Борьба с экономическими

ОБЭП: история, функции, роль

Экономические и коррупционные преступления для России – дело не новое. Сегодня, к сожалению количество подобных злодеяний увеличивается. Простой народ «обвешивают» на рынках, представители власти присваивают себе баснословные суммы из бюджетов, предприниматели не платят налоги – все это экономические преступления. Именно для борьбы и профилактики их и существует отдел экономической безопасности и противодействия коррупции.

Из истории

Первую попытку по организации отдельной структуры по борьбе с экономической преступностью в 1842 году предпринял граф Перовский – руководитель МВД Российской империи. Новому органу было дано название «Торговая полиция». В её состав входили представители торговой депутации и купечества.

Торговая полиция действовала самостоятельно, но в любое время могла обратиться за помощью к представителям МВД. Она решала следующие вопросы:

  • Следила за работой торговцев, а точнее за отсутствием обманов, обсчетов, обвесов;
  • Клеймила весы;
  • Устанавливала цены на хлеб, мясо;
  • Предотвращала случаи спекуляции.

С течением времени этот орган был расформирован.

Новая попытка создания подобной структуры относится ко временам СССР. В 1937 в структуре НКВД был создан отдел по борьбе с хищениями социальной собственности (БХСС). Он был расформирован после распада СССР.

Современный ОЭБ и ПК

Сегодня экономическую безопасность в России обеспечивает ОБЭП и ПК, входящий в структуру МВД России. Главное управление находится в Москве, в регионах страны работают отделения. Начальник регионального управления несет ответственность за работу всех отделений в подведомственной ему области.

В тесном контакте с данной структурой работает и полиция.

Работу отдела выполняют оперуполномоченные. Основным функции отдела являются:

  • Участие в разработке нормативной базы и мероприятий по предотвращению экономических преступлений;
  • Обеспечение экономической безопасности страны;
  • Участие в возбуждении и ведении уголовных дел международного и регионального значения;
  • Пресечение налоговых преступлений, а также преступлений против государственной власти;
  • Проведение проверок и ревизий на предмет выявления экономических преступлений;
  • Работа с поступившими от граждан заявлениями о выявлении случаев совершения экономических преступлений;
  • Работы с общественностью по профилактике преступлений экономического характера;
  • Участие в семинарах, заседаниях, круглых столах;
  • Предоставление отчетности.

Официальный сайт

Подробную информацию о деятельности органа, его структуре и графике работы может узнать каждый гражданин, зашедший на официальный сайт. Также здесь представлена отчетность и показатели работы, планы мероприятий.

Проверки

Одной из важных функций сотрудников ОБЭП является проведение проверок. Проверяются представители любых сфер бизнеса, ИП, юридические лица.

Причинами проверок чаще всего являются поступившие жалобы или заявления. Иногда оперуполномоченные приходят с целью проведения профилактических мероприятий, порой на организацию могут «нагнать проверку» конкуренты.

Если в вашу фирму нагрянули нежданные гости, сопротивляться и вступать в полемику с представителями закона не рекомендуется. Эти люди не очень любят, когда с ними спорят, и каждое слово может вызвать у них подозрение.

По запросу сотрудников отдела экономической безопасности необходимо предоставить документы.

При этом представление информации, являющейся коммерческой тайной проверяющим может не осуществляться. Эту информации вправе запрашивать только прокурор.

Руководитель имеет право наблюдать за тем, как протекает ход проверки. При этом, если действия уполномоченных нарушают права предпринимателя, он может обжаловать их в суде.

Важно помнить и о том, что срок проверки не может превышать 30 дней, с того момента, как было вынесено Постановление. По истечении периода сотрудника ОБЭП и ПК обязаны выдать акт по итогам проверки.

В своей деятельности предпринимателям рекомендует не рисковать и соблюдать требования законодательства. Ведь к правонарушителям в сфере экономики применяются очень серьезные меры наказания.

Деятельность отдела по экономическим преступлениям и противодействию коррупции направлена на обеспечение экономической безопасности. Это очень важный фактор развития всего общества.

Возвращаясь к истории становления данной структуры, отдел БХСС, утвержденный во времена СССР можно считать началом большой работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Борьба с преступностью в сфере экономикиТекст

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Рецензенты:

Л. Л. Тузов, профессор кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Московского педагогического государственного университета, доктор юридических наук, доцент;

Д. В. Осипов, врио начальника НИЦ № 5 по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального законодательства и исследованию проблем расследования преступлений ФГКУ «ВНИИ МВД России», кандидат юридических наук, доцент

И. А. Попов, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики МИГУ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, Почетный работник МВД России

Сокращения, принятые в издании

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

ТЭК – топливно-энергетический комплекс

ОВД – органы внутренних дел

ГУЭБиПК – Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России

СОГ – следственно-оперативная группа

ОГ – организованная группа

НП – налоговые преступления

Тема 1
Понятие преступлений в сфере экономики

1. Содержание понятия «преступление в сфере экономики».

2. Виды преступлений в сфере экономики.

3. Виды преступлений против собственности.

4. Виды преступлений в сфере экономической деятельности.

5. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против интересов службы в коммерческих организациях.

Введение

Проведение реформ в России сопровождается беспрецедентным ростом криминализации общества. В преступную деятельность втягиваются все новые и новые слои населения.

