Виды экологического контроля

Экологический контроль и его виды

Контроль — это направление деятельности, функциональная составляющая которой предполагает проверку процесса функционирования объекта путем его всестороннего изучения с целью установления отклонений от заданных параметров и их устранения. Сущность контроля определяется тем, что уполномоченные на то органы и их должностные лица, используя принадлежащий им организационно-правовой арсенал воздействия (в том числе принуждения), выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных им объектов какие-либо нарушения, и при их выявлении принимают меры по их устранению.

Существуют разнообразные формы контрольной деятельности: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и заявлений граждан и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный, текущий и последующий. Выделяют также внешний и внутренний контроль. В зависимости от контролирующего субъекта различают: президентский контроль; контроль органов законодательной (представительной) власти; контроль органов исполнительной власти; судебный контроль; общественный контроль.

Основными принципами контролирующей деятельности являются:

  • законность;
  • обоснованность;
  • объективность;
  • справедливость;
  • независимость;
  • гласность;
  • эффективность и целесообразность;
  • экономичность;
  • сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Сущность экологического контроля выражается в обеспечении соблюдения всеми юридическими и физическими лицами (в том числе должностными лицами, гражданами РФ, лицами, не имеющими российского гражданства, и иностранными гражданами) требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей природной среды.

Экологический контроль осуществляется в соответствии с положениями Конституции РФ, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О животном мире», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об оружии», Лесного кодекса, Водного кодекса. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовного кодекса РФ, других нормативных актов РФ и субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777 утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В него входят:

  • во-первых, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении РФ;
  • во-вторых, объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов РФ.

Экологический контроль — одно из наиболее масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды, обеспечения законности и дисциплины в данной сфере. Он проводится на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду. В нем заняты многие органы и должностные лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабу полномочий. Так, одни субъекты осуществляют лишь проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом осуществления надзора в сфере государственного экологического управления.

Экологический контроль реализуется в различных видах. В зависимости от стадии контролируемой деятельности выделяют предупредительный (предварительный), текущий и последующий (проверочный) контроль. В зависимости от субъекта контролирующей деятельности выделяют общий и специальный экологический контроль. Так, общий контроль осуществляют Президент РФ. Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией либо компетенцией особого рода (например, в области экспортного контроля за ввозом и вывозом возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и

растений, технологий, которые могут быть использованы для разработки оружия массового поражения). Специальный контроль проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Как правило, этому посвящены либо отдельные главы федеральных законов, либо статьи, либо подзаконные акты в целом, в частности ведомственные. Передача полномочий в области экологического контроля другим субъектам должна быть оформлена особо, отражена в нормативном правовом акте, соответствовать статусу и другим правомочиям этих субъектов.

Задачами экологического контроля являются:

  • сохранение окружающей природной среды;
  • оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды;
  • обеспечение исполнения законодательства в области охраны окружающей среды органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами:
  • обеспечение соблюдения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
  • обеспечение экологической безопасности.

В решении данных задач активное участие принимают различные виды субъектов экологического контроля, а именно:

  • органы государственной власти, для которых это является прямой функциональной обязанностью;
  • органы местного управления:
  • органы управления хозяйствующих субъектов (юридических лиц);
  • граждане и их объединения.

В соответствии с этим выделяют различные виды экологического контроля, которые характеризуют применяемые при этом способы, методы и формы его осуществления.

Государственный экологический контроль — это деятельность уполномоченных субъектов государственного управления, предполагающая проверку процесса функционирования хозяйствующего объекта путем его всестороннего изучения с целью установления отклонений от требований природоохранительного законодательства и их устранения. Сущность экологического контроля выражается в том, что уполномоченные на то органы и их должностные лица, используя принадлежащий им организационно-правовой арсенал воздействия (в том числе принуждения), выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных им объектов какие-либо нарушения норм, требований, стандартов, лицензий, действующих в сфере использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Государственный экологический контроль носит подведомственный характер, представляет собой одно из функциональных направлений государственной деятельности, поэтому сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановлением хозяйственной деятельности, лишением права природопользования, наложением административных штрафов). Ведомственный экологический контроль проводится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли.

