Водитель 1 класса

Надбавка за классность военнослужащим

43. Военнослужащим, имеющим классную квалификацию (квалификационную категорию), присвоенную в установленном порядке, занимающим воинские должности по специальности (направлению служебной деятельности), по которым может присваиваться классная квалификация (квалификационная категория), выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию) в следующих размерах к окладу по воинской должности:
а) 5 процентов – за третий класс (квалификационную категорию);
б) 10 процентов – за второй класс (квалификационную категорию);
в) 20 процентов – за первый класс (квалификационную категорию);
г) 30 процентов – за класс мастера (квалификационную категорию).

44. Надбавка выплачивается со дня подписания приказа о присвоении военнослужащим класса квалификации до дня окончания срока действия классной квалификации.

45. Военнослужащим, не сдавшим в установленный срок испытания на подтверждение классной квалификации по независящим от них причинам (болезнь, отпуск, командировка и другие случаи), надбавка выплачивается на основании приказа командира воинской части до проведения испытаний, но не более чем в течение трех месяцев со дня прекращения указанных обстоятельств.

46. Выплата надбавки сохраняется военнослужащим:
а) имеющим соответствующую классную квалификацию, при переводе в Министерство обороны из федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации), – на весь срок действия классной квалификации, но не более чем на один год со дня назначения на воинскую должность в Министерстве обороны;

б) назначенным на высшую, равную или низшую воинскую должность (за исключением назначения в порядке реализации дисциплинарного взыскания), если при этом не менялась их специальность (направление служебной деятельности), – в течение срока, на который была присвоена классная квалификация;

в) назначенным на воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с изменением их специальности (направления служебной деятельности), – в течение одного года, но не более срока, на который была присвоена классная квалификация;

г) имеющим перед зачислением на обучение в военные образовательные учреждения профессионального образования классную квалификацию – в течение всего срока обучения, но не более срока, на который была присвоена классная квалификация.

47. Выплата военнослужащим надбавки прекращается со дня подписания приказа о лишении класса квалификации, вступления во временное исполнение обязанностей по вакантным воинским должностям, по которым выплата надбавки не установлена, или воинских должностей, не связанных с исполнением обязанностей по специальности (направлению служебной деятельности), по которой присвоена классная квалификация, истечения установленного для подтверждения присвоенной классной квалификации срока по неуважительным причинам.

Классная квалификация военнослужащих

6 минут Елена Павлова 135

Аксессуары форменного обмундирования военнослужащих являются системой символов, позволяющих определить место воина в армейской иерархии. О мере ответственности расскажут погоны, а об умении и навыках – знаки «классность военнослужащих». Достаточно одного взгляда, чтобы понять: перед тобой опытный защитник Отечества или тот, у кого покорение вершин армейской науки еще впереди.

Из истории вопроса

Система классности появилась в Вооруженных Силах СССР в 50-е годы прошлого века. Приказом Военного Министра СССР № 85 от 8 мая 1950 были установлены классные знаки 3-х степеней для летного состава. Предусматривалось увеличение денежного довольствия в зависимости от уровня мастерства.

Вскоре классные отличия были введены в бронетанковых и радиотехнических войсках, связи. Представители других родов и служб оказались в ущемленном положении. 10 августа 1961 года Министр обороны подписал приказ № 0085. Он отменял существовавшие ранее знаки и вводил единый стандарт.

Изменения не коснулись приказа № 122 от 13 июля 1954 года. Этим нормативным актом для рядового и сержантского состава устанавливались 4 ступени знака классного специалиста. На одном из них была изображена буква «М», что соответствовало категории «мастер». Сегодня вершиной оценки специалиста является категория «мастер». В Советском Союзе было еще более почетное отличие.

Правовое регулирование порядка присвоения классной квалификации

Основная цель присвоения классности – подтверждение уровня профессионализма воина, занимающего соответствующую должность. 18 сентября 2015 года Министр обороны Российской Федерации подписал Приказ № 542. Документ утвердил Порядок проведения испытаний для получения (подтверждения) классности.

В нем оговорен механизм оценки подготовки военнослужащих и степень полномочий командиров разного уровня по присвоению категорий:

  • командиру воинской части (корабля 1-2 ранга) предоставлена возможность подписать приказа о присвоении «3 класса»;
  • полномочия командира соединения позволяют присвоить «2 класс»;
  • командиры оперативных объединений и начальники военных учебных заведений правомочны присвоить квалификацию не выше уровня «специалист 1 класса»;
  • право присвоения всех категорий (включая «мастер») распространяется на заместителей Министра обороны, главкомов видов ВС РФ, командующих округами и руководителей центральных органов.

Привилегированное положение занимают военнослужащие на высших офицерских должностях. Им присваивается квалификация «мастер» без прохождения экзамена и необходимости ее подтверждения на время нахождения в должности. Приказ подписывает Министр обороны.

Присвоение и подтверждение классности

Перед началом экзамена на классность командиром издается приказ о создании комиссии (подкомиссии), в задачу которой входит проведение испытаний. Она состоит из:

  • председателя;
  • председателя(ей) подкомиссий (по числу проверяемых групп);
  • членов комиссии;
  • секретаря.

Испытание состоит из практической и теоретической части. Оцениваются профессиональные умения и уровень знаний. Испытуемый обязан продемонстрировать мастерство в обращении с вооружением и техникой, выполнить установленные нормативы по стрельбе и физической подготовке.

Классная квалификация военнослужащих определяется комиссией по итогам экзаменов. Обязательный критерий – оценка командира. Испытуемый должен соответствовать предъявляемым требованиям квалификации.

Классная квалификация Экзаменационные оценки по выносимым на испытание предметам Оценка по другим предметам и физподготовке
«Мастер» Отлично «Хорошо» и выше
«Специалист 1 кл.» 70% отлично, 30% «хорошо» «Хорошо» и выше
«Специалист 2 кл.» Не ниже «хорошо» «Хорошо» и выше
«Специалист 3 кл.» Не менее 70% «хорошо» Не ниже «удовлетворительно»

После окончания проверки составляется итоговый акт. На имя командира направляется ходатайство о приятии решения по результатам испытаний. Классная квалификация является присвоенной после подписания приказа соответствующим начальником.

В случае, если попытка получения классной квалификации военнослужащим окажется неудачной – сохраняется прежний знак или снижается до степени фактической подготовки. Лицо, не согласное с выводом комиссии, имеет право на обращение к командиру с жалобой. Имеются различия в механизме присвоения классности. Нюансы зависят от категории военнослужащего.

Воины срочной службы

Самые несложные требования к соискателям из числа призывников. Потолок квалификации лиц, проходящих службу по призыву, ограничивается 1 классом. Ступень «Мастер» — не предусмотрена. Проверить себя можно спустя 3 месяца от начала службы.

Если попытка окажется удачной – на груди солдата появится знак «специалист 3 класса». Не раньше, чем через 3 месяца можно продолжить движение к следующим чинам. Если не получилось (по уважительной причине) принять участие в проводимом испытании, предусмотрен перенос проверки.

Воины-контрактники

Поступив на службу, контрактник проходит проверку. В случае успешной сдачи экзаменов – присваивается квалификация «специалист 3 класса». При этом ступень, достигнутая при прохождении срочной службы, во внимание не принимается.

Для данной категории доступны все категории классности. Спустя два года после получения начальной ступени отличия, контрактник допускается к экзаменам на право получения 2-го класса. Последующие квалификации можно заслужить не раньше, чем через 3 года с момента присвоения предшествующей.

При переводе на другую должность иной государственный властный орган, где предусмотрена военная служба, предыдущая классная квалификация сохраняется на протяжении одного года.

Материальное стимулирование классных специалистов

В армии разработана система стимулов, поддерживающих стремление военнослужащих к самосовершенствованию в ратной науке. В благодарность за работу над собой защитник Отечества получает не только авторитет у братьев по оружию, но и материальное вознаграждение со стороны государства.

