Не постановка на учет обособленного подразделения штраф

Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет

М. В. Подкопаев

Журнал «Бухгалтер Крыма» № 7/2017

По какой статье налогоплательщику назначается штраф за непостановку обособленного подразделения на учет? Что по этому поводу решил ВС РФ?

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.

Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.

О создании обособленного подразделения направляется сообщение.

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:

Вид нарушения

Штраф

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, преду­смотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946.

В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015).

Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.

Но есть риск гораздо большего ущерба.

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Справедливость восторжествовала.

Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это преду­смотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Сообщение подается по форме С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Форма 1-6-Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).

Штраф за обособленное подразделение 2020

Обновление: 15 января 2020 г.

При открытии на территории РФ любого обособленного подразделения организация должна в течение месяца сообщить о нем в ИФНС по месту нахождения организации (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщать не нужно лишь о филиалах и представительствах.

А о порядке постановки на учет обособленного подразделения вы можете прочитать в этой консультации.

Сейчас же зададимся вопросом, какой штраф за неоткрытие обособленного подразделения грозит организации в 2020 году.

В Налоговом кодексе предусмотрено несколько штрафов за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе:

  • за нарушение организацией срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, грозит штраф в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ);
  • за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, грозит штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Кроме того, есть штраф за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов, предусмотренных НК. Здесь штраф гораздо меньше — всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Какой же из этих штрафов применяется за отсутствие регистрации обособленного подразделения в 2020 году или за несвоевременную регистрацию обособленного подразделения?

Штраф за неуведомление об открытии обособленного подразделения 2020

В 2017 году спор о том, какой штраф грозит организации в рассмотренной ситуации, рассмотрел Верховный суд (Определение ВС РФ от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377). Он указал, что нельзя наказывать за это нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ независимо от срока опоздания с сообщением. Ведь в целом организация стоит на учете в налоговом органе и платит налоги с полученных доходов. Организация обязана просто проинформировать налоговый орган о создании подразделения. Поэтому штрафовать нужно как за несообщение налоговикам об открытии ОП по п. 1 ст. 126 НК РФ. То есть штраф составляет всего 200 руб.

Могут ужесточить ответственность за несообщение в налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения

В госдуму был внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в статью 126 Налогового кодекса с целью усиления ответственности налогоплательщиков за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов о создании обособленного подразделения организации1. За такое нарушение предлагается предусмотреть штраф в размере 40 тыс. руб. Сведения о создании подразделения, согласно законодательству, должны быть предоставлены в течение одного месяца со дня его образования. При изменении сведений сообщить в налоговую инспекцию нужно еще раньше – в течение трех дней (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

В настоящее время также предусматривается налоговая ответственность за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях. Но штраф составляет всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих требования постановки на учет обособленного подразделения. Также стоит учесть, что если созданные подразделения являются территориально обособленными, то они обязаны уплачивать налоги и сборы в регионах своего расположения. А значит, если такое обособленное подразделение не зарегистрировано в налоговой инспекции, то оно не уплачивает налоги в бюджеты субъектов РФ (например, НДФЛ).

Поэтому законодатель и предложил увеличить размер штрафов до 40 тыс. руб., сделав его сопоставимым с штрафом за ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе. Напомним, в настоящее время за такое деяние предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Напомним, что для постановки на учет обособленного подразделения нужно заполнить соответствующую форму (Форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@).

1 С текстом законопроекта № 723363-7 «О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Как избежать регистрации обособленного подразделения?

Цитата (audit-it.ru,19.03.2014):Обособленное подразделение неподалеку от головного офиса тоже надо ставить на учет в ИФНС
Письмо ФНС вызывает вопросы насчет того, какие штрафы могут грозить организации за не постановку на учет обособленного подразделения.
В письме от 27 февраля 2014 г. N СА-4-14/3404 ФНС напомнила о необходимости постановки на учет организации в том числе в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений.
При этом освобождение от данной обязанности не предусмотрено в том числе и в случае, если обособленное подразделение расположено на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту своего нахождения.
Ответственность за нарушение данного правила, как указала ФНС, предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» — штраф по 200 рублей за каждый непредставленный документ.
ФНС также отметила, что налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика. По данной норме, напомним, ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
Учитывая, что такое основание как постановка организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения тоже предусмотрено НК, не совсем понятно, почему ФНС упоминает лишь о штрафе по п.1. статьи 126 НК. Не исключено, что на самом деле за непостановку на учет обособленного подразделения компании может грозить штраф не только по названному основанию, но еще и по пункту 1 статьи 116 НК: «Нарушение налогоплательщиком … срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей».