Классификация прямых налогов

Налог взимается государственными органами с населения с целью финансового обеспечения деятельности государства. Обязательный платеж подразделяется на прямой и косвенный. Последний включается в стоимость товаров и услуг, в его качестве выступают акцизы и налоги на добавленную стоимость, сборы с реализации продуктов, услуг.

Определение косвенного налога

Что значит косвенный налог? Налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Основная их особенность состоит в том, что бремя выплат несет на себе конечный потребитель. Косвенные налоги обязательны для уплаты и условно легко собираются. Это объясняется тем, что они включены производителем в стоимостный показатель товаров и услуг.

Посмотреть, какие налоги относятся к прямым, а какие к косвенным можно в таблице прямых и косвенных налогов.

Косвенные налоги в РФ делятся на:

  • индивидуальные: ими облагаются отдельная категория товаров, относящиеся к высокодоходным;
  • общие: ими облагается вся продукция, за исключением некоторых товаров, относящихся к социально-значимым.

Обратите внимание: в ряде случаев рассматриваемый вид сборов можно переложить на приобретателей. Повышение цены товара из-за НДС, взимаемого с продаж, может привести сокращению покупательского спроса. Для того чтобы сбыть товары, продавец вынужден снизить стоимость, но его никто не освобождает от выплат. И в этой ситуации, косвенный приобретает схожие черты с прямым сбором.

Чистые косвенные налоги – это сборы, уплачиваемые в российский бюджет за вычетом субсидий и льгот, положенных определенным юридическим лицам по отдельным направлениям их деятельности.

Что относят к косвенным налогам в России — список

Спикер — Елена Минина, Старший научный сотрудник Лаборатории развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

Все налоги делятся на прямые и косвенные, третьего не дано. Косвенные налоги — налоги на товары, работы и услуги и операции с ними, наиболее известными из них являются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Прямые налоги — налоги на доходы и имущество, наиболее известные из них налог на прибыль и налог на имущество.

Косвенные налоги фактически взимаются не с производителя, а конечного потребителя, включаясь в стоимость товара, работы или услуги, однако возможность перенесения налогового бремени на потребителя зависит от эластичности спроса.

В России все налоги кодифицированы, т.е. все они определены в Налоговом Кодексе РФ, в отдельных его главах. Так НДС посвящена глава 21 НК РФ, акцизам – 22 НК РФ, а государственной пошлине – 25.3 НК РФ. В доступной форме о налогах, которые подлежат уплате налогоплательщиками, можно посмотреть на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru. Перечень косвенных налогов ниже.

НДС — Налог на добавленную стоимость

К косвенным налогам относится НДС. Этот показатель играет большую роль в прибыли продавца. Добавочная стоимость подлежит обложению налогами. НДС – вид косвенного налога, взимаемого с покупателя. На его долю приходится 40% бюджета. Это превышает процентные показатели в формировании казны при поступлении от прямых сборов. Уплата НДС производится по каждой сделке, не имеет значения количество посредников, через которых шла продукция. НДС платит конечный потребитель. Его платят все граждане, субъекты бизнеса. НДС имеет ставки, которые различаются в зависимости от того, какая продукция реализуется. Ставки разные: от 20% до 0%.

Особенностью НДС является тот факт, что налогом облагается не вся стоимость произведенного товара, работы или услуги, а только добавленная стоимость, которая возникла на конкретном этапе создания товара, работы или услуги. Это значит, что в бюджет платится разница между НДС, выставленным покупателям, и НДС, предъявленным продавцами. В случае, если разница получается отрицательной, НДС подлежит возврату из бюджета, что приводит к возникновению налоговых схем.

В соответствии со ст. 164 НК РФ в России применяются ставки 0%, 10% и 20%. Нулевая ставка НДС применяется, например, при экспорте. Ставка в 10% действует в отношении основных продовольственных товаров, товаров для детей, большинства периодических печатных изданий, ряда медицинских товаров, а также услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа. В иных случаях налогообложение производится по ставке 20%. Отметим, что, например, в Казахстане, еще одной стране- члене Евразийского экономического союза (куда входит и Россия), пониженной ставки нет вообще, однако ставка НДС – всего 12%.

