Gr менеджер

GR-менеджер

GR-менеджер (специалист по Government Relations) – человек, несущий ответственность за коммуникацию с сотрудниками органов государственной власти. Профессия новая, высокооплачиваемая. Связана с общением, умением устанавливать деловые отношения и разрешать конфликты.

Краткое описание

Профессия появилась не так давно, но она постепенно обретает популярность. Для ведения деятельности в сфере GR требуется не только высшее образование, но и опыт работы в государственной, политической или общественной организации, составляющий 1-3 года, что зависит от условий конкретной компании. GR-менеджер продвигает интересы компании, налаживает каналы коммуникации, предоставляет руководящему составу консультации, касающиеся политических вопросов.

Особенности профессии

GR-менеджер чаще всего является сотрудником крупных организаций и компаний, которые заинтересованы в установлении коммуникативных, деловых связей с представителями органов государственной власти. Специалисты помогают предупредить угрозы, а также сформировать позитивное отношение к компании. Их деятельность неоценима в случае, когда необходимо выиграть крупный тендер, получить «добро» на запуск того или иного проекта, масштабировать бизнес путем открытия филиалов или производств в другом регионе. GR-менеджеры решают ряд стратегических задач, в их обязанности входят следующие работы:

  • оценка и анализ текущей политической ситуации;
  • предоставление консультационных услуг руководящему составу и сотрудникам компании;
  • выбор людей и учреждений, с которыми необходимо налаживать контакты;
  • проведение и организация встреч, переговоров, а также выставок, презентаций, конференций и иных мероприятий, имеющих деловой или информационный характер;
  • продвижение интересов компании, урегулирование конфликтных и непредвиденных ситуаций, поддержание стабильности.

GR-менеджеры являются очень коммуникабельными людьми, они умеют договариваться и чутко реагируют на любые изменения текущего положения компании. Главная цель – налаживание устойчивых деловых связей, что позволяет вести открытый диалог, обеспечивать стабильность бизнеса, открывать новые пути развития, выгодные и для компании, и для государства.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия молодая, поэтому в ближайшие 5-10 лет востребованность GR-менеджеров будет динамично возрастать.
  2. GR-менеджеры получают очень высокой оклад.
  3. Отличные карьерные перспективы.
  4. Широкий круг знакомств, возможность установить прочные деловые связи с многими людьми. Поэтому в перспективе специалист в области Government Relations может создать собственный бизнес.
  5. Увеличение опыта работы влечет за собой быстрый рост заработной платы. Нередко работодатели компенсируют расходы GR-менеджеров: мобильная связь, питание, транспорт и другие.
  6. Официальное трудоустройство.

Минусы

  1. GR-менеджер несет ответственность за многие процессы, что сопряжено со стрессами, перенапряжением.
  2. В специалистах пока заинтересованы лишь крупные компании, которые желают принимать в штат сотрудников с большим опытом работы и солидным багажом профессиональных знаний.
  3. Возможны форс-мажоры.

Важные личные качества

GR-менеджер – это человек, обладающий безграничными коммуникативными навыками. Для ведения успешной деятельность в рассматриваемой сфере необходимы нижеперечисленные черты характера:

  • энергичность,
  • дар убеждения,
  • тактичность,
  • стрессоустойчивость,
  • осторожность в деловых вопросах,
  • лидерские качества,
  • самокритичность.

Специалист отличается склонностью к командной работе и управлению, дисциплинированностью, инициативностью. Обладает знаниями в области ораторского искусства, является достаточно аккуратным и психологически гибким человеком.

Обучение на GR-менеджера

Специалисты обязаны иметь высшее образование, в приоритете направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» (код: 38.03.04). Однако работодателей может заинтересовать GR-менеджер, который имеет юридическое или экономическое образование. Все зависит от требований конкретной компании, опыта, достижений и профессиональных знаний соискателя.

Вузы

Московский гуманитарный университет, МосГУ Региональная и муниципальная экономика (Факультет экономики, управления и международных отношений) Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования» Муниципальное управление (Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования» ) Российский новый университет Социально-правовое регулирование государственного управления (Институт экономики, управления и финансов РосНОУ) Российский университет дружбы народов Государственное и муниципальное управление (Факультет гуманитарных и социальных наук РУДН) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Государственное и муниципальное управление (Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова)

Лучшие вузы для GR-менеджера

  1. РУДН.
  2. НИУ «ВШЭ».
  3. МГИМО.
  4. РЭУ им. Г. В. Плеханова.
  5. РАНХиГС.
  6. СевГУ.
  7. ДВФУ.
  8. УрФУ.
  9. СамГУ.
  10. КФУ.

