Земельный кодекс виды земель

Земельный кодекс (ЗК РФ)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 11)
    • Статья 1. Основные принципы земельного законодательства
    • Статья 2. Земельное законодательство
    • Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
    • Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации
    • Статья 5. Участники земельных отношений
    • Статья 6. Объекты земельных отношений
    • Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
    • Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
    • Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
    • Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
  • Глава I.1. Образование земельных участков (ст.ст. 11.1 — 11.10)
    • Статья 11.1 (утратила силу)
    • Статья 11.2. Образование земельных участков
    • Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 11.4. Раздел земельного участка
    • Статья 11.5. Выдел земельного участка
    • Статья 11.6. Объединение земельных участков
    • Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
    • Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
    • Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
    • Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
  • Глава II. Охрана земель (ст.ст. 12 — 14)
    • Статья 12. Цели охраны земель
    • Статья 13. Содержание охраны земель
    • Статья 14. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами
  • Глава III. Собственность на землю (ст.ст. 15 — 19)
    • Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
    • Статья 16. Государственная собственность на землю
    • Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
    • Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации
    • Статья 19. Муниципальная собственность на землю
  • Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут, публичный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками (ст.ст. 20 — 24)
    • Статья 20 (утратила силу)
    • Статья 21 (утратила силу)
    • Статья 22. Аренда земельных участков
    • Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
    • Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками
  • Глава V. Возникновение прав на землю (ст.ст. 25 — 39)
    • Статья 25. Основания возникновения прав на землю
    • Статья 26. Документы о правах на земельные участки
    • Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
    • Статья 28 (утратила силу)
    • Статья 29 (утратила силу)
    • Статья 30 (утратила силу)
    • Статья 30.1 (утратила силу)
    • Статья 30.2 (утратила силу)
    • Статья 31 (утратила силу)
    • Статья 32 (утратила силу)
    • Статья 33 (утратила силу)
    • Статья 34 (утратила силу)
    • Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
    • Статья 36 (утратила силу)
    • Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков
    • Статья 38 (утратила силу)
    • Статья 38.1 (утратила силу)
    • Статья 38.2 (утратила силу)
    • Статья 39 (утратила силу)
  • Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст.ст. 39.1 -39.20)
    • Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
    • Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
    • Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
    • Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
    • Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование
    • Статья 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование
    • Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме
    • Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
    • Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка
    • Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
    • Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
    • Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
    • Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
    • Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
  • Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности (ст.ст. 39.21 — 39.22)
    • Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
    • Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
  • Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст.ст. 39.23 — 39.26)
    • Статья 39.23. Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности (ст.ст. 39.27 — 39.29)
    • Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
    • Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
    • Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
  • Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации (ст.ст. 39.30 — 39.32)
    • Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
    • Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации
    • Статья 39.32. Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности
  • Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (ст.ст. 39.33 — 39.36)
    • Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута
    • Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений
    • Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
  • Глава V.7. Установление публичного сервитута в отдельных целях (ст.ст. 39.37 — 39.50)
    • Статья 39.37. Цели установления публичного сервитута
    • Статья 39.38. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута
    • Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута
    • Статья 39.40. Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута
    • Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута
    • Статья 39.42. Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута
    • Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
    • Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута
    • Статья 39.45. Срок публичного сервитута
    • Статья 39.46. Плата за публичный сервитут
    • Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
    • Статья 39.48. Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом
    • Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута
  • Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков (ст.ст. 40 — 43)
    • Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
    • Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
    • Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
    • Статья 43. Осуществление прав на земельный участок
  • Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст.ст. 44 — 56.1)
    • Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка
    • Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
    • Статья 48. Основания прекращения сервитута
    • Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 50. Конфискация земельного участка
    • Статья 51. Реквизиция земельного участка
    • Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
    • Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
    • Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
    • Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
    • Статья 55 (утратила силу)
    • Статья 56. Ограничение прав на землю
    • Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
  • Глава VII.1. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.ст. 56.2 — 56.12)
    • Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 56.9. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 56.10. Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 56.11. Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления
  • Глава VIII. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости (ст.ст. 57 — 58)
    • Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости
    • Статья 57.1. Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий
    • Статья 58 (утратила силу)
  • Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров (ст.ст. 59 — 64)
    • Статья 59. Признание права на земельный участок
    • Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
    • Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
    • Статья 62. Возмещение убытков
    • Статья 63 (утратила силу)
    • Статья 64. Рассмотрение земельных споров
  • Глава X. Плата за землю и оценка земли (ст.ст. 65 — 66)
    • Статья 65. Платность использования земли
    • Статья 66. Оценка земли
  • Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд (ст.ст. 67 — 70.1)
    • Статья 67. Государственный мониторинг земель
    • Статья 68. Землеустройство
    • Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства
    • Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков
    • Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
  • Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль (ст.ст. 71 — 73)
    • Статья 71. Государственный земельный надзор
    • Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
    • Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений
    • Статья 72. Муниципальный земельный контроль
    • Статья 72.1. Общественный земельный контроль
    • Статья 73 (утратила силу)
  • Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (ст.ст. 74 — 76)
    • Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
    • Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
    • Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями
  • Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения (ст.ст. 77 — 82)
    • Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
    • Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
    • Статья 80. Фонд перераспределения земель
    • Статья 81 (утратила силу)
    • Статья 82 (утратила силу)
  • Глава XV. Земли населенных пунктов (ст.ст. 83 — 86)
    • Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
    • Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
    • Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
    • Статья 86 (утратила силу)
  • Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст.ст. 87 — 93)
    • Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
    • Статья 88. Земли промышленности
    • Статья 89. Земли энергетики
    • Статья 90. Земли транспорта
    • Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
    • Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
    • Статья 93. Земли обороны и безопасности
  • Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов (ст.ст. 94 -100)
    • Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
    • Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
    • Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
    • Статья 97. Земли природоохранного назначения
    • Статья 98. Земли рекреационного назначения
    • Статья 99. Земли историко-культурного назначения
    • Статья 100. Особо ценные земли
  • Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса (ст.ст. 101-103)
    • Статья 101. Земли лесного фонда
    • Статья 102. Земли водного фонда
    • Статья 103. Земли запаса
  • Глава XIX. Зоны с особыми условиями использования территорий (ст.ст. 104 — 107)
    • Статья 104. Цели установления зон с особыми условиями использования территорий
    • Статья 105. Виды зон с особыми условиями использования территорий
    • Статья 106. Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий
    • Статья 107. Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

