Мониторинг земель

Государственный мониторинг земель

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Землеустройство » Государственный мониторинг земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды.

Понятие, объекты и результаты государственного мониторинга земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды. Понятие мониторинга подразумевает под собой определенную систему проведения наблюдений за общим состоянием земель. Отличительная черта мониторинга – необходимость непрерывного наблюдения.

Общая информация, которая содержится в базах данных различных подсистем государственного мониторинга, должна включать в себя исчерпывающую информацию, среди которой:

  • результаты, полученные после сбора всей требуемой информации о текущем состоянии всех земель в комплексе и отдельных участков, наблюдениями за правильностью их использования, рассматривая данные действия, исходя из установленного целевого назначения земель допустимого вида использования.
  • результаты, полученные после проведения анализов и последующей оценки качественного состояния всех земель, принимая во внимание воздействие природных, антропогенных факторов. Мониторинг позволяет оценить изменения состояния земель по результатам постоянных наблюдений.
  • прогноз, который заключает в себе сведения о том, как изменится земля при воздействии на нее разнообразных негативных последствий.

В качестве объектов проведения такого мониторинга выступают все земли, располагающиеся на территории России, без установления каких-либо ограничений.

Задачи, которые выполняются в ходе проведения государственного мониторинга земель. Виды мониторинга земель

Законодатель выделяет целый спектр задач, которые должны выполнять в ходе проведения урегулированного земельным законодательством мониторинга. Среди таких задач выделяют:

  • необходимость своевременного выявления различных изменений в состоянии земель, проведение оценки выявленных изменений, разработка прогноза и рекомендаций, направленных на предупреждение и устранение всех негативных процессов;
  • необходимость регулярно обеспечивать органы, осуществляющие государственный земельный надзор обо всех выявленных изменениях и об общей состоянии земли. Помимо этого, в ходе проведения государственного мониторинга, необходимо проведение информирования федерального и регионального управления по ресурсам, по проведению землеустройства;
  • необходимость в обеспечении граждан исчерпывающей информацией о текущем состоянии окружающей среды, в особенности, о состоянии земель на каждой конкретной территории.

На законодательном уровне выделяется несколько видов государственного мониторинга земель различного назначения. В зависимости от целей проводимых наблюдений выделяют:

  • федеральный.
  • региональный.
  • локальный.

Проведение государственного мониторинга должно осуществляться на основании государственной программы, программы субъектов, программы отдельных муниципалитетов.

Причем данные программы могут приниматься отдельно к конкретному виду земель. Так, в частности, федеральным законодательством установлен отдельный вид мониторинга – государственный мониторинг сельскохозяйственных земель.

Цели, для удовлетворения которых требуется проводить отдельный государственный мониторинг земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, могут быть следующими:

  • снижение уровня плодородности земель;
  • ухудшение общего состояния земель, которые используются для ведения сельскохозяйственных работ;
  • деградация почвенного покрова.

Мониторинг показателей также необходим из-за проведения приватизации, так как большое количество новых собственников существенно отражается на состоянии земель, которые имеют сельскохозяйственное назначение. В нормативно-правовых актах федерального уровня выделено, что выполнение задач управления в области сельского хозяйства невозможно, если на данных территориях не проводится мониторинг показателей земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель

Порядок, по которому осуществляется проведение государственного мониторинга земель, установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. В частности, существует специальное Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определяет процедуру данного мероприятия.

Уполномоченным проводить государственный мониторинг земель является Федеральная служба земельного кадастра, которая в ходе ведения данной деятельности регулярно взаимодействует с прочими органами власти федерального или регионального уровня.

Осуществление мониторинга земель осуществляется на основе единой системы показателей, предусмотренных методическими и нормативно-техническими документами, которые утверждены Федеральной службой земельного кадастра.

Государственный мониторинг земель, в частности, получение всей необходимой информации, может осуществляться при помощи:

  • проведения дистанционного зондирования, то есть съемки с разнообразных космических аппаратов, самолетов;
  • использования сетей действующих полигонов;
  • проведения наземных съемок, обследований и самостоятельных наблюдений;
  • используя соответствующие фонды, содержащие необходимую информацию о землях.

