Задачи исследования

Цель и задачи во введении студенческой работы

  • Что такое цель и задачи исследования?
  • Цель исследования: выделяем и описываем
  • Задачи исследования и их составление
  • Примеры цели и задач исследования

Что такое цель и задачи исследования?

Цель и задачи исследования – это два обязательных пункта при написании любой научной работы. При написании введения в курсовой работе или дипломе цель и задачи следует отразить в нем. Если введения в научной работе не предполагается, например, это статья или эссе, то цель и задачи должны быть расположены в первых абзацах, опережать их может только актуальность.

Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования, а задачи – алгоритм достижения данной цели. Уже при описании актуальности проводимого исследования нужно определиться с тем, какова цель будущей работы.

Что касается задач исследования, то каждая из них в совокупности с другими должна привести к достижению ожидаемого результата. Самым простым способом определить задачи исследования – это переписать параграфы из плана работы. Такой вариант нередко устраивает преподавателей, однако если при написании курсовой работы или диплома вас призывают не путать задачи с содержанием работы – будет лучше, если вы уложитесь в 1-2 теоретические задачи «изучить литературу, понятия, проанализировать ситуацию», а остальные задачи сделаете более конкретными. Это может быть разработка и проверка методов решения проблемы, поиск и формулировка новой гипотезы, выбор методов исследования и т. д.

Главное, чтобы получившийся список действий был не просто автоматическим перечнем заданий, выполненных студентом, но и являлся руководством к действию. То есть нужно стремиться к тому, чтобы результаты исследования можно было применить на практике – использовать на производстве, разрешить сложную экономическую ситуацию и т. д.

Определение цели исследования

Цель научного исследования – это то, к чему стремится студент при его написании, то есть конечный прогнозируемый результат работы. Она влияет на все сопутствующие разделы введения к курсовому или дипломному проекту, в особенности на актуальность темы. В момент определения цели даже можно не знать, насколько она достижима.

Что может выступать в качестве цели:

  1. Разработка методов решения проблемы в какой-либо области.
  2. Установка зависимостей между научными понятиями.
  3. Поиск причинно-следственных связей между явлениями.
  4. Выявление закономерностей в протекании процессов.
  5. Изучение характеристик какого-либо явления.

Обычно цель созвучна с названием работы – от этого следует отталкиваться при ее выделении. Если все же возникают трудности, стоит заранее обговорить цель с научным руководителем, чтобы не пришлось переписывать уже готовую работу. Работа достаточно объемная и формулировка цели становится громоздкой? Разбейте ее на конкретные подзадачи и выделите главную – она и будет общей целью. Оставшиеся подпункты перенесите в раздел задач исследования – так у вас получится убить двух зайцев одним выстрелом. Никто не сможет обвинить вас в том, что такой подход неверен, так как в любом случае задачи определяются, исходя из цели.

Определение цели начинается с фразы «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». Это общепринятые формулировки, от которых не следует отступать при написании любого научного текста. Используйте ключевые слова вроде «определить», «выделить», «разработать», «уточнить» и т. д.
Полученная цель может быть как конечной, так и промежуточной – все зависит от тематики курсового или дипломного проекта, а также его углубленности. Поверхностный анализ ситуации может послужить целью для теоретического исследования, а вот разработка рекомендаций – основой для дальнейших практических действий.

Задачи исследования и их составление

Задачи исследования – это те шаги, которые нужно пройти постепенно вплоть до достижения цели этого же исследования. Другими словами, задачи иногда являются подпунктами, на которые разбивается общая цель работы.

При написании списка задач следует помнить о типичных ошибках, которые совершают многие студенты:

  1. Выполнение задач в конечном итоге не приводит к достижению цели.
  2. Задачи обособлены от структуры всего документа и никак не подтверждаются в тексте.
  3. Одна или несколько задач – это просто по-другому сформулированная цель работы.
  4. Вместо перечня задач написан план проведения научного исследования: «разобрать тематическую литературу, провести проверку, сделать выводы и т. д.».