Категории земель

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Право на землю » Категории земель

Статья посвящена категориям земель, определенным Земельным кодексом РФ. Рассматриваются правовой статус и виды разрешенного использования

Понятие «категория земель»

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, принятого 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) все земли в России по своему целевому назначению делятся на 7 категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли для нужд:
    • промышленности;
    • транспорта;
    • энергетики;
    • связи и телевидения;
    • обороны и космической деятельности;
    • а также иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых объектов и территорий;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Пункт 2 указанной статьи ЗК РФ «Состав земель в РФ» закрепляет, что все земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральними законами.

Земли сельскохозяйственного назначения

В эту категорию входят земли, расположенные за пределами населенных пунктов и определенные для использования в нуждах сельского хозяйства.

В категории земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • собственно сельскохозяйственные угодья – сенокосы, пашни, плодовые сады, пастбища и др.;
  • земли, отведенные под внутрихозяйственные дороги и коммуникации;
  • земли, отведенные для создания зон древесно-кустарниковой растительности в целях защиты от воздействия негативных природных и техногенных факторов;
  • земли, окружающие замкнутые водоемы;
  • земли, занятые зданиями и сооружениями, используемыми в целях хранения и переработки сельхозпродукции.

Земли сельскохозяйственных угодий имеют приоритетный статус и подлежат особой охране. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для нужд промышленности или иных несельскохозяйственных нужд. В этом случае предоставляются земли, непригодные для сельскохозяйственного производства, либо земли сельхозугодий максимально худшего качества в соответствии с их кадастровой стоимостью.

Земли населенных пунктов

В эту категорию входят земли, расположенные в черте населенных пунктов (городов, сел, поселков и т.д.) и предназначенные для застройки или размещения инфраструктуры этих населенных пунктов. Целевое назначение земель этой категории определяется нахождением того или иного участка в той или иной территориальной зоне населенного пункта. Согласно ЗК РФ в населенных пунктах выделяют следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые
  • рекреационные;
  • зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
  • специального назначения;
  • иные.

