Водный налог 2011

Инструкция: заполняем и сдаем декларацию по водному налогу

Кто обязан сдавать

Перечень плательщиков определен в Налоговом кодексе. Размер и правила регулируются региональными властями. Вот кто платит взнос в бюджет и кто сдает декларацию по водному налогу:

  • юридические лица и физические лица в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющие лицензии по водопользованию и активно эксплуатирующие водные ресурсы;
  • юридические лица и физические лица — ИП, которые пользуются подземными водами (недрами) по соответствующему лицензированию.

Организации и предприниматели, заключившие водопользовательский договор, не отчитываются в контролирующие инстанции и не платят.

В какие сроки сдавать

Даты предоставления отчетности едины для всех. Декларация подается по факту — после завершения отчетного периода. Установленные сроки предоставления декларации по водному налогу смотрите в таблице на 2020 год.

Отчетный период Последний срок сдачи Код в декларации
1 квартал 20 апреля 21
2 квартал 20 июля 22
3 квартал 20 октября 23
4 квартал 20 января 2021 года 24

Когда предельная отчетная дата выпадает на выходной день, срок сдачи переносится на следующий рабочий день.

Какой бланк использовать

Отчетность подается, начиная с 1 квартала 2016 года. Налоговая декларация по водному налогу 2020 года сдается по форме КНД 1151072, бланк закреплен в приказе ФНС России № ММВ-7-3/497@ от 09.11.2015.

Как считать налог

Все налоги считаются так: налоговая база умножается на ставку. В некоторых случаях добавляется корректирующий (повышающий) коэффициент. Налог не является исключением.

Объект налогообложения — это пользование водными ресурсами. Природная вода используется различными способами:

  • забор из конкретных объектов;
  • выработка акватории;
  • потребление водных ресурсов для гидроэнергетических процессов;
  • эксплуатация воды для сплава древесины.

Исчисление зависит от объема потребляемой воды, то есть налоговой базой выступает количество использованных водных ресурсов по лицензии. Измерение ведется в тысячах кубометров. Каждому потребителю ресурсов надлежит установить водоизмерительные приборы. Если измерительное оборудование не установлено, исчисление ведется по потребительским нормативам, действующим в регионе. В таком случае рассчитанное значение индексируется: к сумме взноса применяется коэффициент 1,1. Налоговая база исчисляется отдельно для каждого эксплуатируемого объекта и для каждой ставки.

Для водного налога нет единой ставки, индексы различаются по географическому признаку. Все значения ставок закреплены в ст. 333.12 НК РФ.

Для акватории:

Для целей гидроэнергетики:

Для сплава древесины:

Формула расчета водного налога такова:

ВН = база × ставка (для региона по таблице) × коэффициент.

Повышающие коэффициенты ежегодно растут.

Год Коэффициент
2019 2,01
2020 2,31
2021 2,66
2022 3,06
2023 3,52
2024 4,05
2025 4,65

Ежегодно растут и тарифы для водоснабжения населения. К расчетам с гражданами по договорам водоснабжения повышающий коэффициент не применяется.

Год Тариф, рублей за 1000 кубометров
2019 141
2020 162
2021 186
2022 214
2023 246
2024 283
2025 326

Разберем расчет в 2020 году на примере. Бюджетное учреждение СДЮСШОР «АЛЛЮР» забирает воду из артезианской скважины на собственные цели — для некоммерческого использования (код цели — 3). «АЛЛЮР» находится в Северном экономическом районе и пользуется водными ресурсами из реки Невы. Налоговая ставка — 264 за 1000 использованных кубометров (п. 1 ч. 1 ст. 333.12 НК РФ).

Лимит использования скважины по лицензии — 30 000 кубометров. «АЛЛЮР» использовала 35 000 кубометров за 1 квартал 2020 года, лимит превышен на 5000 кубометров. За превышение лимита ставка умножается на 5 и составляет 1320. Коэффициент в 2020 году — 2,31.

Налог составит:

  • взнос в пределах лимита: 30 × 264 × 2,31 = 18 295,20 рублей;
  • взнос сверх лимита: 5 × 1320 × 2,31 = 15 246,00 рублей.

Суммарный водный налог к перечислению в бюджет: 18 295,20 + 15 246,00 = 33 541,20 рублей. Округляем до целого значения (все, что меньше 50 копеек — обнуляется, 50 копеек и больше — приравнивается к целому рублю) и получаем 33 541 рубль. Такой взнос должна заплатить СДЮСШОР «АЛЛЮР» за 1 квартал 2020 года.

