Надзор в гражданском процессе

Содержание

Полномочия надзорной инстанции

Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:

  • отказывающее в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  • разрешающее направить надзорную жалобу, представление с делом в судебное заседание Президиума ВС РФ.

Замечание 1

Председатель Верховного суда или его заместитель имеют право выразить несогласие с определением, которое вынес судья ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. В этом случае выносится определение об отмене отказа, и надзорная жалоба направляется в судебное заседание.

При отмене судебных актов в порядке надзора Верховный суд руководствуется следующими основаниями, которые являются нарушением:

  • прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, международными договорами, общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебный акт может быть также отменен по причине единообразия в толковании и применении судом правовых норм.

Надзорная жалоба изучается судьей. Если есть необходимость истребования дела, судья имеет право своим определением приостановить исполнение решения суда до завершения процессуальных действий в суде надзорной инстанции. Срок обжалования судебного постановления в суде надзорной инстанции составляет 3 месяца со дня его вступления в силу.

Замечание 2

При нарушении срока по уважительным причинам может быть принято представление о его восстановлении по заявлению заинтересованного лица.

Оформление жалобы

Производство в суде надзорной инстанции начинается с подачи надзорной жалобы. К форме и содержанию документа предъявляются серьезные требования. В нем указывается:

  • наименование судебного органа, в который подается жалоба;
  • ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или непосредственное местонахождение;
  • наименование лиц, которые участвуют в деле, их адреса;
  • суды, рассмотревшие дело по первой, кассационной или апелляционной инстанциям;
  • обжалуемые судебные постановления;
  • основание для пересмотра в порядке надзора с обоснованием причин;
  • просьба лица, направляющего жалобу.

Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина. В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. К надзорной жалобе прилагаются копии постановлений по делу, принятые соответствующим судом. К жалобе также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины.

Этапы производства по надзору

Определение 2

Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты. При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний. Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

Замечание 3

Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

  1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
  2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
  3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

Прения сторон в судебном заседании не предусмотрены. Все вопросы решаются посредством голосования. Равное количество голосов означает отклонение надзорной жалобы.

Президиум ВС РФ вправе:

  • не изменять постановление предыдущей судебной инстанции;
  • отменить решение суда первой, кассационной, апелляционной инстанций частично или полностью и вновь отправить дело на рассмотрение, прекратить производство по делу;
  • оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • отменить или изменить постановление предыдущей судебной инстанции, принять новое решение, не передавая дело на рассмотрение;
  • при наличии оснований оставить надзорную жалобу без рассмотрения.

Содержание постановления суда

По итогам судебного разбирательства суд выносит постановление. Документ содержит следующую информацию:

  • наименование суда, его состав;
  • дата и место принятия постановления;
  • производство, по которому принято решение;
  • ФИО лица, подавшего надзорную жалобу;
  • фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании;
  • данные из обжалуемых судебных постановлений;
  • мотивы, которыми руководствовались судьи при вынесении постановления.

Задача, стоящая перед судом надзорной инстанции заключается в проверке правильности толкования и применения правовых норм судами первой, кассационной, апелляционной инстанций. При этом необходимо учитывать, что Президиум Верховного суда не имеет право проводить проверку законности судебных решений в той части, в которой они не обжалуются.

Надзорное разбирательство дел производится по делам

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу. Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств.

Надзорное производство в гражданском процессе

С 2012 года надзорное производство в РФ приобрело все черты исключительной стадии гражданского процесса. Это значит, что как и любая проверочная стадия надзорное производство возникает лишь в случае соответствующего волеизъявления участника процесса и во-вторых рассмотрение деля в надзорном порядке скорее исключение, чем правило.

На сегодняшний день надзорная инстанция представлена в виде единственного органа – Президиума Верховного суда Российской Федерации, который рассматривает дела в порядке надзора в составе основного большинства всех членов президиума.

Порядок рассмотрения дел в надзорной инстанции

В судебном заседании принимает участие прокурор, а в случае заявления соответствующего ходатайства и осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением. Они вправе ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Доклад дела судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства.