Для каждой из этих зон существуют собственные регламенты, определяющие правовой режим и целевое использование расположенных в этих зонах земельных участков. Для всех участков, которые расположены в пределах одной территориальной зоны, действует единый регламент целевого использования. Этот регламент обязателен к выполнению всеми собственниками, арендаторами и пользователями земельных участков вне зависимости от формы собственности на эти участки.

В соответствии с ЗК РФ участки и расположенные на них объекты при несоответствии их параметров предельным значениям, прописанным в регламенте, или при несоответствии их профиля перечню разрешенных типов использования могут быть запрещены к использованию органами местного самоуправления.

Территориальные зоны, расположенные вне черты городов, но при этом составляющие с этим городом единую природную, социальную и хозяйственную инфраструктуру и не находящиеся в составе земель других населенных пунктов, считаются пригородными. В составе пригородных земель различают;

  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны отдыха населения;
  • зоны развития города.

Земли промышленного и специального наначения

В эту категорию входят земли, используемые для нужд различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций, а также иного специального назначения. Важной особенностью этой категории земель становится то, что многие участки, имеющие данное целевое назначение, окружены охранными, санитарными и иными зонами с особыми условиями использования. Эти условия ограничивают права всех землепользователей вне зависимости от формы собственности.

Земли особо охраняемых объектов и территорий

В эту категорию входят земли, имеющие особое научное, природоохранное, историко-культурное, оздоровительное или иное назначение. Эти земли частично или целиком изъяты из хозяйственного оборота. К землям этого типа относят, например, земли заповедников.

Земли водного и лесного фондов, а также земли запаса

В эту категорию входят земли для ведения лесного хозяйства, земли, на которых расположены водные объекты и водоохранные зоны. А также земли государственной или муниципальной собственности, которые в настоящий момент никак не использованы – это земли запаса. Предоставление земель запаса физическим или юридическим лицам возможно только после перевода этих земель в другую категорию.

Вид разрешенного использования или целевое назначение

Каждая из представленных выше категорий земель имеет свой индивидуальный список видов разрешенного использования.

То, к какой именно категории будет отнесен тот или иной земельный участок, определяется:

— правительством РФ – для земель, находящихся в федеральной собственности;

— органами власти субъектов федерации – для земель, находящихся в собственности этих субъектов, а также земель, состоящих в частной или муниципальной собственности, в том числе и в отношении земель сельскохозяйственного назначения;

— органами местного самоуправления – для муниципальных земель и земель, находящихся в частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

Также вышеназванные властные структуры имеют право перевода земель из одной категории в другую в отношении всех земель, попадающих под их юрисдикцию.

Любой из видов целевого использования, разрешенный согласно классификатору для данной категории и подкатегории земель, может осуществляться без получения каких-либо дополнительных разрешений или процедур согласования.

В тех же случаях, когда целевое назначение конкретного участка земли не предусматривает осуществление планируемого вида деятельности (например, ИЖС), можно обратиться в соответствующие властные органы за получением разрешения на изменение целевого назначения.

В том случае, если в отношении данной территориальной зоны действуют регламенты, предусматривающие соответствующий вид деятельности, такое разрешение получить существенно легче, чем инициировать процедуру перевода участка земли в другую целевую категорию.

Соотношение деления земель по категориям и разрешенным видам использования

Понятие «разрешенного использования земель» намного шире категорий – для каждой категории может быть предусмотрено несколько видов использования. Определение указанных видов соответствует принципам территориального зонирования территорий, каждый вид использования соотносится с определенной зоной. Общий перечень разрешенных видов пользования землей установлен системой классификаторов. Основной целью установления вида разрешенного использования является конкретизация правового статуса участка земли для вовлечения его в хозяйственный оборот. Субъект, осуществляющий владение или пользование участком земли, обязан подчиняться ограничениям, которые возлагаются на него исходя из разрешенного вида пользования принадлежащей ему земли, а также условиям режима территориальной зоны.

