Закон об индивидуальной трудовой

Содержание

Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) «О кооперации в СССР»

Документ не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся потребительской кооперации (Постановление ВС РФ от 19.06.1992 N 3086-1), в части сельскохозяйственной кооперации (Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ), в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ), в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ). 26 мая 1988 года N 8998-XI
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ЗАКОН О КООПЕРАЦИИ В СССР (В ред. Законов СССР от 16.10.89 N 603-1, от 06.06.90 N 1540-1, от 05.03.91 N 1997-1, от 07.03.91 N 2014-1, от 07.03.91 N 2015-1)

Список изменяющих документов

(с изм., внесенными Постановлением ВС РФ от 19.06.1992 N 3086-1; Федеральными законами от 08.12.1995 N 193-ФЗ, от 08.05.1996 N 41-ФЗ, от 15.04.1998 N 66-ФЗ) Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР определяет экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов на основе развития ленинских идей о кооперации применительно к современному этапу строительства социализма в СССР. Закон призван раскрыть огромные потенциальные возможности кооперации, возрастание ее роли в ускорении социально — экономического развития страны, усилить процесс демократизации хозяйственной жизни, придать новый импульс колхозному движению, создать условия для вовлечения в кооперативы широких слоев населения. Он направлен на всемерное использование кооперативных форм для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, товарах народного потребления, жилище, разнообразной продукции производственно — технического назначения, работах и услугах. Закон устанавливает основные принципы развития кооперативной демократии, определяет отношения государства и кооперации, гарантирует свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывает широкий простор для инициативы и самоуправления, повышает ответственность членов кооператива за результаты своего труда. Закон гарантирует гражданам право добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и на социальное обеспечение. Закон о кооперации в СССР направлен на равноправное взаимодействие государственного и колхозно — кооперативного секторов социалистической экономики, способствует дальнейшему развитию политической и экономической систем СССР.

  • I. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
    • Статья 1. Кооперация в системе социалистических общественных отношений
    • Статья 2. Законодательство о кооперации
    • Статья 3. Система кооперации, типы кооперативов
    • Статья 4. Главные задачи кооперации
  • II. КООПЕРАТИВ — ПЕРВИЧНОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ КООПЕРАЦИИ В СССР
    • Статья 5. Социалистический кооператив
    • Статья 6. Трудовой коллектив кооператива
    • Статья 7. Собственность кооператива
    • Статья 8. Правовая охрана собственности кооператива
    • Статья 9. Пользование кооперативом природными ресурсами и имуществом, не являющимся его собственностью
    • Статья 10. Принципы деятельности кооператива
    • Статья 11. Создание кооператива и его устав
    • Статья 12. Членство в кооперативе
    • Статья 13. Права и обязанности членов кооператива
    • Статья 14. Управление кооперативом
    • Статья 15. Прекращение деятельности кооператива
    • Статья 16. Союзы (объединения) кооперативов
  • III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В СИСТЕМЕ КООПЕРАЦИИ
    • Статья 17. Основы хозяйственной деятельности кооператива
    • Статья 18. Планирование
    • Статья 19. Цены и ценообразование
    • Статья 20. Доходы и их распределение
    • Статья 21. Налогообложение доходов в кооперативах
    • Статья 22. Финансы кооператива
    • Статья 23. Кредит и расчеты
    • Статья 24. Социальное развитие кооператива
    • Статья 25. Труд и его оплата
    • Статья 26. Экономическое стимулирование научно-технического прогресса
    • Статья 27. Материально-техническое обеспечение кооператива
    • Статья 28. Внешнеэкономическая деятельность кооператива
  • IV. ГОСУДАРСТВО И КООПЕРАЦИЯ
    • Статья 29. Отношения государственных органов с кооперативами
    • Статья 30. Советы народных депутатов и развитие кооперации
    • Статья 31. Подготовка кадров для кооперативов
    • Статья 32. Учет, отчетность и контроль
  • V. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ КООПЕРАТИВОВ
    • Колхозы и другие сельскохозяйственные кооперативы
      • Статья 33. Колхозы и другие сельскохозяйственные кооперативы в составе агропромышленного комплекса
      • Статья 34. Особенности экономического механизма в колхозах и других сельскохозяйственных кооперативах
      • Статья 35. Ответственность колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов за использование земли
      • Статья 36. Собственность колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов
      • Статья 37. Сельскохозяйственный кооператив и личные подсобные хозяйства граждан
      • Статья 38. Выборно-представительные колхозные органы
      • Статья 39. Рыболовецкие колхозы
    • Кооперативы в сферах производства и услуг
      • Статья 40. Направления деятельности кооператива. Членство в кооперативе
      • Статья 41. Отношения кооперативов в сферах производства и услуг с местными Советами народных депутатов
      • Статья 42. Реализация продукции кооперативов в сферах производства и услуг
      • Статья 43. Имущественная ответственность членов кооператива в сферах производства и услуг
      • Статья 44. Реализация и распределение имущества кооперативов в сферах производства и услуг при их ликвидации
    • Потребительские кооперативы
      • Статья 45. Особенности потребительской кооперации в сфере обращения
      • Статья 46. Потребительская кооперация на селе
      • Статья 47. Потребительская кооперация в городах
      • Статья 48. Членство в потребительском обществе
      • Статья 49. Формирование товарных ресурсов потребительской кооперации
      • Статья 50. Цены и тарифы на продукцию и услуги предприятий и организаций потребительской кооперации
      • Статья 51. Деятельность кооперативов по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей своих членов
      • Статья 52. Садоводческие и садово-огородные товарищества
      • Статья 53. О гарантии соблюдения прав кооперативов
      • Статья 54. Особенности применения настоящего Закона

Открыть полный текст документа

26 октября 2017 Кооперативный бум. Какими были первые шаги к капитализму?

С началом перестройки советское руководство встало перед необходимостью включения элементов рыночной экономики в социалистическую систему производства. Одной из первых компромиссных форм нового хозяйственного уклада в СССР стали кооперативы. Каждый день они регистрировались десятками и сотнями. Но стали ли они той экономической силой, на которую рассчитывала новая власть? Принесли ли они предпринимателям ожидаемый капитал?

Быстрое развитие кооперативной деятельности во второй половине 1980-х гг. объяснялось рядом причин. Во-первых, это было связано с начавшимися процессами демократизации и разгосударствления экономики: были разрешены некоторые виды негосударственной производственно-хозяйственной деятельности.

Во-вторых, имелся дефицит товаров народного потребления и потребность в наращивании их производства. Инициаторы возрождения частного сектора полагали, что кооперативы в дополнение к действующей системе государственных предприятий смогут организовать мелкосерийное производство наиболее востребованных у населения товаров и таким образом сократить возросший за последние годы неудовлетворенный платежный спрос.

