Когда отменят Платон?

Последние новости о системе Платон

Система Платон — последние новости на текущий момент связаны с рассмотрением возможности введения аналогичной системы сбора платежей для региональных дорог. Это объясняется тем, что пока часть средств, полученных за использование федеральных трасс, направляется на поддержание приемлемого состояния дорог в регионах. О том, какие изменения планируются в данной сфере, читайте в статье.

Что нового о системе «Платон» в СМИ на сегодня

Самые свежие новости против системы «Платон» и ее аналога для регионов

Как планируется усилить контроль за большегрузами для взимания платы и штрафов

Итоги

Что нового о системе «Платон» в СМИ на сегодня

По состоянию на октябрь 2016 года в новостях о системе Платон широко обсуждаются планы Минтранса РФ и Госдумы ввести аналог системы для региональных дорог (в настоящее время плата собирается только за пользование федеральными трассами).

Основные причины этого таковы:

  1. С момента ввода в действие системы «Платон» в конце 2015 года (напомним: это произошло после выхода закона от 06.04.2011 № 68-ФЗ, изменившего закон «Об автодорогах» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ и КоАП РФ, принят Госдумой 20.12.2001) и по октябрь 2016-го произошло следующее:
  • было собрано порядка 15,8 млрд руб.;
  • из них направлено на ремонт региональных путей (как самых «убитых») — 10,8 млрд руб.;
  • был сделан вывод о том, что остатка собранных средств не хватит на запланированное обновление федеральных дорог.
  1. Как следствие, для того чтобы продолжать выполнять запланированные мероприятия за счет сборов с большегрузов, имеются 2 пути:
  • увеличить тариф за проезд большегрузного транспорта до изначально запланированных величин (сейчас действует пониженный тариф 1,53 руб. за 1 км, однако изначально планировался размер тарифа порядка 3,5 руб. за 1 км с периодической индексацией с учетом уровня инфляции);
  • ввести порядок сбора средств с большегрузов за разбитые дороги, находящиеся в региональном ведении.

Увеличение тарифа в 2 раза, по мнению различных социальных институтов, высказываемому СМИ, может привести к серьезному всплеску социального недовольства. Подобное уже происходило в конце 2015 года при внедрении в жизнь системы «Платон». Поэтому все большее внимание законодателей обращается на вариант с созданием аналога системы «Платон» в регионах.

Самые свежие новости против системы «Платона» и ее аналога для регионов

Баталии 2015 года — забастовки дальнобойщиков в десятках городов России, критика Минэкономики в отношении полезности реального эффекта от системы — уже отошли в прошлое. «Платон» работает.

2016 год принес следующие результаты:

  • По судебной претензии КПРФ о конституционности введения системы — постановлением Конституционного суда РФ от 31.05.2016 № 14-П/2016 сбор государством платы с большегрузов признан не противоречащим Конституции РФ.
  • По судебному иску от членов «Фонда борьбы с коррупцией» касательно легитимности оператора системы (ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», во-первых, является частным предприятием, а во-вторых, было выбрано вне конкурса) — судом первой инстанции в иске было отказано полностью (решение АС Москвы от 11.04.2016 № А40-234411/2015). Серия последующих жалоб также не была удовлетворена. Последнее решение АС Московского округа № Ф05-15398/2016 вышло 18.10.2016. Это была последняя кассационная инстанция, и она оставила исходное решение (отказ в исковых требованиях) без изменений.

Таким образом, по мнению экспертов, юридические варианты борьбы против системы «Платон» и ее возможных аналогов оказались к концу 2016 года исчерпаны.

Как планируется усилить контроль за большегрузами для взимания платы и штрафов?

Пожалуй, единственным результатом акций протеста водителей большегрузов по итогам 2015 года стала заморозка штрафов, изначально предусмотренных за нарушения, указанные в постановлении Правительства РФ «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам…» от 14.06.2013 № 504. Затем законом от 14.12.2015 № 378-ФЗ были внесены поправки в ст. 12.21.3 КоАП РФ, которые:

  • существенно снизили размер штрафов за неоплату проезда по федеральным дорогам большегрузов (5 000 руб. за первичное нарушение, 10 000 руб. — за повторное);
  • сократили список адресатов для наложения штрафов (например, вместо градации штрафуемых на ответственных за движение лиц, ИП, юрлиц и т. п. теперь штраф платит или собственник (неважно, в каком статусе), или «пойманный» на большегрузе водитель, если собственник большегруза — иностранец).