Курсы

В институте открыта отличная программа для будущих GR-менеджеров. Обучение ведется заочно, применяются дистанционные технологии, срок курса составляет 4 месяца (540 часов), стоимость – 14 тыс. руб. В программу включены основы менеджмента, PR-технологии, этика деловых отношений и другие важные дисциплины. Выпускники получают дипломы установленного образца (документ отправляется по почте).

Место работы

GR-менеджеры работают в крупных компаниях, которые производят и реализуют продукцию, предоставляют услуги, например, медицинские, образовательные и другие. Чаще всего являются штатными сотрудниками, однако могут работать в рамках консалтинга или аутсорсинга, что делает их услуги доступными для представителей малого и среднего бизнеса.

Заработная плата

Размер заработной платы напрямую зависит от опыта. Например, GR-менеджер, имеющий опыт работы 1-2 года, получает оклад в пределах 500-1000 долларов. Большой опыт, знание иностранного языка, наличие полезных деловых связей повышают ценность GR-менеджера на кадровом рынке.

Зарплата на 26.02.2020

GR-менеджмент в России

В книге Б. Шеффера «Путь к финансовой независимости» есть интересное выражение: «Технологии Вам отчасти помогли, но когда Вы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери». О том, как завести дружбу с влиятельными людьми и о многом другом читайте в статье.

Что такое GR- менеджмента?

GR — это выстраивание и налаживание взаимоотношений с государственными органами власти, в частности с правительством, региональными и местными органами власти. Одной из составных частей GR является – лоббирование, которое часто путают с джиаром. Однако, лоббирование — это инструмент для достижения определенной цели, в то время как gr-менеджмент — это одно из направлений стратегического и тактического менеджмента компании.

GR — аббревиатура английского словосочетания Government Relations, что в дословном переводе означает «отношения с властными структурами». На Западе джиар-деятельность распространена довольно давно. А в России gr-специалисты стали появляться только в 90-х годах прошлого столетия. Однако GR до сих пор не получил широкого распространения, т.к. официально специальности джиар-менеджера в образовательных стандартах нет. Равно как нет принятого закона о правомерности gr-деятельности. В настоящий момент существуют несколько проектов Федерального Закона РФ «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти», но, ни один из них не утвержден. Многие специалисты говорят, что принятие подобного закона может решить некоторые проблемы современного бизнеса, поскольку в любом случае лоббирование существует, но носит теневой характер, следовательно, не поддается никакому контролю (кроме Закона РФ «О противодействии коррупции»).

Когда следует задуматься о создании в штате позиции gr-менеджера?

Необходимость в создании позиции gr-менеджера появляется, когда деятельность компании начинает зависеть от решений, принимаемых в органах власти. Понять, насколько компании необходимо gr-подразделение, можно, ответив на следующие вопросы:
1. Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для существования и развития бизнеса?
2. Насколько успех деятельности компании зависит от позиции представителей власти?
3. Возникают ли у компании проблемы с органами власти? Как они решаются?
4. Как формируется отношение государственных чиновников к Вашей компании?
5. Как часто и насколько эффективно компания контактирует с органами власти?
6. Влияет ли на деловую репутацию наличие связей в органах государственной власти?
7. Есть ли у Вашей компании gr-потребности? (Например, для успешной деятельности необходимо позитивное отношение властей к плану развития компании — выход на новый рынок, создание нового продукта). Составьте список потребностей.
8. Контакты с какими представителями и органами власти существенны для деятельности компании (префектура, мэрия, Городская Дума, администрация губернатора и т.д.)?
9. Какими Вы хотите видеть отношения с представителями власти:
— знать о готовящихся проектах;
— влиять на принятие решений;
— участвовать в развитии законодательства, затрагивающего экономический сектор и т.д.?
10. С членами каких ведомств (депутаты, чиновники, члены общественных организаций) Вы хотите наладить контакты?
11. Есть у компании ресурсы для лоббирования интересов?
12. Какими компетенциями должен обладать gr-менеджер?

Компетенции gr-менеджера

Специалист по связям с представителями власти должен обладать определенным набором компетенций:
— знание устройства системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, обработки заявлений;
— навыки общения с представителями власти, которые могут быть приобретения во время участия в общественных комитетах, рабочих группах, государственных проектах и т.д.;
— наличие персональных связей с государственными чиновниками;
— умение вести деловую беседу с представителями власти;
— знание документооборота органов власти;
— знание технологий PR (работа с масс-медиа, ивент и т.д.);
— политическая компетентность;
— коммуникативная компетентность;
— знание и понимание сферы деятельности, в которой работает компания.

Чаще всего, на должность gr-менеджера нанимают юриста или политика, имеющего опыт работы в правительстве. У такого человека уже, как правило, есть необходимые контакты, он знает работу государственных ведомств изнутри.

