Возмещение транспортных расходов

Порядок возмещения транспортных расходов сотрудников

Возмещение транспортных расходов сотруднику нередко становится темой обсуждения у бухгалтеров. В данной статье мы рассмотрим, какие нормы права регулируют этот вопрос, какие затраты относятся к транспортным, а также приведем алгоритм бухгалтерского и налогового учета компенсации транспортных издержек работнику.

Что такое компенсация, и какие расходы персонала относятся к транспортным?

Приказ, заявление о компенсации и иные документы для подтверждения транспортных расходов

Учет транспортных затрат, подлежащих возмещению сотрудникам

Итоги

Что такое компенсация, и какие расходы персонала относятся к транспортным?

В штате большинства компаний работают сотрудники, функционал которых связан с поездками. Это могут быть водители, курьеры, торговые агенты, менеджеры, а также офисные работники. Например, кассиру периодически нужно сдавать денежные средства в банк, а бухгалтеру – представлять документы в инспекцию. Такие издержки должны компенсироваться работодателем.

Компенсация – денежная выплата, которая связана с возмещением сотруднику затрат, возникших при выполнении его трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ).

К транспортным издержкам, которые подлежат возмещению работникам, относятся:

  • Компенсации за использование личного автотранспорта.
  • Оплата арендуемой собственности (например, автомобиля или компьютера работника) и затраты на его содержание.
  • Компенсации за билеты общественного и иного транспорта, а также услуги такси и т. д.

Если же работа сотрудника имеет разъездной характер, то работодатель должен возместить и затраты на аренду жилого помещения, и затраты на проезд, суточные и иные издержки, предусмотренные ст. 168.1 ТК РФ.

Приказ, заявление о компенсации и иные документы для подтверждения транспортных расходов

Все расходы компании, в том числе и транспортные, подлежащие возмещению сотруднику, должны удовлетворять условиям ст. 252 НК РФ: быть экономически оправданными и подтверждаться корректно оформленными документами. При этом работодатель может их компенсировать лишь при условии, что они осуществлены с его ведома и разрешения (письмо Минфина от 10.09.2015 № 03-03-07/52139). Рассмотрим, какие документы необходимо оформить в каждом конкретном случае.

  1. Локальные акты компании

Размеры и алгоритм возмещения расходов разъездным сотрудникам нужно прописать в коллективном договоре и соответствующих дополнительных соглашениях с ними (ст. 168.1 ТК РФ). Условие о разъездном характере работы также необходимо зафиксировать в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).

Для обоснования служебных поездок как офисных, так и разъездных работников можно оформить единый нормативный акт компании, например, положение о компенсации транспортных затрат сотрудникам, в котором прописать все должности и порядок выплаты возмещений. Такой документ позволит оправдать разъезды как кассира, так и торгового агента и др.

  1. Документы для оформления и выплаты компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях

Возмещению также подлежат расходы за использование автомобиля сотрудником в рабочих целях (ст. 188 ТК РФ). Для обоснования выплаты компенсации работник должен предоставить работодателю копию ПТС, заявление с перечислением должностного функционала, для которого требуется автомобиль, и указанием на то, как часто он используется.

Размер данной выплаты указывается в дополнительном соглашении с работником. А основанием для включения этих затрат при исчислении налога на прибыль служит приказ руководителя (письмо УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 № 20-15/001797@). При этом в расходы по прибыли можно включить сумму возмещений в пределах норм, предусмотренных постановлением Правительства от 08.02.2002 № 92: не более 1 200 руб. в месяц за авто с объемом двигателя до 2 000 м3 и 1 500 руб. – свыше 2 000 м3.

Если сумма компенсации больше нормы, то в состав расходов, уменьшающих базу по прибыли, разница не включается (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ), а между бухгалтерским и налоговым учетом возникает расхождение.

ВАЖНО! Если работнику не принадлежит транспортное средство на праве собственности, то налоговики могут потребовать рассчитать с сумм компенсации НДФЛ и страховые взносы (письмо Минфина от 21.02.2012 № 03-04-06/3-42).

Если сотрудник использует собственный автомобиль в рабочих целях, то для оправдания затрат на ГСМ налоговики требуют оформить путевой лист (письмо ФНС от 02.06.2004 № 04-2-06/419@).

Алгоритм оформления путевого листа см. в материале «Какой порядок заполнения путевых листов (образец, бланк)?».

Однако Минфин считает, что налоговики не вправе обязать налогоплательщиков использовать какие-либо формы для налогового учета (письмо Минфина от 01.11.2013 № 03-03-06/1/46664).

  1. Документы при аренде авто у работника

Компания-работодатель также может заключить с сотрудником договор аренды авто и установить определенную сумму ее стоимости. Такие затраты включаются в состав прочих на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на содержание автомобиля, такие как ГСМ, страхование, ремонт, техобслуживание и проч., по договору аренды несет арендатор, то есть работодатель (ст. 646 ГК РФ). В данном случае Минфин считает все расходы, при условии оформленных надлежащим образом первичных документов, обоснованными и подлежащими учету при расчете прибыли (письмо Минфина от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).

О нюансах учета при аренде авто у сотрудника читайте в статье «Нужно ли удерживать страховые взносы с аренды автомобиля?».

  1. Возмещение транспортных затрат на такси

Такую компенсацию можно учесть только в том случае, если ее возможность прописана в коллективном договоре или положении о компенсации транспортных издержек. Кроме этого, обязательно наличие подтверждающих первичных документов, а для обоснования – заявления сотрудника о компенсации с детальным пояснением причин использования такси (например, ранний вылет самолета и т. п.). Если все вышеперечисленные условия выполнены, то такие издержки можно учесть при подсчете налога на прибыль (письмо Минфина от 08.11.2011 № 03-03-06/1/720).