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — это стадия уголовного процесса, в которой суд рассматривает уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Стадия надзорного производства — это исключительная (факультативная) стадия уголовного процесса. Основная цель данной стадии заключается в том, что она обеспечивает правильное применение закона, исправляя ошибки, связанные с необоснованными и незаконными судебными решениями.

Надзорное производство — это стадия гражданского процесса, в которой осуществляется пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ. Данная стадия процесса значительно отличается от производства в суде второй инстанции по объектам и субъектам обжалования, полномочиям суда, рассматривающего дела, процедуре рассмотрения жалоб и дел.

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Благодарю за ответ! Другими словами, мой иск приняли к рассмотрению и проверяют информацию о задолженности по алиментам у судебных приставов? Но, если вся информация верна в моем иске (я представила Вам во вложении), то суд примет мой иск и назначит суд? Юлия, после того, как Вы опубликовали информацию по иску, стало более понятно, что Ваш иск сейчас поступил в суд и проверяется.

Последствия рассмотрения дел в надзорной инстанции

в) отмена состоявшихся по уголовному делу решений и возвра­щение дела на новое рассмотрение в ту судебную инстанцию, где было допущено то нарушение, которое повлекло за собой отмену этого судебного решения и всех последующих судебных решений. Дело может быть возвращено на новое рассмотрение в суд пер­вой, апелляционной или кассационной инстанции. Возвращение дела судом, рассматривающим жалобу (представление) в порядке надзора в стадии досудебного производства, недопустимо.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Действующий сегодня УПК устанавливает, что надзорное производство в уголовном деле может инициироваться исключительно сторонами. При этом существовавший ранее Кодекс почти не ограничивал число лиц, имевших право на предъявление соответствующего заявления. Исходя из анализа норм УПК, можно определить, что производство суде надзорной структуры выступает в качестве этапа разбирательства по делу, в рамках которого вышестоящий орган проверяет обоснованность и законность постановления, вступившего в действие.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Содержание надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

3. Сущность и значение надзорного производства. Отличие надзорного производства от апелляционного и кассационного.

Надзорное производство – регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесении протеста в порядке надзора, проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесении решения по делу.

Производство в надзорной инстанции – самостоятельная стадия уголовного процесса. Оно возникает, когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив, и судебная ошибка не исправлена в кассационном порядке. Такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, изменены или отменены. Такой пересмотр осуществляется в порядке судебного надзора, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанции, или судебно-надзорным производством.

Сущность и значение пересмотра приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается, прежде всего, в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Суды надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационным производством. Разница между ними состоит в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившее в законную силу судебные решения, которые, возможно, уже обращены к исполнению либо уже частично или полностью исполнены.

Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может пересматриваться неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой – нижестоящей. И, наконец, отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц судебных или прокурорских органов.

Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности и справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.

Вместе с тем, следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения (постановления) суда о прекращении производства по уголовному делу, допускается в течение одного года по вступлении их в законную силу.

БИЛЕТ № 20

1. Объяснения сторон и третьих лиц как доказательства в гражданском процессе. Признание стороной фактов.

Доказательственное значение для суда имеют не все объяснения сторон и третьих лиц, а лишь та их часть, которая содержит в себе сведения об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для дела. Именно эта часть объяснений позволяет сопоставить сведения, полученные от сторон и других лиц, со сведениями, полученными с помощью других средств доказывания, и в ре­зультате комплексной оценки сделать вывод о существовании или несуществовании искомых фактов.

Объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

В случае, если у суда имеются основания полагать, что признание совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, суд не принимает признание, о чем судом выносится определение. В этом случае данные обстоятельства подлежат доказыванию на общих основаниях.

Утверждение как разновидность объяснения сторон и третьих лиц — это такое объяснение стороны или третьего лица, которое содержит сведение о фактах, лежащих в основании требований и возражений и подлежащих установлению в суде.

Стороны и третьи лица утверждают те обстоятельства, которые являются основанием их требований и возражений, соответственно доказывая их.

Особым видом объяснений является признание. Признание — это объяснение, в котором содержится подтвер­ждение фактов или обстоятельств, сообщенных противополож­ной стороной.

