Закон о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция в России?

Здравствуйте, уважаемые друзья! Вы, скорее всего, слышали про систему ювенальной юстиции, про то, что из семей забирают детей и помещают их в специальные учреждения или приемные семьи. Сам термин можно перевести как «юношеское правосудие». Сейчас я вам попытаюсь разъяснить простыми словами, что такое ювенальная юстиция, в том числе, какое отношение она имеет к России.

Что это такое?

В законодательстве России нет определения термина «ювенальная юстиция». Более того, такое словосочетание не используется. Но определение этому термину есть в науке. Эти словосочетания также используются в разговорной речи и имеют определенный смысл.

Ювенальная юстиция — это система органов власти, которые осуществляют правосудие по делам несовершеннолетних, государственный контроль за «неблагополучными» семьями в интересах несовершеннолетнего.

По большому счету под «ювеналкой» понимают:

  • Суды по делам несовершеннолетних. Это значит, что судебный процесс с участием несовершеннолетнего (гражданский или уголовный) передается на рассмотрение специального суда.
  • Деятельность органов власти по «вмешательству» во внутрисемейные дела в интересах несовершеннолетнего. Несмотря на то, что слово «вмешательство» взято в кавычки — это не значит, что я хотел придать этому слову негативный окрас. Также деятельность специализированных некоммерческих организаций может быть отнесена к ювенальной.

В настоящее время в России ювенальных судов нет, но есть органы власти, деятельность которых можно назвать «ювенальной». В первую очередь — это опека и попечительство и отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Вот еще одно определение:

Ювенальная юстиция — это совокупность органов правопорядка, судов и административных органов власти, законная деятельность которых направлена на реализацию закона при условии участия несовершеннолетнего.

Кстати, Википедия дает определение этого термина в узком значении:

Ювенальная юстиция — система учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними

Европейские ценности

Ювенальные технологии пришли к нам из Европы. Несмотря на то, что в Советском Союзе и в России сложилась самостоятельная практика по защите несовершеннолетних, тем не менее, есть международные нормы и принципы, которым Россия стремиться следовать.

Среди международных актов, можно выделить следующие:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка».
  • Европейская конвенция «Об осуществлении прав детей».

Россия предпринимает попытки привести свое законодательство в соответствии с международными стандартами. Это не всегда получается. Иногда возникают противоречия между международным стандартом и внутренним менталитетом.

Законодательство России

Элементы «ювенального» законодательства содержатся в следующих нормативных правовых актах:

  • Семейный Кодекс РФ.
  • Уголовное процессуальное законодательство.
  • Кодекс об Административных Правонарушениях.
  • ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  • Соответствующие указы Президента и постановления Правительства, направленные на защиту прав детей и всевозможные гарантии.

Элементами развития ювенальной системы можно считать и Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, которая была утверждена указом Президента. Стратегия, помимо прочего, предусматривала меры направленные на создание дружественного ребенку правосудия.

Кто может быть участником ювенальной технологии?

  • судьи;
  • сотрудники правоохранительных структур;
  • медиаторы;
  • психологи;
  • социальные педагоги;
  • социальные работники.

Сторонники и противники

У системы ювенальной юстиции есть как сторонники , так и противники. Насколько я понимаю, к сторонникам можно отнести депутатов Госдумы И. Яровую и Е. Лахову. К ярым противникам относится например такой общественно-политический деятель как С. Кургинян.

Правоприменительная практика

Лично я считаю, что сама идея защиты прав несовершеннолетних — хорошая и естественная. Стоит ли при этом создавать отдельную судебную ветвь — спорный вопрос. Необходимо признать, что в основной своей массе граждане России с настороженностью относятся к ювенальным технологиям. Полагаю, что это происходит от общей склонности не доверять органам правопорядка и судебной системе. Любое вмешательство власти во внутрисемейные дела воспринимается отрицательно.

Стереотипы или склонности негативно относиться к органам власти возникли не на пустом месте.

Пример

Семья из шести детей переехала в новый дом. И сразу семью стали посещать органы опеки и попечительства. Если верить тому, что говорится в видео, то можно понять, что сотрудники власти вели себя по хамски и вместо того, что бы помогать, намекали на «репрессии».

Я думаю, что все прекрасно понимают, что семья с шестью детьми может испытывать определенные сложности. Власти должны помогать в таких случаях, а не создавать дополнительные сложности.

После того, как ролик о неадекватных действиях сотрудников власти вышел в эфир, ситуация изменилась. Приехал «начальник ПДН» и фактически признал действия своих подчиненных неправомерными.

Естественно не каждый случай можно будет в ручном порядке исправить. Не удивительно почему ювенальные технологии вызывают такой негатив в обществе.

Надеюсь, что статья оказалась полезной для вас!

Что такое ювенальная юстиция и почему с ней борются родители

Изначально, ювенальная юстиция была задумана как система, органы которой будут работать для поддержки и защиты детей из неблагополучных семей.

Известный факт, что подрастающему поколению нелегко получить хорошее воспитание в неблагополучной семье и стать полноценным членом общества в будущем. Бороться и предотвращать действия родителей, направленных на угрозу жизни и здоровью ребенка — прямая обязанность органов ювенальной юстиции.

Перед общественностью стоит вопрос — выполняет ли система свое истинное предназначение в зарубежных странах, где она давно развита, и в России, где она в большей степени только зарождается.

