Военные аэродромы России

Вопрос нацбезопасности: зачем России десятки аэродромов в Арктике

Министерство обороны России сегодня уделяет особое внимание своим подразделениям в Арктике. Под работу в условиях Крайнего Севера разрабатываются отдельные версии вооружений и техники, идет строительство инфраструктурных объектов для более чем 20 тысяч военнослужащих. Особую роль в развитии российской арктической группировки играют военные аэродромы. Редакция сайта телеканала «Звезда» выяснила, зачем Минобороны понадобилось восстановить десятки советских аэродромов и построить новые.

Вопросы логистики в Арктике сегодня эффективно решает российский ледокольный флот. Ледоколы, которых у России больше, чем у какой-либо другой страны, увеличили навигацию с шести до девяти месяцев. Сейчас это имеет большое значение, поскольку на шести северных островах идет активное строительство военной инфраструктуры, а ледоколы ведут караваны кораблей со строительными материалами: аэродромными плитами, цементом, металлом, трубами, арматурой и техникой.

Строительные ресурсы сегодня нужны в том числе и для военных аэродромов, которые после сдачи в эксплуатацию полностью решат вопрос логистики даже для самых северных баз России.

Согласно данным Минобороны, Спецстрой России сегодня ведет работы по реконструкции и строительству десяти аэродромов в арктической зоне, среди которых Североморск-1, аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), который в будущем сможет принимать самолеты Ил-78, Рогачево (Архангельская область), Тикси (Республика Саха (Якутия)), Темп (остров Котельный).

Кроме этого, ведутся проектно-изыскательские работы по реконструкции аэродромов Североморск-3 (Мурманская область), Нарьян-Мар (Архангельская область), Воркута (Республика Коми), Алыкель (Красноярский край), Анадырь (Чукотский АО).

При этом, кроме взлетно-посадочной полосы, планируется возвести всю необходимую инфраструктуру, а именно пункты наведения авиации, радиолокаторы. Об одном из них, РЛС «Подсолнух», телеканал «Звезда» сообщал недавно. Арктическая версия этой загоризонтной радиолокационной станции сможет обнаруживать все воздушные и надводные цели.

Вопрос национальной безопасности

Стоит отметить, что строительство аэродромов прежде всего касается вопроса национальной безопасности. Эта проблема впервые появилась в середине прошлого века, когда весной 1949 года американская авиация усилила разведку в приграничном воздушном пространстве Советского Союза. Самолеты США летали с регулярной периодичностью, изучая, на каком расстоянии их засекали советские локаторы ПВО, затем разворачивались на 180 градусов и уходили. Это американцам нужно было знать для разработки плана войны с СССР под названием Dropshot, в ходе которого предполагалось сбросить на объекты Советского Союза 300 атомных и 200 тысяч обычных бомб. Осуществить этот план было проще всего с Севера.

Именно поэтому с начала 50-х годов СССР начинает строительство аэродромной сети на северных островах, чтобы охранять подходы к Новой Земле.

Так, в конце 1950-х годов на острове Греэм-Белл был построен самый северный аэродром в мире, который использовался в качестве базы перехватчиков фронтовой авиации для входящих американских бомбардировщиков. Там располагались четыре перехватчика дальнего действия Ту-128. Однако этот уникальный аэродром, как и многие другие, прекратил свое существование в 1990-х годах.

Многие аэродромы полностью заброшены, а некоторые объекты разрушены. План Минобороны предполагает реанимацию этих уникальных объектов.

Так, министр обороны России Сергей Шойгу на конференции в Русском географическом обществе заявлял о реконструкции аэродрома Тикси совместно с ресурсодобывающими компаниями. Этому аэродрому уделяют особое внимание, поскольку он стратегически важен и для военных, и для гражданского населения. Шойгу поручил сформировать авиационную комендатуру, укомплектованную необходимыми специалистами, а также установить аппаратуру, позволяющую принимать военно-транспортную авиацию.

Арктический аэродром Тикси с 2017 года станет местом постоянного базирования самолетов фронтовой авиации и перехватчиков МиГ-31.

Другой восстанавливаемый аэродром – Темп, расположенный на острове Котельный архипелага Новосибирские острова. Там располагается и российская военная база. Сейчас работает временная грунтовая взлетно-посадочная полоса, но, возможно, вскоре она станет монолитной – строительные материалы уже в пути.

