Критерии оценки налоговых рисков

Критерии назначения выездных налоговых проверок: как не попасть на крючок ФНС

Как видно из официальной статистики, опубликованной на сайте ФНС России, количество выездных налоговых проверок сокращается. То есть, налоговые органы выбирают кандидатов для проверки точечно и целенаправленно. И этому предшествует длительная аналитическая работа.

Так инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее налогоплательщиков.

И уже результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 N 03-02-07/1/8547.

Основным документом, использующимся в аналитической работе налоговых органов, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее — Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Критерии рисков размещены на сайте ФНС и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/ ).

Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском (Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

Остановимся подробно на каждом из обозначенных критериев:

1. У налогоплательщика низкая налоговая нагрузка. Налогоплательщик может самостоятельно оценить риск включения в план выездных налоговых проверок, сравнив свою фактическую налоговую нагрузку со среднеотраслевым уровнем. Если интегральная налоговая нагрузка ниже отраслевой налоговой нагрузки, он может быть включен в план выездных налоговых проверок. Налоговая нагрузка определяется как отношение сумм уплаченных налогов к полученной выручке (см. п. 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@):

Обосновать низкую нагрузку можно, к примеру, снижением доходов и ростом расходов, указав конкретные обстоятельства, которые к этому привели. Нелишним будет написать, что в текущем году компания принимает меры по снижению расходов, а также в случае стабилизации спроса планирует поднимать цены на производимую продукцию (работы или услуги).

2. Отражение налогоплательщиком в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При самостоятельной оценке организацией рисков назначения выездной налоговой проверки по данному критерию, следует исходить из того, что в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности возможны убытки. Налоговые органы привлекают компании, которые ведут убыточную деятельность в течение двух и более календарных лет подряд.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Данный критерий позволяет оценить деятельность налогоплательщика, который уплачивает налог на добавленную стоимость (работает с НДС). Налоговые вычеты по НДС считаются значительными, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.Например, доля вычетов по НДС может превысить 100% в случае пополнения материальных запасов, покупки новой техники и оборудования. А значит, такое поведение является экономически оправданным, хоть и негативно отражается на величине контролируемых показателей.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Данный критерий риска подразумевает налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов. Критерием является несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Средняя заработная плата рассчитывается налоговыми органами на основании данных налоговой декларации, либо расчета авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд, поскольку ее ежеквартально сдают все налогоплательщика, в том числе на УСН и ЕНВД. На официальном сайте ФНС России размещены статистические показатели среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или по конкретному субъекту РФ.

Без внимания не останется и информация, поступающая от граждан, юридических лиц, правоохранительных или иных органов, о выплате работникам заработной платы «в конвертах» либо о нарушениях трудового законодательства, допущенных при оформлении сотрудников (п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков). Эти и иные аналогичные сведения будут также учитываться налоговым органом при планировании выездной проверки.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Так принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (два и более раза в течение календарного года).

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Относится к налогам на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия деловой цели. Речь идет об организации деятельности на основе заключения договоров с контрагентами — перекупщиками или посредниками без видимой деловой цели, т.е. разумных экономических или иных причин (п. 8 Общедоступных критериев оценки рисков).

Если будет установлено, что основной целью сделки (операции) являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога, налогоплательщик лишится права на уменьшение налоговой базы или налога к уплате (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Кроме того, одним из обязательных условий реализации указанного права признается исполнение сделки (операции) надлежащим лицом: либо стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, либо лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону (пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Следовательно, чтобы определить, может ли налогоплательщик воспользоваться налоговой выгодой, налоговый орган должен установить фактического исполнителя.

В то же время необходимо отметить, что возможность достижения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) сама по себе не является основанием признать налоговую выгоду необоснованной (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Частая смена налоговой инспекции. Правда, в план выездных проверок рискует попасть только организация, которая с момента своего создания два раза и более меняла официальный адрес (подавала по этому поводу заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Налоговые органы могут заинтересоваться деятельностью налогоплательщика, если уровень ее рентабельности (прибыльности) значительно ниже среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности (п. 11 Общедоступных критериев оценки рисков).

Необходимые для сравнения статистические данные по рентабельности приведены в Расчете рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности (Приложение N 4 к Приказу).

До момента обновления можно использовать данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены такие показатели. Этот вывод следует из п. 2 Приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@.

Риск подвергнуться выездной налоговой проверке есть у налогоплательщика – плательщика налога на прибыль, у которого согласно бухгалтерской отчетности отклонение рентабельности в сторону уменьшения от среднего показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности (по данным статистики) в среднем на 10% и выше.

Сверке подвергнутся два показателя: рентабельность активов и рентабельность продаж.

Источником информации для контролирующего органа в обоих случаях станут данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности:

— в Бухгалтерском балансе организации;

— в Отчете о финансовых результатах.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, то есть деятельности, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды (п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков), а именно:

— руководители (уполномоченные лица) покупателя и поставщика не присутствовали при обсуждении условий поставок и при подписании договоров;

— отсутствуют документы, которые подтверждают полномочия руководителя (представителя) компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;

— нет информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей;

— нет информации о контрагенте из открытых источников (например, рекламы);

— нет информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

— контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

— наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

— отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку либо производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности и рост задолженности плательщика (или его контрагента);

— выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых неочевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения;

— существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления, и т.п.

