Материальные расходы в налоговом учете

Материальные расходы

Актуально на: 22 июля 2019 г.

Материальные расходы в большинстве организаций являются одной из основных статей затрат наряду с затратами на оплату труда и взносы, амортизацией основных средств. При этом термины «затраты» и «расходы», как правило, рассматриваются в качестве синонимов. Мы рассмотрим, что такое материальные расходы в бухгалтерском и налоговом учете.

Что относится к материальным расходам в бухгалтерском и налоговом учете

Материальные затраты поименованы как один из видов расходов по обычным видам деятельности в ПБУ 10/99 (п. 8 ПБУ 10/99). При этом перечень материальных затрат с точки зрения бухгалтерского учета не раскрывается.

Если обратимся к налоговому законодательству, то в ст. 254 НК РФ приведен перечень затрат, которые можно отнести к материальным расходам в налоговом учете. Данный перечень является открытым.

Что относится к материальным затратам?

Материальные затраты включают в себя:

  • затраты на приобретение сырья, материалов и комплектующих изделий;
  • затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;
  • затраты на приобретение работ и услуг производственного характера;
  • потери от недостачи и порчи МПЗ в пределах норм естественной убыли;
  • другие затраты.

Можно сказать, что материальные расходы в бухгалтерском учете – это те же затраты, поименованные выше, с учетом специфики конкретной деятельности.

Перечень материальных расходов бухгалтеру следует закрепить в учетной политике организации для целей бухгалтерского и налогового учета. Составить учетную политику вам поможет наш конструктор учетной политики.

Материальные расходы при УСН

Несмотря на то, что перечень расходов, учитываемых при УСН, является закрытым, материальные расходы при упрощенке аналогичны затратам, которые учитываются плательщиками налога на прибыль и которые поименованы ст. 254 НК РФ (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Прямые материальные затраты

Понятие прямых материальных затрат можно найти в Налоговом кодексе (п. 1 ст. 318 НК РФ). Так, к прямым материальным затратам относятся:

  • затраты на приобретение сырья и материалов, которые используются в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), образуют их основу либо являются необходимым компонентом (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, или полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке (пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В то же время у организации есть право самостоятельно установить перечень прямых материальных расходов (абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ).

Анализ прямых материальных затрат

Поскольку прямые материальные затраты – это расходы, которые непосредственно связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и могут быть прямо отнесены на их себестоимость, то управление прямыми затратами – ключ к снижению себестоимости и повышению рентабельности. Проводя анализ прямых материальных расходов, определяя их долю в себестоимости и цене конечного продукта, а также удельный вес материальных затрат по отдельным подразделениям и видам деятельности, можно исследовать показатели в динамике и выявить резервы повышения прибыльности.

prednalog.ru

Материальные расходы (затраты) занимают значительную часть расходов в хозяйственной деятельности предприятия. От их правильного исчисления зависит налогооблагаемая база по налогу на прибыль, а также при расчете «упрощенного» налога с объектом налогообложения «Доходы минус расходы». Перечень материальных затрат определен в главе 25 ст. 254 НК.

1. К материальным расходам относятся следующие виды расходов:

1) сырье и материалы для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их компоненты;

2) материалы для упаковки товаров и прочих нужд, связанных с производством товаров (проведение испытаний, контроля, эксплуатацию, содержание основных средств и пр.);

3) инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование, спецодежда и другие средства индивидуальной и коллективной защиты согласно законодательству Российской Федерации, и другое имущество, не являющееся амортизируемым. (раньше это было МБП – малоценные быстроизнашивающиеся предметы). Стоимость таких расходов включается в состав материальных затрат в полном объеме при вводе его в эксплуатацию (выдаче работникам по требованию, накладной и прочим документам);

4) комплектующие изделия для монтажа, полуфабрикаты для дополнительной обработки;

5) приобретение топлива, энергии всех видов, воды для технологических целей, выработка всех видов энергии, в том числе для собственных нужд, отопление зданий, а затраты на производство или приобретение мощностей, затраты на трансформацию и передачу энергии;

6) приобретение работ и услуг для нужд предприятия (производственного характера), выполняемых сторонними организациями, ИП, структурными подразделениями налогоплательщика.