Очевидно, что российское военное присутствие в арктической зоне необходимо для дальнейшего экономического развития и обеспечения безопасности России. При этом стоит отметить, что Минобороны располагает на своих базах исключительно оборонительные, а не наступательные вооружения.

Развитие Северного морского пути обусловливает повышенное внимание к обеспечению безопасности мореплавания, научно-исследовательской и туристической деятельности в высоких арктических широтах.

Необходимость развития аэродромной сети арктической группировки доказывает и недавний инцидент с членом судовой команды лайнера Sea Spirit, у которого диагностировали аппендицит. Командир корабля обратился за помощью к российским пограничникам.

Пограничное отделение «Нагурское» Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району находится на острове Александры – одном из островков цивилизации на сотни километров вокруг. Для спасения жизни и здоровья моряка руководство Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району приняло решение о доставке больного в пограничное отделение для проведения срочной операции в операционном блоке медицинского пункта.

Инцидент с членом судокоманды лайнера Sea Spirit показывает, что даже в суровых условиях российской Арктики созданная инфраструктура позволяет эффективно решать нестандартные задачи и обеспечивать необходимый уровень безопасности на трассе Северного морского пути.

Виктор Сокирко

России не по карману содержать большое количество военных аэродромов

Министерство обороны заявило о планах по реконструкции всех основных военных аэродромов страны. Инициатива на первый взгляд здравая – со времён распада СССР аэродромами в России практически не занимались. В итоге сегодня многие из них влачат жалкое существование и в случае войны не смогут обеспечить ВКС ведение полноценных боевых действий. Однако «Наша Версия» выяснила, чем обернётся затея по восстановлению аэродромов.

Сюжет: Армия

Как сообщили в Мин­обороны, реконструкция и ремонт затронет 106 аэродромов. Всего планируется отремонтировать свыше 13 млн квадратных метров искусственных покрытий аэродромов, а также построить более 700 объектов управления воздушным движением, энергоснабжения, технического обслуживания и ремонта самолётов. При этом ранее было объявлено о завершении реконструкции 12 аэродромов. Площадки для взлёта военных самолётов отремонтировали в Ахтубинске, Витязеве, Ейске, Кореновске, Крымске, Липецке, Моздоке, Приволжском, Североморске-1, Чкаловске, Чкаловском и Энгельсе. В этом году планируется завершить работы на аэродромах Вязьмы, Домны, Морозовска, Пушкина, Торжка и Рязани.

Аэродромы есть – самолётов нет

Нынешнее решение о реконструкции аэродромов может показаться вполне оправданным, поскольку к настоящему времени практически у всех из них истекли сроки эксплуатации, а ремонт не производился с советских времён. Однако, возникает главный вопрос: а насколько целесообразно ремонтировать, а затем обслуживать такое большое число аэродромов? Большинство экспертов считают, что разветвлённая аэродромная сеть для такой огромной по территории страны, как Россия, жизненно необходима, и с этим сложно поспорить. Но вопрос упирается в стоимость. На ремонт каждого аэродрома требуется не менее 5 млрд рублей. Однако, даже если деньги на реконструкцию удастся найти, обновлённые аэродромы впоследствии будет необходимо содержать, что также потребует огромных затрат. Минобороны должно будет поддерживать их в рабочем состоянии, чтобы они на 100% работали, а не простаивали.

Конечно, можно сказать, что для защиты страны не жалко никаких денег. Но тут опять-таки возникает новая проблема. Дело в том, что сегодня на во­оружении ВКС просто нет такого количества самолётов, чтобы загрузить ими столь большое число аэродромов. Может быть, пусть они стоят пустыми, пока не будут построены самолёты? Но держать аэродромы пустыми не получится. Прежде отдельные батальоны связи и подразделения обслуживания радиотехнического оборудования были отделены от авиационно-технических баз. Потому аэродром мог запросто стоять и находиться в рабочем состоянии и без постоянного базирования на нём авиации. Сейчас подразделения обслуживания входят в состав авиабаз. А их штатов хватает на обслуживание только одного аэродрома, так что перевести часть личного состава на другой аэродром просто не выйдет. В итоге придётся менять штаты воинских частей, поскольку иначе некому будет обслуживать вновь построенные и реконструированные аэродромы. Иначе говоря, нынешнее решение подразумевает гигантскую реформу ВКС и влечёт за собой большие дополнительные расходы.