В отношении ювенальной юстиции немало уважаемых в России лиц высказывается негативно. На практике, подтверждены данные о росте количества самоубийств и разорения семей там, где ювенальная юстиция вмешивалась с целью защитить ребенка.

Ювенальная юстиция — что это такое?

В России ювенальная юстиция — это судебно-правовая система, направленная на защиту несовершеннолетних.

Системой запланировано участие в делах несовершеннолетних граждан двух сторон: государственных органов и негосударственных учреждений, которые должны проводить проверку, реабилитацию и действия по исправлению поведения юных преступников.

К непосредственным задачам органов ювенальной юстиции в России входит профилактика детской преступности, а также ряд социальных мер по защите детей в семьях.

Историческое развитие ювенальной юстиции

Ювенальная юстиция исторически относилась к системе правосудия, которая обеспечивала работу судов для несовершеннолетних. Появилась в конце 19 — нач. 20 в. в Европе, Америке и России. Считалось, что необязательно наказывать несовершеннолетних, достаточно передать их на опеку и попечительство специальным органам.

На сегодняшний день, понятие ювенальная юстиция трактуется как система организаций, мероприятий и всяческих реабилитационных программ, которые преследуют цель защиты прав и свобод несовершеннолетних.

Распространено 3 типа ювенальной системы:

  • Англо-американская. Основная цель — профилактика детской преступности. Содержит ряд мер, которые оказывают воздействие на ребенка. Все зависит от возраста малого и того, какое преступление он совершил;
  • Континентальная. Основная роль по исправлению возложена на судью, который выполняет роль не только непосредственно судьи, но также и соцработника, который помогает восстановиться пострадавшему;
  • Скандинавская. Включает работу с трудными подростками, ведущая роль в исправлении подростка возложена на соцработников. Случаи, когда нарушитель порядка лишается свободы до совершеннолетия, редки.

Рамки правосудия в отношении детей характеризуются следующими показателями:

  • дети в заключении;
  • дети в предварительном заключении;
  • лишения свободы и санкции, связанные с этим;
  • специальная система правосудия по делам несовершеннолетних.

Перспективы развития ювенальной юстиции в России

Ювенальная юстиция в России представляет собой судебно-правовую систему, деятельность которой заключается в защите прав несовершеннолетних.

Существует в России уже долгое время и является частью большей системы. Ювенальная полиция включает работу:

  • органов опеки и попечительства;
  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • по исправлению малолетних и т.д.

Регулируется деятельность уголовно-исполнительным кодексом, описывающим виды уголовной ответственности и способы отбывания наказания виновниками.

С 2000-х годов ведется ряд работ по внедрению ювенальной юстиции в Россию, но в упорядоченном виде. Основанием для всех действий системы будет общая законодательная база. Планируется организация деятельности следующих органов:

  • правоохранительных;
  • судебных;
  • попечительских и социальных;
  • учреждений, ведущих просветительскую деятельность;
  • реабилитационных учреждений.

Так, первый ювенальный суд в России был создан в 2004 году. Цель — рассматривать дела по правонарушениям детей (до наступления совершеннолетия). Несмотря на то, что первоочередные мероприятия — это оказание психологической помощи и реабилитационные действия, они не проводились.

Закон о ювенальной юстиции в России

Напрямую закона о ювенальной юстиции в РФ нет. Но, существует законодательная база — основа действий, относящихся к защите прав несовершеннолетних:

  • Гл. 22 СК РФ. Согласно положениям этого документа, возможно изъять детей из семей, находящихся в трудном положении;
  • ФЗ 120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
  • Постановление пленума Верховного суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Как уже было сказано, в России отдельного закона о ювенальной юстиции не существует, но уже долгое время ведется деятельность по его разработке. Предпринимается ряд действий по дополнению уже существующих законов. Доказательством тому служит пояснительная записка к проекту ФЗ о внесении изменений в конституционный закон “О судебной системе РФ”.

Преимущества и недостатки ювенальной юстиции

Плюсы и минусы ювенальной юстиции напрямую зависят от того, какую сторону спрашивают.

Мнения за ювенальную юстицию высказывают те работники и профессионалы, деятельность которых связана с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, выходцами из неблагополучных семей. Работая каждый день с малыми преступниками, работники данных органов понимают, что стоит судить одинаково преступления взрослых и детей.

Именно сотрудники органов опеки и попечительства знают, насколько неисправимы бывают дети — выходцы из неблагополучных семей и как сложно с ними работать. Но в первую очередь, эти дети беззащитны.

Плюсы внедрения закона о ювенальной юстиции в российскую общественность:

  • улучшение ситуации внутри семьи;
  • снижение в разы детской преступности;
  • возможность забрать ребенка из неблагополучной семьи органами опеки и попечительства;
  • предотвращение развития больных членов общества из-за халатности родителей неблагополучных семей, кормление детей пищей быстрого приготовления и др.

Существует и множество противников ювенальной юстиции в России. Складывается впечатление, что противников закона об ювенальной юстиции больше, чем сторонников. Об этом свидетельствует негодование общественности в сети интернет, прессе и других источниках.

Минусы ювенальной юстиции:

  • неприятие родительского авторитета и попрание прав родителей;
  • рост детской преступности;
  • распад семей;
  • протесты родителей;
  • рост дел по лишению родительских прав;
  • рост суицидов среди детей из-за лишения связи с родной семьей;
  • суицид родителей, у которых отняли ребенка;
  • широк ряд полномочий, которыми наделены органы опеки и попечительства;
  • неверное понимание целей, принципов и деятельности ювенальной юстиции;
  • злоупотребление неблагополучной семьей, ее имуществом и интересами.