К услугам (работам) производственного характера можно отнести:

— выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг,

— обработку сырья, материалов,

— контроль за соблюдением технологических процессов,

— техническое обслуживание основных средств и пр. работы.

— транспортные услуги по перевозке грузов внутри организации (например, перемещение сырья и материалов, инструментов, деталей и проч. с центрального склада в цех (отделение)), осуществляемые сторонними организациями, ИП, структурными подразделениями самого налогоплательщика; а также доставка готовой продукции по условиям договоров (контрактов);

7) содержание и эксплуатация основных средств и имущества природоохранного назначения (очистные сооружения, золоуловители, фильтры). Сюда же относят расходы по захоронению, приему, хранению, уничтожению опасных отходов, очистку сточных вод, формирование санитарно-защитных зон на основании санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и пр. аналогичные расходы.

2.В материальные расходы включается:

— стоимость материально-производственных запасов исходя из цены их приобретения без НДС и акцизов (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом),

— комиссионные вознаграждения посредническим организациям за оказанные услуги,

— ввозные таможенные пошлины и сборы,

— транспортировка и пр. затраты, связанные с их приобретением.

При обнаружении излишков в ходе инвентаризации, при полученном имуществе в результате демонтажа или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, при ремонте, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, стоимость материальных расходов считается как сумма дохода, полученного налогоплательщиком на основании п. 13 и п.20 ч.2 ст. 250 НК.

3. При поступлении от поставщика вместе с материально-производственными запасами невозвратной тары, ее стоимость включается в сумму затрат на приобретение.

При поступлении от поставщика вместе с материально-производственными запасами возвратной тары, если ее цена включена в цену материалов, ее стоимость исключается из цены приобретения на сумму ее возможного использования.

Как определить возвратную и невозвратную тару? Условия тары и упаковки товара оговариваются в договорах поставки материалов.

4. Если налогоплательщик в качестве сырья, материалов, полуфабрикатов, запасных частей, комплектующих и пр. расходов использует продукцию собственного производства, или если налогоплательщик в состав материальных затрат включает результаты работ, услуг, произведенных собственными силами, оценка этой продукции, работ, услуг осуществляется на основании ст. 319 НК.

5. Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материальных запасов, переданных в производство, но пока не использованных на конец месяца.

6. Как учитывать возвратные расходы? Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Возвратные отходы — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и пр. материальных ресурсов, образующиеся в процессе производства товаров (оказания услуг, выполнения работ), частично утратившие свои потребительские качества и вследствие этого использованные с дополнительными расходами или не используемые по прямому назначению.

К возвратным отходам не относятся:

— материально-производственные запасы, которые передаются в другие подразделения согласно технологического производства для дальнейшего использования,

— попутная продукция, образующаяся в результате производства.

Оценка возвратных отходов:

1) по пониженной цене исходного материального ресурса при использовании его для дальнейшего производства, но уже с повышенными затратами;

2) по цене реализации при реализации на сторону.

7. Для целей налогообложения к материальным расходам приравнивают следующие затраты:

1) расходы на рекультивацию земель и др. природоохранные мероприятия, за исключением ст. 261 НК;

2) потери при недостаче или порче при хранении и транспортировке материальных запасов в пределах норм естественной убыли;

3) технологические потери в процессе производства или транспортировки. Технологические потери – это потери, возникающие в результате технологического производства.

4) расходы на добычу полезных ископаемых.

8. При списании сырья и материалов в производство, предприятие в учетной политике отражает метод списания:

1.по стоимости единицы запасов;

2.по средней стоимости;

3. по стоимости первых по времени материалов (метод ФИФО);

4. по стоимости последних по времени материалов (метод ЛИФО).

