Виды государственной пошлины

Назад к списку вопросов

Судебные расходы в гражданском процессе – это расходы, возникающие в связи с рассмотрением в суде гражданского дела и исполнением судебного постановления.

Согласно ст. 114 ГПК к судебным расходам относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.

Государственная пошлина – это денежные суммы, взимаемые в доход государства, с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с апелляционных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов.

Издержки, связанные с рассмотрением дела – это денежные суммы, подлежащие взысканию, для оплаты фактически понесенных затрат при рассмотрении дела в суде. К таким судебным издержкам относятся, в частности, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам; расходы, связанные с производством осмотра на месте и др.

Государственная пошлина (ее размеры, порядок уплаты и т. д.) регулируется:

а) нормами Гражданского процессуального кодекса (гл. 15 ГПК и др.);

б) нормами Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) (гл. 27).

По действующему законодательству государственной пошлиной в гражданском процессе оплачиваются:

  • исковые заявления, заявления и жалобы, подаваемые в суды;
  • апелляционные и надзорные жалобы на судебные постановления;
  • выдача судами копий документов.

Различают два вида государственной пошлины: простую и пропорциональную. Простая пошлина исчисляется в твердых ставках (базовых величинах). Пропорциональная пошлина определяется в процентном отношении к цене иска или к установленной базовой величине.

Государственная пошлина взимается как с граждан, так и с юридических лиц. По общему правилу пошлина уплачивается ими до обращения в суд с соответствующим процессуальным документом путем внесения наличных денег в учреждения банка либо путем перечисления сумм пошлин со счета плательщика в местный бюджет.

В гражданском процессе размер государственной пошлины устанавливается в зависимости от цены иска, под которой понимается выраженное в денежной форме имущественное требование истца.

Цена иска должна указываться истцом в исковом заявлении. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

Иски, носящие одновременно имущественный и неимущественный характер, оплачиваются государственной пошлиной по ставке, установленной для исков имущественного характера, и по ставке, установленной для исков неимущественного характера.

По общему правилу уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит. Вместе с тем законодательство предусматривает возможность полного или частичного возврата плательщику государственной пошлины из местного бюджета.

Согласно ст. 116 ГПК к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

  • суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
  • расходы, связанные с производством осмотра на месте;
  • расходы по розыску ответчика в случаях, предусмотренных законодательством;
  • расходы, связанные с исполнением судебного решения, и почтовые расходы;
  • расходы сторон и третьих лиц по проезду и найму жилых помещений, понесенные ими в связи с явкой в суд;
  • расходы по оплате помощи представителей;
  • компенсация сторонам за потерю рабочего времени;
  • другие расходы, признанные судом необходимыми.

Перечень судебных издержек, содержащийся в ст. 116 ГПК, не является исчерпывающим, носит примерный характер. К числу таких издержек суд может отнести и другие расходы по делу (например, затраты на хранение вещественных доказательств).

Таможенные платежи — расчет, уплата, обеспечение, виды и их стоимость

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза — ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Таможенная стоимость Cтавка таможенной пошлины %

Пример расчета таможенного платежа:

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб.)

* — В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов Таможенного союза. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление — размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импорте Размер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ТС.

Уплата таможенных платежей — порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статьи 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Внимание! При расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания валютных курсов.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

Оставить заявку или заказать расчет

Государственная пошлина 2019

Что такое государственная пошлина?

Государственная пошлина (или «госпошлина») — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением каких-либо юридически значимых действий. Отметим, что эти юридически значимые действия перечислены законодательством; по каждому из них установлен свой размер госпошлины — он и только он является платой за нужное гражданину или организации действие.

Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины.

Плательщики

Плательщикам госпошлины может оказаться любое лицо — как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиком пошлины, когда:

  • обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение;
  • выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.

Самый простой пример: оплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т.д.

За что уплачивается госпошлина?

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за этими действиями обратились.

Юридически значимые действия, где требуется заплатить госпошлину, перечислены в Налоговом кодексе.

Например, госпошлину нужно уплатить:

  • при обращении в суды — как арбитражные, так и общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
  • при обращении в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий (например, составление доверенности);
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния (регистрация браков, рождений, смертей, разводов и пр.);
  • при получении паспортов граждан России и загранпаспортов;
  • при приобретении гражданства России;
  • за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных;
  • за госрегистрацию лекарственных препаратов;
  • за госрегистрацию юридических лиц, политических партий, СМИ, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств;
  • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях компаний;
  • за право вывоза культурных ценностей;
  • за выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на ее территорию видов животных и растений,подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
  • и другие юридически значимые действия.

Особенности уплаты госпошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

Государственная пошлина в большинстве случаев уплачивается до совершения юридически значимого действия. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

  • при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • проигравшие судебный спор ответчики — в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
  • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т.д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
  • при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Документ, подтверждающий уплату:

  • Квитанция — если пошлина уплачена наличными. Квитанция выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата.
  • Платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до одного года. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

Уплаченную госпошлину можно вернуть в следующих случаях:

  • Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
  • Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
  • Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
  • Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
  • Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
  • И в некоторых других случаях.