Задачами государственного экологического контроля являются:

  • непрерывное и непосредственное наблюдение за функционированием хозяйствующих субъектов, оказывающих воздействие на окружающую среду;
  • получение полной, объективной и достоверной информации об их деятельности и ее влиянии на состояние окружающей среды;
  • выявление признаков нарушений экологического законодательства со стороны хозяйствующих субъектов;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений и принятие мер по их локализации, нейтрализации и устранению;
  • привлечение лиц, виновных в нарушении природоохранительного законодательства, к юридической ответственности.

Непосредственно порядок осуществления государственного экологического контроля определяется Правилами осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, утвержденными приказом Минприроды РФ от 17 апреля 1996 г.

Содержанием государственного экологического контроля является осуществляемая уполномоченными субъектами от имени государства система мер, включающая в себя:

  • наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности человека;
  • проверку выполнения требований и предписаний по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдением требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды;
  • предупреждение и пресечение экологических правонарушений;
  • выявление нарушений экологического законодательства;
  • выявление причин и условий, способствующих их совершению, принятие мер по их локализации и ликвидации;
  • предотвращение наступления экологического вреда;
  • обеспечение доказательственной базы для последующего привлечения к ответственности виновных;
  • наказание правонарушителей.

В ходе государственного экологического контроля осуществляется наблюдение за происходящими в окружающей среде физическими, химическими и биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями этого влияния на растительный и животный мир. При этом заинтересованные организации и население обеспечиваются текущей и экстренной информацией о состоянии окружающей среды и прогнозах ее изменения.

При осуществлении государственного экологического контроля Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы обеспечивают в пределах своей компетенции:

  • координацию деятельности специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов в части осуществления ими государственного контроля за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов и координацию деятельности других министерств и ведомств и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством решают вопросы в области охраны окружающей природной среды;
  • взаимодействие с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями.

Государственный экологический контроль за состоянием окружающей среды в Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечень прав и корреспондирующих им обязанностей должностных лиц органов управления (контроля и надзора) в области охраны окружающей среды и природопользования в принципе не отличается от иных в сфере государственного управления и контроля.

Указанные лица имеют право: на запрос и получение информации, необходимой для выполнения возложенных на них функций: на проведение проверок как документации, так и фактического положения дел, в том числе путем взятия проб, замеров, обследований; на вход на подконтрольные объекты (в необходимых случаях с соблюдением установленных режимных ограничений); на получение устных и письменных объяснений от руководителей и других работников предприятий, организаций и учреждений, иных лиц; на дачу заключений о соответствии деятельности, состояния объекта, изделий, материалов, сырья, продукции и отдельных параметров и показателей технологических процессов требованиям экологического законодательства; на выдачу обязательных предписаний об устранении недостатков и нарушений в деятельности; на приостановление и (или) прекращение экологически опасной деятельности; на приостановление и аннулирование выданных лицензий (разрешений) в случае нарушения их условий; на применение мер административного взыскания. Некоторые категории лиц вправе применять служебное оружие и спецсредства, проводить досмотры.

В целях осуществления экологического контроля государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

  • самостоятельно или во взаимодействии с иными должностными лицами органов, выполняющих функции по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, и с привлечением в установленном порядке специалистов по вопросам охраны окружающей природной среды систематически осуществлять проверки хозяйственной и иной деятельности юридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими требований экологического законодательства;
  • принимать меры по предупреждению, пресечению, выявлению и устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и их негативных последствий;
  • принимать меры по привлечению в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение экологических требований;
  • осуществлять сбор информации о состоянии и изменениях окружающей среды, необходимой для организации и осуществления государственного экологического контроля, анализировать и проверять ее достоверность;
  • разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;
  • вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды и повышению эффективности государственного экологического контроля;
  • соблюдать требования действующего законодательства РФ и субъектов РФ.

Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.

