Кто такой ликвидатор ООО?

Ликвидация ООО с единственным участником

Здравствуйте, Светлана!

Поэтапный порядок ликвидации общества:

1.Готовится решение единственного учредителя о ликвидации ООО, о назначении ликвидатора, об утверждении порядка и сроков ликвидации ООО. Законодательство не обязывает назначать ликвидатора только из состава участников или сотрудников ООО, также нет запрета назначать ликвидатором единственного участника ООО.

2.Уполномоченное лицо в течение 3 рабочих дней информирует о принятом решении налоговые органы по месту гос.регистрации юридического лица. В налоговую инспекцию необходимо представить заполненную форму Р15001. Кроме того, регистрирующие органы следует уведомить о назначении ликвидатора.

3. Оформить публикацию информации в СМИ о ликвидации фирмы. Объявление следует разместить в специализированном периодическом издании. Обычно такие объявления публикуются в «Вестнике государственной регистрации».

4.Проведение сверки по платежам с налоговым органом для выявления задолженностей общества

5.Рассмотрение предъявленных кредиторами требований.Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ кредиторы юридического лица вправе предъявить свои требования в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации общества.

6.Составление промежуточного ликвидационного баланса ООО. Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит: сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных требований; результаты их рассмотрения.

7.Подготовка решения учредителя об утверждении промежуточного баланса. Вы как единственный учредитель утверждаете баланс.

8. Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества.Уведомление должно быть направлено по форме N Р15003. Промежуточный ликвидационный баланс прилагается к уведомлению

9.Выплата денежных сумм кредиторам первой и второй очереди ликвидируемого ООО

10.Выплата денежных сумм кредиторам третьей и четвертой очереди ликвидируемого ООО
11. Предоставление сведений в органы Пенсионного фонда РФ: сведения о каждом работающем в организации застрахованном лице, сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих застрахованных лиц, сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, реестр застрахованных лиц. Срок предоставления сведений в ПФР: в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица.

12. Проведение инвентаризации имущества общества

13.Составление ликвидационного баланса
14. Принятие Решения учредителем об утверждении ликвидационного баланса.

15. Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками.Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общества передается участнику общества

16.Подача документов в налоговый орган для государственной регистрации ликвидации общества. Ликвидатор уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации не ранее чем через два месяца с момента публикации о ликвидации юридического лица в органах печати.В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган представляются: Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, подписанное ликвидатором; Ликвидационный баланс; Документ об уплате государственной пошлины; Документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (для регистрации ликвидации территориальным органом ПФР)
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Энциклопедия решений. Ответственность ликвидационной комиссии

Ответственность ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Члены ликвидационной комиссии по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ, см. например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 30.01.2018 N Ф08-10253/17, АС Дальневосточного округа от 12.01.2018 N Ф03-5046/17). Члены ликвидационной комиссии, включая ее руководителя, несут солидарную ответственность (п. 4 ст. 53.1 ГК РФ), соответственно согласно ст. 323 ГК РФ требование о возмещении убытков может быть заявлено как ко всем членам ликвидационной комиссии (см. например, постановление АС Поволжского округа от 21.04.2016 N Ф06-8281/16), так и к любому ее члену, например руководителю (см. постановление Четвертого ААС от 05.02.2018 N 04АП-6995/17).

От ответственности в виде возмещения убытков освобождаются члены ликвидационной комиссии, которые голосовали против решения, повлекшего причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимали участия в голосовании (п. 2 ст. 53.1 ГК РФ).

Требования к членам ликвидационной комиссии о возмещении убытков рассматриваются арбитражными судами (п.п. 9, 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62).

Члены ликвидационной комиссии организации-банкрота могут быть также привлечены к ответственности по основаниям, предусмотренным ст.ст. 61.11, 61.13 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), в том числе как контролирующее лицо должника (пп. 1 п. 4 ст. 61.10 указанного Закона).

Внимание

Если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из этих признаков (п. 3 ст. 9, п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве).

При невыполнении этого требования руководитель ликвидационной комиссии несет субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, которые возникли по истечении упомянутого десятидневного срока и до возбуждения дела о банкротстве должника (возврата заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом) (ст. 61.12, п. 2 ст. 226 Закона о банкротстве).

