Экономические зоны

ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса — территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?

В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:

«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.

Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.

Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.

Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

  • Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.

  • Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.

  • Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.

Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России

Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

  • применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;

  • нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;

  • пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;

  • пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;

  • пониженная ставка по налогу на имущество организаций;

  • освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;

  • режим свободной таможенной зоны;

  • пониженные ставки на страховые взносы;

  • передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

  • ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.

Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:

Налоги,
страховые взносы

Общие
условия

Условия для резидента
ТОСЭР

Налог на прибыль:

20%

5% в течение 5 лет

10% в течение следующих 5 лет

Оплата в федеральный бюджет

2%

0% в течение 5 лет

Оплата в региональный бюджет

18%

5% в течение 5 лет

10% в течение следующих 5 лет

Налог на имущество:

2,2%

0%

1,1% в течение следующих 5 лет

Земельный налог:

1,5%

0%

Страховые взносы:

30%

7,6% в течение 10 лет

ПФР

22%

6% в течение 10 лет

ФСС

2,9%

1,5% в течение 10 лет

ФОМС

5,1%

0,1% в течение 10 лет

В течение 10 лет для резидентов ТОСЭР применяются следующие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых:

  • 0 – в течение первых двух лет,

  • 0,2 – с третьего по четвертый год,

  • 0,4 – с пятого по шестой год,

  • 0,6 – с седьмого по восьмой год,

  • 0,8 – с девятого по десятый год,

  • 1 – в последующие годы.

Общие условия уплаты налога на добычу полезных ископаемых – от 0 до 30% при использовании адвалорной ставки и от 11 до 919 рублей за тонну при использовании специфической ставки – понижающие коэффициенты не применяются.

Перечень территории опережающего социально-экономического развития в России в 2019 году.

Наименование

Нормативный акт

Абаза (Хакасия)

Постановление Правительства №870
от 24.07.2017.

Анжеро-Судженск (Кемеровская обл.)

Постановление Правительства №941
от 19.09.2016.

Бакал (Челябинская область)

Постановление Правительства №265
от 06.03.2017.

Белебей (Башкирия)

Постановление Правительства №1536
от 29.12.2016.

Варгаши (Курганская обл.)

Постановление Правительства №276
от 16.03.2018.

Верхний Уфалей (Челябинская обл.)

Постановление Правительства №1369
от 13.11.2017.

Вятские Поляны (Кировская область)

Постановление Правительства №1239
от 12.10.2017.

Гаврилов-Ям (Ярославская область)

Постановление Правительства №272
от 16.03.2018.

Галич (Костромская обл.)

Постановление Правительства №37
от 25.01.2019.

Губкин (Белгородская обл.)

Постановление Правительства №274
от 16.03.2018.

Гуково (Ростовская обл.)

Постановление Правительства №45
от 28.01.2016.

Дагестанские Огни (Республика Дагестан)

Постановление Правительства №1508
от 11.12.2018.

Далматово (Курганская обл.)

Постановление Правительства №267
от 16.03.2018.

Димитровград (Ульяновская область)

Постановление Правительства №848
от 19.07.2017.

Донецк (Ростовская область)

Постановление Правительства №280
от 16.03.2018.

Дорогобуж (Смоленская обл.)

Постановление Правительства №266
от 06.03.2017.

Емва (Республика Коми)

Постановление Правительства №267
от 06.03.2017.

Ефремов (Тульская область)

Постановление Правительства №269
от 16.03.2018.

Заринск (Алтайский край)

Постановление Правительства №279
от 16.03.2018.

Зверево (Ростовская область)

Постановление Правительства №263
от 16.03.2018.

Зеленодольск (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №1611
от 22.12.2017.

Камешково (Владимирская обл.)

Постановление Правительства №1060
от 06.09.2018.

Канаш (Чувашская республика)

Постановление Правительства №270
от 16.09.2018.

Каспийск (Республика Дагестан)

Постановление Правительства №334
от 24.03.2017.

Кировск (Мурманская обл.)

Постановление Правительства №264
от 06.03.2017.

Котовск (Тамбовская область)

Постановление Правительства №1607
от 22.12.2017.

Кондопога (Республика Карелия)

Постановление Правительства №1608
от 22.12.2017.

