Все ступени образования

Уровни высшего образования

  • Уровни высшего образования
  • Формы обучения

© .com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

© РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Как в России определяются степени высшего профессионального образования

Лето — не только пора дачников, купания в речках, сбора и заготовок всевозможных плодов, но и пора определения будущих студентов, ведь именно летом выпускники школ находят высшие учебные заведения (ВУЗ), в которых они продолжат свою учебу и выберут интересующую их рабочую специальность.

Не так давно из всех Российских ВУЗов выходили только специалисты с дипломами (например, после окончания технического ВУЗа выпускник назывался инженер, агроном, экономист — с приставкой той специальности, по которой он проходил обучение).

Еще в девяностых годах 20 века было принято эту схему изменить по аналогии с западной схемой образования. Европейцы и американцы производят в своих высших учебных заведениях бакалавров и магистров. Обе квалификации определены как высшее образование, но имеют два уровня градации.

После ряда обсуждений и реформ с 1 января 2011 года квалификации — или степени — высшего образования, а именно степени бакалавра и магистра являются утвержденными квалификациями для выпускников, которые закончили российские ВУЗы. Из обычного ранее «обычая» получения высшего образования пока действительна еще одна степень высшего образования – специалист, которая по уровню подготовки стоит после бакалавра и перед магистром, но в ВУЗах идет параллельно с новой схемой обучения на степени бакалавра и магистра.

Стоит разобраться поподробнее, чем являются сегодня квалификации бакалавр, специалист и магистр.

Бакалавр

Бакалавр – это степень высшего профессионального образования, которая завершается (обозначается) выдачей аттестата и записью о квалификации бакалавра. Период обучения на степень бакалавра должен составлять 4 года. В результате выпускник ВУЗа со степенью бакалавр имеет диплом, в котором указано, что он окончил общее высшее образование. Глубины познаний в специальности бакалавр не получает, но имеет общий теоретический подход и понимание работы в выбранной профессии.

Выпускники бакалавриата с одной стороны являются этакими «полуфабрикатами» от обучения по профессии, но, тем не менее, причислены к группе людей с высшим образованием: они могут начинать работать как выпускники ВУЗа. Недостаток в данном случае в том, что бакалавр не получил усиленной теории и более отработанных умений в выбранной профессии. Достоинство в том, что, приняв такого специалиста на работу, можно «затачивать» его на определенный вид деятельности дополнительными обучающими программами, наставничеством и практическим опытом труда.

Дипломированный специалист

Дипломированный специалист – это привычная в России форма высшего профессионального образования. Период обучения дипломированного специалиста составляет 5-6 лет в зависимости от выбранной профессиональной области. В результате выпускник ВУЗа со степенью дипломированный специалист держит в руках диплом, где обозначена специальность, т.е. является специалистом-практиком и может приниматься на работу в согласии с полученной специальностью. Дипломированных специалистов готовят с той целью, чтобы они могли заниматься практикой на производстве по выбранной профессии.

Возможно, что степень «дипломированный специалист» постепенно будет исключена из высшего образования в России.

Магистр

Магистр – это степень высшего профессионального образования, которая оканчивается выдачей аттестата, в котором обозначена надлежащая квалификация. Период обучения на степень магистра определяется 6-ю годами. При этом собственно само обучение на магистра занимает 2 года, а начальные 4 года будущий выпускник ВУЗа обучается на бакалавра. Будущие магистры приобретают больше знаний по научной теории. Магистр может быть квалифицирован только после того, как защитит диссертацию. В этом случае уже прослеживаются значительные элементы трудов научных работников. Защита магистерской диссертации может продолжиться новым уровнем учености, а именно обучением в аспирантуре.

Стоит учесть, что на обучение в магистратуру зачисляют по итогам прохождения конкурса. По статистике в магистратуру приходит не более 1/5 выпускников бакалавриата. Обучение на степень магистра — это право пройти практику в государственных ВУЗах России. К тому же, если есть желание заканчивать ВУЗ в статусе магистра, то об этом стоит позаботиться заранее, т.к. курсы обучения на бакалавра и специалиста практически одинаковы только в начальные 2 года обучения, затем в чтении курсов «вторгается» различие. Для поступления в магистратуру подойдет только диплом бакалавра.

Допускается смена ВУЗа при поступлении в магистратуру, т.е. получив диплом бакалавра в одном ВУЗе, можно поступить по конкурсу на магистратуру в другой ВУЗ. Хотя в таком случае стоит узнать о различии учебных планов обоих заведений.

Магистратура, в целом, присутствует в государственных ВУЗах, а негосударственные учебные учреждения подготавливают выпускников с дипломом бакалавров.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В нашей стране существует система непрерывного образования. Это юридический термин и введен он еще в советские годы. Непрерывное образование дает возможность совершенствования личности разносторонне, ее развития и реализации духовных, нравственных потребностей, проходя все существующие уровни образования в РФ.

Образование, регламентируемое законом

1 сентября 2013 года в действие вступил закон No 273. Он серьезно изменил привычное для наших граждан представление об образовательном процессе. За основу была взята Болонская система образования, применяемая во многих странах Европы.

Согласно новому закону в России существуют уровни образования – те стадии, ступени, которые проходит каждый гражданин, чтобы получить образование, социализироваться и освоить профессию. Некоторые из этих уровней необязательны.

Давайте рассмотрим их детально.

Дошкольное образование

Это первая ступень в системе образования, направлена на воспитание, обучение, формирование, уход и оздоровление за детьми.

Программы дошкольного образования реализуются в детских садах. Эти учреждения работают с ребятами, учитывая их возможности и потребности.Бывают комбинированные, общеразвивающие, компенсирующие, с уклоном, центры образования.

По мнению специалистов именно сад формирует личность, определяется психические и физические особенности, помогает ребенку войти в социум.

Дошкольное образование получают малыши в возрасте до 6 лет.

Система общего образования

Обучение в школах состоит из нескольких ступеней и в целом представляет один из уровней — общее образование.

Начальное общее образование

В начальную школу начинают принимать в возрасте шести с половиной лет и учат три года. На этом этапе продолжается формирование личности ребенка. Его подготавливают к школе, закладывают базовые знания и умения (письмо, чтение, развивают логическое мышление, учат выстраивать правильные отношения с остальными участниками образовательного процесса.

Основное общее образование

Перейдя в пятый класс, ученик делает шаг на вторую ступень общего образования и обучиться ему предстоит до 9 класса. Это обязательный этап в образовательной системе. За этот период личность развивается разносторонне, раскрывают ее способности и наклонности. Школьников подготавливают к освоению программ старших классов, начинают работу по профессиональной ориентацией, приобщают к физическому труду.

Среднее общее образование

Осваивая программу среднего общего образования в школах, лицеях, гимназиях (9 -11 классы), дети формируются как граждане, участники социальных процессов, проявляют свои способности, самореализуются и самоопределяются, приобретают знания, которые будут им нужны жизни, дальнейшей учебы и работы.

Начальное, общее и среднее образование получают в учреждениях общего образования. Дети, не получившее общее образование не допускаются до следующих уровней.

Профессиональное образование

Среднее профессиональное. В учреждениях среднего профессионального образования подготавливают специалистов по направлениям, удовлетворяющим потребности граждан и государства.Это все рабочие профессии.

Поступить в учреждения СПО (техникумы или колледжи) могут ребята, имеющие основное или среднее общее образование.

Срок обучения для выпускников 9 — х классов составляет 4 года. Те кто поступает после 11 класса предстоит учиться 2 года.

Высшее образование

Высшее профессиональное образование. Его цель — подготовка кадров всех специальностей и профессий, актуальных для социума в настоящее время. К обучению допускаются лица, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование. При этом, принятый в 2013 году закон, предполагает несколько уровней высшего образования:

Бакалавриат — первый уровень, дающий базовые знания и теоретические представления в специальности. Степень бакалавра присваивается после четырех лет обучения после сдачи экзамена.

Выпускникам выдается диплом о высшем образовании, в котором прописана степень бакалавриата. Для такого лица возможно трудоустройство в соответствии с требования, применяемыми к должности.

Магистратура — следующий после бакалавриата уровень. На магистратуру поступают те, кто уже имеет диплом бакалавра и желает углубить свои знания. Также магистратуру можно закончить и в качестве второго высшего образования Срок обучения составляет два года.

Дополнительное образование

В нашей стране дополнительное образование осуществляют подготовку детей и взрослых по программам дополнительного образования. Оно направлено на реализацию потребностей человека в саморазвитии, проявлении своих талантов, возможностей, освоении дополнительных навыков и умений, которые не дают другие уровни образования.

Для детей ДПО чаще всего представлены кружками и секциями физической, художественной, научно — технической, естественной направленности.

Взрослые получают дополнительное образование в рамках обучения на курсах.

Система образования в РФ и СССР часто сравниваются между собой. Разумеется, что некоторые аспекты остались прежними. Но в целом можно наблюдать ряд новшеств, без которых в условиях научного — технического процесса, состояния экономики, переоценки нравственных и культурных ценностей просто невозможно.

Современная система образования в нашей стране строится на принципах, которые используют в европейских странах и только начала свое развитие.

И хочется верить, что рано или поздно наше новую Российскую систему образования, как и Советскую признают самой сильной и эффективной.

До новых статей!

Ступени общего образования в России — дошкольное, начальное, основное и среднее общее

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — один из основных документов, регулирующих отношения в сфере образовния.

Общее образование, как один из видов образования в нашей стране, направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Таким образом, общее образование можно разделить на дошкольное и школьное образование.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления, однако оно не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.

Обучение в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ формируются нравственные убеждения, эстетический вкус и здоровый образ жизни, высокая культура межличностного и межэтнического общения. Учащиеся овладевают основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, у них развиваются склонности, интересы, способности к социальному самоопределению.

Среднее общее образование (СТАРШАЯ ШКОЛА) направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образованиеявляются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Обучение в школе сопровождается промежуточными и итоговыми аттестациями. По окончании 9 и 11 классов проводятся государственные итоговые аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ.

Общее образование в нашей стране может быть получено в осуществляющих образовательную деятельность организациях (детские сады, школы), а также вне этих организаций (в форме семейного образования и самообразования). При этом лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию (ГИА) в аккредитованной образовательн0й организации.

При этом обучающиеся, их родители (законные представители) вправе обращаться за получением образовательных услуг от образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей по своему выбору на платной основе.

Государственные и муниципальные образовательные организации вправе оказывать платные образовательные услуги, которые не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой из бюджетов всех уровней (федерального, субъектов РФ или местного). Таким образом, к платным относятся услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательной организации.