Задания на критическое мышление

Сборник заданий по технологии развития критического мышления

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник

заданий по технологи развития критического мышления

Камышлов, 2017

Сборник заданий по технологии развития критического мышления предназначен для студентов педагогического колледжа специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», педагогов начальной школы / сост. Болдырева Е.А. – Камышлов. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Рецензент: Болотова Е.Ю., преподаватель дисциплины «Современные образовательные технологии в начальном общем образовании»

Сборник включает в себя информацию об особенностях организации и применении адаптивной технологии в образовательном процессе начальной школы. Содержит приёмы по технологии развития критического мышления, которые можно применять на уроках по различным предметам и в любом классе.

Сборник направлен на развитие критического мышления у младших школьников. Сборник может использоваться на уроках начальной школы.

ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Пояснительная записка

Критическое мышление – это мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой; аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек).

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

ФГОС НОО подтверждает важность использования технологии развития критического мышления как средства индивидуализации образовательного процесса, практической реализации личностно-ориентированного подхода: «Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования». Также посредством применения данной технологии реализуются планируемые результаты ФГОС НОО (предметные, метапредметные, личностные), формируются УУД.

Исходя из вышесказанного, был выполнен сборник, целью которого является: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Применение сборника приведёт к следующим результатам:

  1. высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

  2. возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;

  3. развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;

  4. развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;

  5. развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии развития критического мышления – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. В данном сборнике представлены задания второй стадии – осмысление. Функции этой стадии урока.

  1. Информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.

  2. Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, «разложить по полочкам» в своей памяти.

Деятельность учителя на данной стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому». Сложно организовывать работу, чтобы замотивировать обучающихся, необходимо на каждом уроке применять различные приёмы и задания.

Деятельность учащихся на стадии осмысления (реализации): ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Чтобы проделать эту работу на уроке, необходимы разнообразные приёмы, способствующие мотивации на деятельность и развивающие критическое мышление.

В сборнике представлены лишь некоторые из приемов, которые используются на уроках по развитию критического мышления на стадии осмысления. Важно одно — если вы решились внедрять приемы ТРКМ, не стоит делать это урывками, от случая к случаю. Технология развития критического мышления — целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно.

Приём «Инсерт»

Прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

— — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

+

?

здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

отмечается все новое, что стало известно из текста

отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

3.Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4.Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5.На этапе «рефлексия» обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: «Знаю», «Интересуюсь», «Узнал».

Приём «Бортовой журнал»

Своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.

Заполняется следующая таблица:

Что я знаю по теме

+ или —

Что узнал нового

Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.

С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.

Опять-таки, рекомендуется на стадии рефлексии вернуться к своим бортовым журналам и оценить проделанную работу.

Приём «Зигзаг»

Довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.

Итак, условия заданы — требуется за урок освоить большой пласт материала.

  1. Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько — см. условия ниже).

  2. Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

  1. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

  2. Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную «выжимку», квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.

  3. Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

  1. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

  2. Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

Приём «Фишбоун»

Еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Приём «Жокеи и лошади»

Приём используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики.

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор — А. Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных «лошадей» и «жокеев». Цель: найти себе пару.

Чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных «лошадей» оставаться на месте. По классу ходят только «жокеи».

Приём «Кубик Блума»

Достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  1. Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

  2. Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

  3. Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

  4. Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

  5. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

  6. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Приём «ИДЕАЛ»

Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.

Пример.

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова «как».

Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Приём «Диаграмма Венна»

Прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):

Общие черты

Отличительные особенности
1-го предмета (явления)

Отличительные особенности
2-го явления

Список литературы

Применение методики критического мышления при решении задач по физике и математике статья на тему

Методика критического мышления при решении задач по физике и математике.

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить «

Эдисон

Ученые считают, что больше 25% видов деятельности человека, которые будут востребованы в XXI столетии, сегодня еще не существует, а те, которые сейчас есть, существенно изменятся. Поэтому людям будут нужны новые знания и навыки. Наши дети – те, кому предстоит жить в новых условиях. Не секрет, что современные дети обладают особым типом мышления: эмпирическим ( от частного к общему, единичного-к целому). И поэтому, нам видится, что одна из основных задач обучения школьников состоит в том, чтобы развивать критическое мышление. Критическое мышление – открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В то же время – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы и принимать независимые продуманные решения. Ведь знания имеют ценность только тогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана и применяется в различных видах деятельности.