Необоснованной такая налоговая выгода признается, если для ее получения налогоплательщик (п. 3, 4 постановления Пленума ВАС РФ N 53):

— исказил действительный экономический смысл совершенной хозяйственной операции;

— специально осуществил операцию, которая не обусловлена разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);

— отразил в учете и отчетности хозяйственную операцию, которой не было в действительности.

Указанные критерии выездной налоговой проверки свидетельствуют о том, чем больше вышеперечисленных признаков будут одновременно присутствовать во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше будет степень риска по его включению в план выездных налоговых проверок.

Общедоступные критерии налоговых рисков

Государство также несет дополнительные денежные потери, связанные с налоговым администрированием хозяйствующих субъектов. Статистика показывает, что около 40% выездных налоговых проверок являются нерезультативными. Понятно, что в этих условиях недооценивать важность и значимость налогового контроля и для государства, и для бизнес-сообщества просто недопустимо. И объяснение здесь простое: государство стремится по возможности максимально полно вывести бизнес из теневого оборота и получить налоги в полном объеме, а для бизнеса наиболее важным является избавление от избыточного давления со стороны контролирующих органов и возможность работать в условиях простых, понятных и устойчивых правил. Отсюда возникает как минимум несколько вопросов, связанных с налоговым контролем: насколько сегодня понятна сущность налогового контроля; насколько устойчивы и понятны правила и процедуры налогового контроля; способствуют ли существующие нормы законодательства эффективности проводимых налоговых проверок?

Содержание налогового контроля включает наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Таким образом, налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства.

Налоговый контроль включает широкую совокупность отношений контролирующих органов и бизнеса. В то же время при существующих масштабах теневой экономики и реальной угрозе экономической безопасности государства содержание налогового контроля должно включать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Именно боязнь того, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит к тому, что налогоплательщики добровольно платят налоги. Как говорится, на то и щука в реке, чтобы карась не дремал.

Поэтому целью налогового контроля является вскрытие (выявление) нарушений налогового законодательства на возможно ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, возместить причиненный ущерб и провести мероприятия но предотвращению таких нарушений в будущем. Приоритет, по нашему мнению, должен быть в сфере превентивных, предупредительных мер в отношении хозяйствующих субъектов. Нужно очень четко определить: кого проверять в первую очередь? Что толку постоянно проверять законопослушных налогоплательщиков? Они и так несут высокую налоговую нагрузку и честно выполняют свои обязанности налогоплательщиков. Главное – бороться с теми, кто нс желает платить налоги. Как же определить этих недобросовестных налогоплательщиков, которых необходимо проверять в первую очередь? И есть ли критерии, позволяющие определять зоны налоговых рисков для государства со стороны хозяйствующих субъектов?

В июне 2007 г. ФНС России опубликовала на своем сайте критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее – Критерии оценки налоговых рисков, или КОНР). Критерии были разработаны на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и утверждены приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. В этом документе ФНС России определила цифровые показатели КОПР сроком на один год. В будущем планируется их детализация по видам экономической деятельности и регионам.

Критерии состоят из 12 индикативных показателей, которые не являются исчерпывающими. При этом налогоплательщик попадает в разряд подозреваемых при обнаружении у него хотя бы одного отклонения от нормы. Однако это не означает, что в отношении него автоматически начнется налоговая проверка.

Налоговые органы выделили следующие критерии оценки налоговых рисков со стороны налогоплательщиков.

1. Налоговая нагрузка (соотношение суммы уплаченных налогов и выручки) ниже среднеотраслевого уровня.

Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приведен в приложении приказа ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333.

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов – по данным отчетности налоговых органов – и оборота (выручки) организаций – по данным Росстата. Показатель выручки, участвующий в расчете, берется очищенный от налогов, которые уплачены организацией в качестве налогового агента. Причем величина налогов должна быть именно уплачена, а не начислена к уплате. Поэтому при анализе данного критерия в налоговой инспекции изучаются лицевые счета организаций.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более лет. Помимо длительности убыточной деятельности налоговые органы оценивают и величину убытка. По данному критерию она должна иметь существенную величину. Так, по Москве существенность убытка определяется в размере не менее 1 млн руб. Руководители, допустившие отклонения от норм, приглашаются в инспекцию на так называемую «убыточную комиссию» для дачи соответствующих пояснений и разъяснений.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев. Превышение налогоплательщиками порогового значения по данному критерию грозит отказом в вычете НДС, восстановлением налоговой базы и доначислением налогов.

4. По налогу на прибыль организации.

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников:

  • • официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата;
  • • сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  • • по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, УФНС России по субъекту РФ);
  • • официальные интернет-сайты УФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Кроме того, риску проверки по данному критерию подвержены налогоплательщики, где уровень зарплаты сотрудников ниже МРОТ и прожиточного минимума.

