ВТО функции и задачи

Структура ВТО

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

«Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств».

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

Всемирная торговая организация (ВТО)

Сайт: www.wto.org

Год основания: 1995

Государства-участники: 164

Всемирная торговая организация является международной организацией, созданной с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Согласно декларации, деятельность ВТО опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае;
  • Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника»;
  • Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО;
  • Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах;
  • Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Структура организации:

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается раз в два года.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне структуры ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около более 600 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Основные обязанности Секретариата — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, осуществлять мониторинг и анализ мировой торговли, разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации, а также заниматься организацией проведения министерских конференций. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Всемирная торговая организация: основные цели и функции, процедуры присоединения

Источник: ДТП

03 августа 2007 г. Версия для печати Facebook Twitter LinkedIn Delicious Digg StumbleUpon Live Journal В Контакте Мой Мир Поделиться ссылкой

Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на ос­нове пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торго­вых переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предус­матривает создание постоянно действующего форума стран-членов для уре­гулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглаше­ний и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в свя­зи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и в 2001 г. начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное пре­доставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количест­венных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО, помимо указанных выше, можно суммировать следующим образом:

— создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

— доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

— реализация своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из ко­торых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

Приложение 1.

1А. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); (основной текст и договоренности о толковании отдельных статей);

— Соглашение по сельскому хозяйству;

— Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС);

— Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

— Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ);

— Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

— Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);

— Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94(Оценка товара для таможенных целей);

— Соглашение по предотгрузочной инспекции;

— Соглашение по правилам происхождения;

— Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

— Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

— Соглашение по (специальным) защитным мерам.

1В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

1С. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собс­твенности (ТРИПС).

Приложение 2.Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разреше­ние споров.

Приложение 3. Механизм обзора торговой политики.

Приложение 4. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. не ­обязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам.

Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам министерского совещания в Марракеше (1994 г.), а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет свыше 30 тыс. страниц.

Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими товарами», «информацион­ные технологии»), в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран-членов ВТО.

Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, в рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. ВТО постоянно эволюционирует, и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяю­щая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются ре­шения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапу­ре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА). Вторая — в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО, и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).

Третья Министерская конференция состоялась в конце 1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры, прежде всего, по «встроенной повестке» (сельское хозяйство, торговля услугами) и подготовить реко­мендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций. В частности, возможному включению для обсуждения новых сфер, в т.ч. «сингапурской повестки» (конкуренция, инвестиции, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговых процедур) и т.д.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принци­пиальным проблемам в целом и по новым сферам между развитыми государствами и развивающимися странами. В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального Совета ВТО. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение только проблематики “встроенной повестки”, а впоследствии началось рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции других Соглашений ВТО и новых сфер деятельности организации.

В ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция, на которой был принят документ «Повестка развития Дохи» в соответствии которым начались переговоры по ряду направлений, касающихся «встроенной повестки», промышленных тарифов, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), ТРИПС, договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках профильных комитетов велась работа по переговорам в других областях (торговля и экология и т.д.).

В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам (КТП), включающий ряд специализированных органов, и который является координатором переговорного процесса нового раунда. Под эгидой КТП проходило предметное обсуждение на многостороннем уровне предложений членов ВТО по повестке нового раунда, по торговле услугами начинаются двусторонние переговоры.

Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития Дохи». С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.

В декабре 2003г. и феврале с.г. состоялись сессии Генсовета, на которых предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса нового раунда, однако согласованных решений принять не удалось. В марте-апреле под эгидой КТП прошли заседания специализированных органов по вопросам возобновления МТП.

27-31 июля 2004 г. состоялось специальное заседание Генсовета, где после интенсивных консультаций консенсусом было одобрено Решение (Программа работы Раунда Дохи), дающее необходимый импульс для продолжения Дохийского раунда. В приложениях к Решению были прописаны лишь некоторые элементы рамочных модальностей по сельскохозяйственному досье, доступу на рынки промышленных товаров, услугам, а также упрощению торговых и таможенных процедур (один из «сингапурских вопросов»). Документ предусматривал также продолжение работы по другим актуальным вопросам раунда: правилам ВТО, торговле и экологии, ТРИПС. Из повестки очередной сессии были исключены вопросы, связанные с правовым регулированием инвестиций, политики в области конкуренции, обеспечения прозрачности осуществления правительственных закупок.