Краснокаменск (Забайкальский край)

Постановление Правительства №675
от 16.07.2016.

Краснотурьинск (Свердловская обл.)

Постановление Правительства №942
от 19.09.2016.

Кумертау (Республика Башкирия)

Постановление Правительства №1550
от 29.12.2016.

Лесной (Рязанская обл.)

Постановление Правительства №1368
от 13.11.2017.

Линево (Новосибирская обл.)

Постановление Правительства №268
от 16.03.2018.

Набережные Челны (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №44
от 28.01.2016.

Наволоки (Ивановская обл.)

Постановление Правительства №171
от 17.02.2018.

Надвоицы (Республика Карелия)

Постановление Правительства №940
от 19.09.2016.

Невинномысск (Ставропольский край)

Постановление Правительства №1606
от 22.12.2017.

Нижнекамск (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №1609
от 22.12.2017.

Новоалтайск (Алтайский край)

Постановление Правительства №273
от 16 мар 2018)

Новокузнецк (Кемеровская обл.)

Постановление Правительства №278
от 16.03.2018.

Новотроицк (Оренбургская обл.)

Постановление Правительства №871
от 24.07.2017.

Онега (Архангельская обл.)

Постановление Правительства №266
от 16.03.2018.

Павловск (Воронежская обл.)

Постановление Правительства №264
от 16.03.2018.

Петровск (Саратовская область)

Постановление Правительства №1166
от 27.09.2017.

Пикалево (Ленинградская обл.)

Постановление Правительства №271
от 16.03.2018.

Прокопьевск (Кемеровская область)

Постановление Правительства №1470
от 03.12.2018.

Ростов (Ярославская обл.)

Постановление Правительства №762
от 30.08.2018.

Рузаевка (Республика Мордовия)

Постановление Правительства №1165
от 27.09.2017.

Сарапул (Республика Удмуртия)

Постановление Правительства №1178
от 29.09.2017.

Саянск (Иркутская обл.)

Постановление Правительства №262
от 16.03.2018.

Селенгинск (Республика Бурятия)

Постановление Правительства №898
от 29.07.2017.

Сердобск (Пензенская обл.)

Постановление Правительства №277
от 16.03.2018.

Сосенский (Калужская обл.)

Постановление Правительства №1370
от 13.11.2017.

Тольятти (Самарская обл.)

Постановление Правительства №974
от 28.09.2016.

Тутаев (Ярославская обл.)

Постановление Правительства №1170
от 28.09.2017.

Угловка (Новгородская обл.)

Постановление Правительства №275
от 16.03.2018.

Усолье-Сибирское (Иркутская обл.)

Постановление Правительства №135
от 26.02.2016.

Черемхово (Иркутская обл.)

Постановление Правительства №265
от 16.03.2018.

Череповец (Вологодская обл.)

Постановление Правительства №939
от 07.08.2017.

Чистополь (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №1610
от 22.12.2017.

Чусовой (Пермский край)

Постановление Правительства №329
от 23.03.2017.

Южа (Ивановская область)

Постановление Правительства №1522
от 14.12.2018.

Юрга (Кемеровская обл.)

Постановление Правительства №641
от 07.07.2016.

Железногорск (Красноярский край)

Постановление Правительства №114
от 06.02.2018.

Заречный (Пензенская обл.)

Постановление Правительства №785
от 05.07.2018.

Озерск (Челябинская обл.)

Постановление Правительства №113
от 06.02.2018.

Саров (Нижегородская обл.)

Постановление Правительства №481
от 20.04.2017.

Снежинск (Челябинская обл.)

Постановление Правительства №115
от 06.02.2018.

Амуро-Хинганская (Еврейская АО)

Постановление Правительства №847
от 27.08.2016.

Белогорск (Амурская обл.)

Постановление Правительства №875
от 21.08.2015.

Большой Камень (Приморский край)

Постановление Правительства №43
от 28.01.2016.

Горный воздух (Сахалинская обл.)

Постановление Правительства №200
от 17.03.2016.

Индустриальный парк «Кангалассы» (Якутия)

Постановление Правительства №877
от 21.08.2015.