Когда НДС 0 процентов:

  • экспорт продукции;
  • пассажирские перевозки (некоторые виды);
  • реализация произведенной продукции;
  • оказание услуг в сфере ЖКХ.

Отметим, что несмотря на то, что как в России, так и в ЕС НДС есть, в США, например, данный налог отсутствует. Вместо него в США применяется налог с продаж, который также является косвенным налогом, но более простым по своей сути с точки зрения расчета налога, подлежащего уплате в бюджет.

Примером косвенного налога выступает акциз. Акцизами в России в соответствии со ст. 181 НК РФ облагаются алкогольная и табачная продукция, этиловый спирт, легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)), автомобильный бензин, дизельное топливо и ряд иных товаров. Теоретически акцизами облагаются товары, наносящие вред здоровью (повышение их стоимости за счет акциза, должно стимулировать снижение потребления данных товаров), а также товары, приносящие повышенную прибыль. Ставки различают по подакцизным товарам, ставка может быть адвалорной (в процентах к стоимости), твердой (в абсолютной сумме), комбинированной (в абсолютной сумме плюс в процентах к стоимости).

Отметим, что исторически первыми были прямые налоги в силу того, что их было легче собирать в виду очевидности их наличия, что касается, например, непосредственно самой недвижимости или привязки налога к количеству труб или окон.

В чем разница прямых и косвенных налогов — отличия, примеры

Директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров об отличиях прямых и косвенных налогов сообщает, что: «Косвенные налоги по факту уплачиваются потребителями, включаясь в стоимость товаров и услуг. Они не облагаются на конкретный объект, тогда как прямые устанавливаются в отношении определенного объекта (транспортные средства, недвижимое имущество, доходы). От них уклониться невозможно: потребитель, приобретая товар, уплачивает этот налог».

В чем различие прямых и косвенных налогов? НДС, акцизы, таможенные пошлины – это разновидности косвенного налогового сбора. От прямого они отличаются тем, что не зависят от дохода человека. Косвенные сборы платятся по умолчанию конечным потребителем, так как входят в стоимость товаров и услуг.

Важно: акциз не имеет единой ставки и устанавливается в индивидуальном порядке. То есть, акциз существует для каждой из групп одноименной продукции. Его ставка утверждается на один год, и далее – на 2 следующих за ним.

Например, налог на имущество относится к прямым, но не косвенным, как и прямой налог НДФЛ. Этот сбор обязан уплачивать в бюджет только тот человек, у которого в собственности находится имущество (налог на имущество) или есть доход — налог на доход физических лиц. Если имущества нет — платить налог не нужно. И этот же гражданин будет платить косвенный сбор при покупке товара в любом случае, от его личных данных размер налога и необходимость оплаты косвенного налога не зависит.

Отличия прямых и косвенных налогов можно отобразить в таблице.

показатели прямой косвенный
кто платит платит владелец имущества конечный потребитель
связь с государством прямая опосредованная
облагаемый объект имущество: движимое или недвижимое услуга, товар, продаваемые
определяющие факторы размера ставки размер полученной прибыли услуга и товар
уровень открытости человек или ЮЛ заранее знает, какую сумму ему нужно оплатить закрытый характер, потребитель не знает, что в стоимость товара входит сбор
расчеты сложные простые
зависимость от факторов да нет

Все косвенные сборы делят на 4 группы:

  1. Универсальные: надбавки, включаемые за несколькими исключениями в стоимость всех товаров и услуг. Например, НДС – косвенный, а не прямой налог.
  2. Индивидуальные: ими облагается отдельная продукция. Например, акциз, либо сбор, связанный с приобретением ювелирной продукции.
  3. Фискальные: уплата сбора за получение разрешительной документации. Например, за выдачу лицензий бизнесу.
  4. Таможенные пошлины: вывозные и ввозные пошлины. Они уплачиваются экспортерами и импортерами товаров. Они фактически включены в стоимость продукции.