Присвоение классной квалификации позволяет получать ежемесячною доплату. Положение закреплено 30 декабря 2011 года приказом Министра обороны РФ N 2700. Надбавка напрямую связана с классной квалификацией:

  • 3 класс. Доплата составляет 5% от должностного оклада.
  • 2 класс – 10%.
  • 1 класс – 20%.
  • Класс «мастер» дает прибавку к окладу в размере 30%.

Начисления производятся с даты подписания приказа о присвоении соответствующей квалификации. Если военнослужащий по уважительной причине не смог участвовать в испытаниях на соискание новой степени классности, надбавка выплачивается в течение трех месяцев с момента окончания действия неблагоприятного фактора.

Снижение и лишение классной квалификации

В системе дисциплинарных наказаний такая мера, как снижение классной квалификации, или ее лишение отсутствует. Однако практика применения подобного наказания существует. Классная квалификация снимается при совершении военнослужащим служебного проступка, вследствие которого:

  • произошла гибель людей;
  • людям причинены увечья;
  • наступили иные тяжкие последствия.

Перечень деяний указан в «Правилах», утвержденных 29 декабря 2011 г. постановлением № 1198 Правительства РФ. Этот же документ разъясняет, что классность снижается, если военнослужащий не соответствует квалификационным требованиям. Формулировка достаточно расплывчатая и не дает ссылки на другие нормативные акты, способные ее конкретизировать.

Как результат каждый командир толкует и применяет данную норму в соответствии со своим личным пониманием «несоответствия». Несовершенство правовой базы дает возможность допускать перегибы в практике применения. Возвратиться к вопросу присвоения (восстановления) классности можно по истечении годового срока с момента принятия решения о ее снижении (лишении).

Категории военнослужащих, не попадающие под общие правила о присвоения классности

Требования Министра обороны РФ, в части классной квалификации, не распространяется на военных медиков и фармацевтов. Для них квалификационная категория устанавливается согласно положений Приказа Минздрава России N 240н от 23.04.2013.

Специалисты следственных органов, носящие военные погоны, получают квалификационный класс в соответствии с требованиями Приказа № 79 Следственного комитета РФ, вступившего в силу 5 декабря 2012 г. Военным прокурорам квалификационный класс присваивается на основании инструкции № 234 от 19 апреля 2018 года. Документ утвердил Генеральный прокурор Российской Федерации.

Ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию)

46. Военнослужащим, которым в установленном порядке присвоена классная квалификация (квалификационная категория) , выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию) (далее в настоящем разделе — надбавка) в следующих размерах к окладу по воинской должности:

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1198 «О присвоении, изменении и лишении классной квалификации военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст. 208).

а) 5 процентов — за третий класс (квалификационную категорию);

б) 10 процентов — за второй класс (квалификационную категорию);

в) 20 процентов — за первый класс (квалификационную категорию);

г) 30 процентов — за класс мастера (квалификационную категорию).

Военнослужащим, замещающим воинские должности высших офицеров, надбавка в размере 30 процентов к окладу по воинской должности за класс мастера выплачивается со дня вступления в исполнение обязанностей по этим воинским должностям и по день освобождения от исполнения обязанностей по указанным воинским должностям.

47. Военнослужащим, подтвердившим классную квалификацию «мастер» 2 раза подряд, надбавка в размере 30 процентов к окладу по воинской должности выплачивается в течение 5 лет со дня второго подтверждения указанной классной квалификации.

48. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, классная квалификация (квалификационная категория) «мастер» не присваивается и надбавка за класс мастера не выплачивается.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1072.

49. Военнослужащим летного состава надбавка в размерах, указанных в пункте 46 настоящего Порядка, выплачивается в соответствии с присвоенной в установленном порядке квалификационной категорией . При этом надбавка за квалификационную категорию «снайпер» выплачивается в размере 30 процентов к окладу по воинской должности.

50. Военнослужащим, замещающим воинские должности медицинских и фармацевтических специальностей, надбавка в размерах, указанных в пункте 46 настоящего Порядка, выплачивается в соответствии с присвоенной в установленном порядке квалификационной категорией . При этом надбавка за высшую квалификационную категорию выплачивается в размере 30 процентов к окладу по воинской должности.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, ст. 3446).

При наличии у военнослужащего квалификационных категорий по двум и более специальностям системы здравоохранения Российской Федерации, соответствующим военно-учетной специальности медицинского профиля по занимаемой (временно исполняемой) им воинской должности, надбавка выплачивается за более высокую квалификационную категорию.

51. Надбавка выплачивается со дня присвоения (подтверждения) военнослужащим классной квалификации (квалификационной категории), в соответствии с приказом соответствующего командира (начальника), и по день окончания срока, на который присвоена (подтверждена) классная квалификация (квалификационная категория).

52. Надбавка также выплачивается военнослужащим:

а) имеющим соответствующую классную квалификацию (квалификационную категорию), в случае перевода в спасательные воинские формирования МЧС России из федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации), — на весь срок действия классной квалификации (квалификационной категории), но не более чем на 1 год со дня назначения военнослужащего на воинскую должность в спасательное воинское формирование МЧС России;

б) назначенным на высшую, равную или низшую воинскую должность, если при этом не изменилось направление служебной деятельности, — в течение срока, на который была присвоена классная квалификация (квалификационная категория);

в) назначенным на воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с изменением направления служебной деятельности, — в течение срока, на который была присвоена классная квалификация (квалификационная категория), но не более 1 года;

г) имеющим перед зачислением на обучение в образовательные учреждения профессионального образования МЧС России классную квалификацию (квалификационную категорию), — в течение всего срока обучения, но не более срока, на который была присвоена классная квалификация (квалификационная категория);

д) не сдавшим в установленный срок испытания на подтверждение классной квалификации (квалификационной категории) по независящим от них причинам (нахождение в отпуске, командировке, на лечении и по другим уважительным причинам), — до проведения испытаний, но не более чем в течение трех месяцев со дня прекращения данных оснований.

Выплата надбавки сохраняется на основании приказа соответствующего командира (начальника) спасательного воинского формирования МЧС России.

53. Военнослужащим, которые лишены классной квалификации (квалификационной категории), выплата надбавки прекращается со дня лишения классной квалификации (квалификационной категории), оформленного приказом соответствующего командира (начальника).

Военнослужащим, у которых изменяется (снижается) классная квалификация (квалификационная категория) ранее срока, на который она была присвоена (подтверждена), надбавка в новых размерах выплачивается со дня изменения (снижения) классной квалификации (квалификационной категории), оформленного приказом соответствующего командира (начальника).

Определение класса ОСАГО

Рост стоимости ОСАГО – болезненная тема для всех автолюбителей. Ведь и страховка нужна, и большие суммы денег тратить не хочется. Многие водители умышленно не заключают полисов, навлекая на себя гнев работников ГАИ, лишь бы сэкономить средства. Но с 2013 года появился вполне законный способ сэкономить на ОСАГО, выраженный в присвоении водителю классов. Этим классам сопутствует накопительная система скидок. Однако есть у этой системы и вторая сторона.

Классы страхования водителей

По системе ОСАГО водителям присваиваются классы, определяющие последующую цену полиса. При отсутствии аварий по инициативе водителя его класс повышается, и цена страховки снижается. В противном случае стоимость может вырасти почти вдвое. Обозначение классов начинается с буквы М, затем следуют цифры – 0, 1, 2 и до числа 13. Каждому классу присваивается свой коэффициент цены. Например, если водитель оформляет страховку первый раз, ему сразу назначается класс 3 с коэффициентом 1 – одна установленная стоимость. Чем реже водитель будет обращаться в страховую, тем выше класс присвоят ему по итогам года.

