Экономическая морская зона

Содержание

84. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Фз «об исключительной экономической зоне» 1998 г.

  • •1. Понятие, особенности и функции современного международного права.
  • •Понятие и функции международного права. Система международного права
  • •Сущность международного права.
  • •2. Система мп и её основные элементы. Кодификация отраслей мп.
  • •Система международного права. Институты и отрасли международного права
  • •Понятие и классификация норм международного права
  • •3. История развития мп и отличительные черты отдельных периодов.
  • •Возникновение международного права и его периодизация.
  • •4. Международно-правовая доктрина. Теории международного права в трудах российских ученых.
  • •5. Современное международное право, тенденции его развития.
  • •6. Мпп и мчп: вопросы взаимодействия
  • •Соотношение международного публичного и частного права
  • •Соотношение и взаимодействие мпп и мчп
  • •Отличие международного права от международного частного права.
  • •7. Понятие, классификация, иерархия международно-правовых норм. Эффективность норм мп.
  • •Понятие и классификация норм международного права
  • •8. Процесс создания норм мп. Общая характеристика источников мп и их взаимодействие в процессе правового регулирования.
  • •Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
  • •9. Международный договор как источник мп. Венская конвенция о праве международных договоров.
  • •Заключение международного договора
  • •Вступление в силу международного договора
  • •Недействительность международных договоров
  • •Международные конференции как средство многосторонней дипломатии
  • •Международный договор: понятие, виды
  • •Стадии заключения международных договоров
  • •Форма и структура международных договоров
  • •Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
  • •Заключение договоров
  • •Оговорки
  • •Вступление в силу договоров и их временное применение
  • •Соблюдение, применение и толкование договоров Соблюдение и применение договоров
  • •Толкование договоров
  • •Договоры и третьи государства
  • •Поправки к договорам и изменение договоров
  • •Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров
  • •Недействительность договоров
  • •Прекращение договоров и приостановление их действия
  • •Процедура
  • •Последствия недействительности, прекращения договора или приостановления его действия
  • •Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация
  • •10. Международный обычай как источник мп. Формирование международно-правовых обычаев.
  • •Понятие
  • •Формы санкционирования государством обычных норм
  • •11. Акты, принимаемые международными межправительственными организациями. Пределы обязательности.
  • •12. Соотношение международного и внутригосударственного права: теории и механизм взаимодействия.
  • •Соотношение международного и национального права
  • •Соотношение международного и внутригосударственного права: теоретические аспекты
  • •Теория инкорпорации
  • •Теория трансформации
  • •Дуализм
  • •12. Понятие и особенности основных принципов международного права. Установление системы принципов в международных договорах.
  • •Основные принципы международного права
  • •Система основных принципов международного права
  • •14. -19 Принципы принцип неприменения силы и угрозы силой
  • •Принцип разрешения международных споров мирными средствами
  • •Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
  • •Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
  • •Принцип равноправия и самоопределения народов
  • •Принцип суверенного равенства государств
  • •Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
  • •Принцип нерушимости государственных границ
  • •Принцип территориальной целостности государств
  • •Принцип уважения прав человека и основных свобод
  • •Основные принципы международного права
  • •20. Понятие и виды субъектов мп. Международная правосубъектность.
  • •Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность
  • •Субъекты международного права понятие, виды, содержание
  • •Международная правосубъектность государств
  • •Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
  • •Международная правосубъектность международных организаций
  • •Международная правосубъектность государствоподобных образований
  • •21. Государство – основной субъект мп. Внешнеполитические интересы рф.
  • •Государства как основные субъекты международного права
  • •22. Международная деятельность субъектов федерации. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов рф. Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях
  • •Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
  • •23. Институт признания в мп, юридические последствия признания. Теории и доктрины признания государств и правительств.
  • •Понятие и сущность признания государств
  • •Признание правительств. Признание de jure и de facto
  • •Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве
  • •24. Правопреемство в мп: Объекты и теории
  • •Понятие и сущность правопреемства государств
  • •Правопреемство государств
  • •25. Правопреемство государств в отношении международных договоров
  • •26. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
  • •27. Прекращение ссср и вопросы правопреемства.
  • •28. Международные организации как субъект мп: признаки и виды. Функции международных организаций.
  • •Понятие и классификация международных организаций
  • •Понятие «права международных организаций»
  • •Понятие и источники права международных организаций и конференций
  • •Компетенция, полномочия и функции международной организации
  • •29. Оон: история создания, цели деятельности и система оон.
  • •Организация объединенных наций. Цели и принципы
  • •Организация Объединенных Наций
  • •Организация Объединенных Наций
  • •Органы Организации Объединенных Наций
  • •30. Генеральная Ассамблея оон: состав, порядок работы, компетенция, комитеты, виды и юридическая сила актов.
  • •31. Совет безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению международного мира и безопасности, порядок принятия и юридическая сила решений.
  • •32. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция. Порядок рассмотрения споров и принятия решения.
  • •Разрешения международных споров
  • •33. Специализированные учреждения оон: правовая основа и направления деятельности (на примере отельных специализированных учреждений)
  • •34. Проблемы и основные реформирования оон.
  • •Реформа оон
  • •Проблемы реформирования
  • •Участие стран в миротворческих операциях
  • •35. Региональные международные организации: общая характеристика, понятие, признаки, особенности.
  • •Региональные международные организации (общая характеристика)
  • •36. Обсе: создание, структура и основные направления деятельности.
  • •Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
  • •Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
  • •37: Нато: создание структура и основные направления деятельности.
  • •Организация Североатлантического договора (нато) и Организация американских государств
  • •38. Содружество Независимых Государств: создание, структура и основные направления деятельности.
  • •Членство в Содружестве Независимых Государств
  • •Органы Содружества Независимых Государств
  • •Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
  • •39. Заключение международного договора. Право на участие в международном договоре. Действие международного договора во времени и пространстве.
  • •Стороны в международных договорах
  • •Стадии заключения международных договоров
  • •Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц
  • •Понятие и виды международных договоров
  • •Заключение международных договоров
  • •Действие договоров
  • •Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
  • •Влияние войны на международные договоры
  • •Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
  • •44. Вопросы разоружения в современном международном праве.
  • •Разоружение. Меры контроля за разоружением
  • •Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
  • •45. Меры доверия в международном праве. Договор по открытому небу 1992.
  • •Меры укрепления доверия, международный контроль
  • •История
  • •Основные элементы договора
  • •Участники договора
  • •Выполнение договора
  • •46. Международное экономическое право: характеристики отрасли.
  • •Международное экономическое право
  • •Международное экономическое право
  • •47. Международные экономические организации (мвф, Всемирный Банк, вто). Вступление России в вто.
  • •Специализированные международные экономические организации
  • •Международно-правовое сотрудничество в области валютных и финансовых отношений
  • •Международные экономические организации
  • •Цели и задачи
  • •Виды и направления деятельности
  • •Мобилизация денежных средств
  • •Кредиты
  • •Другие услуги
  • •Направления (сферы) деятельности
  • •Управление деятельностью банка
  • •Россия и вто
  • •История вступления России в вто Переговоры
  • •Условия присоединения
  • •Ратификация
  • •Критика вступления России в вто
  • •Попытка проведения референдума против вступления в вто
  • •48. Международное воздушное право: понятия, источники и принципы.
  • •Международное воздушное право. Международные полеты в пределах государственной территории, полеты над открытым морем
  • •Понятие и источники международного воздушного права
  • •49. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
  • •Правовой статус воздушного пространства
  • •50. Правовое регулирование международных воздушных сообщений (коммерческие права).
  • •Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
  • •Режим полетов в международном воздушном пространстве
  • •51. Понятие, принципы, источники международного права окружающей среды.
  • •Международно-правовая охрана окружающей среды: понятие и принципы
  • •Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
  • •52. Программа оон по окружающей среде (юнеп). Взаимодействие межправительственных и неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей среды.
  • •Структура
  • •Исполнительный директор
  • •Международные Года юнеп
  • •Реформирование юнеп
  • •Известные международные проекты
  • •Таяние ледников
  • •53. Роль международных конференций в развитии международного права окружающей среды.
  • •54. Международно-правовая охрана Мирового океана, климата, озонового слоя и биологического разнообразия. Конвенции.
  • •Международно-правовая охрана Мирового океана
  • •Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя
  • •Международно-правовая защита животного и растительного мира