Интересы криминальной сферы, в первую очередь, преступных формирований, все больше устремляются в сферу экономики, где появились неограниченные возможности для быстрого обогащения.

Структура и динамика экономической преступности становится все более организованной, профессиональной, изощренной.

Преступления в сфере экономики обуславливают рост других имущественных и насильственных преступлений, связанных с борьбой криминальных группировок за передел сфер влияния.

Только ущерб от хищений в финансово-кредитной системе превышает 90 % от суммы установленного ущерба по всем уголовным делам о хищениях, что наносит невосполнимые потери экономике.

Опасность хищений в кредитно-банковской системе усугубляется тем, что здесь в ходе удачно проведенной криминальной операции в руках у преступников оказываются значительные суммы денег.

Главным фактором, обусловившим криминализацию экономической сферы, является устранение государства от выполнения своей регулирующей экономической функции, разрушение механизма власти.

С учетом сложившейся ситуации, резкой криминализации обстановки в экономической сфере, актуальной является проблема повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в борьбе с экономической преступностью.

Успехи их деятельности в первую очередь зависят от профессионализма в раскрытии и расследовании данной категории преступлений.

Умение работать в новой обстановке, способность анализировать и прогнозировать сложившуюся ситуацию, совершенствовать методы расследования преступлений в сфере экономики позволит успешно решать вопросы борьбы с преступностью.

Именно поэтому в настоящем спецкурсе особое внимание уделено особенностям расследования преступлений, совершаемых в экономическом секторе страны.

1. Содержание понятия «преступление в сфере экономики»

Проблемы экономической преступности привлекают внимание исследователей многих стран на протяжении всей истории развития данного феномена.

Первоначальное понимание экономической преступности ими фактически сводилось к ее отождествлению с преступностью имущественной.

Новое понимание проблемы позволило как российским, так и зарубежным исследователям предложить многочисленные новые определения понятия экономической преступности, которые отличались теми или иными признаками.

Разделяя преобладающую в российской литературе точку зрения, еще в 1993 г. профессор Н. Ф. Кузнецова отмечала, что экономическая преступность слагается из посягательств на собственность и предпринимательских преступлений.

Позже (в 1994 г.) профессор Г. К. Мишин рассматривал экономическую преступность как проявление в социальной жизни всеобщей борьбы за существование.

Суть экономического преступления – в конфликте экономических интересов. К числу экономических преступлений он относит все преступления против собственности, которые в условиях рыночной экономики так или иначе связаны с хозяйственной деятельностью.

В России при создании нового УК РФ 1996 г. реализован широкий подход к определению преступлений, определяемых как экономические.

В действующем УК РФ имеется раздел VIII «Преступления в сфере экономики», в который вошли три главы, содержащие 47 статей о преступлениях:

• против собственности;

• в сфере экономической деятельности;

• против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Вместе с тем, в этот раздел не вошли должностные преступления (злоупотребления, взяточничество и др.), компьютерные преступления, преступления, связанные с посягательством на интеллектуальную собственность и авторские права и ряд других, традиционно относящихся к экономическим.

С другой стороны, ряд преступлений, посягающих на собственность (кража, грабеж, разбой, уничтожение или повреждение имущества и др.), не относятся к экономическим.

Признаки экономической преступности

На основе широкого анализа зарубежной криминологической литературы профессор Е. Е. Дементьева, исследовав экономическую преступность в зарубежных странах, выделяет следующие признаки экономической преступности.

Корыстный характер. Их целью является получение выгоды в результате присвоения экономических ресурсов с нарушением принципа эквивалентности. Данный признак признается обязательным. При этом преступление может быть совершено в целях получения личной выгоды, в интересах третьих лиц или организации.

Совершаются в процессе профессиональной деятельности.

Следует учитывать, что экономическая преступность связана с договорами и обязательствами, которые возникают у субъектов между собой и с государством, необходимыми для производства, переработки, приобретения, распределения и обмена материальных благ и услуг.

Анонимность жертв. Данный признак указывает на то обстоятельство, что процесс превращений лица в жертву преступления происходит скрытно от самой жертвы.

Наличие двух субъектов – юридического (преступность корпораций) и физического лиц (преступность по роду занятости), действующих от имени и в интересах предприятия.

Юридическое лицо является субъектом преступления лишь в тех странах, где законодательством предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц (США, Франция).

Множественный характер.

Перераспределение материальных благ как следствие экономических преступлений.

Длящийся, систематический характер.

Широкая трактовка правовых норм УК РФ «стирает» различительную грань между новой экономической преступностью и традиционной имущественной преступностью.

Совершаемые в процессе профессиональной деятельности преступления сегодня уже не являются единственной формой эксплуатации официальных экономических институтов, как это было еще несколько десятилетий назад.

Значительная категория преступлений экономической направленности совершается сегодня с использованием правовых форм экономических отношений субъектами экономических отношений.

Особенности экономической преступности

Среди субъектов преступлений оказываются лица, которые:

• обязаны платить налоги и другие платежи, а также необоснованно претендуют на право получения пособий, субсидий и других выплат;

• совершают данные преступления не в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности.

Активизации криминальной деятельности в сфере экономики способствуют:

• стремительное развитие компьютерных, в том числе, интернет-технологий, широкое их использование в бизнесе и другой экономической деятельности;

• применение преступниками интернет-технологий для организации торговли ценными бумагами;

• расширение сферы электронных расчетов, «электронной наличности», интернет-коммерции, компьютеризация многих функций в сфере бизнеса и другой экономической деятельности.

