Ходорковского — он почти открытым текстом говорит о роли КПРФ в установлении, закреплении и сохранении капиталистического строя в России.

Есть такая партия?

Некоторые могут сказать, что надо просто выбрать хорошую партию, которая действительно за народ, и все будет в порядке.

Но «все в порядке» не будет, потому что, во-первых, Госдума, как было показано выше, ничего не решает, и попадание туда «хорошей партии» ничего не дает для улучшения положения трудящихся, и во-вторых, на самом деле мы даже партии не выбираем! Все решается за нас — за какие именно партии нам можно голосовать! Не выбираем мы и Президента РФ, который формально по Конституции избирается народом. Список тех, за кого мы можем поставить галочку в избирательных бюллетенях, определяется не нами. Ведь действительно выбирать — это не просто опускать бумажечки в ящички, но и предлагать тех, из кого народ будет выбирать! А вот этого-то права у нас с вами, товарищи, нет. Мы его лишены.

Судите сами. Кто сейчас определяет список кандидатов на выборы (все равно какие — парламентские или президентские, федеральные или региональные)? Центральная избирательная комиссия.

А как она формируется? Из 15 членов ЦИК России:

— 5 назначаются Президентом РФ,

— 5 — Советом Федерации,

— 5 — Государственной Думой.

Все ясно? Опять доминируют все те же политические институты — Президент РФ и те, кого он прямо или косвенно назначает.

А сам Президент РФ (точнее, кандидатуры на эту должность, ибо в кандидаты в Президенты РФ так просто не попадешь) выбирается теми, кто экономически и политически господствует в нашем обществе — буржуазией. Причем, не всей буржуазией вообще, а самой могучей и всесильной ее частью — олигархией, монополистическим капиталом.

В политике, как и повсюду при капитализме господствуют законы рынка, и свои порядки устанавливают те, кто всех богаче, а, следовательно, всех сильнее. Богаче всех капиталистов в эпоху империализма, последней стадии капитализма, крупный монополистический капитал, в руках которого вся экономика страны: банки, промышленность, торговля, сельское хозяйство, рынки сырья и сбыта, и пр. Понятно, что монополии не просто влияют на государственный аппарат — они подчиняют его себе. Государство становится проводником их интересов — оно служит только олигархату, ему и никому больше!

Отсюда определяются и кандидатуры в Президенты, в Правительство, в парламент РФ. В их число попадают только те, кто устраивает монополистический капитал. Кто удобнее олигархату, того они и ставят.

Определяя тех лиц, из кого будет состоять Центризбирком, крупный капитал через своего Президента и сенаторов определяет и «правила игры» на выборах, то есть те условия, которые должны существовать в политической системе РФ, чтобы в списки партий на выборах в парламент и кандидатур на пост Президента РФ ни при каких условиях не попали нежелательные для него политические организации или лица.

Линия обороны

Расскажем подробнее о тех барьерах, которые буржуазия специально выстроила перед политическим партиями на выборах в Госдуму 2016 г.

Начнем с того, что эти барьеры существуют отнюдь не для всех. Для некоторых — тех, кто вполне устраивает олигархов, никаких барьеров нет, а есть даже дополнительные преференции и немалые.

По существующему на сегодня в нашей стране законодательству политическая партия, чтобы быть допущенной к выборам в Госдуму, должна представить в Избирком 200 тысяч подписей избирателей, предварительно отдавших за нее голоса. Причем собраны эти подписи должны быть в месячный срок, что само по себе нереально, учитывая и другие непростые условия, которые должны быть соблюдены: не разрешается представлять от региона более 7 тысяч подписей, собирать подписи могут только лица, имеющие от партии нотариально заверенную доверенность и пр.

Но для того, чтобы получить нужный олигархату состав Госдумы, 14 политических партий в России были освобождены от сбора подписей, а пять из них (так называемый «кремлевский пул парламентских партий») — ЕР, КПРФ, СР, ЛДПР и «Яблоко» — получили немалое финансирование из госбюджета для своих избирательных кампаний.

Понимая, что эти препоны не страхуют на 100% действующую власть от проникновения в Госдуму нежелательных партий, Избиркомом были приняты дополнительные меры: процент ошибок в подписных листах не должен превышать 10% при любой случайной выборке и самое главное — графологическая экспертиза подписных листов, которая может отбраковать подписные листы по любому надуманному поводу (например, в адресе не указан район проживания или корпус дома обозначен «к.» вместо «кор.», и т.п.).