Камчатка (Камчатский край)

Постановление Правительства №899
от 28.08.2015.

Комсомольск (Хабаровский край)

Постановление Правительства №628
от 25.06.2015.

Курилы (Сахалинская область)

Постановление Правительства №992
от 23.08.2017.

Михайловский (Приморский край)

Постановление Правительства №878
от 21.08.2015.

Надеждинская (Приморский край)

Постановление Правительства №629
от 25.06.2015.

Нефтехимический (Приморский край)

Постановление Правительства №272
от 07.03.2017.

Николаевск (Хабаровский край)

Постановление Правительства №464
от 19.04.2017.

Приамурская (Амурская область)

Постановление Правительства №879
от 21.08.2015.

Свободный (Амурская обл.)

Постановление Правительства №673
от 03.06.2017.

Хабаровск (Хабаровский край)

Постановление Правительства №630
от 25.06.2015.

Чукотка (Чукотский АО)

Постановление Правительства №876
от 21.08.2015.

Южная (Сахалинская область)

Постановление Правительства №201
от 17.03.2016.

Южная Якутия (Республика Саха — Якутия)

Постановление Правительства №1524
от 28.12.2016.

Катайск (Курганская обл.)

Постановление Правительства №119
от 12.02.2019.

Ясный (Оренбургская обл.)

Постановление Правительства №120
от 12.02.2019.

Белорецк (Башкирия)

Постановление Правительства №121
от 12.02.2019.

Костомукша (Карелия)

Постановление Правительства №122
от 12.02.2019.

Менделеевск (Татарстан)

Постановление Правительства №123
от 12.02.2019.

Володарск (Нижегородская обл.)

Постановление Правительства №124
от 12.02.2019.

Глазов (Удмуртия)

Постановление Правительства №125
от 12.02.2019.

Чапаевск (Самарская обл.)

Постановление Правительства №126
от 12.02.2019.

Благовещенск (Башкирия)

Постановление Правительства №127
от 12.02.2019.

Решетиха (Нижегородская обл.)

Постановление Правительства №128
от 12.02.2019.

Нефтекамск (Башкирия)

Постановление Правительства №129
от 12.02.2019.

Новоуральск (Свердловская обл.)

Постановление Правительства №130
от 12.02.2019.

Лесной (Свердловская обл.)

Постановление Правительства №131
от 12.02.2019.

Северск (Томская обл.)

Постановление Правительства №132
от 12.02.2019.

Недостатки, критика и подводные камни ТОСЭР

Экономисты, бизнесмены и даже политики часто с большим скепсисом относятся к самой идее создания территорий опережающего социально-экономического развития, считая ее мало перспективной. Результаты опроса предпринимателей, проведенные экспертно-аналитическим центром Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) свидетельствуют, что территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) могут повторить судьбу особых экономических зон (ОЭЗ), которые начали создавать с 2005 года.

Ниже мы привели самые важные из озвученных специалистами проблем. Следует обратить внимание, что часть из них мешает, либо затрудняет реализацию этой государственной программы, другая часть проблем ставит под сомнение основные идеи, заложенные в создание ТОСЭР и, наконец, третья категорически оспаривает правильность выбранных правительством инструментов.

Проблемные моменты и критика ТОСЭР:

  • Льготные условия производства для резидентов ТОСЭР создадут конкурентные преимущества перед предприятиями региона, в том числе градообразующими.

  • Необходимость жесткого контроля со стороны местных органов власти над движением рабочей силы на территориях опережающего развития. Должно быть отдано абсолютное преимущество собственным трудовым ресурсам, но в законе, в тоже время, не указан приоритет местных кадров перед иностранными.

  • Изоляция – закон не стимулирует резидентов ТОСЭР к распространению позитивного социально-экономического эффекта от реализации проекта на остальную территорию региона и фактически способствует изоляции резидентов ТОСЭР от остальных инвесторов.

  • Слишком короткий льготный налоговый период – пониженные ставки применяется во время, по сути, проектно-сметных и строительных работ, а к моменту запуска предприятий льготный период заканчивается.

  • В законе нет четких гарантий социальной ответственности инвесторов.