  • •Международно-правовая охрана Мирового океана
  • •55. Мирные средства разрешения международных споров. Посредничество и добрые услуги как первоначальные механизмы разрешения международных споров.
  • •Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
  • •56. Разрешения межгосударственных споров в рамках международных организаций (на примере оон и снг)
  • •57. Разрешение споров в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
  • •58. Международный арбитраж, следственные и примирительные комиссии.
  • •59. Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (оон).
  • •60. Международное гуманитарное право: история развития, понятия и источники.
  • •Международное гуманитарное право
  • •61. Сфера применения и принципы международного гуманитарного права.
  • •Международное гуманитарное право и сфера его применения
  • •62. Начало войны и его правовые последствия. Ограничения на средства и методы ведения военных действий.
  • •Правовые последствия начала войны
  • •Запрещенные средства и методы ведения войны
  • •Участники вооруженных конфликтов
  • •Правовой режим военного плена
  • •Нейтралитет в войне
  • •Военная оккупация
  • •Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты
  • •Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
  • •Ограничение средств и методов ведения войны
  • •63. Окончание войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
  • •Международно-правовые последствия окончания войны
  • •История
  • •История
  • •64. Право международной безопасности: понятие, системы, цели. Концепция национальной безопасности рф.
  • •Понятие права международной безопасности
  • •Понятие и источники права международной безопасности
  • •65. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.
  • •Универсальная система коллективной безопасности
  • •Региональные системы коллективной безопасности
  • •66. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трёх средах 1963 г. Проблема всеобщего запрещения ядерных испытаний.
  • •67. Конвенция о запрещении химического оружия 1993. Контрольный механизм её реализации.
  • •История
  • •Организация по запрещению химического оружия (озхо)
  • •Ключевые пункты Конвенции
  • •Ключевые организации стран-участниц
  • •Классификация химикатов
  • •Запасы химического оружия в мире
  • •Сроки уничтожения
  • •Ход уничтожения
  • •]Запасы Ирака
  • •Финансирование
  • •Известные заводы по производству
  • •Оставленное и старое химическое оружие
  • •Выполнение Конвенции в России
  • •Выполнение Конвенции в сша
  • •68. Виды территорий по международному праву. Территории с особым режимом. Территориальные споры. Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
  • •Государственная территория: понятие и виды
  • •Понятие и виды территорий в международном праве
  • •Государственная территория
  • •69. Состав и юридическая природа государственной территории. Изменение принадлежности государственной территории.
  • •Изменение границ и территориальные споры
  • •70. Правовой режим Арктики. Юридический статус морских пространств.
  • •Правовой режим Арктики
  • •Внутренние воды – вид морских пространств.
  • •Государственная граница
  • •Государственные границы
  • •72. Международные реки. Правовой режим Дуная.
  • •Международные и пограничные озера и реки
  • •Международные реки
  • •Международно-правовой режим судоходства по реке Дунай
  • •73. Международно-правовой режим Антарктики.
  • •Правовой режим антарктики
  • •74. Международно-правовые вопросы гражданства.
  • •Международно-правовые вопросы гражданства
  • •75 Право убежища: понятия, виды, международно-правовое регулирование
  • •Право политического убежища
  • •Право убежища
  • •Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
  • •76. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. И факультативные протоколы к нему
  • •Структура пакта
  • •Факультативные протоколы
  • •77. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • •Каталог прав
  • •Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека
  • •78. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. И апартеида 1973 г.: содержание и механизм реализации. Конвенции о запрещении геноцида и апартеида. Конвенция о запрещении пыток
  • •Конвенция о запрещении геноцида 1948 года и апартеида 1973 года: содержание и механизм реализации
  • •79. Механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы Механизмы защиты прав человека
  • •Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
  • •Рассмотрение индивидуальных петиций. Международная защита прав человека как отрасль международного права
  • •Защита прав человека в законодательстве рф
  • •80. Международное морское право: история развития, понятие и источники. Значение Конвенции оон по морскому праву.
  • •Понятие и источники международного морского права
  • •Международное морское право
  • •Внутренние воды
  • •Территориальное море
  • •Прилежащая зона
  • •Исключительная экономическая зона
  • •Континентальный шельф
  • •Архипелажные воды
  • •Проливы, используемые для международного судоходства Открытое море
  • •Международный район морского дна
  • •81. Международный трибунал по морскому праву.
  • •82. Внутренние воды, «исторические воды»: понятие, правовой режим. Юрисдикция прибрежного государства.
  • •Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
  • •83. Территориальное море: понятие, отсчёт ширины, правовой режим. Законодательство рф о территориальном море.
  • •84. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Фз «об исключительной экономической зоне» 1998 г.
  • •Исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море
  • •85. Континентальный шельф: понятие, отсчёт, правовой режим. Закон о Континентальном шельфе 1995.
  • •Континентальный шельф
  • •Международно-правовой режим континентального шельфа
  • •86. Открытое море: понятие, правовой режим, свободы открытого моря.
  • •Правовой режим открытого моря
  • •87. Международные проливы: понятие и право транзитного прохода. Конвенция о режиме Черноморских проливов. 1936 г.
  • •Международные проливы
  • •История
  • •Основные положения конвенции
  • •Значение конвенции
  • •88. Правовой режим Международного Района морского дна. Международный орган по морскому дну и Предприятие.
  • •Международный район морского дна
  • •История
  • •Деятельность момд
  • •89. Международные каналы. Правовой режим отдельных каналов.
  • •Международные каналы и проливы, их правовой режим
  • •90. Понятие и источники права внешних сношений. Органы внешних сношений государств. Их правовой статус (на примере рф)
  • •Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
  • •Понятие и источники права внешних сношений
  • •Органы внешних сношений государств
  • •Посольство Российской Федерации
  • •91. Понятие, виды и функции дипломатических представительств. Персонал. Порядок назначения и прекращение функций главы дипломатического представительства.
  • •Дипломатические представительства
  • •92 Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатические привилегии и иммунитеты
  • •93. Консульские учреждения: понятия, функции. Классы консулов.
  • •Консульские представительства
  • •94. Порядок назначения консулов. Почётный консул.
  • •95. Консульские привилегии и иммунитеты, их отличие от дипломатических привилегий и иммунитетов.
  • •Консульские привилегии и иммунитеты.
  • •96. Представительства государств при международных организациях. Постоянные представительства государств при международных организациях
  • •97. Международно-правовая ответственность: понятие и проблемы квалификации. Основания международно-правовой политики. Понятие и основания международно-правовой ответственности
  • •Международно-правовая ответственность. Понятие и виды
  • •Формы реализации международно-правовой ответственности
  • •Виды и формы международно-правовой ответственности
  • •Основания возникновения международно-правовой ответственности и случаи освобождения от нее.
  • •98. Международно-правовая ответственность государств. Особенности ответственности международных организаций.
  • •Виды и формы международной правовой ответственности государств
  • •Особенности ответственности международных организаций
  • •Виды и формы международно-правовой ответственности государств
  • •Ответственность международных организаций
  • •99. Состав и виды международных правонарушений. Примеры.
  • •Виды международных правонарушений
  • •100. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
  • •Обстоятельства, исключающие противоправность. Ответственность за правомерную деятельность
  • •101. Виды, формы и механизм реализации международно-правовой ответственности.
  • •102. Международная уголовная ответственность физических лиц: особенности как субъекта, характеристика международных преступлений.
  • •103. Уставы международных трибуналов по Югославии и Руанде: причины создания, правовые основания деятельности, юрисдикция и структура.
  • •История
  • •Полномочия
  • •Деятельность
  • •Критика
  • •104. Международный уголовный суд: правовые основы деятельности, юрисдикция, структура.
  • •Государства-участники
  • •Состав суда
  • •Компетенция Составы преступлений
  • •Территория и гражданство
  • •Порядок возбуждения дел
  • •Функционирование суда
  • •105. Ответственность за вредные последствия правомерной деятельности.
  • •106. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
  • •Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
  • •107. Преступления международного характера: понятия, классификация, общая характеристика на примере нескольких деяний.
  • •Преступления международного характера
  • •108. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников в международном праве.
  • •109. Борьба с международным терроризмом (в том числе на основе анализа отдельных конвенций)
  • •111. Роль международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол, Европол.
  • •Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
  • •Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • •История
  • •Структура
  • •Интерпол в России
  • •История
  • •Организация Цели, задачи и финансирование
  • •Европол в России
  • •Критика Европола
  • •Европол и скандалы
  • •112. Понятие, источники и принципы международного космического права.
  • •Международное космическое право. Правовой режим космического пространства и небесных тел
  • •113. Международно-правовой режим космического пространства, небесных тел и правовой статус космических объектов.
  • •Правовой статус космонавтов
  • •Правовой статус космических объектов и космонавтов
  • •Международные космические организации
  • •114. Международно-правовая ответственность в космическом праве.

«Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994)

  • Конвенция
    • Часть I. Введение
      • Статья 1. Употребление терминов и сфера применения
    • Часть II. Территориальное море и прилежащая зона
      • Раздел 1. Общие положения
        • Статья 2. Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр
      • Раздел 2. Границы территориального моря
        • Статья 3. Ширина территориального моря
        • Статья 4. Внешняя граница территориального моря
        • Статья 5. Нормальная исходная линия
        • Статья 6. Рифы
        • Статья 7. Прямые исходные линии
        • Статья 8. Внутренние воды
        • Статья 9. Устья рек
        • Статья 10. Заливы
        • Статья 11. Порты
        • Статья 12. Рейды
        • Статья 13. Осыхающие при отливе возвышения
        • Статья 14. Сочетание методов установления исходных линий
        • Статья 15. Делимитация территориального моря между государствами с противолежащими или смежными побережьями
        • Статья 16. Карты и перечни географических координат
      • Раздел 3. Мирный проход в территориальном море
        • Подраздел A. Правила, применяемые ко всем судам
          • Статья 17. Право мирного прохода
          • Статья 18. Понятие прохода
          • Статья 19. Понятие мирного прохода
          • Статья 20. Подводные лодки и другие подводные транспортные средства
          • Статья 21. Законы и правила прибрежного государства, относящиеся к мирному проходу
          • Статья 22. Морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море
          • Статья 23. Иностранные суда с ядерными двигателями и суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества
          • Статья 24. Обязанности прибрежного государства
          • Статья 25. Права защиты прибрежного государства
          • Статья 26. Сборы, которыми могут облагаться иностранные суда
        • Подраздел B. Правила, применяемые к торговым судам и государственным судам, эксплуатируемым в коммерческих целях
          • Статья 27. Уголовная юрисдикция на борту иностранного судна
          • Статья 28. Гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов
        • Подраздел C. Правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях
          • Статья 29. Определение военных кораблей
          • Статья 30. Несоблюдение военными кораблями законов и правил прибрежного государства
          • Статья 31. Ответственность государства флага за ущерб, причиненный военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях
          • Статья 32. Иммунитет военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях
      • Раздел 4. Прилежащая зона
        • Статья 33. Прилежащая зона
    • Часть III. Проливы, используемые для международного судоходства
      • Раздел 1. Общие положения
        • Статья 34. Правовой статус вод, образующих проливы, используемые для международного судоходства
        • Статья 35. Сфера действия настоящей Части
        • Статья 36. Пути в открытом море или исключительной экономической зоне, находящиеся в проливах, используемых для международного судоходства
      • Раздел 2. Транзитный проход
        • Статья 37. Сфера действия настоящего Раздела
        • Статья 38. Право транзитного прохода
        • Статья 39. Обязанности судов и летательных аппаратов во время транзитного прохода
        • Статья 40. Исследования и гидрографические съемки
        • Статья 41. Морские коридоры и схемы разделения движения в проливах, используемых для международного судоходства
        • Статья 42. Законы и правила государств, граничащих с проливами, в отношении транзитного прохода
        • Статья 43. Навигационное оборудование и средства безопасности и другие усовершенствования, а также предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения
        • Статья 44. Обязанности государств, граничащих с проливами
      • Раздел 3. Мирный проход
        • Статья 45. Мирный проход
    • Часть IV. Государства-архипелаги
      • Статья 46. Употребление терминов
      • Статья 47. Архипелажные исходные линии
      • Статья 48. Измерение ширины территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
      • Статья 49. Правовой статус архипелажных вод, воздушного пространства над архипелажными водами, а также дна и его недр
      • Статья 50. Делимитация внутренних вод
      • Статья 51. Существующие соглашения, традиционные права на рыболовство и существующие подводные кабели
      • Статья 52. Право мирного прохода
      • Статья 53. Право архипелажного прохода по морским коридорам
      • Статья 54. Обязанности судов и летательных аппаратов во время их прохода, исследований и гидрографических съемок, обязанности государства-архипелага и законы и правила государства-архипелага, касающиеся архипелажного прохода по морским коридорам
    • Часть V. Исключительная экономическая зона
      • Статья 55. Особый правовой режим исключительной экономической зоны
      • Статья 56. Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства в исключительной экономической зоне
      • Статья 57. Ширина исключительной экономической зоны
      • Статья 58. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне
      • Статья 59. Основа для урегулирования конфликтов относительно предоставления прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне
      • Статья 60. Искусственные острова, установки и сооружения в исключительной экономической зоне
      • Статья 61. Сохранение живых ресурсов
      • Статья 62. Использование живых ресурсов
      • Статья 63. Запасы, встречающиеся в исключительных экономических зонах двух или более прибрежных государств либо как в исключительной экономической зоне, так и в районе, находящемся за ее пределами и прилегающем к ней
      • Статья 64. Далеко мигрирующие виды
      • Статья 65. Морские млекопитающие
      • Статья 66. Анадромные виды
      • Статья 67. Катадромные виды
      • Статья 68. «Сидячие» виды
      • Статья 69. Право государств, не имеющих выхода к морю
      • Статья 70. Право государств, находящихся в географически неблагоприятном положении
      • Статья 71. Неприменимость статей 69 и 70
      • Статья 72. Ограничения на передачу прав
      • Статья 73. Обеспечение выполнения законов и правил прибрежного государства
      • Статья 74. Делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями
      • Статья 75. Карты и перечни географических координат
    • Часть VI. Континентальный шельф
      • Статья 76. Определение континентального шельфа
      • Статья 77. Права прибрежного государства на континентальный шельф
      • Статья 78. Правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства и права и свободы других государств
      • Статья 79. Подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе
      • Статья 80. Искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе
      • Статья 81. Бурильные работы на континентальном шельфе
      • Статья 82. Отчисления и взносы в связи с разработкой континентального шельфа за пределами 200 морских миль
      • Статья 83. Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями
      • Статья 84. Карты и перечни географических координат
      • Статья 85. Прокладка туннелей
    • Часть VII. Открытое море
      • Раздел 1. Общие положения
        • Статья 86. Применение положений настоящей Части
        • Статья 87. Свобода открытого моря
        • Статья 88. Резервирование открытого моря для мирных целей
        • Статья 89. Неправомерность претензий на суверенитет над открытым морем
        • Статья 90. Право судоходства
        • Статья 91. Национальность судов
        • Статья 92. Статус судов
        • Статья 93. Суда, плавающие под флагом Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений и Международного агентства по атомной энергии
        • Статья 94. Обязанности государства флага
        • Статья 95. Иммунитет военных кораблей в открытом море
        • Статья 96. Иммунитет судов, состоящих только на некоммерческой государственной службе