Ясно, что преодолеть эти барьеры невозможно в принципе. Попасть в списки партий-кандидатов в Госдуму возможно только в одном случае — если на то имеется желание действующей российской власти, которую и обслуживает Центризбирком.

Потому не удивительно, что никакая другая из множества существующих в нашей стране политических партий преодолеть эти барьеры не смогла. В итоге в списках на выборах в Госдуму избирателям — нам с вами, товарищи — придется выбирать кого-то из этих 14 политических партий, заведомо устраивающих действующую власть. Ясно, что они все буржуазные и среди них нет ни одной, которая бы хоть в какой-то мере отражала наши с вами интересы — интересы трудящихся России.

А как там на местах?

Если вы думаете, что такие барьеры буржуазная власть в России установила только при выборах в Госдуму, то вы ошибаетесь. И в органы так называемого «местного самоуправления» попасть ничуть не легче, если кандидат в депутаты или в главы местной администрации не одобрен предварительно крупным капиталом или теми, кто представляет его интересы — высшим чиновничеством.

Чего стоит один только так называемый «муниципальный фильтр», о котором известный олигарх М. Прохоров честно сказал, что он «стал для власти действенным инструментом, способным превратить выборы в хорошо срежиссированный спектакль».

Вот видите, не мы одни, а сам господствующий класс признается в том, что буржуазный парламент это не что иное, как театр для народа, существующий только лишь для того, чтобы трудящиеся не искали иных, более действенных путей улучшения своего положения!

А ведь этот «инструмент» полностью одобрил Конституционный Суд России, признав тем самым право господ максимально отодвигать народ от любой формы власти в стране. Только какое же это получается «самоуправление», если народ ничем не управляет? Если решают все те же, которых единицы — крупный капитал? Даже в названиях — «самоуправление» — и то сплошной обман!

Далее, очень важный и, по сути, решающий способ отбора в парламент тех, кто угоден и кто неугоден олигархату — подсчет голосов. Те из наших читателей, кто принимал участие в предыдущих избирательных компаниях в качестве наблюдателей, понимают, о чем мы говорим. А для остальных поясним.

Дело ведь не в том, как проголосуют избиратели, а в том, как их голоса посчитает Избирком! Вот где собака зарыта! Буржуазия давно научилась манипулировать цифрами. Она ловко делает это со статистикой, превращая, например, падение производства в рост экономики. Но еще полезнее эта технология обмана оказалась в буржуазной избирательной системе, без чего теперь не проходят ни одни выборы ни в одной капиталистической стране мира.

Не случайно буржуазная власть больше всего боится контроля народа за подведением итогов голосования. В России дело дошло до того, что высший судебный орган страны — Конституционный Суд — заявил, что «присутствие избирателей при подведении итогов голосования из Конституции не вытекает» (вот тебе и «источник власти»!), оставив в силе «запрет избирателям присутствовать при подсчете голосов участковой комиссией и получать копию протокола о результатах выборов на участке». Представляете, нам с вами — российским избирателям — прямо запрещено контролировать избирательную кампанию!

Отсюда становится понятно, что участвовать в таких выборах, в том числе в Госдуму — это себя не уважать. Это значит, помогать буржуазии разыгрывать перед российским народом спектакль, одурачивая его и удерживая тем самым в наемном рабстве, в нищете и бесправии без всякой надежды на освобождение.

Источник и ответ на вопрос «что делать»

Правовой статус губернатора в системе государственной власти

Актуальность темы состоит в том, что губернатор является высшим должностным лицом, который руководит системой исполнительных органов, определяет основные направления развития возложенной на него области и несет юридическую ответственность за управление субъектом Российской Федерации. В своей деятельности губернаторы должны сочетать функции главы своей территории и функций руководителя системы исполнительной власти и служить руководством к политике федеральных органов исполнительной власти России.

На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяющие правовой статус и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закреплены в соответствующих конституциях и уставах. Структура исполнительных органов, объем и содержание юрисдикции и даже то, как юридическая функция более высокой гражданской службы и исполнительного органа юридически определена, различаются в разных регионах Федерации.