Как уже говорилось, реферат, курсовая или дипломная работа должна представлять собой единое целое, объединенное в одну структуру и связанное общей тематикой. В то же время желательно, чтобы итоги написания курсовой работы или диплома не были просто набором общеизвестных фактов о выбранной отрасли знания, а привносили нечто новое в теоретическую науку или были использованы на практике. Поэтому одной из задач работы должно быть выявление связей с реальным производством или уже ведущимися исследованиями.

Курсовая или диплом обычно имеют достаточный объем, поэтому в ходе работы должно быть выявлено не менее 3 задач. Они могут относиться как к аналитической деятельности или систематизации уже изучаемых явлений (теория), так и к изучению и разработке какой-либо проблемы (практика).

Если же после написания диплома (ВКР) выясняется, что поставленные задачи никаким образом не могут привести к цели исследования – можно сделать вывод, что средства, применяемые в работе, были неэффективными и неактуальными. Иначе говоря, отрицательный результат – это тоже результат.

Читайте также: Как повысить уровень оригинальности текста в курсовой, дипломной работе

Образец 1

Цель магистерской работы – разработать и оценить реальные возможности организации производства пластиковых окон на базе действующего предприятия ООО «Окна+».

Цель определила решение следующих задач:

  • изучить существо предлагаемого проекта по производству пластиковых окон;
  • рассчитать и обосновать эффективность организации производства пластиковых окон.

Образец 2

Целью работы является анализ института освобождения от наказаний, его видов и особенности их применении.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность освобождения от наказания;
  • рассмотреть историю формирования и современное состояние правового регулирования данного института;
  • определить особенности отдельных вдов освобождения от наказания.

Образец 3

Цель исследования состоит в анализе проблем и перспектив совершенствования внутренней среды органа местного самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.
Задачи, решаемые в ходе практики:

  • провести анализ влияния внутренних факторов на эффективность деятельности органа муниципального самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области;
  • предложить направления совершенствования внутренней среды Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.

Образец 4

Цель работы – рассмотреть особенности устного народного творчества и изучить его роль в формировании личности ребенка.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие фольклора, определить его сущностные характеристики;
2. Проанализировать роль фольклора в формировании личности ребенка;
3. Изучить классификацию жанров детского фольклора.

Что такое цель исследования

Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически. В то время как минимально возможное количество задач — две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.

Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.

Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи. Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону. Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:

  1. Изучить влияние глобального потепления на поведение полярных птиц.
  2. Выявить изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением.
  3. Продемонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением.

Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать. Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить». Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».

Приведем несколько примеров:

Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».

Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».

Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач

Задачи — это пошаговый план реализации цели. Ученый должен последовательно и реалистично ответить на вопрос: «Как я буду добиваться той цели, которую поставил перед собой?» Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению.

Пример постановки задач к научной статье. Возвращаясь к примеру о влиянии глобального потепления на поведение полярных птиц, можно сформулировать следующие задачи:

  1. Изучить существующие литературные данные о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления .
  2. Наблюдать за миграцией, брачным поведением и размножением у полярных птиц в настоящее время.
  3. Выявить отличия между описанным в литературных источниках и тем, что наблюдал исследователь самостоятельно.
  4. Определить возможные последствия глобального потепления на популяцию полярных птиц в ближайшем будущем.

Не нужно путать задачи исследования и его методы или этапы. Это довольно распространенная ошибка: аспиранты часто указывают в качестве задач такие действия, как изучение литературных источников, проведение эксперимента, сравнение и оценка результатов.

Допустимо употреблять подобные фразы в разделе «Задачи исследования», но это не должно быть самостоятельными пунктами. Например, можно уточнить, что исследователь будет изучать сведения о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления по литературным источникам, но нельзя ограничиться фразой «Изучение тематической литературы». Точно так же в четвертом пункте раздела «Задачи» про отдаленные последствия изменения климата можно указать, что исследователь планирует сделать выводы. Однако обязательно нужно уточнить, на чем он собирается сделать акценты в заключительной части.

Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования

Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.

В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение». Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования. Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.

Как определить цель исследования – 3 простых способа

Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков. Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.

Существует три надежных способа определить цель научной статьи:

Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях. В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование. Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.

Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.

Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.

Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.

О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье.

Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать

  1. Цель научной статьи не связана напрямую с темой, проблематикой, субъектом и объектом, а задачи не соответствуют ожидаемой цели.
  2. Цель сформулирована так, что нельзя понять ожидаемый результат.
  3. Непонятна практическая ценность результата исследования.
  4. Задачи дублируют цели исследования, будучи просто сформулированными с помощью синонимов.

Хорошим тоном в науке считается ситуация, когда задачи строго соответствуют структуре работы. Например, материал, полученный после выполнения первой задачи, излагается в первой части статьи, а результаты выполнения второй задачи — во второй части. Во-первых, это облегчает работу самому автору, поскольку гораздо легче излагать мысли в том порядке, в котором ученый проводил исследование и получал информацию.

Другое важное преимущество заключается в том, что автору проще контролировать релевантность своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко может сопоставить, ответил он на эти вопросы в своей работе или нет.

Как составить цель и задачи исследования в научной статье обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Что такое цель

Понятие «цель» означает результат, на достижение которого направлен определенный процесс. При написании научной работы исследователь рассчитывает получить какой-либо итог, связанный с его проведением: получение теоретических выводов, практических результатов, разработка рекомендаций по развитию объекта исследования и т.д. Соответственно, целью не может быть само проведение исследования.

Есть определенные клише, которые используются при формулировании цели научных работ.

Приведем некоторые из них:

«разработать…»;

«выявить…»;

«определить…»;

«установить…»;

«обосновать…»;

«доказать…».

Что такое задача

Для достижения желаемого результата исследователь осуществляет определенные действия, которые называются задачами. Другими словами, задачи – это способы достижения поставленной цели и этапы в продвижении к ней.

От того насколько четко сформулирована задача, зависит качество исследования. Задачи ставятся в виде утверждений, перечисляются по порядку в зависимости от сложности. Количество задач зависит от глубины исследования и определяется исследователем: в среднем от трех до семи задач.

Для формулирования задач используются такие слова, как:

«изучить…»;

«проанализировать…»;

«исследовать…»;

«рассчитать…»,

«рассмотреть…».

Внимание! В редких случаях целью может быть «проанализировать», «рассчитать» и т.д. Но, обычно, это характерно для неглубоких и несложных научных работ, где не требуется разрабатывать предложения по совершенствованию объекта, не создается новое научное знание в виде доказательств, закономерностей, принципов, методик и т.д.

Цель и задача в чем разница

Задача представляет собой проблему, которая возникла на пути к цели. Процесс достижения целевого результата подразделяется на этапы, необходимые для осуществления дальнейшего исследования. Таким образом, решая задачу за задачей, мы движемся по направлению к цели. Но следует помнить, что задачи тесно связаны не только с целью, но и между собой.

Последовательность формулирования цели и задач

Любая научная работа представляет собой логическую последовательность решенных задач. Решив одну задачу (преодолев один этап исследования), исследователь понимает, в каком направлении он должен двигаться дальше. Логика исследования – красная нить, связывающая первое предложение работы и последнее.

Например, изучая теоретические основы объекта, необходимо рассматривать те аспекты, которые будут использованы в дальнейшем: изучили факторы в теории → рассмотрели их на практике, применительно к объекту → разработали предложения.

Основные отличия цели и задач

Главное, что необходимо понимать – цель это конечный результат. Решение задач – промежуточные этапы. Если в работе неправильно обозначена цель, то результат может отличаться. Случается, что, наоборот, цель и результат совпадают, но так как цель была поставлена неверно, результат не оправдывает ожидания научного руководителя. Поэтому этот момент важно уточнить у руководителя еще перед написанием курсовой или дипломной работы.

Принципы целеполагания могут различаться в работах при обучении в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. При написании курсовой и дипломных работ цель обычно имеет практическую направленность, тогда как в диссертациях, в связи с их научной направленностью, целью является получение нового научного знания.

Принципиальные отличия цели от задачи

Как же научиться различать эти категории, если они так тесно взаимосвязаны? Потренируйтесь на повседневных бытовых делах. Например, чтобы купить хлеб (цель), нужно:

  1. узнать где находится магазин;
  2. решить какой хлеб купить;
  3. взять деньги;
  4. сходить в магазин.