Экономическая преступность отличается от имущественной (кражи, грабежи, разбои и т. д.) следующими особенностями:

При совершении традиционного преступления есть преступник, который должен быть пойман, а факт самого преступления в большинстве случаев очевиден.

В экономическом преступлении сам факт совершения преступления сомнителен либо труднодоказуем.

При этом используются изощренные способы сокрытия следов, исполнителей преступно полученных средств.

Если традиционный преступник приговаривается к лишению свободы, то для совершившего экономическое преступление сдерживающий эффект этого наказания в большинстве случаев мал.

Большинство членов общества относятся безразлично к экономической преступности, поскольку факт причинения ущерба обществу трудно установить, а также то, что «экономический преступник» не соответствует сложившемуся стереотипу традиционного преступника.

Экономические преступления, составляющие основу экономической преступности в большинстве зарубежных стран, объединяются в следующие основные группы, в зависимости от объекта посягательства:

• финансовые;

• посягающие на правила конкуренции;

• посягающие на права потребителей;

• посягающие на порядок государственного регулирования экономики;

• компьютерные;

• связанные с незаконной эксплуатацией природной среды;

• связанные с умышленным нарушением правил техники безопасности, наносящие ущерб наемным работникам.

Масштабы экономической преступности и ее общественная опасность

Масштабы экономической преступности в мире сегодня таковы, что эта проблема стала предметом обсуждения многих международных организаций ООН.

Была разработана структура экономических преступлений. Однако статистических данных о них в мире собрать не удается.

ООН предпринимала такие попытки сбора данных о присвоении имущества, взяточничестве и мошенничестве, но они оказались очень неполными.

Как отмечает известный исследователь проблем преступности профессор В.В. Лунеев, единственный вывод, который можно по ним сделать, это сказать, что эти преступления в мире тоже растут. По оценкам специалистов, в США ежегодно потери от преступности корпораций превышают 200 млрд, а от компьютерных преступлений – 6 млрд долларов. В Великобритании компьютерные преступления обходятся в 2 млн фунтов стерлингов в день. Во Франции общий ущерб от экономических преступлений вдвое превышает совокупный бюджет МВД России, юстиции и здравоохранения, ежегодные потери от неуплаты налогов составляют 60 млрд франков.

Важнейшей причиной растущей преступности многие фирмы называли возрастающую сложность деловых операций. 45 процентов правонарушений совершались, по полученным данным, сотрудниками фирм, 38 процентов – деловыми партнерами и остаток – совместно обеими категориями.

Самая большая доля в совокупном ущербе приходится на предприятия с большими объемами оборота.

2. Виды преступлений в сфере экономики

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами главы 22 УК. В ранее действовавшем уголовном законодательстве эти преступления именовались хозяйственными.

С принятием нового УК РФ изменилось как само название данной разновидности посягательств на нормальную экономическую деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг, так и их система.

Это связано с переосмыслением роли уголовного права в охране экономических отношений переходного к рынку периода. В связи с реформированием экономической системы, изменением принципов государственно-правового регулирования отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, уголовное право призвано осуществлять борьбу преимущественно с новыми, неизвестными ранее общественно опасными формами экономического поведения, как-то: незаконное предпринимательство, недобросовестная конкуренция и монополистическая деятельность, обманные действия в отношении кредитов и т. п.

Содержащиеся в новом УК РФ нормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности ориентированы на защиту свобод предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, защиту предпринимательства от недобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей товаров и услуг, защиту финансовых интересов государства. Результатом конструирования новой системы преступлений в сфере экономической деятельности явилось то, что ее образуют преимущественно неизвестные ранее отечественному уголовному законодательству составы преступлений.

Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за 32 вида преступлений в сфере экономической деятельности, из которых лишь одиннадцать содержалось в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г.

Преступлениями в сфере экономической деятельности являются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Объединяя в самостоятельную главу преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, закон исходит из общности видового объекта посягательства. Таковым являются общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг. Непосредственными объектами выступают конкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования определенной сферы экономической деятельности. При совершении некоторых преступлений в сфере экономической деятельности причиняется вред материальным интересам граждан (например, при обмане потребителей).

С объективной стороны большинство преступлений в сфере экономической деятельности совершаются путем активных действий (например, незаконное предпринимательство, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг и др.). Некоторые преступления могут быть выполнены путем бездействия (например, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и др.).

Обязательный признак ряда преступлений в сфере экономической деятельности – наступление предусмотренных законом общественно опасных последствий. Эти преступления имеют материальные составы (например, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство и др.).

Такие преступления признаются оконченными с момента наступления указанных в законе последствий, как правило, крупного ущерба. В преступлениях в сфере экономической деятельности, составы которых сконструированы по типу материальных, надо установить наличие причинной связи между деянием и преступным результатом.

В систему преступлений в сфере экономической деятельности входят также деяния, содержащие формальные составы, например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем. Для признания этих преступлений оконченными достаточно установить факт совершения деяния (действия или бездействия).

Объективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности в значительном числе случаев закрепляется в бланкетных диспозициях (статьи 169, 170, 171, 172 УК РФ и др.). Установление признаков объективной стороны составов этих преступлений предполагает использование нормативных актов, относящихся к другим отраслям права: гражданскому, финансовому, административному и др.

С субъективной стороны все преступления в сфере экономической деятельности характеризуются умышленной виной. Обязательным признаком субъективной стороны некоторых составов являются мотив и цель. Так, регистрация незаконных сделок с землей предполагает корыстную или иную личную заинтересованность со стороны должностного лица. Состав лжепредпринимательства образуют предусмотренные в ст.173 УК РФ действия, имеющие целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.

Субъектами преступлений в сфере экономической деятельности могут быть вменяемые лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет. На основании прямого указания закона субъектами некоторых преступлений в сфере экономической деятельности являются только должностные лица. Таковы составы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей. Субъектами отдельных преступлений выступают как должностные лица, так и иные (частные) лица (например, при злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, незаконном использовании товарного знака и др.).

Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов протекает в различных сферах: предпринимательства, денежно-кредитной, финансовой, торговли, оказании услуг населению и т. п. В зависимости от той или иной области экономической деятельности все преступления, посягающие на нормальное функционирование общественных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, традиционно классифицируются на несколько групп. В учебной литературе предложены различные варианты классификации хозяйственных преступлений, которые утратили актуальность в связи с принятием нового УК РФ.

Применительно к закрепленной в Уголовном кодексе РФ новой системе преступлений в сфере экономической деятельности в литературе предлагается выделить следующие группы преступных деяний: преступления должностных лиц, нарушающих установленные гарантии и порядок осуществления экономической деятельности; преступления, нарушающие общий порядок осуществления предпринимательской деятельности; преступления в области кредитных отношений; преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции; преступления в сфере обращения денег и ценных бумаг; таможенные преступления; валютные преступления; преступления, связанные с банкротством; налоговые преступления; преступления, связанные с нарушением прав потребителей.

Приведенная классификация построена на двух критериях: сфере и субъектах экономической деятельности. Со строго научной точки зрения предпочтительнее классификация рассматриваемой разновидности преступлений, исходя из непосредственного объекта, то есть сферы экономической деятельности, в которой они совершаются. В этой связи все преступления в области экономической деятельности условно можно подразделить на следующие виды:

1) преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности: воспрепятствование незаконной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

2) преступления, нарушающие общий порядок осуществления предпринимательской деятельности: незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ); лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенного незаконным путем (ст. 174 УК РФ); приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ);

3) преступления в области кредитных отношений: незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ); злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);

4) преступления, связанные с монополизацией рынка и недобросовестной конкуренцией: монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ); принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ); незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ); нарушение правил при изготовлении и использовании пробирных клейм (ст. 181 УК РФ); заведомо ложная реклама (ст. 182 УК); незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);

5) преступления в сфере денежного обращения и ценных бумаг: злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссия) (ст. 185 УК РФ); изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ); изготовление или сбыт поддельных кредитных или расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ);

6) таможенные преступления: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ);

7) валютные преступления: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ); нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

9) налоговые преступления: уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ);

10) преступления в сфере торговли и обслуживания населения: обман потребителей (ст. 200 УК РФ).

Борьба с преступностью в сфере экономики

2. Виды преступлений в сфере экономики

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами главы 22 УК. В ранее действовавшем уголовном законодательстве эти преступления именовались хозяйственными.

С принятием нового УК РФ изменилось как само название данной разновидности посягательств на нормальную экономическую деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг, так и их система.

Это связано с переосмыслением роли уголовного права в охране экономических отношений переходного к рынку периода. В связи с реформированием экономической системы, изменением принципов государственно-правового регулирования отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, уголовное право призвано осуществлять борьбу преимущественно с новыми, неизвестными ранее общественно опасными формами экономического поведения, как-то: незаконное предпринимательство, недобросовестная конкуренция и монополистическая деятельность, обманные действия в отношении кредитов и т. п.

Содержащиеся в новом УК РФ нормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности ориентированы на защиту свобод предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, защиту предпринимательства от недобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей товаров и услуг, защиту финансовых интересов государства. Результатом конструирования новой системы преступлений в сфере экономической деятельности явилось то, что ее образуют преимущественно неизвестные ранее отечественному уголовному законодательству составы преступлений.

Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за 32 вида преступлений в сфере экономической деятельности, из которых лишь одиннадцать содержалось в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г.

Преступлениями в сфере экономической деятельности являются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Объединяя в самостоятельную главу преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, закон исходит из общности видового объекта посягательства. Таковым являются общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг. Непосредственными объектами выступают конкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования определенной сферы экономической деятельности. При совершении некоторых преступлений в сфере экономической деятельности причиняется вред материальным интересам граждан (например, при обмане потребителей).

С объективной стороны большинство преступлений в сфере экономической деятельности совершаются путем активных действий (например, незаконное предпринимательство, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг и др.). Некоторые преступления могут быть выполнены путем бездействия (например, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и др.).

Обязательный признак ряда преступлений в сфере экономической деятельности – наступление предусмотренных законом общественно опасных последствий. Эти преступления имеют материальные составы (например, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство и др.).

Такие преступления признаются оконченными с момента наступления указанных в законе последствий, как правило, крупного ущерба. В преступлениях в сфере экономической деятельности, составы которых сконструированы по типу материальных, надо установить наличие причинной связи между деянием и преступным результатом.