Для формирования критического мышления на своих уроках мы применяем технологию развития критического мышления, основной целью которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Можно выделить следующие этапы деятельности учащихся:

  1. Вспоминание – восстановление в памяти фактов, представлений и понятий. На уроках часто проводим
  1. Терминологические диктанты — «узнай» физическую величину по ее определению. Определение: эта физическая величина свое название получила от французского слова vitesse — она характеризует быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта. Ответ: скорость.
  2. «Геометрический калейдоскоп». Задача: катет и гипотенуза прямоугольного треугольника соответственно равны 8 см и 10 см. Найти второй катет. Решение:a 2 =10 2 — 8 2 , а=6 см. Вопрос-укажи с помощью какой теоремы решена эта задача.
  3. Опросы «по цепочке»– «мозговой штурм». Каждый последующий называет факт, не названный предыдущими. Тема цепочки: электрический ток. Первый ученик — электрический ток-это упорядоченное движение заряженных частиц. Второй – условия существования тока: наличие частиц, электрического поля, замкнутой цепи. Не все ответы являются верными — как в примере, тогда следующий ученик может внести поправку в ответ: наличие свободных заряженных частиц. На данном этапе нет правильных или неправильных ответов – любое высказывание является важным для дальнейшей работы.

  1. Воспроизведение.
  1. Метод «пробуждения» вопросов. Пример — вопрос: что такое диаметр? Ответ ученика: диаметр – это линия, которая проходит через круг. Учитель рисует на доске круг и пересекает его волнистой линией. Это диаметр? Ученик замечает ошибку, исправляется: диаметр – это прямая линия, которая проходит через круг. На этот раз учитель рисует хорду. Ученик снова замечает ошибку и исправляется и т.д. В итоге » диаметр – это отрезок, проходящий через центр. Таким образом, у ученика вырабатывается убеждение, что он самостоятельно нашел правильный ответ.
  2. «Сводная таблица». Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. При изучении темы «Четырехугольники» в 8 классе составляется таблица: название четырехугольника-определение-чертеж-свойства-признаки-формула площади. Помогает учащимся увидеть отличительные признаки, позволяет быстрее и прочнее запоминать информацию. Позволяет более качественно выполнять домашние задания, т.к. является готовой памяткой, сделанной на уроке.
  1. Обоснование-подведение частного случая под общий принцип или понятие.
  1. «Кластер» — прием систематизации материала в виде схем и рисунков. Задание: нарисуй модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг неё планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – свои спутники, у спутников – свои.
  2. «Толстые и тонкие» вопросы. «Тонкие» – вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (Кто? Что? Когда? Может? Было ли? Согласны ли вы?). «Толстые» — вопросы, которые требуют развернутого, неоднозначного ответа (Дайте объяснение, почему? Почему вы так считаете? В чем разница?)
  1. Реорганизация — преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение (задачи с лишними или недостающими данными, прикладные и творческие задачи).

2) Задачи – софизмы. Софизм «Полный стакан равен пустому». Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан наполовину полный равен стакану наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому. Верно ли приведенное утверждение? Разбор софизма. Ясно, что приведенное рассуждение неверно, т.к. в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.

  1. Осмысление-связывание вновь приобретенных знаний с усвоенным ранее или с личным опытом.
  1. Прием «инсерт». Работа с текстом учебника, в котором нужно сделать следующие пометки: «V»- знаю; «-«- противоречит моим первоначальным представлениям; «?» — хочу узнать; «+» — это для меня новое. Самостоятельно заполнить колонки маркировочной таблицы: «хочу узнать», «узнал новое» в соответствии со сделанными в тексте пометками.
  2. Прием «Кубик». Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

а) Опиши это…(Колебательное движение…)

б) Сравни это с …( Движением по окружности)

в) Проассоциируй это…(Что это напоминает?)

г) Проанализируй это…(Как происходит?)

д) Примени это…(Где это применяется)

е) Приведи «за» и «против»…(Вредные или полезные)

Ученики делятся на группы, учитель бросает кубик над каждым столом и таким определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять тему.