В-третьих, началось постепенное формирование правовой базы кооперативного движения. 19 ноября 1986 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который, с одной стороны, поставил развивавшийся в стране подпольный частный бизнес под контроль государственных органов, а с другой – предложил гражданам совершенно новые формы самореализации и приложения инициативы. До того времени занятие частнопредпринимательской деятельностью квалифицировалось как получение нетрудовых доходов и влекло уголовное или административное наказание. Принятый закон разрешал «индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей».

В феврале 1987 г. Совмином СССР был принят пакет постановлений, направленных на развертывание кооперации. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 февраля 1988 г. «О мерах по ускорению развития индивидуального жилищного строительства» разрешена организация проектных и строительных кооперативов для оказания помощи индивидуальным застройщикам.

Вполне однозначно свою позицию по вопросу о восстановлении частного сектора изложил М. С. Горбачев на июньском (1987) Пленуме ЦК КПСС: «Кое-кто усмотрел в кооперации и индивидуальной трудовой деятельности чуть ли не возрождение частнохозяйственной практики. Думаю, товарищи, и наш собственный опыт, и опыт других стран говорит о полезности и необходимости умелого использования в рамках социализма таких экономических форм. Они помогают наиболее полному удовлетворению насущных потребностей людей, вытеснению “теневой” экономики, всевозможных форм злоупотреблений, то есть реальному процессу оздоровления социально-экономических отношений». Год спустя в одном из своих выступлений Горбачев говорил: «…нам нужна кооперация высокоэффективная, хорошо технически оснащенная, способная производить продукцию и услуги высшего качества, конкурировать с отечественными и зарубежными предприятиями».

Расширение кооперативного движения подкреплялось надеждой на быстрое реформирование всей экономики и создание предпосылок для развития рыночных отношений. Основанием для этого служили углубление хозрасчетных принципов деятельности госпредприятий, появление первых арендных и акционерных организаций, выработка новых экономических концепций.

В результате, к июлю 1987 г. в стране действовали 9124 кооператива, в том числе: 1332 кооператива по производству потребительских товаров, 3878 кооперативов по бытовому обслуживанию населения, 2016 кооперативов общественного питания, 347 кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья.

В основном кооперативы развивали те виды деятельности, в которых население испытывало наибольшую потребность: производство швейных и трикотажных изделий, обуви, товаров кожевенной и текстильной галантереи, сувениров, простейших видов товаров хозяйственного обихода, переработка вторсырья и отходов и выпуск из них товаров народного потребления. Наиболее распространенными видами услуг, которые оказывали кооперативы, были ремонт квартир, обустройство садово-огородных и приусадебных участков, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, производство металлоизделий и мебели по индивидуальным заказам, установка и наладка купленных электроприборов, доставка товаров из универмагов и т.д. На первых порах пользовалось популярностью открытие видеотек (на основе договоров с Госкино СССР), однако в декабре 1988 г. постановлением Совмина СССР кооперативам было запрещено заниматься публичной демонстрацией кино- и видеопродукции.

Вместе с ростом кооперативного движения появился ряд крупных проблем и противоречий, тормозящих развитие частного предпринимательства. В первое время местные исполкомы Советов народных депутатов часто регистрировали уставы заведомо недееспособных кооперативов, не обеспеченных даже помещениями и минимальными материальными ресурсами. Примерно треть кооперативов, зарегистрированных в 1987 г., так и не смогла приступить к работе.

Кроме того, многие кооперативы, созданные для удовлетворения потребительского спроса населения, на самом деле работали на государственные предприятия и организации: это гарантировало получение высоких и стабильных доходов.

В большинстве кооперативов не соблюдался порядок ведения бухгалтерского и статистического учета, не велись приходно-расходные книги, нарушалась кассовая дисциплина. Налоговые проверки выявили множество фактов сокрытия кооперативами своих доходов.

По существу отсутствовал банковский контроль за целевым использованием кредитов, выдававшихся кооперативам и гражданам, занятым индивидуальной трудовой деятельностью. К примеру, московский кооператив «Время» почти всю полученную ссуду на приобретение сырья в размере 39 тыс. рублей направил на оплату труда. За счет кредита, выданного на закупку оборудования и материалов, кооператив «Радуга» при Наро-Фоминском управлении общепита приобрел на 118 тыс. рублей саженцы плодовых деревьев и кустарников, а затем перепродал их по спекулятивным ценам, заработав при этом более 40 тыс. рублей. Имелись случаи, когда после получения банковских кредитов кооперативы прекращали свою деятельность.

Вообще способы обогащения за счет государственных кредитов и дотаций были самыми разными. Так, решением одного их райисполкомов Воронежской области при тресте жилищного хозяйства был образован кооператив «Уют» по ремонту квартир и сантехнического оборудования. Председателем кооператива по совместительству стал сам начальник треста, а все его подчиненные – сантехники и прочие работники – были оформлены членами кооператива. Под вывеской новоявленного кооператива находчивые предприниматели выполняли возложенные на них обязанности по основной работе, получая таким образом двойную зарплату.

Как результат, объемы реализации кооперативами товаров и услуг оставались незначительными: в Московской области их доля в общем товарообороте к середине 1987 г. составляла 0,02%, в Москве – 0,05%, во Владимирской области – 0,1%, а в целом по РСФСР – 0,4%. Помимо этого, многие кооператоры предпочитали покупать в большом количестве готовые промышленные изделия, которые после незначительных изменений или улучшений (например, с учетом требований моды) они реализовывали по завышенным ценам. Нередко обеспечение кооперативов строго лимитированным сырьем и материалами производилось путем незаконных торговых соглашений с работниками снабженческих организаций. Например, кооператив «Тысяча услуг» (Белгород) вместо производства ремонтных работ по заказам граждан занялся перепродажей по завышенным ценам строительных материалов, скупленных в государственной торговле.

Получалось, что кооперация становилась конкурентом населения в приобретении многих видов товаров (стройматериалов, полуфабрикатов, ряда промтоваров). Расширение производственной и особенно торговой деятельности кооперативов только усиливало товарный дефицит, вело к сокращению дешевых услуг и сужению розничного товарооборота. Особое недовольство населения вызывали высокие цены на продукцию кооперативов. К «частникам» стали относится как к рвачам и спекулянтам.

В мае 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР», сделавший важный шаг к рынку и разгосударствлению экономики. Как следовало из его преамбулы, экономическая состязательность между государственным и кооперативным секторами экономики признавалась движущей силой социально-экономического развития. Положения закона закрепляли право кооператива заниматься «любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательством Союза ССР и союзных республик».