Порядок, по которому осуществляется организация государственного экологического мониторинга

В ходе проведения государственного экологического мониторинга, уполномоченный федеральный или региональный орган должен осуществить следующие действия:

  • выполнить поиск, получение, а также последующее хранение, обработку и анализ сведений о процессах, происходящих в окружающей среде;
  • осуществить поиск, получение, хранение и анализ данных о негативных воздействиях на среду, в частности, требуется выявить характер подобных воздействий и степень их опасности;
  • составить прогноз изменений окружающей среды;
  • определить связь между воздействием человека на природу и состоянием окружающей среды;
  • выработать определенный порядок действий, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду;
  • своевременно направить в уполномоченные государством органы информацию о текущем состоянии окружающей среды и свои предложения по их устранению;
  • вовремя проводить оценку всех мероприятий, направленных на охрану природы, давать оценку их эффективности;
  • создавать базы данных, содержащие в себе всю исчерпывающую информацию о текущем состоянии окружающей среды, а также обо всех процессах, которые в ней происходят.

Вся полученная в ходе проведения государственного экологического мониторинга информация должна быть представлена органам власти, доступна юридическим лицам и гражданам.

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Составные части мониторинга земель: мониторинг плодородия земель с/х назначения, мониторинг мелиорированных земель.
Мониторинг земель — составная часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды.

Объект мониторинга земель — все земли в стране, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
Задачи государственного мониторинга земель (Статья 67 ЗК РФ):
1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
2. информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3. обеспечение граждан информацией о состоянии земель.
В зависимости от территориального охвата государственный мониторинг может быть федеральным (охватывает всю территорию РФ), региональным (территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами) и локальным (местный) (ведется на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей).
Мониторинг включает в себя:
сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;
непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
Мониторинг осуществляется ФАКОН во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами МСУ.
Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых ФАКОН по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполн. власти.
Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:
дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);
сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;
наземных съемок, наблюдений и обследований;
соответствующих фондов данных.
Съемки, наблюдения и обследования в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:
базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);
периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более);
оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).
Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Они используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ, ежегодно представляемого Федеральной службой земельного кадастра в Правительство РФ. Эти данные используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Осуществление мониторинга земель территории

Мониторинг земель ‑ это система наблюдений за состоянием земель. Объектом государственного мониторинга являются все земли РФ. Мониторинг земель выступает в качестве своеобразной разновидности государственных контрольных мер, и является комплексной системой по наблюдению за состоянием государственного земельного фонда. Эта система представляет собой неотъемлемую составную часть процесса мониторинга окружающей среды и выполняет основную функцию между всеми типами мониторинга и контроля природных ресурсов страны.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ — Положение о мониторинге земель в РФ утверждено постановлением Правительства РФ 15.07.1992 № 491.

Основные цели мониторинга земли:

— проведение диагностики состояния земельного фонда, с целью своевременного выявления и определения всяческих изменений, их последующей оценки и выработки рекомендаций относительно устранения или предупреждения последствий разнообразных процессов, которые носят негативный характер

— информационная функция по обеспечению государственного земельного кадастра государственного землеустройства, наиболее рационального использования земельных ресурсов, а также контроля и охраны используемых земель. Основополагающие задачи мониторинга: своевременное и надлежащее выявление изменений в состоянии земель, проведение анализа и оценки таких изменений, составление прогнозов и выработка определенных рекомендаций для устранения или предупреждения последствий всех процессов, которые носят негативный характер

— информационное обеспечение процессов ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля по использованию и охране земель, а также некоторых других муниципальных и государственных функций по управлению земельными ресурсами страны и землеустройству

— обеспечение населения страны требуемой информацией относительно конкретного состояния окружающей среды в отношении состояния земельных ресурсов страны.

Сам мониторинг охватывает все, без исключения, земли на территории РФ, в независимости от того, какие формы их собственности, какое их целевое назначение и каков характер непосредственной эксплуатации этих земель, осуществляется посредством проведения систематических наблюдений различными методами, а также посредством проведения многочисленных лабораторных исследований. Для ведения государственного земельного кадастра, решения ряда проблем в области планирования и управления сельскохозяйственным производством, рационального использования и охраны земельных ресурсов, экологической безопасности продукций и проживания населения, государственным органам, негосударственным собственникам и землепользователям необходимо проведение мониторинга земель с целью удовлетворения рыночной экономики.