Вместе с тем продолжаются разработки всеохватывающей системы контроля за теми, кто пытается бесплатно ездить по федеральным дорогам. Помимо данных с бортовых устройств, позволяющих устанавливать местонахождение грузового автомобиля, для поимки нарушителей работают:

  • Специальные контрольные рамки, на которых установлены фронтальная камера (для снятия данных о номере авто) и боковая (определяющая тип авто исходя из габаритов и количества осей). В течение 2016 года количество таких рамок планируется довести до 214, а к концу 2017-го — до 500.
  • Группа мобильного наблюдения на дорогах, включающая 100 автомобилей, оснащенных фиксирующими нарушения устройствами.

Данные с объектов контроля направляются в ГИБДД, где затем оформляются штрафы.

В сентябре 2016 года, по итогам совещания глав министерств, было выдвинуто предложение Минпромторгу, Минтрансу, Минэкономики и Минкомсвязи представить проект создания «Единой государственной среды передачи навигационной информации» — ЕГСНИ, которая объединит в себе данные системы «Платон», тахографа и ЭРА-ГЛОНАСС.

ДЛЯ СПРАВКИ:

  • Тахограф — крепимый на транспортное средство блок, позволяющий контролировать режим скорости и рабочий режим водителей (время работы и отдыха).
  • ЭРА-ГЛОНАСС — система контроля и помощи при ДТП (ЭРА — экстренное реагирование при авариях), которой оснащаются авто.

По замыслу авторов идеи объединения, многофункциональное устройство, совмещающее в себе все три контрольных функции, позволит:

  • значительно оптимизировать затраты на оснащение автомобилей (владельцы автомобилей часто снабжаются устройствами безвозмездно, например бортовыми регистраторами системы «Платон»);
  • создать объединенную систему контроля за всеми перемещениями и ситуациями зарегистрированного транспортного средства.

Пока проект находится на стадии обсуждения. Однако уже есть противник этой идеи, а именно Минтранс. В ведомстве считают, что суммарным эффектом от объединения может стать снижение коэффициента надежности в каждой отдельно взятой системе. Чего нельзя допускать в отношении ЭРА-ГЛОНАСС, т. к. изначально система разрабатывалась не для помощи в фискальном контроле, а для спасения жизней в нештатных ситуациях на дорогах.

Состоится объединение или нет, покажет будущее.

Итоги

Систему «Платон» пока можно считать функционирующей в тестовом режиме. Однако, судя по всему, режим этот скоро станет постоянным. Есть тенденции к тому, что аналогичная схема платы за пользование будет применена и для региональных автодорог. Еще одна тенденция — планирование создания единой системы передачи навигационной информации. Судя по тому, что принцип такой системы напоминает уже внедренный ЕГАИС, а также находящуюся в стадии разработки единую систему сбора фискальной информации с ККТ, план создания ЕГСНИ будет так или иначе реализован.

Больше о тенденциях развития системы налогов и сборов в РФ читайте в статье:

«Что нового в учетной политике на 2016?».

Еще о системе «Платон»:

«Система «Платон» — личный кабинет пользователя (нюансы)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Взимание системой «Платон» платы с грузовиков могут приостановить

«Временная отмена «Платона» заявлена как одна из мер, позволяющих упростить и снизить издержки, связанные с транспортировкой продуктов питания и товаров первой необходимости непродуктового сегмента. Сейчас эта мера, насколько я знаю, поддержана и должна быть реализована», — сообщил собеседник агентства.

Вспышка вызываемого новым коронавирусом заболевания была зафиксирована в конце 2019 года в Центральном Китае, позднее распространилась более чем на 140 стран и была признана Всемирной организацией здравоохранения пандемией. По последним данным, в мире заразились свыше 210 тыс. человек, зафиксировано около 8,5 тыс. смертельных исходов. В России зарегистрировано 199 случаев заражения.

Для информирования о ситуации в РФ правительство запустило ресурс стопкоронавирус.рф и разрабатывает меры поддержки отраслей экономики, столкнувшихся со сложностями из-за пандемии нового коронавируса.

