Водителям каких категорий устанавливается ненормированный рабочий день

Содержание

Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. По этой причине гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ), которые и являются предметом рассмотрения данной статьи.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень работ).

К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей.

Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Так, например, ст. 328 ТК РФ обязывает водителей проходить профессиональный отбор, подготовку и обязательные медицинские осмотры (обследования). Требование о медицинском обследовании содержится также в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011) и ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее — Положение о работе и отдыхе водителей).

Обратите внимание! Действие Положения о работе и отдыхе водителей распространяется на водителей организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п. 2 Положения о работе и отдыхе водителей).

ПЕРИОДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

Пунктом 15 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что рабочее время водителей включает:

• время управления автомобилем;

• время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

В рабочее время водителя включаются также иные периоды:

• подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

• время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

• время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

• время простоев не по вине водителя;

• время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

• время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

• время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

• время в других случаях, предусмотренных законодательством.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

По общему правилу время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч.

При этом п. 16 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления не должно быть более 8 ч в день (смену).

Введение суммированного учета рабочего времени предполагает, что время управления автомобилем может быть увеличено до 10 ч работы в день, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч.

Кроме того, для водителей предусмотрены специальные перерывы для отдыха.

Так, например, на междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв от управления автомобилем в пути. Продолжительность такого отдыха составляет не менее 15 мин. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа.

В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Обратите внимание, что специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути включаются в рабочее время водителя.

К другим особенностям учета рабочего времени водителей относится расчет времени охраны груза и рабочего времени, когда в длительной поездке для управления автомобилем направляют двух водителей.

Так, время охраны груза и автомобиля засчитывают водителю в рабочее время в размере не менее 30 %. А при направлении в рейс двух водителей время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, засчитывают ему в рабочее время в размере не менее 50 %.

Конкретные нормативы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Обратите внимание! Согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

При определении, каким работникам не разрешается работа по совместительству, следует руководствоваться Перечнем работ.

Словарь. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

У водителей, как и у остальных работников, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю.

При этом для водителей, трудящихся по календарю пятидневной рабочей недели, длительность ежедневной работы (смены) не должна быть более 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели — 7 ч.

Тем не менее из данного правила есть и исключения. Так, например, в п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей сказано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день.

При этом количество и продолжительность рабочих смен определяют исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Нередко руководители фирм устанавливают для персональных водителей ненормированный режим рабочего времени, забывая при этом, что привлечение водителей к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно носить не систематический характер, а происходить время от времени (то есть эпизодически) и при достаточных основаниях, обусловленных производственными причинами.

Иными словами, работодатель может установить для водителей режим ненормированного рабочего дня, но только для водителей легкового автомобиля и за исключением водителей такси. Поэтому такой режим, как правило, устанавливают персональным водителям.

В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом организации7.

Привлекать к работе водителя, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания8. При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется. Необходимо помнить, что при таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы — не раньше окончания рабочего дня. Иными словами, на него распространяется правило, установленное в локальном акте работодателя, о времени начала и окончания рабочего дня так же, как и на остальных работников.

Обратите внимание! Систематическое привлечение работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени может рассматриваться органами, осуществляющими надзор и контроль, и судебными органами как сверхурочная работа, за которую положена соответствующая компенсация.

В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Следует отметить, что продолжительность такого отпуска не может быть менее трех календарных дней.

СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Как следует из ст. 104 ТК РФ, основанием для введения суммированного учета рабочего времени являются условия работы, которые не позволяют соблюдать установленную для данной категории работников ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.

В случае, если по условиям работы для отдельных категорий работников не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, им устанавливают суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность учетного периода, как правило, составляет один месяц.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В свою очередь, вышеуказанные правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или при утверждении коллективного договора, если эти правила являются приложением к нему. В правилах внутреннего трудового распорядка должно быть указано основание для введения суммированного учета рабочего времени и должна быть установлена длительность учетного периода11.

Кстати. Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей предусматривает, что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.

При приеме нового сотрудника на работу, выполнение которой осуществляется по правилам суммированного учета рабочего времени, его следует ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись. Если суммированный учет рабочего времени введен не во всей организации, а лишь для некоторых видов работ или отдельных категорий работников, то режим рабочего времени и времени отдыха для таких работников становится индивидуальным и обязательным условием трудового договора.

В трудовом договоре возможна следующая формулировка:

Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю с суммированным учетом рабочего времени, учетный период — месяц (квартал, но не более шести месяцев). Порядок ведения суммированного учета рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Графики сменности доводятся до работника не позднее одного месяца до дня введения их в действие.

Суммированный учет рабочего времени, применяемый согласно Положению о работе и отдыхе водителей, — это фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности.