Класс водителя – ключевое значение при определении коэффициента бонус-малус (КБМ). Напомним, что с 2008 г. класс привязывается не к автомобилю, а к человеку – водителю или владельцу авто. Причем его присвоение не зависит от наличия транспортного средства – класс есть как у опытного покорителя дорог, так и у владельца водительских прав, не имеющего машины, но вписанного в чей-либо полис. Как узнать свой класс?

Коэффициент – основополагающая цены полиса. Чем больше класс, тем меньше коэффициент – это позволяет каждый год снижать стоимость на 5%. Если водитель с классом М оплачивает 145% обозначенной цены страхования, то водитель, достигший 13 уровня, оплачивает только половину стоимости.

Посмотрите видео, где подробно рассказано, как узнать класс водителя по ОСАГО:

Класс в отношении водителя определяется двумя базовыми показателями, которые зависят от срока и объема его водительского стажа в совокупности с возрастом, а также индивидуально исчисляемых сроков аварийной/безаварийной езды (по бонус-малус), рассчитываемых на общих правилах для всех страховщиков.

  • Ков – это значение возраста и стажа водителя, в рамках которого выделяются градации до 3-х лет стажа и выше трех лет при возрасте выше/ниже 22-х лет, планируется перевод градаций в один год опыта вождения, 1-2 года, и далее 2-4, 4-7, 7-11, выше 11-ти лет стажа. При этом также наличествует расчет классификации повышающих/понижающих коэффициентов по возрасту – до 22-х лет, после 22-х лет, до 25, после 25, 25-32, 32-45, старше 45. Например, для водителя со стажем до 3-х лет вождения и возрастом до 22-х коэффициент класса будет 1,8, а для водителя старше 22-х лет и с значением стажа, превышающим три года – 1;
  • Кбм – коэффициент по бонус-малус определяет класс безаварийной/аварийной езды, установленный для страховщиков по единому гос. стандарту. Классификация имеет значения М, 0, далее – от 1 до 13. Самым высоким по влиянию на цену является коэффициент М, начисляемый за аварии по вине водителя, он дает увеличение стоимости ОСАГО в 145%, наиболее положительным может быть коэффициент 13, который предоставит 50% скидку на обязательное страхование. Каждый водитель при регистрации первого полиса получает статус 3-го класса с коэффициентом 1, который будет повышаться или понижаться каждый год, по результатам наличия и кол-ва аварий по вине застрахованного.

Минимальный класс

Самый низкий класс из доступных – уровень M – автолюбитель способен получить, только неоднократно совершая ДТП. Классы с 0 по 2 также не могут присваиваться добропорядочному водителю, даже в том случае, если он совсем не имеет опыта вождения и впервые пришел за страховкой.

Если вы уверены, что никогда не учиняли аварий, а сотрудник страховой компании пытается присвоить вам один из вышеперечисленных классов, меняйте страховщика. Это грубейшее нарушение правил. Сотрудник решил использовать в своих интересах вашу неосведомленность в этом вопросе, и присвоить себе повышенную премию.

Как определить класс водителя при ОСАГО?

Класс и КБМ – взаимосвязанные величины. Выяснив одну из них, можно узнать и вторую. Первоначальный уровень дается водителю в зависимости от опыта. Для удобства изложим информацию в виде таблицы.

Уровень, предоставленный в начале года КБМ Количество обращений к страховщику и присваиваемый по итогам года класс
Не обращались 1 выплата в год 2 выплаты в год 3 выплаты в год 4 выплаты и более
М 2,45 0 M M M M
0 2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Сложная на первый взгляд таблица разбирается довольно легко. При ее разборе помните следующее:

  1. Водителю-новичку при первом обращении присваивается класс 3, он выделен жирным шрифтом. Коэффициент стоимости ОСАГО – 1, то есть водитель уплачивает одну фиксированную стоимость за полис.
  2. По итогам года подсчитывается количество обращений к страховщику, и если их не было, класс увеличивается на единицу. При получении 4 класса КБМ составит уже 0,95.
  3. Если у неопытного водителя случилось хотя бы одно обращение за выплатой, класс упадет до единицы. Поднимаемся на 2 строчки выше и видим, что КБМ при 1 классе составляет 1,55.
  4. Чтобы узнать актуальную стоимость страховки, умножаем фиксированную ставку на КБМ. Получается, что при повышении класса цена с каждым годом падает на 5%, а при снижении довольно резко растет.

Коэффициент, умножаемый на страховую таксу, называют термином «расчетный КБМ». Существует 2 категории КБМ, назначаемые в зависимости от статуса водителя. РСА присваивает код отдельно водителю и собственнику. Страховщики воспринимают водителя и владельца как двух разных людей, даже если это один человек. Окончательная цена полиса рассчитывается исходя из статуса, в котором водитель оформляет страховку.

КБМ водителя

Учитывается в случаях, когда страховка действует на ограниченный круг лиц, допущенных к управлению. Показатель закрепляется за конкретным человеком, не имея привязки к транспортному средству. Класс рассчитывается на каждого участника индивидуально по схеме, описанной выше.

Пример расчета: Предположим, что Иван Васильевич 3 года аккуратно водил авто и не попал ни в одну аварию. На 4 год произошло ДТП, в котором он выступил виновником. К этому времени он дошел до 6 класса страхования, и получил скидку на полис 15% (КБМ 0,85). Находим в таблице 6 класс и переходим к столбцу «1 выплата». Видим, что на 5 год Иван Васильевич получает 4 класс страхования и скидку всего 5%. Если бы аварии не случилось, гражданин дошел бы до 7 класса и получил скидку 20%.

КБМ собственника

Актуальна, если страховой полис неограничен. Класс привязывается к паспортным данным и VIN-коду транспортного средства. Рассчитывается он так же, как и КБМ водителя. Скидка на страховку привязана к машине, и не переносится при приобретении и страховании другого транспортного средства.

Пример расчета: Александр Сергеевич оформил полис с неограниченным списком застрахованных лиц. За расчетный КБМ берется коэффициент собственника. За 7 лет безаварийной езды водитель накопил 30% скидку на страхование, но решил купить новый автомобиль, и оформить на него подобную старой открытую страховку. В этом случае уже полученный бонус аннулируется, и начинается накопление другой скидки.

Принципы выгодного применения коэффициента

Очень важно для водителя понять механизм применения коэффициента бонус-малус. Это поможет сохранить скидку в любых спорных ситуациях, и не потерять его по неосторожности. Сначала определим основные принципы:

Принцип 1. Уровень коэффициента выглядит неизменно 12 месяцев после заключения страховки. Исключение: после выдачи полиса взамен утраченного страховщик отправляет сведения в РСА. Если по вносимым данным КБМ обновляется, он меняется моментально.

Принцип 2. Изменение типа полиса с ограниченного на открытый меняет положение владельца – с «водителя» он становится «собственником». Если «водитель» ранее накопил скидку, она обнуляется, и «собственнику» приходится зарабатывать новую скидку.

Принцип 3. Расторжение договора страхования в случае отсутствия страховых выплат сопровождается сохранением накопленного бонуса. Если водитель с классом 5 и бонусом 0,9 решит расторгнуть договор за месяц (или ранее) до его окончания, у него останется тот же бонус и скидка 10% на последующее страхование.

Принцип 4. Если досрочно расторгнут договор после страховых выплат, коэффициент снижается по стандартному принципу. Водитель с 7 классом, решивший расторгнуть договор после попадания в ДТП, получит при следующем оформлении полиса класс 4. Исключение: можно обнулить показатель, купив новый автомобиль. Но это действенный ход только при неограниченной страховке.

Принципы для владельцев открытой страховки

Принцип 1. Перемена типа страховки с неограниченной на ограниченную сохраняет накопленную скидку. Страховщик рассуждает так – если водитель сумел заработать бонус, предоставляя свой автомобиль другим людям, то явно может считаться ответственным человеком. Такому и скидку сохранить не жалко.