В целях осуществления экологического контроля государственные инспектора в области охраны окружающей среды наделены следующими правами:

  • беспрепятственно посещать в целях проверки (по предъявлении служебных удостоверений) предприятия, учреждения, организации и другие объекты, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны независимо от форм собственности и подчинения;
  • получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля, и знакомиться с ними;
  • проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и других вредных воздействий на нее, норм и правил обращения с отходами производства и потребления, нормативов качества окружающей среды и экологических ограничений на природопользование;
  • осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель;
  • во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами проверять транспортные средства и в случае нарушения экологических требований запрещать их эксплуатацию, а также осматривать российские и иностранные суда, другие плавучие средства, искусственные острова, установки и сооружения и при выявлении экологических правонарушений требовать их устранения и принимать меры по решению
  • вопросов о компенсации вреда, причиненного окружающей среде;
  • проверять выполнение государственных и других программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  • заслушивать отчеты руководителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  • запрашивать и бесплатно получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей среды, необходимую для осуществления государственного экологического контроля;
  • проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других производственных объектов и сооружений;
  • привлекать соответствующих специалистов к проведению проверок;
  • вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений:
  • проверять соблюдение экологических условий, установленных в лицензиях на комплексное природопользование и лицензиях на пользование отдельными видами природных ресурсов;
  • проверять соблюдение норм и правил осуществления производственного экологического контроля: предъявлять требования к юридическим и физическим лицам по устранению экологических правонарушений, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  • давать обязательные для исполнения предписания юридическим и физическим лицам об устранении экологических правонарушений и выполнении необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей среды; выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция) которых выполнено с нарушением экологических требований и заключений государственной экологической экспертизы, а также об ограничении или приостановлении другой хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с экологическими правонарушениями и причиняющей вред окружающей среде; направлять в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о прекращении этой деятельности;
  • рассматривать в порядке, предусмотренном законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной и уголовной ответственности;
  • определять (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате экологических правонарушений и на основании этого предъявлять требования к виновным юридическим лицам и гражданам о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд или арбитражный суд о его возмещении;
  • обращаться в органы внутренних дел за оказанием помощи по предотвращению или пресечению действий правонарушителей, препятствующих законному выполнению функций по осуществлению государственного экологического контроля;
  • осуществлять контроль за соблюдением природоохранительного законодательства и правовых актов органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды в районах чрезвычайных экологических ситуаций;
  • пользоваться иными правами, предоставленными действующими нормативными правовыми актами.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством РФ.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный экологический контроль.

Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным энергетиком, начальником лаборатории), либо специально организованными экологическими службами на основании полномочий, предоставленных им нормативным актом или специальным приказом, уполномочием, обязыванием. Виды контролирующих структур предприятия, масштабы, способы их деятельности зависят от его организационно-правовой формы и формы собственности.

Производственный экологический контроль включает в себя проверку:

  • выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, снижение затрат энергоресурсов, уровня потребления природных ресурсов;
  • соблюдения экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности;
  • соблюдения экологических правил строительства природоохранных объектов;
  • соблюдения экологических правил проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранения иных негативных последствий производственной деятельности.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое распространение как в России, так и в других странах. Его существование основывается на действующем законодательстве, предусматривающем участие общественности в принятии решений, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, связанных с экологическими рисками, а также регулирующих доступ граждан и их объединений к экологической информации. Направления и формы экологического общественного контроля постоянно расширяются, что связано с развитием тенденций и даже закономерностей современной эколого-правовой реальности. Трудно отыскать закон или подзаконный акт, в котором бы не предусматривались в общей форме или с ограничениями права общественных объединений в области контроля, судебного обжалования действий публичной власти и, главное, обязанности последней реагировать на инициативы и требования общественности.

В соответствии с российским законодательством общественный экологический контроль может осуществляться в таких формах, как общественные слушания, референдумы, общественная экологическая экспертиза, обращения в средства массовой информации, жалобы, заявления, иски в природоохранительные, правоохранительные органы и суды. Общественный экологический контроль может проявляться в актах протеста, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях и иных формах выражения общественного мнения по поводу государственной экологической политики или в связи с планированием и осуществлением отдельных мероприятий, затрагивающих экологические права и интересы граждан, а также в сообщениях и других публикациях средств массовой информации.

Экологические аспекты

Процесс планирования в экологическом менеджменте начинается с выделения экологических аспектов

Экологический аспект — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Элемент деятельности или продукции или услуг организации, который может взаимодействовать с окружающей средой. Примечание: Значимый экологический аспект оказывает или может оказывать значительное воздействие на окружающую среду.

Воздействие на окружающую среду — любое изменение в окружающей среде, положительное или отрицательное, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

Любое изменение в окружающей среде, положительное или отрицательное, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов организации .