Учет транспортных затрат, подлежащих возмещению сотрудникам

В целях бухгалтерского учета компенсации, связанные с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении трудовых обязанностей согласно ст. 164 ТК РФ, собираются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» в корреспонденции с затратными счетами. Проводки:

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 73 – отражена компенсация;

Дт 73 Кт 50 (51) – компенсация выплачена.

К налоговому учету при исчислении прибыли принимаются все компенсационные выплаты, за исключением сумм, превышающих нормы подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Пример

Менеджер отдела продаж ООО «Деметра» Петров В. В. использует собственный автомобиль в рабочих разъездах. Объем двигателя – более 2 000 м3. Сумма компенсации равна 6 900 руб. Блок проводок будет выглядеть следующим образом:

Дт 26 Кт 73 – 1 500 руб. – начислена компенсация в пределах норм;

Дт 91.2 Кт 73 – 5 400 руб. (6 900 – 1 500) – компенсация, не принимаемая в налоговом учете.

Таким образом, сумма расходов в бухгалтерском учете превышает затраты в налоговом, и образуется постоянное налоговое обязательство, регулируемое нормами ПБУ 18/02.

Дт 99 Кт 68 – 1 080 руб. (5 400 × 20%) – начислен условный расход.

НДФЛ с компенсационных выплат работнику удерживать не нужно (письмо Минфина от 11.04.2013 № 04-03-06/11996).

Итоги

Компенсация транспортных расходов должна быть подтверждена корректно заполненной первичкой и экономически обоснована. Суммы затрат на выплату компенсаций учитываются при расчете прибыли в полном объеме, за исключением тех, что превышают установленные законом нормы.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Про компенсацию сотруднику за использование его личного имущества сказано в статье 188 ТК РФ. Причем машину специалист должен использовать с согласия (ведома) работодателя и в интересах последнего. Договоренность же надо закрепить письменно, например, в допсоглашении к трудовому договору. Иначе претендовать на компенсацию работник не сможет. Обращаться за помощью к служителям Фемиды бесполезно (апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 05.04.2018 № 33-7704/2018, Пермского краевого суда от 16.08.2017 № 33-8949/2017 и Московского городского суда от 14.11.2014 № 33-23925/2014).

Более того, работодатель вправе запретить сотрудникам использовать личный транспорт при выполнении трудовых обязанностей. Если физлицо при этом обеспечено всем необходимым для работы, о компенсации точно можно забыть (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.04.2015 № 33-11579/2015).

Другое дело, если нужные условия специалисту созданы не были, в связи с чем ему пришлось потратиться. В таком случае суд может обязать работодателя выплатить сотруднику компенсацию, причем даже при отсутствии письменного соглашения о ней (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.07.2013 № 33-7602/2013).

«Прибыльная» издевка

В статье 188 Трудового кодекса РФ речь идет о выплате компенсации работнику «за использование, износ (амортизацию)» имущества. Но что именно кроется за этим самым «использованием» – непонятно. Пробел постарались восполнить чиновники.

Приведенная позиция имеет определяющее значение в первую очередь в целях налогообложения прибыли. Дело в том, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых машин и мотоциклов учитываются лишь в пределах норм, установленных древним постановлением Правительства от 08.02.2002 № 92 (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Эти лимиты просто смехотворны: для авто с объемом двигателя до 2000 куб. см – 1200 рублей в месяц, свыше 2000 куб. см – 1500 рублей, а для мотоциклов – 600 рублей.

Если же в компенсации сидит и износ, и ГСМ, и ремонт, и техобслуживание машины, то можно представить, сколь малую ее частичку фирме удастся списать на налоговые расходы. При таком раскладе 1200 (1500) руб. в месяц – это просто ни о чем. А по мотоциклам – вообще без комментариев…

Поспорить с чиновниками, увы, будет сложно. Арбитры их поддерживают. Взять хотя бы Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 29.01.2009 № ВАС-495/09 и Решение от 14.09.2009 № ВАС-10278/09. Высшие арбитры также считают, что в «личную» компенсацию включаются все затраты, возникающие у работника при эксплуатации машины, в том числе и на горюче-смазочные материалы.

Учитывать стоимость бензина отдельно, то есть в дополнение к компенсации, в подобной ситуации неправомерно.

Плюс ко всему, «прибыльные» нормы установлены исходя из того, что авто используют по полной. Если в течение месяца из-за отпуска, командировки, болезни сотрудника и т. д. машина для служебных нужд простаивала, компенсация за это время не выплачивается (письмо УФНС РФ по г. Москве от 22.02.2007 № 20-12/016776). А если ее за данный период все же выдали, на расходы эту сумму не спишешь – Минфин против (письмо от 03.12.2009 № 03-04-06-02/87).

Допустим, в месяце 21 рабочий день. Работник же использовал свой автомобиль (норма по которому – 1500 руб.) в служебных целях лишь 15 дней. В таком случае сумма компенсации, уменьшающая облагаемую прибыль предприятия, составит 1071,43 руб. (1500 руб. × 15 дн. / 21 дн.).

Кстати, компенсацию работникам за грузовой транспорт глава 25 главного налогового документа не лимитирует. Стало быть, ее можно списать на расходы в полном объеме на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Естественно, если соблюдены требования статьи 252 Кодекса (письмо Минфина России от 18.03.2010 № 03-03-06/1/150).

Читайте также «Компенсация за использование личного транспорта: облагать или нет?»

НДФЛ и взносы: не без нюансов

Картина в части страховых взносов и НДФЛ более оптимистичная. В 2018 году чиновники неоднократно отмечали: автокомпенсация свободна от этих платежей в размере, определяемом соглашением между компанией и сотрудником. При этом использование машины должно быть связано с исполнением работником трудовых обязанностей.

На наш взгляд, интенсивность использования транспорта здесь также нужно принимать во внимание (по аналогии с налогом на прибыль). Ведь ревизоры, скорее всего, посчитают, что характер выплат за дни, когда машина простаивала для служебных целей, не компенсационный. Как результат – доначисление НДФЛ и взносов, штрафы и пени.