График сменности утверждается приказом руководителя с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если таковой имеется, и доводится до сведения сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие. Продолжительность работы по графику сменности не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде. При этом недопустима и недоработка до нормы рабочего времени.

При составлении графика сменности следует иметь в виду, что работа в течение двух смен подряд запрещается13.

Для формирования графика сменности можно использовать форму, предусмотренную для табеля учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13).

Однако к уже имеющимся графам (1–6) необходимо добавить еще одну графу для подписи каждого работника. В ней сотрудник организации указывает, что с документом ознакомлен, проставляет дату и подпись.

При сменном режиме рабочего времени предусматривается, что выходные дни в течение рабочей недели предоставляются по скользящему графику.

Таким образом, введение суммированного учета рабочего времени для водителей автомобилей предполагает установление:

• продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до шести месяцев);

• нормы рабочих часов за учетный период;

• графика работы.

Целесообразность введения суммированного учета рабочего времени подтверждается тем, что при таком режиме рабочего времени сверхурочная работа определяется по количеству часов за пределами учетного периода. В то время как при обычном режиме сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены).

Иными словами, при суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Это позволяет контролировать соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие прогулов, опозданий, а также правильно определять заработную плату за фактически отработанное время.

Для учета рабочего времени водителей используются табели учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-1314).

В случаях введения суммированного учета рабочего времени для водителей составляются графики сменности заранее на весь учетный период.

Данное требование вытекает из самого понятия учетного периода и условий правомерности его введения, предусмотренных ст. 104 ТК РФ и Положением о работе и отдыхе водителей. Ведь работодатель должен быть уверен в том, что нормальное число рабочих часов не превышено за учетный период, а работник должен убедиться в том, что в график не заложены сверхурочные, а также иметь возможность соотносить свои жизненные планы с загрузкой на работе.

Помимо указанных документов, основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист, который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.

В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.

Непроставление в путевых листах обязательных отметок о рабочем времени водителя может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Например, в решении Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 по делу № А60-8739/2009-С6 указано, что в путевых листах не было отражено время возврата автомобиля к месту стоянки. На основании этого суд сделал вывод о том, что работодатель вел учет рабочего времени и времени отдыха водителей ненадлежащим образом.

Следует учитывать, что сведения, указанные в табеле учета рабочего времени и путевом листе, должны совпадать. Суды неоднократно указывали на то, что расхождение в этих сведениях не позволяет определить фактическую продолжительность времени, отработанного водителем.

Ответственность за нарушения в учете рабочего времени

При проверках контролирующими органами отсутствие у предприятия графика сменности или оставление работника на производстве в течение двух смен подряд квалифицируются инспекциями труда как административные правонарушения.

Ответственность за подобные действия предусмотрена ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ):

• для должностных лиц — в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

• для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• если должностное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию по этой статье, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что учет рабочего времени водителей, труд которых непосредственно связан с движением автотранспортных средств, регулируется как Трудовым кодексом РФ, так и специально разработанными нормативными документами.

Проведенный выше анализ раскрывает специфические особенности, которые необходимо принимать во внимание работникам кадровых служб организаций, чтобы в непростых жизненных ситуациях учитывать интересы водителей автотранспортных средств на основе соблюдения нормативных документов и требований трудового законодательства.

Пункт 17 Положения о работе и отдыхе водителей.

Пункт 19 Положения о работе и отдыхе водителей.

Пункт 21 Положения о работе и отдыхе водителей.

Пункт 22 Положения о работе и отдыхе водителей.

Статья 91 ТК РФ.

Пункт 7 Положения о работе и отдыхе водителей.

Статья 101 ТК РФ.

Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Статья 101 ТК РФ, п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей.

Часть 1 ст. 119 ТК РФ.

Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей.

Статья 190 ТК РФ.

Статья 103 ТК РФ.

Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Статья 100 ТК РФ.

Статья 99 ТК РФ.

Типовая межотраслевая форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля» (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Подпункт 4 п. 6 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Разрывной рабочий день

Опубликовано26 сентября 2018 в 07:00

Здравствуйте! Закону разделение рабочего времени не противоречит, но есть определенные нюансы.

Согласно статьи 105 ТК РФ:

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

То есть, разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда.

Ознакомтесь со следующей статьей пожалуйста:

Трудовое законодательство не предусматривает такие виды режима рабочего времени, как особый или разрывной.

На практике под разрывным режимом рабочего времени подразумевают разделение рабочего дня на части.

Режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, по сути, и есть особый режим работы, который вводится в определенных случаях: на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).

Обоснование вывода:

Согласно части первой ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, помимо продолжительности рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), включает в себя продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.