За 1988 г. число действующих кооперативов увеличилось в 6 раз и на 1 января 1989 г. составило 77,5 тыс., объем реализованных ими товаров и услуг увеличился в 17 раз и составил более 6 млрд рублей; в кооперативном секторе было задействовано 1,9 млн человек. Во многом такому быстрому развитию способствовали значительные привилегии, которыми пользовались кооперативы: низкое налогообложение доходов (кооперативы платили 2–10%, в то время как промышленные предприятия должны были уплачивать 39% от валового дохода) и маленькие процентные ставки за пользование банковскими кредитами (0,75% по долгосрочным ссудам и 1% по краткосрочным).

Согласно закону кооперативы должны были сосредоточиться на обслуживании населения. Но так как сфера их деятельности не была строго ограничена производством потребительских товаров, то очень скоро многие из них перепрофилировались на другие, более доходные сферы деятельности, такие как, например, посреднические услуги. Это вряд ли можно отнести к положительным моментам в развитии предпринимательской деятельности. Большинство из них ориентировались на выполнение заказов предприятий, используя для этих работ товарные ресурсы, предназначенные для населения. В 1988 г. кооперативы реализовали предприятиям и государственным организациям продукцию на сумму 941 млн рублей, или 61% от общего объема. К середине 1989 г. производством потребительских товаров и бытовым обслуживанием населения занимались лишь 45,5% кооперативов.

Широкое распространение получила практика, когда предприятия и государственные учреждения в целях приобретения товаров рыночного фонда перечисляли безналичные денежные средства кооперативам и через них покупали бытовую технику (холодильники, телевизоры, видеомагнитофоны и пр.), ковры, мебель и другие товары, пользовавшиеся повышенным потребительским спросом. Значительную часть этих денег составляли средства фондов развития производства, социального развития государственных предприятий и организаций, а также бюджетные ассигнования.

В свою очередь, высокие доходы кооперативов и широкие права в распоряжении своей выручкой приводили к перекачке средств из безналичного в налично-денежный оборот, что крайне отрицательно отражалось на состоянии денежного обращения и создавало дополнительную напряженность на потребительском рынке. Дело в том, что до этого времени миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий использовались только для взаиморасчетов; на них нельзя было ничего купить, но они не порождали инфляционных явлений (до той поры, пока не превращались в реальные деньги). Безналичный денежный оборот обслуживал обращение почти всех средств производства, а также оптовую реализацию предметов потребления. Теперь же правительству пришлось увеличивать денежную эмиссию, что заметно усиливало давление на товарную массу и создавало инфляционные риски.

Особая статья – кооперативы, созданные при подведомственных им государственных предприятиях. Проведенные в 1989–1990 гг. рядом союзных отраслевых министерств обследования хозяйственной деятельности таких предприятий выявили следующие отрицательные факторы:

– невозможность создания условий для раздельного и достоверного учета расходования материалов, топливно-энергетических ресурсов, использования рабочего времени;

– работа оборудования на износ, так как эксплуатация осуществлялась на повышенных режимах, в отдельных случаях изготовление продукции для кооператива производилось в основное время;

– не исключалась возможность коррупции, так как, привлекая к своей деятельности служащих предприятия (бухгалтеров, снабженцев, кладовщиков, учетчиков и др.), можно было получить льготы в различных вопросах производственно-хозяйственной деятельности.

В тех случаях, когда для предприятия производилось незначительное количество продукции или не производилось вовсе, к перечисленным отрицательным моментам добавлялось также то обстоятельство, что из-за различных условий ценообразования и налогообложения кооперативов и госпредприятий в фонд оплаты труда направлялся разный доход. В результате, при равных условиях работы служащие одного и того же предприятия, работая в кооперативе или же на госпредприятии, получали существенно различающуюся зарплату, что создавало высокую социальную напряженность в коллективе, дестабилизировало организацию производства, приводило к оттоку квалифицированных кадров.

Опросы советов трудовых коллективов показали, что большинство из них выступало за ликвидацию кооперативов, размещавшихся на территории их предприятий и не загруженных на 100% производством для них продукции.

Условия функционирования кооперативов, учрежденных при предприятиях и производственных объединениях, подробно рассматривались на заседании Президиума Совмина СССР 10 октября 1990 г. В ходе обсуждения вопроса неоднократно указывалось на отсутствие четкой регламентации деятельности кооперативов и должного контроля за ее проведением, в результате чего кооперативами грубо нарушалась финансовая дисциплина, необоснованно росла оплата труда кооператоров (около 40% выручки составлял фонд оплаты труда). Вдобавок Минфин СССР не располагал данными по платежам в бюджет по отдельным видам деятельности кооперативов. Отсутствовали сводные показатели налогообложения, регулировавшие фонд заработной платы в кооперативах. Более того, повсеместно выявлялись случаи занижения и сокрытия кооперативами доходов от налогообложения.

Вот несколько характерных примеров: в первом полугодии 1989 г. финансовыми органами Москвы в 421 кооперативе были установлены факты занижения доходов на сумму 651 тыс. руб.; Ленинграда – на 499 тыс. руб.; в 17 кооперативах Минска было зафиксировано умышленное сокрытие полученных доходов на сумму 65 тыс. руб.; в 7 кооперативах Норильска – на 26 тыс. рублей; одесскому кооперативу «Прессовщик» удалось вывести из-под налогообложения 178 тыс. руб.

В 1990–1991 гг. положение на потребительском рынке заметно обострилось, нарастал ажиотажный спрос на продукты питания и потребительские товары длительного пользования. Излишек денег в обращении оценивался в размере около 110 млрд руб. В течение 1991 г. сократилось производство по 29 наименованиям основных продовольственных товаров из 34, прилавки магазинов стремительно пустели. Люди были вынуждены тратить многие часы на стояние в очередях, отоваривание карточек и талонов. Кооперативный сектор, в котором было занято почти 7 млн граждан, не мог кардинально повлиять на ситуацию: доля продукции, реализованной кооперативами населению за 1990 г., равнялась 15%, в 1991 г. – менее 10%. На тот момент в стране действовало 33,7 тыс. кооперативов по производству товаров массового потребления, что составляло всего лишь 17,4% от общей численности кооперативов. Как и в предшествующие несколько лет, многие кооперативы, используя свое законное право, предпочитали выполнять заказы предприятий в ущерб насыщению потребительского рынка. Помимо этого, предоставленная кооперативам свобода в установлении цен не вписывалась в специфику финансовой системы страны. В обороте появилось слишком много наличных денег, что резко изменило их соотношение с безналичными и спровоцировало всплеск инфляции. Таким образом, отсутствие культуры предпринимательской деятельности, несоответствие реальных целей многих кооперативов сути кооперативных отношений, а также противоречия, сложившиеся в государственном хозяйстве и обществе, – все это привело к тому, что в середине 1991 г. произошло свертывание кооперации, которая так и не смогла превратиться в крупный сектор экономики.