Косвенным налогом является таможенная пошлина. Это платеж, уплачиваемый компанией и ИП, которые ввозят товары через границу. Для пошлины не предусмотрено наличия твердой ставки. Объем платежей прописан в соглашениях, которые заключаются между РФ и странами-импортерами. Расчеты происходят по декларации: ее формируют импортеры. Если предприниматель ввозит в РФ определенную продукцию, то декларация подается не позднее 15 дней со дня ввоза.

Важно: Если предприниматель осуществляет импорт товаров и услуг, ему необходимо написать и подать в налоговый орган заявление об уплате косвенных налогов. Документ станет подтверждением того, что бизнесмен занимается импортом, что актуально для вычета НДС при ввозе.

Итог: Какие налоги можно отнести к косвенным?

Это сборы, которые поступают в федеральную казну и создаются как надбавка за товар и услугу. Они реализуются продавцом. В его обязанность входит включение надбавки в продукцию или в часть платежа. Налог не присоединяется как доход к компании, реализующей продукцию, он направляется в бюджет государства. Продавец является посредником между государством и населением, которое платит косвенные, но не прямые налоги. Доход продавца не уменьшается, но и не становится больше. А государство получает пополнение бюджета за счет косвенных сборов.

Транспортный налог, земельный налог, подоходный налог относятся к прямым налогам, а не к косвенным.

Плательщиками сборов (формальными) выступают предприниматели. Фактическими – третьи лица, которые выступают конечными потребителями товаров, услуг и работ.

Преимущества и недостатки косвенных налогов

Преимущества:

  • оперативность поступления в бюджет;
  • стабильность;
  • не требуется усиленного контроля над их поступлением в казну;
  • увеличение доходов государства благодаря стабильному и своевременному поступлению косвенных сборов;
  • для потребителя эти сборы удобны тем, что не требуют накопления денежных средств, у них отсутствует характер принуждения, потеря времени при оплате;
  • сокрытый характер: граждане могут и не подозревать, что выплачивают сбор.

Недостатки:

  • имеют фискальное значение;
  • ограничивают доход предпринимателей, так как не всегда существует возможность повысить цену товаров пропорционально косвенному сбору, особенно при увеличении налога.

С каких товаров не взимается косвенный налог

Существует группа товаров, имеющая льготное обложение:

  • товары для детей;
  • пресса;
  • лекарственные препараты;
  • медицинские изделия.

Косвенный налог НДС не платят определенные субъекты предпринимательской деятельности. Это компании, выступающие экспортерами, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, сфера ЖКХ. НДС не платят образовательные учреждения, научно-исследовательские, научные организации, учреждения культуры, медицинские организации.

Интересный факт: Примером сбора, который не является косвенным или прямым налогом можно назвать государственную пошлину. Это непрямые платежи в российскую казну. Государственная пошлина берется с пользователя за оказание правовых услуг. Пользователи обращаются в государственные органы, которые от имени государства оказывают им услуги. Выплачивается государственная пошлина не всегда, то есть сбор не является обязательным. Ее необходимо оплатить только в случае, если гражданину или организации нужно совершить определенное юридическое действие. Размер этого сбора имеет фиксированное значение.

Заключение от эксперта

Спикер — Ксения Филимонова, юрист департамента правового и налогового консалтинга «Прифинанс».

В широком смысле косвенные налоги представляют собой налоги на потребление, в отличие от прямых налогов, которые взимаются с доходов или имущества.

Налоговый кодекс России предусматривает два косвенных налога – налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Указанные налоги регулируются главами 21 и 22 части второй российского Налогового кодекса соответственно.

Обязанность по подаче налоговых деклараций по НДС/ акцизам, расчету налогов и перечислению налогов в бюджет лежит на организации-плательщике НДС/ акцизов. Однако фактически бремя по уплате косвенных налогов лежит на конечном потребителе, поскольку суммы НДС и акцизов закладываются в цену товаров (работ, услуг). В этом переложении налога и состоит основное отличие косвенных налогов от прямых.