Но, проанализировав мнения обеих сторон, можно прийти к выводу, что стороны говорят о разном, и не одинаково представляют себе суть ювенальной юстиции. Многие действия, которые приписывают ювенальной юстиции, новы для для российской общественности, поэтому излишние опасения о изъятии ребенка из семьи напрасны.

Закон о шлепках

Принят закон о шлепках был в июле 2016 года. О нем много спорили, существовали разные мнения о его надобности. Изъявил желание о существования закона президент РФ в 2015 году. Он попросил оказать содействие Верховному Суду по вопросам декриминализации в уголовном законодательстве.

Интерес закон вызвал, когда статья 116 во втором чтении была видоизменена и приобрела другой смысл, в отличие от задуманного первоначально:

  • было введено понятие “близкое лицо”;
  • установил наказание;
  • оговорены преступления по отношению к родным и членам семьи;
  • наказание родителей за причинение физической боли детям — шлепок, избиение ремнем (лишение свободы до 2-х лет);

Закон вызвал негодование общественности, так как его положения означали, что любой может написать заявление на вашу семью, и органы опеки заберут ребенка.

Принятие российской общественностью закона о шлепках сопровождалось массовыми протестами, подписанием петиции против ювенальной юстиции и направлением ее президенту РФ.

Президент внес ряд поправок, позволяющих закону и положениям ювенальной юстиции работать на благо общества. Так, изменения характеризуются следующим образом:

  • президент подписал закон о декриминализации побоев в семье;
  • исключена статья 116 о побоях членов семьи;
  • побои в семье отнесены к административным правонарушениям;
  • снята уголовная ответственность, а административные правонарушения будут наказываться в виде наложения денежного штрафа, ареста сроком на 15 суток и присуждением к выполнению исправительных работ сроком — 120 часов.

Положения, описанные выше, относятся к первому зарегистрированному правонарушению. При регистрации повторных действий, полагается уголовное наказание.

Опыт зарубежных стран

О том, что такое ювенальная юстиция, впервые мы услышали от зарубежных стран — Украина, Франция, США, Финляндия.

Украина стремится стать частью ЕС, где ювеналка распространена. Там практикуется защита несовершеннолетних и их прав. Высказывалось даже мнение о том, что детей будут изымать из семей и отдавать в более богатые семьи, которые заранее за это заплатят. Все это вызвало негодование у народа, и православная общественность приостановила развитие ювенальной юстиции в Украине.

Около 80 тысяч детей в Финляндии попали под контроль органов опеки. Большая часть этих детей были изъяты из семей. Пока ведется расследование того, почему родитель не справляется со своими обязанностями, детей отдают в приют или приемным родителям. На детей заводится специальная база данных. Еще с детского сада малышей обучают вести специальные дневники, в которых те выставляют оценку поведению родителей. Дневники проверяются органами соцнадзора.

В США и ряде стран Европы к уголовной ответственности привлекают, начиная с 10 лет. В этих странах не установлено максимально допустимое наказание для несовершеннолетних, как это происходит в России. И если в России ответственность переложили бы на родителя, то в Америке к детям применяется даже смертная казнь. Минимальный возраст зависит от штата, и составляет 16, 17 и 18. Но известны случаи, когда к смертной казни были приговорены 10-летние дети. Также в США детей приговаривают к пожизненному заключению, если тем совершено особо тяжкое преступление.

Франция не может похвастаться положительным опытом наличия и действия закона о ювенальной юстиции. Так, во Франции действует щадящая система правосудия по отношению к несовершеннолетним. Это привело к росту преступности среди молодежи, а торговцы наркотиками и грабители не наказываются должным образом и чувствуют себя свободными. Другим показательным фактом является то, что половина случаев лишения родительских прав во Франции, где были задействованы ювеналы, признана ошибочной, несмотря на законное проведение данных действий.

Популярные вопросы по статье ✅ Ювенальная юстиция — что это такое простыми словами?

Ювеналка — что это такое, знают не все граждане РФ. Если говорить простыми словами, то ювенальная юстиция — это судебно-правовая система, направленная на защиту прав несовершеннолетних.

✅ Когда появилась ювенальная юстиция?

Ювенальная юстиция исторически относилась к системе правосудия, которая обеспечивала работу судов для несовершеннолетних. Появилась в конце 19 — нач. 20 в. в Европе, Америке и России. Считалось, что необязательно наказывать несовершеннолетних, достаточно передать их на опеку и попечительство специальным органам.

✅ Какие есть плюсы у ювенальной юстиции?

Плюсы внедрения закона о ювенальной юстиции в российскую общественность:

  • улучшение ситуации внутри семьи;
  • снижение в разы детской преступности;
  • возможность забрать ребенка из неблагополучной семьи органами опеки и попечительства;
  • предотвращение развития больных членов общества из-за халатности родителей неблагополучных семей, кормление детей пищей быстрого приготовления и др.

✅ В чем недостаток ювенальной юстиции?

Минусы ювенальной юстиции:

  • неприятие родительского авторитета и попрание прав родителей;
  • рост детской преступности;
  • распад семей и протесты родителей;
  • рост дел по лишению родительских прав;
  • рост суицидов среди детей (из-за лишения связи с родной семьей) и среди родителей, у которых отняли ребенка;
  • широк ряд полномочий, которыми наделены органы опеки и попечительства;
  • неверное понимание целей, принципов и деятельности ювенальной юстиции;
  • злоупотребление неблагополучной семьей, ее имуществом и интересами.

✅ Есть ли перспективы развития ювенальной юстиции в России?

С 2000-х годов ведется ряд работ по внедрению ювенальной юстиции в Россию, но в упорядоченном виде. Основанием для всех действий системы будет общая законодательная база.

Планируется организация деятельности следующих органов:

  • правоохранительных;
  • судебных;
  • попечительских и социальных;
  • учреждений, ведущих просветительскую деятельность;
  • реабилитационных учреждений.

Федеральный закон «Об основах системы ювенальной юстиции»

Приложение 3

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах системы ювенальной юстиции

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

Предметом настоящего Федерального закона являются отношения, складывающиеся в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) судами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, при участии неправительственных (негосударственных и немуниципальных) некоммерческих организаций.

Статья 2. Понятие системы ювенальной юстиции

Под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего).

В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребёнка (несовершеннолетнего).

Статья 3. Ребенок (несовершеннолетний), в отношении которого осуществляется деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов

Деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется в отношении детей (несовершеннолетних), нуждающихся в защите их прав, свобод и законных интересов, в том числе, в первую очередь, в отношении беспризорных и безнадзорных детей (несовершеннолетних), в отношении детей (несовершеннолетних), признанных потерпевшими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в отношении детей (несовершеннолетних), находящихся в различных формах конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних).

Статья 4. Основные принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции

Основными принципами построения и функционирования системы ювенальной юстиции являются:

а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);

б) открытость и прозрачность процедур деятельности всех её институтов;

в) приоритет профилактического подхода;

г) защита прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) специализированными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными и неправительственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями;

д) расширение восстановительного подхода при осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних);

е) создание условий для всесторонней социализации ребенка (несовершеннолетнего), как предпосылки для его наилучшего развития;

ж) поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребёнка (несовершеннолетнего);

з) взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и неправительственных некоммерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);

и) доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;

к) создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних);

л) создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовершеннолетним).

Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять деятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего).

Статья 5. Законодательство о ювенальной юстиции

Законодательство о ювенальной юстиции включает Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, законодательство об уполномоченных по правам ребенка, иное федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, касающееся реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ

Статья 6. Государственные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции.

К государственным органам и учреждениям системы ювенальной юстиции относятся:

а) ювенальные суды;

б) уполномоченные по правам ребенка;

в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

г) должностные лица и иные работники прокуратуры, органов следствия и дознания, специализирующиеся на работе с детьми (несовершеннолетними);

д) специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодежную политику;

е) воспитательные колонии и иные специализированные пенитенциарные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

Статья 7. Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции

Органы местного самоуправления в рамках системы ювенальной юстиции обеспечивают деятельность:

а) органов опеки и попечительства;

б) приемных семей;

в) муниципальных социальных, исследовательских, диагностических, кризисных и реабилитационных центров, служб и учреждений.

Статья 8. Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними)

К системе ювенальной юстиции относятся:

а) общественные объединения и иные неправительственные некоммерческие организации, действующие в интересах детей (несовершеннолетних) и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и законных интересов;

б) негосударственные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные, реабилитационные центры службы и учреждения, в том числе учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и безнадзорных детей (приюты);

в) коллегии адвокатов.

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМУ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Статья 9. Принципы взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции

Основными принципами взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции, являются:

а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);

б) законность;

в) открытость и доступность информации;

г) прозрачность процедур взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции;

д) скоординированность действий;

е) эргономичность действий;

ж) программно-целевой подход.

Статья 10. Организационные формы взаимодействия

Взаимодействие органов и организаций, составляющих систему ювенальной юстиции, основано на деятельности следующих организационных форм:

а) межведомственные, вневедомственные и межинституциональные советы, наделенные экспертными, консультационными, координирующими и (или) совещательными функциями;

б) исследовательские и научно-исследовательские центры, службы и учреждения, создаваемые на основе межведомственного участия и привлечения неправительственных некоммерческих организаций;

в) фонды местного сообщества, включающие в качестве приоритетов своей деятельности направления, соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона;

г) ярмарки социальных проектов, посвященные развитию системы ювенальной юстиции и (или) включающие направления и темы, соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона;

д) социальный заказ, формируемый органами власти на основе целевых социальных программ, направленных на реализацию настоящего Федерального закона.

Статья 11. Основные процедуры взаимодействия

Для обеспечения взаимодействия органов и организаций, составляющих систему ювенальной юстиции, используются следующие процедуры:

а) открытые публичные конкурсы на выполнение социального заказа, целевых социальных программ, поддерживаемых в форме грантов, а также при проведении соответствующих ярмарок социальных проектов и в процессе осуществления деятельности фондов местного сообщества, – включающих в число приоритетов поддержку программ, направленных на реализацию настоящего Федерального закона;

б) съезды, конференции, круглые столы, другие мероприятия;

в) деятельность экспертных, консультационных, координационных и других советов, сформированных на основе участия представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных научно-исследовательских и образовательных учреждений и неправительственных некоммерческих организаций.