Существуют: признание иска, признание правоотношения и при­знание факта.

Признание иска не является доказательством, так как пред­ставляет собой акт распоряжения материальным правом. Признание правоотношения или признание факта должно рас­сматриваться в качестве доказательства, так как подтверждает определенные факты и обстоятельства, на которые ссылается другая сторона.

Суд может считать признанный факт установленным, если у него нет сомнений в том, что признание соответствует обстоя­тельствам дела и не совершено лицом под влиянием обмана, насилия, угрозы, заблуждения или сокрытия истины.

Признание, совершенное в суде, называют судебным признани­ем. Лицо, ссылавшееся на факты, признанные в ходе судебного заседания, освобождается от их доказывания. Признание, которое было сделано до суда или .вне его, назы­вают внесудебным. Такое признание не имеет для суда доказательственной силы и должно быть доказано тем лицом, кото­рое ссылается на него.

Различают простое и квалифицированное признание. Простое признание не содержит; каких-либо оговорок или условий. Ква­лифицированное признание содержит оговорку, частично парали­зующую признание. Лицо, сделавшее квалифицированное при­знание, обязано доказать сделанную им оговорку

Что такое производство в порядке надзора

Надзорное производство, как и кассационное, предназначено для проверки вступивших в законную силу решений и постанов­лений арбитражных судов. В связи с фактическим дублированием функций надзорного и кассационного производства многие спе­циалисты полагают, что сохранение надзорного производства в арбитражном процессе носит временный характер. Правом пере­смотра решений в порядке надзора обладает только Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации и Генеральный прокурор Российской Федерации могут опротестовать решения и постановления любого арбитражного суда в Российской Федерации, за исключением постановлений Пре­зидиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации и заместитель Генерального прокурора Рос­сийской Федерации могут приносить протесты на решения и по­становления любого арбитражного суда в Российской Федерации, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации.

По действующему законодательству возможность опротестова­ния и пересмотра решений и постановлений арбитражного суда в порядке надзора сроком не ограничена.

Исполнительное производство

Исполнительное производство является заключительной ста­дией арбитражного процесса.

Исполнительный лист выдается арбитражным судом на основа­нии вступившего в законную силу судебного решения и обязате­лен к исполнению всеми государственными органами и должно­стными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории Российской Федерации. Арбитраж­ный суд также выдает исполнительные листы на принудительное исполнение решений третейских судов.

Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определе­ния о восстановлении пропущенного срока для предъявления ис­полнительного листа к исполнению.

В случае если исполнение судебного акта было приостановле­но, время, на которое оно приостанавливалось, не засчитывается в шестимесячный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопросы:

1. Понятие и значение надзорного производства.

2. Принесение и рассмотрение надзорной жалобы или представления.

3. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции. Пределы прав суда надзорной инстанции при рассмотрении жалобы или представления.

4. Основания отмены или изменения судебного решения. Решения суда надзорной инстанции.

1. Глава 48 1 . Статьи 412 1 -412 13 .

ВОПРОС 4.

УПК устанавливает сроки и порядок рассмотрения уголовных дел в кассационной инстанции.

Срок, когда должно быть начато рассмотрение уголовного дела, является единым для всех судов кассационной инстанции и составляет не более одного месяца со дня его поступления в суд кассационной инстанции. Оснований для продления данного срока законом не предусмотрено, что является еще одной гарантией обеспечения права лиц на кассационное обжалование. Данное положение закона также способствует недопущению волокиты в рассмотрении кассационной жалобы (кассационного представления).

Срок самого судебного заседания суда кассационной инстанции законом не установлен. Его продолжительность определяется сложностью дела, сложностью доводов жалобы (представления), количеством поданных по делу кассационных жалоб и др.

Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется в соответствии с принципами уголовного процесса.

В кассационном порядке уголовное дело рассматривается в составе 3-х судей (ч. 4 ст. 30 УПК).