Как правильно заполнить

Для всех налоговых отчетов действуют единые правила заполнения. Вот как заполнить декларацию по водному налогу:

  1. Оформлять в строгом порядке — не выходить за края ячеек, заполнять темными чернилами шариковой или перьевой ручкой (для бумажных бланков).
  2. Не исправлять корректором ошибки.
  3. Не скреплять скобками, степлером или иным способом, который портит целостность бумаги.
  4. Не печатать бланк с двух сторон.
  5. Нумеровать страницы по порядку, начиная с 001.
  6. Присваивать первичной декларации номер «0- -«. Корректировкам присваиваются номера далее и по порядку — «1- -«, «2- -«.
  7. Указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.

Теперь рассмотрим, как заполняется каждый раздел.

Номер раздела Название раздела Порядок заполнения
Титульный лист

Указываются все сведения о подотчетном лице — организации или индивидуальном предпринимателе.

Вносятся ИНН и КПП, название или Ф.И.О. налогоплательщика, основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД), контакты и ответственное лицо. Прописываются реквизиты отчета — период и год, контролирующая инспекция, номер корректировки и кодировка по месту учета.

Сведения о физическом лице, не являющемся ИП Заполняется для подотчетных физических лиц, действующих в некоммерческих целях.
1 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет В этом блоке идентифицируется налог — прописываются все взносы, КБК и ОКТМО для оплаты в бюджет.
2 Расчет налоговой базы и суммы Здесь ведется расчет суммы налога. Блок дифференцируется на два подраздела по типу использования водных ресурсов.
2.1 Расчет налоговой базы и суммы при заборе воды из водного объекта Исчисляется взнос в случае забора водных ресурсов. Указываются данные объекта — наименование скважины и номер лицензии, код водопользования в декларации по водному налогу (проверяется в порядке заполнения формы, приложение № 4), количество изъятой воды в тысячах кубометров, лимит по лицензии и сверхлимит. Ведется расчет — лимит и превышенный объем умножаются на соответствующие ставки и на повышающий коэффициент. В последней ячейке вводится исчисленная сумма налога к уплате. Раздел 2.1 заполняется отдельно для каждого объекта и для каждой ставки.
2.2 Расчет налоговой базы и суммы при использовании водного объекта, за исключением забора воды Данные формируются аналогично разделу 2.1. В этом блоке учитываются все остальные способы использования водных ресурсов, кроме забора.

Как и куда сдавать

Отчетность контролирует Федеральная налоговая служба. Инспекция, куда сдавать декларацию по водному налогу, определяется по месту регистрации подотчетного лица (код на титульном листе декларации — 214) или по месту учета крупнейших налогоплательщиков (код 215). Если используемые объекты расположены в пределах одного региона, но адресно прикреплены к разным районам, сводный отчет подают в любую ИФНС по договоренности со всеми инстанциями. А вот платить налог придется в несколько инспекций — отдельно по каждому ОКТМО. В декларации такие платежи разделяются по месту нахождения объектов.

Форма сдачи зависит от численности персонала. Если количество работников меньше 100 человек, плательщики выбирают формат сдачи самостоятельно: бумажный или электронный. Для предприятий с большой численностью сотрудников (свыше 100 человек) вариант подачи декларации по водному налогу един — только электронно через телекоммуникационные каналы связи.

Когда сдают нулевую декларацию

Если у организации открыта лицензия на пользование водным объектом, но он не эксплуатируется, отчитаться в ИФНС все равно придется. В таких случаях в инспекцию предоставляется нулевая декларация по водному налогу. Подавать отчеты надлежит на протяжении всего периода действия лицензии.

Как накажут за нарушения

Несвоевременная подача сведений или полное их непредоставление наказываются. Нарушителя ожидает штраф. Размер — 5% от суммы неуплаченного взноса в бюджет. Минимальная сумма взыскания — 1000 рублей.

Приложение N 2. Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу

1) ИНН и КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется Декларация (особенности указания ИНН и КПП по реорганизованным организациям в пункте 2.4 настоящего Порядка).

Для российской организации ИНН и КПП по месту нахождения организации указывается согласно одному из следующих документов:

Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-7, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 1998 г., регистрационный номер 1664) (далее — Приказ МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309)*(1);

Свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 09-1-2, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 марта 2004 г., регистрационный номер 5685), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 114н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2010 г., регистрационный номер 16121), с изменениями, внесенными приказом Федеральной налоговой службы от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2012 г., регистрационный номер 25183) (далее — Приказ МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178);

Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 1-1-Учет, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@ «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 декабря 2006 г., регистрационный номер 8683) с изменениями, внесенными приказами Федеральной налоговой службы от 16 июля 2008 г. N ММ-3-6/314@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2008 г., регистрационный номер 12064) и от 15 февраля 2010 г. N ММ-7-6/54@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2010 г., регистрационный номер 16695) (далее — Приказ ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@)*(2);

Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме N 1-1-Учет, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2011 г., регистрационный номер 21794) с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 31 января 2013 г. N ММВ-7-6/48@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2013 г., регистрационный номер 27284) (далее — Приказ ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488 @).

КПП по месту нахождения обособленного подразделения российской организации указывают согласно:

Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-8, утвержденной Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309, или согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178;

Уведомлению о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 1-3-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@;

Уведомлению о постановке на учет российской организации в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488 @.

ИНН и КПП крупнейшими налогоплательщиками указываются на основании Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 26 апреля 2005 г. N САЭ-3-09/178@ «Об утверждении формы N 9-КНУ «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2005 г., регистрационный номер 6638).

ИНН и КПП месту нахождения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, указываются согласно одному из следующих документов:

Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД или Информационного письма об учете в налоговом органе отделения иностранной организации по форме N 2201И, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2000 г., регистрационный номер 2258)*(3), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 N 117н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2010 г., регистрационный номер 18935);

Свидетельству о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 11СВ-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2012 г., регистрационный номер 23733), с изменениями, внесенными приказом Федеральной налоговой службы от 24 апреля 2013 г. N ММВ-7-6/155@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июня 2013 г., регистрационный номер 28888).

Для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, ИНН указывается согласно одному из следующих документов:

Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 12-2-4, утвержденной приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309;

Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 09-2-2, утвержденной приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178;

Свидетельству о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 2-1-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@;

Свидетельству о постановке на учет физического лица в налоговом органе по форме N 2-1-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@.

Глава 25.2. Водный налог

Статья 333.8. Налогоплательщики

Часть I Часть II

1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Статья 333.9. Объекты налогообложения

Часть I Часть II

1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе — виды водопользования):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садовых, огородных земельных участков и земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Статья 333.10. Налоговая база

Часть I Часть II

1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Статья 333.11. Налоговый период

Часть I Часть II

Налоговым периодом признается квартал.

Статья 333.12. Налоговые ставки

Часть I Часть II

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

1) при заборе воды из:

— поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год):

Экономический район Бассейн реки, озера Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной
из поверхностных водных объектов из подземных водных объектов
1 2 3 4
Северный Волга 300 384
Нева 264 348
Печора 246 300
Северная Двина 258 312
Прочие реки и озера 306 378
Северо-Западный Волга 294 390
Западная Двина 288 366
Нева 258 342
Прочие реки и озера 282 372
Центральный Волга 288 360
Днепр 276 342
Дон 294 384
Западная Двина 306 354
Нева 252 306
Прочие реки и озера 264 336
Волго-Вятский Волга 282 336
Северная Двина 252 312
Прочие реки и озера 270 330
Центрально-Черноземный Днепр 258 318
Дон 336 402
Волга 282 354
Прочие реки и озера 258 318
Поволжский Волга 294 348
Дон 360 420
Прочие реки и озера 264 342
Северо-Кавказский Дон 390 486
Кубань 480 570
Самур 480 576
Сулак 456 540
Терек 468 558
Прочие реки и озера 540 654
Уральский Волга 294 444
Обь 282 456
Урал 354 534
Прочие реки и озера 306 390
Западно-Сибирский Обь 270 330
Прочие реки и озера 276 342
Восточно-Сибирский Амур 276 330
Енисей 246 306
Лена 252 306
Обь 264 348
Озеро Байкал и его бассейн 576 678
Прочие реки и озера 282 342
Дальневосточный Амур 264 336
Лена 288 342
Прочие реки и озера 252 306
Калининградская область Неман 276 324
Прочие реки и озера 288 336

— территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Море Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды
Балтийское 8,28
Белое 8,40
Баренцево 6,36
Азовское 14,88
Черное 14,88
Каспийское 11,52
Карское 4,80
Лаптевых 4,68
Восточно-Сибирское 4,44
Чукотское 4,32
Берингово 5,28
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) 5,64
Охотское 7,68
Японское 8,04

2) при использовании акватории:

— поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

Экономический район Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории
Северный 32,16
Северо-Западный 33,96
Центральный 30,84
Волго-Вятский 29,04
Центрально-Черноземный 30,12
Поволжский 30,48
Северо-Кавказский 34,44
Уральский 32,04
Западно-Сибирский 30,24
Восточно-Сибирский 28,20
Дальневосточный 31,32
Калининградская область 30,84;

— территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

Море Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории
Балтийское 33,84
Белое 27,72
Баренцево 30,72
Азовское 44,88
Черное 49,80
Каспийское 42,24
Карское 15,72
Лаптевых 15,12
Восточно-Сибирское 15,00
Чукотское 14,04
Берингово 26,16
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) 29,28
Охотское 35,28
Японское 38,52