  • Большая зависимость проектов, планируемых на территориях опережающего развития, от федерального центра, при этом развитие уже работающего местного бизнеса на таких территориях не стимулируется.

  • Усиление экономической зависимости дальневосточных областей и в целом всего региона от сопредельных стран.

  • Проигрышное положение местного бизнеса перед новыми резидентами ТОСЭР – если давать льготы бизнесменам, то всем, а не только резидентам ТОСЭР.

  • Идея ТОСЭРов и ОЭЗ взята из иностранного опыта, в том числе опыта некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где иные условия – доступ и наличие ресурсов, культурные, ценностные и ментальные ориентиры, учтенные правительствами этих стран, а не простого внедрения чужеродных проектов, как это вновь пытаются сдлать в России. В очередной раз переносить без соответствующей адаптации опыт зарубежных стран на Россию – стратегическая ошибка.

Резюмируя, заметим, что создание территорий опережающего социально-экономического развития в нашей стране актуально и необходимо. Но, при этом, обязательно нужно гораздо более серьезно учитывать местную специфику, специфику отраслей и, конечно, адаптировать закон к потребностям не только крупного бизнеса, но и всего предпринимательства на местах создаваемых территорий.

Шпаргалка по льготам особых экономических зон России

Если компания планирует развивать отдельное направление деятельности, которое соответствует требованиям особых экономических зон, то с налоговой точки зрения новые юрлица выгоднее зарегистрировать именно на территории ОЭЗ. Главное, для получения льготы нужно действительно вести деятельность, а не просто оформлять ее по бумагам.

Заметим, для всех типов особых экономических зон помимо общих льгот, предусмотрены отдельные послабления. Для просмотра новостей по особым экономическим зонам можно воспользоваться сайтом www.rosez.ru

ОБЩИЕ ЛЬГОТЫ

Что касается общих налоговых льгот, то резиденты всех особых экономических зон исчисляют ЕСН по ставке 14 процентов. При этом компания имеет право на применение регрессивной шкалы (ст. 241 НК РФ). Кроме того, регион имеет право снизить ставку налога на прибыль до 20 процентов (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Неналоговые льготы, которыми обладают все резиденты ОЭЗ, заключаются в том, что максимальная годовая арендная плата по земельным участкам, предоставленным резиденту особой экономической зоны, не может превышать 2 процентов от кадастровой стоимости земельных участков. Собственно, во всех ОЭЗ и установлена ставка, равная 2 процентам, кроме Магаданской области, где ее размер не определен. При этом арендаторы земельных участков на территории ОЭЗ, которые построили на них недвижимость, имеют право выкупа этих участков после окончания срока работы ОЭЗ.

Заметим, есть и ограничения. В частности, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе совершать следующие действия:
— сдавать его в субаренду; — передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу; — предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование; — отдавать арендные права в залог; — вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Также подчеркнем, что резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ. Обособленные подразделения, не имеющие такового статуса, не запрещены.

Земельные участки в границах ОЭЗ могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. Срок действия зон не может превышать 20 лет (кроме ОЭЗ Калининградской и Магаданской областей).

Чтобы стать резидентом, необходимо зарегистрировать компанию на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ. Далее нужно заключить соглашение с Федеральным агентством по управлению ОЭЗ о ведении технико-внедренческой деятельности (приказ Минэкономразвития России от 10.03.06 №64). Кроме того, необходимо предоставить бизнес-план.

Все льготы резидентам предоставляются при условии ведения раздельного учета доходов и расходов, связанных с деятельностью, осуществляемой на территории указанной ОЭЗ, и не связанных с нею.

ОЭЗ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА

Резидент данной ОЭЗ вправе вести на ее территории только промышленно-производственную деятельность. Да и то только в пределах, предусмотренных соглашением с Федеральным агентством по управлению ОЭЗ. Под промышленно-производственной деятельностью понимается производство или переработка продукции и ее реализация (п. 1 ст. 10 Закона №116-ФЗ). На территории ОЭЗ промышленно-производственного типа не допускается размещение объектов жилого фонда.

В качестве общей налоговой льготы можно указать: все резиденты к норме амортизации основных средств, используемых на территории ОЭЗ, могут применять специальный коэффициент, но не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК РФ).