Губернатор является высшим должностным лицом органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому, отвечая на этот вопрос, мы сделаем сравнительное описание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации. В дополнение к федеральным органам исполнительной власти единая исполнительная система Российской Федерации включает в себя исполнительные органы государств-членов Российской Федерации, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации, и полномочия федерации в отношении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В этих пределах исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют собой независимый горизонтальный уровень исполнительной системы Российской Федерации. Принцип единства этой системы предполагает, что это старшие должностные лица — исполнительный орган субъектов Российской Федерации. Это означает, что их отношения с органами федерального правительства включают элементы организационного подчинения. Они подчиняются федеральному президенту и федеральному правительству в вопросах компетенции Российской Федерации и общей ответственности федерации и ее субъектов.

В соответствии с Законом «Об общих принципах законодательной организации (представителей) и органов исполнительной власти государств Российской Федерации» Президент Российской Федерации имеет право удалить высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации имеют право контролировать осуществление исключительной компетенции Российской Федерации, совместной компетенции Федерации и ее субъектов и полномочий федеральных органов исполнительной власти, предоставленных субъектам Российской Федерации. Правительство Российской Федерации по вопросам совместной компетенции Федерации и ее субъектов координирует деятельность руководителей органов исполнительной власти, правительств Республики и администраций других субъектов Федерации. Целью этой координационной деятельности является обеспечение последовательной государственной политики в тех секторах и областях, где это предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В то же время руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются независимыми на своей территории, и федеральные власти не имеют права вмешиваться в свою оперативную деятельность, осуществляемую в пределах их юрисдикции. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации управляют комитетами секторов и секторов, созданных на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, отделы, отделы и т. Д.). Руководители этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности руководителем исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют те, которые отвечают за совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов. Их руководители назначаются компетентным федеральным министром по согласованию с руководителем исполнительного органа субъекта РФ. Эти «общие» подразделения имеют двойное подчинение: вертикальное (функциональное подчинение) центральному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему общее методологическое руководство, и горизонтальное (линейное подчинение) руководителю исполнительной власти члена Российской Федерации. Ввиду исключительной компетенции субъекта Федерации они создают органы исполнительной власти со специальными полномочиями, которые подчиняются исключительно исполнительному органу субъекта Федерации и не входят в систему исполнительного органа Российской Федерации.

Таким образом, в субъектах Российской Федерации система исполнительных органов разделена. Некоторые из них относятся к общероссийской вертикали и системе органов субъектов Федерации, другая часть органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурно выведена из рамок единственной исполнительной власти России, коллегиального органа, Правительства Российской Федерации, используется.

Губернатор имеет право использовать украшение с символами региона — лентой и подвеской на торжественной церемонии. Губернатор региона обладает иммунитетом в соответствии с федеральным законом.

При осуществлении своих полномочий губернатор края обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и другие законы региона, а также исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Изучив федеральный закон «Об общих принципах организации законодательной власти (представителей) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», следует отметить, что губернатор обладает обширными полномочиями и является ключевой фигурой в системе исполнительной власти Российской Федерации,

Во-первых, он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с государственными органами государственной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Во-вторых, это высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. В-третьих, он взаимодействует с законодательным (представительным) государственным органом субъекта Российской Федерации.

Представительная власть. После абзаца. «A» ч. 7 статей. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательной власти (представителей) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» является высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации его субъектом федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федерации, местных органов власти и отношений с правом подписи договоров и соглашений от имени Российской Федерации.

Поэтому следует отметить, что высшее должностное лицо члена Российской Федерации обладает широкими полномочиями. Эти полномочия указывают на то, что губернатор субъекта Российской Федерации является ключевой фигурой в системе региональных органов власти, поскольку он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Полномочия в области исполнительной власти. Федеративный характер российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяет важное место и полномочия высшего должностного лица членской организации Российской Федерации по координации деятельности и организации взаимодействия между органами исполнительной власти государств-членов Российской Федерации и других региональных и федеральными органами власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Однако такие формы конкретно не определяются федеральным законом, а содержатся в различных нормах этого закона. Целью взаимодействия является: эффективное управление процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и интересов его народа.