К материальным расходам относится все, что имеет цену и количество, и что используется непосредственно при производстве, выполнении работ, оказании услуг, а также затраты, связанные с их продвижением к покупателю: упаковка, хранение, транспортировка и прочее.

Бесплатная книга

Как рассчитать отпускные правильно и успеть отдохнуть.

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку «Получить книгу».

04 декабря 2006

Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

К материальным расходам согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

К материальным расходам на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ также относятся расходы на приобретение материалов, используемых:

  • для упаковки и иной подготовки, произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
  • на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

Упаковка продукции представляет собой средство или комплекс средств, обеспечивающий защиту продукции от повреждений или потерь, а окружающую среду от загрязнений. В понятие упаковка входит также процесс по укладке и затариванию товара в специальные приспособления, необходимые для его перевозки и транспортировки, в частности в мешки, баллоны, ящики, коробки, бочки, контейнеры и иные емкости.

В затраты на упаковку продукции входит фактическая стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и тому подобных), потребленных при упаковке товаров, плата за услуги сторонних организаций по упаковке товаров.

Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом, в налоговом учете относятся к материальным расходам в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. В том случае, если указанное имущество является амортизируемым, то есть его стоимость составляет более 10 000 рублей и срок службы превышает 12 месяцев, то затраты на его приобретение относятся на расходы, учитываемые в целях налогообложения, посредством начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ.

Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации и статьями 14, 17 Федерального закона от 17 июля 1999 года №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определено, что работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Нормы бесплатной выдачи работникам смывающихся и обезвреживающихся средств, порядок и условия их выдачи, установлены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 июля 2003 года №45 «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи». Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики утверждены Постановлением Минтруда РФ от 30 декабря 1997 года №69 «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики».

Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Постановлением Минтруда РФ от 18 декабря 1998 года №51 «Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (далее Правила №51).

Затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергшихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергшихся дополнительной обработке у налогоплательщика согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ относятся к материальным расходам.

Если налогоплательщик осуществляет затраты на приобретение комплектующих изделий, не подвергшихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, не подвергшихся дополнительной обработке у налогоплательщика, то в этом случае речь может идти либо о приобретение амортизируемого имущества, либо о приобретение товара.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии. Указанные расходы должны быть обоснованы технологическим процессом. В случае перерасхода электроэнергии превышение норм потребления воды, не обусловленное технологическим процессом, следует считать экономически не оправданным. При этом необходимо учитывать, что нормы расхода электроэнергии, потребления воды, расхода топлива для каждого технологического процесса налогоплательщик вправе определить самостоятельно, за исключением случаев, когда такие нормы установлены актами законодательства либо нормативно-правовыми актами.

Основанием для учета такого рода хозяйственных операций служат договора со снабжающими организациями, либо документы, отражающие поставку соответствующих ресурсов.

Подпунктом 6 пункта 7 статьи 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. При этом к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль соблюдения установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений самой организации по перевозкам грузов внутри организации, так называемое «внутризаводское перемещение грузов, и расходы по доставке готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Согласно подпункту 7 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, в том числе:

  • расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов,
  • расходы на захоронение экологически опасных отходов,
  • расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированию санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими нормативами;
  • платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.

Выбросы (сбросы) загрязняющих веществ подразделяются на нормативные (предельно допустимые) и сверхнормативные (превышающие установленные нормы). В целях налогообложения признается только плата за выбросы в пределах установленных нормативов. Величина платы за загрязнение окружающей среды определяется в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, и определяется путем умножения соответствующих ставок на величину указанных видов загрязнения. Данная сумма и будет включена в состав материальных расходов. Сумма же платежей за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не признаются расходом в целях налогообложения прибыли, что определено пунктом 4 статьи 270 НК РФ.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Статьей 19 Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду осуществляется нормирование в этой области охраны окружающей среды, в том числе утверждение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Согласно статье 16 Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

«выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду».