В крупных трансконтинентальных корпорациях за каждое направление деятельности отвечает отдельных сотрудник. Так, в «Газпроме» в департамент по работе с органами власти входит около 50 человек, в ОАО «РЖД» — 33 человека, в «ЛУКойле» — 20 человек.

3 направления GR-менеджмента

Работа джиар-подразделений ведется по трем направлениям: мониторинг, донесение информации, влияние и корректировка позиций органов власти.

Мониторинг – эта одно из основных направлений работы gr-менеджера. Он позволяет компании выделить и систематизировать всех чиновников, которые, так или иначе, принимают решения важные для компании.
Можно составить карту/схему всех влиятельных чиновников, начиная с Администрации Президента и заканчивая региональной и муниципальной властью. Таких чиновников наберется не более 80-ти. Задача джиар-менеджера – наладить хорошие взаимоотношения с этими людьми, что позволит компании отслеживать потенциальные угрозы деятельности государственных органов с возможностью в дальнейшем корректировать нежелательные решения.
Составление карты государственных стейкхолдеров на первоначальном этапе занимает довольно много времени, поскольку на сайтах ведомств публикуется мало информации, она не дает четкого представления о том, какую сферу бизнеса курирует тот или иной чиновник. Для сбора подробной информации требует от менеджера активной деятельности и работы непосредственно с органами власти, так как опосредованно собрать информацию невозможно. Кстати, есть справочники, где есть нужная Вам информация, является документом ограниченного распространения, с грифом ДСП.
Мониторинг «настроений» и инициатив чиновников необходимо отслеживать постоянно. Например, если готовящееся политическое решение негативно отразится на деятельности компании, следует предпринять комплекс специальных мер, направленных на предотвращение этих угроз: затягивание принятие политических решений, нейтрализация тех, кто лоббирует проблемное политическое решение. Если же готовящееся политическое решение несет потенциальные экономические, имиджевые и прочие возможности для компании, то следует ускорить процесс принятия данного решения, например, проведением экспертизы, помощью в устранении межведомственных разногласий и т.д.

Следующее направление работы джиар-специалиста — донесение информации о позиции компании относительно разрабатываемого в правительстве проекта. Как ни странно, чиновники заинтересованы в том, чтобы получить мнение представителей заинтересованных компаний, так как это экспертное мнение, хоть и субъективное. Кстати, мнение компаний при принятии решений в правительстве используется при подготовке ведомственных заключений.
Если готовящееся решение выгодно для компании, например, сулит снижение налогообложения, уменьшение ставок таможенных пошлин, его принятие надо ускорить, подготовив и предоставив своим сторонникам в органах власти необходимые экспертные документы, специально подобранные примеры из международного опыта. Для того чтобы ускорить принятие решения, джиар-специалист так же может привлечь к изучению темы общественные организации, инициировать в СМИ и интернете кампанию в поддержку решения.
Если же готовящееся решение невыгодно компании, например, ведет к дополнительным административным издержкам, ужесточению отраслевых нормативных требований, менеджер GR-подразделения должен воспрепятствовать его принятию, для чего также нужно снабдить сторонников необходимыми экспертными документами и примерами из международной практики. В своей экспертной оценке необходимо ссылаться на факты, доказывающие, что решения нанесет вред всей отрасли, или ведет к снижению налоговых сборов, уровня жизни населения и т.д.

Третье направление – влияние и корректировка решений государственных чиновников. Пожалуй, это направление требует наибольших усилий от специалиста по связям с органами власти. Тем не менее, процесс принятие решений занимает длительный период, именно поэтому, у джиар-специалиста есть время вклиниться в этот процесс и спровоцировать определенные разногласия между наиболее влиятельными чиновниками, что может, в конечном счете, сказаться на принятом решении.

Инструменты gr-менеджера

Методов воздействия на органы власти достаточно много. Рассмотрим самые распространенные:
1) письменные обращения;
2) выступления в СМИ — привлечение к проблеме общественность, формирование общественного мнения;
3) финансовая поддержка общественных, деловых и политических организаций;
4) вступление в состав общественных комиссий и комитетов органов власти;
5) составление и продвижение законопроектов;
6) проведение социологических опросов, публикация результатов;
7) продвижение на государственные должности лояльных лиц.

Эффективность и адекватность применения того или иного метода зависит от профессионализма gr-специалиста.

GR-менеджмент в действии

Чтобы наглядно показать, как работает GR на практике, предлагаю вспомнить одну из самых успешных gr-кампаний в России, организованную общественными организациями и Минздравом, которые почти 8 лет назад начали лоббировать Закон «Об ограничении потребления табака.