Шестая Министерская конференция ВТО в Гонконге (13-18 декабря 2005 г.) сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация отражает результаты многосторонних торговых переговоров с момента принятия «июльского пакета» договорённостей 2004 г. Ее назначение – закрепление достигнутого прогресса и определение ориентиров работы по обеспечению завершения Раунда Дохи в 2006 г.

Хотя результаты гонконгской встречи носят промежуточный характер, ее основное политическое значение состоит в том, что странам-членам удалось избежать повторения «канкунского провала» и поддержать авторитет ВТО как института, одновременно сохранив основу для продолжения переговорного процесса по всем сегментам Раунда.

На переговорах по сельскому хозяйству было достигнуто прорывное решение: 2013 год был выбран в качестве пороговой даты для параллельного устранения всех форм экспортных субсидий. Однако, о серьезном прорыве в Гонконге, вряд ли можно говорить, так как не удалось существенно сдвинуться по основным блокам проблем, таким как либерализация доступа на рынки несельскохозяйственных товаров и услуг.

Следует отметить, что в ходе конференции развивающиеся страны проявили беспрецедентную сплоченность и скорость действий, которые могут в перспективе привести к изменению баланса сил внутри ВТО.

В настоящее время переговоры продолжаются в многостороннем формате. Внимание стран-членов сосредоточено в основном на двух вопросах: формат модальностей в отношении степени либерализация доступа на рынок товаров и вариантов сокращения искажающей торговлю внутренней поддержки сельского хозяйства. По итогам заседания Генерального совета 27 июля 2007 г. в своем выступлении Генеральный директор ВТО П.Лами призвал страны-члены тщательно изучить и взять за основу дальнейших переговоров предложенный неделей ранее документ, подготовленный председателями двух групп: по сельскому хозяйству и по доступу на рынок. Возобновление переговоров планируется с 3 сентября 2007 г. При этом сроки завершение раунда по-прежнему неясны.

Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет адми­нистрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обес­печения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.

Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 г. (на 4 года) Генеральным директором ВТО является П.Лами, бывший Комиссар ЕС по торговле.

Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Ко­митеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специали­зированные органы.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято около 600 человек. Рабочие языки ВТО – английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2003 г. составил 154 млн. франков (около 115 млн.$ ), на 2004 – 157,1 млн франков (117,3 млн.$).

Принятие решений. С конца 1995г. в ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положе­ний соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагива­ющие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО страна­ми-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны — участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет согла­шений Уругвайского раунда.

Около тридцати государств имеют статус наблюда­теля в ВТО, в т.ч. числе Россия, Алжир. Все государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения.

Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Междуна­родный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развиваю­щимся странам в сфере мировой торговли.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот про­цесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоедине­ния полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит де­тальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соис­кателя в данной организации, которые, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заин­тересованными странами-членами РГ.

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» усту­пок, которые страна-соискатель будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе РГ).

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны како­го-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответс­твующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присо­единения оформляются следующими официальными документами:

— Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

-Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

-Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;

-Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Роль Всемирной торговой организации в современном мире



В настоящее время максимальное достижение целей происходит за счет кооперации труда, принимая во внимание, что окончательный результат должен иметь выгоду для обоих сторон.

Важность развития международных экономических отношений состоит в том, что они влияют на национальную экономику самой страны, которая связана этими отношениями.

Изолирование от международных экономических отношений пагубно отражается на любой стране, мешает развитию здоровой экономики.

Мировые торговые отношения объединяют участвующие в них страны международным разделением труда и производством, делают их зависимыми друг от друга с помощью тех или иных ресурсов, товаров и услуг, привязанных к определенной территории за счет каких-то специфических способов производств или территориальных особенностей. В результате совершаемый товарооборот несет выгоду для всех сторон и поддерживает экономический баланс между странами.

Актуальность данной темы заключается в том, что международные отношения должны контролироваться, чтобы все условия договоров между участвующими сторонами выполнялись. Таким образом появилось Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Целью данного соглашения было восстановить экономику после окончания военных действий в 1945 году через ослабление границ в мировой торговле. Но, так как соглашения, регулируемого только обмен в рамках товаров, оказалось мало, было принято решение о создании Всемирной торговой организации. Данное решение было основано на том, что роль услуг в мировой торговле имеет тенденцию довольно быстро возрастать, а в обязанности ВТО, кроме обязанностей ГАТТ, вошли также в обязанности контроль за сферой торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

Структура ВТО основывается на трех условиях.