Неисполнение обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением должника может явиться основанием для привлечения руководителя ликвидационной комиссии к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ (постановление АС Московского округа от 23.03.2016 N Ф05-1650/16). Вообще руководитель ликвидационной комиссии может быть привлечен к административной ответственности в качестве должностного лица за совершение правонарушений как лицо, осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителя (решения Астраханского облсуда от 26.08.2016 по делу N 21-499/2016, Оренбургского облсуда от 08.08.2017 по делу N 21-408/2017), в то время как члены ликвидационной комиссии несут административную ответственность как должностные лица только в случаях совершения административных правонарушений, перечисленных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.

Ликвидатор при ликвидации общества с ограниченной ответственностью и особенности его функционирования

Процедура ликвидации различных видов юридических лиц, в том числе обществ с ограниченной ответственностью, регулируется достаточно большим перечнем нормативных актов. Одним из таких является Федеральный закон №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Данный закон рассматривает в рамках статьи 57 порядок ликвидации общества, в том числе определяет (путем косвенной ссылки) термин ликвидатора.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Понятие ликвидатора и круг лиц, назначаемых в качестве ликвидатора

В соответствии с нормами действующего законодательства и существующей практикой правоприменения под ликвидатором следует понимать руководителя ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью или единоличного управленца, который либо осуществляет руководство процедурой ликвидации, либо единолично проводит все необходимые мероприятия по прекращению существования организации.

В настоящее время выделяют два вида проведения ликвидационных процессов:

  • добровольный вариант, когда все ликвидационные процессы происходят на основании специально принятого решения учредителей общества с ограниченной ответственностью;
  • принудительный вариант, когда ликвидация происходит по причине признания общества с ограниченной ответственностью банкротом либо ликвидируется по иным причинам на основании вынесенного судебного решения.

В зависимости от того, о каком виде ликвидационных процессов идет речь, происходит и выбор того лица или группы лиц, которые признаются ликвидаторами организации.

В том случае, если речь идет о добровольной ликвидации, в качестве ликвидатора может быть выбран любой сотрудник из руководящего звена организации. Соответствующее решение принимает собрание учредителей, либо единственный учредитель назначает ликвидатора своим решением. В любом случае о принятии такого решения должны быть составлены специальные подтверждающие документы (протокол собрания учредителей либо оформленное в документальном виде решение учредителей организации).

В этом случае ликвидатором может стать один из учредителей или руководитель организации. Но следует помнить, что на него ложатся не только обязанности по проведению процедуры прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью, но также и осуществление руководства организации до момента ее снятия с учета в Едином государственном реестре юридических лиц с получением соответствующей выписки.

В том случае, если речь идет о назначении ликвидатора собранием учредителей, в качестве такового может быть даже назначено несколько человек, создающих коллегиальный ликвидационный орган. Он может либо называться комиссией (если приказом по созданию между всеми членами распределены различные полномочия, а управление деятельностью комиссии осуществляет один человек, назначенный в качестве председателя), либо ликвидатором (если разделения полномочий не произошло и каждый из членов такого коллегиального органа осуществляет контроль за осуществляемой деятельностью других членов с проведением необходимой корректировки такой деятельности).

При добровольном порядке ликвидации никаких ограничений по поводу того, кто может выступать в качестве ликвидатора общества с ограниченной ответственностью не содержится, и директор организации может быть назначен и ее ликвидатором.

Если ликвидация общества с ограниченной ответственностью происходит по решению суда, то ликвидатор назначается в рамках этого же вынесенного судебного решения. В этом случае никто из учредителей или руководителей претендовать на роль ликвидатора не может, так как на основании требований действующего законодательства ликвидатором должен быть человек, имеющий специальную лицензию на осуществление такой деятельности.

В случае проведения ликвидационных процессов по причине банкротства общества с ограниченной ответственностью в качестве ликвидатора будет рассмотрен арбитражный управляющий, состоящий в специальной саморегулируемой организации.