В России табачная отрасль представлена на 80% иностранными производителями. Они проходят жесткий контроль в российских лабораториях, а так же проверяются международными аудиторскими компаниями. И все, потребление табака никак не ограничивалось вплоть до 2006 года, когда два американских миллиардера, Билл Гейтс и Майкл Блумберг, пожертвовали 500 млн. долл. на борьбу с курением в разных регионах мира, в частности на финансирование антитабачных кампаний в быстроразвивающихся странах: России, Китае и Индии.

Финансирование противников курения в России могло нанести серьезный ущерб табачным компаниям, а так же тем, кто их поддерживал — Минсельхоз и Минфин. Минсельхоз за счет табачного бизнеса развивает сельское хозяйство в России, а Минфин пополняет бюджет государства. Им противостояло Минздравсоцразвития, выступающее за радикальные антитабачные меры.

Министерство здравоохранения и общественные организации на деньги, полученные от американских миллиардеров, провели масштабную gr-кампанию, результатом которой стала масштабная акция 19 ноября 2009 года, в Международный день отказа от курения — «Брось курить сегодня». В рамках кампании «Брось курить сегодня», размещалась наружная реклама пропагандистского характера на улицах и в метро, а на телевидении транслировался ролик следующего содержания: «Легкие курильщика подобны губке, полной канцерогенных смол». И в ролике, и в наружной рекламе, использовался довольно жесткий информационный посыл — из губки-легкого выжималась черная смола, накопившаяся за год в легких курильщика.

7 сентября 2010 года в Правительство Российской Федерации Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» были переданы 1 000 000 подписей россиян в поддержку мер по борьбе с курением. Сбор подписей был организован в рамках реализации национального общественного проекта «Россия без табака». Подписи были переданы Правительству в поддержку Национальной стратегии по борьбе против табака, которая сейчас находится на рассмотрении. Передача подписей сопровождалось официальным обращением к Председателю Правительства Российской Федерации, Владимиру Владимировичу Путину. Обращение подписали заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков, председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, член координационного совета по борьбе против табака РФ и другие.

Так же была принята Национальная стратегия по борьбе против табака на 2009–2013 гг; была разработана новая редакция закона «Об ограничении потребления табака», внесение поправок в закон «О рекламе» с ограничениями рекламы табачной продукции.

Была проведена масштабная антитабачная кампания на ТВ и улицах страны. Так, на ТВ в 2009 году, по данным TNS Russia, антитабачная реклама размещалась только в октябре-декабре. Ролики на эту тематику набрали за эти месяцы 1,83 тыс. GRP (условная единица; отражает количество зрителей, увидевших ролик) в целевой аудитории старше 18 лет. В этом году антитабачной рекламы стало больше: за январь-сентябрь ее объем составил уже 2,13 тыс. GRP. Растет и антитабачная наружная реклама: по данным «ЭСПАР-Аналитик», всего в России в 2008 году было зафиксировано 333 поверхности, в 2009-м — 412, а за первые девять месяцев 2010 года — почти 1,36 тыс.

Помимо прочего, антилоббистами был организован и проведен форум по теме «Здоровье или табак». На данном форуме антилоббисты выступили с предложение внести поправки в УК РФ с целью введения уголовного преследования за продажу сигарет несовершеннолетним. Также на данном форуме антилоббисты нашли поддержку в лице государственных деятелей, среди которых были такие люди, как Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, первый вице-спикер Олег Морозов, вице-президент общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» Николай Кононов и т.д. Эти люди при помощи СМИ (интервью, публикации статей, новости и т.д.) оказывали всестороннюю поддержку антилоббистам.

Итак…

Помните главное правило всех джиарщиков: приходя к властям, решайте не свои проблемы, а их!

Специалисты по взаимодействию с органами власти, Government Relations

Government Relations (GR, взаимодействие с органами государственной власти). Работа GR специалиста (менеджера) для коммерческой компании заключается в защите экономических интересов путем взаимодействия с органами власти. Лоббирование интересов можно отнести к одной из обобщенных целей GR менеджмента.

Специалисты нашей фирмы успешно оказывают услуги в сфере взаимодействия с органами власти компаний в телекоммуникационной, ИТ и медиа сфере, не раз оказывали поддержку нашим клиентамм от мягкого налаживания взаимотношений до выстранивания догосрочных стратегий лоббирования, имеют опыт лоббирования от муниципального до федерального министерского уровня, взаимодействовали с федеральными асоциациями (отраслевыми объединениями).

Руководитель нашей фирмы создал и руководит отраслевой НКО Ассоциация организаций связи и информации, являющейся инструментом взаимодействия с отранами власти со стороны отраслевого бизнеса.

