Характер оценочных суждений

Что такое фактический характер и оценочное суждение?

Фактический характер присущ тем событиям, которые уже свершились. В дальнейшем эти обстоятельства будут являться основой для анализа и оценочных суждений. О том, как оцениваются события, и какие утверждения носят фактический характер, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое фактический характер?

Что такое оценочное суждение?

Что такое фактический характер?

Фактическое суждение констатирует уже свершившееся событие. Именно поэтому мнение, которое носит фактический характер, невозможно опровергнуть.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Те события, которые уже случились, подлежат анализу и последующей оценке. Примером суждений, которые имеют фактический характер, могут быть следующие фразы: «кризис в экономике приводит к увеличению процента безработных граждан», «после окончания войны потребуются затраты на восстановление разрушенных городов». Эти утверждения не несут эмоциональной окраски, они лишь констатируют наступление событий и то, что произойдет после них.

Что такое оценочное суждение?

Любой факт, который имел место, подвергается оценке со стороны каждого человека. Мнение может быть как оценочным – например, выраженным словами «плохо», «хорошо», так и объясняющим позицию человека. Характер оценочных суждений может носить также безразличную направленность.

Оценочное суждение, как правило, выражается с помощью следующих фраз «на мой взгляд», «я считаю», «как отмечал докладчик» и т. д. Но иногда такие суждения являются почвой для объяснения влияния события на другие предметы, для рассуждения о причинах произошедшего события. В этом случае в речи рассказчика будут использованы следующие обороты: «это событие может бытьпримером»; «данный факт является объяснением» и т. д.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

СУЖДЕНИЕ

Значения в других словарях

  1. суждение — СУЖД’ЕНИЕ, суждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. судить в 1 ·знач., обсуждение (·книж. ·устар. ). «С общего сужденья приговорили.» Крылов. Длительное суждение о деле. 2. Мнение, заключение. «Не смею моего сужденья произнесть.» Грибоедов. Толковый словарь Ушакова
  2. Суждение — (judicium) — так называется связь (синтез), в которую сознание ставит свои элементы (представления, понятия) с целью объективного познания. От самого акта С. следует различать его выражение (enunciatio); обыкновенно… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. суждение — Сужд/е́ни/е . Морфемно-орфографический словарь
  4. суждение — суждение , -я Орфографический словарь. Одно Н или два?
  5. Суждение — 1) то же, что Высказывание. 2) Умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности (См. Модальность) сказанного и сопряжённый обычно с психологическим состоянием убеждённости или веры. Большая советская энциклопедия
  6. суждение — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? суждения, чему? суждению, (вижу) что? суждение, чем? суждением, о чём? о суждении; мн. что? суждения, (нет) чего? суждений, чему? суждениям, (вижу) что? суждения, чем? суждениями, о чём? о суждениях… Толковый словарь Дмитриева
  7. Суждение — Суждение (приговор) см. Право, правосудие см. Судить см. Наказание, наказывать. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. Суждение — Основная форма мыслительной деятельности. В С. формулируется предварительный итог мыслительного процесса. С. имеет в своей основе действенный характер и заключает в себе социальный аспект. Отражая отношение субъекта к объекту, С. насыщено эмоционально. Толковый словарь психиатрических терминов
  9. суждение — Суждение, суждения, суждения, суждений, суждению, суждениям, суждение, суждения, суждением, суждениями, суждении, суждениях Грамматический словарь Зализняка
  10. Суждение — 1. высказывание; 2. умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли. С. может быть истинным или ложным. Образуется путём применения предикативных слов (выражающих свойства и отношения) к объекту мысли. Педагогический терминологический словарь
  11. суждение — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  12. суждение — орф. суждение, -я Орфографический словарь Лопатина
  13. суждение — СУЖДЕНИЕ, я, ср. 1. В логике: форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из к-рых одно (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат). 2. Мнение, заключение (книжн.). Высказывать своё с. Каково ваше с. по этому поводу? Толковый словарь Ожегова
  14. суждение — -я, ср. 1. Мнение о чем-л., взгляд на что-л. Суждения об искусстве. □ Дед не терпит, когда при нем высказывают свои суждения: сыновья должны беспрекословно выполнять его приказания. Гладков, Повесть о детстве. || Заключение, решение. Малый академический словарь
  15. суждение — 1) Единица логического мышления, с которой наиболее тесно связано предложение. Предложение и суждение организуют мысль как утверждение или отрицание. Но в отличие от суждения, предложение может содержать вопрос или побуждение. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  16. суждение — СУЖДЕНИЕ -я; ср. 1. Мнение, заключение о чём-л.; взгляд на что-л. С. об искусстве. Высказывать своё с. Самостоятельность суждений. Каково ваше с. по этому поводу? Резкие суждения. Иметь, составлять с. о ком-л. Не иметь определённого суждения о чём-л. Толковый словарь Кузнецова
  17. СУЖДЕНИЕ — СУЖДЕНИЕ — англ. judgement(1 )/ opinion(2); нем. Urteil. 1. То же, что высказывание. 2. Умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного и сопряженный обычно с психол. состоянием сомнения, убежденности или веры. Социологический словарь
  18. Суждение — Предложение, утверждение, высказывание,- повествовательное сообщение, к-рое в силу своего смысла может быть истинным или ложным. В более узком значении термина под С. в математич. логике понимается замкнутая формула логико-математич. Математическая энциклопедия
  19. суждение — Суд, отзыв, отчет, мнение, рассуждение, соображение, понимание, взгляд; усмотрение, благоусмотрение, уразумение, глазомер, прозорливость… Словарь синонимов Абрамова
  20. СУЖДЕНИЕ — СУЖДЕНИЕ – мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел. Различают простые и сложные суждения. Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, т.е. Новая философская энциклопедия
  21. суждение — суждение ср. 1. Мнение о чём-либо. || Заключение, решение. 2. Форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, одно из которых — субъект — определяется и раскрывается через другое — предикат (в логике). Толковый словарь Ефремовой
  22. СУЖДЕНИЕ — СУЖДЕНИЕ ,1) то же, что высказывание. 2) Умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. Большой энциклопедический словарь
  23. СУЖДЕНИЕ — СУЖДЕНИЕ — продукт и результат мыслительного процесса, предполагающего, что субъект, констатируя некоторое положение дел, выражает свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры. Новейший философский словарь
  24. суждение — СУЖДЕНИЕ, суженый, см. судить Толковый словарь Даля
  25. суждение — СУЖДЕНИЕ (нем. Urteil; англ., франц. Judgement) — мыслительный акт, выражающий отношение лица к содержанию высказываемой им мысли. В форме утверждения или отрицания… Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Конспект урока по обществознанию 10 класс по теме: «Многообразие путей познания мира»