Статья 12. Финансовые основы взаимодействия

Основой финансового взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с неправительственными некоммерческими организациями по вопросам реализации настоящего Федерального закона является программно-целевой подход. Осуществляя данный подход, указанные органы ежегодно при формировании бюджетов соответствующих уровней утверждают целевые социальные программы межгосударственного, федерального и регионального уровней.

Государственные заказчики, которым поручено обеспечение реализации указанных программ, формируют на их основе пакеты социальных заказов, размещаемых и реализуемых через процедуры открытого публичного конкурса путем заключения с его победителем договора (контракта) на оказание социальной услуги.

В бюджетах федерального и регионального уровней также ежегодно формируются целевые социальные программы поддержки инновационной и социально значимой деятельности неправительственных некоммерческих организаций, направленной на реализацию настоящего Федерального закона. Соответствующие программы и проекты названных организаций подлежат субсидированию в форме грантов, выделяемых по результатам открытых публичных конкурсов.

Инновационные программы и проекты неправительственных некоммерческих организаций могут финансироваться в форме грантов на внеконкурсной основе только при отсутствии альтернативных предложений по решению конкретной приоритетной социально значимой проблемы.

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Статья 13. Материально-техническое и финансовое обеспечение системы ювенальной юстиции

Материально-техническое и финансовое обеспечение федеральных государственных органов, входящих в систему ювенальной юстиции, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции государственных органов субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции органов местного самоуправления и муниципальных организаций осуществляется за счет бюджета соответствующего муниципального образования.

Материально-техническое и финансовое обеспечение государственных и муниципальных органов и организаций, входящих в систему ювенальной юстиции, может частично осуществляться за счет средств, поступивших в соответствии с международными межправительственными договорами и соглашениями, нацеленными на развитие системы ювенальной юстиции в Российской Федерации.

Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции неправительственных некоммерческих организаций осуществляется за счет собственных средств указанных организаций, а также за счет средств, полученных на реализацию социального заказа, за счет международных, государственных, муниципальных, частных грантов, в том числе, полученных от российских и (или) иностранных физических и юридических лиц. Неправительственные некоммерческие организации, входящие в систему ювенальной юстиции, вправе использовать деятельность добровольцев в ходе реализации программ, проектов и мероприятий в рамках системы ювенальной юстиции.

Статья 14. Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции

Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе подготовки специалистов в сфере ювенальной юстиции в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, должностные лица и специалисты, работающие в государственных и негосударственных организациях, входящих в систему ювенальной юстиции, обязаны иметь необходимую профессиональную подготовку в объеме высшего или среднего специального образования в сфере ювенальной юстиции. Наличие указанного образования учитывается при назначении на должность, при прохождении аттестации и переаттестации работников, упомянутых в настоящей статье органов и организаций.

Переподготовка и повышение квалификации кадров осуществляется в рамках реализации целевых программ, включающих вопросы обеспечения системы ювенальной юстиции и ее элементов.

Статья 15. Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции

Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции основывается на:

а) нормативных правовых актах, детализирующих проце­дуры и механизмы, используемые и применяемые в процессе защиты прав, свобод и законных интересов детей (несовершеннолетних) и основанных на результатах научных разработок и экспериментов;

б) реализации комплекса экспериментальных (пробных, пилотных) проек­тов, целью которых является наработка опыта в использовании новых механизмов, институтов и процедур, анализ полученных промежуточных резуль­татов, внесение требуемых корректив в действующие механизмы защи­ты прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);

в) использовании результатов научно-исследовательских работ, нацелен­ных на изучение проблем построения, функционирования и развития системы ювенальной юстиции;

г) организации широкомасштабных и комплексных образовательных про­цессов, направленных на кадровое обеспечение функционирования и развития системы ювенальной юстиции;

д) проведении пропагандистской и информационной поддержки процессов реформирования системы защиты прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) и внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции.

Статья 16. Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции

Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе развития комплексных исследований проблем ювенальной юстиции и связанных с ювенальной юстицией проблем государственными и негосударственными научно-исследовательскими организациями, а также центрами, действующими в образовательных учреждениях.

В рамках указанных исследований осуществляются непрерывные действия по:

анализу и мониторингу ситуации,

периодической оценке состояния дел, связанных с соблюдением внутригосударственных и международных норм в области защиты прав ребенка (несовершеннолетнего),

прогнозированию развития ситуации,

выработке и внесению предложений, направленных на совершенствование системы ювенальной юстиции.

Статья 17. Принципы информационного обеспечения деятельности системы ювенальной юстиции

Информационное обеспечение деятельности системы ювенальной юстиции осуществляется на принципах:

а) открытости информации и сведений о современном состоянии, проблемах, процессах становления и развития российской системы ювенальной юстиции для всех заинтересованных органов, организаций, учреждений и граждан;

б) доступности для ребенка (несовершеннолетнего) и лиц, ответственных за его воспитание, знаний о своих правах, свободах и интересах, основанных на международных стандартах, принципах, нормах, правилах и регули­руемых законодательством о ювенальной юстиции Российской Федера­ции;

в) постоянного участия в реализации просветительской функции средств массовой информации по вопросам, относящимся к защите прав, свобод и законных интересов детей (несовершеннолетних), а также в систематическом оповещении детей (несовершеннолетних) и лиц, ответственных за их воспита­ние, о возможностях получения необходимой помощи.