Права и обязанности

При осуществлении процедуры ликвидации общества с ограниченной ответственностью ликвидатору передаются все полномочия руководителя организации до того момента, пока сама такая организация не будет снята с регистрационного учета в Едином государственном реестре юридических лиц. Кроме того, все права и обязанности у такого лица находятся в полной взаимосвязи между собой, что не дает возможности разграничить их. В результате чего этот список выглядит следующим образом:

  • необходимость публикации информации о принятом решении и о проведении процедуры ликвидации организации в специально аккредитованных на размещение такой информации средствах массовой информации с целью выявления имеющихся кредиторов и контрагентов, с которыми должны быть завершены все необходимые расчеты. Если речь идет о простом ликвидационном процессе, то достаточно публикации только в специальном журнале «Вестник государственной регистрации». Если речь идет о ликвидации по причине финансовой несостоятельности, то потребуется также и публикация в газете «Коммерсантъ» (в разделе, посвященном организациям, проходящим процедуру банкротства);
  • оповещение сотрудников организации о планируемом полном прекращении деятельности организации с указанием сроков такого прекращения и расторжения трудовых правоотношений с ними;
  • уведомление органов занятости населения о скором высвобождении определенного числа работников по причине ликвидации юридического лица;
  • формирование перечня мероприятий по ликвидации юридического лица, которые должны быть оформлены в специальный план ликвидации. Такой план выносится на утверждение собрания учредителей или единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью;
  • необходимость проведения инвентаризации всего имеющегося имущества общества с целью установления имеющегося объема средств в физическом и материальном выражении. Кроме того, именно ликвидатор должен установить перечень тех задолженностей, которые имеются у организации и стоят перед ней со стороны контрагентов;
  • в случае выявления ситуации с недостаточностью денежных средств для погашения имеющихся задолженностей после получения всех причитающихся платежей ликвидатор обязан подать заявку в арбитражный суд о начале производства по признанию общества с ограниченной ответственностью финансово несостоятельным;
  • составление ликвидационного баланса в его промежуточном и окончательном вариантах также является обязанностью ликвидатора, а право на изучение финансовых документов и предоставление их в налоговые органы находится в тесном взаимодействии с такой обязанностью;
  • оплата всех необходимых сборов, в том числе государственной пошлины за внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, также является обязанностью ликвидатора;
  • осуществление контроля за всеми проводимыми мероприятиями в рамках функционирования ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью является также его правом и обязанностью, возложенными на него как на руководителя организации.

Порядок назначения

Назначение ликвидатора происходит в соответствии с нормами действующего законодательства. В частности, речь идет, в первую очередь, о статье 57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». В соответствии с положениями данной статьи назначение ликвидатора напрямую зависит от того, какова сама процедура прекращения деятельности юридического лица – на основании судебного решения, то есть носит принудительный характер, или на основании решения учредителей, то есть является добровольной.

Принудительная ликвидация по решению суда

В случае принудительной ликвидации по решению суда ликвидатор назначается самим судом следующим образом:

  • если заявитель в суде предоставил кандидатуру ликвидатора из числа лиц, которые могут осуществлять данное действие и имеют соответствующий опыт и лицензию, то суд может принять такое предложение во внимание и назначить ликвидатора на основании предложенного ходатайства;
  • если в суде кандидатура ликвидатора представлена не была и не было заявлено никакого ходатайства, суд правомочен выбрать ликвидатора самостоятельно на основании своего решения исходя из имеющейся практики.

Добровольная процедура

В случае добровольной ликвидации юридического лица назначение ликвидатора происходит гораздо проще – достаточно вынести специальное решение собрания учредителей или единоличного учредителя, в котором будет назван механизм привлечения ликвидатора:

  • путем издания специального приказа о назначении этого лица из числа сотрудников организации;
  • путем заключения специального договора гражданско-правового характера с привлечением к процедуре стороннего специалиста. В последнем случае потребуется после заключения такого договора повторно созвать собрание учредителей, чтобы под протокол наделить такое лицо полномочиями по осуществлению ликвидационного процесса в организации.

С помощью собрания учредителей

Если возник вопрос о смене ликвидатора в обществе с ограниченной ответственностью, то это действие необходимо также осуществить с помощью специального собрания учредителей, на котором будет вынесено соответствующее решение.

Основаниями для вынесения такого решения о смене могут стать:

  • неисполнение надлежащим образом возложенных на него обязанностей либо исполнение в недобросовестном виде;
  • прекращение деятельности на посту ликвидатора организации по личным причинам, выраженным в виде собственного желания;
  • решение суда о смене ликвидатора ввиду неисполнения им возложенных на него судебным актом обязанностей с пропуском необходимых сроков.