Перевод земель из одной категории в другую

Статья 8 ЗК РФ «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» предусматривает как порядок перевода земель из одной категории в другую, так и процедуру переоформления.

Категории земель (согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ) указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Пункт 3 данной статьи ЗК РФ закрепляет, что нарушение установленного Кодексом, Федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Подбробный обзор категорий земель и видов разрешенного использования

Как узнать категорию земель по кадастровому номеру

  1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
  2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
  3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из ЕГРН.

Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите узнать категорию земель быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение дня. Стоимость та же — 350 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API Росреестра

Что такое категория земель (целевое назначение)

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий земель:

  1. Населенных пунктов (поселений);
  2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Далее рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Земли населенных пунктов

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Подкатегории земель сельхозназначения

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и не сельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели — обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Земли лесного и водного фонда

Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Земли запаса и ООПТ

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен. Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

Таблица основных видов разрешенного использования земельного участка

Номер в классификаторе
1.0-1.18 Сюда относят земли, находящиеся вне населенных пунктов, которые предназначены для выращивания сельскохозяйственных культур, скота, пушных зверей, разведения птиц, рыб, насекомых. Разрешено возводить здания, необходимые для нужд сельского хозяйства.
2.0-2.7.1 На этих землях можно возводить здания, как одноэтажные, так и многоэтажные, которые используются для проживания, а также объекты инфраструктуры, необходимые для их содержания.
3.0-3.10.2 На землях можно размещать объекты капитального строительства, которые необходимы для удовлетворения социальных и духовных потребностей — коммунальные предприятия, объекты здравоохранения, школы, ДОУ и т.д.
4.0-4.10 Земли предназначены для объектов капитального строительства, которые используются с целью получения выгоды.
5.0-5.5 Участки выделяют под размещение спортивных, туристических объектов, баз отдыха, конных прогулок и т.д.
6.0-6.11 На землях разрешено размещать добывающие и производственные объекты.
7.0-7.5 На участках размещают различные пути сообщения и строения, необходимые для их обслуживания.
8.0-8.4 Размещают объекты, предназначенные для Вооруженных сил, а также таможни.
9.0-9.3 Земли, на которых располагаются особо охраняемые природные территории.
10.0-10.4 Разрешена деятельность, связанная с выращиванием, рубкой, заготовкой леса, охраной лесов.
11.0-11.3 На землях размещаются водные объекты и гидротехнические сооружения.
12.0-12.3 На участках размещены дороги, кладбища, парки, скверы и т.д. Сюда же относят земли запаса.
13.1 Разрешена деятельность, связанная с выращиванием с/х культур для собственных нужд. Стоить жилые дома нельзя. Можно строить хозпостройки для хранения урожая и инвентаря.
13.2 Разрешена деятельность, связанная с выращиванием плодовых деревьев и кустарников для собственных нужд. Можно строить жилые дома, садовые домики (не для постоянного проживания), гаражи, хозпостройки.
13.3 Строка утратила силу с 1 января 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 9 августа 2018 г. N 418

Условно разрешенный вид использования земельного участка

Условно разрешенный вид использования земельного участка выполняет функцию дополнения в рамках категории и разрешенного использования. Такое дополнении возникает когда нет возможности составить классификатор на все случаи жизни.

Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки. Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

Вспомогательные виды разрешенного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования уточняют действия, производимые в рамках других типов использования. Уточняющий характер может заключаться, например, в размещении каких-нибудь мелких объектов — гаражей, трансформаторной будки, забора и т.п. Таким образом, потенциальному застройщику необходимо вписаться в целевое назначение и основной вид разрешенного использования своей территории.

Другие типы разрешенного использования можно изменить в официальном диалоге потенциального и состоявшегося владельца участка с органами государственной или муниципальной власти.

К примеру, земельный участок для строительства дома должен иметь категорию (целевое назначение) — земли населенных пунктов, а вид разрешенного использования (ВРИ) — для индивидуального жилого строительства (ИЖС).

Полный перечень ВРИ является исчерпывающим, содержится в специальном классификаторе и не подлежит изменению в произвольном порядке. Если устанавливается новый для данной территории ВРИ, то он должен соответствовать перечню данного классификатора.