ed_glezin

ЗАКОН
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Индивидуальная трудовая деятельность в СССР используется для
более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и
услугах, повышения занятости граждан общественно полезной
деятельностью, предоставления им возможности получения
дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Индивидуальная трудовая деятельность
В соответствии с Конституцией СССР и настоящим Законом в СССР
допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере
кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а
также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном
труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование
в интересах общества.
Индивидуальной трудовой деятельностью является общественно
полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию
платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с
государственными, кооперативными, другими общественными
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с
внутриколхозными трудовыми отношениями.
Государство поощряет вступление граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью, в договорные отношения с
государственными, кооперативными, другими общественными
предприятиями, учреждениями, организациями и объединение этих
граждан в установленном законодательством порядке в кооперативы,
добровольные общества, товарищества.
Не допускается индивидуальная трудовая деятельность с
привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов
или в ущерб другим общественным интересам.
Статья 2. Законодательство об индивидуальной трудовой
деятельности
Отношения, связанные с осуществлением гражданами
индивидуальной трудовой деятельности, регулируются настоящим
Законом и другими актами законодательства Союза ССР и союзных
республик.
Действие настоящего Закона не распространяется на творческую
деятельность граждан в сфере науки, техники, литературы и
искусства, а также на выполнение платных работ, носящих разовый
характер, и работ, незначительных по объему и оплате труда.
Статья 3. Категории граждан, которым разрешается
индивидуальная трудовая деятельность
Индивидуальной трудовой деятельностью разрешается заниматься
совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном
производстве, в свободное от основной работы время, домашним
хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся.
С учетом общественных потребностей в случаях, предусмотренных
законодательством Союза ССР и союзных республик, такой
деятельностью могут заниматься также и другие граждане, не занятые
в общественном производстве.
Индивидуальная трудовая деятельность может осуществляться
гражданами с участием проживающих совместно с ними членов семьи
(супруга, родителей и других достигших 16-летнего возраста
родственников и иждивенцев).
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов
могут разрешать с учетом общественных потребностей гражданам,
владеющим высоким мастерством изготовления редких художественных
изделий, обучать других граждан, имеющих к этому склонности и
призвание. Положение о таком обучении утверждается Государственным
комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с
ВЦСПС.
Статья 4. Имущество, используемое для занятия индивидуальной
трудовой деятельностью
Индивидуальная трудовая деятельность осуществляется гражданами
с использованием сырья, материалов, инструментов и иного
имущества, принадлежащего им на праве личной собственности либо
переданного заказчиком, а также имущества, полученного по
договорам имущественного найма с предприятиями, учреждениями и
организациями или с гражданами.
Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью,
приобретают необходимые им сырье, материалы, инструменты и иное
имущество в государственной, кооперативной розничной торговой сети
и на рынках, а также используют необходимые им для этой
деятельности природные ресурсы с соблюдением установленных правил.
В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза
ССР и союзных республик, эти лица могут приобретать излишние и
неиспользуемые материалы и иное имущество у предприятий,
учреждений и организаций.
Статья 5. Оказание содействия гражданам, занимающимся
индивидуальной трудовой деятельностью
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов,
предприятия, учреждения и организации в целях более полного
удовлетворения потребностей населения данной местности в
соответствующих товарах и услугах оказывают гражданам,
занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, содействие в
приобретении сырья, материалов, инструментов и иного имущества,
необходимого для занятия этой деятельностью, в сбыте произведенной
продукции, могут предоставлять им в установленном порядке нежилые
помещения и иное имущество в аренду, а также необходимую
информацию. В первую очередь такое содействие оказывается
гражданам, заключившим договоры с предприятиями, учреждениями и
организациями, а также гражданам с пониженной трудоспособностью
либо осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность в
отдаленных или труднодоступных районах.
Государственный комитет СССР по материально-техническому
снабжению и его территориальные органы, Советы Министров союзных
республик обеспечивают необходимыми материально-техническими
ресурсами граждан, занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью.
Для приобретения необходимого сырья, материалов, инструментов
и иного имущества, а также получения его в аренду или напрокат
гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью,
может предоставляться кредит в установленном порядке.
Отдельным категориям граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, — ветеранам войны и труда, инвалидам,
лицам, страдающим хроническими заболеваниями, и другим —
законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть
предоставлены льготы в связи с осуществлением этой деятельности
(преимущественное право на аренду нежилых помещений, приобретение
на льготных условиях необходимого имущества и т.п.).
Статья 6. Разрешение на занятие индивидуальной трудовой
деятельностью
Граждане, изъявившие желание заниматься индивидуальной
трудовой деятельностью, обязаны получить разрешение
исполнительного комитета районного, городского, районного в
городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов по месту
своего постоянного жительства. Срок действия разрешения
определяется исполнительным комитетом соответствующего Совета
народных депутатов, но не должен превышать пяти лет.
Решение об отказе в выдаче разрешения на занятие
индивидуальной трудовой деятельностью может быть обжаловано в
исполнительный комитет вышестоящего Совета народных депутатов,
Совет Министров автономной республики, Совет Министров союзной
республики, не имеющей областного деления.
Исполнительными комитетами краевых и областных Советов
народных депутатов, Советами Министров автономных республик,
Советами Министров союзных республик, не имеющих областного
деления, могут быть определены виды индивидуальной трудовой
деятельности, получение разрешения на занятие которыми не
требуется. Решение об этом доводится до сведения населения.
Статья 7. Регистрационное удостоверение, патент
До начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью
граждане должны получить регистрационное удостоверение или
приобрести патент в финансовом отделе исполнительного комитета
районного, городского, районного в городе Совета народных
депутатов.
Виды деятельности, на которые граждане могут приобретать
патенты, и размеры ежегодной платы за патент устанавливаются
Советами Министров союзных республик.
За выдачу регистрационного удостоверения и патента взимается в
установленном порядке государственная пошлина.
Статья 8. Обязанности граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью,
обязаны соблюдать установленный порядок осуществления этой
деятельности, права и законные интересы покупателей, заказчиков и
иных лиц, обеспечивать надлежащее качество производимых товаров и
оказываемых услуг, соблюдать санитарные, противопожарные правила и
нормы, а также другие правила, относящиеся к данному виду
деятельности.
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью,
доходы от которой в соответствии с действующим законодательством
подлежат налогообложению, обязаны учитывать все получаемые от этой
деятельности доходы и расходы и представлять в финансовый отдел
исполнительного комитета районного, городского, районного в городе
Совета народных депутатов по месту своего постоянного жительства
декларацию о получаемых доходах.
Статья 9. Налогообложение доходов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью,
в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР,
уплачивают налоги с доходов, получаемых от этой деятельности.
Размеры налогов устанавливаются в зависимости от суммы получаемых
доходов и с учетом общественных интересов.
Граждане, имеющие патенты на право занятия индивидуальной
трудовой деятельностью, освобождаются от уплаты подоходного налога
с доходов от занятия данным видом деятельности.
Статья 10. Плата за патент
Плата за патент определяется исходя из среднегодового дохода
лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в государственных,
кооперативных, других общественных предприятиях, учреждениях,
организациях, или лиц, выполняющих аналогичную работу в порядке
индивидуальной трудовой деятельности без патентов, и
соответствующих ставок подоходного налога с населения. Суммы
указанной платы зачисляются в доход государственного бюджета СССР
в порядке, установленном для зачисления подоходного налога с
населения.
II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Статья 11. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности
в сфере кустарно-ремесленных промыслов
Индивидуальной трудовой деятельностью в сфере кустарно —
ремесленных промыслов признается изготовление изделий для
реализации.
Реализация изделий кустарно-ремесленных промыслов может
производиться в соответствии с установленным порядком как по месту
изготовления изделий, так и в других городах и районах с