Нормативы платы за загрязнение окружающей среды утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Для целей подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ организации — налогоплательщики должны руководствоваться Постановлением №344.

Включение в состав расходов на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами задевают, как это не покажется странным, огромное количество организаций, например розничной торговли, бытового обслуживания или связи. При этом появляется возможность учесть не капитальную часть затрат на внешнее благоустройство.

И это существенно. Дело в том, что у нас всегда возникают сложности с благоустройством территории. Все мы хотим, чтобы вокруг офиса или магазина было хотя бы чисто. Но по факту налоговые органы затраты на благоустройство территории не относили к расходам, на которые нужно уменьшать сумму полученных доходов для целей налогообложения. Действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 года №15 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Санитарно-защитными зонами и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов. САНПИН 2.2.1/2.1.1.1031-01»).

Согласно документу санитарно-защитные зоны должны формироваться в радиусе 50 метров от объекта. Что включается в формирование таких санитарно-защитных зон? В 5 класс санитарно-защитных зон попадают склады, станции технического обслуживания автомобилей, торговые комплексы, мелкооптовые рынки, продовольственные рынки и рынки промышленных товаров, мойки автомобилей более, чем на 2 поста, автоматические телефонные станции, объекты торговли и общественного питания, химчистки и спортивно-оздоровительные комплексы. Но это противоречило статье 256 НК РФ, в соответствии с которой не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства, объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства и другие аналогичные объекты. По сути, данное положение статьи 256 НК РФ не давало нам возможность благоустроить территорию. Теперь же в связи с изменениями, которые внесены в главу 25 НК РФ, начиная с 1 января 2006 года и базируясь на санитарных нормах, мы обязаны благоустраивать территорию и учитывать эту сумму для целей налогообложения прибыли.

До 1 января 2006 года такие расходы по нашему мнению можно было относить к прочим экономически обоснованным расходам.

При этом обращаем внимание на Письмо УФНС по городу Москве от 13 октября 2005 года №18-11/2/73604 в котором разъясняется, что, организация не вправе учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы по содержанию прилегающих к зданию территорий, если у этой организации отсутствуют документы, оформленные согласно законодательству РФ, подтверждающие ее права пользования земельным участком, прилегающим к сдаваемому в аренду зданию, находящемуся в собственности организации-арендодателя.

Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ, стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ). В стоимость включаются также комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ установлен порядок определения стоимости материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Порядком определено, что стоимость рассчитывается как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 части второй статьи 250 НК РФ. Положения указанных пунктов определяют, что признаются внереализационными доходами:

  • доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, когда они получены при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении);
  • доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Пунктом 5 статьи 274 НК РФ установлено, что внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ.

Ранее налоговые органы в Письме МНС Российской Федерации от 29 апреля 2004 года №02-5-10/33 «О применении норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» сообщали: учитывая, что расходы на приобретение имущества в виде излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, отсутствуют, то в целях налогообложения прибыли такое имущество не учитывается.

Теперь методика оценки такого имущества установлена НК РФ.

Пример.

В 2006 году при проведении инвентаризации организация выявила излишки материально-производственных запасов. Излишки оценены по цене возможной реализации в сумме 1000 рублей. Позже было принято решение о реализации излишков.

В этом случае организация в соответствии с установленной методикой расчета определяет сумму расходов в следующем порядке:

1 000 х 24% = 240 рублей.

Окончание примера.

Настоятельно рекомендуем налогоплательщикам разработать налоговый регистр для учета стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, выявленного в результате инвентаризации, и материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, так как дальнейшая реализация этого имущества не всегда происходит в одних и тех же налоговых периодах. В бухгалтерским учете разница между рыночной стоимостью и стоимостью для целей налогового учета будет формировать постоянную разницу в момент списания материалов. Обращаем ваше внимание на следующий момент, возникший при введении в действие данного пункта. В налоговом учете стоимость материально-производственных запасов определяется как сумма налога, исчисленная именно с дохода, а не как сумма налога на прибыль, то есть это условный расчет и возможно, применяя данную методику, даже в убыточных налоговых периодах увидеть в декларации данную сумму, подлежащую уплате в бюджет, невозможно.