Сами того не замечая, мы каждый день ставим цели и решаем задачи для их достижения. Такой же принцип работает и при написании научной работы. Например, для того, чтобы «разработать мероприятия по совершенствованию», необходимо: «изучить теоретические основы объекта», «выявить существующие проблемы», «определить факторы, влияющие на объект».

Распространенные ошибки при формулировании цели и задач

Наиболее часто студенты в своих работах допускают следующие ошибки:

  • Цель не связана с темой.
  • Размытая формулировка цели, без определения результата.
  • Задачи не способствуют достижению цели.
  • Задачи дублируют формулировку цели.
  • Задачи не соответствуют содержанию работы.

Составляя план, перед написанием работы, следует помнить о взаимосвязи задач и цели. Тогда впоследствии не возникнет трудностей с определением этих категорий.

В чем разница цели и задачи – учимся отделать семя от плевел обновлено: 2 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Определение цели, задач и методов исследования

Определение цели выпускной квалификационной работы – обязательного условие всего исследования в целом как технологического процесса, а ее формулировка должна быть отражена во введении.

Смысл постановки цели можно выразить в вопросе: «Что я хочу достигнуть в своем исследовании и какими средствами?». Этот вопрос помогает определить, какие основные явления исследуются, и одновременно дают возможность раскрыть связи изучаемого фактора с другими явлениями. Только в этом случае можно установить природу изучаемого предмета, причины, обуславливающие его изменения, обосновать способы управления этим явлением.

От формулировки цели зависит глубина проникновения в характер изучаемых явлений. Иногда исследование ограничивается постижением только внешней стороны явления. Допустим, слушатель формулирует свою цель в вопросе: «Какие методы (практические, методы использования слова или наглядного восприятия) наиболее часто применяет учитель физической культуры при обучении двигательным действиям?». Тогда речь пойдет лишь о констатации фактов, полученных, например, путем наблюдения. Но полученные данные будут по сути своей только началом исследования. Более глубоких результатов можно достичь, если поставить вопрос: «А какие из этих методов наиболее эффективны, например, при обучении учащихся броску по кольцу после выполнения 2-х шагов в баскетболе?».

Такая постановка вопроса предполагает выяснение закономерностей обучения этому техническому элементу, анализ факторов, способствующих или препятствующих позитивной динамике обучающего момента.

Конечно, эффективность педагогического процесса, в данном случае, правильное выполнение 2-х шагов и броска по кольцу зависит не только ль методов обучения, но и от многих других факторов (индивидуальных особенностей личности педагога, контингента занимающихся, применяемых средств обучения, условий организации занятий и пр.). Поэтому установить многообразие связей изучаемого явления с другими факторами в одном исследовании практически невозможно.

Для того, чтобы четко ограничить круг вопросов, в работе ставятся задачи, конкретизирующие цель исследования. От решения поставленных задач зависит и достижение цели работы.

Если формулировка цели начинается с отглагольного существительного: «Исследование …», «Разработка …», «Формирование…», то формулировка задач, как правило с глагола в неопределенной форме: «Выявить …», «Определить …», «Разработать …», «Теоретически и экспериментально обосновать …», «Изучить …» и т.д.

Определяя задачи исследования (обычно их число для выпускной работы составляет 3-4), необходимо учитывать их взаимосвязь и общую логику исследования.

Например, в выпускной квалификационной работе поставлена цель: «Формирование положительно-активного отношения к физической культуре у школьников 9-11 классов средней общеобразовательной школы № 55 г. Ульяновска».

Общая логика рассуждений и исследования для достижения этой цели такова:

1. Для того, чтобы сформировать положительно-активное отношение учащихся к физической культуре, необходимо вначале установить исходный уровень их отношения к этому социальному феномену: какое количество школьников позитивно оценивают значение физических упражнений для жизнедеятельности человека и регулярно участвуют в физкультурных мероприятиях (положительно-активное отношение), сколько человек имеет положительно-малоактивное отношение (не регулярно занимается физическими упражнениями) и положительно-пассивное отношение (понимают значимость физкультуры и не занимаются физическими упражнениями): сколько человек индифферентно (безразлично) к специфическим ценностям физической культуры и сколько человек отрицательно относится к физкультурным занятиям.