Трудовое законодательство не предусматривает такой вид режима рабочего времени, как разрывной, равно как и не выделяет в отдельный вид режима рабочего времени особый режим. Соответственно, понятия и особенности таких режимов рабочего времени законодательство не содержит.

Роструд в связи с обращениями работодателей и работников по вопросам, касающимся разрывного режима рабочего времени (разрывного характера работы), неоднократно в своих письмах отождествлял этот режим с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, Вопрос: Разрывной характер работы (РХ). Что это? Способы оплаты? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Как оплачивается разрывной рабочий день (обед — 3 часа)? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Я работаю педагогом дополнительного образования в детском доме. Мой график работы строится подобным образом: работаю с 10.00 до 13.00, затем перерыв с 13.00 до 15.00, затем работаю с 15.00 до 16.00, затем разрыв с 16.00 до 18.00 и снова работаю с 18.00 до 20.00. Должны ли мне оплачивать разрывной день и на основании каких нормативных документов? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Какая должна быть минимальная и максимальная продолжительность отдыха (между частями рабочего дня) при установлении разрывного графика работы для водителей? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)).

Такой режим рабочего времени определен ст. 105 ТК РФ, в соответствии с которой на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Как следует из этой нормы, по сути, режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, и есть особый режим работы, который вводится в определенных случаях.

Для некоторых отраслей актами федеральных органов исполнительной власти установлены перечни профессий и должностей работников, которым может быть установлен разделенный на части рабочий день. В отношении работников, замещающих должности гидрометнаблюдателей, подобных нормативных актов федерального уровня нет.

Соответственно, в рассматриваемом случае работодатель исходя из норм ст. 105 ТК РФ должен оценить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени гидрометнаблюдателям, а также предусмотреть возможности и методы учета их рабочего времени в этом режиме. Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не указывает ни на количество частей, на которые может быть разделен рабочий день сотрудника, ни на минимальное или максимальное количество часов перерыва между частями рабочего дня при разделении, рабочий день работников может быть разделен на части по усмотрению работодателя. При этом разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда (смотрите определение Нижегородского областного суда от 07.08.2012 N 33-5783/2012).

При наличии таких причин и особых условий труда разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) (ст. 105 ТК РФ). А при установлении такого режима необходимо помнить, что независимо от количества частей, на которые разделен рабочий день сотрудника, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

В этой связи отметим, что согласно части второй ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Это означает, что другие нормативные правовые акты или трудовой договор не могут увеличить нормальную продолжительность рабочего времени по сравнению с указанной. Названное правило распространяется на всех работодателей независимо от рода их деятельности, характера работы и организационно-правовой формы. Для некоторых категорий работников Трудовым кодексом РФ прямо предусмотрена нормальная продолжительность рабочего времени, которая меньше 40 часов в неделю, — сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ). А для некоторых категорий работников ст. 94 ТК РФ определена также и продолжительность ежедневной работы (смены). Отметим, что для работников, имеющих особый характер работы, как еженедельная, так и ежедневная продолжительность рабочего времени может определяться специальными нормативными правовыми актами, регулирующими особенности их труда (часть вторая ст. 100 ТК РФ).

Следовательно, указания в трудовых договорах работников, о которых идет речь в вопросе, информации о режиме работы — «особый режим рабочего времени» недостаточно.

Работодателю в любом случае необходимо установить правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашениями продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Если режим рабочего времени этих работников отличается от общих правил, установленных в Вашей организации, то они должны быть предусмотрены трудовыми договорами.

А если у работодателя есть необходимость в разделении рабочего дня на части, то следует определить также количество и продолжительность каждой части рабочего дня сотрудника с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Достигнутые работником и работодателем договоренности о разделении рабочего дня на части, о конкретном количестве частей рабочего дня и их продолжительности, времени начала и окончания каждой части, а также продолжительности и времени предоставления перерыва(ов) между частями рабочего дня сторонам необходимо отразить в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Возможность разделения на части рабочего дня конкретных категорий работников работодателю также следует обязательно закрепить в локальном нормативном акте, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

Также обращаем Ваше внимание, что при установлении режима рабочего времени необходимо учитывать, что в настоящее время продолжает применяться п. 11 постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» (далее — Постановление) (часть первая ст. 423 ТК РФ, п. 11 Перечня решений Правительства СССР, утративших силу в связи с введением в действие Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 08.07.1977 N 618). Согласно указанному пункту Постановления продолжительность ежедневного отдыха (между сменами и т.п.) вместе со временем обеденного перерыва должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Эта норма Трудовому кодексу РФ не противоречит.