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

Бассейн реки, озера, моря Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии
Нева 8,76
Неман 8,76
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень 9,00
Прочие реки бассейна Балтийского моря 8,88
Северная Двина 8,76
Прочие реки бассейна Белого моря 9,00
Реки бассейна Баренцева моря 8,76
Амур 9,24
Волга 9,84
Дон 9,72
Енисей 13,70
Кубань 8,88
Лена 13,50
Обь 12,30
Сулак 7,20
Терек 8,40
Урал 8,52
Бассейн озера Байкал и река Ангара 13,20
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря 8,52
Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей 10,44
Прочие реки и озера 4,80

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:

Бассейн реки, озера, моря Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава
Нева 1 656,0
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень 1 705,2
Прочие реки бассейна Балтийского моря 1 522,8
Северная Двина 1 650,0
Прочие реки бассейна Белого моря 1 454,4
Печора 1 554,0
Амур 1 476,0
Волга 1 636,8
Енисей 1 585,2
Лена 1 646,4
Обь 1 576,8
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях 1 183,2

1.1. Налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 2, 4 и 5 настоящей статьи, применяются в соответствии с таблицей:

* Начиная с 2026 года налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, применяются с коэффициентами, определенными в соответствии с настоящим пунктом для года, предшествующего году налогового периода, умноженными на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Налоговая ставка с учетом указанных коэффициентов округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

При добыче подземных вод сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете за налоговый период налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете по кварталам квартальные значения определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового объема.

3. Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; в соотвествии с таблицей:

** Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

4. Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1.

5. Ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемая с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, применяется с дополнительным коэффициентом 10.

Глава 25.2 Налогового кодекса РФ «Водный налог», вступившая в силу с 1 января 2005 года, отменила нормы Федерального закона от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
Теперь в соответствии со статьей 333.8 НК (Налогового кодекса) РФ, в категорию плательщиков водного налога включены организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством России.
В соответствии со статьей 86 Водного кодекса Российской Федерации, к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
Порядок лицензирования специального водопользования установлен постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».
Этим постановлением, в частности, предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта России.
Согласно статье 27 Водного кодекса, водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. При этом для собственных нужд гражданин вправе свободно использовать водные объекты. При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо получение лицензии на водопользование. И в этом случае он является налогоплательщиком водного налога.
Таким образом, физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, и, соответственно, не имеющие специальных лицензий, не являются плательщиками водного налога.
Следует обратить внимание на то, что в целях определения объемов забора воды налоговыми органами могут быть затребованы от налогоплательщика дополнительные документы, необходимые для проверки расчетов суммы водного налога. Такие полномочия предоставлены налоговым органам статьями 31 и 88 Налогового кодекса.
В случае отсутствия у налогоплательщика ведения учета объем забранной воды, объемы рассчитывается, исходя из учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии либо другими косвенными методами.
Не признается объектом налогообложения:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
Другие виды водопользования подлежат налогообложению на общих основаниях, в связи с чем необходимо ведение раздельного учета объектов налогообложения.
Принятая глава 25.2 Налогового кодекса не предусматривает возможности предоставлять льготы законодательными органами субъектов РФ. Кроме того, данной главой Налогового кодекса установлены фиксированные ставки водного налога (а не интервал ставок, как было ранее). Что касается забора воды для водоснабжения населения, то на всей территории Российской Федерации устанавливается единая пониженная ставка – 70 рублей за 1 тыс. кубических метров.
Статьей 5 Водного кодекса РФ, принятого в 2006 г., предусмотрено, что к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 25.10.2006 г. № 173-ФЗ) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Это норма относится и к случаям использования недр для добычи подземных вод.
Главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ установлены ставки налога за забор воды, в том числе из подземных водных объектов. При этом в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 333.9 гл. 25.2 Налогового кодекса не признается объектом налогообложения забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. Прямой забор указанных вод облагается налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в порядке, установленном гл. 26 Налогового кодекса.
Наличие или отсутствие лицензии не влияет на размер уплачиваемого налога, а данные лицензии на водопользование используются только для определения площади предоставленного водного пространства. Наряду с лицензией для определения размера налоговой базы могут использоваться данные договора на водопользование, а также материалы соответствующей технической и проектной документации.
Таким образом, увеличенные в пять раз ставки буду применяться только в случае осуществления водопользования сверх установленных лимитов.
Налоговым периодом для всех категорий плательщиков будет являться квартал, а не месяц, как было ранее.
Администрирование водного налога будет осуществляться по местонахождению объекта налогообложения.
Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 Налогового кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.
Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налогоплательщики – иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Любовь СУСНАЛИЕВА, гл. государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц УФНС России по КБР.