Что будет, если использовать землю не по назначению

Правовой режим — это система запретов, ограничений, разрешений и обязанностей. Владельцы земель сельскохозяйственной категории обязаны:

  1. использовать землю в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
  2. принимать меры по недопущению любых воздействий на земельный участок, которые могут привести к существенным потерям плодородия и других значимых свойств;
  3. поддерживать оптимальное состояние мелиорированных земель;

Владельцы земель сельскохоз назначения имеют право:

  1. приобретать, продавать, дарить, передавать в наследство принадлежащие им участки;
  2. получать от государства бесплатно или на возмездной основе земли данной категории в собственность или в пользование;
  3. выходить с ходатайством об изменении статуса, категории и разрешенного использования земель.

Основные ограничения и запреты можно свести к следующему:

  • Не использование земель с/х назначения запрещено. Это требование распространяется на любые участки, находящиеся во владении физических и юридических лиц. Не использовать землю может только государство, которое владеет землями ГосЗемЗапаса и участками резерва;
  • Иностранные граждане в обороте сельскохозяйственной земли участвовать не могут. Однако они могут брать землю в аренду и использовать её по назначению, выполняя все обязанности по поддержанию участков в надлежащем состоянии;
  • Произвольный перевод с/х земель в другую категорию или разрешенное использование запрещен и наказуем;
  • Существуют ограничения по срокам и содержанию аренды. Законом определяются максимальные и минимальные сроки, а также режим использования участков;
  • При территориальном зонировании определяются особо ценные земельные участки, изъятые из оборота. Они находятся в списках территорий, запрещенных к приватизации. Изымают из оборота и нарушенные земли, которые переводятся в залежь до момента восстановления плодородия и иных значимых свойств.

Обратите внимание, что не выполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей влечёт за собой предусмотренное законом наказание в виде, штрафов, уголовной ответственности и иных мер, включая материальную ответственность, носящую компенсационный характер. Летом 2016 года был упрощен порядок изъятия земли, которая не используется вовсе или с какими-либо нарушениями. По данным министерства с/х хозяйства, после введения этих поправок в оборот было возвращено более 120 тыс. гектар земель.

В заключение

С точки зрения перспективы строительства дома целесообразно использовать следующие виды разрешенного использования:

  1. Для строительства индивидуального жилого дома (ИЖС);
  2. С целью ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
  3. Для ведения хозяйства дачного типа и строительства садового домика, который признается жилым по дачной амнистии;
  4. Для сельскохозяйственного производства и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Использование земельных участков по целевому назначению

Земли в Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ЗК РФ), по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

— земли запаса.

Вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Об этом гласит пункт 2 статьи 7 ЗК РФ.

Собственники земельных участков, согласно статье 42 ЗК РФ, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Земельный участок может быть использован собственниками земельных участков только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.

Ответственность за нецелевое использование земельного участка предусмотрена ч. 1 статьи 8.8. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — «КоАП РФ»), в соответствии с которой влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Какие категории назначения земельных участков существуют в рф

Земля во все времена представляла собой особо ценный ресурс. Сейчас это один из самых дорогостоящих объектов недвижимости. Вся территория РФ вне зависимости от того, кто ей владеет — частные лица или государство — поделена на участки с особыми видами использования. Классификация земель по целевому назначению имеет важное практическое значение. Принадлежность участка к тому или иному виду определяет, как и для каких целей его можно использовать.

Какие категории назначения земельных участков существуют в РФ сегодня? Какие есть способы использования земли? Расскажем об этом в статье.

Какие виды земельных участков в РФ бывают

Что такое категория земельного участка? В широком смысле это способ его использования.