  1. Еще во время Второй мировой войны появилась идея о создании такой организации, которая бы упрощала международные отношения, а именно международные торговые отношения и таможенные действия. Так со временными функциями, а затем и с постоянными начиная с 1948 года появилось ГАТТ.
  2. С ростом значимости услуг в экономике появилось необходимость создать соглашение на подобие ГАТТ по отношению к услугам. Таким образом появилось Генеральное соглашение по торговле услугами.
  3. Также параллельно увеличению значимости сектора услуг явно стало, что авторские права тоже должны быть защищены. И вместе с ГАСТ был принят документ о Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Для эффективной работы ВТО на Генеральный Совет работают другие три Совета.

  1. Регулярно собираются и решают проблемы торговли товарами Совет по вопросам торговли товарами. Главной задачи этого Совета — следить за работой ГАТТ.
  2. Контролируется соблюдение положений ГАТС Советом по вопросам торговли услугами.
  3. И, естественно, за соблюдением положений третьего соглашения, ТРИПС, следит отдельный Совет, Совет по вопросам ТРИПС и торговли подделками.

Самым главным органом ВТО, официально, является Министерская конференция. Конференция министров состоит из представителей стран-участников. Конференции проводятся один раз в два года или чаще. Это оговорено в «Марракешском соглашении о создании Всемирной торговой организации». Уже начислено девять конференций.

Министерской конференции подчиняется Генеральный совет. Данному Совету подчиняется комиссия по торговой политике стран-участниц, которая следит за соблюдением положений ВТО. В подчинении Генерального совета и другие комитеты и специальные группы с многочисленными функциями типа: сбор и анализ информации о развивающихся странах, финансово-бюджетных вопросов, политики ведения экономики и т. п.

Возникновение недопонимания между сторонами дало предлог созданию Органа по разрешению споров. Вопросы всегда были сложные, поэтому до сих пор есть некоторые проблемы даже после их решения. Основные споры возникают США и Европейским союзом.

Для того, чтобы стать членом ВТО, нужно подать меморандум. Благодаря ему ВТО будет рассматривать торговую и экономическую политику организации, подавшей меморандум для членства.

Также в уставе ВТО есть статья о Выходе из ВТО. Детально процедура не описана, но на сегодняшний день нет организаций, изъявляющих желание покинуть состав ВТО.

У ВТО есть особая цель — улучшить мировые экономические отношения путем их регулирования и либерализации. ВТО преследует три основные задачи.

  1. Так как ВТО ослабляет границы, тем самым укрепляя отношения между странами-участниками, могут возникнуть какие-нибудь отрицательные последствия. К примеру, злоупотребление. Поэтому ВТО должна следить за тем, чтобы все участники знали и следовали положениям. А сами нормы были предельно ясными в толковании, их применение не скачкообразным и последовательным.
  2. Так как в любом случае каждая страна на первое место будет ставить свои интересы, то это будет приводить к спорам. Чтобы споры проходили справедливо и чтобы найти консенсус, именно ВТО становится третьим лицом, выполняющим функции посредника.
  3. Урегулирование споров на юридической основе, делая каждую сторону равной: ведь они будут иметь одинаковые права, обязанности, возможности.

Для эффективности ВТО считается, что она должна следовать следующим принципам.

– Не допускать торговой дискриминации. Достичь такого уровня, чтобы отсутствовала разница в продаже иностранной продукции и национальной.

– Ослабление границ, которые затрудняют торговые отношения. Например, курсы валют, таможенные пошлины, ограничения в количестве на импорт и тому подобное, что мешает зарубежному товару попасть на отечественный рынок товаров и услуг.

– Стабильность условий торговли, которая будет залогом того, что иностранным компаниям, инвесторам и другим, осуществляющих схожую деятельность, физическим и юридическим лицам не стоит бояться внезапных перемен в отношении торговых условий.

– Стимулирование конкуренции при этом честной. Создание таких условий, чтобы не возникало возможности применять нечестные приемы конкуренции.

– Для того, чтобы активно принимали участие и слаборазвитые страны, нужно предоставлять им льготы. Этот принцип необходим, так как изначально слаборазвитые страны будут сильно отставать от своих более развитых коллег.

Таким образом можно выделить функции ВТО:

– Сотрудничество с различными международными организациям.

– Задействование в участии слаборазвитых стран.

– Контроль за соблюдением всех правил членства.

– Предоставление возможности переговоров.

– Урегулирование возникающих споров.

Какие же преимущества дает членство ВТО.

Для начала это выгодно потребителям. Если торговые барьеры снижаются, то импортные товары падают в цене, также снижаются цены отечественной продукции, сырьем для которого выступали импортные ресурсы. Появляется больший выбор товаров и услуг и параллельно качество продукции отечественно производителя тоже растет в борьбе за место на рынке.

Затем это выгодно для отечественных производителей, занимающихся экспортом. Это увеличивает доходы производителей, что в сою очередь увеличивает налоговые поступления, а от последнего растет госбюджет.

Растет количество рабочих мест. Особую роль в этом играет именно экспорт.

В настоящее время особую опасность несут в себе коррупция и лоббизм. А ВТО со своими правилами, принимаемые в интересах экономики в пределах всего мира, стремится искоренить эти отрицательные факторы.

Нельзя отрицать, что существуют и недостатки, но в любом случае членство ВТО дает такое преимущество как укрепление международной стабильности и уравнивает в действиях всех стран-участниц.

Литература:

  1. Шнайдер В. В. Значение экономического анализа для планирования и осуществления инвестиционной деятельности //Вестник СамГУПС. 2009. № 5–1. С. 82a-85.
  2. Лобков К. Ю. Значение деятельности предприятий и организаций РКП в инновационно-инвестиционном развитии национальной экономики страны//Решетневские чтения. 2015. Т. 2. № 19. С. 356–358.
  3. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Инвестиционная политика Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — № 27. — С. 325–327.
  4. Саркаров Н. Т. Роль и значение инвестиционной деятельности российских регионов в обеспечении устойчивого экономического развития // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3–3. С. 272–274.
  5. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Нестабильный курс рубля: причины, плюсы и минусы // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 747–750.

Всемирная торговая организация и ее роль в мировой экономике

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербург, 2013

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра мировой экономики

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Выполнила: Пустий О.А.,

Студентка 1 курса, группа №111.

Научный руководитель: к.э.н., доцент, Трофименко О.Ю.

Введение

Целью данной работы является изучение Всемирной Торговой Организации, её структуры, принципов и задач, функций, а так же изучение её влияние на мировую экономику.

Предмет изучения: функционирование ВТО, её структура, правовая база, принципы и цели.

Принципы и цели ВТО

Основополагающие принципы:

· Принцип торговли без дискриминации. Этот принцип заключается в том, что при предоставлении одной страной тарифных льгот и преимуществ на один товар, другая страна вправе требовать такие же льготы и преимущества. То есть ни одна страна не может предоставлять другой особые преимущества или же применять к ней дискриминационный подход.

· Принцип национального режима. Предполагает, что на товары, ввезенные из других стран должны действовать те же правила, законы и налоги, что и на аналогичные товары, производящиеся внутри страны.

· Принцип справедливой конкуренции. Подразумевает контроль над введением субсидий и демпингом (искусственным занижением цен на некоторые товары), при этом под угрозу ставятся другие производители (в том числе иностранные), так как снижается их конкурентоспособность.

· Принцип отказа от использования количественных и иных нетарифных ограничений. Страны не могут ставить ограничения на количество ввозимого из-за рубежа товара, не могут перекрывать торговые потоки или, например, отказываться принимать товар без весомой на то причины.

· Принцип стабильности и предсказуемости условий торговли. Обеспечивает иностранным предпринимателям уверенность в стабильных тарифных и нетарифных барьерах и не допускает их резких скачков.

· Специальные условия для развивающихся стран. Использование льгот и привилегий в отношении развивающихся стран, помощь им при проникновении товаров на рынки других стран.

Структура ВТО. Структура ВТО представляет собой четкую иерархию. Все органы ВТО тесно связаны между собой и несут отчетность друг перед другом.

Министерская Конференция

1. Первая конференция — Сингапур (декабрь 1996). Были созданы 4 рабочие группы — по прозрачности гос. закупок; содействия развитию торговли (таможенные вопросы), торговли и инвестиций; торговли и конкуренции. Эти группы также известны как Singapore issues;

2. . Вторая конференция — Женева (май 1998).