        • Статья 97. Уголовная юрисдикция в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента
        • Статья 98. Обязанность оказания помощи
        • Статья 99. Запрет перевозки рабов
        • Статья 100. Обязанность сотрудничать в пресечении пиратства
        • Статья 101. Определение пиратства
        • Статья 102. Пиратские действия, совершаемые военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж
        • Статья 103. Определение пиратского судна или пиратского летательного аппарата
        • Статья 104. Сохранение или утрата национальности пиратским судном или пиратским летательным аппаратом
        • Статья 105. Захват пиратского судна или пиратского летательного аппарата
        • Статья 106. Ответственность за захват без остаточных оснований
        • Статья 107. Суда и летательные аппараты, которые уполномочены осуществлять захват за пиратство
        • Статья 108. Незаконная торговля наркотиками или психотропными веществами
        • Статья 109. Несанкционированное вещание из открытого моря
        • Статья 110. Право на осмотр
        • Статья 111. Право преследования по горячим следам
        • Статья 112. Право прокладки подводных кабелей и трубопроводов
        • Статья 113. Разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода
        • Статья 114. Разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода владельцами другого подводного кабеля или трубопровода
        • Статья 115. Возмещение ущерба, понесенного во избежание повреждения подводного кабеля или трубопровода
      • Раздел 2. Сохранение живых ресурсов открытого моря и управление ими
        • Статья 116. Право промысла рыбы в открытом море
        • Статья 117. Обязанность государств принимать по отношению к своим гражданам меры в целях обеспечения сохранения живых ресурсов открытого моря
        • Статья 118. Сотрудничество государств в сохранении живых ресурсов и управлении ими
        • Статья 119. Сохранение живых ресурсов открытого моря
        • Статья 120. Морские млекопитающие
    • Часть VIII. Режим островов
      • Статья 121. Режим островов
    • Часть IX. Замкнутые или полузамкнутые моря
      • Статья 122. Определение
      • Статья 123. Сотрудничество государств, омываемых замкнутыми или полузамкнутыми морями
    • Часть X. Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на свободу транзита
      • Статья 124. Употребление терминов
      • Статья 125. Право на доступ к морю и от него и свобода транзита
      • Статья 126. Исключение из сферы применения клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации
      • Статья 127. Таможенные пошлины, налоги и другие сборы
      • Статья 128. Беспошлинные зоны и другие таможенные льготы
      • Статья 129. Сотрудничество в строительстве и усовершенствовании транспортных средств
      • Статья 130. Меры в целях избежания или устранения задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении
      • Статья 131. Равенство режима в морских портах
      • Статья 132. Предоставление более широких возможностей транзита
    • Часть XI. Район
      • Раздел 1. Общие положения
        • Статья 133. Употребление терминов
        • Статья 134. Сфера действия настоящей Части
        • Статья 135. Правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства
      • Раздел 2. Принципы, регулирующие район
        • Статья 136. Общее наследие человечества
        • Статья 137. Правовой статус Района и его ресурсов
        • Статья 138. Общее поведение государств в отношении Района
        • Статья 139. Обязанность обеспечить соблюдение и ответственность за ущерб
        • Статья 140. На благо человечества
        • Статья 141. Использование Района исключительно в мирных целях
        • Статья 142. Права и правомерные интересы прибрежных государств
        • Статья 143. Морские научные исследования
        • Статья 144. Передача технологии
        • Статья 145. Защита морской среды
        • Статья 146. Охрана человеческой жизни
        • Статья 147. Согласование деятельности в Районе и в морской среде
        • Статья 148. Участие развивающихся государств в деятельности в Районе
        • Статья 149. Археологические и исторические объекты
      • Раздел 3. Освоение ресурсов района
        • Статья 150. Политика в отношении деятельности в Районе
        • Статья 151. Политика в области производства
        • Статья 152. Осуществление полномочий и функций Органом
        • Статья 153. Система разведки и разработки
        • Статья 154. Периодический обзор
        • Статья 155. Конференция по обзору
      • Раздел 4. Орган
        • Подраздел A. Общие положения
          • Статья 156. Учреждение Органа
          • Статья 157. Характер и основные принципы Органа
          • Статья 158. Органы Органа
        • Подраздел B. Ассамблея
          • Статья 159. Состав, процедура и голосование
          • Статья 160. Полномочия и функции
        • Подраздел C. Совет
          • Статья 161. Состав, процедура и голосование
          • Статья 162. Полномочия и функции
          • Статья 163. Органы Совета
          • Статья 164. Экономическая плановая комиссия
          • Статья 165. Юридическая и техническая комиссия
        • Подраздел D. Секретариат
          • Статья 166. Секретариат
          • Статья 167. Персонал Органа
          • Статья 168. Международный характер Секретариата
          • Статья 169. Консультации и сотрудничество с международными и неправительственными организациями
        • Подраздел E. Предприятие
          • Статья 170. Предприятие
        • Подраздел F. Финансы органа
          • Статья 171. Фонды Органа
          • Статья 172. Годовой бюджет Органа
          • Статья 173. Расходы Органа
          • Статья 174. Принадлежащее Органу право заимствования
          • Статья 175. Ежегодная ревизия
        • Подраздел G. Правовой статус, привилегии и иммунитеты
          • Статья 176. Правовой статус
          • Статья 177. Привилегии и иммунитеты
          • Статья 178. Иммунитет от юрисдикции
          • Статья 179. Иммунитет от обыска и любых видов изъятия
          • Статья 180. Освобождение от ограничений, регламентаций, контроля и мораториев
          • Статья 181. Архивы и официальные средства связи Органа
          • Статья 182. Привилегии и иммунитеты определенных лиц, связанных с Органом
          • Статья 183. Освобождение от налогообложения и таможенных пошлин
        • Подраздел H. Приостановление осуществления прав и привилегий членов
          • Статья 184. Приостановление осуществления права голоса
          • Статья 185. Приостановление осуществления прав и привилегий членства
      • Раздел 5. Урегулирование споров и консультативные заключения
        • Статья 186. Камера по спорам, касающимся морского дна, Международного трибунала по морскому праву
        • Статья 187. Компетенция Камеры по спорам, касающимся морского дна
        • Статья 188. Передача споров в специальную камеру Международного трибунала по морскому праву или в камеру ad hoc Камеры по спорам, касающимся морского дна, или на обязательное коммерческое арбитражное разбирательство
        • Статья 189. Ограничение компетенции в отношении решений Органа
        • Статья 190. Участие и вступление в разбирательство поручившихся государств-участников
        • Статья 191. Консультативные заключения
    • Часть XII. Защита и сохранение морской среды
      • Раздел 1. Общие положения
        • Статья 192. Общее обязательство
        • Статья 193. Суверенное право государств разрабатывать свои природные ресурсы
        • Статья 194. Меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды
        • Статья 195. Обязанность не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнения в другой
        • Статья 196. Использование технологии либо введение чуждых или новых видов организмов
      • Раздел 2. Всемирное и региональное сотрудничество
        • Статья 197. Сотрудничество на всемирной и региональной основе
        • Статья 198. Уведомление о неминуемом или нанесенном ущербе
