Все об инклюзивном образовании

Содержание

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС презентация

Введение ФГОС направленно на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Инклюзия – процесс, при котором что – либо включается, т. е. вовлекается, охватывает или входит в состав, как часть целого: это активное включение детей, родителей, специалистов в области образования в совместную деятельность

Необходимо понять, что инклюзивное образование –это не интеграция, это более широкое понятие:

  • Дети живут вместе, в одной обычной группе

  • Специалисты помогают детям

  • Обычные группы изменяются

  • Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка

  • Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные

  • Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью

  • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих

  • Равные возможности для каждого

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Ребёнок с особенностями развития – прежде всего ребёнок!

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

Организация инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

Задачи ФГОС в отношении детей с ОВЗ:

  • Охрана укрепления физического и психического здоровья ( в том числе и эмоционального благополучия)
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
  • Формирование общей культуры воспитанников.

Основные принципы:

1. поддержка разнообразия детства

2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека

3. полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития.

Когда принимаете в группу особого ребёнка необходимо учитывать три фактора:

  • У большинства дошкольников с ОВЗ снижен темп речемыслительной деятельности, они быстро утомляются
  • Детям тяжело общаться с взрослыми и сверстниками
  • Движения дошкольников с ОВЗ отличаются от движений обычных детей (есть моторные нарушения)

Необходимо создавать специальные условия для детей с ОВЗ

1. Создание соответствующего образовательного пространства

2.создание программно-методического обеспечения

3. В соответствии с ФГОС большое внимание должно уделяться самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели должны использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

  • предметно-развивающая среда должна быть привлекательной с учётом возраста детей, чтобы у них были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослыми, с другими детьми, так и самостоятельно, комфортной и уютной.
  • Если дети с интеллектуальными нарушениями предусмотрите для них игрушки предыдущей группы.
  • Обязательно должна быть зона коррекции, уголки уединения (необходимо предоставлять ребёнку возможность уединиться и спокойно заснуть. Для этого подойдут балдахины над кроваткой, домики).
  • Индивидуальное авторское пространство – вариативной, чтобы у каждого ребёнка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности)
  • Развивающая среда с учётом «зоны ближайшего развития»( ребёнок может решить задачи с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач)
  • Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменениями интересов и образовательных потребностей детей.

3. создание дидактического обеспечения

  • Для коррекции имеющихся отклонений в развитии
  • Для коррекции содержания образовательной программы
  • Для коррекции поведения или социальных компетенций

4. обеспечение детям безопасной развивающей среды, в том числе на участке, на прогулке.

5. Взаимосвязь со специалистами (логопед, психолог, дефектолог)

6. взаимодействие с окружающим социумом(поликлиника, соцзащита, социокультур*—ное пространство)

7. основная образовательная программа, индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут, коррекционно – развивающая программа, система индивидуальной работы в календарном плане.

8. поощряйте детей, если они помогают друг другу и терпимо относятся к сверстникам с ОВЗ

Делайте упор в обучении и воспитании на сильные стороны детей. Это позволит ребёнку верить в себя.

9. Взаимодействие с родителями или законными представителями.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм,

методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных

образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является

обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс

всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

НО, начиная создавать условия для «особых» детей, мы нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Такая установка требует ответов на вопросы:

Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны её освоить?

Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребёнка, при планировании работы в группе?

Как сделать качественным образование и социальные взаимодействия детей с учётом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учётом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для инклюзии. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирать средства для реализации инклюзивной практики.

Для всех категорий детей с ОВЗ развивающую среду надо организовывать по — разному.

Шохалевич Ольга Витальевна

социальный педагог МБДОУ «Детский сад «Елочка»

Организация инклюзивного образования в ДОУ

«Особенности инклюзивного образования в детском саду»

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в организациях образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию, которая обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с ООП

1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3.Дети с нарушением речи (логопаты);

4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  1. Дети с умственной отсталостью;

6.Дети с задержкой психического развития;

7.Дети с нарушением поведения и общения;

8.Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического развития;

  1. Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-VIII видов. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы организаций образования. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и более перспективного направления – инклюзии.