Принцип 2. Те водители, которые ездят на чужом авто «собственника» по неограниченной страховке, не вписаны в нее. Через год такого страхования их водительский класс вернется к начальному. Исключение: если этот человек внесет себя в полис с ограниченным кругом лиц, бонус сохранится.

Принцип 3. Любая авария, в которую попало лицо, управляющее автомобилем с неограниченной страховкой, сказывается на классе владельца. Если за год в ДТП на авто никто не попал – класс повышается, если случился хотя бы один страховой случай по вине любого человека за рулем – скидка падает. Исключение: чтобы обнулить класс «собственника», достаточно продать транспортное средство.

Принцип 4. При покупке нового автомобиля владелец неограниченной страховки возвращает свой КМБ к первоначальному показателю – единице. Принцип действует как в ситуациях с 5 ДТП в прошедшем году, так и с безаварийной ездой.

Как выяснить собственный класс?

Информация о классе водителя общедоступна. Она может понадобиться как представителю страховщика, выписывающему замену полиса, так и автолюбителю для уточнения своего статуса. Архив информационной базы доступен всем страховым компаниям, а также физическим лицам. Сведения туда заносятся таким образом:

  1. При первом оформлении документа все персональные сведения о водителе вносятся в общую базу.
  2. Каждый визит в страховую за расчетом возмещения фиксируется в архиве. Уточняются особенности дефектов транспортного средства и размер выплаченной компенсации.
  3. Если водитель обращается в другую страховую компанию, старые данные остаются в базе. Другой страховщик легко проверит всю историю страхования гражданина по номеру удостоверения водителя.

Сервисы для проверки

Проверка личного класса доступна на нескольких официальных сервисах:

  • официальный сайт РСА – www.autoins.ru;

Сайты предлагают полную информацию о водителе независимо от срока страхования. Например, они сообщат, как именно образовалось текущее состояние коэффициента – выдается наименование страховщика, дата присвоения и номер полиса. Информация напрямую запрашивается из базы РСА. Также проверить свой статус можно на сайте страховых компаний – большинство из них предлагает такую услугу.

Чтобы выяснить сведения о застрахованном лице, в онлайн-форме необходимо ввести:

  • ФИО водителя;
  • дату рождения;
  • номер водительского удостоверения;

Также указывается дата, для которой хотелось бы уточнить актуальное состояние КБМ. Значение в разные дни может варьироваться, так как при выписке нового полиса страховщики обращают внимание на дату окончания старого – разница не должна составлять более 1 дня. Если водитель вписан сразу в несколько страховок, КБМ берется из последнего окончившегося полиса.

Для чего водителю узнавать информацию о своем классе?

Любой застрахованный должен знать свой класс. Проверять его можно ежегодно при оформлении нового полиса. Это делается для того, чтобы избежать ошибок, умышленно или неумышленно совершенных страховщиком при внесении данных. Проверка единой базы поможет путем простых подсчетов выявить несоответствия, и вовремя обратиться с жалобой. Если при очередной проверке вы обнаружили, что ваш класс безосновательно занижен, следует обратиться к страховщику для корректировки. При внесении новых сведений в систему инцидент будет исчерпан. Но если в изменении сведений сотрудник отказал, следует обращаться в Прокуратуру.

Необходимо оформить заявление, в котором содержатся:

  • личные данные автолюбителя и контактный телефон;
  • информация из удостоверения водителя;
  • изложение сути претензии с описанием прав, нарушенных страховщиком;
  • подробное изложение ситуации – от обнаружения ошибки до последнего визита в компанию;
  • просьба принять соответствующие меры к нерадивым сотрудникам страховой компании, запрос о возбуждении уголовного дела в их отношении.

Заявление рассматривается Прокуратурой в течение 30 дней с момента принятия. По истечении этого срока страховщик обязан удовлетворить требования потребителя, и вернуть соответствующий класс.

Плюсы и минусы РСА

В базе РСА сохраняются данные с начала 2013 года. Раньше при смене страховой компании или сбыте автомобиля значение класса обнулялось, и приходилось снова накапливать скидку.

Сейчас в базе находится информация о всех документах, заключенных с 01.01.2011 года. Однако у этой системы есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Недостатки

Случается такое, что страховщик просто не может найти водителя в базе. Это может быть связано со следующими факторами:

  1. Ошибки при внесении первоначальных сведений в систему или при корректировке данных во время смены полиса. Чаще всего невнимательные сотрудники совершают опечатки при написании номера водительского удостоверения.
  2. Предыдущий полис был оформлен у компании-мошенника. Естественно, несуществующая официально компания не станет вносить сведения о «застрахованном» лице. Во избежание этого тщательно проверяйте отзывы, прежде чем выбрать страховщика.
  3. Данные были утеряны страховым агентом, и не были внесены в базу.
  4. Проверка должна происходить на следующий день после окончания действия полиса. В противном случае данные отражаются некорректно.
  5. На сайте информационной системы обнаружились временные технические неполадки.

Однако эти недостатки системы легко устраняются: достаточно предъявить страховщику бумажные документы. Так вы сможете доказать, что в ДТП не участвовали и можете претендовать на повышение уровня.

Достоинства

Несомненные плюсы базы РСА – каждый выписанный документ гарантирует застрахованному предоставление бонуса. До 2013 года в его предоставлении страховщик мог отказать, так как информация о классе водителя иногда вносилась некорректно, и проверить ее было нельзя. Ранее при предоставлении нового полиса страховщик обращал внимание только на просроченный документ и устную информацию от водителя о ДТП. Чаще всего водители умалчивали об учиненных авариях, и получали повышение уровня и соответствующую скидку. Но при первом же страховом случае обман всплывал, и автолюбителю навсегда отказывали в предоставлении скидки. Встречались также ситуации, когда фактический класс обнулялся при смене страхового агента или обновлении транспортного средства.

Безаварийная скидка, когда даётся, когда нет

Безаварийная скидка – это непосредственно коэффициент по бонус-малус, она предоставляется за годы езды без аварий и сокращается в случае наступления аварий с наличием вины водителя.

Так, за безаварийную езду в продолжение 3-х страховых периодов (лет), статус водителя повышается с третьего до 6-го, что предоставляет возможность получить скидку в объеме 15% (коэффициент на ОСАГО – 0,85).

При идеальных условиях без аварий в течение 11-ти лет скидка может дорасти до 50% с коэффициентом 0,50 на 13-м классе.

Важно: скидка теряется при нарушении правил ПДД и попадании в аварийные ситуации, в которых по закону признается виновным застрахованный, снижение происходит не мгновенно, а постепенно, в зависимости от количества аварийных ситуаций в год и накопленного класса.

Подробности соотношения скидок по классу и аварийных случаев в год определяются согласно унифицированной таблице Кбм.

Таблица со значениями Кбм

Таблица, в которой приводится коэффициент бонус-малус, включает следующие значения:

  • ранжирование по классу в начале нового/первого года обязательного страхования;
  • непосредственно КБМ;
  • классовые показатели с вариантами на конец года, обеспечивающими переходящее на следующий год ранжирование с учетом случаев предоставления страховых выплат по авариям, виноват в которых оказался застрахованный водитель;
  • ранжирование по одному страховому случаю в год;
  • по двум страховым случаям;
  • по трем случаям;
  • в случае 4-х и более страховых случаев в год.

При этом стоит учитывать, что таблица подразумевает существенное падение по рангу и сообразное повышение коэффициента даже за один страховой случай.

Так, при аварийном случае в единственном числе на первом году страхования, водитель сразу попадает на класс М с коэффициентом 2,45. Подняться по классу при безаварийной езде можно на один пункт за раз, то есть, на следующий год водитель с классом М может изменить свой статус на 1-й класс и далее улучшать его каждый год. При этом, согласно таблице, класс М может сохраняться продолжительное количество лет, в зависимости от объема аварийных случаев в год. Например, водитель, который стал виновником аварии на первом году страхования три раза подряд, будет добираться с ранга М до 1-го ранга на протяжении восьми лет.