Когда уплачивается НДС

НДС уплачивается при реализации товаров (работ, услуг) на территории России, при импорте товаров в Россию, а также при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд и выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. НДС называют «ступенчатым» налогом, так как НДС предъявляется на всех этапах производства и реализации.

Сумма налога добавляется к стоимости товара или стоимости затрат на производство. Для расчета сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, налогоплательщик вычитает «входной» НДС – налог, уже уплаченный поставщиком при приобретении товаров (работ, услуг), из НДС, исчисленного при реализации.

Базовая ставка НДС в 2019 году составляет 20% (для некоторых категорий товаров применяется пониженная ставка – 10%; для экспорта товаров и услуг из России установлена нулевая ставка НДС).

Особенности акцизов

Реализация подакцизных товаров (то есть алкогольных напитков, табачных изделий, легковых автомобилей, бензина и пр.) облагается акцизами. В отличие от НДС, акциз уплачивается производителем, импортером товара один раз и включается в стоимость реализуемого товара.

Интересный факт про акцизы на алкоголь

В заключение отметим, что в целом налогоплательщику сложнее оптимизировать косвенные налоги, так как они связаны с оборотом и не зависят от наличия или отсутствия у компании прибыли. К косвенным налогам не применяются налоговые льготы, которые предусмотрены для налога на прибыль организаций.

Для государства косвенные налоги более просты в администрировании. Поэтому существовало мнение, что в развивающихся странах доля поступлений от таких налогов выше, а в развитых – наоборот. Однако эта точка зрения не подтверждается практикой – во многих экономически развитых европейских странах доля поступлений от косвенных налогов весьма значительна, так как в этих странах высокий уровень потребления.

Что такое прямые и косвенные налоги

Прямые и косвеннные налоги — это два основных типа налогов, которые различаются между собой по способу взимания. Это ключевой признак, на котором основана классификация налоговых обязательств на прямой налог и косвенный; примеры того, какие налоги косвенные, а какие прямые, рассмотрим в нашей статье.

Характеристика прямых и косвенных налогов

Ключевое отличие прямых налогов от косвенных заключается в способе их изъятия у налогоплательщиков. Так, чтобы определиться с отличиями, нужно раскрыть понятия данных групп налоговых обязательств.

Прямыми называют те налоговые обязательства, которые изымаются у налогоплательщиков напрямую с их имущественных активов или полученных доходов. Условия данного вида налогообложения предусматривают конкретные ставки либо фиксированные платежи в пользу государственного бюджета. Причем экономический субъект самостоятельно исчисляет и уплачивает обязательства за счет своих собственных средств и капиталов.

Косвенные же взимаются не напрямую, а учитываются в определенных величинах. Такой вид обязательств представляет собой специальную наценку на стоимость товара либо работы или услуги, реализуемой на территории нашего государства. Если говорить простым языком, то эта торговая наценка включается в стоимость товара продавцом, но оплачивает ее уже конечный покупатель. Следовательно, продавец в данной цепочке выступает в роли посредника: он начисляет надбавку, он же ее и уплачивает в государственный бюджет. А вот оплачивает надбавку потребитель. Именно поэтому такие обязательства называют сборами за потребление.

Итак, чем отличаются прямые налоги от косвенных? Основное отличие прямого налога от косвенного заключается в способе изъятия: напрямую с объекта обложения либо в виде потребительской наценки.

Прямые и косвенные налоги: таблица

Все действующие налоги и сборы по способу взимания бывают только двух видов. Эти виды налогов: прямые и косвенные. Для наглядности представим группировку в виде таблицы.

Итак, классификация налогов по методу взимания:

Прямые

Косвенные

Наименование

Описание

Наименование

Описание

НДФЛ

Взимается с дохода, который был начислен в качестве вознаграждения за труд физическому лицу. То есть с дохода гражданина удерживается 13 % (исключения — 9 %, 35 %) в пользу государства. В большинстве случаев НДФЛ удерживает работодатель сотрудника, то есть налоговый агент.