Обратите внимание

Компенсация за легковые авто и мотоциклы признается в налоговом учете на дату ее выплаты работнику (подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ). На наш взгляд, эта норма применима и к компенсациям за грузовики. Аналогичную точку зрения не раз высказывали в частных разъяснениях и чиновники.

Еще один нюанс. Раньше чиновники утверждали, что «прибыльные» нормы надо брать и для целей налога на доходы. То есть с сумм компенсации, превышающих эти смехотворные лимиты, НДФЛ необходимо платить (см. письма Минфина России от 01.06.2007 № 03-04-06-01/171, УФНС РФ по г. Москве от 21.01.2008 № 28-11/4115). Однако арбитры с этой странной позицией не соглашались, совершенно логично указывая: постановление Правительства от 08.02.2002 № 92 выпущено именно для целей налога на прибыль. И установленные им нормы к НДФЛ никакого отношения не имеют (постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06). В итоге чиновники сменили гнев на милость, указав: от налога на доходы свободна компенсация в размере, зафиксированном сторонами (письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-04-07-01/387, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС от 27.01.2010 № МН-17-3/15@). Ведомственная точка зрения, к счастью, до сих пор все та же, что подтверждают в том числе и упомянутые нами разъяснения 2018 года.

Не обходится без нюансов и в части страховых взносов. Например, иногда ревизоры настаивают на обложении ими всей суммы автокомпенсации. Однако, по мнению арбитров, такая компенсация в пределах размера, установленного соглашением между предприятием и работником, оплатой труда не является. Она не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. А значит, подобные выплаты свободны от страховых взносов (Определение ВС РФ от 25.04.2016 № 302-КГ16-3855).

Что касается взносов по травме, то «личные» компенсации также от них освобождаются в размере, определенном компанией и сотрудником (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.08.2015 № Ф04-21805/2015). При этом служители Фемиды подчеркивают – нормативными актами в области «травматического» страхования лимиты компенсации за использование личного авто не установлены (постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2011 № Ф09-133/11-С2, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 05.08.2011 № ВАС-8118/11). Однако есть и примеры вердиктов с выводом, что автокомпенсация, выплаченная сверх «прибыльных» норм, облагается взносами по травме (постановление ФАС Уральского округа от 22.03.2004 № Ф09-1001/04-АК). Так что вероятность спора с контролерами по этому вопросу полностью исключать нельзя. Но в случае разбирательства шансы на успех у компании весьма высоки. А теперь – самое важное. Во избежание неприятностей с налогами и взносами размер компенсации необходимо экономически обосновать.

Как обезопасить компенсацию

Размер компенсации нужно четко обосновать. Для этого надо сделать ее детальный расчет с учетом всех затрат для каждой конкретной машины (износ, расходы на ГСМ, техобслуживание и т. д.). Следует принимать во внимание и интенсивность использования авто в служебных целях (письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140). О том, что без расчета компенсаций не обойтись, финансисты упоминали неоднократно (см., например, письма от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/ 65170).

Если сумма компенсации не будет должным образом обоснована, обвинений в скрытой зарплате, скорее всего, не избежать. Со всеми вытекающими в части НДФЛ и взносов. Могут возникнуть проблемы и с «прибыльными» расходами, поскольку не будет соблюдаться одно из требований статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание

Оформлять путевой лист надо максимально внимательно! Ведь при отсутствии в нем данных о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования авто в служебных целях (письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). В итоге организацию ждут негативные последствия, например, доначисление налога на прибыль (постановление АС Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015).

Кстати, следует обосновать и саму необходимость использования авто сотрудника (например, его работа связана с постоянными разъездами, что явствует из должностной инструкции). И еще – ревизоры наверняка захотят ознакомиться с копиями документов, подтверждающих принадлежность используемого имущества работнику (письма Минфина России от 23.01.2018 № 03-04-05/3235, от 01.12.2011 № 03-04-06/6-328).

Основание для выплаты компенсации работникам – приказ руководителя организации, в котором предусмотрены ее размеры (письмо УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 № 20-15/001797@). От специалиста же потребуется заявление, в котором изложены как его согласие на использование своей машины в служебных целях, так и просьба о компенсации понесенных в этой связи затрат (постановление ФАС Московского округа от 25.09.2012 № А40-104646/11-119-902).

Безусловно, расходы, понесенные сотрудником в связи с эксплуатацией машины на благо компании, необходимо документально подтвердить. Например, авансовыми отчетами с приложением чеков, квитанций на приобретение ГСМ, расходных материалов и т. д., актами выполненных работ (с расшифровкой их конкретных видов) по техобслуживанию, ремонту и др. Это подчеркнуто, в частности, в письмах ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@ и Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170.

В путь – с путевым листом?

А нужны ли при использовании личного авто в служебных целях путевые листы? Как показывает практика, этот вопрос – один из самых дискуссионных.

С одной стороны, такие листы предназначены для учета работы транспорта предприятия, а не личных машин его сотрудников. Следовательно, можно обойтись и без них, тем более если специалист не является водителем компании (постановления ФАС Центрального округа от 25.05.2009 № А62-5333/2008, от 10.04.2006 № А48-6436/05-8, Московского округа от 19.12.2011 № А40-152815/10-116-694).

Некоторые чиновники в частных консультациях высказывали мнение: для списания автокомпенсации на налоговые расходы достаточно приказа руководителя с ее размерами, а также должностной инструкции, говорящей о разъездном характере работы сотрудника. Но с другой стороны, как именно подтвердить фактическое использование имущества физлица в интересах фирмы? Как раз с помощью путевого листа, содержащего дату, цель поездки, конкретный маршрут, пройденный километраж, расход топлива и т. д. Ведь, например, чек АЗС говорит о том, что топливо было куплено, но для чьих нужд – компании или самого работника – непонятно. Поэтому без путевого листа никак (см. письма ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@, Минфина России от 27.06.2013 № 03-04-05/24421 и др.). Отдельно отмечено, что служебная записка использование личной машины на благо компании не подтверждает (письмо финансового ведомства от 20.04.2015 № 03-03-06/ 22368).