7 статья Земельного Кодекса РФ (далее — ЗК РФ) определяет следующие 7 категорий земель в зависимости от цели использования:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения. Как следует из названия, эти территории предназначены для ведения на них сельского хозяйства. Расположены они вне населенных пунктов. В их составе выделяют непосредственно сельскохозяйственные угодья, территории, направленные на их защиту (лесополосы и водоемы), территории, содержащие необходимые для функционирования коммуникации и постройки, поддерживающие сельскохозяйственную деятельность.
  2. Земли населенных пунктов. К ним относят территории, используемые под застройку и развитие населенных пунктов. Границы земель определяются территорией непосредственно населенного пункта.
  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Это земли, используемые для функционирования вышеназванных объектов промышленности. Расположены вне населенных пунктов.
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов. Они особо ценны с эстетической, рекреационной, научной, исторической и культурной точек зрения. В их отношении государством установлен особый правовой режим и на их территории не допускается осуществление хозяйственной деятельности.
  5. Земли лесного фонда. Это лесные массивы и территории, на которых планируется восстановление лесной растительности.
  6. Земли водного фонда. Это земли, покрытые водами — реки, моря, озера и иные водные объекты.
  7. Земли запаса. Это фонд земель, не распределенных в пользование гражданам и организациям. Использование их представляется возможным только после перевода участка в одну из вышеописанных категорий.

В научных монографиях и статьях на земельную тематику авторы неоднократно поднимали вопрос о важности включения в этот список горного фонда. Главный аргумент — не учитывается специфика экологически уязвимой горной местности. И это не зависит от того, строят ли на ней курорты, либо ведут промышленное строительство.

Оборотоспособность земельных участков

Земли также принято систематизировать по признаку оборотоспособности. Оборотоспособность — это свойство, выражающееся в способности свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

С указанной позиции выделяют:

  • оборотоспособные;
  • ограниченные в обороте;
  • изъятые из оборота.

Оборотоспособные земли используют для различных целей в соответствии с действующим законодательством, возможно проводить их отчуждение (продажу, дарение и иные действия) и менять собственника.

Ограниченные в обороте земли — это те, которые принадлежат лишь определенным субъектам, и (или) разработка на которых допускается только при наличии специального разрешения.

Пункт. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ выделяет следующие ограничения:

  • особо охраняемые природные зоны;
  • участки из состава лесного фонда;
  • земли, покрытые водными объектами, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники;
  • участки, обеспечивающие оборону и безопасность, содержащие объекты оборонной промышленности, таможенных нужд;
  • закрытые административно-территориальные образования;
  • площади, предоставленные для организации транспортного сообщения (портов, вокзалов, аэропортов, терминалов и других объектов);
  • площади, предоставленные для нужд связи;
  • части космической инфраструктуры;
  • земли для строительства гидротехнических сооружений;
  • земли, предоставленные для производства токсичных веществ;
  • территории, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации;
  • зарезервированные для государства или муниципалитета участки;
  • участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водоемов, потребляемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Изъятые из оборота земли не участвуют ни в каких видах сделок, они не предоставляются в частную собственность.

К ним относятся:

  • заповедники и национальные парки;
  • территории базирования вооруженных сил РФ;
  • места расположений военных судов;
  • территории расположения объектов Федеральной службы безопасности (ФСБ) и органов государственной охраны, а также органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН);
  • территории с объектами ядерной промышленности и полигоны хранения ядерных веществ;
  • земли, на которых производятся захоронения;
  • участки, на которых расположены коммуникации, обеспечивающие защиту и охрану границ РФ.

Владение и распоряжение земельными участками

С категориями земель разобрались. Кто же обладает правами на ту или иную территорию?

Право на землю определяется одним из возможных способов ее использования — владением, использованием или распоряжением.

В нормативных документах выделяют следующие виды прав на земельные участки:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • безвозмездного (срочного) пользования;
  • сервитут;
  • аренда.

Они находятся в федеральном, муниципальном, частном или владении субъекта РФ.

Все виды прав регулируются 17 главой ГК РФ и ЗК РФ.

Право собственности позволяет владельцу совершать с участком любые, не противоречащие закону действия: продавать, сдавать в аренду, менять, дарить, отдавать в залог.

Право постоянного бессрочного пользования позволяет пользоваться землей, но не распоряжаться ей. Распоряжение участком невозможно даже с согласия владельца, о чем свидетельствует п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Срок окончания пользования участком не ограничен и не определен.

Справка. Правом постоянного бессрочного пользования обладают только юридические лица, бюджетные и казенные предприятия.

