Встречная налоговая проверка

Только в апреле закончилась самая горячая пора у бухгалтера – годовой отчет и отчетность за 1 квартал остались позади и можно заняться текущими (а так же отложенными на «когда-нибудь потом») делами. Однако возросшая активность налоговых инспекций, забрасывающих налогоплательщиков требованиями, не всякому бухгалтеру позволит спокойно жить и работать.

В рамках проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, ФНС может запрашивать информацию и документы не только у налогоплательщиков, в отношении которых проводятся данные проверки и мероприятия, но и:

  • у их контрагентов,
  • у иных лиц «располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика».

Деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением: 📌 Реклама Отключить

  • налогоплательщиками,
  • налоговыми агентами,
  • плательщиками сборов,

законодательства о налогах и сборах, регламентируется главой 14 первой части Налогового кодекса.

Согласно положениям ст.93.1 НК РФ, ИФНС вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемых налогоплательщиков у контрагентов (или иных лиц) в следующих случаях:

  • При проведении налоговой проверки.
  • При рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (или его заместителя) ИФНС «о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля».
  • В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у ИФНС возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки*.

*В этом случае документы и информация налоговая может затребовать у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. 📌 Реклама Отключить

Нередко в перечень документов, которые требует ИФНС, попадаются такие, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к налоговому контролю. И, соответственно, налогоплательщики, получившие такое Требование, в замешательстве – предоставлять требуемое или нет?

В нашей статье мы рассмотрим особенности действующего законодательства, регламентирующего проведение «встречных» проверок и касающиеся прав ИФНС в части затребования документов (информации) и обязанностей налогоплательщиков в части их предоставления.

Сроки и порядок предоставления документов

Для начала рассмотрим сроки предоставления документов по требованию, а так же последствия не предоставления (несвоевременного предоставления) документов.

Согласно п.5 ст.93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней *со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

📌 Реклама Отключить

*В соответствии с п.6 стр.6.1 НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Соответственно, документы или информацию необходимо представить в течении 5 рабочих дней.

При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Необходимо помнить, что не взирая на объемы документации, ИФНС вправе, но не обязана продлевать пятидневный срок и, соответственно, может отказать налогоплательщику, а впоследствии оштрафовать его за нарушение сроков, если он в них не уложится.

📌 Реклама Отключить

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п.2 и 5 ст.93 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.93 НК РФ, документы могут быть представлены в налоговый орган:

  • лично,
  • или через представителя,
  • направлены по почте заказным письмом,
  • или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

📌 Реклама Отключить

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом, Минфин и ФНС придерживаются позиции, что заверять необходимо копию каждого документа (т.е. сшить все документы в одну пачку и заверить их печатью и подписью на обороте – нельзя).

Такая точка зрения изложена, например, в Письме Минфина от 11.05.2012г. №03-02-07/1-122:

«Согласно п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. п. 2 и 5 ст. 93 Кодекса.

Представление в налоговые органы документов на бумажном носителе по общему правилу производится в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 Кодекса).

📌 Реклама Отключить

В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пунктами 2.1.29, 2.1.30 и 2.1.39 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28, предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Под реквизитом документа понимается обязательный элемент оформления документа.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» («ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов») при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Копия документа заверяется печатью организации.

При этом исходя из положений ст. 93 Кодекса заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка этих документов.

📌 Реклама Отключить

Непредставление документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. ст. 126 или 129.1 Кодекса.»

А вот многостраничный документ можно заверить как постранично, так и целиком – прошив и пронумеровав его.

Данная позиция отражена в п.21 Письма ФНС России от 13.09.2012г. №АС-4-2/15309@:

«Таким образом, могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом, в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.).»

На основании п.5 ст.93 НК РФ, в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков).

📌 Реклама Отключить

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Из вышеуказанной нормы следует, что не предоставлять повторно копии документов налогоплательщик может лишь в том случае, если они затребованы ФНС в рамках проведения камеральной или выездной проверки, касающейся самого налогоплательщика. На предоставление документов, касающихся контрагентов налогоплательщика, норма не распространяется.