Окружающая среда — окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие. Примечание: окружение в данном контексте распространяется от среды в пределах организации до глобальной системы .

Деятельность в рамках СЭМ сконцентрирована вокруг экологических аспектов деятельности, продукции и услуг организации. Экологический аспект — ключевое понятие СЭМ, позволяющее соотнести деятельность организации и ее взаимодействие с окружающей средой. Использование этого понятия существенно облегчает применение подходов предотвращения загрязнения — предотвращение загрязнения заключается в контроле экологических аспектов, обеспечивающем минимизацию негативного воздействия при условии соблюдения производственных требований. Необходимо помнить, что понятие «экологический аспект» нейтрально, и могут выделяться экологические аспекты, оказывающие положительное воздействие на окружающую среду, а так же аспекты, в отношении которых существенно влияние окружающей среды на ведущуюся деятельность.

Соотношение «экологические аспекты» и «воздействие на окружающую среду» можно рассматривать как соотношение «причины и условия» и «следствие». Это означает, что контроль причин и условий воздействия — экологических аспектов — позволит контролировать и воздействие организации на окружающую среду. Определение экологических аспектов допускает широкую возможность интерпретации в отношении степени подробности выделения «элементов» деятельности, продукции и услуг. Например, в качестве экологического аспекта можно выделить потребление электроэнергии организацией, и потребление электроэнергии определенным элементом оборудования. Общих рекомендаций в отношении подробности выделения экологических аспектов не существует. С одной стороны, их укрупненное описание требуется для оценки масштабов связанного воздействия, облегчает поддержание и обновление регистров экологических аспектов. В то же время, подробное вплоть до конкретных особенностей процесса — оборудования, процедур, действий персонала, — выделение аспектов способствует, во первых, выявлению возможностей по контролю воздействия, во-вторых, часто необходимо для верной оценки вероятности и тяжести воздействия, в-третьих, обеспечивает большую систематичность при выявлении экологических аспектов. В качестве выхода можно предложить начинать с укрупненного выделения аспектов и использовать подкатегории или пояснения, вводя их по мере необходимости.

Организация должна установить, внедрить и поддерживать следующие процедуры:

1. Идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг в рамках выбранной области охвата системы экологического менеджмента, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, принимая во внимание запланированные варианты или новые возможности развития, новые или модифицированные виды деятельности, продукты и услуги;

2. Выявление тех аспектов, которые оказывают или могут оказывать значимые воздействия на окружающую среду (т.е. значимых экологических аспектов).

Организация должна документально оформлять и поддерживать актуальность этой информации.

Организация должна гарантировать, что значимые экологические аспекты учитываются при создании, внедрении и поддержании системы экологического менеджмента.

Организация должна рассмотреть все экологические аспекты своих действий, продуктов и услуг и на основе критериев, учитывающих законодательство, принять решение в отношении того, какие из экологических аспектов имеют значительные воздействия, как основу для установления своих целей и задач. Эти критерии должны находиться в свободном доступе.

Прямые экологические аспекты покрывают действия организации, которые входят в сферу управления организации, и могут включать, но не ограничиваются следующим:

· выбросы в воздух;

· сбросы в воду;

· избежание, вторичная переработка, повторное использование, перевозка и захоронение твердых и других отходов, особенно — токсичных отходов;

· использование и загрязнение почвы;

· использование природных ресурсов и сырьевых материалов (включая энергию);

· местные проблемы (шум, вибрация, запах, пыль, внешний вид и т.д.);

· вопросы транспортировки (как в отношении продуктов и услуг, так и в отношении сотрудников);

· риски экологических аварий и воздействия, возникающие или могущие возникнуть как следствие инцидентов, аварий и потенциальных нештатных ситуаций;

· воздействие на биоразнообразие.

В результате действий, продуктов и услуг организации могут возникать значимые экологические аспекты, которые не входят в сферу управления организации.

Такие аспекты могут включать, но не ограничиваются следующим:

· вопросы, связанные с продуктами (проектирование, создание, упаковка, транспортировка, использование, возврат / захоронение отходов);

· капиталовложения, выделение ссуд и страховые услуги;

· новые рынки;

· выбор и состав услуг (напр., транспорт или снабжение продуктами питания);

· административные решения и решения в отношении планирования;

· состав линейки продуктов;

· экологическая результативность и практические подходы партнеров,

· подрядчиков и поставщиков.

Организации должны быть способны продемонстрировать, что значимые экологические аспекты, связанные с процедурами закупок, были выявлены и что значимые воздействия на окружающую среду, связанные с этими аспектами, контролируются в рамках системы менеджмента. Организациям следует предпринять усилия по обеспечению того, что поставщики и лица, действующие от имени организации, соответствуют экологической политике организации в рамках действий, выполняемых для договора.

В отношении непрямых экологических аспектов, организация должна рассмотреть то, какое влияние она может иметь на эти аспекты и какие меры могут быть приняты для уменьшения воздействия.

Определение критериев для оценки значимости экологических аспектов деятельности, продуктов и услуг организации для определения того, какие из них имеют значимые воздействие на окружающую среду, является ее ответственностью. Критерии, разработанные организацией, должны быть полными, подходящими для независимой проверки, воспроизводимыми и должны находиться в свободном доступе. Вопросы, рассматриваемые при определении критериев оценки значимости экологических аспектов, могут включать, но не ограничиваются следующим:

· информацию о состоянии окружающей среды для выявления действий,

· продуктов и услуг организации, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду;

· существующие данные организации о входных потоках веществ и энергии, сбросах, отходах и выбросах в терминах риска;

· мнения заинтересованных сторон;

· природоохранную деятельность организации, контролируемую законодательными требованиями;

· деятельность по закупкам;

· проектирование, развитие, производство, распределение, обслуживание, использование, повторное использование, вторичную переработку и захоронение продукции организации;

· действия организации с наиболее значимыми природоохранными затратами и преимуществами.

При оценке значимости воздействий на окружающую среду действий организации организация должна рассматривать не только нормальные условия деятельности, но также запуск и завершение деятельности, и разумно предполагаемые нештатные ситуации. Следует учитывать прошлые, существующие и будущие действия.

Экологические аспекты должны быть выявлены в отношении всей деятельности организации, ее продукции и услуг, включая планируемые. При этом должны быть учтены основная и вспомогательная деятельность, включая складирование, техобслуживание, уборку, работу офисных служб и т.п.; регулярная деятельность, нештатные и аварийные ситуации; в ряде случаев следует учитывать воздействие в ходе всего или части жизненного цикла продукции, площадки, оборудования или отходов производства. При этом необходимо помнить, что экологические аспекты деятельности, продукции и услуг организации не заканчиваются на границе организации, но распространяются в пределах ее возможностей по контролю аспектов. Кроме того, нужно учитывать и те экологические аспекты, взаимодействие с окружающей средой которых не регулируется законодательством или нормативными актами.

Так, образование отходов хлорсодержащих полимеров может быть значимым аспектом в связи с возможностью их возгорания на полигоне (и выделения при этом высокотоксичных веществ), управляемом другой организацией. Тем не менее, первая организация имеет возможности контроля этого аспекта своей деятельности, например, путем минимизации образования отходов, осуществления вторичной переработки собственными силами или силами сторонней организации, выбора организации, которая бы обеспечивала надлежащие условия захоронения данного вида отходов, уменьшения использования или полной замены данного материала.

Версия ISO 14001 2004 г. конкретизирует требования в отношении выявления и документирования экологических аспектов: следует выявить и документировать (включить в регистр) те аспекты, которые организация может контролировать или на которые она может влиять. При этом в выявлении аспектов следует руководствоваться критериями практической целесообразности, то есть ограничиться теми аспектами, контроль которых оправдан (в первую очередь, с точки зрения существенности связанного с ними воздействия на окружающую среду).

EMAS и Приложение A ISO/FDIS 14001:2004 вводят также понятия прямых и непрямых экологических аспектов. Организации следует при развитии СЭМ по возможности учитывать и непрямые аспекты своей деятельности, то есть те аспекты, которые она не может непосредственно контролировать.