В систему преступлений в сфере экономической деятельности входят также деяния, содержащие формальные составы, например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем. Для признания этих преступлений оконченными достаточно установить факт совершения деяния (действия или бездействия).

Объективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности в значительном числе случаев закрепляется в бланкетных диспозициях (статьи 169, 170, 171, 172 УК РФ и др.). Установление признаков объективной стороны составов этих преступлений предполагает использование нормативных актов, относящихся к другим отраслям права: гражданскому, финансовому, административному и др.

С субъективной стороны все преступления в сфере экономической деятельности характеризуются умышленной виной. Обязательным признаком субъективной стороны некоторых составов являются мотив и цель. Так, регистрация незаконных сделок с землей предполагает корыстную или иную личную заинтересованность со стороны должностного лица. Состав лжепредпринимательства образуют предусмотренные в ст.173 УК РФ действия, имеющие целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.

Субъектами преступлений в сфере экономической деятельности могут быть вменяемые лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет. На основании прямого указания закона субъектами некоторых преступлений в сфере экономической деятельности являются только должностные лица. Таковы составы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей. Субъектами отдельных преступлений выступают как должностные лица, так и иные (частные) лица (например, при злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, незаконном использовании товарного знака и др.).

Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов протекает в различных сферах: предпринимательства, денежно-кредитной, финансовой, торговли, оказании услуг населению и т. п. В зависимости от той или иной области экономической деятельности все преступления, посягающие на нормальное функционирование общественных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, традиционно классифицируются на несколько групп. В учебной литературе предложены различные варианты классификации хозяйственных преступлений, которые утратили актуальность в связи с принятием нового УК РФ.

Применительно к закрепленной в Уголовном кодексе РФ новой системе преступлений в сфере экономической деятельности в литературе предлагается выделить следующие группы преступных деяний: преступления должностных лиц, нарушающих установленные гарантии и порядок осуществления экономической деятельности; преступления, нарушающие общий порядок осуществления предпринимательской деятельности; преступления в области кредитных отношений; преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции; преступления в сфере обращения денег и ценных бумаг; таможенные преступления; валютные преступления; преступления, связанные с банкротством; налоговые преступления; преступления, связанные с нарушением прав потребителей.

Приведенная классификация построена на двух критериях: сфере и субъектах экономической деятельности. Со строго научной точки зрения предпочтительнее классификация рассматриваемой разновидности преступлений, исходя из непосредственного объекта, то есть сферы экономической деятельности, в которой они совершаются. В этой связи все преступления в области экономической деятельности условно можно подразделить на следующие виды:

1) преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности: воспрепятствование незаконной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

2) преступления, нарушающие общий порядок осуществления предпринимательской деятельности: незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ); лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенного незаконным путем (ст. 174 УК РФ); приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ);

3) преступления в области кредитных отношений: незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ); злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);

4) преступления, связанные с монополизацией рынка и недобросовестной конкуренцией: монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ); принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ); незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ); нарушение правил при изготовлении и использовании пробирных клейм (ст. 181 УК РФ); заведомо ложная реклама (ст. 182 УК); незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);

5) преступления в сфере денежного обращения и ценных бумаг: злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссия) (ст. 185 УК РФ); изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ); изготовление или сбыт поддельных кредитных или расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ);

6) таможенные преступления: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ);

7) валютные преступления: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ); нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

9) налоговые преступления: уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ);

10) преступления в сфере торговли и обслуживания населения: обман потребителей (ст. 200 УК РФ).

Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД — что это за организация и чем она занимается?

Экономические преступления являются чрезвычайно распространёнными. Вспомнить хотя бы коррупцию, которую не поносит разве что ленивый. Они подтачивают фундамент государства и негативно влияют на положение народа. Поэтому и существует такая структура, как управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД. Что оно собой представляет? Как действует?

Общая информация

Более 80 лет назад в правоохранительных структурах появился отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, кратко называемый ОБХСС. С начала перестройки были внесены изменения в его функционирование. А структура была переименована в управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП). Следует отметить, что это чрезвычайно необходимое подразделение в современных условиях, ведь прямые потери от них составляют сотни миллиардов рублей. В стране ежегодно совершаются сотни тысяч налоговых преступлений. И это только те, что регистрируются и входят в уголовные дела. Ежегодно десятки тысяч людей несут то или иное наказание. Но и это не останавливает преступников. Поэтому и необходимо управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД, ФСБ и в рамках прочих структур.

Чем же оно важно?

Какими делами занимаются ответственные сотрудники МВД? На просторах Российской Федерации популярным является ведение незаконного бизнеса, осуществление фиктивных банкротств, а также присутствуют незаконные захваты предприятий. Кроме этого, не следует забывать и о должностных преступлениях, коррупции, производстве и распространении контрафактной продукции, а также возмещении причинённого экономического ущерба.

История развития

Чтобы лучше разобраться в теме статьи, давайте начнём с ОБХСС. Эта структура, согласно документам, была создала для борьбы со спекуляциями. Её сотрудники занимались тем, что следили за функционированием предприятий потребительской кооперации и государственной торговли. Они стали настоящим кошмаром для тех, кто желал поживиться за счет страны. Увы, эта структура так и не смогла искоренить воровство полностью как явление. Но всё же ощутимое продвижение было заметно. Так, выделяемые государством средства почти всегда доходили до адресатов, а о подпольных миллионерах вроде Корейко все на определённое время позабыли.