При отсутствии путевого листа ревизоры наверняка посчитают, что сотрудник получил экономическую выгоду (в той мере, в которой ее можно оценить), а расходы экономически не обоснованы. Как результат – доначисление НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль, штрафы и пени.

С тем, что использование личного авто на благо фирмы подтверждают путевыми листами, согласны и многие судьи (см. постановления АС Уральского округа от 18.10.2018 № А71-312/2018 и от 16.05.2016 № Ф09-4056/16, АС Северо-Западного округа от 16.03.2015 № А05-6484/2008 и ФАС того же округа от 17.02.2006 № А66-7112/2005).

Отсюда вывод – лучше подобные документы не игнорировать, а оформлять их четко и внимательно. Конечно, это определенная морока, но оно того стоит. В противном случае претензий от ревизоров, скорее всего, не избежать. Шанс отстоять свою позицию в суде у фирмы, в принципе, есть, однако терять время, силы и испытывать судьбу – занятие, подходящее далеко не для всех.

Кроме того, некоторые, вполне вероятно, смогут отделаться малой кровью. По мнению финансистов, путевые листы следует составлять с периодичностью, позволяющей судить об обоснованности расходов. Допустим, это можно делать раз в месяц, если учет отработанного времени и расхода ГСМ не пострадает (письмо от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). А значит, допнагрузку на работников и бухгалтерию в ряде случаев удастся снизить до минимума.

И еще. Имейте в виду – путевой лист не признается первичным документом, который сам по себе удостоверяет хозоперацию (постановление ФАС Уральского округа от 12.03.2014 № А07-11574/2013). Так что без чеков, квитанций, актов и других бумаг, свидетельствующих о понесенных расходах, никак не обойтись.

Для полноты картины рекомендуем вести еще и журнал учета служебных поездок.

Особенности бухучета, или «Любимое» ПБУ 18

Что касается бухучета, то согласно ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) компенсацию включают в расходы в полном объеме на дату начисления. В налоговом же учете ее относят на расходы (в пределах «прибыльных» норм) на дату выплаты. Нередко компании начисляют компенсацию в одном месяце, а выплачивают в следующем. Это ведет к появлению вычитаемой временной разницы (ВВР) и, как следствие, отложенного налогового актива (ОНА). Эти ВВР и ОНА погашаются на момент выплаты компенсации (п. 17 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Кроме того, если компенсация превысит «прибыльный» лимит (что случается почти у всех), образуется постоянная разница и, соответственно, постоянное налоговое обязательство (ПНО).

Напомним, что приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н в ПБУ 18/02 внесены существенные изменения. Поправки применяются начиная с отчетности за 2020 год. Однако фирма вправе начать делать это и раньше, раскрыв свое решение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При начислении компенсации лучше использовать те же счета учета затрат, где отражается и зарплата сотрудника (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.).

Пример. Автокомпенсация: расчет, налоги, учет

Работник использует в служебных целях свой легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см. За это физлицу положена компенсация (фирма начисляет ее в конце месяца, а выплачивает в начале следующего месяца). Ее размер складывается из ежемесячного износа машины (8300 руб.), а также стоимости ГСМ и иных затрат, возникающих в процессе эксплуатации авто. Все издержки в целях компенсации принимают в части, которая приходится на время использования машины в интересах работодателя.

Данные о расходе топлива и пробеге за месяц берут из путевых листов. За текущий месяц стоимость ГСМ составила 29 700 руб., общий пробег машины за месяц – 3300 км, в том числе по служебным нуждам – 2400 км. Других затрат, связанных с эксплуатацией авто, в данном месяце не возникло. Машина использовалась на благо фирмы в течение всех рабочих дней месяца.

Таким образом, размер компенсации составил 27 636,36 руб. ((8300 руб. + 29 700 руб.) / 3300 км × 2 400 км).

Вся эта сумма не облагается НДФЛ, страховыми и травматическими взносами. В «прибыльные» же расходы удалось включить только 1500 руб., то есть предельную величину компенсации согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Сверхнормативную сумму – 26 136,36 руб. (27 636,36 – 1500) – в налоговом учете не отражают.

Бухгалтер компании сделал такие проводки.

На дату начисления компенсации:

Дебет 26  Кредит 73
—27 636,36 руб. – сумма компенсации отнесена на расходы;

Дебет 99  субсчет «ПНО»  
Кредит 68  субсчет «Налог на прибыль»
—5227,27 руб. (26 136,36 руб.  20%) – отражено постоянное налоговое обязательство;

Дебет 09  Кредит 68  субсчет»Налог на прибыль»
—300 руб. (1500 руб.  20%) – отражен отложенный налоговый актив.

На дату выплаты компенсации:

Дебет 73  Кредит 51
—27 636,36 руб. – компенсация перечислена работнику;

Дебет 68  субсчет «Налог на прибыль»  Кредит 09
—300 руб. – погашен отложенный налоговый актив.

Авто по доверенности: хорошего не жди

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда сотрудник управляет машиной по доверенности.

ФНС России выстраивает такую логическую цепочку. В статье 188 Трудового кодекса РФ речь идет о компенсации за использование работником личного транспорта в служебных целях. В данном же случае машину нельзя считать личным имуществом доверенного лица. А раз так, то нормы пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ к компенсациям за такое авто неприменимы, значит, они облагаются НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке (письмо от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@).

Отметим, что фискалы в обоснование своей позиции в части налога на доходы дополнительно ссылаются на письмо финансового ведомства от 02.10.2012 № 03-04-08/9-327. Точка зрения Минфина по этому вопросу действительно всегда была негативной для организаций (см. также письма от 21.02.2012 № 03-04-06/3-42 и от 21.09.2011 № 03-04-06/6-228). Послабление чиновники делают лишь для ситуации, когда авто находится в совместной собственности супругов (то есть это имущество нажито во время брака). Тогда компенсация по такой машине, управляемой по доверенности от супруга (супруги), свободна от НДФЛ (письмо Минфина России от 03.05.2012 № 03-03-06/2/49).