НДС

Представляет собой торговую наценку, которая применяется практически ко всем видам продукции, а также к услугам и работам, реализуемым на территории РФ. Помимо российских товаров, НДС включается в стоимость продукции, ввозимой на территорию России из других государств.

Ключевая ставка по НДС — 18 % — устанавливается в большей части продукции. Однако чиновники предусмотрели льготные ставки в 10 и 0 %.

ННПО

Рассчитывается с прибыли, полученной организациями в отчетном периоде. Размер платы — 20 % в пользу государственной казны. Отметим, что налогооблагаемой базой признаются доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов.

Акцизы

Отдельный вид наценки, который включается в стоимость товаров, определенного рода продукции (бензин и топливо, спирт и алкогольная продукция, табачные изделия). Наценка устанавливается в фиксированном виде, причем отдельно для каждой категории товаров.

Имущественный

Определяется как процентная ставка к кадастровой и(или) оценочной стоимости имущества. Отметим, что имущество должно находиться в собственности граждан или организаций. Ставки определяются региональными властями в индивидуальном порядке для каждого субъекта РФ.

Таможенные пошлины

Устанавливается вне зависимости от стоимости и вида ввозимой продукции. Рассчитывается исходя из договоренностей, заключенных между РФ и странами-импортерами.

Исчисляется на основании декларации, которую импортеры должны подать в течение 15 дней с момента ввоза продукции на территорию нашей страны.

Земельный

Исчисляется по отношению к земельным участкам, переданным в собственность граждан и организаций. Порядок налогообложения устанавливают на муниципальном уровне

Государственные пошлины

Уплачивается за осуществление действий юридического характера. Установлены в фиксированном размере.

Транспортный

Размер налогового обязательства определяется в зависимости от мощности транспортного средства. Причем для разного рода объектов установлены отдельные фиксированные ставки.

Лицензирование бизнеса

Для получения разрешения на ведение отдельного вида деятельности субъекту необходимо пройти процедуру лицензирования. Стоимость лицензирования не зависит от ожидаемого дохода, наличия имущественных активов и прочих показателей.

Специальные налоговые режимы (патент, УСН, ЕНВД, ЕСХН)

Устанавливаются как процент от полученной прибыли либо к полученным совокупным доходам. Отдельные спецрежимы представляют собой фиксированный платеж в пользу государственного бюджета.

Сравнительный анализ

Как мы отметили выше, налоги бывают прямыми и косвенными, то есть разделяются по способу изъятия налоговых обязательств у плательщиков. Однако, помимо особенностей изъятия обязательств, КН и ПН имеют множество дополнительных отличий.

Так, например, ПН собираются в бюджете государства с большими затруднениями. То есть по имущественным и доходным обязательствам имеются большие задолженности за налогоплательщиками. Помимо уклонения от уплаты, некоторые экономические субъекты умышленно занижают налогооблагаемую базу, чтобы снизить размеры платежей.

Однако имущественные и доходные сборы оправданны, так как взимаются с конкретного объекта. Сумма рассчитывается в зависимости от объема налогооблагаемого объекта, выраженного в денежном эквиваленте.

А вот КН не оправданны, они устанавливаются в виде торговой наценки, которой могло и не быть. В то же время проблем с уплатой таких обязательств возникает намного меньше. Следовательно, КН довольно быстро собираются, что позволяет направлять денежные средства на бюджетные расходы. Отметим, что объем и процентное соотношение прямых и косвенных налогов регулируются на законодательном уровне. Это позволяет своевременно сокращать разницу между доходной и расходной частями бюджета.

CATBACK.RU

Все темы: Налогообложение

Налог. Классификация налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

  • императивно-обязательный характер;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма;
  • публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

  • общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  • маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц;
  • смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

  • имущественные налоги;
  • ресурсные налоги (рентные платежи);
  • налоги, взимаемые от выручки или дохода;
  • налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

  • налоги, относимые на индивидуальный доход;
  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, относимые на финансовые результаты;
  • налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

  • собственные (закрепленные) налоги;
  • регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

  • периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
  • срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

9. По принадлежности к уровню правления:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Существуют три способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Все теоретические статьи

Принципы, понятия и классификация налогов (стр. 1 из 2)

ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

1. Принципы налогообложения

Основные принципы налогообложения сформировались в период становления теоретической базы налогов. Известный шотландский экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование окружающей среды, природы и причинах богатства народов» (1776) вывел основные принципы налогообложения:

· всеобщность,

· справедливость,

· определенность,

· удобство.