Обращаем внимание!

Пошлину, уплаченную за заключение или расторжение брака и другие действия ЗАГС, вернуть нельзя. Также не возвращается пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в тот государственный орган, который совершает действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению нужно приложить квитанцию с подтверждением оплаты. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

Обращаем внимание!

Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ.

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.

Обращаем внимание!

Госпошлина за выдачу водительского удостоверения, регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства, паспорта а также за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не уплачивается гражданами проживающими на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Льготы по уплате госпошлины

Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список довольно большой. Он содержится в статье 333.35 НК РФ.

Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины по конкретным видам нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36-333.39 НК РФ.

Размеры государственной пошлины

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года размер госпошлины за проведение процедуры банкротства физического лица будет зависеть от статуса заявителя. Для физического лица ее размер составит 300 рублей, для юридического лица — 6 000 рублей. Эти изменения предусматривает новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, которые внесены Федеральном законом от 30.11.2016 N 407-ФЗ. Ранее при подаче заявления о признании должника несостоятельным и организации, и граждане должны уплатить государственную пошлину в размере 6 000 рублей, но с 2017 года за проведение процедуры банкротства граждане уплачивают сумму в 20 раз меньшую, чем юридические лица.

Зачисление

100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, а также за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

  • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  • за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную — по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т.д.;
  • за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  • за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

В остальных случаях госпошлина в полном объеме (100%) зачисляется в доход федерального бюджета.

Госпошлина

В Викисловаре есть статья «пошлина»

Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

В Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся государством, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение других функций.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

  • нотариальных действий;
  • действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
  • действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
  • действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

  • право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц
  • право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;
  • выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
  • выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Изменения

27 декабря 2009 года принят Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Принятый закон существенно увеличивает размер уплачиваемой госпошлины за совершение юридически значимых действий. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, а именно 29 января 2010 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

  • НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ). Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
  • Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».Закон существенно увеличивает размер уплачиваемой госпошлины за совершение юридически значимых действий.

См. также

  • Дань
  • Замыт
  • Индукта
  • Налог
  • Чинш
  • Железное
  • Мыт

Что такое госпошлина и за что она платится?

Процедура взимания пошлины уходит своими корнями еще во времена Средневековья. Феодалы брали пошлину за проезд по дорогам, по мостам, за рассмотрение разбирательств в суде, за использование лесных угодий – в принципе, за все, что только можно было придумать.

В наше время госпошлина определяется как денежный сбор, который уплачивается в пользу государства соответствующими органами при обращении граждан или организаций в государственные или судебные инстанции за исполнение четко определенных функций в установленных Законодательством размерах.

К уплате госпошлины относятся гербовые сборы, различные регистрационные сборы, судебные пошлины – при подаче обращения (иска) в судебные инстанции.

При пересечении товарами границы взимается таможенная пошлина. Перечень таких товаров, на которые установлена таможенная пошлина, определяется уполномоченными на то государственными органами России.

Действия, за которые требуется уплата госпошлины

Ниже приведен неполный, но наиболее часто встречающийся перечень действий, за которые установлена госпошлина:

• Подача обращений в суды:

a) суды общей юрисдикции;

b) суды арбитражные;

c) Конституционный Суд и КС субъектов РФ.

• Все виды нотариальных действий;

• получение российского гражданства;

• выход из гражданства РФ;

• въезд – выезд из страны;

• регистрация гражданских актов (рождение, смерть, брак, развод и т.д.);

• государственная регистрация лекарств;

• государственная регистрация изделий медицины;

• государственная регистрация общественных движений, партий;

• государственная регистрация юрлиц;

• патентная регистрация изобретений, полезных моделей, товарных знаков и другой промышленной символики;

• госрегистрация эмиссии ценных бумаг;

• госрегистрация транспортных средств;

• госрегистрация различных прав собственности;

• госрегистрация СМИ;

• официальная регистрация программного обеспечения, а также разработанных и созданных микрочипов;

• за использование в названии компаний слов «Россия» и «Российская Федерация»;

• за вывоз за рубеж коллекций, связанных с минералогией и палеонтологией.

Оплата госпошлины

Во всех отделениях «Сбербанка России» можно оплатить госпошлину.

Реквизиты, необходимые для уплаты госпошлины

Для оплаты нужно заполнить квитанцию, в которой необходимо проставить Код Бюджетной Классификации — КБК того действия, за которое предусмотрена госпошлина.

В Бюджетном классификаторе (он должен быть в банке, или же код КБК и сумма госпошлины сообщаются по месту совершения действия) необходимо отыскать наименование совершаемого действия, а рядом с ним указан код КБК и величина госпошлины — их следует внести в квитанцию в нужные строки.

Необходимые реквизиты субъекта, который оказывает такую услугу, также сообщаются по месту совершения действия, и их нужно аккуратно перенести в квитанцию в строки, под которыми указано, какие реквизиты куда записывать.