В процессе деятельности резидент ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения (за исключением вложений в виде нематериальных активов) в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро по курсу ЦБ РФ на день представления заявки на заключение соглашения. Вложения допустимы лишь в денежной форме. При этом в течение первого года должно быть внесено не менее одного миллиона евро в рублевом эквиваленте.

Регион, реквизиты документов, регулирующих действие ОЭЗ Налоговые льготы Примечание «ПНП»
Липецкая область постановление от 21.12.05 №782, закон Липецкой области от 18.08.06 №316-ОЗ Освобождение от налога на имущество и транспортного налога по объектам, учитываемым на балансе организации, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет Деятельность участников ОЭЗ должна быть ориентирована преимущественно на производство или переработку продукции. В частности, импортозамещающих товаров, а также конкурентоспособной продукции потребительского или производственного назначения.
Республика Татарстан, постановление от 21.12.05 №784 Освобождение от налога на имущество, транспортного налога по объектам, учитываемым на балансе компании, в течение 10 лет с момента постановки имущества на учет.Освобождение от земельного налога в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Местных особенностей не установлено.

ОЭЗ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА

Резидент туристско-рекреационной ОЭЗ вправе заниматься в ОЭЗ только туристско-рекреационной деятельностью в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

Напомним, под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юрлиц и предпринимателей по созданию и обслуживанию объектов туристской индустрии, объектов санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации, а также по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и т. д. (п. 2.1 ст. 10 Закона №116-ФЗ). На территории ОЭЗ туристско-рекреационного типа допускается размещение объектов жилищного фонда.

Для всех резидентов данной территории установлена следующая налоговая льгота: к норме амортизации основных средств, используемых в ОЭЗ, резидент имеет право добавить специальный коэффициент, но не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК РФ).

Регион, реквизиты документов, регулирующих действие ОЭЗ Налоговые льготы Примечание «ПНП»
Иркутская область постановление от 03.02.07 №72 Снижение ставки по налогу на прибыль до 20% ОЭЗ Иркутской области «Ворота Байкала» фактически еще не работает; закон о льготах вступил в силу лишь с 1 января 2008 года.
Краснодарский край постановление от 03.02.07 №70 Освобождение от налога на имущество и транспортного налога по объектам, учитываемым на балансе организации, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет.Снижение ставки по налогу на прибыль в течение первых пяти лет с момента получения статуса резидента ОЭЗ до 20% Право на льготы имеют компании, реализующие инвестиционные проекты, одобренные губернатором Краснодарского края.При этом должны соблюдаться следующие условия:
1) проект должен обеспечивать создание новых рабочих мест или нового производства; увеличение объема выпуска продукции или ее качества и конкурентоспособности;2) на момент подачи заявления инвестиционный проект должен быть освоен не полностью.Предельный размер такого освоения устанавливается губернатором Краснодарского края;3) у компании должна отсутствовать просроченная задолженность по платежам в краевой бюджет;4) источники финансирования инвестиционного проекта должны быть подтверждены.
Республика Алтай постановление от 03.02.07 №67 Снижение ставки налога на прибыль до 20%.Снижение ставок по транспортному налогу (например, по автомобилям мощностью от 200 до 250 л.с. ставка составляет 3 рубля за 1 л.с.). Сниженная ставка налога на прибыль действует до 31 декабря 2017 года
Республика Бурятия постановление от 03.02.07 №68 Льгот нет Согласно программе социально-экономического развития, ОЭЗ Республики Бурятия заработает в полную силу с 2011 года
Ставропольский край постановление от 03.02.07 №71 Снижение ставки налога на прибыль до 20%.Освобождение от налога на имущество по объектам, учитываемым на балансе, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. Для использования льготы по налогу на имущество объекты должны находиться на территории ОЭЗ

ОЭЗ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА

Резидент особой экономической зоны данного типа вправе вести на ее территории только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением.

Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, а также создание программных продуктов и оказание услуг по их внедрению и обслуживанию (п. 2 ст. 10 Закона №116-ФЗ). На территории указанной зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.