Обществознание 10 класс

Тема урока: Многообразие путей познания мира

Цель: объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

Задачи:

  • ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок — деловая игра.

Ход урока

I. Организационный момент

В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И.С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

— Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

— Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

— Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Тема урока: «Многообразие путей познания мира». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Миф и познание мира.

2. «И опыт, сын ошибок трудных…»

3. Народная мудрость и здравый смысл.

4. Познание средствами искусства.

5. Там, где кончается наука.

II. Новый материал

Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания. А для этого вам придется поработать с материалами параграфа и дополнительными материалами.

Группа 1 готовит выступление в защиту мифологических знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 2 готовит выступление в защиту обыденных знаний, используя п. 2 «И опыт, сын ошибок трудных…» § 23 и дополнительный материал.

Группа 3 готовит выступление в защиту народной мудрости и здравого смысла, используя п. 3 «Народная мудрость и здравый смысл» § 23 и дополнительный материал.

Группа 4 готовит выступление в защиту художественно-образных знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 5 готовит выступление в защиту паранаучных знаний, используя п, 4 «Там, где кончается наука» § 23 и дополнительный материал.

Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании «круглого стола», опираясь на вопросы и задания.

Материал для группы 1

Мифология

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф — это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф — это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф — это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф — предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии — то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Геспериды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос — громом, кровь — реками и водоемами, волосы и усы — созвездиями, пот — дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога- обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они — потомки белых обезьян.

Миф — первая форма познания и объяснения общества

Основные тематические циклы мифов:

• космогонические мифы — мифы о происхождении мира и Вселенной;

• антропогонистические мифы — мифы о происхождении человека и человеческого общества;

• мифы о культурных героях — мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

• эсхатологические мифы — мифы о «конце света», конце времени;

• биографические мотивы — рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

• черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

• создаем картину целостной жизни народа;

• мифы сохраняют жизненный опыт народов;

• постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;

• обеспечивает преемственность культурного опыта;

• передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Материал для группы 2

Историк прошлого века С. М. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и подумайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.

Из «Истории России с древнейших времен»

Главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными столпами; надобно было думать о построении другой церкви, и вот в 1472 г. митрополит Филипп призвал двух мастеров — Кривцова да Мышкина — и спросил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы. Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло. Великий князь послал во Псков за тамошними мастерами, пришедшими из Немецкой земли; мастера приехали, осмотрели рухнувшее здание, похвалили гладкость работы, но похулили известь, которая растворялась жидко, не клеевито, что и было главною причиною непрочности дела. Псковским мастерам, однако, не дали поправить ошибку Кривцова и Мышкина; по всем вероятностям, София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там церковного мастера. Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья; то был болонский уроженец Аристотель Фиораванти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным, Аристотель привез сына Андрея и ученика Петра; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною — бараном. «Удивительное дело, — говорит летописец. — Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень». Аристотель съездил и во Владимир; осмотревши тамошнюю церковь, он похвалил ее и сказал; «Это работа каких-нибудь наших мастеров». Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что когда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку. В 1475 г. начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил. Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолепно: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней. Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муроль (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету.