С 2, 5 тысячи до 27

Напомним, что предшественник Сергея Шойгу на посту министра обороны Анатолий Сердюков в своё время резко уменьшил количество аэродромов. Хотя фактически он просто закрепил де-юре то, что существовало де-факто. Аэродромы начали зарастать травой не при Сердюкове, а ещё с начала 90-х. Военная авиация СССР располагала примерно 2,5 тыс. аэродромов. В те времена действовало железное правило: на один полк полагались один основной и один оперативный (для рассредоточения) аэродромы. Однако, затем порядок многократно менялся, в связи с чем многие военные аэродромы оказались заброшены. Сообщалось, что в стране осталось 245 действующих аэродромов, количество которых планируется сократить до 27.

По теме3629

Глава офиса президента Украины Андрей Богдан заявил, что Киев действовал в своих интересах, когда решил выдать России свидетеля по делу о крушении MH17 Владимира Цемаха, несмотря на просьбу Нидерландов не делать этого.

Сегодня, по оценкам экспертов, в России осталось несколько сотен военных аэродромов, которые работают или которые ещё можно восстановить. Однако нужно отметить, что состояние уже реконструированных аэродромов не вызывает оптимизма. На некоторых просто положили свежий бетон на полосу, при этом всё радиотехническое и светотехническое оборудование осталось старым советским, уже давно отслужившим свои сроки. По большому счёту это показуха, пародия на ремонт.

Кроме того, есть опасность, что реконструкция окажется бесполезной. Почему? В апреле Google опубликовал свежие спутниковые снимки недавно отремонтированного аэродрома Чкаловск, расположенного в Калининградской области. Это приграничный аэродромом, находящийся в регионе, который НАТО неоднократно называло важнейшим для противостояния с Россией. В советское время Чкаловск имел четыре зоны рассредоточения самолётов. Причём каждый самолёт на данном аэродроме стоял в своём, отдельном капонире, для того чтобы взрывом бомбы или ракеты было невозможно поразить два или более самолёта. Сегодня самолёты стоят вплотную друг к другу, на хорошо известных, разведанных и пристрелянных супостатом стоянках, будто мишени в тире. Стройными рядами, словно специально ради того, чтобы для уничтожения одного полка было достаточно одной-единственной ракеты «Томагавк». Так их не ставят уже с 60-х годов, с тех пор как израильтяне в первом же боевом вылете со­жгли почти все самолёты Египта, стоявшие на аэродромах ровно таким же образом.

Современный опыт указывает держать самолёты в ангарах, в самом крайнем случае – под навесами. Именно так и делается в ВВС других стран. В то время как в России до сих пор на большинстве аэродромов самолёты прикрыты от дождя и снега разве что брезентом. В итоге техника стоимостью миллиарды рублей приходит в негодность гораздо раньше положенного. Хотя по сравнению со стоимостью самолётов ангары обходятся, по сути, в копейки. И уж точно намного дешевле ремонта аэродромов, которые могут и не пригодиться.

Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования:

– Идея реконструировать военные аэродромы во многом здравая. Чем шире военная аэродромная сеть, тем безопаснее для полётов и для выполнения всех поставленных задач. Но в этом вопросе важно соблюсти баланс, чтобы были восстановлены именно нужные армии аэродромы, а сама затея не привела к очередному распиливанию бюджетных средств и к неоправданному увеличению штатов.

Тоже новость

Неподалёку от норвежских островов обнаружили белуху с ремнём, подписанным «Оборудование Санкт-Петербурга», и камерой GoPro. Белуха позволяла гладить себя и была очень дружелюбна. Как сообщается, животное не могли так «промаркировать» учёные. Скорее всего она принадлежит российскому Военно-морскому флоту. Западные эксперты утверждают, что животное могло быть приручено и выдрессировано служащими российского флота в Мурманске. Минобороны РФ отрицает существование программы, в которую были бы вовлечены морские млекопитающие.

Военные тыловики показали секретные аэродромы на случай «Ч»

На строящейся магистрали «Европа — Западный Китай» в Татарстане российские военные развернули полевой аэродром со складами боеприпасов, горючего, смазочных материалов и всей аэродромной инфраструктурой. На 12 боевых самолетах Су-34 и двух транспортных Ан-26 авиационные техники впервые испытали автоматизированную систему централизованной заправки авиации топливом в полевых условиях. Операция прошла в рамках специальных учений по материально-техническому обеспечению ВС РФ на территории Центрального военного округа.