Регион, реквизиты документов, регулирующих действие ОЭЗ Налоговые льготы Примечание «ПНП»
Москва (Зеленоград) постановление от 21.12.05 №779 Снижение ставки налога на прибыль до 20%.Освобождение от налога на имущество и транспортного налога по объектам, учитываемым на балансе организации, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. Ставка налога на прибыль, равная 20%, действует до 1 января 2011 года
Санкт-Петербург постановление от 21.12.05 №780 Снижение ставки налога на прибыль до 20%.Освобождение от налога на имущество и транспортного налога по объектам, учитываемым на балансе организации, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. Исключение составляют водные и воздушные транспортные средства, по которым транспортный налог по-прежнему платится.Освобождение от земельного налога в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. Зона создана для достижения целей по развитию технико-внедренческой деятельности преимущественно в области высокотехнологичных отраслей экономики, точного и аналитического приборостроения, медицинской техники, производства программных продуктов, электроники и средств связи, биотехнологий и новых материалов, производства иных новых видов продукции.
Московская область (Дубна) постановление от 21.12.05 №781 Снижение ставки налога на прибыль до 20%.Освобождение от транспортного налога (кроме легковых автомобилей, водных и воздушных транспортных средств), по объектам, учитываемым на балансе организации, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет.Освобождение от земельного налога в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет. Льготы по налогу на прибыль и транспортному налогу действуют до 1 января 2011 года
Томская область (Томск) постановление от 21.12.05 №783 Снижение ставки налога на прибыль до 20%.Освобождение от земельного налога. Освобождение от транспортного налога и налога на имущество в течение 10 лет с даты регистрации компании в качестве резидента ОЭЗ. При отсутствии раздельного учета по деятельности на территории ОЭЗ и вне ее пределов, льготы отсутствуют

ОЭЗ ОСОБОГО ТИПА

Помимо перечисленных особых экономических зон, в России существуют еще две зоны, введенные в действие отдельными законами. Это ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. Причем положения закона №116-ФЗ не распространяются на законодательство, регулирующее налогообложение этих областей.

Регион, реквизиты документов, регулирующих действие ОЭЗ Налоговые льготы Условия вхождения Примечание «ПНП»
Магаданская область,Федеральный закон от 31.05.99 №104-ФЗ Снижение ставки налога на прибыль до 20% Размер регистрационного сбора участника ОЭЗ составляет 50% от объема потенциальных годовых налоговых платежей, от которых компания освобождена. При регистрации каждый участник ОЭЗ уплачивает авансовый взнос в размере 50 МРОТ, который засчитывается при последующих платежах.Регистрационное свидетельство участника ОЭЗ выдается сроком на один год.Срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен Администрацией ОЭЗ по заявлению участника ОЭЗ. Ставка по налогу на прибыль понижается лишь при инвестировании в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.ОЭЗ действует до 31 декабря 2014 года.
Калининградская область, Федеральный закон от 10.01.06 №16-ФЗ Снижение ставок налога на прибыль и налога на имущество до 0% в течение первых 6 календарных лет работы в ОЭЗ. В течение последующих 6 лет ставки по этим налогам составляют 50% от обычных для этого субъекта РФ. Резидентами не могут быть компании, применяющие спецрежимы, банки и страховые компании. Объем вложений не может быть менее 150 млн руб., эту сумму следует вложить не позднее трех лет с момента включения компании в реестр. Инвестиционным проектом не может быть: производство подакцизных изделий, оптовая и розничная торговля, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования и финансовая деятельность. ОЭЗ создана на срок 25 лет.

ОЭЗ ТРТ создаются для развития и оказания услуг в сфере туризма на одном или нескольких участках территории. В данных ОЭЗ не разрешается применение процедуры свободной таможенной зоны, но допускается размещение объектов жилищного фонда.

В ОЭЗ ТРТ разрешается осуществление только туристско-рекреационной деятельности, а именно, деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристской деятельности и деятельности по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельности по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

ОЭЗ ТРТ располагаются в самых живописных и востребованных туристами регионах России и предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Резидентом ОЭЗ ТРТ признаются индивидуальный предприниматель и коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

На территории ОЭЗ также могут осуществлять предпринимательскую деятельность инвесторы, которые не являются резидентами ОЭЗ. Кроме того, в случае утраты хозяйствующим субъектом статуса резидента ОЭЗ ему разрешается вести деятельность в ОЭЗ на общих основаниях.