соблюдением норм гражданского законодательства.
Статья 12. Виды деятельности, допускаемые в сфере кустарно —
ремесленных промыслов
В сфере кустарно-ремесленных промыслов допускается
изготовление:
1) одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и
галантерейных изделий;
2) пряжи, тканых материалов, вязаных и вышитых изделий;
3) мебели, других столярных изделий;
4) ковров и ковровых изделий;
5) гончарных и керамических изделий;
6) игрушек и сувениров;
7) предметов хозяйственной утвари, садово-огородного
инвентаря;
8) рыболовных снастей (кроме снастей, использование которых
запрещено);
9) изделий из дерева, бумаги, кости, камыша, лозы, соломы,
тростника и иных материалов.
Допускаются и другие виды кустарно-ремесленных промыслов, если
занятие ими не запрещено законодательством Союза ССР и союзных
республик.
Статья 13. Виды деятельности в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, занятие которыми запрещается
В сфере кустарно-ремесленных промыслов запрещается
изготовление:
1) изделий из шкурок ценных пушных зверей, добытых охотой и
подлежащих обязательной сдаче государству, не имеющих
государственного клейма (штампа), а также из шкурок плотоядных
пушных зверей, содержание которых гражданам запрещено;
2) химических и парфюмерно-косметических изделий;
3) ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных
средств;
4) изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и
янтаря либо изделий с применением таких материалов;
5) любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и
пиротехнических изделий;
6) множительных и копировальных аппаратов, штампов, штемпелей,
печатей, шрифтов.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть
запрещено занятие и другими видами кустарно-ремесленных промыслов,
если это противоречит интересам общества.
III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 14. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности
в сфере бытового обслуживания населения
Индивидуальной трудовой деятельностью в сфере бытового
обслуживания признается оказание платных бытовых услуг населению.
Оказание платных бытовых услуг осуществляется в соответствии с
нормами гражданского законодательства.
Статья 15. Виды услуг, допускаемые в сфере бытового
обслуживания населения
В сфере бытового обслуживания населения допускается:
1) строительство, ремонт, оборудование и благоустройство
жилищ, садовых домиков, гаражей и других построек;
2) оказание услуг по благоустройству земельных участков,
предоставленных гражданам;
3) пастьба скота;
4) техническое обслуживание и ремонт личных автомобилей и
других транспортных средств;
5) ремонт металлоизделий, бытовых машин и приборов,
радиотелевизионной аппаратуры;
6) ремонт одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и
галантерейных изделий;
7) ремонт мебели, других столярных изделий, садово-огородного
инвентаря;
8) ремонт ковров и ковровых изделий;
9) фотографирование и другие фотоработы по заказам граждан;
10) парикмахерские, а также косметические услуги, не связанные
с лечебной или хирургической деятельностью;
11) стенографические, машинописные и переплетные работы;
12) транспортное обслуживание граждан владельцами личных
автомобилей и других транспортных средств;
13) обслуживание одиноких престарелых, инвалидов и других
нетрудоспособных граждан;
14) пансионное обслуживание туристов, экскурсантов и других
граждан по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями
(размещение, бытовое обслуживание и т.п.).
Допускаются и другие виды услуг в сфере бытового обслуживания
населения, если оказание их не запрещено законодательством Союза
ССР и союзных республик.
Статья 16. Виды услуг в сфере бытового обслуживания населения,
оказание которых запрещается
В сфере бытового обслуживания населения запрещается:
1) ремонт и переделка изделий из драгоценных металлов,
драгоценных камней и янтаря либо изделий с применением таких
материалов;
2) содержание игорных заведений, аттракционов, бань,
организация азартных игр, принятие ставок на спортивных и иных
состязаниях;
3) ремонт любых видов оружия.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть
запрещено оказание других видов услуг в сфере бытового
обслуживания населения, если это противоречит интересам общества.
IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Статья 17. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности
в социально-культурной сфере
Индивидуальной трудовой деятельностью в социально-культурной
сфере признается оказание платных социально-культурных услуг.
Занятие индивидуальной трудовой деятельностью, связанной с
обучением отдельным профессиям и навыкам, а также требующей
медицинских, педагогических и других специальных знаний,
разрешается гражданам, имеющим необходимую подготовку, а в
случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных
республик, и соответствующее образование.
Индивидуальная трудовая деятельность по оказанию платных
социально-культурных услуг осуществляется в соответствии с нормами
гражданского и других отраслей законодательства.
Статья 18. Виды услуг, допускаемые в социально-культурной
сфере
В социально-культурной сфере допускается:
1) обучение кройке и шитью, вязанию;
2) обучение игре на музыкальных инструментах, хореографии;
3) обучение стенографии и машинописи;
4) проведение занятий в порядке репетиторства;
5) перевод текстов с иностранных языков, а также с языков
народов СССР;
6) занятие медицинской деятельностью.
Допускаются и другие виды социально-культурных услуг, если
оказание их не запрещено законодательством Союза ССР и союзных
республик.
Статья 19. Виды индивидуальной трудовой деятельности в
социально-культурной сфере, занятие которыми запрещается
В социально-культурной сфере гражданам запрещается:
1) занятие медицинской деятельностью по отдельным
специальностям, определяемым в соответствии с законодательством
Союза ССР о здравоохранении;
2) проведение занятий по предметам и курсам, не входящим в
учебные планы общеобразовательных школ, профессионально —
технических, средних специальных и высших учебных заведений СССР;
3) организация зрелищных мероприятий.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть
запрещено занятие и другими видами индивидуальной трудовой
деятельности в социально-культурной сфере, если это противоречит
интересам общества.
V. ДРУГИЕ ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 20. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности
в сфере народных художественных промыслов
Индивидуальная трудовая деятельность в сфере народных
художественных промыслов, то есть создание изделий традиционного
народного, а также декоративно-прикладного искусства для
реализации, осуществляется с разрешения соответствующего
художественного совета и с соблюдением требований статьи 7
настоящего Закона.
Государство поощряет развитие народных художественных
промыслов.
Статья 21. Осуществление отдельных видов индивидуальной
трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим Законом
Отношения, связанные с осуществлением отдельных видов
индивидуальной трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим
Законом (добыча пушнины, мехового сырья, мяса диких животных, сбор
дикорастущей продукции и др.), регулируются законодательством
Союза ССР и союзных республик.
VI. КОНТРОЛЬ ЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 22. Контроль за соблюдением гражданами порядка занятия
индивидуальной трудовой деятельностью
Контроль за индивидуальной трудовой деятельностью граждан
осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных
депутатов.
Финансовые органы и органы внутренних дел обязаны выявлять
граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью с
нарушением установленного порядка или занимающихся запрещенными
видами индивидуальной трудовой деятельности.
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства об
индивидуальной трудовой деятельности
Нарушение порядка занятия индивидуальной трудовой
деятельностью или занятие индивидуальной трудовой деятельностью,
относительно которой имеется специальное запрещение, влечет за
собой ответственность, предусмотренную законодательством Союза ССР
и союзных республик.
Лицам, нарушившим порядок занятия индивидуальной трудовой
деятельностью, может быть запрещено заниматься такой
деятельностью. Решение об этом принимается исполнительным
комитетом Совета народных депутатов, выдавшим разрешение. При этом
изымается регистрационное удостоверение или патент. Запрещение
заниматься индивидуальной трудовой деятельностью может быть
обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Закона.
Все доходы, полученные гражданами от занятия запрещенной
индивидуальной трудовой деятельностью, а также от занятия
индивидуальной трудовой деятельностью без надлежащего разрешения,
подлежат взысканию в доход государства в порядке, установленном
гражданским процессуальным законодательством.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
А.Громыко
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
Т.Ментешашвили
Москва, Кремль
19 ноября 1986 года
N 6050-XI
======================================
О введении в действие Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О введении в действие Закона СССР
«Об индивидуальной трудовой деятельности»
В связи с принятием Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
1. Ввести в действие Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» с 1 мая 1987 года.
2. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР привести законодательство Союза ССР в соответствие с Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
3. Совету Министров СССР привести решения Правительства СССР в соответствие с Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
4. Поручить Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
А.Громыко
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
Т.Ментешашвили
Москва, Кремль
19 ноября 1986 года
N 6051-XI
Текст документа сверен по:
«Ведомости Верховного Совета СССР» 1986, N 47, ст.964