  1. «Верные и неверные утверждения».
    Пример:
    а) вертикальные углы равны.

б) сумма вертикальных углов равна 180.

в) сумма односторонних углов равна 180.

г) накрест лежащие углы равны.

6. Рефлексия

1) Составление синквейна:

  1. Существительное, означающее суть урока.
  2. Два прилагательных, характеризующих существительное.
  3. Три глагола, характеризующих существительное.
  4. Меткое, короткое высказывание, или афоризм урока.
  5. Одно слово, подчеркивающее суть темы (или как по другому можно назвать тему урока).

Пример.
Математика.

  1. Треугольник.
  2. Равносторонний, прямоугольный.
  3. Обозначать, чертить, измерять.
  4. Бывает, что треугольник не существует.
  5. Фигура с тремя сторонами.

Физика.

а) Трение.

б) Полезное, вредное.

в) Помогает, удерживает, изнашивает.

г) Без трения нет движения, благодаря ему мы ходим.

д) Необходимо.

2) «Концептуальная таблица». Заполняется учащимися дома, самостоятельно на основании знаний, приобретенных во время урока и работы с текстом учебника. Пример: таблица физических величин. На уроке изучается новая физическая величина, дома сведения о ней заносятся в таблицу в конце тетради по принципу: физическая величина-обозначение-определение-единицы измерения в СИ-внесистемные единицы измерения. Таблица ведется в течение учебного года и дает возможность постоянного повторения пройденного материала.

Критическое мышление можно назвать аналитическим. С его помощью учащийся приобретает способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты к различным ситуациям, вопросам и проблемам.

Наша цель – в процессе обучения, на каждом уроке стремиться меньше задавать стереотипных вопросов, направленных на воспроизведение материалов урока, больше времени уделять возникновению проблемных ситуаций, развивать умения обосновывать свои выводы и решения.

Актуальность технологии развития критического мышления можно подтвердить требованиями, предъявляемыми к обучающимся, установленные ФГОС. Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются им с точки зрения степени их истинности, степени вероятности, достоверности.

А закончить нашу статью хочется китайской пословицей: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, разреши мне действовать самому – и я научусь».

Список литературы:

1.Критическое мышление: технология развития./Пособие для учителя/И.О.Загашев, С.И. Заир-Бек.- СПб:Альянс «Дельта», 2003

2.Современные образовательные технологии. Учебные пособия. Селевко Г.К. М.1998

3.Критическое мышление: метод, теория, практика. Бутенко А.В., Ходос Е.А.-Красноярск, 2001

Задания для развития критического мышления у младших школьников

Задания на развитие критического мышления

Технология развития критического мышления – это один из новейших методов, разработанных для развития начального уровня самостоятельности в жизни, а не в учебе. Задания на развитие критического мышления учат детей принимать решения, анализировать свои действия и действия окружающих людей. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Такая работа ума развивает следующие качества:

  • готовность к планированию;

  • наблюдение за собственными действиями;

  • поиск компромиссных решений;

  • готовность исправлять свои ошибки;

  • настойчивость в достижении цели.

Задания на развитие критического мышления:

  • Называйте ребятам явления. Например: идет дождь, яблоко красное, слива оранжевая. Утверждения должны быть как правдивыми, так и ложными. Дети должны отвечать, верят они или нет вашим утверждениям.

  • Попросите ребят по очереди читать небольшие отрывки текста. Когда каждый дочитывает свой отрывок, предложите ему рассказать об ассоциациях, которые у него появились.

  • Ребята читают небольшой текст в течение 15 минут. За это время они отмечают карандашом, что из текста им известно, а что для них новое.

  • 1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

  • 2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления).

  • На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

  • 3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

На фазе вызова это: рассказ-предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.

Первый прием – это кластер “гроздь”. Работа с кластером “гроздью” очень проста и доступна всем детям. Наша тема урока – это центр и от этого центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, т.е. термины, понятия. Данный прием я использую на всех этапах урока. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли возникающие при обсуждении темы располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие “гроздь”. Приём “мозговая атака” способствует созданию большего количества “гроздей”. Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме.

Приём “Верные и неверные утверждения”

Поиграем в игру “Верите ли вы, что…” У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?