Участие лиц, являющиеся субъектами права на кассационное обжалование и принесение представления при рассмотрении дела в кассационном порядке, является их правом, а не обязанностью. Неявка лиц, своевременно извещенных о заседании суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела судом кассационной инстанции (см. ч. 4 ст. 376 УПК). Данное правило не имеет абсолютного значения, так как участие в судебном заседании суда кассационной инстанции переводчика может иметь настолько важное значение для вывода кассационной инстанции о правосудности проверяемого им приговора, что может повлечь отложение рассмотрения дела при его неявке. Также рассмотрение дела в кассационном порядке без участия защитника, который известил суд о желании дать объяснения, — нарушение права осужденного или оправданного на защиту, которое влечет отмену кассационного определения. Неизвещение же кого-либо из сторон влечет отложение рассмотрения дела, поскольку в противном случае нарушаются права сторон на участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции.

Процедура рассмотрения дела судом кассационной инстанции установлена ст. 377 УПК.

Заседание суда кассационной инстанции можно разделить на три части.

Первая часть — подготовительная, проводится судьей, председательствующим в заседании. По сути аналогична подготовительной части судебного заседания в суде I инстанции.

Во второй, основной части заседания, суд проверяет законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного решения. Она включает в себя изложение доводов жалобы или представления сторонами, исследование ими дополнительных материалов, а также, если сочтет необходимым суд, непосредственное исследование доказательств. В этой части судебного заседания суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства, т.е., например, осмотреть вещественные доказательства, допросить свидетеля, провести экспертизу, огласить письменные материалы дела. Однако надо иметь В виду, что суд не обязан, а лишь вправе, и только по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства. Кроме того, по исследованным доказательствам кассационная инстанция не вправе вынести новый приговор, как это имеет место при апелляции. Закон разрешает кассационной инстанции изме­нить или отменить приговор, или прекратить дело и направить его на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Стороны могут представить суду дополнительные материалы. Как правило, это документы по запросу одной из сторон. По смыслу ч. 7 ст. 377 УПК на основе дополнительных материалов, поступивших в суд кассационной инстанции, можно отменить приговор или иное обжалуемое решение, направив дело на новое судебное разбирательство, где эти дополнительные материалы будут проверены в порядке судебного следствия в суде первой инстанции. На основе новых материалов, не требующих дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции, например справка загса о несовершеннолетии обвиняемого или справка о болезни обвиняемого, приговор может быть отменен и дело прекращен или назначено более мягкое наказание.

Завершающая, третья часть заседания — это вынесение и оглашение определения, принятого судом.

Стороны могут представить суду дополнительные материалы.

Как правило, это документы, представленные по запросу одной из сторон. Например, нередко для оспаривания выводов судебно-психиатрической экспертизы адвокаты представляют в суд ответы на поставленные ими вопросы врачей-психиатров или данные независимых исследователей, экспертизами не являющиеся, или другие документы, составленные вне процессуальной деятельности: истории болезни, справки об инвалидности, наградах, характеристики и т. п.

По смыслу ч. 7 ст. 377 УПК на основе дополнительных материалов, поступивших в суд кассационной инстанции, можно отменить приговор или иное обжалуемое решение, направив дело на новое судебное разбирательство, где эти дополнительные материалы будут проверены в порядке судебного следствия в суде первой инстанции. На основе новых материалов, не требующих дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции (например, справки о возрасте лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, или справки о болезни осужденного), приговор может быть отменен и дело прекращено или назначено более мягкое наказание.

Вопрос 1.

Возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора является одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института.

Стадия надзорного производства является первой исключительной стадией уголовного процесса.

Надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой Президиум ВС РФ по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.

Производство в надзорной инстанции – стадия уголовного процесса, охватывающая урегулированную нормами УПК деятельность, состоящую:

— в принесении жалобы (представления) сторонами на вступивший в законную силу приговор, определение, постановление суда;

— принятии решения судьей Президиума ВС РФ об отказе в удовлетворении надзорной жалобы (представления) или о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы или представления на рассмотрение Президиума ВС РФ;

— отмене председателем ВС РФ решения судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалоб или представления и возбуждении надзорного производства, передаче надзорных жалоб (представления) на рассмотрение Президиума ВС РФ;

— в рассмотрении уголовного дела Президиумом ВС РФ.