Цели Government Relations

Из нашего опыта GR может быть выстроен не только с исполнительными или законодательными органами власти, но и с коммерческими компаниями, осуществляющими публичные полномочия, косвенно с судебными органами.

К очевидным достижимым частным целям Government Relations можно отнести:

  1. Предсказуемость (осведомлённость) в государственной политике в отраслевой сфере.
  2. Получение административных преференций либо достижение бездействия госоргана.
  3. Противодействие GR политике конкурентов.
  4. Влияние на действующее и перспективное законодательство, либо на порядок его исполнения.
  5. Снижение объема административных наказаний в виде штрафов не юридическими способами.
  6. Достижение компромисса в устранении выявленных нарушений со стороны контрольно-надзорных органов власти.
  7. Получение государственного тендера либо роли субподрядчика у победителя тендера.
  8. Выход на новый рынок, либо препятствование входу на рынок иных игроков.
  9. Улучшение регулярных продаж органам власти (B2G продвижение).
  10. Продвижение бренда, повышение репутации на рынке через упоминания в официальных кругах (источниках).
  11. Можно отнести формирование судебной практики с учетом особенностей бизнеса конкретной коммерческой компании.

Явное выделение частных целей говорит о том, что чисто юридический или PR подход не объясняют, как достичь подобных целей, при этом владение юридическими знаниями или PR навыками могут быть инструментом работы GR менеджера.

Компетенции GR менеджера

В небольших компаниях GR менеджмент часто остается за руководителем, становясь частью его работы занимает существенные ресурсы либо GR сводится к решению только неотложных задач. Часть полномочий по управлению взаимоотношениями с государственными органами оставляют за руководителем коммерческого направления, юриста, PR-менеджера. Такое деление не образует эффективный GR.

GR менеджеру необходимо иметь ряд обычно несовместимых компетенций:

  1. Юридические. Уметь думать и разбирать юридически, в первую очередь владеть отраслевыми НПА, КоАП РФ, процессуальными кодексами, законодательством об обращениях граждан, о защите конкуренции, владеть судебной практикой в сфере нанимателя (заказчика).
  2. Технические (в части производственного процесса). В специализированных (отраслевых) госорганах руководящие должности занимают производственные специалисты, отраслевые проблемы обсуждаются с технической стороны, которые затем описываются юридически. Позиция GR не владеющего технической экспертизой, не будет восприниматься должным образом.
  3. Экономические. Экономика определяет цель работы GR менеджера. Экономические компетенции особенно необходимы при взаимодействии с антимонопольной службой.
  4. Глубина знаний на стыке юридических, технических, экономических знаний. Только в этом случае GR менеджер может стать негласным экспертом для госоргана. Госслужащие официально, полуофициально и даже кулуарно опрашивают лидеров мнения.
  5. Опыт ответственной работы в органе государственной власти. Восприятие по принципу «свой-чужой» будет работать всегда, опыт дает понимание бюрократических процессов, как выстраиваются связи, понимание того, какое негласное влияние могут оказать прокуратура, институт федеральных инспекторов, других органов на госорган, являющийся целью GR.
  6. Также есть ряд других компетенций, применение которых более очевидно: умение вести переговоры, по проектно объединяться с другими GR специалистами (ассоциациями), руководящий опыт, держать слово, мыслить стратегически, объяснять сложное простыми словами т.д.

Как мы работаем при оказании GR услуг

Этапы проведения GR

  1. Начало работы над GR, изучение бизнеса заказчика.
  2. Планирование стратегии и общих мероприятий.
  3. Реализация стратегических решений.
  4. Проведение общих мероприятий по GR.
  5. Контроль всех процессов взаимодействия с госорганами или подведомственными структурами, осуществляющими публичные полномочия.

К началу работы над GR можно отнести

  1. Определение текущих и перспективных потребностей в сфере взаимодействия с органами государственной власти, понимание бизнес-модели нанимателя.
  2. Анализ текущей GR политики, изучение судебной практики компании, переписки, результаты участия в пригосударственных совещаниях.
  3. Изменение GR политики, планирование стратегических решений с учетом имеющегося GR бюджета.
  4. В общем случае требуется изучение отраслевых НПА, однако для Telecom&IT&Media сферы они нам уже известны, изучается постоянно.

Возможные стратегические решения (решаются с нанимателем)

  1. Создание и организация работы некоммерческой организации, подконтрольной нанимателю.
  2. Рассмотрение вопроса участия в избираемых органах власти.
  3. Участие в проектах государственно-частного партнерства.
  4. Выстраивание отношений со СМИ, организаторами конференций.
  5. Поиск прецедентов для формирования обоснованных обращений в госорган, подконтрольные ему компании, постоянное ведение переписки по неурегулированным НПА вопросам.
  6. Решения о согласовании переписки и общения между компаниями и госорганами с GR менеджером, регламентация делового стиля.
  7. Организация мониторинга СМИ, правоприменения, выявление проблем и потребностей госоргана, иерархии межличностных отношений.
  8. Популяризация конкретного лояльного госслужащего.