Право предоставлялось исключительным организациям и предприятиям, которые получили его еще во времена существования СССР, когда такого понятия, как частная собственность, не существовало. С 2001 года все владельцы такого права обязаны оформлять свои участки в собственность или аренду. Правило установлено ЗК РФ.

Право пожизненного наследуемого владения подразумевает владение и использование участка, а распоряжение им — лишь в части передачи по наследству. Как и право постоянного бессрочного пользования в настоящее время не предоставляется, а лишь регламентирует те отношения, возникновение которых датировано до 2001 года.

Справка. Правом пожизненного наследуемого владения обладают только физические лица.

Земельные участки, на которые распространяется это право, находятся в собственности государства или муниципалитета.

Право безвозмездного срочного пользования исключает возможность распоряжения землей. Предоставляется юридическим и физическим лицам на бесплатной основе на срок, закрепленный в договоре. Устанавливается для участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности частных лиц или на период трудовых отношений (служебные наделы).

При этом государственные и муниципальные участки передаются в пользование только юридическим лицам, а остальные — на усмотрение владельца. В рамках заключаемого договора одна сторона на безвозмездной основе передает в пользование земельный участок, а вторая принимает его и обязуется использовать по назначению, а по окончании договора вернуть в надлежащем состоянии.

Сервитут — это возможность использовать чужой земельный участок для собственных нужд. Он не дает возможности распоряжаться имуществом. Бывает двух видов: публичный, установленный в интересах общества, и частный — накладываемый в интересах конкретного гражданина или группы лиц.

Примером частного сервитута служит дорога, проходящая по частной территории, но являющаяся единственным вариантом проезда. Пример публичного сервитута — прокладка коммуникаций по частной территории, обеспечивающих инфраструктуру города.

Аренда земельных участков — вопрос обширный и многосторонний. Он регулируется 22 статьей ЗК РФ. Взять в аренду земельный участок возможно только для определенных целей, таких как ведение сельского хозяйства или строительство ИЖС. Договор заключается как с частными собственниками, так и с государством или муниципалитетом.

Назначение земельных участков

Как мы выяснили ранее, все земли РФ разделены на 7 категорий. Но кроме категорий существует такие понятия, как целевое назначение и разрешенное использование земельных участков.

Целевое назначение земли — это вид деятельности, допустимый на конкретно взятой территории.

Виды разрешенного использования:

  1. Основные. Установлены и закреплены в Градостроительном регламенте. Определяют главное назначение земель.
  2. Условно разрешенные. Для их использования требуются дополнительные согласования специальных комиссий.
  3. Вспомогательные. Служат дополнением к двум предыдущим видам. Назначение — обеспечить и оптимизировать их использование.

Виды целевого назначения земельного участка утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Важно! Разрешенное использование участка зависит от его функциональных возможностей.

Для земель сельскохозяйственного назначения выделают следующие виды разрешенного использования:

  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • садоводство;
  • создание дачного некоммерческого партнерства (ДНП);
  • строительство ИЖС;
  • иные виды.

Для земель населенных пунктов виды использования следующие:

  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • индивидуальное строительство;
  • ДНП;
  • ведение сельского хозяйства;
  • коммерческое использование земли;
  • строительство многоквартирных домов;
  • иные виды.

Если изменить категорию земельного участка крайне сложно, то изменение вида ее использования — вполне доступная процедура.

Узнать назначение земли возможно по публичной кадастровой карте, размещенной на сайте Росреестра. Эта информация носит справочный характер. Если требуется документальное подтверждение, сделайте запрос в Россреестр (возможно при личном обращении или через онлайн-портал) или через МФЦ.

Главным правовым средством земельных правоотношений, применяемом в Российской Федерации, выступает разделение земель по их целевому назначению, а также применение правового режима к ним в зависимости от принадлежности к соответствующей категории. Вся территория России разделена на 7 категорий земель, каждая из которых имеет свои особенности.

Так как земля — крайне важный ресурс, основная цель регулирования в Российской Федерации земельных отношений — обеспечение эффективного использования земли и контроль за ее сохранностью. Требования к целевому назначению земельного участка определяются на законодательном уровне. Нарушения законодательства в отношении участков предусматривают различные меры наказания к нарушителям.