Поэтому первую задачу данной выпускной работы логично было бы сформулировать следующим образом: «Изучить особенности вербально-реального отношения учащихся 9-11 классов школы № 55 г. Ульяновска к физической культуре».

2. Установив исходный уровень отношения школьников, можно поставить вторую задачу исследования: «Выявить объективные и субъективные факторы, обуславливающие учащихся данной школы к физической культуре», в ходе решения которой проанализировать наиболее существенные причины их индифферентного или отрицательного или отрицательного вербального (высказанного) отношения к физкультурным занятиям и низкой физкультурной активности (реально-пассивного отношения).

3. После выявления зависимости вербально-реального отношения учащихся к физической культуре от определенных факторов, действующих в учебно-воспитательном процессе, логика исследования требует разработки и внедрения в школе конкретных мероприятий, позволяющих изменить существующее положение. Поэтому третью задачу можно сформулировать следующим образом: «Теоретически и экспериментально обосновать программу агитационно-пропагандистских мероприятий, способствующих формированию положительно-активного отношения к физической культуре учащихся 9-11 классов средней школы № 55 г.Ульяновска».

На данном примере видно, что решение какой-либо задачи без решения предыдущей приводит к незавершенности всего исследования, к невозможности применения его результатов в педагогической деятельности, хотя по каждой задаче и будут сделаны обоснованные выводы. Поэтому для достижения цели необходимо, чтобы каждая поставленная задача, во-первых, обладала логической обоснованностью, во-вторых имела решение, отражающее в одном или двух выводах. При решении поставленных в работе задач подбираются и адекватные методы исследования.

Так, например, в выпускной квалификационной работе на тему «Влияние двигательных режимов различной направленности на физическое состояние школьников 9-11 классов» могут быть поставлены следующие задачи:

1) разработать программы двигательной активности различной направленности для школьников 7-10 лет;

2) внедрить разработанные режимы двигательной активности в учебно-тренировочный процесс;

3) выявить влияние экспериментальных тренировочных режимов на физическое состояние школьников 7-10 лет.

В этом случае, наряду с наряду с методом анализа и обобщение научной и научно-методической литературы (который должен использоваться во всех работах), необходимо применение специальных методов, способных оценить физическое состояние школьников. К ним относятся, методы исследования физического развития, двигательной подготовленности, физической работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, при выборе методов исследования необходимо учитывать общие требования в определении их пригодности.

1-е требование. Используемые методы должны обладать стойкостью к воздействию сопутствующих исследованию факторов. При выявлении высокой эффективности нового способа обучения, исследователь должен быть уверен в том, что примененный им метод отразил изменения, произошедшие именно под его влиянием, а не под воздействием других непредвиденных факторов (например, дополнительных самостоятельных занятий, возрастных изменений и т.п.).

2-е требование. Методы должны быть избирательными по отношению к изучаемым явлениям. Выбранный метод должен способствовать получению необходимой информации для решения поставленных в исследовании вопросов. Например, если одной из задач исследования является определение уровня развития скоростной выносливости, исследователь должен быть уверен, что избранный двигательный тест отражает развитие именно этого физического качества, а не, предположим быстроты.

3-е требование. Выбранные методы должны обладать емкостью, т.е. способствовать получению максимума информации. Это позволит охарактеризовать истинное состояние явления и сделает его более стойким к воздействию побочных факторов.

4-е требование. Методы должны быть воиспроизводимы (надежны), т.е. обладать способностью давать идентичные результаты при условии:

1) многих исследований одного и того же экспериментатора одного и того же объекта исследования;

2) проведение исследований одним и тем же экспериментатором, на разных (но аналогичных) группах занимающихся.

Воспроизводимость метода определяется в случаях, когда оценка изучаемого явления представлена в количественных показателях. Определение степени воспроизводимости осуществляется на основе двух основных способов. В первом случае при помощи сравнения средних ошибок средних арифметических показателей (см. раздел «Обработка результатов исследования»), полученных при анализе нескольких аналогичных групп исследуемых.