Довольно часто российские предприятия в качестве регистров экологических аспектов или их составляющих рассматривают документы инвентаризации источников выбросов и сбросов вредных веществ. Хотя эти документы и в особенности материалы, использованные для их подготовки, сами по себе могут быть использованы для идентификации экологических аспектов, их содержание — перечни и характеристики источников выделения веществ в окружающую среду — не соответствует целям идентификации экологических аспектов. При этом преимущественная ориентация на имеющиеся документы может привести к тому, что будут упущены экологические аспекты, которые не контролируются законодательством, и не будет способствовать выявлению возможностей по контролю воздействия. Существенно лучше обстоит ситуация в отношении предельных нормативов образования и лимитов размещения отходов. Проект документа готовится на основе анализа процессов, и исходные материалы с успехом могут использоваться при анализе экологических аспектов, связанных с образованием отходов. Необходимо только помнить о том, что достаточно часто такие материалы основываются на сведениях производственных нормативов, нередко подготовленных с запасом или устаревших, и в любом случае сами по себе представляют максимальные значения (чтобы обеспечить соблюдение компанией выданных разрешений при изменении условий). Фактические объемы образования отходов и их характеристики могут быть существенно иными. С подобной же осторожностью следует относиться к использованию материалов оценки воздействия на окружающую среду, разработанных в отношении данного предприятия или подразделения.

Поиск по сайту:

К предыдущему разделу

1.3. Экологический контроль. Виды экологического контроля

Закон об охране окружающей среды определяет контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) как систему мер, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Таким образом, экологический контроль — это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и граждан по соблюдению экологических норм и правил.

Экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Необходимым элементом организации работы по экологическому контролю является определение основных объектов контроля. По действующему законодательству, к ним относятся в частности:

— сырье, материалы, реагенты, препараты;

— природные ресурсы, используемые на производстве;

— источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;

— источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

— источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведения;

— источники физических воздействий;

— системы очистки сточных вод и размещения отходов очистки;

— системы очистки отходящих газов и размещения отходов очистки;

— склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;

— системы повторного и оборотного водоснабжения;

— системы рециклирования сырья, реагентов и материалов;

— системы размещения и удаления отходов;

— объекты окружающей среды в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, санитарно- защитной зоны, зоны влияния предприятия;

— готовая продукция;

— системы для локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных непредвиденных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду, а также для предупреждения таких ситуаций и аварий.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного экологического контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством Российской Федерации.

Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях:

— обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов,

— соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль (Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ).

Целями общественного экологического контроля являются:

— реализация права каждого на благоприятную окружающую среду,

— предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Порядок учета устанавливается законодательством.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Понятие, формы и система экологического контроля

Понятие, формы, виды и система экологического контроля.

Экологические права и обязанности граждан.

Функции организационно-правового механизма охраны окружающей среды.

Понятие, формы, виды и система экологического контроля.

Экологический контроль — это определенный вид управленческой деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности.

Экологический контроль — составная часть управления природопользованием и охраной окружающей среды, одно из проявлений экологической функции Российского государства. Кроме того, он является и составной частью механизма реализации эколого-правовых предписаний

Основная задача экологического контроля — обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, учреждениями, организациями и иными органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Что касается государственного экологического контроля, то он носит надведомственный характер.

По своим формам экологический контроль с определенной долей условности можно подразделить на:

— информационный;

— предупредительный и карательный.

Информационная форма контроля выражается преимущественно в сборе и анализе соответствующей экологической информации, необходимой для принятия государственными органами решений в области природопользования и охраны окружающей среды.

Предупредительная форма контроля, направлена на предупреждение экологических правонарушений и, следовательно, на недопущение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть.

Карательная форма контроля выражается в применении мер государственного принуждения, как к физическим, так и юридическим лицам, нарушающим экологическое законодательство.

В ст. 64 Закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Различаются следующие видыэкологического контроля:государственный, производственный, муниципальный и общественныйконтрольв области охраны окружающей среды.

Государственный контроль. Статья 65 вышеназванного закона закрепляет, что государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) и перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

— посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

— проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

— проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

— проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

— предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

— приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

— привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

— осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей среды».

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача — проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.

Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Производственный экологический контроль

Уровни и виды производственного экологического контроля

Производственный экологический контроль (ПЭК) является составной частью экологического менеджмента. Общее руководство системой экологи-ческого менеджмента осуществляется первым заместителем генерального директора ПАО «Сургутнефтегаз».