Соответственно, в случае затребования документов в рамках встречной проверки, их необходимо предоставить, даже если за этот период налогоплательщик, у которого затребованы документы, проходил выездную проверку и, соответственно, данные документы уже предоставлял.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, при получении каждого нового требования в рамках проведения встречных проверок, налогоплательщик обязан предоставить копии требуемых документов вне зависимости от того, какие документы им предоставлялись ранее в ФНС.

Однако, в своем Письме от 26.08.2013г. №03-02-07/1/35025 Минфин на вопрос «Организация получает требования налогового органа о представлении документов, выставленные на основании поручений налоговых органов, проводящих мероприятия налогового контроля в отношении контрагентов организации.

Вправе ли организация в данном случае не представлять документы, если ранее они были представлены в рамках иного мероприятия налогового контроля, проводимого тем же налоговым органом?»

Ответил: «Согласно п. 5 ст. 93.1 Кодекса истребуемые в соответствии с указанной статьей документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. п. 2 и 5 ст. 93 Кодекса.

📌 Реклама Отключить

В силу п. 5 ст. 93 Кодекса в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Полагаем, что указанное ограничение на повторное истребование налоговым органом документов у организации применимо и в случае истребования в соответствии со ст. 93.1 Кодекса документов в отношении контрагентов организации.»

📌 Реклама Отключить

При этом, правда, ведомство сообщило «что из представленного обращения не ясно, в рамках какого мероприятия налогового контроля налоговыми органами ранее были истребованы у организации документы.»

Штрафные санкции за непредоставление (несвоевременное предоставление) документов/информации

В соответствии с п.6. ст.93.1 НК РФ:

  • отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов,
  • или непредставление их в установленные сроки*,

признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ.

*В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Требования.

Согласно п.2 ст.126 НК РФ, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ:

📌 Реклама Отключить

  • влечет взыскание штрафа с организации или ИП в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося ИП, — в размере одной тысячи рублей.

Как видно из вышеприведенного пункта, оштрафовать можно компанию, которая не предоставила (или предоставила несвоевременно) документы, предусмотренные НК РФ.

Однако представители ФНС обычно считают, что при проведении встречной проверки имеют право истребовать абсолютно любые документы, которые по их мнению связаны с проверяемым налогоплательщиком – при чем не только напрямую, но и косвенно.

Соответственно, они могут попросить у компании и карточки счетов и штатное расписание налогоплательщика и документы, содержащие сведения не о деятельности проверяемого налогоплательщика, а о деятельности контрагентов компании.

Так же Требования о предоставлении документов (информации) могут поступить и контрагентам контрагентов.

📌 Реклама Отключить

При этом, согласно пп.1 п.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента:

  • документы*, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов,
  • а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

*По формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления.

Очевидным представляется тот факт, что штатное расписание компании-контрагента не имеет никакого отношения к исчислению и уплате налогов проверяемого налогоплательщика. Однако Минфин на прямой вопрос о том, могут ли инспекторы затребовать штатное расписание, отвечает уклончиво.

📌 Реклама Отключить

Так, в своем Письме от 09.10.2012г. №03-02-07/1-246 Минфин на вопрос «Имеет ли право налоговый орган в рамках ст. 93.1 НК РФ истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика информацию о персональных данных работников организации-контрагента (штатное расписание, приказы о направлении в командировки)?»

Отвечает следующее:

«Статья 93.1 Кодекса не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Полагаем, что к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).»

На основании этого разъяснения каждый вправе сделать свой вывод. ФНС считает, что «любые документы» включают в себя все, в том числе и штатное расписание. При несогласии налогоплательщика с этой точкой зрения возможны претензии со стороны налоговой.

📌 Реклама Отключить

Что касается документов, касающихся не проверяемого налогоплательщика, а других компаний, есть Определение ВАС РФ от 15.10.2013г. №ВАС-14062/13 по делу №А43-18174/2012, которое говорит о том, что если истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика, то и затребовать* такие документы налоговая не в праве.

*А так же оштрафовать за их непредоставление в соответствии со ст.126 НК РФ.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

Согласно положениям ст.129.1 НК РФ, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса:

📌 Реклама Отключить

  • влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Согласно п.2 ст.129.1, те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Телефоны ЮристЪ

Понятие встречной налоговой проверки

Встречная проверка или просто «встречка» — это ещё один способ контроля налоговиков за правильностью и обоснованностью представленных документов. В современной редакции Налогового кодекса России нет такого понятия, как встречная налоговая проверка.

