Охрана окружающей среды и рациональное природопользование

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В истории формирования природоохранной концепции можно выделить несколько основных понятий: охрана природы, рациональное использование природных ресурсов, охрана среды обитания человека, охрана окружающей среды, природопользование, экологическая безопасность.

Охрана природы — совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

При интенсивной эксплуатации природных богатств возникло понятие «рациональное использование природных ресурсов», при котором требования охраны природных ресурсов включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по их использованию.

На рубеже 50-х гг. XX в. появилось еще одно понятие — «охрана среды обитания человека». Оно близко по смыслу к понятию «охрана природы», в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, отразилась в понятии «охрана окружающей среды». Она представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.

В Законе об охране окружающей среды используется термин «охрана окружающей среды», при этом «природная среда» понимается как важнейшая составляющая часть окружающей среды.

В последние годы все чаще используется термин «защита окружающей среды». Очень близок по содержанию и объему к этому понятию принятый рядом авторов термин «охрана биосферы». Охрана биосферы — это система мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях и направленных на устранение нежелательного антропогенного или стихийного влияния на функционально взаимосвязанные блоки биосферы (атмосферу, гидросферу, почвенный покров, литосферу, сферу органической жизни), на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана окружающей среды тесно связана с природопользованием — одним из разделов прикладной экологии.

Природопользование — общественно-производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий.

По Н.Ф. Реймерсу (1992), природопользование включает: а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку; б) использование и охрану природных условий среды жизни человека; в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем; г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть нерациональным и рациональным. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем. Рациональное природопользование означает комплексное научно обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

На современном этапе развития проблемы охраны окружающей среды рождается новое понятие — экологическая безопасность, под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на благоприятную окружающую среду.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и сохранение экзи- стенционного потенциала.

Экосистемы имеют следующие предельные границы такой экзистенции (существования, функционирования), которые необходимо учитывать при антропогенном воздействии (Сайко, 1985):

  • — предел антропотолерантности — устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например влиянию пестицидов, вредному для млекопитающих и орнитофауны, и т.п.;
  • — предел стохетолерантности — устойчивости против стихийных бедствий, например действия на лесные экосистемы ураганных ветров, снежных лавин, оползней и др.;
  • — предел гомеостаза — способности к саморегуляции;
  • — предел потенциальной регенеративности, т.е. способности к самовосстановлению.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении этих пределов и достижении высокой продуктивности всех звеньев трофических цепей природных экосистем. Другими словами, экологически сбалансированное природопользование возможно лишь при использовании «экосистемного подхода, учитывающего все виды взаимосвязей и взаимовлияний между средами, экоценозами и человеком» (Бо- розин, Цитцер, 1996).

Нерациональное природопользование в конечном счете ведет к экологическому кризису, а экологически сбалансированное природопользование создает предпосылки для выхода из него.

Выход из глобального экологического кризиса — важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только какими-либо одними средствами, например технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии и т.д.), принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» (Жданов, 1995), на путях устойчивого развития общества (конференция ООН, Рио-де-Жанейро, 1992 г.), комплексного подхода к решению природоохранных проблем.

Наиболее общим принципом или правилом охраны окружающей среды необходимо считать следующий (Реймерс, 1994): глобальный исходный природно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается, что требует от человечества научно- технического совершенствования, направленного на более широкое и полное использование этого потенциала.

Из этого следует другой основополагающий принцип охраны природы и среды жизни: «экологичное — экономично», т.е. чем рачительнее подход к природным ресурсам и среде обитания, тем меньше требуется энергетических и других затрат. Воспроизводство природноресурсного потенциала и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с экономическими результатами эксплуатации природы.

Еще одно важнейшее экологическое правило: все компоненты природной среды — атмосферный воздух, воды, почву и др., надо охранять не по отдельности, а в целом, как единые природные экосистемы биосферы. Только при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, генофонда животных и растений.

Основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

  • — соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • — приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • — научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • — охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • — презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности;
  • — платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • — участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;
  • — международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Эти и некоторые другие важнейшие природоохранные принципы отражены в Законе об охране окружающей среды.

Важнейший природоохранный принцип: научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов — отвечает духу Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992), где был взят курс на построение модели устойчивого развития общества, разумное сочетание экологической и экономической составляющих, сохранение окружающей среды наряду, вместе с экономическим ростом.

Анализ экологической и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса (рис. 5.1). При этом необходим комплексный подход в решении этой проблемы, т.е. одновременно должны использоваться все пять направлений.