Выявленные нарушения по пятому критерию рассматриваются в ИФНС комиссией по легализации объектов налогообложения (зарплатной комиссией). Особое внимание обращается на применение налогоплательщиком различных налоговых схем, связанных с оптимизацией страховых взносов во внебюджетные фонды и НДФЛ (зарплатные схемы). Основной задачей налоговых органов в данном случае является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а вывод из теневой сферы скрытых форм оплаты труда.

6. Неоднократное (в два и более раза в течение календарного года) приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право налогоплательщикам применять специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, ЕСХН, ЕНВД).

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения.

В части единого сельскохозяйственного налога приближение к предельному значению установленного ст. 346.2 ПК РФ показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70%.

В части упрощенной системы налогообложения: неоднократное приближение к предельным значениям установленных ст. 346.12 и 346.13 НК РФ показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

  • • доля участия других организаций составляет не более 25%;
  • • средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет нс более 100 человек;
  • • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн руб.;
  • • по итогам девяти месяцев доходы не превысили 15 млн руб.

В части единого налога на вмененный доход: неоднократное приближение к предельным значениям установленных ст. 346. 26 НК РФ показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

  • • площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 м2;
  • • площадь зала обслуживания посетителей но каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 м2;
  • • количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения)

автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

  • • общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 м2.
  • 7. По налогу па доходы физических лиц.

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.

В то же время обратите внимание на подп. 3 п. 1 ст. 221 НК РФ, где размер вычетов но определенным видам деятельности может достигать 40%.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие ведения финансово-хозяйственной деятельности без наличия разумных экономических причин, указаны в постановлении пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53. Всякая сделка должна иметь дополнительную цель, кроме снижения налогового бремени. Включение в финансово- хозяйственную деятельность значительного количества посредников, как правило, не носит разумных экономических причин и, как показывает практика, нацелена прежде всего на создание дополнительных расходов, снижение налоговой базы по прибыли и получение завышенных вычетов по НДС. Включение фирм-однодневок в цепочку контрагентов позволяет недобросовестным налогоплательщикам создавать фиктивные расходы, а также переносить налоговую нагрузку на фирмы-однодневки.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа. В соответствии с п. 3 ст. 88 ПК РФ налогоплательщик на основании письменного уведомления налогового органа обязан представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение пяти дней.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два случая и более, с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

Причина миграции может быть вызвана объективными причинами, например, смена места деятельности, смена юридического адреса. Но подозрение вызывает смена налоговой инспекции именно накануне запланированной выездной налоговой проверки или в ходе ее проведения.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

В части налога ita прибыль организаций: значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов приведен в приложении к приказу ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467.

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансовохозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России (nalog.ru) в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

  • • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании- покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;
  • • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или однодневки), а сделки, совершенные с таким контрагентом, являются сомнительными, направленными на получение необоснованной налоговой выгоды.

Дополнительно повышает такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  • • контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  • • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • • отсутствие очевидных свидетельств (например копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • • приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, нс являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье, включая металлолом; продукция промысла и т.п.);
  • • отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • • выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствует во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по данному пункту Критериев высоки, желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:

  • • исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
  • • уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнение налоговых обязательств) для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомление производится путем подачи в налоговый орган по месту нахождения организации (или но месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по п. 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России.

В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 НК РФ. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций и представленной к ним пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации в целях снижения (исключения) рисков по п. 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими пунктами Критериев.

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по п. 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФПС России.

Индикативные показатели позволяют налоговым органам еще на ранней стадии отслеживать поведение налогоплательщиков, выявлять нарушителей налогового законодательства, привлекать их к ответственности и обеспечивать более полные налоговые сборы. Благодаря КОНР внедряется не формальный подход, а всесторонний экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих первичных документов. Фискальные органы уже давно весьма эффективно используют информацию из внешних источников (банки, регистрирующие и правоохранительные органы, органы статистики, СМИ, Интернет, компании-монополисты), при этом особое внимание обращается на ценообразование, формирование себестоимости продукции, состав расходов, структуру баланса налогоплательщика и его операций по банковским счетам.

Здесь необходимо отметить, что попадание компании в черный список налоговиков одновременно влечет и серьезные репутационные риски. Поэтому КОНР будут полезны и инвесторам, и контрагентам налогоплательщика.

В то же время отношение к разработанным индикативным показателям сегодня не однозначно. Так, ряд аналитиков небезосновательно считают, что индикативные показатели налоговой нагрузки, рентабельности продаж и активов не выполняются сейчас даже структурами «Газпрома» и «Роснефти».

Однако, несмотря на острую критику, КОНР полезны для всех участников сложного налогового процесса: для налогоплательщиков, налоговых и правоохранительных органов. КОНР устанавливают четкие экономико-управленческие ориентиры, позволяющие превентивно, в перспективе смоделировать риски, избежать споров, финансовых санкций и достаточно точно предсказать позицию налогового органа.

Таким образом, разработанные критерии и индикаторы налоговых рисков позволяют государству в лице налоговых органов осуществлять эффективный налоговый контроль налогоплательщиков и не допускать снижения налоговых поступлений в бюджеты государства. В то же время существующие критерии и индикаторы позволяют хозяйствующим субъектам самостоятельно отслеживать налоговые риски и принимать необходимые управленческие решения, направленные на их предотвращение и минимизацию.