Отношения об истребовании документов у контрагента проверяемого лица регулируются ст. 93.1 Налогового кодекса России «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

На основании данной статьи налоговый орган имеет право запросить при проведении проверки у контрагента проверяемого лица документы, подтверждающие фактическое совершение и содержание сделки.

Ничего страшного в Требовании о предоставлении документов по сделке с другой компанией нет. Проверяют не вас, а вашего контрагента. Такие проверки не являются еще одним видом налоговых проверок, хотя информацию о вашей деятельности они дают.

На практике налоговый орган практически всегда при проведении камеральных (документальных) или выездных проверок запрашивает документы по сделкам у контрагентов проверяемого лица.

Основанием для проведения такого запроса может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость. Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно. Инспекторы это определят сами по результатам своего анализа. Вне рамок проверки могут проконтролировать какую-то конкретную сделку, чтобы подтвердить её реальность.

Какая информация может быть запрошена?

Для получения нужной информации, налоговая инспекция направляет «Требование о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить запрашиваемые документы. Предоставлять нужно копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию, или в случае, если документ на нескольких листах, то сшивать, нумеровать и заверять на месте сшива на обороте последнего листа с указанием количества листов. Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном сканированном виде по ТКС (телекоммуникационным каналам связи).

Список документов, запрашиваемых налоговым органом, законодательно не определён. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, в частности: договоры, приложения и спецификации к ним, накладные, акты приема — передачи, счета-фактуры.

Список документов может быть большим, особенно если у вас с контрагентом большой товарооборот или крупный подряд, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день после получения Требования отправьте в налоговый орган письмо с указанием причины задержки и срока, который вам необходим для подготовки и предоставления документов. В течение 2 рабочих дней налоговый орган должен сообщить о своём решении либо о продлении сроков либо об отказе.

В случае отсутствия у вас запрашиваемых документов, направляйте в ответ на Требование в течение 5 дней письмо об отсутствии запрашиваемых документов в налоговый орган.

Вы и ваш контрагент можете состоять на учёте в разных налоговых инспекциях. В таком случае налоговый орган, в котором на учёте состоит контрагент, не может истребовать от вас информацию. Он посылает поручение вашему налоговому органу, который на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

Результаты встречной проверки оформляются актом.

Правомерность встречной проверки

Прежде чем направить в налоговый орган запрашиваемые документы, проверьте, не допущены ли в Требовании ошибки или неточности. Вот на что стоит обратить внимание:

1. Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме Требования должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налогового органа, где зарегистрирован контрагент, в случае учёта ваших организаций в разных налоговых органах.

2. Проверьте, чтобы запрашиваемые сведения в поручении и требовании совпадали. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина запроса и она должна совпадать и в поручении и в требовании

3. В требовании должны быть указаны конкретные документы, которые необходимы налоговому органу или указание на конкретную сделку/договор, информацию по которой нужно предоставить.

4. Налоговый орган не вправе в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, например налоговые декларации. Вы имеете полное право не исполнять подобное требование налогового органа, только до этого еще раз убедитесь в том, что вы правильно поняли Требование, т.к. ваш отказ может потребоваться отстаивать в суде, плюс перед этим вы заплатите штраф.

Можно ли отказать в предоставлении документов?

Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия. Вам представляется, что запрашиваемые документы не содержат сведений о хозяйственных операциях с контрагентом, а налоговый инспектор будет утверждать обратное. Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц между вашей организацией и контрагентом.

За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц юридического лица в сумме от 300 до 500 рублей.

Чем грозит встречная проверка

При получении Требования налогового органа, необходимо подумать, как бы самому не попасть впросак, предоставляя запрашиваемые документы, если в них обнаружат расхождения с документами контрагента.

В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут. Если выявят нарушение, то налоговую проверку для вашей организации всё равно назначат и проведут, так что думайте, прежде чем слепо исполнять Требование! Обязательно созвонитесь с контрагентом и уточните у него перечень и содержание представленных им документов, постарайтесь свести риск выявления расхождений и разночтений в документах к минимуму и тогда налоговая сторона вашей деятельности будет значительно проще.