24 летчика из Челябинска и 30 военнослужащих подразделений МТО подготавливают и заправляют технику прямо на автомобильной трассе. По легенде учения аэродромы, с которых взлетели самолеты, пришли в негодность. Летчики должны приземлиться, подготовить машину к взлету и продолжить путь, невзирая на атаки противника.

Беспилотники диверсантов вывели из строя самолет — повреждена пневматика. Пожарные расчеты под прикрытием вертолетов Ми-8 и Ми-12 заливают пламя. Тягач с командой технической помощи эвакуирует поврежденный Су-34 со взлетной полосы.

Подобные участки для «парковки» авиации есть на каждой федеральной трассе. Их задействуют в случае войны или чрезвычайной ситуации. «Мобильный» аэродром может принять любой современный самолет, в том числе, транспортный Ил-26. Стоянки, рулежные дорожки, заправочные станции — для этого здесь есть абсолютно все.

Новая система централизованной заправки способна заливать топливо в 24 самолета одновременно. За работой подразделений военных тыловиков наблюдают военнослужащие со всей страны. Учениями руководил заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков.

«Это ускоряет где-то, если брать математический расчет, в 15 раз сокращает время подготовки самолета к влету, чем простым подходом к машине на аэродроме, заправкой, обеспечением электроэнергией, топливом, газами, ракетами. Чтобы самолет взлетел, к нему должны подъехать пять машин. Сейчас вы увидите, что к ним подошла одна машина и не более того, — сообщил корреспонденту Федерального агентства новостей генерал армии.

На учении впервые испытывается топливозаправщик АТЗ-20 пропускной способностью 1200 литров в минуту. Он позволяет заправить самолет меньше, чем за пять минут.

Дмитрий Булгаков проинспектировал работу подразделений МТО и наземных аэродромных служб авиабазы Энгельс Саратовской области. Материально-техническое обеспечение — основа всей армии. От слаженной работы этих подразделений зависит, взлетит самолет или нет, хватит ли ему топлива, и долетит ли он в конечном итоге до пункта назначения.

Вместе с наземными службами аэродрома Энгельс военнослужащие заправляют топливом, газами и жидкостями самолеты дальней авиации: бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и топливозаправщик Ил-78. Военные техники на «Уралах» спешат доставить на них авиационные ракеты класса «воздух-поверхность». Организаторы учений подготовили для показа самолет ТУ22-М3, на который подвесили 69 авиабомб.

«Не часто предоставляется возможно подвесить такое количество, это очень много!» — рассказал корреспонденту ФАН старший инженер инженерно-авиационной службы в/ч 85927 Александр Азаренков. — Это основная рабочая лошадка, с их помощью работаем по полигонам, летчики тренируются их правильно применять, мы тренируемся их подвешивать».

На аэродром нападают вражеские беспилотники. На месте ЧП появляются подразделения антитеррора и моментально блокируют неприятеля. В это время личный состав технических служб и летчики продолжают готовить самолет. Военные защищают аэродром от беспилотных летательных аппаратов средствами радиоэлектронной борьбы. В их числе — комплекс «Красуха», зенитная установка ЗУ-23 и ПЗРК «Игла».

«На моей памяти такие учения на нашем аэродроме первый раз происходят, — делится впечатлениями Александр Азаренков.

По словам военного инженера, обычные учения охватывают лишь часть этих масштабных маневров. Для него было важно увидеть весь комплекс мероприятий.

«Когда мы знаем, кто и как нас может защищать, мы можем так же действовать, понимая, что вокруг аэродрома созданы определенные зоны защиты ПВО, зоны обеспечения нас специальными материальными средствами. Соответственно, наша служба может спокойно и уверенно делать свою работу», — пояснил он.

После отражения атаки военные тыловики принялись за поврежденное аэродромное покрытие. Участники учений выровняли поверхность, уложили бетонные плиты с помощью автокранов и состыковали швы плит.

В целом, как отметил Дмитрий Булгаков, в Татарстане и Самарской области военные перевыполнили нормативы в три раза. Из рук генерала армии профессионалы получили ведомственные награды.

Специальные учения материально-технического обеспечения прошли в ЦВО с 27 по 30 августа. В них приняли участие более 30 тысяч военнослужащих, свыше 7 тысяч единиц вооружения и военной техники, до 90 самолетов и вертолетов.