Предметом пересмотра в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтому предметом пересмотра может являться одновременно приговор, решение суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядке надзора.

Задачи и значение производства в надзорной инстанции во многом совпадают с задачами и значением апелляционного и кассационного производств.

Возможность обжалования вступивших в законную силу судебных решений и рассмотрение уголовных дел в порядке надзора — существенная гарантия прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве.

Наличие в уголовном процессе рассматриваемой стадии процесса позволяет обеспечить надзор за кассационными определениями и решениями, принятыми в порядке надзора. Таким образом, в порядке надзора может проверяться правосудность значительно большего круга судебных решений, чем в кассационном порядке.

Производство в надзорной инстанции содействует законности, единообразию надзорной практики, которой принадлежит важная роль в обеспечении законности при осуществлении правосудия судами первой инстанции.

Вопрос 2.

УПК предусматривает, что пересмотр дела в порядке надзора может быть инициирован только сторонами процесса. Правом обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления наделены лица, указанные в ст. 401 2 УПК.

Прокурор вносит надзорное представление, иные лица – надзорную жалобу.

Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска.

Жалоба может быть подана как от осужденного, так и от адвоката.

Жалоба или представление подается непосредственно в Президиум ВС РФ.

К органам надзорной инстанции относятся Президиум Верховного Суда РФ.

Предметом надзорной жалобы, представления являются незаконность приговора, незаконность иного судебного решения, конкретизируемые в УПК, вступившее в законную силу.

Надзорная жалоба или представление должны соответствовать ст. 412 3 УПК. В надзорной жалобе или представлении должны быть приведены доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований к отмене или изменению судебного решения, предусмотренные ст. 412 9 УПК. Требования, предъявляемые к жалобе, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которыми отвергнуты эти или иные доводы жалобы или представления.

В ч. 4 ст. 412 3 УПК указывается, какие документы обязательно должны быть приложены к жалобе или представлению.

Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 1 месяца со дня их поступления. В этот срок судья должен: изучить жалобу (представление), представленные процессуальные документы и решить, надо ли истребовать дело для принятия решения по жалобе или он может принять решение без истребования дела. При истребовании дела оно должно быть изучено судьей в течение 2 месяцев. Следует учесть, что истребование уголовного дела в суд надзорной инстанции не является обязательным. Решение суд надзорной инстанции может принять на основе изучения доводов жалобы (представления) и указанных материалов.

Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, принимает решение об отказе в удовлетворении жалобы или представления или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение Президиума ВС РФ, которое оформляется мотивированным постановлением. Постановление об отказе может быть обжаловано председателю ВС РФ или его заместителю (п. 3 ст. 412 5 УПК). Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства и принимает решение, указанное в данной норме.

Найдя доводы жалобы (представления) убедительными либо усмотрев при знакомстве с делом основания для внесения дела на рассмотрение надзорной инстанции, суды выносят постановление о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления вместе с уголовным делом, если оно было истребовано на рассмотрение Президиума ВС РФ.

В этом постановлении судья только констатирует, что поступившая жалоба (представление) дает основание для возбуждения надзорного производства, но ни в коей мере не выражает своего отношения к оценке законности решения суда первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Вопрос 3.

Надзорные жалобы и представления рассматриваются в установленный законом срок – не позднее 2 месяцев со дня поступления дела на рассмотрение Президиума ВС РФ.

О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 412 10 УПК. Данное требование – важное условие того, чтобы соответствующие субъекты могли защитить свои права и интересы лично (или через защитника, представителя), участвуя в судебном заседании.

Уголовное дело рассматривается с соблюдением определенной процедуры – ч. 4-10 ст. 412 10 УПК.

Решение Президиум ВС РФ принимает в совещательной комнате. В результате рассмотрения дела президиум суда выносит постановление. Этому должно предшествовать обсуждение судьями вопроса о том, есть ли основания к отмене или изменению судебного решения, проверенного в порядке надзора. Постановление Президиума ВС РФ должны соответствовать требованиям ст. 389 33 УПК. Постановление подписывается председательствующим.