Дети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества .Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

Озвучиваются разные подходы понимания инклюзивности, при этом исследователи темы разделяют основной посыл: детям с физическими и психическими особенностями важно контактировать с другими детьми. Такое общение полезно для всех: исследования показывают, что уровень эмпатии у детей в смешанных инклюзивных группах выше.

Организация инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом. Традиционно выделяется 7 принципов работы:

Обеспечить индивидуальность подхода;

Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;

Включать в процесс всех участников;

Использовать междисциплинарность в образовании;

Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;

Взаимодействовать с семьёй;

Развивать образовательную модель детского сада

Изначально принцип инклюзивности использовался в порядке эксперимента в некоторых школах России. Результаты внедрения говорят об успешности практики. Дошкольное инклюзивное образование готовит к школе и расширяет возможности детей с инвалидностью, ранее имевших доступ только к специальным учреждениям.

Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей.

Проблемы инклюзивного образования в ДОУ

В России, в отличие от других европейских стран, в частности, Англии, идея инклюзивного образования вышла на передний план не так давно. Сложностей, с которыми сталкиваются учреждения в процессе перехода на такую модель пока много и важно учиться с ними работать:

  1. Нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции;
  2. Недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности;
  3. Разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с особенностями, а потому наладить образовательный процесс сложно;
  4. Нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях
  5. Законодательство слабо применимо;
  6. Отсутствуют специальные методики;

Инклюзивное образование в ДОУ, презентация которого уже состоялась в большей части развитых стран, — единственный путь существования гуманитарного общества. Такой подход гарантирует право каждого ребёнка на образование. Гарантом выступает как Конституция РФ, так и закон “Об образовании в РФ”, вышедший 29 декабря 2012 года. Правительство подчёркивает, что инклюзивность стоит вводить постепенно, и планирует в течение пяти лет с момента введения закона, оборудовать учреждения.

Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ

Просто взять и разместить ребёнка с особенностями среди других детей — не метод. Важным условием нормального функционирования инклюзивного подхода является в частности план сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ. Нормы и правила поведения специалистов должны уточняться и регламентироваться. Только в таком случае они окажутся полезными.

Индивидуальное сопровождение ребёнка с ОВЗ в ДОУ — это контроль и обеспечение полной комфортной интеграции ребёнка в группе. Отдельный тьютор помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает.

Сопровождение ребёнка — это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психологическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ребёнком, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. И, что важно, не забывать контролировать результаты работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий.

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду

  • профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
  • организация развивающей предметно-пространственной среды образовательного процесса;
  • организация отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие:

  • Он достаточно гибок;
  • Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком;
  • Он уважает индивидуальные различия;
  • Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива;
  • Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.

При включение детей с ООП в образовательный процесс необходимы изменения во всей педагогической деятельности, создание новых форм, условий и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Такое обучение требует творческого вклада от каждого его участника – педагогов, родителей, детей, администрации.

Основные принципы инклюзивного образования

  • все дети имеют право посещать дошкольное учреждение -это не зависит от особенностей ребенка или предпочтений педагогов;
  • система должна адаптироваться к потребностям ребенка, а не наоборот;
  • образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной, дружелюбной по отношению

к различным группам детей;

  • местное сообщество должно участвовать в решении всех вопросов, связанных с инклюзией.
  • детский сад, семья, ребенок и общество несут совместную ответственность за решение проблем, и проблемы должны решаться с учетом социальной модели.

Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Хочется более подробно остановится и охарактеризовать те положительные стороны работы дошкольных организаций образования коррекционного типа, которые позволяют более успешно организовывать процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.

Именно в дошкольных организациях коррекционного типа имеется возможность обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию особенных, различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит и квалифицированная медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка, коррекционное воздействие и многие другие структурные единицы воспитательно-образовательного процесса.

В дошкольных организациях коррекционного типа у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.

Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в дошкольных организациях коррекционного типа является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

В дошкольных организациях образования коррекционного типа создаётся возможность обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и осуществления ранней коррекционной помощи. Это доступно благодаря наличию необходимых специалистов и активной работы психолого-медико-педагогического консилиума, которые постоянно проводят диагностику уровня развития детей.Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная помощь может изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития.

Важным является и то, что вся развивающая среда дошкольной организации образования коррекционного типа направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, наличие во всех группах разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей. Возможность использования различных помещений детского сада для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды дошкольной организации образования коррекционного типа позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.

Таким образом, мною перечислены и кратко охарактеризованы некоторые преимущества дошкольных организаций образования коррекционного типа в осуществлении процесса внедрения инклюзивного образования.

В заключение хочется отметить, что вопрос об инклюзивном образовании — очень непростой, и, конечно, это подразумевает долгосрочную стратегию и комплексную реализацию.

Необходимо показать родителям и педагогической общественности, что все это возможно, что от этого процесса выигрывают обе стороны. При этом, еще неизвестно, которая больше — тот ребенок-инвалид, которому это крайне необходимо, или обычные дети, которые получают уроки доброты и толерантности.

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзия в Украине набирает обороты. В августе Правительство приняло постановление о создании ресурсных центров поддержки инклюзивного образования.

Такие центры будут заниматься обучением и повышением квалификации педагогов. Кроме этого, специалисты будут проводить аналитическую работу, семинары и тренинги для общественности. По словам Ларисы Самсоновой, генерального директора директората инклюзивного и внешкольного образования МОН, такая просветительская работа будет способствовать повышению толерантности общества к людям с инвалидностью.

Что же такое инклюзивное образование? Почему его внедрение стало таким актуальным для Украины? И каким опытом могут поделиться с нами иностранные коллеги?

Давайте разбираться.

Инклюзивное образование (от англ. inclusion — включение) — это система образовательных услуг, что предусматривает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного заведения, а также его социализацию и интеграцию в общество.

Согласно Международной классификации стандартов образования, особые образовательные потребности имеют лица, обучение которых нуждается в дополнительных ресурсах. Такими ресурсами могут быть:

  • персонал (который помогает ученикам);
  • материалы (разнообразные средства обучения);
  • финансовые ресурсы (для получения дополнительных услуг).

Кто такие дети с особыми потребностями?

Некоторые исследователи рассматривают это понятие достаточно широко и относят к нему не только детей с особенностями развития, но и одаренных малышей, детей, лишенных родительской опеки, а также тех, кто пережил войну или переехал из другой страны (региона).

Стоит заметить, что в Украине основной категорией детей с особыми образовательными потребностями принято считать лиц с особенностями психофизического развития:

  • с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
  • с нарушениями речи;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с умственной отсталостью;
  • со сложными недостатками развития (включая расстройства аутистического спектра).

Чтобы лучше понять особенности инклюзивного образования, стоит рассмотреть процесс его становления за рубежом.

Впервые инновационную модель обучения было представлено на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в 1994 г. в городке Саламанка (Испания). Принятие Саламанкской декларации способствовало утверждению на законодательном уровне принципа инклюзивного образования и приема в общеобразовательные школы всех детей.

Инклюзия как социальная модель отношения к людям с особыми образовательными потребностями пришла на смену модели нормализации (интеграции), что предусматривала вовлечение ребенка в существующую систему образования, приспособление к ней.

Цель инклюзии (в отличие от интеграции) — создание условий для личностного развития детей с особыми потребностями, формирование образовательно-развивающей среды для них. То есть в инклюзивной школе не ребенок подстраивается к требованиям образования, а система обучения меняется ради ребенка. Такой подход исключает дискриминацию и обеспечивает доступ в школу всем детям.

Какие существуют преимущества инклюзивного образования?

  • более высокий уровень социального взаимодействия со сверстниками (сравнительно с детьми, что находятся в специальных школах);
  • улучшение социальной компетентности и коммуникативных навыков;
  • более высокая академическая успеваемость (как следствие более насыщенных учебных программ);
  • социальное принятие ребенка; дружественные связи со сверстниками.