Проведение общих мероприятий по GR

  1. Поиск возможностей для встреч и вступления в диалог, организация встреч, переговоров.
  2. Проведение «правильных» мероприятий как с участием, так и без участия целевых с позиции GR госорганов.
  3. Сотрудничество по предоставлению экспертных оценок, оказание помощи госоргану в незначительных для нанимателя вопросах.
  4. Своевременное закрытие корпоративных юридических недостатков, подконтрольных госоргану.
  5. Знакомство с иными лоббистами.

Как правило, текущие мероприятия по GR многообразны, зависят от представляющихся возможностей, зависят от выстроенных стратегических мероприятий.

Примеры конкретных действий предпринятых нами ранее при проведении GR

  1. Составление обоснованных жалоб на действия госоргана или подведомственной ей компании. Иногда планируется серия писем. По правовой природе могут быть как заявления о привлечении к административной ответственности, так и обращения по ФЗ «Об обращениях граждан».
  2. Обжалование каждой проигнорированной позиции по направленному ранее обращению или отказа о привлечении к административной ответственности.
  3. Участие в судебных заседаниях до последней инстанции, другие способы истощения ресурсов госоргана, вынуждение переговорного процесса.
  4. Обращение в антимонопольный орган, жалоба в прокуратуру инициирование иных административных разбирательств, публичная демонстрация ошибок госоргана.
  5. Поиск болевых точек, не связанных напрямую с проблемой, использование их при взаимодействии.
  6. Переговоры, применение способов убеждений, методов тонкой манипуляции, поиск возможности личной заинтересованности должностного лица (в допустимых законом пределах).
  7. Заключение кулуарных устных соглашений с госорганом.
  8. Выступление лидера мнения в СМИ о проблеме на основе детального анализа, преподношения информации в нужном ракурсе.
  9. Вынесение проблем в отраслевые некоммерческие Ассоциации, объединение с ними на круглых столах и совещаниях при госоргане.
  10. Использование эффекта благоприятного времени.

Могут быть иные эффективные решения, которые не публикуются по этическим соображениям.

Специалисты по Government Relations

Выше мы постарались показать, в чем заключается данная услуга, какую выгоду может приности в результате, почему ее исполнение на постоянной основе желательно доверить специалистам. GR консалтинг — одно из направлений работы нашей фирмы. Предлагаем задать интересующие вопросы по GR через обратную связь.

ОСНОВНЫЕ GR-ТЕХНОЛОГИИ

В результате изучения материалов данной главы студент должен:

знать

• основные методы и технологии взаимодействия с органами государственной власти;

уметь

  • • самостоятельно выделять основные этапы GR-деятельности;
  • • изучать, оценивать и раскрывать в аналитических материалах вопросы функционирования GR;

владеть

• навыками организации взаимодействия с органами государственной власти.

GR-спсциалист должен иметь под рукой мощный инструментарий технологий, состоящих из сплава лоббизма, issues management, public affairs, медиарилейшнз для оказания влияния на решения властей. Рассмотрим эти технологии подробнее ниже, выделив предварительно основные этапы GR-деятельности.

Основные этапы GR-деятельности

GR-деятельность начинается с детального отслеживания политики властей в отношении отрасли, интересующей компанию. В целом большая часть работы GR-специалистов состоит из рутинного мониторинга и аналитики деятельности государственных органов с целью последующих контактов с их представителями и артикуляции позиции компании с использованием опять же аналитических материалов, собранных по конкретной проблеме.

GR-специалисты могут использовать профессиональные ассоциации в качестве посредника для сбора необходимой информации, касающейся актуальной проблемы или повестки, взглядов основных стейкхолдеров, пробелов в законодательстве, вариантов рассмотрения вопроса в судебном порядке и т.д. Важные данные можно получить посредством анализа клиентских записок, финансовых отчетов, опросов, статистических данных, инсайдерской информации и сообщений в СМИ и социальных сетях. Важно использовать следующие виды аналитики: анализ истории отношений клиента/подведомственной организации с государственными органами и местными сообществами, коммуникативный аудит, коммуникативный SWОТ-анализ, выявление местных лидеров мнений и авторитетных блогеров и т.д.