        • Статья 199. Планы чрезвычайных мер на случай загрязнения
        • Статья 200. Исследовательские работы, программы научных исследований и обмен информацией и данными
        • Статья 201. Научные критерии для разработки правил
      • Раздел 3. Техническая помощь
        • Статья 202. Научная и техническая помощь развивающимся государствам
        • Статья 203. Предоставление преимуществ развивающимся государствам
      • Раздел 4. Мониторинг и экологические оценки
        • Статья 204. Мониторинг риска и последствий загрязнения
        • Статья 205. Публикация докладов
        • Статья 206. Оценка потенциальных последствий деятельности
      • Раздел 5. Международные нормы и национальное законодательство по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды
        • Статья 207. Загрязнение из находящихся на суше источников
        • Статья 208. Загрязнение, вызываемое деятельностью на морском дне
        • Статья 209. Загрязнение, вызываемое деятельностью в Районе
        • Статья 210. Загрязнение, вызываемое захоронением
        • Статья 211. Загрязнение с судов
        • Статья 212. Загрязнение из атмосферы или через нее
      • Раздел 6. Обеспечение выполнения
        • Статья 213. Обеспечение выполнения законов и правил, касающихся загрязнения из находящихся на суше источников
        • Статья 214. Обеспечение выполнения законов и правил, касающихся загрязнения, вызываемого деятельностью на морском дне
        • Статья 215. Обеспечение выполнения международных правил, касающихся загрязнения, вызываемого деятельностью в Районе
        • Статья 216. Обеспечение выполнения законов и правил, касающихся захоронения
        • Статья 217. Обеспечение выполнения государствами флага
        • Статья 218. Обеспечение выполнения государствами порта
        • Статья 219. Меры по предотвращению загрязнения, касающиеся годности судов для плавания
        • Статья 220. Обеспечение выполнения прибрежными государствами
        • Статья 221. Меры с целью избежать загрязнения, вызываемого морскими авариями
        • Статья 222. Обеспечение выполнения в отношении загрязнения из атмосферы или через нее
      • Раздел 7. Гарантии
        • Статья 223. Меры по облегчению разбирательства
        • Статья 224. Осуществление полномочий по обеспечению выполнения
        • Статья 225. Обязанность избегать отрицательных последствий при осуществлении полномочий по обеспечению выполнения
        • Статья 226. Расследование в связи с иностранными судами
        • Статья 227. Недопущение дискриминации иностранных судов
        • Статья 228. Приостановление и ограничение возбуждения разбирательства
        • Статья 229. Возбуждение гражданского разбирательства
        • Статья 230. Денежные штрафы и соблюдение признанных прав обвиняемого
        • Статья 231. Уведомление государства флага и других заинтересованных государств
        • Статья 232. Ответственность государств за меры по обеспечению выполнения
        • Статья 233. Гарантии в отношении проливов, используемых для международного судоходства
      • Раздел 8. Покрытые льдом районы
        • Статья 234. Покрытые льдом районы
      • Раздел 9. Ответственность
        • Статья 235. Ответственность
      • Раздел 10. Суверенный иммунитет
        • Статья 236. Суверенный иммунитет
      • Раздел 11. Обязательства по другим конвенциям о защите и сохранении морской среды
        • Статья 237. Обязательства по другим конвенциям о защите и сохранении морской среды
    • Часть XIII. Морские научные исследования
      • Раздел 1. Общие положения
        • Статья 238. Право проводить морские научные исследования
        • Статья 239. Поощрение морских научных исследований
        • Статья 240. Общие принципы проведения морских научных исследований
        • Статья 241. Непризнание морских научных исследований в качестве правовой основы для притязаний
      • Раздел 2. Международное сотрудничество
        • Статья 242. Содействие международному сотрудничеству
        • Статья 243. Создание благоприятных условий
        • Статья 244. Публикация и распространение информации и знаний
      • Раздел 3. Проведение и содействие проведению морских научных исследований
        • Статья 245. Морские научные исследования в территориальном море
        • Статья 246. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе
        • Статья 247. Морские научно-исследовательские проекты, осуществляемые международными организациями или под их эгидой
        • Статья 248. Обязанность представлять информацию прибрежному государству
        • Статья 249. Обязанность соблюдать определенные условия
        • Статья 250. Информация относительно морских научно-исследовательских проектов
        • Статья 251. Общие критерии и руководящие принципы
        • Статья 252. Подразумеваемое согласие
        • Статья 253. Приостановление или прекращение деятельности по морским научным исследованиям
        • Статья 254. Права соседних не имеющих выхода к морю и находящихся в географически неблагоприятном положении государств
        • Статья 255. Меры по облегчению морских научных исследований и оказанию помощи исследовательским судам
        • Статья 256. Морские научные исследования в Районе
        • Статья 257. Морские научные исследования в водной толще за пределами исключительной экономической зоны
      • Раздел 4. Научно-исследовательские установки или оборудование в морской среде
        • Статья 258. Размещение и использование
        • Статья 259. Правовой статус
        • Статья 260. Зоны безопасности
        • Статья 261. Непричинение помех на путях судоходства
        • Статья 262. Опознавательные знаки и средства предупреждения
      • Раздел 5. Ответственность
        • Статья 263. Ответственность
      • Раздел 6. Урегулирование споров и временные меры
        • Статья 264. Урегулирование споров
        • Статья 265. Временные меры
    • Часть XIV. Разработка и передача морской технологии
      • Раздел 1. Общие положения
        • Статья 266. Содействие развитию и передаче морской технологии
        • Статья 267. Защита правомерных интересов
        • Статья 268. Основные цели
        • Статья 269. Меры для достижения основных целей
      • Раздел 2. Международное сотрудничество
        • Статья 270. Формы международного сотрудничества
        • Статья 271. Руководящие принципы, критерии и стандарты
        • Статья 272. Координация международных программ
        • Статья 273. Сотрудничество с международными организациями и Органом
        • Статья 274. Цели Органа
      • Раздел 3. Национальные и региональные морские научно-технические центры
        • Статья 275. Создание национальных центров
        • Статья 276. Создание региональных центров
        • Статья 277. Функции региональных центров
      • Раздел 4. Сотрудничество между международными организациями
        • Статья 278. Сотрудничество между международными организациями
    • Часть XV. Урегулирование споров
      • Раздел 1. Общие положения
        • Статья 279. Обязанность урегулировать споры мирными средствами
        • Статья 280. Урегулирование споров мирными средствами по выбору сторон
        • Статья 281. Процедура в случае, когда стороны не достигли урегулирования
        • Статья 282. Обязательства по общим, региональным или двусторонним соглашениям
        • Статья 283. Обязанность обмениваться мнениями
        • Статья 284. Согласительная процедура
        • Статья 285. Применение настоящего Раздела к спорам, переданным на урегулирование в соответствии с Частью XI
      • Раздел 2. Обязательные процедуры, влекущие за собой обязательные решения
        • Статья 286. Применение процедур, установленных в настоящем Разделе
        • Статья 287. Выбор процедуры
        • Статья 288. Компетенция
        • Статья 289. Эксперты
        • Статья 290. Временные меры
        • Статья 291. Доступ
        • Статья 292. Незамедлительное освобождение судна и экипажа
        • Статья 293. Применимое право