19 ноября 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный поставить под контроль государственных органов, развивавшийся в стране «подпольный» частный бизнес.
Частная инициатива граждан ранее относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и часто подлежала административному или уголовному наказанию. Принятый закон разрешал «индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей».
Теперь, по новому закону «индивидуальная трудовая деятельность в СССР использовалась для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда». Отныне индивидуальная трудовая деятельность советским гражданам была официально разрешена, но лишь в свободное от основной работы время и в строго определённых сферах. Законом предусматривалось оказание поддержки гражданам, занимавшимся индивидуальной трудовой деятельностью. Исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов предписывалось оказывать им содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и иного имущества, необходимого для работы.
Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» стал начальной вехой в истории формирования и развития малого и среднего предпринимательства в стране. Фактически впервые за шестьдесят лет в СССР была легализована предпринимательская деятельность.
С 1 января 1991 г. закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» утратил свою силу в связи с введением в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

К 15-летию принятия закона «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» // Деловая пресса. № 17-19 (159-161). 2002. 17 мая;
Об индивидуальной трудовой деятельности // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 47. Ст. 964.
====================
Кооперативы 80-х: хотели как лучше, вышло как всегда
Артем Кречетников Би-би-си, Москва

Скачать: Закон СССР от 19.11.1986
Скачать: Закон СССР от 19.11.1986

О введении в действие Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»

Об индивидуальной трудовой деятельности

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН

Об индивидуальной трудовой деятельности

Индивидуальная трудовая деятельность в СССР используется для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 1 по 10)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Индивидуальная трудовая деятельность

Статья 1. Индивидуальная трудовая деятельность

В соответствии с Конституцией СССР и настоящим Законом в СССР допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарноремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Индивидуальной трудовой деятельностью является общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями.
Государство поощряет вступление граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в договорные отношения с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и объединение этих граждан в установленном законодательством порядке в кооперативы, добровольные общества, товарищества.
Не допускается индивидуальная трудовая деятельность с привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов или в ущерб другим общественным интересам.

Статья 2. Законодательство об индивидуальной трудовой деятельности

Статья 2. Законодательство об индивидуальной трудовой
деятельности

Отношения, связанные с осуществлением гражданами индивидуальной трудовой деятельности, регулируются настоящим Законом и другими актами законодательства Союза ССР и союзных республик.
Действие настоящего Закона не распространяется на творческую деятельность граждан в сфере науки, техники, литературы и искусства, а также на выполнение платных работ, носящих разовый характер, и работ, незначительных по объему и оплате труда.

Статья 3. Категории граждан, которым разрешается индивидуальная трудовая деятельность

Статья 3. Категории граждан, которым разрешается индивидуальная
трудовая деятельность

Индивидуальной трудовой деятельностью разрешается заниматься совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся.
С учетом общественных потребностей в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, такой деятельностью могут заниматься также и другие граждане, не занятые в общественном производстве.
Индивидуальная трудовая деятельность может осуществляться гражданами с участием проживающих совместно с ними членов семьи (супруга, родителей и других достигших 16-летнего возраста родственников и иждивенцев).
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов могут разрешать с учетом общественных потребностей гражданам, владеющим высоким мастерством изготовления редких художественных изделий, обучать других граждан, имеющих к этому склонности и призвание. Положение о таком обучении утверждается Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с ВЦСПС.