г) активности внедрения в общественное сознание стандартов и принципов правового статуса ребенка (несовершеннолетнего).

ГЛАВА V. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Сроки и порядок вступления в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу на десятый день после его официального опубликования, за исключением положений, порядок вступления в силу которых установлен статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 19. Необходимые экспериментальные, пилотные, внедренческие, программы, проекты, мероприятия и действия

Порядок внедрения в судебную систему Российской Федерации ювенальных судов определяется Федеральным конституционным законом «О ювенальных судах в Российской Федерации».

Для обеспечения внедрения в практику системы ювенальной юстиции Правительство Российской Федерации совместно с судами в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона разрабатывает и утверждает федеральную целевую программу «Ювенальная юстиция». Указанная федеральная целевая программа предусматривает в течение трёх лет после её утверждения проведение комплекса мероприятий, направленных на полномасштабное внедрение в практику институтов, принципов и процедур, составляющих систему ювенальной юстиции.

Статья 20. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.

Ювенальная юстиция на Западе: О чём плачут и кричат дети и родители

Ювенальная юстиция сегодня становится уже слишком сложным понятием для того, чтобы отнести её исключительно к сфере права, социальной сфере или одному из институтов демократического общества. Об этом явлении уже многое сказано, включая громкие и страшные истории разлучения родителей с детьми, бесчеловечность социальных служб и органов опеки.

Слышны и противоположные заявления — о необходимости защищать детей от насилия в семье, обеспечить им нормальное воспитание в ситуации, когда родители не в состоянии сделать это самостоятельно. Ребёнок всегда должен иметь право на нормальную жизнь.

Однако лучшим доказательством существования проблем является наличие споров, данные мировой социальной статистики, непрекращающиеся обсуждения ювенальной юстиции во многих странах. Для понимания того, как трансформируется сейчас «ювеналка», достаточно посмотреть на западную практику. Ту самую, которую представители прогрессивных зарубежных демократий уже многократно пытались привить и России — стране «отсталой» в сфере защиты прав человека.

Фото: YAKOBCHUK VIACHESLAV / .com

На Западе с ювенальной юстицией много проблем. Это и не могло быть иначе в силу того, как меняются сами западные общества. И сейчас, когда современная Россия пытается органично и со своими правками привить ряд западных норм, настало время присмотреться получше к правовым аспектам западной ювенальной юстиции. Для того чтобы не повторять чужих ошибок и решить, насколько нашей стране необходимо вживлять своему обществу то, что уже начинает органически отторгаться в других странах.

К истории вопроса

Ювенальная юстиция как некий свод специализированных правил уходит корнями вообще в древние цивилизации. В римском праве, например, за прегрешения своих детей изначально должен был отвечать pater familias — глава семьи. И лишь потом, с появлением отдельных прав членов семьи, ростом их независимости от главы рода, за ними признавалась и отдельная ответственность.

В более или менее современном толковании ювенальная юстиция закрепляется в правовых канонах начиная с XIX-XX веков. И процесс этот был вызван необходимостью регламентировать отношение судебной и пенитенциарной систем к преступлениям, совершаемым несовершеннолетними.

Так как логика законодателей прошлого пошла по пути признания ответственности детей за правонарушения и выделения под эти нужды отдельных правовых ниш, то следствием этого стала и разработка системы защиты прав несовершеннолетних. Западные сообщества признавали за детьми не только определённую ответственность за нарушение закона, но и необходимость их защиты.

В итоге произошёл своеобразный раскол понятия о ювенальной юстиции надвое — на правовую основу для признания за несовершеннолетними отдельной ответственности, отличной от норм традиционного уголовного права, и на собственно систему по защите детей. Первопроходцами в данном вопросе выступили США, которые уже в конце XIX века создали первый детский суд. Согласно разработанным тогда нормам, к несовершеннолетним не применялось понятие «преступник», оно было заменено на «виновный». Основой тут заявлялась забота о детях-правонарушителях, которые в силу возраста и жизненного опыта ещё могут встать на путь исправления.

Далее, уже в XX веке, ювенальная юстиция стала активно развиваться в Великобритании, которая в 1908 году приняла соответствующие законы. Не сильно отстала и Франция, она заимствовала нормы у США и учредила первый ювенальный суд в 1914 году.

Ювенальная юстиция в США

США на сегодняшний день имеют хорошо проработанную систему ювенальной юстиции, которая формировалась десятилетиями. Основным органом является Служба защиты детей (Child Protective Services, CPS), деятельность которой регламентируется целым рядом федеральных законов. Среди них — Закон о недопущении жестокого обращения с детьми (Child Abuse Prevention and Treatment Act, CAPTA), Закон о многонациональном размещении (Multi-Ethnic Placement Act, MEPA), Закон об усыновлении и безопасных семьях (Adoption and Safe Families Act, ASFA) и ряд других. Эти три основных закона являются базовыми для американской ювенальной системы. Остановимся на них немного подробнее.

Закон о недопущении жестокого обращения с детьми определяет минимальные признаки «жестокого обращения», устанавливает финансовые механизмы для программ, направленных на профилактику нарушения прав детей, утверждает ряд структур ювенальной юстиции (например, Национальный центр по вопросам жестокого обращения с детьми), а также регламентирует процесс сбора, хранения и обмена информацией о жестоком обращении.