В НК РФ есть неустранимое противоречие, которое могут применять те, кто считает данное изменение не справедливым или те, кто правильно вел хозяйственную деятельность в 2002 — 2005 годах и проводил выявление материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. В качестве аргумента для оспаривания точки зрения налоговых органов, изложенной в Письме МНС Российской Федерации от 29 апреля 2004 года №02-5-10/33 может служить текст четвертого абзаца пункта 3 статьи 248 НК РФ, где сказано, что суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов. Соответственно, налогоплательщик может принять решение не учитывать вышеуказанные суммы стоимости материально-производственных запасов при формировании расходов, но на сумму стоимости материально-производственных запасов производит уменьшение налогооблагаемого дохода. Например, при инвентаризации выявлен излишек товаров, который стоит (в соответствии с 40 статьей НК РФ) 1000 рублей, далее налогоплательщик продает имущество за 1100 рублей, в облагаемый доход ставится в момент проведения инвентаризации 1000 рублей, а в момент реализации только 100 рублей. В итоге налогообложению подлежит вся сумма дохода и не произойдет повторного включения в состав доходов сумм, отраженных в составе доходов налогоплательщика ранее. При использовании материалов в производстве или создании основного средства данный метод применим исключительно при соблюдении строгих стандартов специального регистра налогового учета.

Пунктом 3 статьи 254 НК РФ установлен порядок списания стоимости тары. Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, то из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение. Отнесение тары к возвратной или невозвратной должно быть определено условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов.

В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 НК РФ. В этой статье установлен порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров, для целей налогового учета.

В соответствии с пунктом 5 статьи 254 НК РФ сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но неиспользованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании.

Пунктом 6 статьи 254 НК РФ предусмотрено, что «сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов».

Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного сырья, материала для производства других видов продукции (работ, услуг). Не относится к расходам также попутная (сопряженная) продукция.

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

  • по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;
  • по цене реализации материального ресурса, если отходы реализуются на сторону.

К материальным расходам для целей налогообложения на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 254 НК РФ приравниваются расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 НК РФ.

Если расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия связаны с расходами на освоение природных ресурсов, то они должны быть выделены в налоговом учете в самостоятельный элемент расходной части налоговой базы. В целях налогообложения такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном статьями 261 и 325 НК РФ.

Ведение деятельности по освоению природных ресурсов возможно только при наличии в организации соответствующих лицензий.

Согласно Положению о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года №3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами», лицензии установленного образца выдаются в соответствии с видами пользования недрами:

  • добычи полезных ископаемых;
  • для геологического изучения недр;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых объектов.

К расходам на рекультивацию земель относятся, в частности, расходы на подготовку площадок для хранения плодородного слоя земли, снятие его, перевозку, складирование и хранение, последующую рекультивацию изъятых из сельскохозяйственного оборота земель, посадка зеленых насаждений, устройство водоемов и так далее.

К материальным расходам приравниваются согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке (естественная убыль) материально-производственных запасов обусловлены физико-химическими характеристиками этих ценностей. Поскольку такие потери возникают объективно в процессе торгово-производственной деятельности, их нормируют. Нормы убыли устанавливают в процентном отношении к стоимости или к натуральным показателям отдельных видов товаров.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 года №814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей» (далее — Постановление №814) установлено, что нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи товарно — материальных ценностей, разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

В пункте 2 Постановления №814 перечислены федеральные органы исполнительной власти, которым было поручено разработать соответствующие нормы, но пока далеко не все это сделали.