3. Третья конференция — Сиэтл (ноябрь 1999). За неделю до начала конференции не было согласия о перечне вопросов, подлежащих обсуждению, а также были очевидны нарастающие разногласия м-ду развитыми и развивающимися странами (с/х). Предполагалось, что конференция станет началом нового раунда переговоров, но планы были сорваны плохой организацией и уличными протестами. Переговоры были сорваны и перенесены в Доху (2001);

4. Четвертая конференция — Доха, Катар (ноябрь 2001). Было одобрено вступление КНР в ВТО.

5. Пятая конференция — Канкун (сентябрь 2003). 20 развивающихся стран во главе с КНР, Индией и Бразилией выступили против требования развитых стран принять «Singapore issues» и призвали их отказаться от субсидирования национальных с/х производителей (в первую очередь в ЕС и США). Переговоры к успеху не привели;

6. Шестая конференция — Гонконг (декабрь 2005). Конференция отметилась многочисленными акциями протеста южнокорейских фермеров. На конференции предполагалось завершить Дохийский раунд по субсидированию с/х к 2006г. Повестка конференции: * Дальнейшее снижение таможенных пошлин; * Требование прекратить прямое субсидирование с/х; * Отдельное требование к ЕС относительно ЕСХП; * Singapore issues — требование к развитым странам ввести более прозрачное законодательство в сфере инвестиций, конкуренции, гос. закупок и содействия развитию торговли.

7. Седьмая конференция — Женева (ноябрь 2009). На данной конференции министры ретроспективно рассмотрели проделанную ВТО работу. Согласно распорядку, на конференции не проводились переговоры по Дохийскому раунду переговоров.

8. Восьмая конференция — Женева (декабрь 2011). Параллельно пленарной сессии были проведены три рабочих заседания «Важность многосторонней торговой системы и ВТО», «Торговля и развитие» и «Дохинская повестка дня в области развития». Конференция одобрила присоединение России, Самоа и Черногории.

Генеральный совет

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который обязан представлять ей отчеты о свое работе. Он собирается в периоды между работой Министерской конференции несколько раз в год в штаб-квартире ВТО в Женеве. В Генеральный совет входят представители из всех стран-участниц ВТО, обычно их послов или делегатов.

В Генеральном совете функционирую Совет по разрешению споров и Совет по анализу торговой политики.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО:

1. Совет по торговле товарами руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль над соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

2. Совет по торговле услугами осуществляет контроль над выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

3. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля над выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

В подчинении Генерального собрания находится множество комитетов и рабочих групп. Например, комитет по торговле и экологии, по сельскому хозяйству и т.д. Подробнее структура отображена на таблице №2.

Секретариат и финансы

Секретариат ВТО расположен в штаб-квартире в Женеве. Он насчитывает около 640 штатных сотрудников. Во главе секретариата стоит генеральный директор, которым на данный момент является Паскаль Лами, но с 1 сентября 2013 года эту должность займет Роберту Азеведу. Секретариат ВТО не уполномочен принимать решения: эта ответственность лежит на странах; он обеспечивает техническую поддержку всем органам ВТО, оказывает техническое содействие развивающимся странам. Так же в обязанности секретариата входит консультирование стран желающих вступить в ВТО и правовая помощь при решении различных споров.

Секретариат ВТО, так же как и остальные органы, четко иерархически структурирован, состав многонационален. Рабочие языки ВТО: английский, французский и испанский.

Бюджет

Бюджет ВТО составляется за счет управления фондами, предоставленными странами-членами. Они расходуются на:

р помощь развивающимся странам;

р организацию специальных мероприятий по техническому сотрудничеству;

р поддержания функционирования всех органов (включая заработную плату, арендную плату, расходы на связь, электроэнергию и прочее)

На 2012 год консолидированный бюджет ВТО составлял 196 003 900 CHF (чешских франков). Подробные отчеты по бюджету можно изучить на официальном сайте ВТО.

Таблица №1 — бюджет ВТО

Таблица №2 — Структура ВТО

Так же, говоря о Всемирной Торговой Организации, нельзя не сказать о том, что это не только организация, но и совокупность правовых документов, регулирующих международные торговые отношение между странами-участницами.

1. Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ). Это соглашение существует ещё с 1948 года, но на современном этапе входит в состав правовой базы ВТО под редакцией от1994 года.

2. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС)

3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)

Размещено на Allbest.ru