Рис. 5.1. Пути выхода России из экологического кризиса (по В. В. Петрову, 1995)

  • 3) административно-правовое: применение мер административного пресечения экологических правонарушений и мер юридической ответственности за них;
  • 4) эколого-просветительское: гармонизация экологического мышления;
  • 5) международно-правовое: гармонизация экологических международных отношений.

Определенные шаги по выходу из экологического кризиса по всем указанным пяти направлениям в России предпринимаются, однако впереди всем нам предстоит пройти самые трудные и ответственные участки пути.

  • совершенствование технологии — создание экологически чистойтехнологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов и др. К сожалению, существующее на сегодня финансирование этих мероприятий крайне недостаточно; 2) развитие и совершенствование экономического механизма охраныокружающей среды;

Природопользование: основные типы

Понятие «природопользование» ввел в литературу в 1959 году Ю.Н. Куражковский. В настоящее время термин «природопользование» употребляется, как минимум, в пяти основных значениях:

  1. человеческая деятельность по использованию сил и ресурсов природы с целью производства материальных благ и различных услуг, т.е. как всеобщий процесс труда;
  2. рациональное использование ресурсов и условий среды, их воспроизводство и охрана;
  3. непосредственное освоение, эксплуатация, воспроизведение и охрана природных ресурсов и условий конкретной территории (района, отдельной страны, группы стран, всего мира);
  4. освоение и эксплуатация отдельных видов природных ресурсов в локальном, региональном и глобальном масштабах;
  5. синтетическая прикладная наука, разрабатывающая общие принципы любой деятельности, связанной с пользованием природой.

В широком смысле «природопользование» — материально-практический процесс взаимодействия природы и общества, социально-экономическая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и условий, и воздействие на них, включая их преобразование и восстановление, в целях обеспечения благосостояния человека. Таким образом, природопользование имеет универсальный практический характер и выступает важной характеристикой любого вида хозяйственной деятельности человека.

В узком смысле «природопользование» — система специализированных видов деятельности, осуществляющих первичное присвоение элементов окружающей природной среды, их производственное использование, воспроизводство и охрану от загрязнения.

Природопользование как практическая деятельность человека — это использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Природопользование сейчас рассматривают и как науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые позволяют избежать экологической катастрофы.

Объект научного природопользования — комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием.

Предмет природопользования — оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека.

Природопользование может быть:

а) прямым, когда имеет место непосредственное влияние человека на различные природные объекты (распашка земли, добыча полезных ископаемых и т.д.). При этом уменьшается объём природных ресурсов (восполнимых и невосполнимых). В данном случае человек может сопоставить свои расходы с запасами и регулировать этот процесс;

б) косвенным, когда воздействие человека на природу является следствием прямого природопользования (добыча полезных ископаемых — и, как следствие, разрушение плодородного слоя почвы; повышенный водозабор из водоёмов — и, как следствие, разрушение берегов и ухудшение условий жизни рыб и т.д.). В этом случае многое вообще не удается предвидеть и регулировать, тем более что последствия проявляются не сразу, а через года или десятки лет.

Важнейшими задачами природопользования как науки являются изучение природной среды как ресурсовоспроизводящей системы и путей повышения её продуктивности на основе закономерностей функционирования природных экосистем, а также раскрытие механизмов устойчивости и самовосстановления природных комплексов. Иначе говоря, человеку необходимо научиться предвидеть будущее и выработать стратегию проектирования и создания нужной ему природно-технической среды.

С природопользованием очень тесно связно понятие «охрана природы». В одних случаях охрану природы рассматривают как составную часть природопользования, в других — эти понятия не различают.

Сущность понятия «охрана окружающей природной среды» — это система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей; т.е. это система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы.

Формы и виды природопользования

Существуют две формы природопользования:

  • общее природопользование (не требуется никаких разрешений; осуществляется любым гражданином на основе его права, возникшего в результате рождения и существования, например пользование водой, воздухом и т. д.);
  • специальное природопользование (осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов). Связано с потреблением природных ресурсов, поэтому соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством.

Различают 3 вида природопользования: отраслевое, ресурсное и территориальное.

  • Отраслевое природопользование — использование природных ресурсов в пределах отдельной отрасли хозяйства.
  • Ресурсное природопользование — использование какого-либо отдельно взятого ресурса.
  • Территориальное природопользование — использование природных ресурсов в пределах какой-либо территории.

В зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека различают природопользование нерациональное и рациональное.

Нерациональное природопользование

Нерациональное природопользование ведёт к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису или катастрофе.

Причины нерационального природопользования различны. Это недостаточное познание законов экологии, слабая материальная заинтересованность производителей, низкая экологическая культура населения и т.д. Кроме того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы решаются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политических, экономических, социальных, нравственных и др.

Рациональное природопользование

Рациональное природопользование — система деятельности человека, обеспечивающая наиболее эффективный режим воспроизводства и экономной эксплуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. Это система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Рациональное природопользование обязывает рассматривать природные (экологические) процессы и хозяйственную деятельность человека как единую биоэкономическую систему «производство — окружающая среда». Следовательно, проблема управления общественным производством перерастает в несравнимо более сложную проблему управления биоэкономической системой. В самом общем виде она может быть сформулирована следующим образом: выбрать такое соотношение между достигнутым уровнем мощностей технологических систем и темпами их роста, которое обеспечило бы сохранение качества окружающей среды в определенных строго заданных пределах.

Рациональный подход природопользования должен опираться на два фундаментальных принципа:

  1. возможно полное использование природного ресурса;
  2. доведение неиспользованных отходов производства до такого состояния, при котором они могут быть ассимилированы экологическими системами.

Современная практика использования даров природы выработала такие принципы рационального природопользования как:

  • исключение вредных выбросов и отходов в окружающую среду;
  • применение во всех отраслях народного хозяйства безотходных технологий и замкнутых циклов водопотребления;
  • комплексное использование минеральных ресурсов;
  • полная оценка геологических условий в промышленном строительстве;
  • улучшение условий жизни людей во всех регионах страны за счет сохранения и улучшения окружающей среды, к главным компонентам которой относятся чистый воздух, чистая вода, солнечный свет и умеренная температура, а также красота и величие природы, влияющие на психологический настрой человека.

Рациональное природопользование и охрана природы должны основываться на следующих правилах (принципах):

  1. Правило прогнозирования: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования.
  2. Правило повышения интенсивности освоения природных ресурсов: использование природных ресурсов должно производиться на основе повышения интенсивности освоения природных ресурсов, в частности с уменьшением или устранением потерь полезных ископаемых при их добыче, транспортировке, обогащении и переработке.
  3. Правило множественного значения объектов и явлений природы: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учётом интересов разных отраслей хозяйства.
  4. Правило комплексности: использование природных ресурсов должно реализовываться комплексно, разными отраслями народного хозяйства.
  5. Правило региональности: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учётом местных условий.
  6. Правило косвенного использования и охраны: использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвенной охране другого, а может приносить ему вред.
  7. Правило единства использования и охраны природы: охрана природы должна осуществляться в процессе её использования. Охрана природы не должна быть самоцелью.
  8. Правило приоритета охраны природы над её использованием: при использовании природных ресурсов должен соблюдаться приоритет экологической безопасности над экономической выгодностью.

В основе рационального природопользования и охраны природы лежат разные мотивы (аспекты): экономический, здравоохранительный, эстетический, научно-познавательный, воспитательный и др.

Мотивы, цель и задача рационального природопользования

Экономический мотив — важнейший мотив как в прошлом, так и в настоящее время, ибо вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных ресурсов.

Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого являются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни населения.

Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные.

Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение биологического разнообразия организмов, неизмененных участков природы, её отдельных произведений и т. д. с целью её научного познания.

Воспитательный мотив подразумевает необходимость охраны природы для формирования духовных потребностей человека.

Конечная цель рационального природопользования и охраны природы — обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д., для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества.

Главная задача рационального природопользования как научного направления — поиск и разработка путей оптимизации взаимодействия общества с окружающей средой в конкретных природных и социально-экономических условиях территории. Они должны способствовать сохранению и воспроизводству благоприятных условий для жизни и деятельности человека.

Оптимизация природной среды

Термин «рациональное природопользование» последнее время часто заменяется понятием «оптимизация природной среды», которое означает:

  • а) рациональное, научно обоснованное и технологически совершенное использование естественных ресурсов;
  • б) охрану природных комплексов, т.е. их защиту от техногенных нагрузок в различных формах вплоть до создания заповедных территорий;
  • в) активное регулирование природных процессов на строго научной основе (мелиорация).

Теоретическим фундаментом рационального природопользования и охраны природы в первую очередь является экология.