        • Статья 294. Предварительные процедуры
        • Статья 295. Необходимость исчерпать местные средства правовой защиты
        • Статья 296. Окончательный характер и обязательная сила решений
      • Раздел 3. Ограничения применения Раздела 2 и исключения из его применения
        • Статья 297. Ограничения применения Раздела 2
        • Статья 298. Факультативные исключения, касающиеся применения Раздела 2
        • Статья 299. Право сторон договориться о процедуре
    • Часть XVI. Общие положения
      • Статья 300. Добросовестность и незлоупотребление правами
      • Статья 301. Использование морей в мирных целях
      • Статья 302. Раскрытие информации
      • Статья 303. Археологические и исторические объекты, найденные в море
      • Статья 304. Ответственность за ущерб
    • Часть XVII. Заключительные положения
      • Статья 305. Подписание
      • Статья 306. Ратификация и официальное подтверждение
      • Статья 307. Присоединение
      • Статья 308. Вступление в силу
      • Статья 309. Оговорки и исключения
      • Статья 310. Декларации и заявления
      • Отношение к другим конвенциям и международным соглашениям ст. 311
      • Статья 312. Поправки
      • Статья 313. Принятие поправок по упрощенной процедуре
      • Статья 314. Поправки к положениям настоящей Конвенции, касающимся исключительно деятельности в Районе
      • Статья 315. Подписание, ратификация поправок и присоединение к ним и аутентичность текстов поправок
      • Статья 316. Вступление поправок в силу
      • Статья 317. Денонсация
      • Статья 318. Статус Приложений
      • Статья 319. Депозитарий
      • Статья 320. Аутентичные тексты
    • Приложение I. Далеко мигрирующие виды
    • Приложение II. Комиссия по границам континентального шельфа
      • Статья 1
      • Статья 2
      • Статья 3
      • Статья 4
      • Статья 5
      • Статья 6
      • Статья 7
      • Статья 8
      • Статья 9
    • Приложение III. Основные условия поиска, разведки и разработки
      • Статья 1. Право собственности на полезные ископаемые
      • Статья 2. Поиск
      • Статья 3. Разведка и разработка
      • Статья 4. Требования к заявителям
      • Статья 5. Передача технологии
      • Статья 6. Утверждение планов работы
      • Статья 7. Выбор заявителей для выдачи разрешений на производство
      • Статья 8. Резервирование районов
      • Статья 9. Деятельность в зарезервированных районах
      • Статья 10. Преимущество и приоритет среди заявителей
      • Статья 11. Совместные мероприятия
      • Статья 12. Деятельность, осуществляемая Предприятием
      • Статья 13. Финансовые условия контрактов
      • Статья 14. Передача данных
      • Статья 15. Программы подготовки персонала
      • Статья 16. Исключительное право на разведку и разработку
      • Статья 17. Нормы, правила и процедуры Органа
      • Статья 18. Санкции
      • Статья 19. Пересмотр контракта
      • Статья 20. Передача прав и обязательств
      • Статья 21. Применимое право
      • Статья 22. Ответственность
    • Приложение IV. Устав предприятия
      • Статья 1. Цели
      • Статья 2. Отношения с Органом
      • Статья 3. Ограничение ответственности
      • Статья 4. Структура
      • Статья 5. Правление
      • Статья 6. Полномочия и функции Правления
      • Статья 7. Генеральный директор и персонал Предприятия
      • Статья 8. Местопребывание
      • Статья 9. Доклады и финансовые отчеты
      • Статья 10. Распределение чистого дохода
      • Статья 11. Финансы
      • Статья 12. Операции
      • Статья 13. Правовой статус, привилегии и иммунитеты
    • Приложение V. Согласительная процедура
      • Раздел 1. Согласительная процедура в соответствии с Разделом 1 Части XV
        • Статья 1. Возбуждение разбирательства
        • Статья 2. Список посредников
        • Статья 3. Образование согласительной комиссии
        • Статья 4. Процедура
        • Статья 5. Дружественное урегулирование
        • Статья 6. Функции комиссии
        • Статья 7. Доклад
        • Статья 8. Прекращение процедуры
        • Статья 9. Гонорары и расходы
        • Статья 10. Право сторон изменять процедуру
      • Раздел 2. Обязательная передача на урегулирование по согласительной процедуре в соответствии с Разделом 3 Части XV
        • Статья 11. Возбуждение разбирательства
        • Статья 12. Непредставление ответа или отказ от передачи на урегулирование по согласительной процедуре
        • Статья 13. Компетенция
        • Статья 14. Применение Раздела 1
    • Приложение VI. Статут международного трибунала по морскому праву
      • Статья 1. Общие положения
      • Раздел 1. Организация трибунала
        • Статья 2. Состав
        • Статья 3. Членство
        • Статья 4. Выдвижение кандидатур и выборы
        • Статья 5. Срок полномочий
        • Статья 6. Вакансии
        • Статья 7. Несовместимая деятельность
        • Статья 8. Условия, касающиеся участия членов Трибунала в конкретном деле
        • Статья 9. Случай, когда член Трибунала перестает удовлетворять требованиям
        • Статья 10. Привилегии и иммунитеты
        • Статья 11. Торжественные заявления членов Трибунала
        • Статья 12. Председатель, Заместитель Председателя и Секретарь
        • Статья 13. Кворум
        • Статья 14. Камера по спорам, касающимся морского дна
        • Статья 15. Специальные камеры
        • Статья 16. Регламент Трибунала
        • Статья 17. Гражданство членов
        • Статья 18. Вознаграждение членов Трибунала
        • Статья 19. Расходы Трибунала
      • Раздел 2. Компетенция
        • Статья 20. Доступ в Трибунал
        • Статья 21. Компетенция
        • Статья 22. Передача споров, подпадающих под другие соглашения
        • Статья 23. Применимое право
      • Раздел 3. Производство дел
        • Статья 24. Возбуждение дела
        • Статья 25. Временные меры
        • Статья 26. Рассмотрение дела
        • Статья 27. Ведение дела
        • Статья 28. Неявка
        • Статья 29. Большинство для принятия решений
        • Статья 30. Решение
        • Статья 31. Просьба о вступлении в дело
        • Статья 32. Право вступления в дело по вопросу о толковании или применении
        • Статья 33. Окончательность и обязательная сила решений
        • Статья 34. Издержки
      • Раздел 4. Камера по спорам, касающимся морского дна
        • Статья 35. Состав
        • Статья 36. Камеры ad hoc
        • Статья 37. Доступ
        • Статья 38. Применимое право
        • Статья 39. Обеспечение исполнения решений Камеры
        • Статья 40. Применимость других разделов настоящего Приложения
      • Раздел 5. Поправки
        • Статья 41. Поправки
    • Приложение VII. Арбитраж
      • Статья 1. Возбуждение дела
      • Статья 2. Список арбитров
      • Статья 3. Образование арбитража
      • Статья 4. Функции арбитража
      • Статья 5. Процедура
      • Статья 6. Обязанности сторон в споре
      • Статья 7. Расходы
      • Статья 8. Требуемое большинство голосов для принятия решений
      • Статья 9. Неявка
      • Статья 10. Решение
      • Статья 11. Окончательность решения
      • Статья 12. Толкование или выполнение решения
      • Статья 13. Применение к субъектам, не являющимся государствами-участниками
    • Приложение VIII. Специальный арбитраж
      • Статья 1. Возбуждение дела
      • Статья 2. Списки экспертов
      • Статья 3. Образование специального арбитража
      • Статья 4. Общие положения
      • Статья 5. Установление фактов
    • Приложение IX. Участие международных организаций
      • Статья 1. Употребление термина «международная организация»
      • Статья 2. Подписание
      • Статья 3. Официальное подтверждение и присоединение
      • Статья 4. Степень участия, права и обязанности
      • Статья 5. Заявления, уведомления и сообщения
      • Статья 6. Ответственность
      • Статья 7. Урегулирование споров
      • Статья 8. Применимость Части XVII
  • Заявления СССР при подписании Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву

Открыть полный текст документа

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это морской район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов. ИЭЗ простирается за пределы территориального моря на расстояние, не превышающее 200 морских миль, отмеряемых от исходных линий территориального моря. Права, обязанности и юрисдикция прибрежных государств в их исключительной экономической зоне, а также права, обязанности и свободы других государств в данной зоне, регулируются положениями Части V Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.), подписанной 10 декабря 1982 года в Монтего-Бей (Ямайка).

Формирование и развитие концепции исключительной экономической зоны.

Первые упоминания о концепции исключительной экономической зоны можно встретить в претензиях на осуществление национальной юрисдикции и контроле над природными ресурсами в морских районах за пределами территориального моря, которые были представлены некоторыми прибрежными государствами, участвующими в Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 года.

В 1945 году президент США Г. Трумэн издал прокламацию № 2667, в которой заявлялось, что природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа открытого моря, примыкающего к побережью США, правительство США считает подпадающими под их юрисдикцию и контроль. В прокламации подчеркивалось, что «характер вод над континентальным шельфом как открытого моря и право на свободное и беспрепятственное судоходство никоим образом не затрагиваются».

В 1952 году на первой конференции по эксплуатации и сохранению морских богатств Южной части Тихого океана Чили, Эквадор и Перу подписали Декларацию о морской зоне. В Декларации, в частности, провозглашалось, что каждая из республик рассматривает в качестве нормы международной морской политики право обладания исключительным суверенитетом и юрисдикцией над районом моря, прилегающим к побережью их страны, и шириной не менее 200 морских миль от побережья.

В ходе дискуссий в рамках первой Конференции ООН по морскому праву, был признан «особый интерес» прибрежных государств в поддержании производительности живых ресурсов в любом районе открытого моря, примыкающим к их территориальному морю. Впоследствии новая морская зона за пределами территориального моря, соответствующая исключительной рыболовной зоне (ИРЗ), постепенно утверждалась на основе национальной и международной практики на протяжении 1960-х и 1970-х годов, став предметом широкого обсуждения на третьей Конференции ООН по морскому праву.

Режим исключительной экономической зоны, кодифицированный в Конвенции 1982 г., стал результатом обобщения концепции ИРЗ и концепции «патримониального моря», продвигаемой в 1970-х годах новыми независимыми и развивающимися государствами.

Введенный в международное морское право режим ИЭЗ, интегрировавший в единой многофункциональной зоне режимы вод, покрывающих морское дно, морского дна и его недр, обеспечивал эффективный компромисс между запросами прибрежных государств и интересами международного судоходства.

Суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Ключевым положением, касающимся суверенных прав, обязанностей и юрисдикции прибрежного государства в исключительной экономической зоне, является статья 56 Конвенции 1982 г. В первом пункте статьи 56 предусматривается, что в ИЭЗ прибрежное государство имеет:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

Важно отметить, что суверенные права прибрежного государства в эксклюзивной экономической зоне ориентированы преимущественно на обеспечение условий для ведения хозяйственной деятельности, такой как разведка и эксплуатация морских ресурсов (ограничение ratione materiae). В данном отношении понятие суверенных прав следует отличать от территориального суверенитета, подразумевающего полную самостоятельность, независимость и верховенство власти, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

Концепцию суверенных прав можно также встретить в Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. Статья 2, п. 2 Женевской конвенции предусматривает, что:

права, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведки континентального шельфа или не разрабатывает его естественных богатств, никто другой не может делать этого или иметь притязания на его континентальный шельф без его прямого согласия.

Хотя в Части V Конвенции 1982 г. не содержится аналогичного положения, можно утверждать, что суверенные права в ИЭЗ имеют по существу исключительный характер в том плане, что никто не вправе проводить исследования или эксплуатацию ресурсов в данной зоне без непосредственного согласия прибрежного государства.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает как законодательной, так и исполнительной юрисдикцией. В этом отношении ключевым положением является статья 73, п.1:

прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых им в соответствии с настоящей Конвенцией.

Несмотря на то, что указанное положение предусматривает исполнительную юрисдикцию прибрежного государства, ссылка на «законы и правила, принятые им» дает понять, что государство обладает также законодательной юрисдикцией.

Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

В соответствии со статьей 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении:

  1. создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
  2. морских научных исследований;
  3. защиты и сохранения морской среды.