Со временем этот перечень был дополнен принципами:

· обеспечения достаточности и

· подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с нуждами и возможностями государства),

· выбора надлежащего источника и объекта налогообложения,

· однократности обложения.

Современные принципы «хорошей налоговой системы»:

1. Экономическая эффективность. Налоговая система должна носить поощрительный характер, не мешать эффективному использованию ресурсов, развитию предпринимательства.

2. Дешевизна налогообложения. Законы о налогах должны быть простыми по формулировке, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

3. Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на изменения экономической ситуации.

4. Определенность налогообложения. Налоговая система должна иметь такую структуру: при которой каждый налогоплательщик точно знает сколько он платит.

5. Справедливость. Налоговая система должна обеспечивать справедливый подход к различным членам общества. Каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства.

2. Налоговое законодательство

Система налогов, взимаемых в Федеральный Бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным Законом. Новая налоговая система Российской Федерации практически была создана в 1991г., когда в конце этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе:

· «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,

· «О налоге на прибыль предприятий и организаций»,

· «О налоге на добавленную стоимость»,

· «Об акциях»,

· «О налогообложении доходов банков»,

· «О налоге на имущество предприятий»,

· «О государственной пошлине»,

· «О подоходном налоге с физический лиц».

Вышеперечисленные законы о налогах вводились с 1 января 1992г., и явились основой создания единой налоговой системы в Российской Федерации. Несмотря на достаточно разработанную налогово-правовую базу, действующая система налогообложения Российской Федерации не является совершенной. В реальной действительности имеют место отступления от вышеуказанных принципов. Во-первых, отсутствие стабильности налогового законодательства, внесение в него частых серьезных изменений, существенно влияющих на условия предпринимательской деятельности. Во-вторых, в большинстве случаев действующие законы по налогам не являются законами прямого действия.

3. Понятие налога и налоговой системы

Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В этом законе даются следующие понятия и определения налоговой системы:

а) Налог:

— это сбор, устанавливаемый и взимаемый государством для удовлетворения общественных потребностей. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Сущность налога — изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

· работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход,

· хозяйственные субъекты, владельцы капиталов, действующие в сфере предпринимательства.

б) Налоговая система:

· совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

· субъект налогообложения;

· объект налогообложения;

· ставка налога;

· налоговые льготы;

· правила исчисления и порядок уплаты налогов;

· штрафы и другие санкции за неуплату налогов.

Налоговая система бывает унитарной, двух или трех уровневой. Например, в Российской Федерации трехуровневая система налогообложения. Налоги подразделяются на:

· федеральные,

· налоги республик в составе России, краев и областей,

· местные налоги.

Такой порядок заменил прежнюю, практически унитарную систему формирования государственных доходов. В период централизованного планирования государство одновременно обладало властью облагать налогами и в тоже время являлось владельцем предприятий.

Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга по ряду факторов:

o структуре,

o набору налогов,

o способу взимания,

o налоговым ставкам,

o фискальным полномочиям различных уровней власти,

o налоговой базе,

o налоговым льготам.

Трехуровневые налоговые системы функционируют в большинстве федеральных государств. (Например, в США функционируют федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги). Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.

в) Плательщики налогов:

— юридические лица иди другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Все налогоплательщики обязаны встать на учет в органах государственной налоговой службы. Документ, подтверждающий постановку налогоплательщика на учет в налоговом органе является основанием для открытия расчетного и других счетов в банках и других кредитных учреждениях.

г) Объекты налогообложения :

· имущество юридических и физических лиц и его передача;

· прибыль;

· доходы;

· добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

· стоимость определенных видов товаров;

· отдельные виды деятельности налогоплательщиков;

· операции с ценными бумагами;

· пользование природными ресурсами;

· имущество юридический и физический лиц и его передача;

· другие объекты, установленные законодательными актами.

Общий уровень налогового изъятия определяется:

· величиной и настоятельностью общехозяйственных потребностей,

· размерами предложения общественных благ,

· масштабами диспропорций в национальной экономике, которые намечено устранить,

· задачами социальной политики в данном периоде.

д) Налоговая ставка —

сумма, которая должна быть уплачена с данной единицы обложения. Как правило, налоговая ставка определяется в процентах.

Ставки могут быть постоянными, например, со всех плательщиков берется одинаковый процент. налоговая ставка будет пропорциональна сумме получаемого дохода или ценности имущества. Налоговая ставка может быть прогрессивна, т.е. она возрастает с увеличением облагаемого дохода. В действующем законодательстве предусматриваются единые ставки независимо от ведомственной подчиненности предприятий и форм собственности.

4. Функции налога

это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Поэтому направление налоговой политики определяется соотношением ее главных функций:

· распределительная,

· контрольная.

Осуществляя первую, государство пытается стимулировать с помощью налоговых льгот развитие наиболее важных отраслей. Это связано с тем, что распределительная функция обладает фискальными и регулирующими свойствами. Налоги — не только один из основных каналов формирования доходов бюджета, но одновременно и самостоятельный инструмент управления, который осуществляется с помощью налоговых льгот.

К налоговым льготам относятся:

· необлагаемый минимум объекта налога,

· изъятие из обложения определенных элементов объекта налога,

· освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков,

· понижение налоговых ставок,

· вычет из налогового платежа за расчетный период,

· целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов),

· прочие налоговые льготы.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

5. Классификация налогов

Классификация налогов осуществляется на основе признаков.

Во-первых, налоги подразделяются на общие и особенные.

Общие — налоги взимаемые с продаж, с имущества, с дохода.

Особенные — налоги взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода (например, налоги на автомобили или на наследство).

Во-вторых, налоги классифицируют на прямые, косвенные и безразличные.

Прямые — налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход, налог на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала).

Косвенные — те налоги, которые вносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например, налог с продаж или НДС, которые вносятся в казну продавцом, но фактически оплачиваются покупателем, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).

Безразличные — налог, источник уплаты которого не имеет значения и поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог, налог на собак).

Какие налоги являются косвенными

Косвенные налоги — это налоговое обязательство, которое рассчитывается не напрямую к налоговой базе, а включается в стоимость реализованного или купленного товара, работы, услуги. Примеры рассмотрим в нашей статье.

Налоговые обязательства — это платежи в бюджетную систему, которые взимаются с доходов, имущества и иных объектов, признанных налогооблагаемыми. Все обязательства перед бюджетом можно разделить на прямые и косвенные налоги.

Общая характеристика

Ключевая группировка налоговых обязательств подразумевает разделение всех бюджетных платежей на две большие группы: прямые и косвенные налоги, перечень которых приведем ниже. Разберемся, с ключевыми понятиями.

Так, к прямым обязательствам следует относить все платежи, которые взимаются напрямую с имущественных активов налогоплательщика либо с полученных им доходов. Иными словами, налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает транши в бюджет. Причем перечисления осуществляются за счет собственных средств собственника имущества или доходов. Примерами таких НО могут выступать: НДФЛ, ННО, обязательства по имуществу, транспорту, земельным участкам и прочим активам.

К косвенным налогам относится обязательство, которое рассчитывается не напрямую к налоговой базе, а включается в стоимость реализованного или купленного товара, работы, услуги. Простыми словами, продавец при определении конечной цены реализации товара закладывает определенный тариф налогового обязательства. Следовательно, косвенные налоги взимаются с покупателя при осуществлении расчетов за приобретенный товар. Именно покупатель оплачивает учтенный в цене дополнительный тариф. После чего этот тариф, оплаченный покупателем, продавец товаров перечисляет в бюджет.