В части налога на прибыль тоже грустно – компенсацию не спишешь даже в пределах мизерных правительственных норм. Аргумент тот же – машина в данном случае не принадлежит работнику на праве собственности, как того требует статья 188 Трудового кодекса. Это подчеркнуто в письме финансового ведомства от 03.05.2012 № 03-03-06/2/49.

Хотя раньше настрой у Минфина был более лояльный: чиновники давали зеленый свет учету в расходах компенсации работнику, управляющему машиной по доверенности. Само собой, в рамках лимитов (письмо от 27.12.2010 № 03-03-06/1/812).

Ситуация невеселая, что и говорить. Однако с чиновниками вполне можно поспорить, и арбитры, весьма вероятно, встанут на сторону организации. Судьи указывают, что переданный по доверенности транспорт не может восприниматься иначе как находящийся во владении и пользовании получателя такого документа. Это позволяет физлицу использовать авто в служебных целях, а работодателю – компенсировать ему затраты.

Личным признается имущество сотрудника, принадлежащее ему на любом законном основании (в том числе по доверенности). Поэтому причин для обложения автокомпенсации страховыми взносами в данном случае нет (см. определения Верховного суда РФ от 03.08.2015 № 309-КГ15-8423 и ВАС РФ от 24.01.2014 № ВАС-4/14, постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2012 № А12-2881/2012).

Аналогичные выводы в части НДФЛ содержатся в постановлениях АС Северо-Западного округа от 28.08.2014 № А56-50900/2013 и ФАС Уральского округа от 22.04.2014 № Ф09-1388/14. Некоторые полезные мысли можно подсмотреть и в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.2010 № А45-15160/2009, Уральского округа от 08.10.2008 № Ф09-7167/ 08-С2.

На наш взгляд, аргументы из приведенных вердиктов можно использовать и в «прибыльных» целях. Ведь доводы конеролеров, в общем-то, везде идентичны, а значит, и к «противоядию» требования единые.

Андрей Веселов, кандидат экономических наук, аудитор

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Все, что необходимо бухгалтеру для ведения бухучета. Найдется все.

Подключить бератор

Порядок возмещения транспортных расходов покупателем

Возмещение транспортных расходов покупателем предполагает покрытие затрат на транспортировку товара за счет средств покупателя. Порядок документального оформления и учета возмещаемых транспортных затрат зависит от нескольких факторов, о которых мы расскажем в нашей статье.

Способы возмещения транспортных расходов по договору поставки

Возмещение расходов на собственные транспортные услуги

Возмещение расходов на транспортные услуги сторонних организаций

Проводки, отражающие возмещение транспортных расходов покупателем

Итоги

Способы возмещения транспортных расходов по договору поставки

Договором поставки может быть предусмотрено несколько вариантов возмещения транспортных расходов покупателем. Для наглядности мы представили их в форме схемы:

При возмещении транспортных расходов способом № 1 поставщик не участвует в перевозке товара. Он просто отдает товар покупателю либо нанятому им перевозчику. На этом его обязательства заканчиваются. Поэтому в бухгалтерском и налоговом учете продавца данный способ возмещения транспортных затрат никак не учитывается.

А вот варианты возмещения транспортных затрат, предусмотренные в способе № 2, требуют своего отражения в учете поставщика. Рассмотрим детально каждый из них.

Возмещение расходов на собственные транспортные услуги

Договор

Перед проведением поставки товара продавцу нужно определиться со способом учета транспортных услуг:

  • в стоимости товара — в договоре поставки;
  • отдельной суммой — в договоре на транспортные услуги.

При учете затрат по перевозке товара в стоимости товара фиксируете сумму транспортных расходов в договоре поставки. В частности, проставляете стоимость товара с НДС и ниже указываете, что в нее включены расходы по перевозке товара до покупателя в размере NNNNN,NN руб. По желанию отметьте, что при возврате товара полученная от покупателя оплата в части произведенных транспортных расходов не возвращается.

Если же продавец никак не выделит условия и размер возмещения расходов по перевозке товара, а просто укажет стоимость товара, то может столкнуться с неприятностями:

  • во-первых, при возврате товара придется возвращать покупателю всю стоимость, указанную в договоре, в т. ч. и прибавленную к ней стоимость осуществленной доставки;
  • во-вторых, налоговики могут исключить расходы на перевозку товара из расчета по налогу на прибыль по принципу «в договоре условий о доставке товара нет, т. е. продавец не должен ее производить, а значит, и расходы на перевозку товара ничем не обоснованы».

Самым лучшим вариантом возмещения и подтверждения произведенных транспортных услуг будет формирование отдельного договора (или дополнительного соглашения) о перевозке товара. В нем будет четко указано, что покупателю предоставляются услуги по доставке товара по указанному им адресу. И он должен оплатить их в определенный срок. При таком варианте по продаже товара и оказанию транспортных услуг продавец ведет раздельный учет.

Первичные документы

При учете услуг по перевозке товара в его стоимости поставщик выписывает товарную накладную. Стоимость транспортных услуг не должна указываться отдельно от стоимости товара. Это связано с тем, что товарная накладная предназначена для подтверждения реализации ТМЦ. А услуги к ТМЦ не относятся.

С заполнением товарной накладной вы можете ознакомиться в нашей статье «Унифицированная форма ТОРГ-12 — бланк и образец».

Для подтверждения перед налоговиками факта перевозки товара поставщик должен оформить путевой лист. Подробности о правилах его заполнения изложены в нашей статье «Какой порядок заполнения путевых листов (образец, бланк)?».

Если же продавец стоимость транспортировки выделяет в отдельном договоре (дополнительном соглашении), то оформление документов может производиться в 3 вариантах:

  • товарно-транспортная накладная;
  • товарная накладная и транспортная накладная;
  • товарная накладная и акт об оказании транспортных услуг.