Законом №58-ФЗ установлено (статья 7 Закона №58-ФЗ), что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Это позволит организациям, которые не хотели спорить с налоговыми органами и все потери в пределах норм естественной убыли относили за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, подать уточненные декларации по налогу на прибыль и вернуть излишне уплаченный налог на прибыль, начиная с 2002 года.

К материальным расходам приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Данный вид расходов обусловлен, прежде всего, особенностями технологического процесса производства продукции. Так, например, в металлургии часть металла уходит в шлак, при выпуске отдельных видов сложных отливок имеет место технологически неизбежный брак. При транспортировке различных грузов возможны потери в виде остатка материалов в средствах транспортировки (например, нефти в цистернах).

Технологические потери материальных ресурсов при производстве и (или) транспортировке должны быть обоснованы соответствующим расчетом с учетом технологического процесса. В данном расчете должен быть использован норматив образования технологических потерь каждого вида сырья и материалов, используемых в производстве. Для того, чтобы установить норматив образования технологических потерь необходимо использовать отраслевые нормативные акты и иные нормативные документы, которые регламентируют ход технологического процесса.

Документом, подтверждающим технологические потери, является технологическая карта производства. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому организация должна самостоятельно разработать форму данного документа и утвердить ее в учетной политике. При этом документ должен иметь все необходимые реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Минфин РФ в Письме от 27 марта 2006 года №03-03-04/1/289 разъясняет следующее:

Порядок отраслевого урегулирования вопросов разработки и утверждения нормативов технологических потерь при производстве и (или) транспортировке не является предметом ведения законодательства о налогах и сборах.

Исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки, налогоплательщик определяет норматив образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный норматив на предприятии может быть установлен, в частности, технологической картой, сметой технологического процесса или иным аналогичным документом, которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы.

Вышеназванные документы разрабатываются специалистами предприятия, контролирующими технологический процесс (например, технологами), и утверждаются уполномоченными руководством предприятия лицами (например, главным технологом или главным инженером).

Чтобы установить нормативы образования технологических отходов, используются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

При этом необходимость составления технологической карты, сметы технологического процесса или иного аналогичного документа обусловливается особенностью технологического процесса.

В том случае, если налогоплательщик не составляет технологическую карту или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь при производстве и (или) транспортировке являются отраслевые нормативные акты, в том числе ГОСТы, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

Расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий также отнесены к материальным расходам. При формировании перечисленных расходов необходимо исключить расходы, связанные с освоением природных ресурсов.

Методы оценки сырья и материалов при списании их в производство установлены пунктом 8 статьи 254 НК РФ. В соответствии с названным пунктом при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов в производство используется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

Выбранный метод закрепляется организацией в учетной политике для целей налогообложения.

Более подробно с вопросами, касающимися учета материально производственных запасов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Материально-производственные запасы».

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ — вид расходов, связанных с производством и реализацией, определенный в ст. 254 НК. 1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика по налогу на прибыль организаций:

1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) на приобретение материалов, используемых:

а) при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения технологического процесса;

б) для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

в) на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

3) на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества;

4) на приобретение комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов, подвергающихся монтажу и (или) дополнительной обработке в организации;

5) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самой организацией для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации;

7) связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).

2. Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.

3. Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с товарно-материальными ценностями, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с товарно-материальными ценностями, включается в сумму расходов на их приобретение. Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение товарно-материальных ценностей.

4. Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. 5. К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются:

1) расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено ст. 261 НК;

2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ;

3) технологические потери при производстве и (или) транспортировке;

4) расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий. 6. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

а) метод оценки по себестоимости единицы запасов;

б) метод оценки по средней себестоимости;

в) метод оценки по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

г) метод оценки по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

3.4.2. Материальные расходы

Материальные расходы — это материально-производственные запасы, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг.

В самом Порядке прямо перечислены некоторые из видов материальных расходов, но данный перечень нельзя считать закрытым. В том числе в нем указаны расходы:

1) на приобретение сырья и (или) материалов, которые используются в предпринимательской деятельности при изготовлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образуют их основу либо являются необходимым компонентом при изготовлении товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также те, которые используются в целях обеспечения технологического процесса для упаковки и иной подготовки изготовленных и (или) реализуемых товаров.