По состоянию на 1 января 2020 года резидентами ОЭЗ ТРТ являлись 66 компании.

Резидентами ОЭЗ ТРТ накопленным итогом создано 985 рабочих мест, осуществлено 4,735 млрд. рублей инвестиций, объем выручки составил 1,133 млрд. рублей, уплачено 1,909 млрд. рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды.

Виды особых экономических зон РФ

Под особой или свободной экономической зоной (принято сокращение ОЭЗ или СЭЗ) имеется в виду некая территория, де-юре обладающая особым статусом . Этот статус подкреплён соответствующими законами. В качестве СЭЗ в России могут выступать и сравнительно маленькие районы, и целые субъекты Российской Федерации.

В чём смысл особых экономических зон?

На территориях, получивших статус СЭЗ, создаются условия, упрощающие ведение предпринимательской деятельности, предоставляются таможенные и административные послабления, устанавливаются налоговые льготы. Также возможны определённые финансовые вливания из госбюджета. Заниматься бизнесом здесь могут как российские граждане, так и заграничные бизнесмены, желающие вкладываться в экономику РФ.

Суть их создания – освоение, а также развитие определённых территорий и/или отраслей. Предпринимательский режим в свободных зонах всегда планируется таким образом, чтобы он был привлекателен для резидентов. А они, используя плюсы этого режима, в свою очередь выполняют задачу развития определённой отрасли или территории, выпускают необходимую продукцию. Серьёзное развитие СЭЗ в России началось не так давно – в 2005-ом. Именно в этот год был принят первый законодательный акт, посвящённый данной теме.

Интеграционные и анклавные СЭЗ

Традиционно ОЭЗ разделяют на две категории по параметру вовлечённости в экономику России:

  • замкнутые (анклавные);
  • интеграционные.

К замкнутым обычно относятся территории, обособленные, в том числе, и географически (острова, анклавы и т.д.). Впрочем, есть случаи, когда такие зоны создаются внутри больших городов. Всё, что произведено в них, направляется не на внутренний рынок, а экспортируется за рубеж.

СЭЗ интеграционного типа обязательно имеют разнообразные связи с национальной экономикой РФ (впрочем, и взаимосвязи с экономиками иных государств не исключаются).

Классификация ОЭЗ по функциональному назначению

Также возможно разделить ОЭЗ России по параметру выполняемых функций. Разные эксперты здесь предлагают свои варианты классификации. Официальный орган – Минэкономразвития РФ – выделяет всего четыре категории:

  • Туристско-рекреационные. Это те зоны страны, где актуально работать над развитием туристического направления. То есть в этих зонах есть возможности для отдыха, исторические достопримечательности, места, имеющие культурную значимость.
  • Технико-внедренческие. Эти зоны созданы для лабораторий, занимающихся научными исследованиями, конструкторских бюро, технополисов, технопарков и прочих подобных объектов. Главные цели таких СЭЗ — развитие инновационных технологий и проектов, содействие научно-техническому прогрессу, разработка новых решений и продуктов. Здесь также специально создаются комфортные условия, которые могут быть привлекательны для заграничных высококвалифицированных специалистов.
  • Портовые. Как правило, располагаются на территории морских или речных портов, в непосредственной близости от глобальных транзитных путей. К данной категории относят и зоны свободной торговли, освобождённые от пошлин. Здесь создают хорошие предпосылки для видов бизнеса, имеющих отношение к доставке, разгрузке, погрузке, сортировке и складированию разного рода грузов.
  • Промышленно-производственные. В данных ОЭЗ развиваются конкретные форматы и направления производства. Инвесторам, которые вкладывают средства в эти направления, предоставляют значительные преимущества и льготы.

Существуют и комплексные СЭЗ, которые выполняют сразу несколько из перечисленных функций. Причём такой статус могут получить и целые регионы страны, например в том случае, когда есть необходимость предоставить льготы всем или практически всем предпринимателям для развития их экономики.