В этом случае степень воспроизводимости метода является достаточной, если колебания двух или более средних арифметических значений имеют зоны совпадения (например, 12.6 + 2.1 и 15.7 + 1.9). При втором способе производится расчет коэффициента корреляции между показателями, полученными на аналогичных группах исследуемых. При коэффициенте корреляции равном и более 0.9 воспроизводимость метода является высокой, при коэффициенте менее 0.6 — низкой.

5-е требование. Если предполагаемое исследование по своей сущности допускает применение педагогического эксперимента, то он должен быть введен в научную работу.

6-е требование. В исследование целесообразно использовать не один метод, а несколько. Комплексное применение методов исследования позволяет более полно и объективно изучать явление.

7-е требование. Исследователь должен в совершенстве владеть методами исследования до начала сбора научного материала.

8-е требование. При использовании нового метода необходимо предварительно его апробировать на предмет выявления эффективности.

9-е требование. Каждый из выбранных для выполнения исследования методов требует тщательной предварительной организации условий, включая разработку документации для фиксирования получаемых данных.

10-е требование. При повторных исследованиях необходимо создавать одинаковые условия применения методов.

Выполнение перечисленных выше общих требований при выборе методов исследования создает основу получения объективных данных и повышения достоверности результатов исследований.

Цель и задачи исследования

Цель исследования:

Создать комплексную многоуровневую модель взаимодействия России и Европейского союза на постсоветском пространстве, способную объяснить проблему взаимодействия акторов, которые не позиционируют себя в качестве стратегических конкурентов в регионе ПСП, но в современных условиях сталкиваются с нарастающим количеством противоречий, а также выявить основные пути решения этой проблемы.

Задачи исследования:

  • Исследовать основные теоретические подходы к анализу современной системы международных отношений (МО) и проблемам силы в МО
  • Проанализировать современное состояние системы международных отношений
  • Оценить позиции России и Европейского союза в системе МО и структурные ограничения их внешней политики в регионе постсоветского пространства
  • Проанализировать отношения Россия – ЕС как фактор формирования подсистемы международных отношений на ПСП
  • Проанализировать характер трансформации импульсов системы МО в контексте внутриполитического развития России и Европейского союза
  • Исследовать институциональную структуру механизма принятия внешнеполитических решений в России
  • Рассмотреть цивилизационный компонент отношений России со странами Запада и проблему восприятия российских политических элит в механизме принятия внешнеполитичесеких решений
  • Изучить основные подходы к эволюции институционального баланса в рамках ЕС в сфере внешних связей после принятия Лиссабонского договора
  • Спрогнозировать дальнейшее развитие институциональной структуры ЕС в сфере внешних связей с учетом последствий текущего политико-экономического кризиса ЕС
  • Проанализировать проблему восприятия политических элит ЕС в контексте Восточной политики соседства
  • Выявить ключевые факторы, трансформирующие системные импульсы МО во внешнеполитическую стратегию акторов для России и Европейского союза
  • Оценить характер их трансформирующего влияния
  • Сравнить качественное влияние факторов на уровне системы и подсистемы МО на взаимодействие России и ЕС на постсоветском пространстве
  • Сформулировать комплексную модель с учетом внутренних и внешних факторов, формирующих взаимодействие России и ЕС на ПСП
  • Спрогнозировать развитие отношений Россия – Европейский союз на ПСП
  • Сформулировать рекомендации для российской внешней политики и коммерческих компаний в регионе ПСП

Информационная база исследования:

Статьи и книги по теории международных отношений, прежде всего, реализму, неореализму и неоклассическому реализму; статьи и книги по теориям интеграции, прежде всего институционалистскому направлению; статьи и книги по системной истории международных отношений; статьи и книги ведущих политологов по механизмам принятия внешнеполитических решений в России и ЕС, по анализу российских и европейских политических элит.В качестве эмпирической базы исследования предполагается использование официальных документов России, Европейского союза и стран-членов ЕС, включающихв т.ч. заявленияроссийских и европейских политических лидеров, исследованиянациональных и зарубежныхэкспертных центров и т.д., также для регулярного обновления событийной базы исследования предполагается проведение мониторинга отечественных и зарубежных средств массовой информации.