Обоснованием для включения стоимости материальных расходов в состав затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является перечень необходимого потребления количества материалов (полуфабрикатов, комплектующих изделий), расходуемых на каждом этапе изготовления продукции (работ, услуг), выпускаемой в строгом соответствии с технологическим процессом;

2) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и другого имущества, не являющегося амортизируемым. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

3) на приобретение комплектующих изделий, предназначенных для монтажа, и (или) полуфабрикатов с целью дальнейшей дополнительной обработки у налогоплательщика;

4) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов (электрической, тепловой и др.), расходуемых на технологические цели, отопление зданий.

Указанные расходы должны производиться в соответствии с технологическими нормами процессов производства, осуществляемого предпринимателем. Если указанные расходы произведены не в производственных целях (не обусловлены технологией производства) или в размерах, превышающих технологические нормы, то они не будут относиться на уменьшение налоговой базы;

5) на приобретение работ и услуг, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К таким работам (услугам) относятся:

— выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов);

— контроль за соблюдением установленных технологических процессов;

— техническое обслуживание основных средств;

— транспортные услуги сторонних организаций и (или) индивидуальных предпринимателей по перевозкам грузов.

Отметим, что в действующей редакции Порядка в составе материальных затрат предпринимателя прямо не называются расходы на приобретение товаров, то есть тех материально-производственных запасов, которые приобретаются для последующей перепродажи. Однако это вовсе не означает, что предприниматели, ведущие торговую деятельность, не могут учитывать такие расходы в составе своих профессиональных налоговых вычетов. Просто этот факт еще раз подчеркивает уже отмеченную нами выше ориентированность новой редакции Порядка исключительно на деятельность в области производства. Принципиально же расходы на покупку товаров относятся именно к группе материальных расходов, и на них распространяются все общие правила учета расходов данной группы.

Сумма материальных расходов учитывается в составе расходов за минусом стоимости возвратных отходов. Возвратные отходы — это остатки сырья (материалов), полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе изготовления товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Возвратные отходы должны оцениваться одним из следующих способов:

— по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

— по цене возможной реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

Если производственный цикл конкретного предпринимателя предусматривает промежуточное изготовление из исходного сырья полуфабрикатов, указанные операции с возвратными отходами логичнее и проще отражать несколько в ином порядке, без использования таблицы N 1-1А Книги учета.

Вышеописанные правила учета стоимости возвратной тары и возвратных отходов у предпринимателей напрямую взяты из соответствующих разделов гл. 25 НК РФ (п. п. 3 и 6 ст. 254 НК РФ).

К материальным расходам приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли. Порядок применения этих норм утверждает Правительство РФ (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке — это потери, возникающие при перевозке, хранении и реализации отдельных видов товаров, связанные с изменением их физико-химических свойств.

Нормируемые потери, к которым относятся потери от естественной убыли, возникают вследствие уменьшения массы или объема товаров. Они обусловлены изменением физико-химических свойств товаров (испарение, вымораживание, усушка), условиями их транспортировки и др. Размер естественной убыли определяется по каждому товару отдельно в соответствии с фактическим сроком (условиями) хранения и (или) транспортировки.

Такие потери учитываются исходя из величины фактических потерь, подтверждаемых первичными документами (акты завеса, замера, боя и т.п.), но в пределах нормативов. Если же фактически таких потерь у предпринимателя нет и (или) они не могут быть подтверждены первичными документами, включать в состав своих расходов величину потерь, рассчитанную просто по нормам, он не имеет права.