Но новые времена меняют вызовы. Так постепенно возник департамент экономической безопасности. Но это была только переходная структура, что в последующем тоже была реформирована. И сейчас к основным проблемам главное управление по борьбе с экономическими преступлениями относит коррупцию, взяточничество, расхищение государственных средств, преступления в кредитно-финансовой сфере, топливно-энергетическом комплексе, на объектах промышленности, во внешнеэкономической деятельности.

Почему была осуществлена реорганизация?

Почему ДЭБ был превращен в УБЭП? Официально всё было подано как изменение названий. Но реорганизация не свелась к одним именам. Так, во время изменения было смещено всё руководство времен ДЭБ. Ранее это подразделение было, по сути, неподконтрольным МВД. Причем оно являлось частью центра межведомственной группы влияния, куда входили сотрудники следственного комитета, а также офицеры из управлений К и М. Чтобы ослабить внутренние склоки и интриги, а также сконцентрировать снимание специалистов на деле, был осуществлен ряд перестановок.

Территориальное деление

Наибольшее значение имеет структура федерального значения. Но есть и структурные подразделения, которые занимаются определённой республикой, областью, районом или краем. В больших городах могут создаваться отдельные отделы, например управление по борьбе с экономическими преступлениями СПБ или Москвы. Как определяют структуру, которая должна заниматься расследованием? Если преступление было совершено на территории края и не является масштабным, то им занимаются местные специалисты. Допустим, на территории села был открыт нелегальный игровой зал. Зачем для такого дела привлекать специалистов федерального уровня? С таким экономическим преступлением справятся и сотрудники краевого отделения. А вот если организованной преступной группой было украдено 100 миллионов рублей с объекта федерального значения – это да, повод для привлечения федеральных специалистов.

Какие основные задачи?

Многие граждане видят только одну сторону деятельности этих подразделений. Но чтобы иметь полноценное представление об этих структурах, необходимо знать всё, чем они занимаются. И для начала можно перечислись основные задачи:

  1. Осуществление мер по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в пределах компетенции.
  2. Участие в усовершенствовании нормативно-правового регулирования;
  3. Помощь в определении и формировании основных направлений государственной политики в сфере экономической безопасности.
  4. Определение существующих угроз и выработка мер по их нейтрализации.
  5. Участие в федеральных целевых программах и планировании.
  6. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие наиболее опасных налоговых и экономических преступлений в сферах экономики, государственной службы и органах местного самоуправления.
  7. Организация оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на защиту всех форм собственности от различных преступных посягательств для обеспечения благоприятных условий развития инвестиционной и предпринимательской деятельности.
  8. Проведение документальных ревизий и проверок для выявления, пресечения и раскрытия налоговых и экономических преступлений.
  9. Организация борьбы с легализацией денежных средств и прочего имущества, которые были получены преступным путём.
  10. Противостояние финансированию терроризма, экстремизма и прочей противоправной деятельности.

Выполнение функций

Как видите, задачи перед ними важные и масштабные. Но, увы, полностью выполнить их не получается. К сожалению, невозможно полностью искоренить воровство. И сейчас нужно констатировать, что свои функции управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД выполняет не в полной мере. Почему же сложилась такая ситуация? Следует признать, что довольно многим преступникам удаётся уйти от наказания из-за тех же самых преступлений, по которым их ловят. А именно – коррупции. Так, даже если самый честный работник УБЭП поймает проворовавшегося чиновника, последний может дать взятку судье. Можно доказать, что здесь что-то не то, но на это требуется время, которого достаточно, чтобы улизнуть из Российской Федерации. Возможно даже такое, что ничего доказать не получится. А использовать в качестве аргумента «я чувствую здесь коррупцию» не выйдет, ведь у нас правовое государство, где необходимо доказать вину человека из-за действия презумпции невиновности. Так, пока суд не решит, что чиновник — вор, мы его так называть не можем.

Хотя каждый год за экономические преступления в Российской Федерации осуждаются десятки тысяч людей, конца-края не видно настоящему потоку нарушений. Необходимо поддержать наши органы безопасности в их нелегком деле, ведь сейчас многие уверены, что ничего не делается. Да, безусловно, есть негативные моменты, и их довольно много. Но существуют и позитивные тенденции. И они тоже заслуживают нашего внимания.

Экономические преступления и методы борьбы с ними

В условиях дестабилизации социально-политической обстановки, нарастания кризисного состояния народного хозяйства широкое распространение получили преступления в сфере экономики. Хищения, взяточничество, коррупция поразили практически все отрасли народного хозяйства. Наиболее значителен рост преступных проявлений на тех участках, которые заняты удовлетворением жизненно важных потребностей населения, в частности в торговле и в бытовом обслуживании, на транспорте, в сфере кредитно-финансовых отношений, строительстве, внешнеэкономической деятельности, в негосударственных структурах хозяйствования.

Экономическая преступность как самостоятельное понятие, обозначающее сложное, внутренне противоречивое социальное явление, появилась сравнительно недавно.