Особенности ликвидации ООО с одним учредителем

Ключевой особенностью ликвидации общества с ограниченной ответственностью, у которого имеется только один учредитель, является то, что все решения принимаются таким учредителем единолично. Однако он не может назначить себя в качестве ликвидатора по причине невозможности осуществления контроля за проводимыми мероприятиями в этом случае.

Все принимаемые решения оформляются в виде единоличных распоряжений такого учредителя.

Осуществление каких-либо совещаний в этом случае проводиться не должно, так как их созыв будет считаться неправомерным – если руководитель организации является нанятым лицом и не имеет доли в уставном капитале организации, то и говорить о правомерности такого совещания не представляется возможным.

Что же касается ответственности единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью, то к ней он может быть привлечен только в том случае, если уполномоченными органами будет доказан факт совершения правонарушения таким учредителем. В противном случае, и субсидиарная ответственность не будет реализована.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Кто может быть ликвидатором ООО

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона № 129-ФЗ, именно ликвидатор является заявителем в регистрирующем органе с уведомлением о начале процесса ликвидации и составлении промежуточного ликвидационного баланса. Он же выступает при необходимости в суде и регулирует все текущие вопросы без доверенности. Ликвидатору передаются все функции исполнительного органа ООО (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Одним словом, быть ликвидатором – ответственная, серьезная и очень трудная задача, особенно если финансовое положение компании на момент закрытия неблагоприятно. Человек или группа лиц, которым предстоит вести процесс, должны быть максимально посвящены в курс всех внутренних дел компании, быть готовыми отвечать на вопросы членов налоговой комиссии и задавать свои.

Закон не ограничивает вас в выборе ликвидатора – в качестве него вы можете назначить кого угодно, даже абсолютно непричастное к вашему бизнесу физическое лицо.

Ликвидатором может быть:

  • Один из учредителей ООО.
  • Руководитель компании, генеральный директор. В этом случае вы просто его переименуете в ликвидатора, доверив закрыть ООО, которым он управлял, и следовательно, знает его изнутри.
  • Главный бухгалтер. Ему проще будет устранять финансовые проблемы.
  • Юрист общества с ограниченной ответственностью или сторонний, нанятый по договору услуг. Он будет максимально компетентен, если дело дойдет до суда.
  • Кто-то из сотрудников ликвидируемого ООО. Этот вариант может быть уместен, если другие указанные кандидатуры не согласны, поскольку теряющий работу человек не всегда может быть добросовестен в отношении покидаемой компании.
  • Специальная сторонняя организация, занимающаяся ликвидацией предприятий регулярно. Выбрав такой вариант, имейте в виду, что вам придется на него потратиться.

Некоторые ФНС не принимают заявления от ликвидатора ООО, ссылаясь на ст. 57 Федерального закона № 14-ФЗ. Там речь идет только о ликвидационной комиссии, которую назначают учредители общества. По мнению части налоговиков, раз в отношении ООО четко прописано правило создать комиссию во главе с председателем, то ликвидировать общество один человек не может. Чтобы не терять времени и быть готовыми, уточните этот вопрос в своем регистрирующем органе.

Кто будет возглавлять процесс ликвидации вашего ООО, решать только вам. Отнеситесь к данному вопросу ответственно, выбирайте грамотного и осведомленного человека, которому доверяете больше, чем себе. От его решений и оперативности будет зависеть исход ликвидации.

Имеет ли право ликвидатор заключать договор уступки права требования в период ликвидации юридического лица, то есть до момента внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ?