Впрочем, правило аккуратности и внимательности подходит для всех случаев и сторон нашей многогранной жизни.

Алексей Полищук

«Выездная проверка» — редко у кого из бухгалтеров не екнет сердце от этого словосочетания. Даже если с первичными документами все в порядке и состояние бухгалтерского учета не оставляет желать лучшего.

Конечно, далеко не каждый бухгалтер сталкивается в своей трудовой жизни с выездными налоговыми проверками, но вероятность такого события всегда остается.

Любая налоговая проверка осложняет жизнь бухгалтерии. А выездная проверка – больше всех. Необходимо подготовить огромное количество документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, сравнительных таблиц и письменных пояснений. А ведь текущую работу никто не отменял.

Выездная проверка, в отличии от камеральной, проводится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика, что тоже не облегчает жизнь бухгалтеру. Ведь большую часть своего рабочего времени он вынужден посвящать проверяющим.

📌 Реклама Отключить

Особенно не легко приходится тем бухгалтерам, которые в проверяемом периоде в компании еще не работали.

При выездной налоговой проверке проверяются правильность начислений и уплаты налогов (одного или нескольких) за определенный период.

Выездная налоговая проверка может быть комплексной – проверяются все налоги организации и выборочной – проверяются только некоторые налоги.

Согласно положениям статьи 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении налоговых агентов (проверка по НДФЛ).

Выездная налоговая проверка может повлечь за собой серьезные налоговые риски для налогоплательщиков.

ИФНС может наложить на организацию (ИП) штрафные санкции, заблокировать расчетный счет, приостановить деятельность компании, а в крайнем случае – наложить арест на имущество организации.

📌 Реклама Отключить

При наличии спорных моментов, довольно часто возникающих при ведении налогового учета, свою позицию компаниям с высокой долей вероятности придется отстаивать в суде.

Все эти риски можно существенно уменьшить, если заранее подготовиться к проверке.

Знание бухгалтером прав и обязанностей налоговых инспекторов и проверяемой организации существенно облегчит прохождение проверки.

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется положениями первой части Налогового кодекса.

Ниже мы рассмотрим:

  • основные правила проведения выездных проверок,
  • критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков,
  • законодательную базу, регламентирующую проведение выездных проверок,
  • особенности их проведения,
  • права и обязанности ИФНС и налогоплательщиков, возникающие в связи с проведением выездной налоговой проверки.

Кроме того, в статье приведены примеры писем организации направляемых в адрес ИФНС: 📌 Реклама Отключить

  • О проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения ИФНС.
  • Об отсрочке предоставления документов по Требованию ИФНС.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Основными правилами проведения выездной проверки являются:

1. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (или его заместителя) ИФНС.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Пример письма с просьбой о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения ИФНС

ООО «РОМАШКА»

117435, г. Москва, Комсомольский проспект, д. 44,

ИНН 7704013422

Тел/факс: (499) 990-80-90 Исх.№181/02-12 в ИФНС №4 по ЦАО г.Москвы

От «30» марта 2012г. Каб.215

тел. (499) 350-11-11

Ивановой Надежде Ивановной

ПИСЬМО С ПРОСЬБОЙ О ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ИФНС.

Просим Вас провести выездную налоговую проверку в отношении ООО «РОМАШКА» (Решение №12356 о проведении выездной налоговой проверки от 29.03.2012) по месту нахождения налоговой инспекции, в связи с отсутствием помещения для размещения инспекторов на территории налогоплательщика.

С уважением,

Генеральный директор

Петрова И.А. _______________________

2. Выездная налоговая проверка проводится на основании Решения о проведении проверки, принимаемого ИФНС. 📌 Реклама Отключить

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки (п.2 ст.89 НК РФ).

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006г. №САЭ-3-06/892@.

3. Максимальное количество лет, которое может быть охвачено проверкой составляет 3 года, непосредственно предшествующих году проведения проверки (текущий год в данные период не входит).

4. ИФНС не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п.5 ст.89 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

5. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев (п.6 ст.89 НК РФ).

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Приказом от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Такими критериями являются:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

📌 Реклама Отключить

Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приведен в приложении №3 к Приказу ФНС №ММ-3-06/333@.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право на применение специальных налоговых режимов.