Статья 4. Имущество, используемое для занятия индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 4. Имущество, используемое для занятия индивидуальной
трудовой деятельностью

Индивидуальная трудовая деятельность осуществляется гражданами с использованием сырья, материалов, инструментов и иного имущества, принадлежащего им на праве личной собственности либо переданного заказчиком, а также имущества, полученного по договорам имущественного найма с предприятиями, учреждениями и организациями или с гражданами.
Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, приобретают необходимые им сырье, материалы, инструменты и иное имущество в государственной, кооперативной розничной торговой сети и на рынках, а также используют необходимые им для этой деятельности природные ресурсы с соблюдением установленных правил.
В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, эти лица могут приобретать излишние и неиспользуемые материалы и иное имущество у предприятий, учреждений и организаций.

Статья 5. Оказание содействия гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 5. Оказание содействия гражданам, занимающимся
индивидуальной трудовой деятельностью

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации в целях более полного удовлетворения потребностей населения данной местности в соответствующих товарах и услугах оказывают гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и иного имущества, необходимого для занятия этой деятельностью, в сбыте произведенной продукции, могут предоставлять им в установленном порядке нежилые помещения и иное имущество в аренду, а также необходимую информацию. В первую очередь такое содействие оказывается гражданам, заключившим договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданам с пониженной трудоспособностью либо осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность в отдаленных или труднодоступных районах.
Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению и его территориальные органы, Советы Министров союзных республик обеспечивают необходимыми материально-техническими ресурсами граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Для приобретения необходимого сырья, материалов, инструментов и иного имущества, а также получения его в аренду или напрокат гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, может предоставляться кредит в установленном порядке.
Отдельным категориям граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, — ветеранам войны и труда, инвалидам, лицам, страдающим хроническими заболеваниями, и другим — законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть предоставлены льготы в связи с осуществлением этой деятельности (преимущественное право на аренду нежилых помещений, приобретение на льготных условиях необходимого имущества и т.п.).

Статья 6. Разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 6. Разрешение на занятие индивидуальной трудовой
деятельностью

Граждане, изъявившие желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны получить разрешение исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов по месту своего постоянного жительства. Срок действия разрешения определяется исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов, но не должен превышать пяти лет.
Решение об отказе в выдаче разрешения на занятие индивидуальной трудовой деятельностью может быть обжаловано в исполнительный комитет вышестоящего Совета народных депутатов, Совет Министров автономной республики, Совет Министров союзной республики, не имеющей областного деления.
Исполнительными комитетами краевых и областных Советов народных депутатов, Советами Министров автономных республик, Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, могут быть определены виды индивидуальной трудовой деятельности, получение разрешения на занятие которыми не требуется. Решение об этом доводится до сведения населения.

Статья 7. Регистрационное удостоверение, патент

Статья 7. Регистрационное удостоверение, патент

До начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью граждане должны получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Виды деятельности, на которые граждане могут приобретать патенты, и размеры ежегодной платы за патент устанавливаются Советами Министров союзных республик.
За выдачу регистрационного удостоверения и патента взимается в установленном порядке государственная пошлина.

Статья 8. Обязанности граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 8. Обязанности граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью

Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны соблюдать установленный порядок осуществления этой деятельности, права и законные интересы покупателей, заказчиков и иных лиц, обеспечивать надлежащее качество производимых товаров и оказываемых услуг, соблюдать санитарные, противопожарные правила и нормы, а также другие правила, относящиеся к данному виду деятельности.
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, доходы от которой в соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению, обязаны учитывать все получаемые от этой деятельности доходы и расходы и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.

Статья 9. Налогообложение доходов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 9. Налогообложение доходов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью

Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР, уплачивают налоги с доходов, получаемых от этой деятельности. Размеры налогов устанавливаются в зависимости от суммы получаемых доходов и с учетом общественных интересов.
Граждане, имеющие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождаются от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Статья 10. Плата за патент

Статья 10. Плата за патент

Плата за патент определяется исходя из среднегодового дохода лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, учреждениях, организациях, или лиц, выполняющих аналогичную работу в порядке индивидуальной трудовой деятельности без патентов, и соответствующих ставок подоходного налога с населения. Суммы указанной платы зачисляются в доход государственного бюджета СССР в порядке, установленном для зачисления подоходного налога с населения.

II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ (статьи с 11 по 13)

II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Статья 11. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере кустарно-ремесленных промыслов

Статья 11. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
сфере кустарно-ремесленных промыслов

Индивидуальной трудовой деятельностью в сфере кустарноремесленных промыслов признается изготовление изделий для реализации.
Реализация изделий кустарно-ремесленных промыслов может производиться в соответствии с установленным порядком как по месту изготовления изделий, так и в других городах и районах с соблюдением норм гражданского законодательства.

Статья 12. Виды деятельности, допускаемые в сфере кустарно- ремесленных промыслов

Статья 12. Виды деятельности, допускаемые в сфере кустарно-
ремесленных промыслов

В сфере кустарно-ремесленных промыслов допускается изготовление:

1) одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;

2) пряжи, тканых материалов, вязаных и вышитых изделий;

3) мебели, других столярных изделий;

4) ковров и ковровых изделий;

5) гончарных и керамических изделий;

6) игрушек и сувениров;

7) предметов хозяйственной утвари, садово-огородного инвентаря;

8) рыболовных снастей (кроме снастей, использование которых запрещено);

9) изделий из дерева, бумаги, кости, камыша, лозы, соломы, тростника и иных материалов.
Допускаются и другие виды кустарно-ремесленных промыслов, если занятие ими не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 13. Виды деятельности в сфере кустарно-ремесленных промыслов, занятие которыми запрещается

Статья 13. Виды деятельности в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, занятие которыми запрещается

В сфере кустарно-ремесленных промыслов запрещается изготовление:

1) изделий из шкурок ценных пушных зверей, добытых охотой и подлежащих обязательной сдаче государству, не имеющих государственного клейма (штампа), а также из шкурок плотоядных пушных зверей, содержание которых гражданам запрещено;

2) химических и парфюмерно-косметических изделий;

3) ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных средств;

4) изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря либо изделий с применением таких материалов;

5) любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий;

6) множительных и копировальных аппаратов, штампов, штемпелей, печатей, шрифтов.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено занятие и другими видами кустарно-ремесленных промыслов, если это противоречит интересам общества.