Порядок расчёта, примеры расчётов

Расчет коэффициента бонус-малус происходит по простому принципу согласования значений таблицы, когда берется значение на начало года и переносится на табличное значение по количеству фактических случаев аварий по вине застрахованного – такое значение и становится коэффициентом на следующий год.

Пример 1:

Водитель страховался на протяжении шести лет, на 1-м году он получил класс 3 с Кбм 1, на втором году 4-й статус и далее, без случаев аварии дошел до девятого класса. На шестом году водитель попал в 1 ДТП по своей вине и откатился до 5-го класса. На следующем году произошло еще одно ДТП, и класс водителя снизился до 3-го. Следующий год водитель ездил без аварий, и его класс поднялся до 4-го и т.д.

Пример 2:

В случае, когда к вождению авто имеют допуск несколько водителей, учет Кбм для ОСАГО будет производиться по классу самого неопытного из них.

Допуском располагают три человека, у первого из них 4 класс и кбм 0,95, второй на 8 классе и Кбм 0,75, третий же в последнее время несколько раз был замечен в аварийных ситуациях по своей вине – он имеет класс М и коэффициент 2,45.

Расчет ОСАГО для данного авто будет производиться по наименьшему ранжированию, и только смена статуса водителя с М на 1, с 1 на 2 и далее будет иметь значение.

При этом, если на следующий год выписать водителя класса М из числа располагающих правом управления авто, классификация будет проводиться по следующему водителю 4-го класса с сразу предоставляемой скидкой в 0,95 коэфф.

Класс водителя безотрывно связан только с ним самим и применяется только для машин с одним собственником в индивидуальном порядке.

Пример 3:

В случае с установлением для авто неограниченного числа лиц, располагающих правом управления, определение скидки по ОСАГО будет происходить на основе данных о собственнике машины.

То есть, если собственник имеет класс 10, то на авто будет распространяться скидка по коэффициенту 0,65. При этом, любое ДТП, связанное с авто, повлияет именно на класс собственника по Кбм.

Формула расчета

В стандартных ситуациях расчет общей суммы ОСАГО происходит по следующей формуле:

Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН

Где:

  • ТБ – определяется в качестве базового, установленного законом тарифа;
  • КТ – коэффициент, который применяется в рамках территории по месту регистрации авто;
  • КБМ – коэффициент в рамках безаварийной/аварийной езда (бонус-малус);
  • КВС – коэффициент, который определяется на основании категории возраста и значения стажа водителя;
  • КО – коэффициент, определение которого происходит в рамках статуса открытого полиса (наличие ограничений по страховке);
  • КМ – мощность двигателя авто в рамках общепринятых выражений в коэффициенте;
  • КС – период, в течение которого эксплуатируется авто в виде коэффициента;
  • КП – период страхования, выражающийся в специализированном коэффициенте;
  • КН – назначаемый за нарушения коэффициент.

То есть, скидку можно рассчитать, умножив базовый тариф на значение Кбм.

Как получить бонусы и скидки за безаварийную езду?

Получить скидки по ОСАГО за безаварийную езду возможно, если соблюсти ряд простых правил:

  • продолжать заключать страховые договоры непрерывно, с расчетом на постоянный рост Кбм, при этом можно менять страховые компании, но не пропускать годы страхования;
  • избегать ДТП или стараться не оказываться их виновником – мелкие ДТП можно решать на месте без привлечения страховщика, а в случае с крупными авариями, когда виновный неясен или вины застрахованного водителя объективно нет, стараться отстаивать свою позицию и не позволять причислять себя к виновным;
  • в случае с потерей одним из нескольких лиц, вписанных в страховой договор, своего высокого коэффициента, наличием нескольких ДТП в год или иных обстоятельств такого рода – можно выписать его из договора;
  • в случае с заключением договора на неограниченное число людей, располагающих правом пользования авто, необходимо поддерживать высокий безаварийный класс собственника данного авто и отсутствие аварий по вине водителя с участием этой машины – при соблюдении этих условий в числе пользователей могут быть люди с негативными классами Кбм (М, 1,2), на скидку это не повлияет при наличии нарушений.

Как определить цену, если водителей несколько?

В случае с наличием нескольких водителей, зарегистрированных в качестве пользователей одного авто по договору, на сумму ОСАГО будет влиять коэффициент наиболее неопытного водителя с самым низким классом Кбм, именно эти значения – коэффициент Кбм и коэффициент возраста-стажа необходимо будет вносить для расчета по формуле общей стоимости.

Недобросовестные страховщики, сбои, технические ошибки

В некоторых обстоятельствах водитель имеет право обратиться за разъяснениями к страховщику или даже в суд по неправомерному назначению суммы ОСАГО, выделяется следующий набор ситуаций, когда водитель или собственник получает неверный коэффициент:

  • человеческий фактор – ошибка при внесении данных по застрахованному в систему сотрудником страховой компании. Сведения по классам являются объектом распоряжения конкретной страховой компании, которая и следит за их размещением, в том числе на портале РСА. При внесении за следующий период может возникнуть ошибка по невнимательности оператора или иным причинам;
  • технический фактор – некоторые сведения (например, относящиеся к очень давним периодам страхования) могут не быть занесены в базу данных или пропасть, например, при смене оборудования или переходе на иной тип хранения информации у страховщика, тогда страховщик пользуется теми сведениями, которыми располагает;
  • недобросовестность – иногда недобросовестные страховые агенты намеренно занижают класс водителя или не оформляют переход по классу на следующий год в течение нескольких лет с целью снижения скидки.

Что можно сделать:

  • обратиться с заявлением об ошибке непосредственно к страховщику, проведя самостоятельный расчет класса по таблице и приведя документацию о наличии или отсутствии ДТП за интересующий период;
  • обратиться с заявлением в РСА, направив заполненную форму с указаниями ошибок и запрос на перерасчет;
  • обратиться в суд, предоставив доказательную базу по неправомерности действий страховщика, актуально при отказе последнего или при недобросовестности при расчетах скидок за несколько последних лет.

Как считается КБМ по ОСАГО в неограниченной и ограниченной страховке?

В случае с ограниченным вариантом страховки, сведения по личным данным, правам и прочим необходимым категориям, включая Кбм, в страховой договор каждый год вносятся отдельно на каждого водителя, в него включенного. При этом договор стоит каждый год по Кбм самого «слабого» водителя, а вот коэффициенты рассчитываются индивидуально. То есть – в ограниченном договоре только водитель, попавший в ДТП, получает штрафы по коэффициентам, остальные свои скидки сохраняют.

В случае с неограниченным договором ответственность по Кбм несет только собственник, его Кбм, в том числе, привязан к конкретному авто по договору и падает вне зависимости от того, кто был за рулем во время «виновной» аварии.

Как на калькуляторе рассчитать класс водителя для ОСАГО

Одним из самых эффективных и оперативных способов определения водительского класса по Кбм являются специализированные под данный вопрос бесплатные онлайн-калькуляторы, которые позволяют провести данную процедуру при наличии информации по необходимым реквизитам водителя без регистрации и согласования.

Наиболее удобным, а также располагающим самыми достоверными данными, в силу доступа к общей онлайн-базе, обязательно заполняемой страховщиками, является онлайн-калькулятор на портале РСА (доступен по общей ссылке на сервис — http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm ).

Алгоритм расчета по сервису следующий:

Для юридического лица:

  • в строке «собственник» выбрать активную кнопку юр. лица (следует учесть, что определить Кбм возможно только относительно российских юр. организаций);
  • ввести ИНН собственника интересующего транспортного средства;
  • ввести VIN по интересующему авто;
  • ввести знак регистрации на интересующее авто по гос. образцу;
  • обозначить последовательно номер в отношении кузова и шасси;
  • внести данные по дате начала относительно действующего основного или доп. договора страхования;
  • пройти проверку автоматизации посредством внесения проверочного кода;
  • далее можно провести поиск или сбросить внесенные сведения для повторного заполнения в случае ошибок.