В современном мире инклюзивную концепцию используют в большинстве развитых стран. Статистические данные показывают, что такое обучение есть официальным в 75% государств. Но механизмы внедрения зависят от социально-экономических условий, образовательных и культурных традиций, поэтому отличаются в разных странах.

В Израиле большинство детей с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных школах. Но включение таких детей в образовательный процесс может отличаться. Например, кто-то учиться полдня с классом, полдня — отдельно, кому-то нужна помощь ассистента. К тому же, государство оплачивает «особенным детям» необходимые лечебные процедуры три раза в неделю (начиная с консультаций психолога и заканчивая катанием на лошадях).

В школах Израиля действует механизм обратной инклюзии, когда на некоторые уроки в специальные классы приходят дети с обычных классов (в одном заведении). Израильские педагоги утверждают, что такой подход к инклюзии помогает предотвратить буллинг на ранних этапах.

Кстати, в конце октября израильские специалисты проведут семинары по инклюзивному образованию для украинских педагогов.

Учебные заведения Франции внедряют инклюзивную модель образования в двух формах:

  • классы «школьной инклюзии», где дети с особыми потребностями учатся вместе с другими под руководством неспециализированного учителя. Такие классы называются открытыми, потому что ребенок в течение дня может оставлять его для индивидуальной или групповой работы с педагогом;
  • классы педагогической интеграции, где учатся только дети с особыми потребностями под руководством профессионального специалиста.

Французские педагоги подчеркивают, что классы школьной инклюзии (с постепенным переходом к индивидуальной) наиболее эффективны для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями слуха и умственной отсталостью чувствуют себя более комфортно в классах педагогической интеграции.

В Польше хорошим примером введения непрерывного инклюзивного образования есть учебные заведения города Гнезно. Образовательная система здесь выстроена таким образом, что ребенок с особыми потребностями с самого рождения включен в систему обучения и воспитания вместе со здоровыми сверстниками. Это обеспечивают дошкольное заведение, школа, гимназия, заведение послегимназионного образования и специальный школьный центр.

В этих заведениях могут учиться дети с разными особенностями: нарушениями зрения, слуха, физическими и психическими отклонениями.

Образовательная система Швеции имеет особый подход к обучению детей с ранним аутизмом. Такие ученики ходят в обычную школу, где занятия с ними проводят в малых группах, а образовательные услуги для каждых троих детей предоставляют два учителя и один ассистент, что позволяет уделить достаточно времени и внимания каждому ребенку.

Стоит заметить, что в большинстве европейских стран подготовка педагогов инклюзивного образования осуществляется в университетах.

В Украине инклюзивное образование только начинает внедряться: Закон об инклюзивном образовании был подписан в июле 2017 года.

Он предусматривает, что в инклюзивных классах могут учиться до 30 детей, включая троих с особыми потребностями, хотя их количество может быть и меньше. На уроках такого ребенка должен обязательно сопровождать ассистент, который помогает ему овладевать школьными предметами, поддерживает на перемене, в столовой, а также помогает учителю на уроке. Урок у «особых детей» продолжается, как и у обычных, 35 минут, но в течение занятия они имеют время на разгрузку: ученики могут пройтись с ассистентом, сменить обстановку.

Естественно, в процессе становления новой образовательной концепции возникают трудности. Это и финансовые (не хватает средств на учебники, проведение коррекционных занятий, специальное оборудование), и кадровые (остаются открытыми вакансии ассистентов) проблемы. К тому же, в украинском обществе существует предвзятое мнение, что школы созданы только для здоровых детей. Как следствие, много родителей выказывают недовольство обучением «особого ребенка» в обычном классе.

В то же время некоторые учебные заведения в Украине достаточно долго и успешно работают по новой концепции обучения.

Так, общеобразовательная школа № 168 Оболонского района г. Киев двенадцать лет создает инклюзивную образовательную среду. Все началось в 2006 году, когда в качестве эксперимента школа взяла на обучение шесть деток с ДЦП. Сегодня здесь учатся 104 ребенка с особыми потребностями (30% от общего количества). Среди учеников школы есть дети с детским церебральным параличом ( их большинство), гиперактивные, а также с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Педагоги пытаются сделать обучение максимально комфортным для особых деток. Здесь установлен лифт, удобные пандусы, поручни вдоль стен, обновлены туалеты, а школьные автобусы обустроены специальными подъемниками.