III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (статьи с 14 по 16)

III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 14. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере бытового обслуживания населения

Статья 14. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
сфере бытового обслуживания населения

Индивидуальной трудовой деятельностью в сфере бытового обслуживания признается оказание платных бытовых услуг населению.
Оказание платных бытовых услуг осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Статья 15. Виды услуг, допускаемые в сфере бытового обслуживания населения

Статья 15. Виды услуг, допускаемые в сфере бытового
обслуживания населения

В сфере бытового обслуживания населения допускается:

1) строительство, ремонт, оборудование и благоустройство жилищ, садовых домиков, гаражей и других построек;

2) оказание услуг по благоустройству земельных участков, предоставленных гражданам;

3) пастьба скота;

4) техническое обслуживание и ремонт личных автомобилей и других транспортных средств;

5) ремонт металлоизделий, бытовых машин и приборов, радиотелевизионной аппаратуры;

6) ремонт одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;

7) ремонт мебели, других столярных изделий, садово-огородного инвентаря;

8) ремонт ковров и ковровых изделий;

9) фотографирование и другие фотоработы по заказам граждан;

10) парикмахерские, а также косметические услуги, не связанные с лечебной или хирургической деятельностью;

11) стенографические, машинописные и переплетные работы;

12) транспортное обслуживание граждан владельцами личных автомобилей и других транспортных средств;

13) обслуживание одиноких престарелых, инвалидов и других нетрудоспособных граждан;

14) пансионное обслуживание туристов, экскурсантов и других граждан по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями (размещение, бытовое обслуживание и т.п.).
Допускаются и другие виды услуг в сфере бытового обслуживания населения, если оказание их не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 16. Виды услуг в сфере бытового обслуживания населения, оказание которых запрещается

Статья 16. Виды услуг в сфере бытового обслуживания населения,
оказание которых запрещается

В сфере бытового обслуживания населения запрещается:

1) ремонт и переделка изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря либо изделий с применением таких материалов;

2) содержание игорных заведений, аттракционов, бань, организация азартных игр, принятие ставок на спортивных и иных состязаниях;

3) ремонт любых видов оружия.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено оказание других видов услуг в сфере бытового обслуживания населения, если это противоречит интересам общества.

IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ (статьи с 17 по 19)

IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Статья 17. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере

Статья 17. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
социально-культурной сфере

Индивидуальной трудовой деятельностью в социально-культурной сфере признается оказание платных социально-культурных услуг.
Занятие индивидуальной трудовой деятельностью, связанной с обучением отдельным профессиям и навыкам, а также требующей медицинских, педагогических и других специальных знаний, разрешается гражданам, имеющим необходимую подготовку, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, и соответствующее образование.
Индивидуальная трудовая деятельность по оказанию платных социально-культурных услуг осуществляется в соответствии с нормами гражданского и других отраслей законодательства.

Статья 18. Виды услуг, допускаемые в социально-культурной сфере

Статья 18. Виды услуг, допускаемые в социально-культурной сфере

В социально-культурной сфере допускается:

1) обучение кройке и шитью, вязанию;

2) обучение игре на музыкальных инструментах, хореографии;

3) обучение стенографии и машинописи;

4) проведение занятий в порядке репетиторства;

5) перевод текстов с иностранных языков, а также с языков народов СССР;

6) занятие медицинской деятельностью.
Допускаются и другие виды социально-культурных услуг, если оказание их не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 19. Виды индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере, занятие которыми запрещается

Статья 19. Виды индивидуальной трудовой деятельности в
социально-культурной сфере, занятие которыми
запрещается

В социально-культурной сфере гражданам запрещается:

1) занятие медицинской деятельностью по отдельным специальностям, определяемым в соответствии с законодательством Союза ССР о здравоохранении;

2) проведение занятий по предметам и курсам, не входящим в учебные планы общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений СССР;

3) организация зрелищных мероприятий.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено занятие и другими видами индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере, если это противоречит интересам общества.

V. ДРУГИЕ ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (статьи с 20 по 21)

V. ДРУГИЕ ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 20. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере народных художественных промыслов

Статья 20. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
сфере народных художественных промыслов

Индивидуальная трудовая деятельность в сфере народных художественных промыслов, то есть создание изделий традиционного народного, а также декоративно-прикладного искусства для реализации, осуществляется с разрешения соответствующего художественного совета и с соблюдением требований статьи 7 настоящего Закона.
Государство поощряет развитие народных художественных промыслов.

Статья 21. Осуществление отдельных видов индивидуальной трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим Законом

Статья 21. Осуществление отдельных видов индивидуальной
трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим
Законом

Отношения, связанные с осуществлением отдельных видов индивидуальной трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим Законом (добыча пушнины, мехового сырья, мяса диких животных, сбор дикорастущей продукции и др.), регулируются законодательством Союза ССР и союзных республик.

VI. КОНТРОЛЬ ЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (статьи с 22 по 23)

VI. КОНТРОЛЬ ЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 22. Контроль за соблюдением гражданами порядка занятия индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 22. Контроль за соблюдением гражданами порядка занятия
индивидуальной трудовой деятельностью

Контроль за индивидуальной трудовой деятельностью граждан осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.
Финансовые органы и органы внутренних дел обязаны выявлять граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью с нарушением установленного порядка или занимающихся запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности.

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства об индивидуальной трудовой деятельности

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства об
индивидуальной трудовой деятельности

Нарушение порядка занятия индивидуальной трудовой деятельностью или занятие индивидуальной трудовой деятельностью, относительно которой имеется специальное запрещение, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Союза ССР и союзных республик.
Лицам, нарушившим порядок занятия индивидуальной трудовой деятельностью, может быть запрещено заниматься такой деятельностью. Решение об этом принимается исполнительным комитетом Совета народных депутатов, выдавшим разрешение. При этом изымается регистрационное удостоверение или патент. Запрещение заниматься индивидуальной трудовой деятельностью может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Закона.
Все доходы, полученные гражданами от занятия запрещенной индивидуальной трудовой деятельностью, а также от занятия индивидуальной трудовой деятельностью без надлежащего разрешения, подлежат взысканию в доход государства в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
А.Громыко
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
Т.Ментешашвили

Москва, Кремль
19 ноября 1986 года
N 6050-XI

О введении в действие Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении в действие Закона СССР
«Об индивидуальной трудовой деятельности»

В связи с принятием Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

1. Ввести в действие Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» с 1 мая 1987 года.

2. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР привести законодательство Союза ССР в соответствие с Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

3. Совету Министров СССР привести решения Правительства СССР в соответствие с Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

4. Поручить Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
А.Громыко
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
Т.Ментешашвили

Москва, Кремль
19 ноября 1986 года
N 6051-XI
Текст документа сверен по:
«Ведомости Верховного Совета СССР» 1986, N 47, ст.964