Для физ. лица с ограниченным договором:

  • выбрать физ. лицо в строке собственника;
  • включить активную кнопку по форме договора на ограниченный вариант;
  • внести по конкретному интересующему водителю его Ф.И.О.;
  • внести дату рождения интересующего водителя;
  • внести сведения по удостоверению водителя – серию и номер;
  • обозначить дату текущего или последнего страх. договора, затем внести код и провести поиск.

Для физ. лица с договором без ограничений по допуску водителей:

  • выбрать собственника-физ. лицо;
  • выбрать активную кнопку неограниченного варианта;
  • внести сведения по собственнику авто – Ф.И.О., данные по рождению;
  • выбрать из обширного выпадающего списка удостоверяющий документ (от паспорта или водительской лицензии до документов органов МВД) и внести сведения по серии и номеру;
  • внести сведения по номерам шасси и кузова, VIN или гос. рег. знаку транспортного средства с неограниченным договором;
  • внести дату по страховому договору;
  • ввести код и начать проверку.

Варианты результатов:

  • система сообщит об отсутствии сведений в базах данных, что может говорить о том, что договоров на водителя ранее не заключалось, и ему будет присвоен при регистрации коэффициент 1 и класс под номером 3, или же, что данные были потеряны, произошла ошибка поиска или базы (тогда можно подать запрос на разъяснения в РСА);
  • система сообщит наиболее актуальные данные по классу и Кбм водителя, а также укажет с какой страховой компанией действует срочный договор.

Как подать жалобу в РСА, если не согласен с коэффициентом?

В случае несогласия с начисленным Кбм по одной из объективных причин, озвученных выше, а также по причине банкротства страховой и отсутствия в связи с этим последних данных в базе, смены прав и вызванной этим неразберихи в сведениях и других обстоятельствах, не имеющих реального влияния на коэффициент бонус-малус, есть возможность подать заявление-запрос на исправление Кбм на реально заслуженный.

Заявление подается в РСА по почте или по электронной почте, ответ и действия по смене коэффициента при этом могут затянуться на полгода, но это не принципиально, главное – успеть к новому страховому году. Пример заявления смотрите ниже.

В заявлении необходимо обозначить:

  • куда подается – по умолчанию в РСА;
  • имя подателя;
  • контактные данные и почтовый адрес подателя;
  • запрос на разъяснение действий своего страховщика с его наименованием по базе (соответствуют учредительным документам);
  • дату рождения подающего заявление;
  • серию и номер, отмеченные в правах подающего заявление;
  • дату, когда были подающему заявление права выданы;
  • серию и номер паспорта или данные другого удостоверяющего личность документа гражданина РФ (опция доступна только для граждан Росси, так что в большинстве случаев – только паспорта);
  • номер действующего на момент подачи полиса ОСАГО;
  • номер предшествующего периоду подачи полиса ОСАГО;
  • основания и причина обращения по сути – указать текущий Кбм, необходимый (желательно, определенный по базе и по собственным расчетам в таблице) коэффициент;
  • в качестве приложений можно представить документы по ДТП, если таковые были, а вот справку о безаварийной езде подавать нет необходимости, эти данные есть в базе и не запрашиваются с 2014 года.

Понимание принципа определения класса водителя и его КБМ поможет вам избежать многих неприятных ситуаций – ведь вы будете осведомлены не меньше страховщиков. Своевременная проверка статуса поможет сохранить скидку на страховой полис, и не потерять свой бонус из-за нерадивости сотрудников. Выяснение своего класса – довольно простая процедура, если проводить ее с помощью таблицы. Кроме того, существует множество сервисов в интернете, готовых помочь в проведении подсчетов. Но все же старайтесь соблюдать главный принцип сохранения скидки – избегайте аварийных ситуаций на дорогах.

Надбавка за классность водителям

Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Водителям многих учреждений выплачивается денежная надбавка за классность. Но не все знают, кому и в каких случаях положена эта надбавка. Результат – частые споры между работниками и работодателями. Прочитав данный материал, бухгалтер сможет в доступной форме разъяснить работнику его права.

Начнем с того, что доплата за классность водителям не установлена трудовым законодательством. Не предусматривают деление на классы для водителей и Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287.

При этом в ст. 9 ТК РФ закреплено, что трудовые отношения могут регулироваться путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров.

Напомним, что коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ). В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по разным вопросам, которые определяют стороны, в том числе (ст. 41 ТК РФ):

  • формы, системы и размеры оплаты труда;

  • порядок выплаты пособий, компенсаций;

  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, и др.

Таким образом, доплата за классность осуществляется только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором организации (системой оплаты труда госучреждения).

Документом, в котором установлены классы водителей в зависимости от их квалификации, является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102 (далее – Квалификационный справочник), который действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу (ст. 423 ТК РФ). Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от их квалификации. Присвоение классов квалификации водителям, как правило, реализуется для того, чтобы устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате.

Водитель автомобиля: квалификационные характеристики

Итак, Квалификационный справочник, который принят еще в советские времена и носит рекомендательный характер, предполагает установление следующих классов квалификации водителям.

3-й класс присваивается водителям, управляющим одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В» или «С», или управляющим только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D».

2-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управляющим автобусами, отнесенными к категориям транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».

Отметим, что 2-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии.

1-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «D» и «Е».

Заметим, что 1-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.

Для справки! В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения следующих категорий и входящих в них подкатегорий (п. 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097):

а) категорий «A» «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE»;

б) подкатегорий «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E».

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «B», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «B1», удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «C», – также право на управление ТС подкатегории «C1» и т. д. (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения 2-го и 1-го классов квалификации водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе:

  • систематически выполнять планы, графики перевозок и соблюдать расписание движения;

  • не иметь перерасхода топлива против установленных норм;

  • соблюдать трудовую и производственную дисциплину (не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших ДТП или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).

Квалификационная категория присваивается водителю квалификационной комиссией учреждения.

Присвоение водителю квалификационной категории при трудоустройстве

Присвоение водителю квалификационной категории – право, а не обязанность учреждения, поэтому водитель может быть принят на работу вовсе без указания класса квалификации.

Если в учреждении действует положение о присвоении водителям квалификационных классов и их повышении, при трудоустройстве физического лица в качестве водителя ему может быть присвоена квалификационная категория. Причем, если следовать положениям Квалификационного справочника буквально, независимо от категории водительского удостоверения, новому работнику может быть присвоена квалификационная категория не выше 3-го класса. Дело в том, что согласно примечаниям, содержащимся в этом справочнике, присвоение класса квалификации осуществляется только при наличии определенного стажа работы водителем у данного работодателя (для 2-го класса – не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, для 1-го класса – не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии).

Поэтому распространенным заблуждением среди водителей является установка, что если предыдущий работодатель присвоил водителю категорию 1-го или 2-го класса, то на новом месте работы такая же категория должна быть присвоена ему автоматически. Таким образом, при возникновении спора с работником ему следует разъяснить, что решение о присвоении определенного квалификационного класса имеет силу лишь для того работодателя, который данное решение принимает. Другие работодатели не обязаны руководствоваться этим решением при приеме на работу нового сотрудника.

Подтвердим сказанное примером из арбитражной практики.

Случай из практики: обратимся к Апелляционному определению Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26.03.2018 по делу № 33-1093/2018. Водитель пожарной машины федерального казенного учреждения федеральной противопожарной службы (трудовой договор от 09.02.2015) в 2016 году обратился в суд с иском о возложении на работодателя обязанности присвоить ему квалификационный класс водителя и пересчитать сумму заработной платы и отпускных (на дату обращения стаж работы на данном предприятии составил год и три месяца). Заявленные им требования были основаны на том, что его общий трудовой стаж работы водителем составляет более 26 лет, имеется запись в трудовой книжке о том, что он является водителем 1-го класса.