22 марта 2018

Прежде всего отметим, что правоспособность юридического лица, подразумевающая в том числе возможность приобретать права и возлагать на себя обязанности путем заключения различных договоров, возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п.п. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ).
Из данных норм следует, что нахождение юридического лица в процессе ликвидации не влечет за собой прекращения его правоспособности. Заключаемые таким юридическим лицом сделки не могут признаваться недействительными только по причине того, что они заключены лицом, находящимся в процессе добровольной ликвидации. Из этого исходит и судебная практика (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2005 N 14806/04).
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Из положений п. 4 ст. 62 и п. 1 ст. 63 ГК РФ следует, что ликвидатор, к которому с момента его назначения переходят полномочия по управлению АО, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого общества, а также в интересах его кредиторов, принимать меры по их выявлению и получению дебиторской задолженности, а также уведомлять в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Данные нормы свидетельствуют о том, что основными целями осуществления процедуры ликвидации являются завершение дел общества и удовлетворение требований кредиторов, имеющихся у общества на момент ликвидации. В связи с этим положения п. 4 ст. 63 ГК РФ, согласно которым по общему правилу при недостаточности у общества денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с торгов, толкуются судами как императивное указание на то, что реализация имущества должника после принятия решения о ликвидации может осуществляться только в специальном порядке, предусмотренном законодательством.
Наличие у юридического лица на момент начала ликвидации достаточного количества денежных средств для расчета с уже известными ему кредиторами не может служить основанием для неприменения данной нормы, так как существует вероятность заявления требований кредиторами уже после публикации извещения о проводимой ликвидации и, следовательно, увеличения их объема.
Поэтому сделки по отчуждению имущества ликвидируемой организации, совершенные с нарушением порядка, указанного в п. 4 ст. 63 ГК РФ, могут быть признаны недействительными (смотрите, например, определение ВАС РФ от 26.02.2008 N 1916/08, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.07.2008 N Ф08-3677/2008, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 N 20АП-2324/2008, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 N 08АП-5729/13, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 N 12АП-12379/13)*(1).
Таким образом, принимая во внимание, что имущественные права согласно ст. 128 ГК РФ также относятся к имуществу юридического лица, заключенный ликвидатором договор по уступке права требования, принадлежащего ликвидируемому юридическому лицу, без проведения торгов и до завершения расчетов с кредиторами может быть признан недействительным.
Отметим, однако, что нормы п. 4 ст. 63 ГК РФ распространяют правило об обязательной продаже имущества ликвидируемого юридического лица с торгов только на то имущество, стоимость которого превышает 100000 рублей согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу. Имущество стоимостью до 100000 рублей включительно может быть продано и без торгов.
В связи с этим если стоимость уступаемого имущественного права по промежуточному балансу равна указанной сумме или меньше нее, то ликвидатор вправе заключить договор о его уступке до завершения расчетов с кредиторами и без проведения торгов.
В заключение напомним, что после завершения расчетов с кредиторами и до внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ ликвидируемое юридическое лицо вправе отчуждать принадлежащее ему имущество без проведения публичных торгов независимо от его стоимости (смотрите, в частности, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.04.2005 N Ф08-739/05, ФАС Поволжского округа от 05.05.2008 N А65-28824/06-СГ1-5).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

28 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что данные судебные акты были вынесены еще в тот временной период, когда правило об обязательной продаже имущества ликвидируемого юридического лица с торгов было закреплено в п. 3 ст. 63 ГК РФ. Однако принимая во внимание, что данное правило в новой редакции ст. 63 ГК РФ было сохранено в п. 4 указанной статьи, сделанные судами в этих актах выводы, на наш взгляд, могут быть использованы и в настоящее время. Тем не менее, необходимо учитывать, что положения ст. 168 ГК РФ, устанавливающей основания для признания сделок недействительными, изменились с момента принятия вышеуказанных судебных актов. Так, если ранее ничтожными по общему правилу признавались любые сделки, заключенные с нарушением требований закона (ст. 168 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.09.2013), то на сегодняшний день по общему правилу необходимо также, чтобы такие сделки при этом посягали на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (п. 2 ст. 168 ГК РФ). В связи с этим в настоящее время суды, исходя из конкретных обстоятельств дела, могут не признать сделку по продаже имущества юридического лица без проведения торгов недействительной, если она не затронула прав и законных интересов третьих лиц, встречное исполнение по такой сделке было получено юридическим лицом своевременно и в полном объеме (смотрите, например, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 N 12АП-3055/15). В то же время следует помнить, что продажа имущества ликвидируемого юридического лица без торгов практически во всех случаях связана с потенциальной возможностью нарушить права кредиторов этого юридического лица на удовлетворение их требований, поэтому вероятность признания соответствующей сделки недействительной по-прежнему довольно высока.