Закон об усыновлении — краеугольный закон американской ювенальной юстиции. Именно он внёс поправки в Закон 1980 года о помощи в усыновлении и защите детей. Дело в том, что многие штаты толковали закон 1980 года как содержащий нормы в защиту прав биологических родителей. Современный Закон об усыновлении ставит крест на проводимой ранее политике воссоединения детей с их биологическими родителями (внимание!) независимо от предшествовавшего насилия. На первом месте теперь — права, интересы, здоровье ребёнка, а не целостность семьи. Поэтому ASFA называют самым радикальным ювенальным законом в США за последние два десятилетия.

Закон о многонациональном размещении требует от органов опеки и социальных служб подбирать изъятым детям разнообразные семьи с точки зрения этнического состава и прочих признаков.

Как это работает?

Не будем подробно останавливаться на нормах этих законов и разбирать их. Для понимания того, как они работают, более наглядными будут примеры. Семья в США может попасть под контроль со стороны социальных служб по анонимному заявлению. Его может подать сосед, недоброжелатель или случайный прохожий. Как правило, в таких случаях американские суды становятся на сторону ювеналов, и адвокат родителей может добиться лишь сделки с правосудием, которая означает, что за семьёй начинается слежка в течение года.

Среди мер контроля — обыски соцработниками в любое время дня и ночи вне зависимости от того, содержались ли в обращении претензии к квартире или дому; проверка родителей на наркотики, предусматривающая сбор анализов (включая анализ мочи) в присутствии социального работника, при этом не имеет значения, были ли в изначальном заявлении подозрения на наркоманию; обследования психиатрами и психологами вне зависимости от того, вызывало или нет вопросы психическое здоровье родителей как показатель их способности ухаживать за детьми; соцработники имеют доступ ко всем конфиденциальным медицинским данным, медкартам и финансовым документам семьи.

Фото: David Honl / Globallookpress

Одна из первых проблем состоит в том, что почти с каждой семьёй подобное может случиться из-за банального доноса на якобы ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей. Например, если ребёнок дошкольного возраста играет один во дворе дома, или соседи увидели, что он сидит один дома, или же в детском саду на теле ребёнка увидели ушибы. Сотрудники Департамента защиты семьи (орган CPS) должны реагировать на такие заявления в течение пяти дней. Родителей приглашают на профилактическую беседу и рассказывают о недопустимости насилия или принуждения ребёнка к чему-либо (труду, урокам или зарядке).

У ребёнка тоже есть серьёзные права. Он может пожаловаться ювеналам на родителей, причём не только на подзатыльник, но и на «некомфортные условия», «эмоциональное насилие» — ссоры или недостаточное материальное обеспечение. Если суд установит, что у ребёнка нет того, что есть у сверстников, то ювеналы попросту могут найти ему новую семью, которая будет обеспечивать все потребности.

Именно эти нормы проявляются наиболее сурово в американской ювенальной системе. Никто не мешает ребёнку «стучать» на родителей или даже шантажировать их тем, что если ему что-то не купят, то он позвонит в социальную службу. Откуда ребёнок о ней узнает? Законодательство предусмотрело образовательные программы в школах, где детям рассказывают о том, куда звонить, если «папа кричит или бьёт» или в семье дела плохи, как считает ребёнок.

В школах также есть обмудсмены по защите прав детей, собирающие доносы на родителей. Нередки и наряды сотрудников социальных служб, которые обязаны вмешаться, если дети разбушевались. При этом, даже если они избивают педагога, он не имеет права отвечать им силой, а обязан позвать полицейских.

В США известны случаи, когда детей забирали у родителей из-за того, что сочли семью «неблагополучной» — в холодильнике не было достаточного запаса продуктов, дома находилась сломанная мебель или давно не было уборки. Это уже повод для наблюдения за семьёй и даже изъятия ребёнка.

К чему это приводит?

В американском сегменте интернета есть много историй о том, каким совершенно вопиющим образом работают ювеналы. Например, если врач-педиатр увидит синяк у ребёнка и анонимно заявит об этом соцработникам, то те затаскают родителей по судам, будут мучить «потерпевшего» вопросами: «Как тебя били? Какие предметы использовали? Угрожали ли убить?», а увещевания матери или отца о случайном характере травмы не убедят ювеналов отстать от семьи, это будет возможно только после тщательной проверки.

Не стоит даже говорить о том, что будет, если ребёнок заявит сам (из вредности или недостаточного понимания), что на него подняли руку. Он рискует больше никогда не увидеть своих биологических родителей, которым будет запрещено даже приближаться к своему ребёнку, и от которых потребуют развода (от матери, если отец будет признан «агрессором», и наоборот).

В ряде случаев причиной изъятия детей становится отказ родителей от прививок или лечения ребёнка определёнными препаратами, предписанными антибиотиками или с помощью инъекций сильнодействующих препаратов. В Техасе, например, несколько лет назад у мамы забрали больную раком 12-летнюю дочь, так как родители отказывались от лучевой терапии.

Известны случаи, когда соцработники делали вывод о «недостаточной заботе» родителей о своих детях, когда те не отпускали их на уроки «сексуального просвещения» в школах, и видели в этом повод для изъятия из семьи. По Закону об усыновлении такие дети могут больше не увидеть своих родителей, а по Закону о размещении — попасть в однополую семью с «родителем 1» и «родителем 2». И то не сразу, а через детский дом, где нередко также можно столкнуться с насилием.