Счет-фактура

Если стоимость перевозки товара уже учтена в его стоимости, то продавцом составляется 1 счет-фактура на всю сумму, предназначенную к уплате покупателем. Отдельно выписывать счет-фактуру по услугам транспортировки не надо.

А вот если стоимость транспортных услуг учтена в отдельном договоре (дополнительном соглашении), то в таком случае нужно сформировать 2 счета-фактуры:

  • по проданным товарам;
  • по оказанным транспортным услугам.

Все выписанные поставщиком счета-фактуры должны быть отмечены в книге продаж. Счета-фактуры по полученным продавцом материалам и услугам (ГСМ, сопроводительные услуги, погрузочно-выгрузочные услуги и пр.) фиксируются в книге покупок.

С особенностями исчисления НДС по транспортным услугам ознакомьтесь в нашей статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».

Возмещение расходов на транспортные услуги сторонних организаций

При возмещении покупателем расходов на транспортные услуги, которые оказывает не продавец, а третья сторона в виде перевозчика, по сути, происходит перевыставление транспортных услуг покупателю через продавца по следующей схеме:

О порядке действий продавца при таком варианте возмещения транспортных расходов, в частности об оформлении договоров, документов и бухгалтерских проводок по ним, мы подробно рассказывали в нашей статье «Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю».

Проводки, отражающие возмещение транспортных расходов покупателем

Про составление проводок по возмещению транспортных услуг, оказанных специализированными перевозчиками, мы уже писали в статье «Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю».

Поэтому сейчас мы на простом примере рассмотрим проводки, отражающие порядок возмещения только собственных транспортных услуг.

Пример

За август произведены следующие операции:

  1. Реализован товар:
  1. Списана покупная стоимость реализованного товара — 56 420 руб.
  2. Выставлен счет на оплату транспортных услуг на сумму 19 965,60 руб. (в т. ч. НДС 3 045,60 руб.). Примечание: это условие для способа 2.
  3. Расходы на транспортировку товара составили 17 740 руб. (в т. ч. НДС по погрузочным работам, оказанным сторонней организацией, — 820 руб.).

Операция

Способ 1

Стоимость транспортировки включена в стоимость товара по договору поставки

Способ 2

Стоимость транспортировки выделена в отдельный договор (дополнительное соглашение)

Дт

Кт

Сумма

Дт

Кт

Сумма

Продан товар

96 740

76 774,40

14 756,95

11 711,35

Списана покупная стоимость товара

56 420

56 420

Оказаны транспортные услуги

19 965,60

3 045,60

Учтены расходы, связанные с оказанием транспортных услуг

02, 10, 60, 69, 70, 76

16 920

= 17 740 – 820

02, 10, 60, 69, 70, 76

16 920

= 17 740 – 820

Выделен и принят к вычету НДС по погрузочным услугам сторонней организации

60, 76

60, 76

Списаны расходы по транспортировке

16 920

16 920

Возмещение транспортных расходов покупателем может быть произведено двумя способами. Первый: покупатель сам организует и оплачивает доставку купленного товара. Второй: покупатель только оплачивает доставку, а организует ее продавец. При первом способе продавец вообще не производит учет возмещаемых затрат. При применении второго способа бухучет возмещаемых транспортных расходов зависит от того, каким способом продавец производит транспортировку товара: сам или через специализированного перевозчика.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

— Это Людмила Петровна из Нижегородского района. Почему в квитанции по две строчки на горячее водоснабжение и отопление?

Ксения Винокурова:

— С 1 июля этого года двухставочные тарифы на тепловую энергию и горячую воду, установленные для «Теплоэнерго» решениями Региональной службы по тарифам, будут распространяться на всех потребителей, в том числе и население.

Суть двухставочных тарифов на тепло и горячую воду — разделение платежа, то есть дополнительно ничего не добавляется.

При применении двух ставок в составе тарифа произойдет разделение платежа на две составляющие: постоянная — плата за мощность (строчки в квитанции «отопление — мощность», «ГВС — содержание систем») и переменная — плата за потребление (строчки в квитанции «отопление — энергия», «ГВС — потребление»).

Плата за мощность индивидуальна для каждого конкретного дома, величина мощности установлена в договоре теплоснабжения — это тепловые нагрузки на отопление и ГВС на дом.

Постоянная составляющая платы (отопление — мощность, ГВС — содержание систем) в соответствии с п. 25 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354, распределяется между собственниками жилых помещений:

Постоянная составляющая платы вносится ежемесячно вне зависимости от потребления.

Плата за потребление (строки «отопление — энергия», «ГВС — потребление») определяется:

— Добрый день! Как устанавливается мощность подачи тепла? Каким постановлением правительства определяются норматив «отопление — мощность» и норматив «ГВС — содержание систем»?

Ксения Винокурова:

Финансовый аналитик ОАО «Теплоэнерго» Ксения ВинокуроваФото: Роман ИГНАТЬЕВ

— Для каждого дома постоянная составляющая платы устанавливается договором с ресурсоснабжающей организацией. Мощность дома зависит от индивидуальных характеристик дома: этажности, материала стен, общей площади помещений, года постройки и других факторов. При наличии прибора учета мощность по отоплению рассчитывается на основании его фактических показаний за последний год по методике, определенной приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2009 года № 610.

Пересмотр нагрузок можно сделать один раз в год.

Необходимо понимать, что для изменения мощности требуется проведение мероприятий, которые изменят технические характеристики дома, например:

В этом же документе описан порядок установления нагрузок и необходимые документы.

То есть нормативов на мощность по отоплению и содержанию систем ГВС быть не может.

Но если речь зашла о нормативах, то надо сказать, что с 1 июля 2013 года изменились нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению.

Новые нормативы утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 19.06.2013 № 380. По отношению к ранее действовавшим нормативам их величина снижена на 2,5%.