На основе полученной информации определяются ключевые цели и задачи для реализации GR-стратегий и разработки тактики действий. Согласно «дорожной аналогии» Нагера и Эллен, цели показывают направление, в котором движется компания, принимая важные организационные решения, в то время как задачи определяют конечный маршрут и успех операции. Исходя из этого коммуникативные стратегии, технологии и тактика не только объясняют логистику передвижения (стратегии) и помогают выбрать подходящую дорогу (технологии), но и предлагают оптимальные транспортные средства (тактика) до пункта назначения.

Стратегическое планирование позволяет GR-мснеджерам своевременно распознавать потенциальные риски, мобилизовывать необходимые ресурсы, управлять медийными повестками, участвовать в формировании публичной политики и в конечном итоге – оказывать влияние на лиц, принимающих важные государственные решения.

Заметим, что при изучении ЛПР в органах власти, очень важен его психографический портрет, основанный на привычках, предпочтениях и отраслевых интересах, включая историю выступлений, голосований и принятия решений. Важно иметь степень вовлеченности в тот или иной законодательный проект, а также его прогнозируемую позицию по конкретному вопросу. Так как провести опрос ведущих законодателей, как правило, очень сложно, то для сбора информации кроме официальных документов требуются налаженные каналы коммуникации с их приближенными лицами, а также с представителями прессы или местных организаций, хорошо знакомыми с позицией, риторикой и деятельностью должностного лица.

Подчеркнем еще раз, что GR-специалист должен досконально знать процедуру принятия решений в органах государственной власти. До начала планирования всей GR-деятелыюсти специалист тщательно изучает специфику деятельности компании, отрасли, в которой компания ведет свой бизнес, выявляет ее основных стейкхолдеров и их ключевые особенности. Знание особенностей бизнеса и стейкхолдеров своей компании, а также процедур принятия решений в органах власти являются базисными знаниями GR-специалиста.

В целом основные этапы GR-деятельности могут быть представлены на рис. 4.1.

Тактику и конкретные технологии GR-деятельности подробно рассмотрим в следующих параграфах, а сейчас остановимся на прямом взаимодействии с органами государственной власти.

Прямое взаимодействие с органами государственной власти предполагает наличие эффективных каналов для межличностной коммуникации и включает в себя:

• непосредственные персональные контакты с представителями органов власти;

Рис. 4.1. Основные этапы GR-деятельности

  • • предоставление законодателям информации по интересующему законодателей вопросу, участие в комитетах, комиссиях, советах и т.д.;
  • • выступления на слушаниях, форумах, саммитах;
  • • неформальные встречи на светских, культурных и просветительских мероприятиях и т.п.

Данные технологии могут являться также и непосредственно лоббистскими технологиями.

Помимо прямого взаимодействия с представителями государственных органов, GR-менеджер должен уметь пользоваться технологиями косвенного воздействия, о которых речь пойдет ниже.

GR-мéнеджмент (англ. Government relations) или отношения с властными структурами — это выстраивание и налаживания взаимоотношений с государственными органами власти, в том числе: с правительством, с региональными и местными органами власти. К этой сфере также относят лоббирования.

Характеристика понятия GR-менеджмент

Специализация GR-менеджера требует большой выдержки и способности к аналитике. В большинстве случаев, как показывает практика, в эту профессию приходят PR-менеджеры и бывшие госслужащие.

Сфера деятельности GRщика, так же как и PRщика, очень обширна. GR-менеджер должен быть в достаточной мере осведомлен о некоторых законодательных актах, должен уметь эффективно взаимодействовать с чиновниками, отраслевыми организациями, своевременно реагировать на административные, политические угрозы для компании извне и, главное, он должен уметь продемонстрировать госорганам значимость деятельности компании на которую он работает .

Что может быть проще, чем договориться с очередным чиновником с помощью очередных зеленых купюр? Чем вам не GR?

Однако взятка — это всего лишь одноразовое решение вопросов бизнеса. Если вы рассчитываете на долгосрочные перспективы развития — вам надо подумать о честном сотрудничестве с государственными органами. Именно здесь необходим профессиональный GR-специалист.

Сегодня в крупных компаниях очень часто можно встретить ведения GR политики сразу несколькими специалистами — юристом, PR-менеджером и самым генеральным директором. Директор устанавливает связи с госчиновниками, пиарщик создает благоприятный имидж организации, а юрист получает все необходимые разрешения, сертификаты и т.д. Возможно, это положительно влияет на ведение GR политики с той точки зрения, что каждый из специалистов выполняет вом работу более качественно и профессионально. Но, тем не менее, правильнее и оптимальнее было бы сосредоточить все эти функции в руках одного человека. Вообще, GR-менеджер обходится компаниям достаточно дорого, поэтому многие оранизации предпочитают приглашать таких специалистов со стороны.