Решение об отмене или изменении судебного решения принимается большинством голосов. При равенстве голосов судей надзорная жалоба или представление считаются отклоненными.

Невозможность поворота к худшему в суде надзорной инстанции (ч. 2 ст. 412 9 УПК).

Согласно данной статье пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора и последующих судебных решений по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо решения суда о прекращении уголовного дела допускаются в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если ….

К обстоятельствам, ухудшающим положение осужденного, относятся: признание его виновным по эпизодам, за которые он не был осужден; усиление режима отбытия наказания; исключение из приговора суда смягчающих наказание обстоятельств и т.д. Не может рассматриваться как поворот к худшему исправление арифметических ошибок и явных опечаток или описок.

Указанное запрещение на поворот к худшему распространяется как на решения судов первой и второй инстанций, так и на постановления и определения судов надзорных инстанций.

Пределы прав суда надзорной инстанции и виды принимаемых ею решений ст. 412 12 УПК.

Вопрос 4.

Основания отмены или изменения приговора, определения либо постановления суда в порядке надзора ч. 1 ст. 412 9 УПК. Это имеет принципиальное значение, поскольку означает, что для отмены или изменения приговора (иного судебного решения) незаконность которого не сумел вскрыть суд второй инстанции (либо если дело таким судом не рассматривалось), необходимо какое-то особо грубое нарушение закона, которое хотя бы порождает сомнения в правосудности судебного решения.

Суд надзорной инстанции имеет право принять следующие решения – ст. 412 11 УПК:

Отменяя, изменяя судебное решение, суд надзорной инстанции обязан указать конкретное основание его отмены или изменения.

Если принимается такое надзорное постановление, которое повлечет повторное рассмотрение данного уголовного дела судом первой, апелляционной, кассационной инстанции, в надзорном постановлении могут быть даны соответствующие указания. Эти указания обязательны для суда нижестоящей инстанции.

Однако суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе ч. 3 ст. 412 12 УПК:

Если суд надзорной инстанции оставит без удовлетворения надзорную жалобу или представление, внесение повторных жалоб, представления не допускается.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Надзорное производство в уголовном процессе имеет много общего с апелляционным и кассационным порядком, хотя и отличается некоторыми характерными особенностями.

Многих интересуют вопросы, что значит, возбуждено надзорное производство, какой орган имеет право осуществлять данное производство и кто может инициировать направление протеста.

Что такое надзорное производство? Понятие надзорного производства включает в себя стадию уголовного процесса, где по ходатайству осужденного или его защитника вышестоящий суд или прокурор проверяет законность приговоров судов первой инстанции, а также судебных постановлений, вынесенных в надзорном или кассационном порядке.

Цель надзорного производства направлена на исправление ошибок суда и обеспечение законных интересов и прав участников процесса.

Надзорная жалоба направляется непосредственно в суд надзорного органа с приложением копий:

  • решения или приговора, которые обжалуются;
  • приговора надзорного, апелляционного или кассационного органа, если он выносился по данному делу;
  • других процессуальных документов, в которых заявителем подтверждаются доводы, изложенные в жалобе.

Рассмотрение ходатайства судом надзорного органа должно быть проведено не позднее 15 суток и не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения Верховным Судом РФ.

Согласно ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса, по итогам рассмотрения надзорной жалобы суд надзорной инстанции имеет право принимать следующие решения:

  • оставлять без изменения обжалуемые решения суда, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • прекращать производство по уголовному делу и отменять постановление суда или приговор;
  • при отмене решения передавать дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменять приговор суда кассационным органом и передавать дело на новое кассационное рассмотрение;
  • отменять приговор суда апелляционным органом и передавать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • вносить изменения в постановление суда или вынесенный приговор.
  • Если осуждено было несколько субъектов, а надзорная жалоба была предъявлена только в отношении одного из них, то надзорное производство дает право проверять дела в отношении всех осужденных.