Приём “Корзина идей”

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Приём “Лови ошибку”

Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”. Этому способствуют методы активного чтения: стратегия “Чтение с остановками”, прием “Дерево предсказаний”, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Схема реализации приема “Чтение с остановками” выглядит следующим образом:

  • рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);

прием “Инсерт” – приём маркировки текста, когда учащиеся отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, о чём хочется узнать более подробно. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы “Инсерт”.

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: “V” – уже знал; “+” – новое; “ – ” – думал иначе; “?” – не понял, есть вопросы.

Приём “Концептуальная таблица” полезен, когда предполагается сравнение объектов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – критерии, по которым сравнение происходит.

Заключительная стадия урока – стадия рефлексии (или размышления). Это “момент истины”, когда становится ясно, правильно ли была организована работа, получены ли ответы на вопросы, появившиеся на стадии вызова. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:

  • Упражнение “От обратного” – детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……

  • Упражнение “Синквейн”

  • Составление словаря по тексту произведения

  • Написание сочинений

  • Исследование по отдельным вопросам

Если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:

  • умение ставить вопросы;

  • умение выделить главное;

  • умение делать сравнение;

  • умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

  • умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

  • способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Методы и приемы развития критического мышления

«Мозговой штурм»

Цель использования:

1) выяснение того, что знают дети по теме;

2) набрасывание идей, предположений по теме;

3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной

стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет

выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске

прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что

ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме

(индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не

повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они

ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Вызов

“Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений

по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь

на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на

изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования

позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии

возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были

верными.

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:

+ я это знал,

— я этого не знал,

! это меня удивило

? хотел бы узнать подробнее.

Осмысление

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся

выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование

выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия «СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

— 2 прилагательных, описывающих тему

— 3 глагола, характеризующих действие

— фраза из 4 слов, содержит основную мысль

— синоним к теме.

«Толстый и тонкий вопросы»

?– фактический ответ

? – обстоятельный ответ, развернутый.

Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной

и групповой работы.

Осмысление и рефлексия «Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.

1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их

оформление в виде грозди (тема и подтемы):

2. 1 этап – мозговой штурм (идеи)

2 этап – систематизация, оформление в кластер

3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.

Рефлексия «ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю

(вызов)

Хочу узнать

(вызов)

Узнал

(реализация смысла или

рефлексия)

Соотношение старой и новой

информации

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме

урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении

изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы,

новая информация по теме/

Осмысление

“Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную

информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

 явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их

личного опыта и знаний;

 скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки,

аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего

возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить

в начале урока.

Вызов

«Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст.

“Письмо по кругу”

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого

ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на

заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый

член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем

передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его

размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется

листок, в котором были написаны его первые предложения.

Осмысление

«Круги по воде»

Опорное слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик

и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные,

устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое

исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Рефлексия

«Письмо к учителю»

Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме,

инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ

2. Больше всего запомнилось

Развитие критического мышления: ТОП-7 упражнений

Знание того, как развить критическое мышление, помогает усовершенствоваться в профессиональной сфере, научиться подходить к любой работе творчески и уменьшить риск быть обманутым. Ниже описаны методы, приемы и способы критического анализа.

Критическое мышление: что это такое

Познание окружающего мира у любого развитого человека предполагает следующие процессы:

  1. Получение новой информации.
  2. Обработка полученных сведений.

Первый процесс осуществляется абсолютно любым из нас независимо от возраста и уровня образования.

Важно! Где бы мы ни были и что бы мы не делали, мы получает какие-то сведения извне и либо принимаем их как факт, либо оцениваем.

На этапе приобретения каких-либо навыков, будь то изучение нового языка или ознакомление с принципом действия двигателя внутреннего сгорания, необходимо сначала пассивно заучивать новое. Однако человек, принимающий все и всегда «на веру», рискует стать жертвой обмана и манипуляций как в профессиональной, так и в личной сфере.

Пассивное принятие не требует большой затраты энергии, критическое же мышление имеет два аспекта:

  1. Способность сомневаться. Поступающая к человеку информация изначально не принимается как истинная и потому требует проверки на подлинность.
  2. Способность оценивать. Человек сопоставляет новые сведения с тем, что ему уже известно. Опираясь на свой личный опыт, он оценивает, насколько новая информация является актуальной, правдивой и интересной.