При этом протоколом заседания квалификационной комиссии работодателя ему было отказано в присвоении класса квалификации водителя в связи с отсутствием стажа в системе ГПС МЧС.

Суд поддержал в описанном споре работодателя, указав, что тот вправе самостоятельно решать вопрос о присвоении работнику квалификации и установлении ему соответствующей надбавки к заработной плате. В итоге суд пришел к выводу, что довод работника о том, что ему уже присвоена квалификация водителя 1-го класса, не имеет веса, поскольку факты наличия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «Е» и записи в трудовой книжке о присвоении 1-го класса не являются достаточными основаниями для установления ему квалификационного класса водителя пожарного автомобиля, поскольку данный автомобиль является сложной специальной техникой.

Вместе с тем Белгородский областной суд в Апелляционном определении от 15.09.2015 № 33-3905/2015 указал, что нет запрета на установление класса квалификации работнику при трудоустройстве на основании решения, принятого другим работодателем. По общему правилу работодатель вправе самостоятельно определять, каким образом будет подтверждаться класс квалификации работника:

  • либо записью в трудовой книжке с предыдущего места работы;

  • либо результатами квалификационного экзамена, который работник должен будет сдать уже в новой организации для присвоения ему класса квалификации.

Таким образом, можно констатировать: работодателям предоставлена полная самостоятельность в части присвоения работникам квалификации по профессии водителя. При этом новый сотрудник, имеющий запись в трудовой книжке, сделанную предыдущим работодателем, о присвоении ему квалификационной категории, не вправе требовать от нового работодателя присвоения ему такой же категории. Обратившись в суд, он, скорее всего, потерпит неудачу.

Повышение и понижение квалификационной категории

В течение трудовой деятельности квалификационная категория водителя может быть как повышена, так и понижена.

Повышение категории.

Обычно квалификационная категория повышается по решению квалификационной комиссии в двух случаях:

1) если работник открыл новую (новые) категорию (категории);

2) если работник выработал необходимый стаж работы.

Понижение категории.

Если водитель автомобиля 2-го или 1-го класса не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, а также систематически нарушает правила дорожного движения и правила технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе, администрация учреждения по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и по представлению квалификационной комиссии может понизить ему класс квалификации.

Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя учреждения с занесением в трудовую книжку.

Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами сроком от одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.

Ежемесячная доплата

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

  • в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ;

  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В качестве примера приведем несколько документов, устанавливающих доплату за классность по профессии водителя:

1) в государственных учреждениях:

  • Приказ ГФС РФ от 25.10.2016 № 325 «Об оплате труда работников территориальных органов Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»;

  • Приказ МЧС РФ от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России»;

  • Приказ ФСИН РФ от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы»;

2) в муниципальных учреждениях Московской области:

  • Постановление Правительства Московской области от 31.07.2017 № 620/26 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений ветеринарии Московской области»;

  • Решение Совета депутатов городского округа Звенигород Московской области от 08.06.2017 № 7/6 «Об оплате труда работников муниципальных казенных учреждений городского округа Звенигород»;

  • Постановление Правительства Московской области от 20.07.2007 № 535/26 «Об оплате труда работников государственных автономных учреждений средств массовой информации Московской области».

Нужно понимать, что в силу ст. 129 ТК РФ надбавка за классность является выплатой стимулирующего характера, не связана с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничена законодательно минимальным или максимальным размером.

Ежемесячная доплата за классность сотрудникам-водителям, как правило, устанавливается в следующих размерах:

  • имеющим 1-й класс квалификации – в размере 25 % тарифной ставки;

  • имеющим 2-й класс квалификации – в размере 10 % тарифной ставки;

  • имеющим 3-й класс квалификации – надбавка не назначается.

Надбавка за классность и страховые взносы

У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.

Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Надбавка водителям за классность, установленная коллективным договором, не поименована в этом перечне и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Надбавка за классность и средний заработок

Рассмотрим следующий вопрос: учитывается ли сумма надбавки за классность водителям при расчете среднего заработка, выплачиваемого работникам за время нахождения в ежегодном отпуске, на больничном, при направлении в служебную командировку, на медицинский осмотр, а также в других установленных трудовым законодательством случаях?

Порядок исчисления средней заработной платы предусмотрен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

Расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения № 922).

В соответствии с указанными нормами при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в частности, относятся надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы) и др. (пп. «к» п. 2 Положения № 922). Таким образом,сумму надбавки за классностьследует учитывать прирасчете среднего заработка в предусмотренных ТК РФ случаях.

Особым образом исчисляется средний заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности. Назначение и выплата указанного пособия осуществляются застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Как было указано выше, надбавка водителям за классность подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Следовательно, эта надбавка учитывается при исчислении пособия по временной нетрудоспособности.

Нужно ли начислять надбавку за классность за периоды выплаты среднего заработка?

В определенных трудовым законодательством случаях вознаграждение за труд выплачивается работнику в виде среднего заработка, например:

  • за время нахождения в служебной командировке (ст. 167 ТК РФ);

  • при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу (ст. 182 ТК РФ).

Нужно ли за эти периоды выплачивать водителям надбавку за классность? По нашему мнению, нет. Поясним почему. Как уже было отмечено, при расчете средней заработной платы надбавка за классность водителям уже учтена. Следовательно, выплата такой надбавки за период сохранения за работниками среднего заработка приведет к удвоению суммы доплаты. Отсюда делаем вывод: дополнительно к среднему заработку выплачивать надбавку за классность за время сохранения за работником среднего заработка не нужно.

Отвечаем на вопросы

Вопрос:

Возможно ли установление водителю автомобиля (стаж работы на предприятии – более двух лет) 2-го класса квалификации при наличии у него категорий «В» и «С» (категория «Е» не открыта)?

Ответ:

Нет, водитель автомобиля 2-го класса должен знать назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», а при работе на автобусах – в отношении категорий «Д» или «Д» и «Е».

Вопрос:

Обязан ли работодатель отражать в расчетном листке надбавку за классность водителям, установленную коллективным договором?

Ответ:

В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

  • о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

  • о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

  • о размерах и основаниях произведенных удержаний;

  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Следовательно, работодателю нужно отразить информацию о сумме надбавки за классность водителям в расчетном листке.

Вопрос:

Какой код дохода следует указать при заполнении формы 2-НДФЛ при выплате надбавки за классность водителям?

Ответ:

Коды видов доходов налогоплательщика утверждены Приказом ФНС РФ от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@. В соответствии с этим документом сумма вознаграждения, получаемого налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, отражается в налоговой отчетности под кодом «2000». Другие (специальные) коды доходов для отражения стимулирующей выплаты в виде надбавки за классность водителям законодательством не предусмотрены.

* * *

Присвоение работнику квалификационного класса по профессии «водитель» является правом, а не обязанностью работодателя. Кадровые работники и бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений при решении вопроса о присвоении водителям квалификационной категории (и назначении надбавки за классность) должны пользоваться ведомственными документами.

Вместе с тем следует знать, что положения Квалификационного справочника предъявляют определенные требования к водителям – претендентам на присвоение класса квалификации. В частности, эти работники должны иметь определенный стаж работы у конкретного работодателя.

То есть наличие у нового водителя записи в трудовой книжке о присвоении ему 1-го или 2-го класса квалификации не предполагает автоматическое присвоение ему такой же категории у нового работодателя.

В части бухгалтерских вопросов отметим следующее. Надбавка за классность облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке. Эта сумма учитывается при расчете среднего заработка во всех предусмотренных законодательством случаях. При направлении водителя в командировку надбавка за классность за дни сохранения среднего заработка не выплачивается. При заполнении формы 2-НДФЛ для отражения надбавки за классность используется код «2000».