Иными словами, ключевое отличие заключается в характере изъятия. То есть прямые сборы применяются именно к имущественным или доходным активам налогоплательщика. А непрямые исчисляются как определенная надбавка. В большинстве случаев надбавка устанавливается к стоимости реализуемых активов или услуг. Однако к КН можно отнести и фиксированные платежи, которые определяются независимо от налогооблагаемой базы.

Что такое косвенный налог: определение

Фактически, косвенным налогом является дополнительный тариф, который продавец включил в стоимость реализуемых ценностей или услуг. Однако оплачивать эту наценку приходится покупателю. Продавец — всего лишь посредник, который устанавливает наценку и уплачивает ее в бюджет по окончании расчетов.

Также можно сказать, что к косвенным налогам относят обязательства на потребление. То есть такие платежи в бюджет уплачиваются с объектов, приобретаемых для собственных нужд, то есть для нужд потребления. Такие обязательства еще называют сборы за потребление.

Теперь определим, какой налог является косвенным?

Виды косвенных налогов

Согласно действующему фискальному законодательству, чиновники определили, какие налоги относятся к косвенным. Так, главы 21 и 22 НК РФ устанавливают ключевые нормы применения НДС и акцизов. Именно эти платежи считаются косвенными налогами, обязательными для уплаты в бюджет.

Отметим, что все КН зачисляются в федеральный бюджет. То есть ставки и порядок налогообложения устанавливаются Правительством РФ.

Помимо НДС и акцизных платежей, в пользу государства уплачиваются другие КН: это таможенные сборы и косвенные налоги на бизнес. Рассмотрим особенности каждого НО подробнее.

НДС

Самое распространенное налоговое обязательство, которое устанавливается практически на все виды товаров, работ или услуг, реализуемых на территории нашей страты. Также НДС применяют при определении стоимости товаров при ввозе их на территорию России из других государств.

Ставка НДС имеет три ключевых значения: 0 % — льготная, 10 % — для определенного рода продукции, 20 % — распространяется на все остальные товары.

Как мы отметили выше, обязательства оплачивают покупатели реализуемых товаров, работ, услуг. Однако у данного НО имеется обязательное условие — наличие посредника между покупателем и государственным бюджетом. В роли этого посредника выступает продавец.

Акциз

Обязательство, которое распространяется только на определенные виды товаров и произведенной продукции. Например, акцизы включаются в стоимость:

  • бензина;
  • этилового спирта;
  • сигарет;
  • алкоголя;
  • легковых автомобилей;
  • спиртосодержащей продукции;
  • дизельного топлива.

Единой ставки по акцизам не существует, так как значение устанавливается в индивидуальном порядке. То есть отдельно для каждой группы подакцизной продукции. Причем значения утверждаются на календарный год и на 2 последующих.

Таможенные сборы

Платежи, которые уплачивают компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ. Для косвенного налога не характерно наличие фиксированной тарифной ставки. Объем платежей по таможенным пошлинам определяется исключительно из действующих условий соглашений, заключенных между РФ и странами-импортерами.

Расчеты осуществляются на основании деклараций, которые заполняют импортеры. Напомним, что при ввозе продукции в нашу страну необходимо подать декларацию в установленной форме не позднее 15 дней с момента ввоза.

Лицензирование бизнеса

Косвенные налоги, наряду с прочими, включают в себя лицензирование бизнеса. Что это такое? Определенный вид обязательств, который нельзя отнести к прямым. Так, например, для осуществления определенного рода деятельности компания обязана получить соответствующее разрешение. Простыми словами, пройти лицензирование.

Государственные пошлины

Данный вид сборов также можно отнести к непрямым платежам в бюджет. Почему? Государственная пошлина взимается за определенную юридическую услугу, которая оказывается госорганом. Платеж не является обязательным, то есть он оплачивается только тогда, когда налогоплательщику требуется оформить определенное юридическое действие. Значит, к прямым бюджетным траншам отнести госпошлину никак нельзя.

Также размер госпошлины имеет фиксированные значения, которые устанавливаются вне зависимости от имущественных и материальных характеристик экономического субъекта.