Думать критически означает не только скептически относиться ко всему, что нас окружает, но и мыслить творчески. Обыденный скептицизм, основанный на неприятии и отрицании, не имеет ничего общего с критическим анализом. Последний предполагает глубокую умственную работу, целью которой является поиск истины, а не отрицание как таковое.

Методы критического мышления

Для того, чтобы улучшить собственные способности подходить критически к получаемой из внешнего мира информации, можно использовать такие методы:

Выделение ключевых мыслей из книги, статьи

Читая литературный, публицистический или научный текст, подчеркивайте фразы, которые кажутся вам основными, а затем собирайте их вместе и анализируйте.

Построение синквейнов

Синквейн – это упражнение, которое предполагает создание небольшого текста по строго установленным правилам. Сначала пишется существительное – тема анализа, затем под ним записывают два прилагательных, под прилагательными – три глагола. На 4-й строке пишут фразу, которая раскрывает главную мысль темы. На 5-й, заключительной, строке должно быть одно существительное, подводящее итога сказанному.

Пример синквейна:

  • Учеба
  • Интересная, трудная
  • Учиться, оценивать, развиваться
  • Учеба помогает построить успешную карьеру
  • Профессия

Попробуйте формировать подобные короткие тексты к тем проблемам, которые нужно решить. Слово в последней строке должно отражать итог информации, описанной в остальной части синквейна.

Проверка фактов

От кого бы ни исходила информация (от вашего начальника или от соседки по лестничной площадке), не принимайте ее как истину, но и не отвергайте. Проверьте подлинность фактов из надежных источников.

Плюсы и минусы

Это общепсихологический прием, направленный на принятие решения. Если перед вами стоит выбор, впишите в левую колонку плюсы, которые вы приобретете в случае положительного решения, а в правую – минусы и их последствия. Проанализируйте полученные результаты.

Работа на результат

До начала обучения новым навыкам и умениям, составьте вопросы, на которые хотите получить ответы, затем проверьте, достигли ли вы желаемых целей.

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе

С детского сада и школы большинство людей приучают принимать несомненный авторитет старших. От детей часто требуют механического заучивания и впитывания новой информации. С одной стороны, это не так уж и плохо, потому что составлению собственного мнения должно предшествовать пассивное получение знаний.

С другой стороны, чрезмерная авторитарность учителей может привести к тому, что у учащегося просто-напросто исчезнет потребность сомневаться. Важно! Развитие навыков критического анализа не предполагает навязывание своей точки зрения или неуважение к старшим.

Наоборот, учитель, умеющий создать пространство для творческой мыслительной работы, пользуется большим авторитетом.

Обучение критическому мышлению проходит эффективней в игровых формах. В начальной школе для развития способности детей мыслить критически могут быть использованы следующие педагогические приемы:

  1. Если ученик делает ошибку в выполнении устного задания, учитель спрашивает других, согласны ли они с его ответом. Если кто-то не согласен, педагог просит объяснить, почему. Одновременно с этим учитель должен сказать совершившему ошибку ученику, что в этом нет ничего страшного, потому что, только делая ошибки, мы по-настоящему познаем новое.
  2. Давать задания на поиск ложной или ошибочной информации. Упражнение может быть оформлено в виде «вредных советов» от какого-нибудь персонажа, например, 1. Алина считает, что когда кто-то угостил конфетой, не нужно говорить «спасибо». 2. Максим думает, что если на светофоре горит красный свет, нужно перебежать дорогу. 3. Саша считает, что все девочки глупые и потому их нужно дёргать за косички.
  3. Предложить ученикам выявить положительные и отрицательные стороны какого-нибудь события. Например, ситуация «Холодно и идет снег». Что хорошего в такой погоде? Что плохого? Ответы нужно записывать в две колонки.
  4. Перед началом занятия учитель пишет на доске его план. В конце урока педагог задает учащимся вопросы по теме урока и интересуется, соответствовало ли занятие указанному плату и что еще они хотели бы узнать по данной теме. Учащиеся должны почувствовать, что для учителя важно не только дать новый материал, но и иметь обратную связь.