О необходимости соблюдения требований этой нормы говорит и Роструд (смотрите, например, ответы специалистов Роструда на Вопрос: Что такое сменная работа? В каком порядке устанавливаются смены и графики сменности? Вправе ли работодатель изменять график сменности? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», октябрь 2015 г.); Вопрос : Имеет ли право работодатель поменять график работы, предупредив за один день, и установить такой график: 1-я неделя — 6 дней по 12 часов в день; 2-я неделя — 6 дней по 12 часов в ночь?» (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2015 г.)).

Суды также исходят из того, что при установлении режима рабочего времени требования п. 11 Постановления должны выполняться (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 06.11.2015 N 33-40692/15, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 22.05.2015 по делу N 33-223/2015, кассационное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда по делу N 33-1085/2011, решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 14.04.2014 по делу N 2-106/2014).

Отметим, что требование п. 11 Постановления распространяется на любой режим рабочего времени, в том числе и предусматривающий разделение рабочего дня на части.

Локальные нормативные акты, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ухудшающих положение работников по сравнению с тем, как это установлено трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 8 и ст. 9 ТК РФ).

Таким образом, если работодатель установит работникам режим рабочего времени 7 дней в неделю, он тем самым нарушит положения трудового законодательства РФ о праве работников на ежедневный отдых не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 31.03.2015 по делу N 2-1593/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 31.03.2014 по делу N 33-4219/2014). Установление работникам (работнику) такого режима работы является нарушением трудового законодательства и может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

К сведению:

В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К условиям, отклоняющимся от нормальных, может быть отнесена и работа с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1). Поэтому работникам, рабочий день которых разделен на части, устанавливают доплату компенсационного характера.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Цезарева Татьяна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Воронова Елена

Правительство России выпустило Постановление от 20.12.2019 № 1733 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».

В чём суть документа?

В ПДД закреплено время управления транспортным средством и отдыха от управления, в частности установлены временные периоды, в течение которых водитель должен делать перерыв, а также использовать ежедневный и еженедельный отдых.

Для чего были внесены эти поправки?

Поправки позволят повысить безопасность дорожного движения за счёт снижения аварийности на дорогах, причиной которой является усталость водителя, будут способствовать дальнейшему развитию систем дистанционного автоматизированного контроля за превышением норм времени управления транспортным средством и обязательным использованием времени отдыха от управления транспортным средством. 📌 Реклама Отключить

Кого затронули новшества?

Изменения консулись тех, кто эксплуатирует автобусы или грузовики с максимально разрешённой массой более 3,5 т.

Как часто водителям нужно делать перерывы?

Водители могут находиться в пути непрерывно не более 4 часов 30 минут.

Далее им необходимо сделать перерыв для отдыха (минимум 45 минут). Указанный перерыв для отдыха может быть разделён на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут.

Какие установлены требования к рабочему времени водителей?

Установлено, что в сутки за рулём разрешено проводить не более 9 часов. Можно увеличивать это время до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю. Суммарно период вождения не должен превышать 56 часов в неделю и 90 часов за 2 недели. Получается, если одну неделю водитель работает по максимуму, то следующую — не более 34 часов. 📌 Реклама Отключить

Получается, что если водитель пробудет за рулём по максимуму, он должен взять и остановиться?

Не обязательно, поправками уточняется, что при достижении предельного времени управления транспортным средством и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха. Для поиска места разрешено продлить время непрерывного вождения максимум на час. В сутки затратить на это можно не более двух часов.

Какие нормы отдыха водителей установлены?

Отдыхать от управления ТС водитель должен непрерывно не менее 11 часов в течение суток (ежедневный отдых). Этот срок может быть сокращён до 9 часов, но не более 3 раз в течение шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха. 📌 Реклама Отключить

Выходной должен длиться не менее 45 часов (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращён еженедельный отдых, должна быть компенсирована в течение следующих трёх недель.

Как будет контролироваться соблюдение этих норм?

Для контроля исполнения новых правил будут использоваться тахографы — с 1 ноября 2019 года их установка является обязательной для автобусов и грузовиков (поправки в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Правом проверять показания тахографов наделены ГИБДД и Ространснадзор: инспекторы могут останавливать любые грузовики и автобусы и считывать информацию с приборов. 📌 Реклама Отключить

Предусмотрена ли ответственность за несоблюдение режима труда и отдыха?

Да, нарушившие режим водители в соответствии с ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ подвергаются штрафу от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей. С 1 ноября 2019 могут оштрафовать юрлиц и должностных лиц в случае, если правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований законодательства. Для должностных лиц штраф от 7 тыс. до 10 тыс. рублей, а для юрлиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Когда Постановление вступает в силу?

Документ вступил в силу 1 января 2020 года.