В 70-80-е годы хищения социалистического имущества, совершаемые различными способами, как основной вид экономической преступности включались в единую группу корыстных и корыстно-насильственных преступлений, куда входили и посягательства на личное имущество с целью паразитического обогащения. Затем преступления против социалистической собственности, совершаемые с использованием служебного положения, были выделены в самостоятельный вид преступного поведения. Такой подход оправдывался исключительным положением государственной собственности в системе производственных отношений, но перестал отражать современные реалии. Переход к многоукладной экономике на основе равенства всех форм собственности, в том числе и частной, видоизменил не только социальный портрет лиц, совершающих хищения и другие корыстные преступления, но и структуру противоправных деяний.

В этой связи зарубежными авторами предпринимаются попытки отождествления экономической преступности только с бизнесом, т.е. ведением дела в противоправных формах с целью незаконного обогащения, что соответствует господствующим представлениям стран рыночной ориентации.

Однако не учитываются важные специфические особенности переходного периода России, где бизнес, по уровню криминогенности вышедший на первое место в мире, тесно переплетен с коррупцией, пронизывающей все сферы государственного управления. Разработка мер предупредительного характера вне этого дестабилизирующего фактора вряд ли способна оказать серьезное влияние на формирование общеобязательных правил поведения на рынке, становление надлежащего порядка в экономике.

Уголовный кодекс 1996 г. в отличие от УК предыдущих лет отличается (более или менее) соответствием отечественного уголовного законодательства современным экономическим потребностям общества. Данное положение исходит, прежде всего, из того, что в настоящее время наша страна переживает сложный период: переход от жесткой централизованной планируемой экономики к свободным рыночным отношениям. (Заметим, кстати, что этот переход был в процессе осуществления как в 1996 г., когда был принят УК, так и в настоящее время).

Не случайно в УК главы об экономических преступлениях и преступлениях в сфере экономической деятельности самые большие. В частности, они содержат описание составов преступлений, подавляющее большинство которых являются для российского уголовного законодательства новыми. К их числу следует отнести такие новые виды экономических преступлений, как: лжепредпринимательство; незаконная банковская деятельность; регистрация незаконных сделок с землей; воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; незаконное получение кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; неправомерные действия при банкротстве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство; злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг и др.

Остались актуальными со времен прошлых версий УК такие виды экономических преступлений, как кража, мошенничество, растрата, взяточничество и др.

Борьба с экономическими преступлениями непосредственно осуществляется управлением по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел Республики (УБЭП МВД РТ).

Проанализировав ситуацию дел в РТ, можно сделать выводы о том, что работа государственных органов по борьбе с экономической преступностью все еще ведется не на должном уровне, есть свои недочеты. Существование большого числа недочетов в деятельности самих предприятий различных отраслей промышленности Татарстана также снижает эффективность выявления и предупреждения борьбы с экономическими преступлениями. В связи с этим, на мой взгляд, являются целесообразными следующие предложения:

Изучить кредитоспособность фирм, которые представляются представителями коммерческих структур г. Москвы, С.-Петербурга, Ульяновска, Самары и других до заключения с ними договоров, т.к. в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий с выездами в вышеуказанные города выясняется, что эти фирмы не кредитоспособны или вообще не существуют.

3аключить договоры о материальной ответственности сторон.

Во избежание хищений и краж необходимо провести детальное изучение объектов хранения.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что экономическая преступность подрывает социальную и экономическую целостность республики и борьба только со стороны государства малоэффективна. Необходимо самим предприятиям вести «профилактическую» деятельность. Только сочетание этого содружества (государство плюс частные предприятия и фирмы) способно оказать существенное влияние на борьбу с преступлениями в сфере экономики.

Однако изучая экономическую преступность, заострять внимание только на мошенничестве и незаконной предпринимательской деятельности недопустима. Необходимо также рассмотреть такие преступления, как присвоение и растрата. В соответствии с Уголовным кодексом (ст. 159 и ст. 160), присвоение и растрата есть хищение чужого имущества, вверенного виновному. Причем если по УК РСФСР такие общественно опасные деяния не признавались преступлениями в отношении личного имущества граждан, то сейчас они криминализированы законодателем и являются уголовно наказуемыми посягательствами. Присвоение как самостоятельная форма хищения с объективной стороны представляет собой активные действия, выражающиеся в изъятии, обособлении виновным вверенных товарно-материальных ценностей и обращении их в свою пользу другими лицами путем установления над ними их незаконного владения.

Определяющей особенностью присвоения как самостоятельной формы хищения является особое правовое отношение субъекта к похищаемому имуществу, которое не затрагивает экономической и юридической природы самого предмета посягательства, продолжающего оставаться в чужой собственности. Таким субъектом может быть кладовщик, экспедитор, агент по снабжению, продавец, кассир и другие лица. Статья 160 УК РФ, характеризуя эти отношения в общей форме, говорит об имуществе, которое вверяется виновному. Данный субъект привлекается к уголовной ответственности только с 16-летнего возраста.

Другой вид экономического преступления — растрата. Растрата — самостоятельная форма хищения, при которой имущество, вверенное виновному для осуществления определенных правомочий, незаконно или безвозмездно истрачивается, расходуется, продается, потребляется и посредством активных действий отчуждается им, например, передается третьим лицам. Как отдельная самостоятельная форма хищения растрата ничем не связана с присвоением и не является последующим после него этапом преступной деятельности. Ее специфика состоит в том, что, в отличие от присвоения, между правомерным владением и незаконным распоряжением имуществом отсутствует какой-либо промежуток времени, в течение которого виновный незаконно владеет этим имуществом.