Снижение нормативов по отоплению — это одна из мер по ограничению роста совокупной платы за коммунальные услуги во втором полугодии 2013 года в размере не выше 12% в соответствии с поручением Президента РФ.

Расчеты по нормативам потребления за отопление применяются при отсутствии общедомовых приборов учета и для домов, где прибор учета функционирует менее календарного года.

— Здравствуйте! Это с улицы Баранова, 5, старшая дома Светлана Николаевна. У нас на доме установлен общедомовой счетчик на тепло и горячую воду, но мы на это согласия не давали.

Григорий Тихий:

— По закону собственники многоквартирных домов должны были поставить общедомовой счетчик тепловой энергии и горячей воды до 1 июля 2012 года. Но если они этого не сделали, эта обязанность возникает у ресурсоснабжающей организации — в данном случае «Теплоэнерго». Закон подразумевает, что собственники квартир должны возместить затраты на установку узлов учета. При этом процедура согласования c собственниками законом не предусмотрена.

— Добрый день! Меня зовут Любовь Анатольевна. Как определяется стоимость общедомовых счетчиков и как она распределяется между жильцами?

Григорий Тихий:

— Стоимость прибора учета определена лизинговой компанией и сформирована на основании затрат, произведенных в вашем доме. Они включают расходы на комплекс работ по установке: обследование, проектные работы, закупку, доставку, установку, пуско-наладку, ввод их в эксплуатацию. Оплата за установку прибора учета предусмотрена в рассрочку в течение пяти лет. При этом собственники нежилых помещений в многоквартирном доме платят так же, как и владельцы жилых квартир.

— Здравствуйте! Подскажите, как узнать, сколько стоит общедомовой счетчик в нашем доме и сколько должна заплатить конкретно наша семья?

Григорий Тихий:

— Стоимость установки узла учета на дом указана в квитанции слева, там же сумма, сколько приходится на каждую квартиру.

— У кого-то одна сумма, а у других другая. Почему?

— Собственники квартир платят пропорционально владеемой ими площади жилья, поэтому в разных квартирах стоимость будет разная.

— Это житель дома № 111 по улице Березовской Надежда Курагина. После установки общедомового счетчика у нас идет чуть теплая вода.

Григорий Тихий:

— Понижение температуры воды никак не связано с установкой узла учета. Возможно, это совпадение. Все общедомовые счетчики устанавливались после проведения гидравлических расчетов полного завершения проектных работ. Основным условием подбора соответствующег оборудования, помимо обеспечения метрологических характеристик, являлось обеспечение того, что установка приборов не повлияет ни на напор, ни на температуру горячей воды.

— Почему владельцы квартир должны оплачивать тепловую энергию зимой, а еще мощность летом, когда тепло не подается?

Ксения Винокурова:

— Оплата за мощность — это постоянная часть платежа, которая не зависит от потребления ресурса. Иными словами, эта часть тарифа покрывает постоянные затраты ресурсоснабжающей организации на содержание производственного комплекса: ремонт и обслуживание сетей, котельных, теплопунктов, заработную плату их работников. То есть плата за мощность — это плата за поддержание готовности ресурсоснабжающей организации к поставке потребителю тепловой энергии. Плата за нее распределяется равномерными долями в течение 12 месяцев, здесь нет деления на летние или зимние месяцы.

— А почему мы тогда оплачиваем потребление отопления летом?

— Пока у нас в области принято такое решение, что потребление оплачивается также равномерно в течение года, то есть также по 1/12 ежемесячно.

— Добрый день, меня зовут Анна. Хотела спросить, почему счет за счетчик уже пришел, а его показаний в платежке еще нет?

Григорий Тихий:

— Узлы учета должны быть еще приняты к коммерческому учету. Это должно произойти в течение месяца от ввода в эксплуатацию прибора. Только после этого будут выставляться показания по общедомовому счетчику.

Коммунальный ликбез

1. Отопление — энергия. Переменная часть платы, зависит от реального объема потребления: определяется при помощи показаний приборов учета или нормативу потребления. Количество потребленной энергии умножается на ставку тарифа за энергию.

2. Отопление — мощность. Постоянная часть платы, зависит от характеристик дома, рассчитывается в целом на дом. Плата за мощность распределяется пропорционально площади квартиры. Оплачивается ежемесячно равными долями.

3. ГВС — потребление. Переменная часть платы, определяется по показаниям индивидуального счетчика, а если его нет — то по нормативам потребления. Количество потребленной воды умножается на ставку тарифа на воду.

4. ГВС — содержание систем. Постоянная часть платы, рассчитывается в целом на дом, распределяется пропорционально количеству человек, проживающих в квартире. Вносится ежемесячно вне зависимости от потребления.

5. Возмещение расходов по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. Если появилась такая строчка, значит, в вашем доме установили общедомовой прибор учета тепловой энергии и горячей воды. Указывается ежемесячный платеж.

6. Доля на лицевой счет. Указывается сумма, которую владельцам данной квартиры придется возместить за установку приборов учета отопления и горячей воды. Сумма рассчитывается пропорционально общей площади жилого дома.

7. Стоимость установки приборов учета на тепловую энергию и горячую воду на дом в рамках исполнения закона ФЗ-261 «Об энергосбережении…»

Организация приобретает билеты и выдает их работнику, который является жителем другого региона. В трудовой договор с данным работником включен пункт об оплате проезда до места проживания 3 раза в месяц. Расходы на приобретение билетов работник не компенсирует. Место работы по договору и место жительства работника не совпадают.
Как отразить в бухгалтерском учете оплату билетов?
Включается ли в расходы в целях исчисления налога на прибыль стоимость билетов? Следует ли удерживать НДФЛ и облагать страховыми взносами стоимость билетов?