    В порядке надзора при рассмотрении дела суд может смягчить наказание, назначенное осужденному, но не вправе усилить наказание и применить закон о более тяжком преступлении.

    При рассмотрении уголовного дела, суд надзорной инстанции не имеет права:

    • считать доказанными факты, отвергнутые или не установленные в приговоре;
    • решать вопросы о преимуществах одних доказательств над другими, достоверности или недостоверности доказательств, а также доказанности или недоказанности обвинения;
    • принимать решения о применении судом апелляционного органа и о мере наказания.

    Предметом надзорного производства может быть только судебное решение, вступившие в законную силу, в отличие от кассации. Отменяя определение суда кассационного органа, суд надзора не имеет право выносить выводы, сделанные судом кассации при повторном рассмотрении уголовного дела.

    Сущность и значение надзорного производства

    Производство в надзорной инстанции играет важную роль в уголовном процессе. Согласно гл. 48, 1 УПК РФ, надзор является отдельной стадией уголовного судебного производства, где пересматривают действующие и новые акты, вступившие в законную силу, на предмет законности.

    Подтверждением надзорной инстанции служат:

    • участники судебного процесса;
    • участники имеют процессуальный статус;
    • установленные сроки;
    • принятие постановления в документальном виде.

    Роль надзора в судопроизводстве:

    • предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
    • кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
    • факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
    • протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.

    Пересмотр дела возможен только:

    • если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
    • после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.

    Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:

    1. Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
    2. Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
    3. Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.

    Надзорное производство служит:

    • для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
    • препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
    • средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.

    Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.

    Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:

  • правовое значение;
  • преследуемые цели;
  • запрет на ухудшение положения осужденного;
  • проверка работы нижестоящих судебных инстанций;
  • выявление ошибок и указания на исправление;
  • порядок действий при получении жалобы;
  • осуществление проверки законности выносимых решений.
  • Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.

    Отличия между надзором и апелляцией:

    1. Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
    2. Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
    3. Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
    4. Процедура пересмотра.

    В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.

    Различия между надзором и кассационным порядком:

  • Надзорное разбирательство считается прерогативой ВС РФ. Кассационный процесс осуществляется Верховным Судом, высшим судебным органом.
  • В порядке надзора обжалование допускает присутствие Генерального прокурора РФ, должностных лиц и заявителя. Участниками кассационной жалобы являются потерпевшие, доверенные лица, частные обвинители, сторона защиты, осужденное лицо.
  • Гарантией проведения кассационного судопроизводства является правильно составленная жалоба. В надзорном производстве такой гарантии нет, дело зависит от мнения судьи.
  • Порядок производства

    Процедура надзорного производства установлена на основе многолетней судебной практики и состоит из этапов:

  • Подача жалобы. Лицо составляет ходатайство с учетом требований УПК РФ. Документ должен быть подписан главным прокурором. Если в содержании имеются хоть малейшие ошибки, его вернут заявителю.
  • Иск и приложенные документы тщательно изучаются судьей ВС РФ. Судья может истребовать материалы дела, которые должны находиться в первоначальном рассмотрении.
  • После детального изучения ходатайства, судья принимает решение об отказе в рассмотрении с обоснованием или о направлении его в Президиум Верховного Суда. Отказ может быть обжалован заявителем, если Председатель ВС РФ сочтет необоснованным отказ в рассмотрении дела, то судья больше не вправе будет принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  • Заключительное заседание с обязательным участием прокурора, заявителей и вынесением постановления путем прямого голосования, которое не может быть оспорено с момента провозглашения.
  • Решение об изменении или отмене приговора принимается большинством голосов. При их равенстве надзорная жалоба считается отклоненной, кроме случаев, когда выбрана мера в виде смертной казни.

    Надзорная жалоба об отмене смертной казни считается удовлетворенной, если за оставление данной меры наказания проголосуют менее 2/3 членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании.

    Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.

    Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:

    • прекращение судопроизводства;
    • отказ в удовлетворении протеста;
    • изменение документа;
    • возврат дела без рассмотрения;
    • отмена приговора.

    Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

    Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.

    Процент отмены вердикта надзорным органом в 2019 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.