Занятия с учебной физкультуры проходят в современном тренажерном зале со специалистом.

Ученики с особыми потребностями учатся по индивидуальной программе развития (ИПР), в которую, кроме обязательной академической составляющей, добавляются занятия с коррекционным педагогом, психологом и логопедом. Все занятия разработаны с учетом потребностей и особенностей учеников.

В этой школе дети встают с колясок, оканчивают с медалями школу и по результатам ВНО поступают на госзаказ. Сюда приезжают обмениваться опытом делегации с других стран, а отечественные учреждения внедряют инклюзивное образование, используя опыт школы № 168.

В интервью изданию «Українська правда. Життя» директор заведения Наталья Кравчук делится: «В начале эксперимента я думала, что буду каждый день плакать, жалея этих детей, а теперь мы плачем только от счастья за их успехи».

Как мы видим, введение инклюзивного образования имеет много преимуществ, и его развитие стало одним из приоритетов «Новой украинской школы». Но нужно приложить много усилий, чтобы устранить те недостатки, что мешают полноценному обучению детей с особыми потребностями. Ведь инклюзивное образование — это первый шаг к тому, чтобы такой ребенок стал частью социума и мог развиваться как личность.

10 вопросов про инклюзивное образование

3. Есть специализированные школы, где его не будут обижать, а то ведь наши дети тоже не ангелы. Может быть, лучше туда?

Необычные дети в обычной школе — это называется инклюзией, в отличие от коррекции, когда школа целиком состоит из детей с ОВЗ. И только родители ребенка с особенностями, опираясь на мнение специалистов, вправе решать, что ему больше подходит. В последнее время чаще выбирают инклюзию, потому что именно она по-настоящему готовит к жизни в социуме.

4. То есть, инклюзия — это когда сложного ребенка просто сажают в обычный класс, и неважно, что никто с ним не справляется?

Конечно, нет. Когда ученика с проблемным социальным поведением без предупреждения помещают в обычный класс в надежде, что он «как-нибудь да выплывет», — это ужасно для всех: и для него самого, и для учителей, и для других детей, и для их родителей. Иногда еще это называют «дикой инклюзией». По закону об образовании, для ребенка с ОВЗ, в том числе с особенностями интеллектуального развития, должны быть созданы специальные образовательные условия, которые помогут ему преодолевать трудности в поведении и постепенно социализироваться.

5. Как должна выглядеть инклюзия, при которой всем хорошо?

У ребят, которым трудно учиться в общем классе по общей программе, должны быть собственные образовательные траектории, свои педагоги и тьюторы, а также отдельное помещение, где в случае необходимости можно уединиться и восстановить силы. Дети обычные и дети с особенностями встречаются, на переменах, в раздевалке, в школьном дворе, на некоторых уроках и учатся общаться друг с другом. Всё это, естественно, под наблюдением тьюторов или учителей. Такую образовательную модель часто называют «ресурсным классом». Но ее можно назвать как угодно. Главное — чтобы к каждому ребенку был индивидуальный подход с учетом его личных особенностей, и чтобы специалисты, которые работают с такими детьми, обладали навыками в области прикладного анализа поведения.

6. Что такое прикладной анализ поведения?

Это научная дисциплина, которой, к сожалению, еще почти не учат в наших педагогических вузах. А ведь именно на ней основано большинство эффективных методов работы с детьми (и даже со взрослыми), у которых есть особенности ментального развития и сопряженные с ними поведенческие трудности. Но иногда и нейротипичным людям может понадобиться помощь поведенщика. В идеале такая ставка должна быть в каждой образовательной организации.

7. Откуда в государственной школе возьмутся все эти дополнительные ставки, редкие специалисты, отдельные помещения? Это утопия.

Сегодня по всей стране существует более 40 «ресурсных классов». Практически везде они открывались, благодаря инициативам родителей детей с РАС. Они добивались от государства реализации прав своих детей на получение образования в обычных школах, в среде сверстников. При этом фонды оказывают помощь только в методическом сопровождении в сфере прикладного анализа поведения, а в все остальные статьи расходов на ресурсный класс региональные департаменты образования в Москве, Воронеже, Белгороде и других городах сейчас несут самостоятельно. Так что, «ресурсный класс» — не утопия, а реальность. Да, открыть его непросто, но если родители нейротипичных детей и детей с ментальными особенностями объединятся (а ведь это в их общих интересах!), то директора будут обязаны действовать.

8. Что делать, если в класс уже пришел «особый» ребенок, а специальных условий для него нет и в помине?

Самое правильное — пойти к директору и сказать, что они необходимы. По идее, это должны сделать родители того ребенка, но они могут бездействовать из-за усталости, выгорания, психологической неспособности признать, что с их мальчиком (девочкой) что-то не так. Тогда должны подключиться родители одноклассников, и сделать это максимально тактично. Если дело происходит в Москве, можно привлечь Государственный психолого-педагогический центр (ГППЦ), где, кстати, есть «поведенщики» и где готовят тьюторов. Специалисты центра понаблюдают за ребенком, найдут слова, чтобы поговорить с его близкими, а также проконсультируют директора, какие условия для индивидуального подхода реально создать прямо сейчас.

9. Но ведь ребенок с особенностями интеллектуального развития может быть просто агрессивен. Надо ли ему находится в обществе?

Что касается агрессии, то, основываясь на общедоступной информации и не вдаваясь в криминологический анализ, можно сделать вывод, что агрессию по отношению к гражданам проявляют в большинстве своем люди с сохранным интеллектом.

10. И все-таки зачем инклюзия нужна нашим детям?

Постоянное общение нейротипичных детей со сверстниками, имеющими какие-либо особенности развития, — это естественно и правильно. Учитель, грамотно распределяя между учащимися отдельные поручения (проводить ребенка в гардероб, помочь что-то вырезать и наклеить и т.д.), воспитывает у детей естественную потребность проявлять по оношению к другому человеку уважение, участие, заботу, а не просто жалость или агрессию из-за непохожести. Когда ребята с детства привыкают видеть вокруг себя разных (по физическому и умственому развитию) людей, у них воспитывается толерантность, что здорово помогает жить и дружить во взрослом мире.

Полезные ссылки:

Городской психолого-педагогический центр

Пособие по созданию ресурсного класса в разделе «Публикации»

С целью социализации детей с особенностями здоровья в Российской Федерации предусмотрена инклюзивная форма образования. О том, как организовано инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в 2020 году пойдёт речь в данной статье.

Кого можно отнести к лицам с ограниченными возможностями здоровья?

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Согласно ст. 5 Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:

  • получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
  • оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности;
  • социального развития лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в 2020 году

Термин «инклюзивный» происходит от средн. лат. inclusivus «включительный», далее от includere «заключать; включать».

В соответствии с п. 27 ст. 2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Таким образом, реализуя инклюзивное образование, включая детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормированных сверстников, учитывается право детей на получение полноценного образования.

Реализация права на получение образования достигается путём соблюдения следующих компонентов:

  • создание условий для равного получения образования различными категориями детей;
  • создание условий для ситуации успеха разными категориями детей.

Любому ребёнку, независимо от состояния его здоровья, важно уверенно себя чувствовать в социальной среде сверстников.

Важно! Для реализации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях необходима детальная проработка образовательной программы, позволяющей создать образовательное пространство для детей с ОВЗ.

Безусловно следует отметить, что в отношении детей с особенностями здоровья необходимо вести речь о смешанной форме обучения.

Несмотря на относительно недавнее возникновение данного направления в образовательной среде, инклюзивное образование довольно уверенно включается в образовательный процесс, открывая детям с ограниченными возможностями здоровья двери в различные учебные заведения, начиная от дверей дошкольной образовательной организации.

Инклюзивное образование вносит значительные коррективы в отношения между участниками образовательного процесса, базируясь на принципах толерантности, терпимости, уважения.

Какие условия необходимы для инклюзивного образования?

Согласно ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяются следующими нормативными актами:

Категория лиц Документ
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья Адаптированная образовательная программа
Инвалиды Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Важно! Для реализации образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам в организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

  • специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Важно! При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Где может осуществляться инклюзивное образование?

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано следующим образом:

  • совместно с другими обучающимися;
  • в отдельных классах, группах;
  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, подразделяются на организации для разных категорий лиц с ОВЗ:

  • для глухих;
  • для слабослышащих, позднооглохших;
  • для слепых;
  • для слабовидящих;
  • для лиц с тяжелыми нарушениями речи;
  • для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для лиц с задержкой психического развития;
  • для лиц с умственной отсталостью;
  • для лиц с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно:

  • специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;
  • услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих инклюзивное образование

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

— условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ;

— оборудованию и содержанию территории организации;

— зданию и оборудованию помещений;

— воздушно-тепловому режиму;

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— организации образовательной деятельности и режиму дня;

— условиям проживания обучающихся с ОВЗ в организации;

— организации питания;

— организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ;

— санитарному состоянию и содержанию помещений;

— прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.

При реализации в организациях для обучающихся с ОВЗ адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Пример № 1. Расстановка мебели в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование.

В зависимости от категории обучающихся уделяется внимание специфической расстановке парт и столов в образовательных организациях:

Категория обучающихся Особенность расстановки мебели в классе
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение Расстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено
Обучающиеся с нарушениями слуха
  • расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры;
  • увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока
Слепые и слабовидящие обучающиеся Парты (столы) независимо от их размера устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске
Обучающиеся, страдающих светобоязнью Парты и столы, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся

При строительстве в зданиях организаций для обучающихся с ОВЗ бассейна (лечебного бассейна) чаша бассейна по периметру оборудуется поручнями.

Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6 кв.м., для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не менее 2,3 кв.м.

Наполняемость групп в случае инклюзивного образования

В соответствии с Приложением N 1
к СанПиН 2.4.2.3286-15 предусмотрена предельная наполняемость групп и классов в условиях инклюзии в зависимости от вида ОВЗ:

Вид ОВЗ Максимальное количество обучающихся в условиях инклюзии
Глухие обучающиеся Не более 2 глухих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:

  • при 1 глухом — не более 20 обучающихся;
  • при 2 глухих — не более 15 обучающихся
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе. Общая наполняемость класса:

  • при 1 слабослышащем или позднооглохшем — не более 25 обучающихся;
  • при 2 слабослышащих или позднооглохших — не более 20 обучающихся
Слепые обучающиеся Не более 2 слепых обучающихся в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 слепом — не более 20 обучающихся;
  • при 2 слепых — не более 15 обучающихся
Слабовидящие обучающиеся Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся;
  • при 2 слабовидящих — не более 20 обучающихся
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Не более 5 обучающихся с ТНР в классе. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Не более 2 обучающихся с НОДА в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 обучающемся с НОДА — не более 20 обучающихся;
  • при 2 — не более 15 обучающихся.
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе.

Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) Не более 2 обучающихся с РАС в классе.

Общая наполняемость класса:

  • при 1 обучающемся с РАС — не более 20 обучающихся;
  • при 2 обучающихся с РАС — не более 15 обучающихся

Меры поддержи обучающихся с ОВЗ

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется существенная социальная и материальная поддержка:

Категория обучающихся Меры поддержки
Обучающиеся, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность Находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем
Обучающиеся, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием

Вопросы и ответы

Вопрос № 1. У меня ребёнок с нарушением интеллекта не имеет основного общего образования. Может ли он получить профессиональное образование?

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Вопрос № 2. Обязана ли я отдавать своего ребёнка с ОВЗ в специализированную школу?

Вам необходимо уточнить в той школе, которую Вы выбрали о возможности инклюзивного образования детей с ОВЗ. Лишь после полученной информации и знакомства с условиями Вы можете принять решение.