Искусственные острова, установки и сооружения

Что касается юрисдикции прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями в ИЭЗ, то в статье 60 говорится следующее:

  1. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:
    1. искусственных островов;
    2. установок и сооружений для целей, предусмотренных в статье 56, и для других экономических целей;
    3. установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.
  2. Прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

В то же время на прибрежное государство возлагаются определенные обязательства. В соответствии со статьей 60, п. 3 государство должно своевременно оповещать о строительстве подобных искусственных островов, установок и сооружений, а также предусмотреть постоянные средства предупреждения об их наличии. Покинутые или неиспользуемые установки или сооружения для безопасности судоходства должны быть полностью демонтированы. Прибрежные государства не должны устанавливать искусственные острова, сооружения и сооружения и зоны безопасности вокруг них, если они создадут препятствие международному судоходству (ст. 60, п.7)

Не вызывает сомнений, что прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над установками и сооружениями, возведенными в экономических целях. Тем не менее, вопрос, может ли прибрежное государство санкционировать и регулировать строительство и использование установок и сооружений в неэкономических целях, например, военных, остается спорным.

Морские научные исследования.

Статья 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. четко указывает, что прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований в ИЭЗ. В связи с этим в статье 246 п. 1 предусматривается, что:

прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.

В Конвенции 1982 г. не дается определения термина «морские научные исследования», тем не менее, в статье 246, п. 2 оговаривается необходимость получения явного согласия прибрежного государства на исследовательские проекты в ИЭЗ, предлагаемые другими государствами или международными организациями. Согласие требуется независимо от того, являются ли исследования прикладными, предназначенными для промышленных и коммерческих целей, или фундаментальными.

Защита и сохранение морской среды.

В статье 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. указывается, что в эксклюзивной экономической зоне прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды.

Статья 210, п. 1 и п. 2 предоставляют прибрежному государству законодательную и исполнительную юрисдикцию в отношении предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в результате захоронения.

Кроме того, прибрежные государства для обеспечения выполнения имеют право принимать законы и правила в отношении загрязнения от иностранных судов в своих исключительных экономических зонах, «соответствующие общепринятым международным нормам и стандартам» (ст. 211). Данное положение гарантирует, что национальное законодательство не будет превышать или противоречить международным стандартам (ст. 211, п. 5). Для территориального моря, находящегося под суверенитетом прибрежного государства, подобные требования отсутствуют (ст. 211, п. 4).

Другие права и обязанности прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Конвенция 1982 г. не содержит положений, касающихся юрисдикции прибрежного государства над археологическими и историческими объектами, находящимися в ИЭЗ за пределами прилежащей зоны. В этой связи 2 ноября 2001 года ЮНЕСКО с целью обеспечения и укрепления охраны такого наследия приняла Конвенцию об охране подводного культурного наследия (Конвенция ЮНЕСКО).

Статья 9 Конвенции ЮНЕСКО возлагает на государства-участников ответственность за охрану подводного культурного наследия, расположенного в их исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. В соответствии со статьей 10. п. 2 государство-участник, в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе которого находится подводное культурное наследие, имеет право запрещать или разрешать любую деятельность, направленную на такое наследие, для предотвращения нарушения его суверенных прав или юрисдикции, установленных международным правом». Статья 10, п. 4 позволяет прибрежному государству как «координирующему государству» принимать все практически осуществимые меры для предотвращения любой непосредственной опасности для подводного культурного наследия.

Права, обязанности и свободы других государств.

Согласно ст. 52, п. 1 Конвенции 1982 г. в эксклюзивной экономической зоне прибрежного государства другие государства пользуются определенными свободами:

в исключительной экономической зоне все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции, указанными в статье 87 свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции.

Как можно заметить, из шести свобод открытого моря, перечисленных в статье 87 Конвенции 1982 г., в ИЭЗ действует три свободы – свобода судоходства, свобода пролета, а также свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Кроме того, статьи 88–115 и другие применимые нормы международного права, касающиеся открытого моря, распространяются на ИЭЗ, если они не противоречат Части V (ст. 58, п. 2).

Однако статья 58, п. 3 требует от государств «должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права». Таким образом, в отличие от открытого моря, три свободы могут быть квалифицированы как подпадающие под юрисдикцию прибрежного государства в ИЭЗ. Например, нахождение в ИЭЗ может расцениваться как проведение научного исследования, для которого должно быть получено разрешение прибрежного государства.

Иностранные суда в исключительной экономической зоне должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся загрязнения морской среды. Иностранные суда также должны соблюдать зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений прибрежного государства. В дополнение к этому судоходство во внутренней двадцатичетырехмильной зоне подпадает под юрисдикцию прибрежного государства над его прилежащей зоной. Хотя режим исключительной экономической зоне предусматривает свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, трассы трубопроводов на морском дне ИЭЗ должны быть согласованны с прибрежным государством (ст. 79, п. 3). В данном отношении свободы, которыми пользуются иностранные государства в ИЭЗ, не полностью эквивалентны свободам открытого моря.

Tags:Морское право, Юрисдикция

Исключительные экономические зоны России в Чёрном и Азовском морях

Территориальные воды России в Азовском и Чёрном морях до и после возвращения Крыма в состав Российской Федерации
пишет rubin65 в Исключительные экономические зоны России в Чёрном и Азовском морях
Украина на осень 2018 года остаётся причерноморским и приазовским «государством». В рамках международных конвенций Россия продолжает обеспечивать возможность судоходства через Керченский пролив. По Азовскому морю продолжают действовать российско-украинские соглашения (ратифицированы обеими сторонами в 2004 году): это внутренние воды двух государств, заход сюда военных кораблей третьих стран (по приглашению, например, Украины без согласия России и наоборот) невозможен. Украина «может претендовать» только на 30% площади Азовского моря.


С марта 2014 года вокруг Крымского полуострова «появились» принадлежащие РФ территориальные воды ─ 12 морских миль, и исключительная экономическая зона (ИЭЗ) ─ 200 морских миль. Изменения пока документально не оформлены. Самая простая ситуация с Турцией: граница ИЭЗ ─ где государство имеет исключительное право на вылов рыбы и разработку полезных ископаемых ─ здесь повторяет ещё советско-турецкую. У России вновь появилась граница с Румынией. Посредством Черноморского флота, ВКС, береговой охраны погранслужбы и ПВО Россия контролирует акваторию вокруг Крыма и Азовское море практически полностью.

=============================
Перепост всего текста
Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку «Новая запись». И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку «Отправить в …».
=============================

Исключительная экономическая зона

Смотреть что такое «Исключительная экономическая зона» в других словарях:

  • Исключительная экономическая зона РФ — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами РФ и нормами международного права. Определение исключительной… … Финансовый словарь

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — 200мильная полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. тж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА … Юридическая энциклопедия

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права … Юридический словарь

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — Прилегающая к территории полоса открытого моря шириной в 200 морских миль, в которой только прибрежное государство имеет право устанавливать особый правовой режим, предусмотренный конвенцией ООН. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

  • Исключительная экономическая зона рф — (англ. exclusieve/exceptional economic zone of RF) по законодательству РФ морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ «Об исключительной экономической зоне… … Энциклопедия права

  • Исключительная экономическая зона РФ — 1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также исключительная экономическая зона) морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее территориальное море) и прилегающий к нему, с… … Официальная терминология

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — 200 мильная (365 км) полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. См. т.ж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ — это зона, установленная в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, и прилегающих к ним районах, включая районы вокруг принадлежащих России островов. Внешняя граница И. э. з. находится на расстоянии … Словарь-справочник уголовного права

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — морской район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница И.э.з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что… … Энциклопедия юриста

  • исключительная экономическая зона — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права … Большой юридический словарь