В Компании действует эффективная вертикально интегрированная двухуровневая система ПЭК.

I уровень: контроль за соблюдением норм и требований законодатель-ства, локальных нормативно-технических документов в организационных еди-ницах структурных подразделений акционерного общества и привлекаемых организациях. Ответственным за организацию и проведение I уровня кон-троля, в том числе в области обращения с отходами, в структурном подраз-делении является лицо, назначенное приказом руководителя структурного подразделения.

II уровень: контроль за соблюдением природоохранного законодатель-ства, лицензионных требований и условий при обращении с отходами струк-турными подразделениями Компании и привлекаемыми организациями. От-ветственность за организацию и проведение II уровня контроля в ПАО «Сургутнефтегаз», в том числе в области обращения с отходами, возло-жена на начальника управления экологической безопасности и природополь-зования.

Производственный контроль в области обращения с отходами осу-ществляется на основании порядка, положений об организационных единицах природоохранных служб аппарата управления и структурных подразделений Компании, должностных инструкций ответственных лиц.

Виды корпоративного производственного экологического контроля:

  • Камеральный (документарный) — проверка документов, необходимость наличия которых установлена природоохранным законодательством и Феде-ральным законом «Об экологической экспертизе»
  • Инспекционный — натурное обследование объектов;
  • Экоаналитический — отбор и анализ проб промышленных выбросов, стоков и отходов, проведение их количественного химического анализа, био-тестирование.

Объекты контроля

Производственному экологическому контролю подлежат объекты, по-следствия от деятельности которых приводят к негативным изменениям каче-ства окружающей среды. В том числе:

  • источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • системы очистки отходящих газов; системы очистки сточных вод;
  • места накопления и размещения отходов;
  • оборудование, установки, предназначенные для использования и обез-вреживания отходов;
  • системы для предупреждения, локализации и ликвидации последствий техногенных аварий;
  • объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышлен-ных площадок;
  • территории (акватории), на которых осуществляется природопользова-ние, а также санитарно-защитные зоны.

Оборудование и объекты Компании по обезвреживанию и размещению отходов подлежат лицензионному контролю в области обращения с отходами. В том числе: здания, сооружения, технические средства, оборудование и иные объекты, принадлежащие акционерному обществу на праве собственно-сти или ином законном основании. Необходимая профессиональная подготов-ка работников предприятия, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, подтверждается свидетельствами (сертификатами) на право рабо-ты с отходами I–IV классов опасности.

Дополнительно выполняется оценка результатов мониторинга состоя-ния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Организация и порядок проведение контроля

ПЭК может осуществляться как в плановом, так и во внеплановом по-рядке. Организация мероприятий по контролю включает их планирование и подготовку.

Мероприятия по производственному контролю в области обращения с отходами проводятся целенаправленно и в составе комплексных программ по осуществлению ПЭК, включающих проверку соблюдения требований законо-дательства в области охраны окружающей среды в целом.

Инспекционный и экоаналитический контроль производится в порядке, установленном нормативно-техническими документами ПАО «Сургутнефтегаз».

По результатам проведения ПЭК составляется акт проверки, в котором указываются:

1. Соответствие проверяемых объектов требованиям природоохранного зако-нодательства, нормам экологической безопасности и стандартам организа-ции.

2. Соблюдение требований законодательства в области обращения с отхода-ми, экологических, санитарно-эпидемиологических норм и правил обращения с отходами, установленных инструкциями по обращению с отходами, проек-том нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

3. Предложения по проведению необходимых мероприятий и работ со срока-ми их исполнения.

4. При оформлении результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем — акты отбора проб и протоко-лы результатов выполненных исследований (либо их копии с указанием служ-бы, хранящей оригиналы).

Проверка исполнения предложений и предписаний производится лицом, их выдавшим, без предварительного сообщения проверяемому. Контроль за выполнением предписаний осуществляется каждый месяц, о результатах до-кладывается на ежемесячном итоговом совещании.

Итоги ПЭК подлежат учету, анализу и обобщению с целью дальнейшего использования при ведении производственного контроля в области обраще-ния с отходами.

Результаты анализа выявленных нарушений озвучиваются на совете руководителей структурных подразделений под председательством гене-рального директора, а также на совещаниях по вопросам соблюдения приро-доохранного законодательства.