📌 Реклама Отключить

7. Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление организацией пояснений на уведомление ИФНС о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное (два и более) снятие с учета и постановка на учет в ИФНС налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между ИФНС).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности приведен в приложении №4 к Приказу ФНС №ММ-3-06/333@.

📌 Реклама Отключить

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Данные критерии разработаны для того, чтобы налогоплательщики самостоятельно могли оценить, являются ли они кандидатами на выездную налоговую проверку.

К сожалению, даже если организация не попала (что не так то просто) ни под один из критериев, это не является гарантией того, что выездной проверки не будет.

Однако, бухгалтеру стоит внимательно рассмотреть каждый критерий и оценить, насколько велика вероятность, что его компания попадет под выездную проверку.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Порядок проведения выездной налоговой проверки сформулирован в положениях ст.89 Налогового кодекса.

Согласно п.12 ст.89 НК РФ, проверяемая организация должна обеспечить возможность должностных лиц ИФНС, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

📌 Реклама Отключить

Так же, при проведении выездной проверки у организации могут быть истребованы необходимые для проверки документы в соответствии со ст.93 НК РФ.

При этом, в соответствии с п.3 ст.93 НК РФ, копии всех подтверждающих документов должны быть представлены в ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего Требования.

Не редко случается так, что компания технически не успевает изготовить столько копий в отведенный срок.

Нужно помнить, что если исполнить требование ИФНС в десятидневный срок невозможно, то можно направить в ИФНС письмо с просьбой продлить срок подготовки затребованных документов с учетом технических возможностей организации.

Такой запрос необходимо отправить на следующий день после получения требования о предоставлении документов. Именно этот срок предусмотрен ст.93 НК РФ, для организаций, которые по объективным причинам не могут предоставить документы в течение 10 дней.

📌 Реклама Отключить

Пример письма с просьбой об острочке сроков предоставления документов по требованию ИФНС

ООО «РОМАШКА»

117435, г. Москва, Комсомольский проспект, д. 44,

ИНН 7704013422

Тел/факс: (499) 990-80-90 Исх.№184-12 в ИФНС №4 по ЦАО г.Москвы

От «30» марта 2012г. Начальнику инспекции,

советнику государственной

гражданской службы РФ

1 класса Ивановой Е.А.

ПИСЬМО С ПРОСЬБОЙ ОБ ОТСРОЧКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ТРЕБОВАНИЮ ИФНС №2387 ОТ 29.03.2012Г.

29.03.2012г. от ИФНС России №4 по ЦАО г. Москвы, в адрес ООО «РОМАШКА», ИНН 7704013422, было направлено Требование №2387 о предоставлении документов (информации) за период с 01.01.2008г. по 31.12.2010г.

Общий объем запрашиваемых документов за проверяемый период составляет более тридцати тысячи листов.

Подготовкой копий документов для предоставления в ИФНС, в связи с проведением выездной налоговой проверки занимается бухгалтерская служба в составе 2 человек, которые физически не в силах осуществить копирование такого количества документов в десятидневный срок.

У Общества отсутствуют технические и финансовые возможности, которые бы позволяли расширить штат бухгалтерской службы.

В связи с большим документом оборотом и техническими ограничениями, Общество не успевает подготовить требуемый комплект документов к указанному сроку.

В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ просим продлить срок подготовки указанных документов на пятнадцать рабочих дней.

С уважением,

Генеральный директор

Петрова И.А. _______________________

На основании письменного обращения компании ИФНС может продлить десятидневный срок. О своем решении – продлить или не продлевать срок, ИФНС уведомит налогоплательщика в письменном виде. 📌 Реклама Отключить

Кроме письма об увеличении сроков, так же рекомендуется устное общение с проверяющим инспектором или начальником ИФНС. Обычно инспекция входит в положение налогоплательщика, но бывают и случаи отказов, которые, к сожалению, бессмысленно оспаривать в самой ИФНС.

При этом, у налогоплательщика всегда есть возможность подать возражение (или жалобу) в вышестоящую налоговую инспекцию и обратиться в суд, в случае наложения ИФНС штрафных санкций за несвоевременное предоставление документов.