  1. Проанализировав ряд статей суммирует федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обязанности губернатора составной части федерации вместе:
  2. Законодательная функция — обнародованные законы, которые подтверждают их обнародование путем подписания законов или введения специальных законов или отклоняет законы, которые были приняты законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; имеет право на законодательную инициативу; проводит действия высшего должностного лица;
  3. Представительская функция — представляет собой тему Российской Федерации в отношениях с государственными органами, органами государств-членов Российской Федерации, местными органами власти и в осуществлении внешнеторговых отношений с правом, договорами и соглашениями от имени субъекта Российской Федерации Федерация подписей;
  4. Функция рулевого управления для формирования органов государственной власти составной части федерации и управления их системы органов исполнительной власти (формы и управляет высшим исполнительным органом субъекта федерации принимает решение о его отставке), назначает на должность и освобождает от должности заместителя главы администрации других исполнительных органов а также принимает решение о применении дисциплинарных мер, утверждает, что половина членов предвыборной комиссии представила вопрос о представителе; Представление кандидату представителя исполнительной власти в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для утверждения законодателем;
  5. Координационная функция — координирует деятельность органов исполнительной власти членской организации Федерации с другими государственными органами и в соответствии с законодательством Российской Федерации взаимодействие органов исполнительной власти организаций-членов Федерации с органами исполнительной власти Федерации и их местными органами власти, местными органами власти и общественными объединениями организовать.

Функции координации включают губернатора, использующего согласительную процедуру для разрешения разногласий между региональными правительствами, региональными исполнительными и местными органами власти, партиями, движениями и другими общественными объединениями, компаниями и другими организациями.

Анализируя основы правового статуса, функций и полномочий Губернатора Российской Федерации, отмечается, что федеральный законодатель считает высшее должностное лицо члена Российской Федерации элементом исполнительной системы. Этот чиновник, который присоединяется к системе государственных органов субъекта Российской Федерации и по сути является главным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, является одновременно звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации и как таковой для обеспечения высший орган исполнительной власти Российской Федерации, ответственный на территории этого субъекта Российской Федерации, не только его устав, законы и другие нормативные правовые акты, но и Конституцию Российской Федерации о федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Согласно его статусу, этот чиновник находится непосредственно в подчинении с Президентом Российской Федерации по принципу единства государственной энергетической системы.

Именно такого типа задание вы увидите под номером 14. Это задание на соотнесение по теме “Органы государственной власти и федеративное устройство РФ”.

Задание 1

Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и ее органами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) Верховный суд

Б) губернатор области

В) Совет Федерации

Г) Государственная дума

Д) Конституционный суд

Е) Правительство РФ

1) законодательная

2) исполнительная

3) судебная

Напоминаю вам, что вы увидите табличку для записи ответа: в верхней части буквы, а в нижней части вы должны поставить цифры, а потом получившуюся комбинацию цифр, без пробелов и без знаков препинания, перенести в бланк ответов номер один.

Пока задача у вас несложная.

Какие ветви власти представляют данные органы государственной власти?

Верховный суд – судебная.

Губернатор области – исполнительная.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента – законодательная.

Государственная дума – законодательная.

Конституционный суд – судебная.

И правительство РФ – исполнительная.

В итоге имеем комбинацию цифр: 321132.

Задание 2

Ну а теперь вопрос немножко посложнее.

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) осуществляет исполнительную власть в РФ

Б) по запросам Президента разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов

В) разрешает споры о компетенции между субъектами государственной власти РФ и субъектов РФ

Г) осуществляет управление федеральной собственностью

Д) принимает федеральные законы

1) Конституционный Суд РФ

2) Правительство РФ

3) Государственная Дума

Обратите внимание: речь идёт не о Федеральном собрании в целом, а о Государственной Думе.

Осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации – прочитали и радуемся: это несложно.

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Конституционный суд – это судебная власть, Государственная дума – законодательная. Правильный ответ: 2.

По запросам Президента разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов. Проверить любой правовой акт – соответствует ли он Конституции – может Конституционный суд.

Разрешает споры о компетенции между субъектами государственной власти РФ и субъектов РФ. Это тоже в компетенции Конституционного суда. Если зашел такой спор в какой-то ситуации, сторонам необходимо обращаться в Конституционный суд. Единичка – правильный выбор.

Осуществляет управление федеральной собственностью – это полномочия Правительства.

И принимает федеральные законы Государственная дума.

В итоге получаем комбинацию цифр: 21123.