19 ноября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете стоимость билетов учитывается в составе прочих расходов.
Если следовать разъяснениям уполномоченных органов, то стоимость билетов следует включить в налогооблагаемые НДФЛ доходы работника и обложить страховыми взносами.
Расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли при условии, что они являются частью системы оплаты труда.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В рассматриваемой ситуации поездки работника не связаны с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В этой связи затраты организации по приобретению билетов следует отнести к прочим расходам, то есть на счет 91 «Прочие доходы и расходы» (п.п. 4, 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Полагаем, что в Вашем случае в учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 76 Кредит 51
— оплачены билеты для работника;
Дебет 50, субсчет «Денежные документы» Кредит 76
— билеты приняты к учету;
Дебет 73 Кредит 50, субсчет «Денежные документы»
— билеты выданы работнику;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 73
— в составе прочих учтены расходы на приобретение билетов.

НДФЛ

На основании п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Статьей 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, которые полностью или частично не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Это означает, что доходы, не поименованные в ст. 217 НК РФ, подлежат обложению НДФЛ.
В рассматриваемой ситуации иногородний работник получает от российской организации доход в виде оплаты организацией за него стоимости услуг по перевозке.
Данные доходы прямо в ст. 217 НК РФ не поименованы.
При этом на основании п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Однако в данном случае отъезд работника к месту жительства и обратно к месту работы нельзя назвать командировкой в понимании ст. 166 ТК РФ, служебной поездкой при разъездном характере работы (ст. 168.1 ТК РФ), а также переездом на работу в другую местность, когда трудовое законодательство обязывает работодателя возмещать расходы по проезду работнику.
Положениями ТК РФ не установлена обязанность работодателя оплачивать проезд работников от места работы к месту жительства и обратно.
По мнению специалистов финансового ведомства, оплата организацией проезда работников при условии того, что работники имеют возможность добираться до места работы самостоятельно, признается их доходом, полученным в натуральной форме (письмо Минфина России от 16.03.2017 N 03-04-06/15198).
Аналогичный вывод был сделан и в отношении оплаты работодателем проезда от места жительства до места работы и обратно сотрудникам, работающим вахтовым методом. Причем, как следует из обращения налогового агента, обязанность работодателя оплачивать указанный проезд работникам была установлена трудовым договором (письмо Минфина России от 26.02.2013 N 03-04-06/5379).
Разъяснениями уполномоченных органов и арбитражной практикой применительно к анализируемому случаю мы не располагаем. Однако логика приведенных выше писем Минфина России свидетельствует о том, что стоимость билетов, приобретенных работнику, может быть расценена как его доход в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).
Если придерживаться данной позиции, то Ваша организация в качестве налогового агента должна исчислить сумму НДФЛ, удержать его из доходов работника и перечислить в бюджет (п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).
Поскольку Ваша организация самостоятельно оплачивает билеты для работника, то данный налогоплательщик получит доход в натуральной форме на дату оплаты организацией билетов (пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ). В этом случае НДФЛ необходимо удержать за счет любых доходов, которые организация будет выплачивать работнику в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ). Перечислить удержанный НДФЛ в бюджет необходимо будет не позднее рабочего дня, следующего за днем удержания налога.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Установленный ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым. Так, в силу п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.
При этом на основании п. 26 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Из уже упомянутого выше письма Минфина России от 16.03.2017 N 03-04-06/15198 следует, что расходы на оплату проезда к месту работы работников, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами, рассматриваются в законодательстве РФ о налогах и сборах в качестве расходов, уменьшающих размер налоговой базы по налогу на прибыль, только если они являются частью системы оплаты труда.
Учитывая изложенное, считаем, что в Вашем случае расходы на оплату проезда работника к месту жительства и обратно к месту работы могут быть учтены в расходах в целях налогообложения прибыли при условии, что они являются частью системы оплаты труда.
В пользу признания данных расходов также свидетельствует письмо Минфина России от 23.11.2011 N 03-03-06/1/773.

Страховые взносы

Подпункт 1 п. 1 ст. 420 НК РФ устанавливает, что объектом обложения страховыми взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в ст. 422 НК РФ. Данный перечень является исчерпывающим.
Так, пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ предусматривает, что не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом своих трудовых обязанностей (за некоторыми исключениями).
Вместе с тем выше мы пришли к выводу, что обязанность работодателя оплачивать проезд работника к месту жительства и к месту работы не установлена ТК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что на стоимость билетов, приобретаемых для работника, требуется начислять страховые взносы.
Разъяснений уполномоченных органов непосредственно по рассматриваемому вопросу, данных после вступления в силу главы 34 НК РФ, нам обнаружить не удалось. В то же время, например, в письмах Минфина России от 12.01.2018 N 03-03-06/1/823 и п. 2 письма ФНС России от 17.10.2017 N ГД-4-11/20938@ разъясняется, что выплаты в виде сумм возмещения иногороднему работнику расходов по найму жилого помещения (или оплаты организацией за него арендной платы) подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. При этом чиновники руководствуются тем, что положения пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ к указанным выплатам не применяются.
На наш взгляд, выводы, содержащиеся в указанных письмах чиновников, говорят в пользу исчисления страховых взносов со стоимости билетов.
Отметим, что в периоде действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) судьи высказывали мнение, что компенсация плательщиком расходов на оплату проезда к месту работы и обратно лицам, проживающим в другом населенном пункте, не является объектом обложения страховыми взносами, так как не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой им работы, трудового стажа, не является стимулирующей выплатой либо трудовым вознаграждением (смотрите, например, постановления Семнадцатого ААС от 14.12.2017 N 17АП-17157/17, АС Дальневосточного округа от 23.11.2015 N Ф03-4877/15 по делу N А59-92/2015, АС Уральского округа от 25.03.2015 N Ф09-1169/15 по делу N А07-14920/2014).
Однако, как указано в письмах ФНС России от 14.09.2017 N БС-4-11/18312, от 23.08.2017 N БС-4-11/16742@, сложившаяся судебная практика по делам с аналогичными фактическими обстоятельствами, принятая на основании норм Закона N 212-ФЗ, применению налоговыми органами в настоящее время не подлежит.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества