Содержание
- Налоги взимаемые с юридических лиц (организаций)
- Дополнительно
- Типы налоговых систем
- Формы налогообложения
- Виды систем налогообложения: сводная таблица
- Налоговая система РФ кратко
- Принципы построения налоговой системы РФ
- Структура налоговой системы РФ
- Функции налоговой системы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- 2.2 Классификация налогов
Налоги взимаемые с юридических лиц (организаций)
Дополнительно
Налоги взимаемые с физических лиц — перечень налогов, которые уплачивают физические лица, как налогоплательщики Российской Федерации.
Виды налогов и сборов в Российской Федерации — перечень налогов и сборов России, их классификация.
Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц и т.д.
Косвенный налог — налог на товары, работы или услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. К косвенным налогам относятся Налог на добавленную стоимость (НДС), Акциз.
Общая система налогообложения (ОСН) — система налогообложения, предусмотренная ст. 13 — 15 НК РФ, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов. Помимо общей системы налогообложения существуют специальные налоговые режимы.
Специальные налоговые режимы — устанавливаются Налоговым кодексом России и предусматривают особый (в сравнении с общим) порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
Материалы по теме «Налоговый контроль»
Словари:
Словарь
Налоговый словарь
Словарь бухучета
Юридический словарь
Словарь инвестора
Система налогообложения – это определенный порядок взимания налогов с фирмы или предпринимателя. Выбор наиболее благоприятного налогового режима для получения максимальной прибыли – очень важный момент при открытии любого бизнеса. Какие системы налогообложения существуют на сегодня и каковы их основные черты – рассмотрим в данной статье.
Типы налоговых систем
Одна общая и четыре специальных системы налогообложения действуют в 2017 году для российских ИП и организаций.
Общая система налогообложения (ОСНО) – применяется автоматически, если налогоплательщик не выбрал для своей деятельности какой-либо специальный режим, и имеет самую высокую налоговую нагрузку и объем отчетности. На общей системе могут работать абсолютно все ИП и организации без ограничений.
Специальные налоговые режимы подразумевают более выгодный уровень налогообложения, но требуют соблюдения налогоплательщиком определенных условий для их применения. К ним относятся следующие виды налоговых систем:
Каждый из специальных налоговых режимов, действующих в РФ, предусматривает уплату специального налога вместо налога на прибыль для юрлиц, или НДФЛ для предпринимателей, а также освобождает от уплаты НДС (кроме ввозного), налога на имущество организаций, или налога на имущество физлиц, используемое в деятельности на спецрежиме (в отдельных случаях).
Какие бы виды налоговых режимов не применялись, всем работодателям необходимо уплачивать НДФЛ и страховые взносы с доходов своих работников, а ИП должны платить еще и фиксированные страхвзносы «за себя».
Формы налогообложения
Рассмотрим основные черты каждой из налоговых систем.
ОСНО
На общей системе необходимо уплачивать:
- юрлицам — налог на прибыль, ИП – НДФЛ,
- НДС,
- налог на имущество организаций, или физлиц,
- при необходимости – прочие налоги, как федеральные, так и региональные (транспортный, земельный, водный, на добычу полезных ископаемых, акцизы и др.).
Предприятиям, применяющим в качестве формы налогообложения общий режим, необходимо вести бухгалтерский и налоговый учет, а также сдавать бухгалтерскую отчетность.
УСН
«Упрощенка» на сегодня самая популярная система налогообложения в России у малого и среднего предпринимательства.
Стать «упрощенцем» могут только лица, отвечающие определенным в НК РФ требованиям:
- организация не должна иметь филиалов,
- остаточная стоимость основных фондов организации по бухучету не превышает 150 млн руб.,
- фирма или ИП не производят подакцизные товары, не ведут добычу и торговлю полезными ископаемыми и не занимаются прочими видами деятельности, перечисленными в п. 3 ст. 346.12 НК РФ,
- доход юрлица за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН не должен превышать 112,5 млн руб., для ИП ограничений нет.
Налогоплательщики могут выбрать один из двух объектов налогообложения. Их виды и порядок налогообложения различен: «доходы» облагаются по ставке 6%, а «доходы за минусом расходов» — 15%.
К минусам «упрощенки» можно отнести:
- ограничение лимита дохода — с 2017 г. он равен 150 млн руб. в год,
- при УСН «доходы минус расходы» — необходимость уплаты минимального налога даже при отсутствии прибыли,
- возможность утраты права на УСН при нарушении любого ограничения или условия и переход на ОСНО с начала того квартала, в котором произошло превышение,
- освобождение от НДС (как при любом спецрежиме) может привести к потере клиентов или покупателей, принимающих НДС к вычету.
ЕНВД
Для уплаты ЕНВД не имеет значения – получена прибыль или нет, ведь налогом облагается предполагаемый доход, а не реальный. Налог рассчитывается по физическим показателям и базовой доходности, определенной Налоговым кодексом (ст. 346.29 НК РФ).
«Вмененный» налоговый режим применяется к ограниченному кругу видов деятельности и только в тех регионах, где принят местный закон о его введении (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Ограничения для применения ЕНВД:
- не принимать участия в договорах доверительного управления или о совместной деятельности,
- не сдавать в аренду авто- и газозаправочные станции,
- осуществлять торговлю, или услуги общепита в зале, не превышающем 150 кв. м.
«Вмененный» режим может стать выгодным для тех, чей реальный доход существенно выше предполагаемого, к тому же на ЕНВД не требуется вести налоговые регистры. Но есть и минусы: применять его можно только в регионах, где он введен, платить налог придется, даже если доход отсутствует, а сдавать декларацию по ЕНВД нужно ежеквартально. «Слететь» с ЕНВД можно также как и с УСН – нарушив любое из ограничений.
ЕСХН
Единый сельхозналог – специальная форма налогообложения в России, которую могут использовать только производители сельхозпродукции и те, кто оказывает им услуги, имея от этого не менее 70% в общем доходе.
Спецрежим недоступен для производителей подакцизных товаров, организаторов азартных игр и госпредприятий. Право на ЕСХН теми, кто нарушил установленные НК РФ условия для его применения, утрачивается с начала налогового периода, в котором произошло нарушение.
Учет по налогу ведется в КУДиР для ИП, а организации должны вести регистры бухучета. Декларация подается раз в год.
Патент
ПСН – режим, который предназначен исключительно для ИП. Приобретаемый патент дает право на определенной территории вести какой-либо вид деятельности, указанный в ст. 346.43. Число приобретаемых патентов не ограничено, а срок их действия может длиться от 1 до 12 месяцев в пределах одного года. Стоимость патента не зависит от фактического дохода ИП и уплачивается авансом.
Данный вид формы налогообложения для ИП имеет ряд ограничений:
- средняя численность работников – до 15 человек,
- ИП не заключает договора о совместной деятельности или доверительном управлении имуществом,
- площадь зала при оказании услуг общепита или розничной торговле не более 50 кв. м,
- лимит дохода в год – 60 млн руб. по всей деятельности ИП, а не только «патентной».
Несомненные плюсы патента – отсутствие налоговой отчетности и простой налоговый учет в Книге учета доходов. Утратить право на патент можно, нарушив любое из ограничений.
Виды систем налогообложения: сводная таблица
Разобравшись, какие бывают системы налогообложения в России, рассмотрим особенности каждой из них в сводной таблице.
Системы налогообложения в России таблица 2017
Виды налогообложения
|
ОСНО |
УСН |
ЕНВД |
ЕСХН |
ПСН |
Налоговый объект |
Доходы, уменьшенные на расходы (налог на прибыль), доход ИП (НДФЛ) |
Доходы, или доходы за минусом расходов |
Вмененный доход |
Доходы, уменьшенные на расходы |
Доход, потенциально возможный к получению |
Ставка налога |
20%, или 13% для ИП |
6% или 15% |
15% |
6% |
6% |
Налоговый период |
Год |
Год |
Квартал |
Год |
От 1 до 12 месяцев |
Авансовые платежи |
За 1 квартал, полугодие, 9 месяцев |
— |
За полугодие |
— |
|
Декларация |
Ежеквартально |
Раз в год |
Ежеквартально |
Раз в год |
— |
Кто может применять |
ООО и ИП |
ИП |
|||
Ограничения по численности, чел. |
— |
Не более 100 |
Не более 100 |
Для рыбохозяйств и ИП не более 300, по остальным ограничений нет |
Не более 15 |
Доля участия юрлиц в организации |
—
|
25% |
25% |
— |
— |
Годовой лимит дохода |
— |
150 млн руб. |
—
|
|
60 млн руб. в сумме по всем видам деятельности |
Совмещение режимов |
ЕНВД, ПСН |
ЕНВД, ПСН |
ОСНО, УСН, ЕСХН,ПСН |
ЕНВД, ПСН |
ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН |
Как видно из таблицы, не все виды налогообложения для ООО доступны: патент применяется только ИП. Остальные режимы могут применять как ИП, так и юрлица.
Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.
Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).
На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.
В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.
Налоговая система РФ кратко
Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.
Налоговая система Российской Федерации — это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.
Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
Принципы построения налоговой системы РФ
Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:
- Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
- Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
- Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
- Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
- Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.
Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.
Структура налоговой системы РФ
Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.
Уровни налоговой системы РФ
Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):
- Федеральный.
- Региональный.
- Местный.
Налоговая система: классификация налогов в РФ
Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:
- Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать .
- Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
- Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете .
Элементы налоговой системы
Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.
Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:
- Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
- Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
- Способы и виды контроля в налоговой сфере.
- Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
- Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
- Принципы установления налогов.
- Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
- Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.
Функции налоговой системы
Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:
- Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
- Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
- Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
- Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
- Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
2.2 Классификация налогов
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.
Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
- федеральные:
- региональные;
- местные.
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления
Уровень установления |
Налоги |
Федеральные |
|
Региональные |
|
Местные |
|
При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
- прямые;
- косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- таможенные пошлины и др.
Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
- общие;
- специальные.
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:
- транспортный налог;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:
- твердыми;
- процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
- включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
- относимые на издержки обращения и затраты производства;
- относимые на финансовые результаты;
- уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
- закрепленные;
- регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.
Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения
Субъект налогообложения |
Налоги |
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами |
|
Налоги, уплачиваемые физическими лицами |
|
Смешанные налоги |
|
Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.