Существующие в настоящее время GR-агентства предлагают далеко не весь спектр GR-услуг.

Чаще всего они сводятся к:

— разработки необходимых документов для проведения кампаний;

— лицензирование деятельности организации и ее дочерних предприятий;

— услуги по получению документации различной категории.

К основным методам выстраивания отношений с властными структурами можно отнести:

  • организация встреч с чиновниками;
  • привязка проектов компании к социально-значимым проектам;
  • участие в политических программах (например, предоставление поддержки отдельным чиновникам на выборах и т. д.).

Функции, которые выполняет GR-менеджер

Основные функции, которые должен выполнять специалист по GR:

  1. Формирование положительного имиджа компании в правительственных кругах.
  2. Решение всех возникающих вопросов с государственными / правительственными учреждениями.
  3. Налаживание взаимоотношений с основными госорганами.
  4. Решение всех судебных вопросов.
  5. Решение вопросов, связанных с выходом компании на новые рынки.

Разница между GR-менеджерами и лоббистами

Характерные признаки GR-специалист Лоббист
Оплата Работает за заработную плату и возможный годовой бонус. Работает за гонорар или процент от сделки.
Уровень (иерархия) взаимодействия В ранге вице-президента или заместителя председателя правления отчитывается перед лицом, возглавляет компанию Взаимодействует с акционером компании или его доверенным лицом.
Технологии реализации заказа Аргументировано (экспертно) доказывает позицию компании перед чиновником. Взятка, политические торги и обмены, разного рода натиска.
Число клиентов Работает на одного заказчика: своего работодателя. Работает со многими клиентами, продавая свои ресурсы.
За что ценится Является профессионалом своего дела, отслеживает возможности и опасности со стороны органов государственной власти. Является доверенным лицом лица принимающего решения (чиновником или депутатом), имеет возможность «решать вопросы» в необходимом органе государственной власти.
С какими органами власти взаимодействует В большей степени — с органами законодательной и исполнительной власти, которые влияют на отрасль и компанию. Работает со всеми органами государственной и муниципальной власти (включая судебную ветвь власти, а также Генпрокуратуру, ЦИК, ЦБ и Счетную палату), на которые есть спрос со стороны заказчика.
Место работы Работает наемным менеджером. Работает на себя или как партнер. Позволить себе лобирование может ограниченное число компаний.

GR-менеджер: спрос и предложение

GR-менеджер ответственный за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. К компетенции менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений.

Рыночный спрос на менеджеров по взаимодействию с органами власти в этих городах примерно равен предложению.

Проверь подходишь ты на должность GR-менеджер

Стать GR-менеджером непросто: даже претенденты на начальные позиции должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности. Кандидаты на должность менеджера по взаимодействию с органами власти должны иметь высшее образование, предпочтение отдается выпускникам факультетов экономики, права или государственного управления. Начинающие GR-менеджеры должны разбираться в отраслевой специфике компании, механизмы лоббирования его интересов в органах государственной власти и международных организациях. Претенденты на эту должность должны владеть ПК на уровне уверенного пользователя, иметь опыт ведения деловой переписки и документооборота. От начинающих GR-менеджеров также требуется знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов. На собеседованиях при трудоустройстве работодатели стремятся выяснить, обладает ли претендент коммуникативными навыками, организаторскими способностями и аналитическим мышлением. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, имеющие дополнительное образование в области связей с общественностью. На начальные позиции в сфере GR-менеджмента могут претендовать только претенденты, имеющие опыт работы в государственных структурах, общественных организациях или PR от 1 года.

Исследование рынка труда показало, что наиболее типичным представителем GR-менеджера является образованный мужчина средних лет. Джентльмены составляют 80% от общего числа претендентов этой должности. Около 50% претендентов составляют граждане в возрасте 30-40 лет. 95% GR-менеджеров имеют высшее образование, 64% менеджеров по взаимодействию с органами власти владеют английским языком на разговорном и на свободном уровнях, 73% из них имеют водительские права категории «В».

Статистические данные

  • Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров 25-55 лет:
    • GR-менеджер в возрасте до 30 лет составляют около 30% от общего числа специалистов;
    • в возрасте от 30 до 40 лет — около 50%;
    • в возрасте от 40 до 50 — около 14%.
  • 80% GR-менеджеров — мужчины;
  • 30% GR-менеджер владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы, на разговорном и на свободном уровнях — около 64%;
  • 95% GR-менеджеров имеют высшее образование;
  • 50% GR-менеджеров прошли специализированные курсы или имеют квалификационные сертификаты;
  • 73% GR-менеджеров имеют водительские права категории «В».

Объект изучения: предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «GR-менеджер».