Связь между классом водителя и стоимостью ОСАГО

Стоимость ОСАГО рассчитывается на основе таких сведений:

  • Каждой категории автотранспортных средств устанавливается базовый тариф.
  • Для всех марок и моделей определяются особые тарифы на основе частоты обращений за страховой выплатой.
  • Регион и город прописки. Во всех регионах ведётся своя статистика аварий, она и служит основой для расчёта коэффициента.
  • Возраст и опыт вождения. Чем моложе страхуемый и чем меньше опыт его вождения, тем больший множитель будет использоваться.
  • Страховая история. С учётом этого показателя определяется коэффициент КБМ и рассчитывается класс водителя для ОСАГО.

Последний пункт обычно вызывает больше всего вопросов. Постараемся с ним подробно разобраться.

Классы водителей по ОСАГО

По системе ОСАГО выделяют 15 классов автомобилиста: 0, М, 1, … 13. При отсутствии страховой истории будет присвоен коэффициент 1. Поэтому при определении цены все обозначенные выше факторы, помимо последнего. Чем больше лет водитель оформляет страховку и не обращается за компенсацией, тем более высоким будет показатель. Для каждого из них рассчитывается КБМ. За один «чистый» год он снижает стоимость страховых услуг на 5%. Данная скидка накопительная. Многие спрашивают: какой класс страхования ОСАГО лучше? Идеальный вариант – 13.

Для второго класса применяется множитель 0.95, для третьего – 0.9. При присвоении последнего будет использоваться множитель 0.5.

Внимание! За каждое возмещение стоимость автогражданки будет возрастать, а класс – уменьшаться. При присвоении класса М будет использоваться коэффициент 2.45, в том случае полис будет стоить почти в два с половиной раза дороже! Обычно данный класс присваивается автомобилистам, которые за один год 4 и более раз получали компенсации от страховщика. Сумма может снижаться постепенно, а повышаться – мгновенно.

Из таблицы можно узнать о классе водителя в ОСАГО в 2019 году:

Класс на начало срока страхования

КБМ

Количество страховых случае на протяжении года

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

Если автомобилист имеет категорию 9, тогда при покупке автогражданки ему будет предоставлена 30-процентная скидка (КБМ=0.7). Если на протяжении срока страхования он попадёт трижды в аварию и получит в каждом случае компенсацию, тогда на следующий год у него будет класс 1. А по нему уже будет не предоставлена скидка. Наоборот, КБМ составит 1.55, поэтому за полис придётся дополнительно доплатить 55%.

Как проверить класс автомобилиста

Чтобы узнать класс водителя для ОСАГО, необходимо обратиться на сайт Российского союза автостраховщиков или другой информационный ресурс, предоставляющий подобную возможность. Для получения сведений следует указать: фамилию, имя и отчество, дату рождения и номер удостоверения водителя. После введения информации будут предоставлены другие данные в отношении страховой истории автомобилиста. Поэтому получить нужные сведения можно независимо от даты оформления полиса и организации, предоставляющей услуги страхования.

Эта система может оказаться полезной водителям и страховщикам. Автомобилисты смогут получить сведения для переоформления полиса либо оформления нового. В этих случаях данные о КМБ не будут потеряны. Страховые компании могут проверить сведения об автомобилистах даже при изменении юридического лица и покупки нового договора. Такая система позволяет предотвратить мошенничество, когда автомобилисту уменьшается класс и проходит этап разработки новой документации.

Каждый страховщик имеет общую базу автомобилистов. Они также вводят информацию в систему. Действия производятся в такой последовательности:

  • При покупке автогражданки в первый раз вся информация об автомобилисте, обозначенная выше, будет занесена в базу РСА.
  • При обращении клиента за выплатой по страховому случаю в базу будут внесены поправки с обозначением величины выплаты и типа повреждений.
  • При обращении автомобилиста к другому страховщику его работники могут проверить базу данных по номеру ВУ и получить сведения о страховой истории.

Коэффициент бонус-малус и его расчёт

Водитель знает, какой у него класс. Однако он представляет собой просто буквенное обозначение коэффициента КБМ. Показатель позволяет снизить величину страховых выплат. Все данные в отношении классов автомобилистов больше относятся к КБМ.

В прошлом КБМ применялся лишь для определения транспортного средства, поэтому при его продаже скидка либо надбавка к стоимости полиса исчезала. В этой ситуации автомобилист должен зарабатывать дополнительные баллы для получения дисконта. С 2019 года класс страхования ОСАГО КМБ присваивается не транспортному средству, а водителю. Это значит, что независимо от автомобиля либо страховой компании коэффициент бонус-малус будет оставаться единичным показателем.

Как узнать коэффициент КБМ по базе РСА? Для этого просто введите необходимую информацию об автомобилисте. В таблице представлены коэффициенты КБМ для ОСАГО:

Из таблицы видно, что минимальный коэффициент составляет 0.5. Для его получения необходимо 10 лет ездить без аварий (если их не было ранее) либо 14 лет после присвоения максимального множителя.

Как узнать класс водителя для ОСАГО

Класс в полисе ОСАГО следует определять ежегодно, поскольку некоторые недобросовестные страховщики могут использовать завышенные коэффициенты с целью повысить стоимость своих услуг. К тому же даже порядочные сотрудники компаний могут допустить ошибку.

Дабы не переплатить и не попасться на попытки мошенников обмануть, лучше самостоятельно узнать класс водителя при расчете ОСАГО. Это также позволит проверить правильность указанной в квитанции суммы. Рассчитать стоимость страховых услуг можно посредством онлайн-калькулятора.

9 января 2019 года начало действовать Указание ЦБР об изменении базовых тарифов и коэффициентов по ним. Для определения рассматриваемых параметров требуется предоставить такую информацию о водителе:

  • Фамилия, имя и отчество автомобилиста, дата его рождения.
  • Дата начала действия страховки.
  • Номер и серия документа, который удостоверяет личность.
  • Номер кузова и шасси, VIN, номерной знак автомобиля.

Как рассчитать стоимость страхования ОСАГО без указания класса водителя

Сервис instore.market предлагает воспользоваться онлайн-калькулятором для определения стоимости страхового полиса. Пользователю необходимо ввести самые необходимые данные и получить результаты расчётов. На главной странице системы нужно указать следующие сведения:

  • Государственный номер авто с обозначением региона.
  • Категория ТС.
  • Срок действия полиса.

После этого система постарается найти машину по базе данных. Из неё будут взяты все требуемые сведения. Если поиск не даст результатов, тогда посетитель должен указать данные о модели и марке авто, годе изготовления, мощности двигателя и регионе регистрации. Когда информация будет введена, нужно нажать «Далее».

На следующем этапе нужно будет указать, является ли пользователь страхователем и собственником транспортного средства. Сервис попросит ввести фамилию, имя и отчество, дату рождения и получения удостоверения, а также опыт вождения. Если полис оформляется на нескольких водителей, то сведения должны быть указаны на каждого из них. Только после этого активируется кнопка «Рассчитать точную стоимость». После нажатия по ней система произведёт поиск наиболее подходящих программ, действующих в России. Из них следует выбрать наиболее подходящую.

Далее требуется сообщить сведения, требуемые для проведения платежа. Оплата производится с помощью банковской карты. Информация отправляется по защищённому и зашифрованному каналу, который недоступен для взлома злоумышленников.

Как только деньги будут получены, система автоматически отправит цифровой полис на указанный пользователем e-mail. Документ нужно распечатать и подписать, это наделит его полной законной силой. В этом виде он может быть предоставлен сотрудникам дорожной полиции для проверки. Оформление полиса можно произвести всего за несколько минут в одной из надёжных страховых компаний Российской Федерации.