Прочитайте эпизод из рассказа Н. С. Лескова «Левша», где царь в мелкоскоп рассматривает работу — подковы на ногах механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и ответьте на допрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной задачей: подковать блоху.

— Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

— И твое имя тут есть? — спросил государь.

— Никак нет, — отвечал левша, — моего одного и нет.

— Почему же?

— А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может.

Государь спросил:

— Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

А левша ответил:

— Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

— Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.

• Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

• Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

• Покупатель дома нахваливает, а купец — в лавке.

• Домашняя копейка лучше заезжего рубля.

«И опыт, сын ошибок трудных…»

• Опыт повседневной жизни (жизненная практика) — особый способ познания мира.

• Его особенность — получение знаний не самоцель, а «побочный продукт».

• Способ формирования практического знания — трудовая деятельность.

• Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.

• Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».

• Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).

Материал для группы 3

Перед вами русские народные сказки и пословицы на социально- бытовые темы. Познакомившись с ними, постарайтесь доказать правомерность высказывания Н. А. Некрасова: «Русские народные предания, пословицы… наконец, русские народные сказки — память нашего давно минувшего, хранилище русской истории».

Упрямая жена

День не ест, два не ест. Пришел муж: «Ну, что ты делаешь, за что умираешь?»- «Скажи, кому коты купил?» — «Матушке».

Она не пьет, не ест, больна лежит. Опять муж приходит: «Ну, за что умираешь?» — «Скажи, кому коты купил?» — «Матушке».

Она пуще захворала; послали за священником. Приходит муж: «Ну, за что умираешь?» — «Кому ты коты купил?» — «Матушке».

Пришел священник. Опять муж подходит. Она спрашивает: «Кому ты коты купил?» — «Матушке».- «Делай гроб, клади меня в гроб!»

Так и зарыли.

Шемякин суд

Жили-были два брата: один был богатый, другой бедный. Бедный пришел к богатому лошадь попросить. Богатый лошадь дал, а сбруи не дал. Ну, что делать бедному брату? Привязал телегу к хвосту, поехал в лес и нарубил большой воз дров. Приехал домой, ворота отворил, а телега застряла в них; лошадь дернулась — хвост оторвался. Приводит он к брату лошадь без хвоста, а брат рассердился: «Я тебя поведу к Шемяке-судье!»

Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в колыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»

Поехали уже втроем. Едут — по дороге большой мост. Бедняк и думает: «Все равно пропал я. Дай соскочу с моста и убьюсь». А внизу барин вез больного отца. Бедный соскочил с моста, да попал прямо на больного и убил его.

Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показывает судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»

Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье показывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»

Стал барин жаловаться, а бедняк опять Шемяке на камень в платке показывает. Он и говорит: «Ты, бедняк, встань под мостом, а ты, — говорит он барину, — соскочи на него и убей».

Когда ушли все, Шемяка зовет бедного мужика: деньги, мол, давай, а тот разворачивает платок и говорит: «Не по мне бы расудил, я бы Шемяку-судью убил!» Шемяка-судья обрадовался: «Слава богу, что я так рассудил!»

Вот приходит бедняк к брату за лошадью, а тот ему говорит: «Я дам тебе корову, несколько четвертей хлеба, только оставь лошадь!» Взял все это бедняк и пошел к купцу. Испугался купец и стал его просить: «Я дам тебе быка и несколько четвертей хлеба, только не бери хозяйку!» Взял все это бедняк и пошел к барину. «Ну, — говорит, — я стану под мостом, а ты на меня прыгай». Испугался барин прыгать с моста и просит: «Возьми лошадь и несколько четвертей хлеба, только не буду я прыгать…»

Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.

— Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

• Не спрашивай старого — спрашивай бывалого.

• Иному горе — ученье, иному — мученье.

• Не испортив дела, мастером не станешь.

• В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

• Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Народная мудрость и здравый смысл

Народная мудрость — обобщенные практические знания.

Примеры народной мудрости:

• афоризмы: «Любишь кататься — люби и саночки возить»;

• поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

• суждения: «Куй железо, пока горячо»;

• загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».

Отличительная черта народной мудрости — свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

Здравый смысл — стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта

Материал для группы 4

1. Подберите отрывок из литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду».

2. Проанализируйте стихотворение.

После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Р. Рождественский написал такие стихи:

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по гражданской войне…

Как бы хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне!..

…Как они после забытые, бывшие –

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на нее,

Победившую,

Пусть непонятную,

Пусть непростившую

Землю родимую

И — умереть!

Полдень:

Березовый отсвет покоя.