Также в строку, под которой написано «идентификатор», необходимо вписать данные документа, удостоверяющего личность плательщика – паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, либо иной документ, удостоверяющий личность военнослужащего, вид на жительство или удостоверение беженца.

Изменения в оплате госпошлины

С 1 января 2015 года изменилась величина госпошлины в сторону увеличения при подаче исков в суды общей юрисдикции.

Согласно Налоговому кодексу (ст. 339.19), за все дела, которые находятся в Верховном суде РФ, а также в судах общей юрисдикции, устанавливается прогрессивная шкала величины госпошлины, в зависимости от суммы искового заявления, а также от того, подлежит или не подлежит оценке имущество по иску.

В таких случаях сумма госпошлины колеблется от 300 рублей до 60 000 рублей для граждан, а для компаний – юридических лиц – от 6 000 рублей, но предел и для них установлен в 60 000 рублей.

Примеры размеров пошлины за определенные действия представлены ниже:

• Заявление об удержании алиментов – 150 руб. Если же в решении суда указывается, что алименты удерживаются не только на детей, но и на заявителя – тогда госпошлина увеличивается в два раза.

• Заявление на расторжение брака – 600 руб.

Установлены льготы по уплате госпошлины для отдельных категорий граждан и организаций. Полных их перечень можно найти в Налоговом кодексе в ст. 333.36.

Полный перечень величин госпошлины по всем возможным действиям можно также отыскать в Налоговом кодексе РФ.

Государственная пошлина и ее виды.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Понятие государственной пошлины дано в ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов и их дубликатов), предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.

В свою очередь, на основании ст. 8 НК РФ сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины за рассмотрение дел в мировых судах и судах общей юрисдикции определяются гл. 25.3 НК РФ.

Согласно ст. 333.17 НК РФ к плательщикам государственной пошлины относятся:

— организации и физические лица, которые обращаются в суд за совершением юридически значимых действий. К таким лицам в гражданском процессе могут относиться лица, участвующие в деле (истцы, ответчик, предъявляющий встречный иск, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, и иные лица, обращающиеся в суд за совершением юридически значимых действий), лица, подающие апелляционные, кассационные и надзорные жалобы (в том числе лица, не участвовавшие в деле, но чьи права затронуты вынесенным решением);

— организации и физические лица, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

По общему правилу государственная пошлина уплачивается при обращении в суды общей юрисдикции или к мировым судьям до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной). Организации и физические лица, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ, — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Государственная пошлина уплачивается самим плательщиком по месту нахождения соответствующего суда в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком.

В случае если за совершением юридически значимого действия в суд одновременно обращается несколько лиц (плательщиков), не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.3 освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, установлен ст. 333.19 НК РФ. Можно условно выделить шесть видов государственных пошлин, уплачиваемых при обращении в суды общей юрисдикции и мировые суды:

1) пошлина, уплачиваемая при подаче искового заявления имущественного характера,подлежащего оценке.

2) пошлина, уплачиваемая при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера;

3) пошлина, уплачиваемая при подаче апелляционной, кассационной и надзорных жалоб;

4) пошлина, уплачиваемая при подаче заявлений в рамках отдельных видов гражданского судопроизводства (особое производство, приказное производство, производство по делам, вытекающим из публично-правовых отношений);

5) пошлина, уплачиваемая по отдельным категориям дел (например, при подаче искового заявления о расторжении брака, при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и др.).

Существуют три формы исчисления государственной пошлины:

1) простая – в фиксированном размере

2) пропорциональная – в зависимости от размера исковых требований

3) смешанная – фиксированная сумма и процент от размера требований

При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

При подаче заявления о вынесении судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей;

при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

при подаче искового заявления о расторжении брака — 600 рублей;

при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 4 500 рублей;

при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;

при подаче заявления по делам особого производства — 300 рублей;

при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда — 2 250 рублей;

при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, — 300 рублей;

при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 2 250 рублей;

при подаче заявления по делам о взыскании алиментов — 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей.

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции устанавливаются ст. 333.20 НК РФ. Так, определено, что при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера (п. 1 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ).

При предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в общем порядке (п. 4 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ).

В случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковыхтребований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается (п. 6 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ)

При подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается (п. 7 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ).

Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

На основании ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

o уплаты государственной пошлины в большем размере, чем установлено НК РФ;

o возвращения заявления, жалобы или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

o прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, если же она подлежит возврату частично — копии указанных платежных документов. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в суд.

Процессуальным законодательством предусмотрено право суда предоставить отсрочку (рассрочку) уплаты государственной пошлины. Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются НК РФ (ст. 90 ГПК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, а также уменьшение ее размера в соответствии с п. 2 ст. 333.20 НКосуществляются судом (мировым судьей) по ходатайству заинтересованного лица. Обоснованность ходатайства должна быть подтверждена соответствующими документами (справками о размере заработной платы, пенсии, наличии несовершеннолетних детей, нетрудоспособных супругов и т.п.). Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на срок, не превышающий один год (ст. 333.41, п. 1 ст. 64 НК РФ).