Государственный мониторинг земель подразделяется в зависимости от целей наблюдения и территории на федеральный, региональный и локальный. Информацию о протекающих во времени и пространстве процессах, характеризующих состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения, следует накапливать в мониторинговом блоке аграрной земельно-информационной системы.

7 Индивидуальное задание

Контроль над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий Калининского района г. Чебоксары.

Основная задача контроля за использованием и охраной земель состоит в обеспечении исполнения земельного законодательства, соблюдении установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнении мероприятий по охране земель Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные органы государственной власти по контролю за использованием и охраной земель, а также органы местного самоуправления. Они, решая общие вопросы земельной реформы Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, районов, городов и сел, а также другие важные проблемы социально-экономического развития соответствующей территории, выполняют вместе с тем и функции государственного контроля в области использования и охраны земель.


Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах осуществляют государственный контроль за соблюдением предприятиями учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением:

— недопущением самовольного занятия земельных участков;

-предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;

-своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ связанных с нарушением земель.

Статья 91 дает право требовать прекращения экологически вредной деятельности. Но исков о профилактике появления экологически вредных объектов названная ст. 91 не предусматривает.

Полномочия и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны земель:

1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

2. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка по обращению отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики о согласовании графика проведения комиссионных обследований критически важных и потенциально опасных объектов, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2016 г.

Установлено, что на основании указания ГУВО МВД России № 36/4009 ‑ дсп. ОВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики предоставлен график проведения комиссионных обследований критически важных и потенциально опасных объектов, расположенных в городе Чебоксары на первый квартал 2017 года.

В соответствии с указанных графиком ОВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики запланирована проверка объекта «Чувашский Центр организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», расположенного по адресу: г. Чебоксары, пл. Скворцова, д. 1 на 31.01.2017 и объекта ФГУП им. В.И. Чапаева, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Социалистическая, д.1 на 31.01.2017.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294 ‑ ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» регламентирован порядок организации и проведения плановой проверки.

Статьей 9 указанного Федерального закона установлено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 указанной статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Из представленных ОВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики документов, приложенных к заявлению, не следует, что они содержат сведения о фактах, указанных в части 2 статьи 10 ФЗ — № 294.

По результатам проверки указанного обращения прокуратурой Калининского района г. Чебоксары начальнику отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары Чувашской Республики Кириллову А.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушений требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Основной целью проекта является:

— разработка и создание комплексной системы предупреждения возникновения ЧС и обеспечения безопасности потенциально опасных объектов;

— обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения;

— защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Базовыми направлениями реализации проекта станут:

— -совершенствование систем мониторинга потенциально опасных объектов и территорий активного промышленного освоения;

— -разработка систем комплексной оценки природно-техногенных рисков и вариантов обеспечения безопасности на этапах проектирования потенциально опасных и критически важных объектов инфраструктуры и в режиме их эксплуатации;

— -создание на стратегически важных направлениях региональных ситуационных центров, связанных с ресурсами Национального Центра управления в кризисных ситуациях;

Заключение

Я проходил производственную практику по ПМ.01. МБУ «Управления территориального планирования» г. Чебоксары с 16.03.2017 по 29.03.2017.

При прохождении производственной практики я изучил структуру предприятия, основные направления его деятельности, а также документацию, регламентирующую деятельность предприятия.

Также в ходе прохождении практики мною были выполнены следующие задачи:

1. Составление земельного баланса района (муниципального образования)

2. Осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности

3. Составление документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий

4. Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

5. Участие в проектировании и анализе социально-экономического развития территории

6. Осуществление мониторинга земель территории

В рамках выполнения индивидуального задания мною был изучен вопрос контроля над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий Калининского района г. Чебоксары. Было установлено, что в целях осуществления такого контроля на основании указания ГУВО МВД России № 36/4009 по городу Чебоксары Чувашской Республики был предоставлен график проведения комиссионных обследований критически важных и потенциально опасных объектов, расположенных в Калининском районе города Чебоксары, на первый квартал 2017 года.

Приложение А

Государственный мониторинг земель

В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения»

При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

д) землеустроительной документации;

е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;

ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;

и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);

к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, а также земельный участок или группа земельных участков.

Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Показателями мониторинга использования земель являются:

— общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (для объекта государственного мониторинга земель — земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

— общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;

— площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— площадь застроенных земель в разрезе категорий;

— общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;

— иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Показателями мониторинга состояния земель являются:

а) количественные показатели состояния земель:

— общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (в разрезе категорий земель, установленных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

— общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

— общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных в государственный кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);

— общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения;

— количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством);

— общая площадь учтенных в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;

— количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством Российской Федерации);

б) качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса):

— площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

— площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

— площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

— площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

— площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Амурского района Хабаровского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Беломорского района Республики Карелия

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Елизовского района Камчатского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Кемского района Республики Карелия

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Кировского района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Ковдорского района Мурманской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Корсаковского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Лазовского района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Лоухского района Республики Карелия

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Менгино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Невельского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории округа Дубна Московской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Пограничного района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории района им. Лазо Хабаровского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории районов Ярославской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Углегорского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Ульчского района Хабаровского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Хасанского района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Хасынского округа Магаданской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Холмского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Котельничского района Кировской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Краснобаковского района Нижегородской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Николаевского района Ульяновской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Никольского района Пензенской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Слободского района Кировской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Тоншаевского района Нижегородской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Ивановскому району Амурской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Тамбовскому району Амурской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Вологодской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Биробиджанскому району и городскому округу Биробиджан Еврейской автономной области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Октябрьскому району Еврейской автономной области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Смидовичскому району Еврейской автономной области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Всеволожскому району Ленинградской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Кольскому району Мурманской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Новгородскому району Новгородской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Пожарскому району Приморского края

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Комсомольскому району Хабаровского края

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Хабаровскому району Хабаровского края

  • Нормативные правовые акты
  • Состояние земель России

Тарногский район

В современном мире актуальным вопросом существования людей является сохранение природных ресурсов и охрана окружающей среды. Земельные ресурсы, как часть окружающей природной среды, являются необходимой составляющей для жизнедеятельности человека. В целях отслеживания и оценки состояния земель создана система государственного мониторинга земель (как составная часть государственного экологического мониторинга).
Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их качественных и количественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Государственный мониторинг земель охватывает все земли в Российской Федерации.
В перечень задач государственного мониторинга земель входят: систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Управление Росреестра по Вологодской области ежегодно готовит государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Вологодской области. Данные, полученные в ходе мониторинга земель, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (Доклад о состоянии земель ежегодно предоставляется в Правительство области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области).
В 2017 году на территории Вологодской области были выполнены работы по мониторингу состояния и использования земель на территории Вытегорского района.
Объем работ по государственному мониторингу земель составил 1308,11тыс.га, по результатам которого выполнены следующие работы:
— наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением — выявление признаков нарушений земельного законодательства в пределах границ земельных участков земель различных категорий;
— выявление современного состояния развития негативных процессов и динамики развития негативных процессов.
В качестве базового периода мониторинга были рассмотрены материалы последних проводимых почвенных обследований по состоянию на 1966-1985 г.г. В настоящее время для выявления негативных процессов используются архивные материалы спутниковой съемки, если отсутствуют материалы предыдущих обследования.
В соответствии со сведениями о динамике площадей развития негативных процессов на территории Вытегорского района в процессе вышеуказанных работ выявлены следующие негативные процессы:
-водная эрозия – 11810,65 га;
-переувлажнение – 831842,26 га
— подтопление – 361,36 га;
-заболачивание – 287685,12;
-затопление -52982,55 га;
— абразионные процессы -51,54 га;
— участки антропогенных изменений территорий – 97707,22га.
По результатам вышеуказанных работ подготовлены прогнозы и рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов на территории Вытегорского района.
Материалы по выполнению работ по мониторингу земель состояния и использования земель, на территории Вытегорского района, переданы в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства Управления.
Для более эффективного управления земельными ресурсами с ее разнообразными природно-хозяйственными природными условиями, а также в целях разработки комплекса почвозащитных мероприятий, мероприятий по экономическому стимулированию собственников и пользователей в рациональном использовании и охране земель, крайне необходимы пространственно обобщенные, систематизированные и сопоставимые данные о земле. Государственный мониторинг земель является инструментом для решения данных задач, в том числе рационального использования земель различных категорий.

Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области

< Предыдущая