Фото: VH-studio / .com

В США известна история полицейского, 7-летний сын которого по совету соседей, уставших от шума, пожаловался ювеналам на ссоры родителей. Состоялся суд, ребёнка изъяли и поместили в приют. Затем его усыновили, а биологический отец так и не смог узнать адреса или имён приёмных родителей до тех пор, пока ему не сообщили о гибели ребёнка в ДТП, хотя перед этим он пытался использовать все свои связи, чтобы хотя бы издали посмотреть на сына.

В 2013 году американские соцработники изъяли пятимесячного сына у русской семьи Анны и Алексея Николаевых, живущих в Калифорнии. Поводом стал отказ родителей от услуг госпиталя без оформления выписки ребёнка из этого медучреждения. Врачи заявили о нарушении прав ребёнка, и его забрали. Вернуть сына Николаевым помогло только личное вмешательство занимавшего тогда пост уполномоченного по защите детей при президенте России Павла Астахова, тогда как сама система не предполагала обратного процесса в ситуации, когда факт «нарушения прав» таким нелепым образом был «доказан».

Ребёнок и родители — жертвы. Кому это выгодно?

Ещё в 2007 году в США вышел ошеломляющий доклад сенатора от штата Джорджия Нэнси Шеффер под названием «Коррупционный бизнес службы защиты детей». В нём законодатель писала о выстроенной коррупционной схеме в американской ювенальной системе. Система не только не помогает детям и не защищает их, а просто работает как «кормушка» для соцработников.

«Родители с невысоким уровнем дохода часто становятся жертвами, когда у них забирают детей, потому что у них нет возможности нанимать адвокатов и бороться с системой. Быть бедным не означает, что вы не являетесь хорошим родителем, или что вы не любите своего ребёнка, или что ваш ребёнок должен быть изъят и помещён к незнакомцам», — пишет она.

Шеффер отмечает, что все родители способны совершать ошибки, и что ошибка не означает, что дети навсегда должны быть изъяты из своего родного дома, где ребёнок чаще всего по-настоящему находится в любви и безопасности. Кроме этого, ювенальная система превратилась в бизнес, посредством которого обогащаются врачи, адвокаты, юристы, сотрудники соцслужб, банки и многие другие интересанты.

«Социальные работники занимаются мошенничеством. Они подделывают улики и пытаются всеми силами ограничить родительские права, а обвинения против них игнорируются», — сказано в докладе.

Сенатор отметила, что системе выгодно лишать родителей прав на их детей, так как ювенальная юстиция в США — это бизнес по торговле детьми. За каждого усыновлённого ребёнка выплачивается бонус в размере 4 тыс. долларов, а за ребёнка с особыми «параметрами» — дополнительно 2 тыс. долларов. При этом финансирование продолжается до тех пор, пока ребёнок не изъят у родителей. Когда его переводят из одной приёмной семьи в другую, снова выделяются деньги. Большие бонусы выплачиваются и тогда, когда ребёнка помещают в психиатрическую лечебницу. Соцработникам поэтому выгодно изымать как можно больше детей, чтобы у клиентов — приёмных семей — был большой выбор.

Шеффер также заявила, что в большинстве известных ей случаев усыновления изъятых детей в приёмных семьях они подвергались сексуальному насилию, тогда как это было бы невозможно, если бы они остались дома с родными матерью и отцом. По самой общей статистике, в США ежегодно изымаются из семей сотни тысяч детей, которые сначала подвергаются насилию в детских домах, а затем сталкиваются с ним в приёмных семьях. Шеффер заметила, что глава департамента по усыновлению в её округе был ранее осуждён за растление детей.

«Органы опеки ставят развод родителей необходимым условием для того, чтобы они могли видеться с изъятым у них ребёнком. Большинство родителей разводятся, но продолжают жить вместе. Это антисемейная политика, но родители сделают всё, чтобы их дети были с ними», — заявляет сенатор.

Девочка в заточении

В связи с вопросом о ювенальной юстиции в США, попытками проанализировать эту систему и каким-либо образом транслировать нормы по защите детей в российское законодательство невозможно обойти стороной ситуацию, которая сегодня обсуждается едва ли не более активно, чем законопроект о «домашнем насилии».

Как стало известно в начале декабря, в Москве в перинатальном медицинском центре (ПМЦ) «Мать и дитя» живёт пятилетняя девочка, которая всю свою жизнь с момента рождения провела в этой клинике, куда её определили родители как «неизлечимо больную». Российские органы опеки, Следственный комитет, ряд чиновников и правозащитников бьют тревогу, так как врачи заявляют, что девочка полностью здорова. Родители попросту отказываются забирать ребёнка из медицинского центра, оплачивают её пребывание там, а также услуги нянь.

Психологи говорят, что за пять лет в психике ребёнка уже произошли серьёзные изменения, ведь кроме клиники в своей жизни девочка ничего не видела, она не общается со сверстниками, не знает, как выглядит море и большой город, как выглядит метро вживую, а не на картинках, а самым большим её путешествием была прогулка до ворот медицинского центра и обратно. Девочку лишь изредка навещали по отдельности родители и дедушка, встречи с ними длились недолго.

Камнем преткновения стала позиция матери, которая наотрез отказывается забирать девочку, а отец заявляет, что «не лезет в эти дела», и оплачивает пребывание ребёнка в клинике, которое обходится в сумму около 1 млн рублей в месяц.