В соответствии с п.1 ст.126 НК РФ, штраф за не предоставление документов составляет 200 руб. за каждый не предоставленный документ.

ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ

В случае, если организация не предоставит документы добровольно, ИФНС вправе произвести выемку документов.

Это право закреплено в пп.3 п.1 ст.31 НК РФ:

Налоговые органы вправе производить выемку документов:

📌 Реклама Отключить

  • у налогоплательщика,
  • плательщика сбора,
  • налогового агента,

при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут:

  • уничтожены,
  • сокрыты,
  • изменены,
  • заменены.

В соответствии с п.5 ст.93 НК РФ, ИФНС не может потребовать у организации те документы, которые были ей ранее представлены (в виде заверенных копий) при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.

Указанное ограничение не распространяется на случаи:

  • когда документы ранее представлялись в виде подлинников, возвращенных после проверки,
  • когда документы, были утрачены ИФНС вследствие непреодолимой силы (наводнение, пожар и пр.).

Кроме того, в данное время действуют следующие ограничения при выемке документов в ходе выездной проверки: 📌 Реклама Отключить

  • До начала выемки документов должностное лицо ИФНС должно предъявить представителю налогоплательщика Постановление о производстве выемки документов и предметов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007г. №ММ-3-06/338@, и разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности.
  • Выемка должна быть произведена в присутствии представителя налогоплательщика и понятых (в качестве понятых могут быть вызваны любые 2 физлица, кроме сотрудников ИФНС).
  • Обязательно должен быть составлен Протокол выемки документов и предметов по форме, утвержденной Приказом №ММ-3-06/338@.
  • Выемка документов и предметов в ночное время не допускается. При этом, положения НК РФ не содержат определения ночного времени. Согласно ТК РФ, ночным считается время с 22-00 до 06-00.

Налоговые инспекторы, осуществляющие выездную проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. 📌 Реклама Отключить

Кроме того они могут производить осмотр документов и предметов, а так же:

  • производственных,
  • складских,
  • торговых,
  • иных помещений и территорий,

используемых организацией для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

В соответствии с п.3 ст.92 НК РФ, осмотр производится в присутствии понятых.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

В последний день проведения выездной проверки проверяющий обязан составить Справку о проведенной проверке.

В ней фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Справка вручается налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она направляется в адрес организации заказным письмом по почте (п.15 ст.89 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления Справки о проведенной выездной налоговой проверке ИФНС должен быть составлен в установленной форме Акт налоговой проверки.

Требования к составлению Акта камеральной налоговой проверки, утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006г. №САЭ-3-06/892@.

Акт о результатах проведения налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти рабочих дней с момента его составления (п.5 ст.100 НК РФ).

После получения Акта у налогоплательщика есть возможность предоставить в письменном виде свои возражения по Акту выездной проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки.

Представить возражения по Акту в ИФНС необходимо в течении 15 рабочих дней с момента его получения.

В соответствии с п.6 ст.100, налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ИФНС документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

📌 Реклама Отключить

ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Руководитель ИФНС (или его зам) должен рассмотреть:

  • Акт налоговой проверки,
  • другие материалы проверки,
  • письменные возражения налогоплательщика по указанному акту.

По результатам рассмотрения должно быть принято Решение по результатам проверки.

Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока, отведенного на предоставление возражений.

Срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1 ст.101 НК РФ).

Руководитель ИФНС извещает налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Обратите внимание:Налогоплательщик вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст.101 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Отсутствие налогоплательщика, извещенного должным образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения.

Исключение составляют случаи, когда участие этого лица будет признано руководителем ИФНС обязательным для рассмотрения этих материалов.

В соответствии с п.3 ст.101 НК РФ,

перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель ИФНС обязан:

1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель ИФНС выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение:

  • либо о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц,
  • либо об отложении указанного рассмотрения.

3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить его полномочия; 📌 Реклама Отключить

4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены:

  • акт налоговой проверки,
  • иные материалы мероприятий налогового контроля (при необходимости),
  • письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка.

Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (п.4 ст.101 НК РФ).

Обратите внимание:Использование ИФНС доказательств, полученных с нарушением НК РФ, не допускаются.