Свободные экономические зоны в России — перечень, виды и цели СЭЗ

Здравствуйте! В этой статье поговорим о свободных экономических зонах в России.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие СЭЗ есть в РФ;
  2. Какие функции они выполняют;
  3. Каков порядок регистрации СЭЗ.

Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках сегодняшней статьи.

Экскурс в историю

Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.

В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.

Что такое свободная экономическая зона

Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться.

Наверняка каждый не раз слышал такие выражения:

  • Свободная экономическая зона (далее СЭЗ);
  • Особая экономическая зона (далее ОЭЗ);
  • Зоны свободной торговли.

Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».

Итак, проанализируем:

Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.

Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.

Зачем нужны СЭЗ

Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.

СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:

  • Создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией;
  • Появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень инвестиций в производство;
  • Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
  • Привлечение в страну капитала из других стран.

Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:

  • Льготы по налогообложению;
  • Экономят на пошлинах и других видах платежей;
  • Могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации;
  • Могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты.

Цели свободных экономических зон состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.

Виды свободных экономических зон

Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.

№ п/п Наименование экономзоны Характеристика
1 Промышленно-производственная Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров
2 Свободной торговли Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется
3 Туристическая С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма
4 Сервисная С особыми условиями осуществления финансовой деятельности
5 Научно-техническая Технопарк, зона для разработок и научных исследований

Типы свободных экономических зон

Классификаций СЭЗ фактически несколько.

Рассмотрим одну из них:

  1. Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного;
  2. Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее);
  3. Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров;
  4. Налоговая – с частичной или полной отменой сборов;
  5. Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию;
  6. Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств.

Свободные экономические зоны в России — перечень

Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.

В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:

  1. Республика Татарстан «Алабуга». Специализаций здесь несколько: работы по производству автобусной техники, производство медицинских препаратов, мебельное производство, химическое производство. Плюсы для резидентов: отсутствует экспортная пошлина, не нужно платить транспортный и земельный налог, полное освобождение от имущественного налога.
  2. «Дубна». Занимается развитием биотехнологий, ядерными и физическими исследованиями, разработкой сложных медицинских технологий. Плюсы для резидентов: льготы по аренде помещений и земли, полностью отсутствует НДС при экспорте, льготные ставки по ряду налоговых платежей.
  3. Горно-Алтайск «Алтайская долина». Преимущественное направление: создание и разработка объектов туризма. Плюсы для резидентов: все проверки проходят в упрощенном формате, льготы по налогам и сборам, государство не вмешивается в процесс реализации проектов.
  4. «Бирюзовая Катунь». Зона туризма и отдыха, занимающая огромную площадь. Развитие этой эконом. зоны только начато, но количество инвесторов от этого не убавляется, скорее наоборот. Даже в нынешней экономической ситуации резиденты готовы осуществлять значительные денежные вложения.
  5. Свердловская область «Титановая долина». Главный вид деятельности – развитие титановой промышленности. Эту отрасль можно назвать эксклюзивом. Здесь занимаются высокотехнологичной переработкой титана, производством оборудования для машиностроительной отрасли России.
  6. ОЭЗ Ульяновск. Преимущественные виды деятельности – создание электроники, самолетов, различных приборов.

В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.

На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.

Условия для полноценного функционирования СЭЗ

  • Географическое положение должно быть удачным;
  • Свободные площади для развития;
  • Высокий уровень инфраструктуры;
  • Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации;
  • Наличие возможности развивать внешние связи;
  • Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически.

Принципы действия

  • Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору;
  • Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций;
  • Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины.

Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов

От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:

  • Максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще;
  • Действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции;
  • Сниженными тарифами по ЖКХ;
  • Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

  • Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
  • У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

  • Добывают полезные ископаемые;
  • Заняты в игорном бизнесе;
  • Выпускают подакцизную продукцию;
  • Применяют особый налоговый режим.

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Бизнес-план;
  • Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.

Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.

Льготы и преференции для резидентов

  • Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
  • Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
  • Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
  • Минимальная цена на аренду зданий и участков;
  • Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
  • Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
  • Налог на прибыль отсутствует долгое время;
  • Доступные рынки сбыта;
  • Большое количество рабочих;
  • Возможность не создавать профсоюзы работников.

Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.

Насколько эффективны СЭЗ в России

В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.

Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.

СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.

Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.