Задание 3

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) назначение выборов Президента РФ

Б) утверждение военной доктрины

В) управление федеральной государственной собственностью

Г) разработка федерального бюджета

Д) объявление амнистии

1) Президент РФ

2) Правительство РФ

3) Государственная Дума

4) Совет Федерации

Задание аналогичное предыдущему, только немножко другие субъекты государственной власти: тут у нас уже нет органа судебной власти. Условие такое же: к каждой букве подбираем соответствующую цифру.

Назначение выборов Президента Российской Федерации. Я надеюсь, что вы точно не ошибетесь и четко будете знать, что назначает выборы президента Совет Федерации.

Утверждение военной доктрины. Военная доктрина находится в ведении Верховного Главнокомандующего, а Верховным Главнокомандующим по Конституции является Президент.

Управление федеральной государственной собственностью – этот вопрос нам уже встречался в прошлом задании. Правительство РФ от имени государства это делает.

Разработка федерального бюджета. Обратите внимание: “разработка”. Разрабатывает его Правительство. Если бы было “принятие федерального бюджета”, то нужно было бы выбрать “Федеральное собрание”. Ответ: Правительство.

И объявление амнистии. Объявляет амнистию Государственная Дума. Президент имеет право помилования. Мы с вами разбирали этот вопрос: амнистия и помилование – это разные вещи. Поэтому не путайте: амнистия относится к целой группе людей, группам осужденных. По какому-то виду преступлений или в честь какого-то праздника. Помилование относится к конкретным людям. Помилование осуществляет Президент, а амнистию объявляет Государственная дума.

Ответ: 41223

Задание 4

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВОПРОСЫ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) социальная защита, включая социальное обеспечение

Б) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

В) амнистия и помилование

Г) судоустройство, прокуратура

Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами

1) только федеральный центр

2) совместно федеральный центр и субъекты РФ

Необходимо разделить исключительные полномочия федерального центра и вопросы, находящиеся в совместном ведении федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Социальная защита, включая социальное обеспечение, – это задачи федерального центра и субъектов федерации. Они этим занимаются совместно – выбираем двоечку.

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности – это тоже общая забота и федерального центра, и субъектов федерации.

Амнистия и помилования. Амнистию объявляет Государственная дума. Помилование – Президент. Это федеральные органы власти. Выбираем только федеральный центр.

Судоустройство и прокуратура – федеральный центр.

И последнее: осуществление мер по борьбе с катастрофами – это ведение совместное и федерального центра, и субъектов федерации.

Ответ: 22112

Я надеюсь, что вы успешно справитесь с 14-м заданием на реальном ЕГЭ, который будете сдавать.

Да, этот вопрос не такой уж простой, там много нужно помнить разных вещей, но он вполне берущийся. Надо только хорошенечко эти самые полномочия повторить.

Также повторите порядок формирования органов власти, так как вопросы могут быть и такого плана.

Удачи на экзамене!

Что такое разделение властей и как оно работает в России

Разделение властей — это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

  • Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.

  • Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

  • Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

Основные принципы разделения властей гласят:

  • Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.

  • Все власти равны и автономны.

  • Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.

  • Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

Зачем нужно разделение властей?

Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.

Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их — ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений — объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха — король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк — отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

А термин «разделение властей» предложил в XVIII веке французский просветитель Шарль де Монтескьё. Он же придал теории современный вид, заговорив об исполнительной, законодательной и судебной власти.

Цель разделения властей — предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.

Шарль Луи де Монтескьё — французский просветитель, автор теории разделения властей

Поклонниками этой теории были «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки. В 1787 году они закрепили принцип разделения властей в Конституции США. Помимо разделения трех ветвей власти они также предложили принцип федерализма — разделили полномочия между центральным правительством и штатами.

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

Разделение властей в России

Разделение властей — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 10 Конституции РФ

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ — это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты — Государственной Думы, и верхней палаты — Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть — по партийным спискам, часть — по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ — это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть — это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ — это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Но говорить о «четвертой власти» — президентской — невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции. Президент теснее всего связан с исполнительной властью. Например, его указы считаются подзаконными актами — как и распоряжения правительства. Именно президент предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

Тем не менее, в Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является — президент или премьер-министр.

Президент России Владимир Путин на церемонии инаугурации. 2018 год. Фото: Reuters

За что критикуют систему разделения властей в РФ?

В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов — это нарушает принцип независимости судебной системы.

Слабость разделения властей — один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.