Растрата признается оконченным преступлением в момент незаконного распоряжения имуществом, вверенным виновному, т.е. тогда, когда завершился процесс его полного отчуждения в той или иной форме. Процесс незаконного распоряжения имуществом может и не носить одномоментного и одноактного характера, а слагается из нескольких эпизодов его отчуждения, растянутых во времени. Растрата является оконченной в момент совершения последнего преступного акта отчуждения ценностей. Присвоение и растрату чужого имущества следует отличать от кражи. Основным разграничительным признаком указанных форм хищений является отношение субъекта преступления к похищенному имуществу. При присвоении или растрате имущество не только вверено виновному, находится в его правомерном владении, но он наделен относительно этого имущества и определенными правомочиями. При краже же субъект либо вообще не имеет никакого отношения к похищенному имуществу, либо лишь получает доступ к нему для выявления чисто технических, производственных функций, которые, однако, не порождают на его стороне никаких правомочий по владению, пользованию, распоряжению или охране. Хищение имущества, совершенное лицом, не обладающим правомочиями, но имеющим к нему доступ в связи с порученной работой либо выполнением служебных обязанностей, подлежит квалификации как кража. К таким категориям лиц могут быть отнесены, например, комбайнеры, убирающие урожай, трактористы, которым выдано зерно для посева, рабочие предприятий, докеры в портах, грузчики оптовых баз и складов и т.д. Не является субъектом присвоения или растраты должник, взявший у кого-либо взаймы определенную сумму денег. Помимо этого, существует множество других видов и форм экономических преступлений: грабеж, разбой, изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных денег, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте. Причем, состав преступления образует как частичная подделка денежных купюр или ценных бумаг (подделка номинала подлинного денежного знака с 10 на 100 и т.д.; подделка номера, серии облигаций и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и изготовление полностью поддельных денег и ценных бумаг. Однако это неполный перечень экономических преступлений. С принятием Налогового кодекса появился новый вид мошенничества — подделка или изменение документов с целью неуплаты или уменьшения размера начисления налогов. В Налоговом кодексе предпринята попытка самостоятельно дать определение налоговым правонарушениям, под которыми признается виновно совершенное противоправное деяние (в нарушение законодательства о налогах и сборах), деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое в НК РФ установлена ответственность. К таким деяниям может быть отнесено:

· сокрытие дохода (прибыли), т.е. неполный учет или невключение в налогооблагаемую базу;

· занижение дохода (прибыли);

· сокрытие или неучет иного объекта налогообложения.

Фактически данные правонарушения тесно взаимосвязаны между собой и не имеют принципиальных отличительных особенностей, что позволяет рассмотреть их совместно. Касаются они всех иных объектов налогообложения, за исключением прибыли, которая выделена законодателем в отдельную норму. Да и меры ответственности у этих и рассмотренных выше правонарушений различны. Если в первом случае взысканию в бюджет подлежит сумма сокрытой или заниженной прибыли (дохода) и штраф в том же размере, то в данном случае взыскиваются сумма налога и штраф в размере налога. Итак, мы рассмотрели такие экономические преступления, как: кража, мошенничество, разбой, грабеж, изготовление «фальшивок» и ряд налоговых правонарушений, хищение, растрата. Но и это еще не все. Сейчас Республика Татарстан готовится отметить 1000-летие г. Казань, чуть позже — 1000-летие г. Елабуга. Начинается новый рост и новая волна преступлений в области строительства и внешнеэкономической деятельности. Наиболее значителен рост преступлений на тех участках, которые заняты удовлетворением жизненно важных потребностей населения, в частности в торговле и в бытовом обслуживании, а также на транспорте.

Появляется большой рост преступлений в сфере кредитно-финансовых отношений, таких как незаконная банковская деятельность, создание лжепредприятий. Активная роль в преступлениях принадлежит работникам банка. Они весьма умело осуществляют финансовые махинации, а все сомнительные документы объясняют издержками формирующегося предпринимательства. Появились и такие ранее не встречавшиеся виды преступлений, как создание фиктивных банковских учреждений, ложное банкротство, кредитование подставных фирм, ассоциаций и обществ, мошенничество при получении ссуд и погашении кредитов, отмывание преступно нажитых капиталов, компьютерные посягательства на чужие денежные средства.

Что касается борьбы с преступлениями, то в работе указаны основные их направления, но всегда необходимо определять в договоре ответственность сторон, так как ответственность — сердце договора.

Что касается действий со стороны государства, так это:

· обеспечение политической и экономической стабильности в обществе;

· формирование правовой базы, необходимой для эффективной борьбы с экономическими преступлениями;

· совершенствование системы государственных органов, ведущих борьбу с экономическими преступлениями;

· усиление контроля со стороны государственных органов за деятельностью предприятий, на которых совершается основная масса экономических преступлений, в том числе и за деятельностью их должностных и материально-ответственных лиц;

· усиление профилактической, предупредительной деятельности органами внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями (в частности, в ходе проведения комплексных оперативно-розыскных мероприятий и их реализации вскрывать условия, способствовавшие совершению преступлений, и принимать меры по предотвращению новых, аналогичных преступлений).