В небе — российские купола,

И облака, будто белые кони,

Мчатся над сенью Сен-Женевьев де Буа.

3. Перед вами картина С. В. Иванова «В приказе московских времен».

— Какие знания вы можете почерпнуть о политической системе XVII в., глядя на нее?

Познание средствами искусства

Произведения искусства помогают ощутить дух времени.

Особенность этой формы познания — художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.

Материал для группы 5

— Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

— Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соотетствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

Там, где кончается наука Характерные черты паранауки — туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления — ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

• Паранаука отличается претензией на универсальность.

• Завышенные претензии на внимание к себе.

• Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

III. Итог урока

Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.

— С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?

— Что объединяет все эти направления?

— Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

— Выполните задания к параграфу.

Часто вызывает трудность разделения мнений на субъективные и объективные. Хотя понимание этого очень важно. И даже не для того, чтобы получить дополнительный балл на ЕГЭ по обществознанию. И это очень пригодится в обыденной жизни. Но давайте все по порядку.

Субъективное суждение или мнение обязательно верно, но для того, кто его выдвигает. Например, субъективным мнением является эталон красоты, вкуса. Но встречаются и более сложные моменты. Например, понятие справедливость – субъективное или объективно? Правильно, субъективное. Потому что для человека справедливо сохранять свой урожай от грызунов. Однако они тоже хотят кушать и расставленные человеком ловушки для них являются несправедливой преградой.

Объективное суждение – это такое суждение, которое верно для всех и в любых обстоятельствах. Так, законы физики объективны и работают вне зависимости от того, знаем мы о них, или просто проходили в школе.

Но в силу того, что объективности в жизни места мало, то и объективных суждений очень мало. Зачастую многие подменяют их субъективными. И вот здесь кроется секрет, который необходимо понимать в обыденной жизни.

Мы все привыкли судить людей по себе. Отсюда обиды и недовольства. А все только потому, что наше субъективное мнение мы считаем объективным. Мы выработали свое мнение об окружающих людях и следуем ему как объективному. А правы ли? Даже отношение к событиям, нас окружающим, субъективное. И значит, для того, чтобы изменить мир, достаточно понять то, что субъективные мнения легко изменить. Мир никогда не станет другим, пока мы о нем плохого мнения.

И еще хочу внести предостережение. Не вздумайте определять субъект и объект с точки зрения субъективности и объективности. Это несколько разные категории, несмотря на то, что имеют один корень.

Category: Обществознание Tag: ЕГЭ, обществознание

За какие высказывания может наступить ответственность?

Понятие «оценочное суждение» всплывает, когда речь идет о защите чести, достоинства и деловой репутации. Последнее время это стало очень актуальным в связи с тем, что участились случаи обращения в суд по таким вопросам и, соответственно, увеличилось количество «оскорбленных» людей.

Каждый год по данной категории в России в судах общей юрисдикции рассматривается в среднем 5000 дел, в арбитражных судах – 800 дел.

В этой статье разберем понятие «оценочное суждение» с юридической стороны и правоприменительной практики.

Оценочное суждение, мнение или убеждение — это выражение субъективных взглядов человека. Они не могут быть проверены на предмет действительности. Поэтому не являются предметом судебной защиты (См. п. 9 ППВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

Для того, чтобы понять является ли высказывание оценочным суждением необходима судебная лингвистическая экспертиза. Только лингвист может установить в какой форме выражена информация – в форме утверждения о фактах или в форме мнения. Это и является ключевым фактором при вынесении решения судом.

Как мы выяснили, за оценочное суждение, мнение или убеждение никакой ответственности не будет.

Ответственность может наступить за:

  1. Утверждения о фактах, которые можно проверить и они не соответствуют действительности.
  2. Субъективное мнение (оценочное суждение, убеждение), высказанное в оскорбительной форме.

Спасет ли фраза «Это мое личное мнение и оценочное суждение»?

Многие думают, что если перед (или после) своей статьи, видеоролика или любого другого контента вставить волшебную фразу «Всё сказанное является моим оценочным суждением», то произойдет чудо и автор закроет себя надежным невидимым щитом от судебных исков. После этой фразы якобы можно говорить что угодно, нецензурно ругаться, оскорблять и за это ничего не грозит. Часто так делают и наверное думают блогеры на ютубе.

Но здесь стоит вспомнить, что если субъективное мнение сделано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на лицо его высказавшее может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением.

Свобода слова и мнения

Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека, свобода выражения мнения, как она определяется в пункте 1 статьи 10 Конвенции, представляет собой одну из несущих основ демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена.

Свобода слова охватывает не только «информацию» или «идеи», которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет «демократического общества».

В любом случае, прежде чем что-то заявить или сказать – нужно хорошо подумать. Особенно в наше «интернетное» время. И всегда помните поговорку: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».