«Платон» (от «плата» и «тонна») — российская система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Собранные средства поступают в федеральный бюджет, откуда направляются на ремонт, содержание дорожного полотна и развитие транспортной инфраструктуры.

По информации СМИ, решение о временной приостановке системы уже принято – но в РТИТС об этом пока не знают.

В России могут приостановить взимание платы за проезд по федеральным трассам, осуществляемое в рамках системы «Платон». Об этом сообщают СМИ, ссылаясь на текст антикризисного плана, подготовленного правительством.

Источник ТАСС отмечает, что отмена «Платона» позволит снизить расходы перевозчиков на доставку продуктов питания и предметов первой необходимости. Он подчеркивает, что эта мера получила одобрение правительства и должна быть реализована.

Мы решили узнать, как перевозчики относятся к идее временной отмены «Платона».

— Всякое снижение финансовой нагрузки на перевозчика в таких обстоятельствах это, в общем, уже неплохо, – уверен координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

По мнению эксперта, коронавирус серьёзно ударит по отрасли грузоперевозок: закрытие границ и снижение потребления выведет из бизнеса огромное количество транспорта. В результате снижения объемов производства значительная часть перевозчиков может остаться без постоянной работы, поэтому даже такое, сравнительно небольшое (обычно затраты на «Платон» оцениваются в 2-3,5% от общей стоимости перевозки) облегчение будет полезным.

— Если «Платон» отменится, перевозчику, конечно, станет чуточку полегче, – отмечает председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров. – Процентов на 20 будет проще дышать.

Дело даже не в затратах, а во взаимодействии с «Платоном». Сейчас нигде не достать эти коробочки и никто из перевозчиков не может оформить карты, поскольку система за прошедшие 5 лет так и не заработала.

Постоянно звонят люди и рассказывают, что оформили карты, но штрафы им всё равно приходят.

Среди других мер, которые могли бы облегчить работу перевозчиков, Сергей Владимиров выделяет отмену НДС. Стоит отметить, что бизнес-омбудсмен Борис Титов недавно также предложил отменить НДС для малого и среднего бизнеса на время действия карантинных мероприятий.

Спустя несколько часов после появления информации о возможной отмене «Платона» оператор системы, компания РТИТС заявила, что официальных данных о приостановке системы не получала.

— Пока это не более чем предложение неизвестных нам людей. Никаких соответствующих распоряжений на уровне правительства и Минтранса не поступало, – отметил представитель компании в беседе с журналистами.

СМИ считают перспективу временной приостановки «Платона» вполне реальной. Кабмин сегодня предпринимает различные меры для поддержки экономики; некоторые из них (например, отмена ограничений на въезд в крупные города и весового контроля для товаров первой необходимости) напрямую относятся к сфере автоперевозок. Но некоторые перевозчики относятся к возможности освобождения от «Платона» со скепсисом.

— Его не отменят. Уж больно сладкий кусок, – считает председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. – Даже на месяц не захотят отключать. Пропуска в Москву обещали отменить. На деле – собрали представителей ритейла и заявили, что сданные документы на пропуска рассмотрят в ускоренном порядке. Это – крупные перевозчики, а мелочёвки, обслуживающей небольшие магазинчики шаговой доступности, отмена пропусков вообще не касается. И с «Платоном» будет точно так же.

— Уверен, что отменять не будут. Если начнутся проблемы с вирусом, то деньги будут нужны и государству, а откуда их брать? – задаётся вопросом Сергей Ариншин, генеральный директор ТК «Вилар».

По данным Роспотребнадзора, в России выявлено 199 случаев заболевания коронавирусом. В связи с распространением инфекции в стране введён режим повышенной готовности.