Сложность в применении данного положения заключалась в том, что Правительство не торопилось утверждать новые нормы. Минфин же в своем Письме от 24 декабря 2002 г. N 16-00-14/485 разъяснил, что «до разработки и утверждения в установленном порядке новых норм естественной убыли в части потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ расходы, связанные с потерями от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ в пределах норм естественной убыли, не могут быть приравнены к материальным затратам для целей налогообложения прибыли». Естественно, что аналогичной позиции придерживались и налоговые органы.

Данное противоречие снял только Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ. Им было установлено, что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Причем данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

К материальным расходам также приравнены технологические потери, возникающие при производстве и (или) транспортировке. Данную категорию расходов не надо путать с вышеназванными потерями от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов. Технологические потери возникают в процессе обработки, переработки и доставки материальных ценностей из-за особенностей применяемых в данном конкретном производстве технологических процессов.

В отличие от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов какое-либо законодательное нормирование технологических потерь НК РФ не предусматривает. На основании пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ они учитываются в составе расходов в фактически понесенных суммах.

В Методических рекомендациях по налогу на прибыль (в настоящее время отмененных) МНС России разъяснило, что технологические потери вызываются, в частности, эксплуатационными (техническими) характеристиками оборудования, используемого при производстве и (или) транспортировке товаров. При этом натуральные показатели, характеризующие технологические потери, возникающие при ведении конкретного технологического процесса, должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Как это сделать правильно и какие внутренние документы нужно оформить, было разъяснено в Письме Минфина России от 2 сентября 2003 г. N 04-02-05/1/85. Нормативы технологических потерь должны быть определены предпринимателем самостоятельно по каждому виду сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п. и по каждому отдельному процессу их обработки. Такие нормативы могут быть установлены технологической картой или иным аналогичным внутренним документом, который подписывают уполномоченные должностные лица.

В принципе, определяют и обосновывают нормативы технологи, а утверждает руководитель предприятия. То же самое относится и к предпринимателям, только в качестве руководителя будет выступать он сам. Если в штате у него нет технологов, то их функции могут выполнить либо заменяющий их специалист, либо он сам, либо специалисты другой организации по отдельному договору.

Описываются в Порядке и правила определения стоимости материальных расходов. Стоимость материальных расходов, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредникам, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с их приобретением, определяется исходя из цен приобретения, указанных в платежных документах (без учета НДС).

Если предприниматель осуществляет операции, не облагаемые НДС, или имеет освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, то стоимость материальных расходов по таким операциям формируется с учетом НДС, уплаченного поставщикам в составе цены за них.

Очень часто на практике предприниматели сталкиваются с ситуацией, когда предприниматель, являясь плательщиком НДС, не может воспользоваться вычетом по предъявленной продавцом сумме НДС, потому что необходимые документы неправильно оформлены (например, счет-фактура составлен с нарушением требований Налогового кодекса или отсутствует). Такие суммы НДС по правилам гл. 21 НК РФ не принимаются к вычету.

После принятия гл. 25 НК РФ в отношении предприятий налоговые органы стали утверждать, что такие суммы НДС не могут учитываться в расходах при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (ссылаясь на пп. 19 ст. 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ).

Учитывая данную позицию и требование признавать расходы по правилам гл. 25 НК РФ, которое содержится в гл. 23 НК РФ, налоговики требуют того же и от предпринимателей, то есть, по мнению налоговых органов, предприниматель не имеет права относить такие суммы НДС на расходы, учитываемые в целях налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Данные требования налоговики распространяют даже на такие ситуации, когда при покупке в розничной сети налогоплательщик не имеет возможности получить счет-фактуру, но НДС выделен в чеке ККТ. Причем, по мнению налоговиков, не важно, выделен он в нем отдельной строкой (то есть в виде конкретной суммы) или просто имеется фраза «в том числе НДС».

Порядок заполнения Книги учета использует именно этот принцип расчета налогооблагаемой базы по НДФЛ у предпринимателей, потому что он позволяет правильно и в то же время более просто с практической точки зрения исчислить налоговую базу. Тем не менее это не может лишить предпринимателей законного права на учет всех уплачиваемых ими налогов.