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС устанавливает:

📌 Реклама Отключить

1) совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) обстоятельства:

  • исключающие вину в совершении налогового правонарушения,
  • смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с п.6 НК РФ, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений налогового законодательства или их отсутствия, руководитель ИФНС вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий 1 месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться:

📌 Реклама Отключить

  • истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ,
  • допрос свидетеля,
  • проведение экспертизы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель ИФНС выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ).

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его налогоплательщику.

Именно в течении этого срока, в соответствии с п.2 ст.139 НК РФ, налогоплательщик может подать апелляционную жалобу на решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган.

Решение ИФНС можно оспаривать полностью или частично.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение ИФНС, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

📌 Реклама Отключить

При этом, в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения, налогоплательщик может обжаловать вступившее в законную силу решение ИФНС, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

В соответствии с п.3 ст.139 НК РФ, жалоба подается в письменной форме.

Апелляционная жалоба на решение ИФНС подается в вынесшую это решение ИФНС.

В течение трех дней со дня поступления указанной жалобы, ИФНС обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

После этого, если вышестоящий налоговый орган подтвердит решение, принятое ИФНС, можно готовить исковое заявление в арбитражный суд.

Подать иск минуя обжалование Решения в вышестоящей ИФНС нельзя. Суд просто не примет такой иск к рассмотрению.

Обратите внимание:Несоблюдение должностными лицами ИФНС требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отменырешения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п.14 ст.101 НК РФ).

Могут ли налоговые органы повторно истребовать ранее предоставленные документы?

27 сентября 2017

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив продукт
«Советы экспертов. Проверки, налоги, право».
Оставить заявку

В соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Таким образом, в силу прямой нормы НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица следующие документы:

  • документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также
  • документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Так, например, в рамках камеральной проверки уточненной налоговой декларации не могут быть повторно истребованы документы, ранее полученные налоговым органом при проверке первичной декларации (п. 9.1 ст. 88 и п. 5 ст. 93 НК РФ, постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 N Ф06-12023/11).

Налоговым законодательством не запрещено проводить выездную налоговую проверку после проведения камеральной налоговой проверки.

В таком случае налогоплательщик вправе не предоставлять в рамках выездной проверки документы, которые были ранее представлены в ходе камеральной проверки.

При этом положение п. 5 ст. 93 НК РФ не подлежит расширительному толкованию и не распространяется на случаи представления налогоплательщиком документов вне рамок проведения налоговой проверки (письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304).

Действующим законодательством о налогах и сборах не установлено ограничение на повторное истребование у проверяемого лица:

  • документов, ранее представленных в налоговые органы в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ (письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304);
  • документов, касающихся деятельности контрагента налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), представленных ранее налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2013 N Ф07-2107/12, Девятого ААС от 23.12.2013 N 09АП-41566/13).
  • документов, которые были истребованы в рамках иных мероприятий налогового контроля. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31.01.2012 N Ф07-584/11 согласился с выводами контролеров о том, что повторное истребование в рамках выездной налоговой проверки журнала кассира-операциониста, представленного ранее в налоговый орган при снятии ККМ с учета, не подпадает под ограничение, установленное п. 5 ст. 93 НК РФ.

Как видим, ограничение на повторное истребование документов, представленных налогоплательщиком ранее в соответствии, например, со ст. 93.1 НК РФ, в налоговом кодексе отсутствует. Существуют и судебная практика, в которой судьи признают необоснованным отказ налогоплательщика представить документы, которые частично были ранее представлены в рамках встречной проверки этого же контрагента (см, например, постановление Одиннадцатого ААС от 05.08.2014 N 11АП-10085/14, оставлено в силе постановлением АС Поволжского округа от 24.11.2014 N Ф06-17227/2013).

Таким образом, если налоговые органы повторно запрашивают ранее представленные документы в рамках камеральных, выездных проверок налогоплательщика или в рамках проведения налогового мониторинга, последний вправе обжаловать такое требование в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном разделом VII НК РФ, приложив к жалобе копии требований по представлению одних и тех же документов (первоначальное и вновь полученное).

Материал подготовлен на основе рекомендаций, предоставленных в рамках линии экспертной поддержки «Советы экспертов. Проверки, налоги, право»

Другие материалы рубрики