Отменить поборы и систему Платон

Платон — система взимания платы с автомобилей имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн.
Взято из группы «Антиплатон»
1. В основе расчета сбора – пробег 12-тонника 8500 км в год. Это введение в заблуждение. Реальный пробег в среднем 100000-150000 км в год. Тогда с участников рынка будет собрано более 550-820млрд.руб(0,77-1.15% ВВП РФ)., а не 50млрд. как заявлено. И эти деньги пройдут через какое-то ООО, а не через Налоговую. Кого пытаются обмануть – людей или правительство? Или всех вместе?
2. Задумайтесь: до 820 млрд.руб. через перевозчиков, как через налоговых агентов, будет изъято у народа в магазинах, аптеках и судьба этих средств не известна. По русской традиции часть средств сразу уйдёт на яхты и виллы, 30%, дойдя до дорог будет традиционно разворовано на откатах при строительстве и т.д. Даже Минэкономразвития (считай сами власти)оценивает введение системы платы как лишние 2-5% инфляции в год.
3. Проект оценён в 29 млрд.руб. Это запуск и содержание «на первое время». Своих средств концессионером вложено 2млрд., 27млрд. — льготный кредит Газпромбанка. Вознаграждение концессионера 10,6млрд. каждый год в течении 13 лет, итого 138млрд.руб. Вложили 2, получили 138. Неплохая рентабельность. Не всё то чистая прибыль? Мы готовы послушать про расходы.
4. Почему такой крупный проект остался без конкурсной основы? Разжуйте нам глупым. Почему надо платить 130 млрд. (на эти средства можно построить 720км 4-х полосной автомагистрали) какому то ООО, если в стране есть Налоговая служба?
5. О какой компенсации ущерба идет речь? Большинство «фур» весят 14-16 тонн пустая сцепка + 20-21 тонна груза = 35-37 тонн. Тяжеловесным же по всем российским правилам считается транспорт свыше 40 тонн. Может быть дороги надо строить лучше, а точнее воровать меньше?
6. В Европе подобные системы работают с 1993 года – к этому моменту дороги у них уже много лет как построены и в хорошем качестве. Количество автомагистралей:
Автомагистрали Население Площадь страны
Германия 12 917 км 81 млн 357 021 км
Франция 11 882 км 64 млн 547 030 км
Польша 1 553 км 38 млн 312 685 км
Бельгия 1 756 км 11 млн 32 545 км
Венгрия 911 км 9 млн 93 030 км
Россия 711 км 146 млн 17 125 407 км
7. Анализируем http://rosavtodor.ru/activity/world-experience/1519.h
Стоимость километра дороги – Москва-Питер, а это магистраль с 4/6/8/10 полосами и развязками – 180млн.руб./км. Считаем. 1,9млн машин, 125000км пробег в год, 30л/100км ср.расход грузовика, 8руб/литра акциз, транспортный налог 30тыс.руб. средний. 1900000х125000/100х30*8=570млрд.руб в год акциз. Транспортный – ещё 57млрд.руб. Не будем считать штрафы за перегруз, пропуска на проезд негабаритов/тяжеловесов и проч. Итого более 620 млрд.руб в год. 620 000/180=3 444 км дороги уровня Москва-Питер в год! Москва-Владивосток шириной в четыре полосы набрала бы финансирование за 2,5 года. Что? Много денег уходит на содержание дорог? Из статьи Росавтодора (см.выше): в Германии, с её дорожным фондом, в разы превосходящим российский, после самой жуткой в истории (по своему воздействию на дороги) зимы на латание дорог было выделено 1млрд. евро/70 млрд.руб (40 млрд.руб по старому курсу). Ладно, потратим денег на содержание столько же как в Германии — от 620 млрд. останется 550млрд., а дорога Москва-Владивосток наберет финансирование не за 2,5 года, а за 3 года и 1 месяц. ГДЕ ЭТО ВСЁ? Здесь человек догадывается где это всё http://www.vesti.ru/doc.html?id=327621
8. Правительство обещало не увеличивать нагрузку на бизнес http://www.rbc.ru/rbcfreenews/557964229a79477345355c46
В случае введения сбора нагрузка ляжет именно на малый бизнес. Согласно данным стр.50 — в деятельности грузового автомобильного транспорта по крупным и средним организациям занято до 300 000чел. , а грузового транспорта зарегистрировано 6,0 млн машин. Кто управляет оставшимися более, чем 5-ю млн машинами? Одиночки-частники! По статистике выходит лишь каждым 20 грузовиком управляет наёмный водитель. В сегменте 12-тонных машин более миллиона мелких предпринимателей попадает под удар Платона. И все они главы своих семей и основные кормильцы. Ещё миллионы — хозяева пятитонников попадут под удар чуть позже, ведь, перенимается опыт Европы, а там платят все грузовики массой выше 3,5 тонн.

Уважаемые перевозчики, прежде всего обращаюсь к Вам, прошу поддержать данную петицию об отмене данной системы!

Группа в Контакте https://vk.com/ya_brichka