В 1974 г. Б. Коммонер выдвинул ряд положений, которые сегодня называют «законами» экологии: 1) все связано со всем; 2) все должно куда-то деваться; 3) природа «знает» лучше; 4) ничто не дается даром.

В «законах» Б. Коммонера обращается внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе, любая природная система может развиваться только за счёт использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей её среды. Пока мы не имеем абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, не знакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить. Иллюстрацией здесь может служить то, что один лишь математический расчет параметров биосферы требует безмерно большего времени, чем весь период существования нашей планеты как твёрдого тела.

Понятие природопользования

ЧЕЛОВЕК КАК ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

На современном этапе можно уверенно говорить о целостной, охватывающей все сферы человеческой деятельности системе природопользования. Природопользование как наука тесным образом связана с экономической географией, основами экономической теории, отраслевыми экономиками и прогнозированием, с политикой и идеологией, социальной сферой и медициной, с техникой и юриспруденцией, включает в себя экологию и охрану окружающей среды. Природопользование – это совокупность процессов вовлечения в общественное потребление природных ресурсов: земель, лесов, полезных ископаемых, водных и других ресурсов с целью создания материальных благ и услуг.

В широком смысле «природопользование» – материально-практический процесс взаимодействия природы и общества, социально-экономическая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и условий, и воздействие на них, включая их преобразование и восстановление, в целях обеспечения благосостояния человека. Таким образом, природопользование имеет универсальный практический характер и выступает важной характеристикой любого вида хозяйственной деятельности человека.

В узком смысле «природопользование» – система специализированных видов деятельности, осуществляющих первичное присвоение элементов окружающей природной среды, их производственное использование, воспроизводство и охрану от загрязнения.

Природопользование – глобальный процесс, который определяется по-разному:

· это все формы эксплуатации природно-ресурсного потенциала и меры по его сохранению;

· это все производительные силы, экономические отношения и все соответствующие учреждения, связанные с первичным использованием и воспроизводством ресурсов среды для удовлетворения потребностей;

· это все процессы использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей населения.

Природопользование рациональноеобеспечивает комплексное использование изъятых у природы ресурсов, безотходное и экологически чистое производство, воспроизводство и восстановление ресурсов, т.е. обеспечивает возможность удовлетворения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений.

Природопользование нерациональное связано с высокой материалоемкостью производства, загрязнением, истощением и деградацией природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов, при этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер (землепользование, пользование недрами, лесопользование и пр.).

Одним из главных вопросов природопользования является изучение изменений природной окружающей среды в процессе использования природных ресурсов, а также в результате природоохранной деятельности и их экологические, экономические и социальные последствия.

Классификация видов природопользования

Существует несколько подходов к классификации видов природопользования. Согласно одному из них к основным видам природопользования традиционно относят: ресурсное, отраслевое и территориальное (рис. 1.5).

Рис. 15. Виды природопользования: ресурсное, отраслевое, территориальное

Отраслевое природопользование можно разделить на промышленное, сельскохозяйственное, промышленное лесопользование, промысловое природопользование, рекреационное природопользование.

Говоря о территориальном природопользовании, необходимо отметить, что индивидуальность природных комплексов не позволяет переносить технологию природопользования, успешно используемую на одной территории, на другую. Целостность картины природопользования в регионе придают площадные, сетево-узловые и линейные формы. Последние характерны для транспортно-коммуникационных, водно-мелиоративных, распределительных видов деятельности, которые объединяют перечисленные виды территориальной структуры в единый каркас, придают особую конфигурацию их пространственным сочетаниям.

К. В. Зворыкин (1993) разработал классификацию, в которой выделил четыре основных вида природопользования: производственное, простран- ственно-увязывающее, коммунальное, средоохранное1 (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Классификация по К. В. Зворыкину

Рис. 1.7. Классификация по А. В. Евсееву

Согласно Федеральному закону от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»:

  • — территории традиционного природопользования — особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Датьнего Востока Российской Федерации;
  • — традиционное природопользование — исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Целями сохранения традиционного природопользования и вышеуказанного Закона являются:

  • — защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малых коренных народов;
  • — сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов;
  • — сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.

К категории коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока относят народы численностью менее 50 тыс. чел., проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Согласно «Концепции устойчивого развития коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-р) в настоящее время в 28 субъектах РФ компактно проживает 40 малочисленных народов Севера. Необходимость выделения в отдельный вид традиционного природопользования была вызвана интенсивным промышленным освоением природных ресурсов северных территорий Российской Федерации, что привело к сокращению возможностей ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов. Из традиционного оборота были изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли свое рыбохозяйственное значение.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • — животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, яководство, коневодство, овцеводство);
  • — переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов и др.;
  • — рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;
  • — бортничество, пчеловодство и др.

Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности утверждается Правительством РФ.

В Резолюции Всероссийского собрания общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Современное состояние традиционного природопользования и пути развития общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: консервация или модернизация» от 20 апреля 2015 г. предлагается комплекс мер по расширению прав коренных малочисленных народов в сфере традиционного природопользования, например:

  • — провести инвентаризацию, землеустроительные работы, оценку природных ресурсов мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и поставить на учет в Росреестр;
  • — освободить общины коренных малочисленных народов от соответствующей платы за объекты животного мира, осуществляющих промысловую охоту;
  • — обеспечить приоритетное право по закреплению охотничьих угодий за общинами и т.п.

Характеризуя современное природопользование как вид деятельности, также следует отметить его междисциплинарный характер, о чем можно судить:

  • — по тем факторам, которые оказывают на него существенное влияние; привлечению знаний из различных наук для решения проблем природопользования, подавляющее большинство которых имеют комплексный характер;
  • — характеру технологических, технических, организационно-экономических, правовых и иных, в том числе международных, механизмов решения проблем природопользования;
  • — тем методам, которые включены в процесс природопользования: прогнозирование, моделирование, планирование, контроль, оптимизация.

На масштабы и процессы природопользования существенное влияние оказывают следующие факторы:

  • — увеличение численности человечества, а значит, рост числа потребителей природных ресурсов;
  • — развитие научно-технического прогресса, а значит, возможностей по изучению свойств, извлечению и использованию природных ресурсов;
  • — значительный экономический рост;
  • — рост числа экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды в результате хозяйственной деятельности;
  • — рост числа проблем, связанных с дефицитом и истощением природных ресурсов, так называемых конфликтов природопользования;
  • — увеличение потребления природных ресурсов в связи с глобализацией, когда ресурсы, добываемые в одном месте (или товары, которые из них производятся), могут потребляться в другой стране или на другом континенте;
  • — процессы смены парадигмы развития человечества, а именно переход к парадигме устойчивого развития.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения

Урок –семинар в 10 классе на тему

«Основные типы природопользования. Источники загрязнения.»

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; Рассмотреть главные пути решения проблем охраны окружающей среды;

  2. Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем правильной природоохранной деятельностью и экологической политикой. Формировать культуру общения, умение отстаивать свою точку зрения. Способствовать воспитанию экологической культуры личности;

  3. Развивать навыки работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формировать навыки работы с дополнительной литературой и статистическим материалом.

Оборудование: политическая карта мира, карта «Природные ресурсы мира», атласы, учебники, дополнительная литература, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводное слово учителя

Видеоролик «Загрязнение окружающей среды»

«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»

Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить.

III. Этап усвоения нового материала:

Учитель: стр 41 учебника

Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Вопросы: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды? Какие виды загрязнения вы знаете?

Учитель: различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили сообща, работая в группах и заполним таблицу.

Сообщения учащихся:

I группа «Атмосфера

Вопросы I группы классу:

  1. Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы

  2. Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

  3. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

Сообщения учащихся

II группа «Литосфера

Вопросы II группы классу:

  1. Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?

  2. Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «Мусорная цивилизация»

  3. Какие вы знаете наиболее «грязные» отрасли промышленности?

Сообщения учащихся

III группа «Гидросфера Вопросы III группы классу:

  1. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?

  2. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?

  3. Какое загрязнение представляет особую опасность для океана и почему?

Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Учебник стр44-45

Первый путь заключаетсяв создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

– Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?

Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.

— Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?

1. Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

2. Всемирный фонд дикой природы (WWF или World Wildlife Fund)

3. Гринпис (Greenpeace)

4. Международный Зелёный Крест

5. BirdLife International

— Назовите страны, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия; Сколько их в России? И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

IV. Подведение итогов урока /выставление оценок за урок/

V. Домашнее задание: П. 3 стр.41-46

VI. Рефлексия.

Вопросы:

  1. Что вам понравилось на уроке?

  2. Какие трудности вы испытывали при подготовке проекта?

  3. Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?

  4. Какие новые навыки приобрели?

Литосфера

Гидросфера

Видеоролик «Загрязнение окружающей среды»

«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»

Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить.

III. Этап усвоения нового материала:

Учитель: стр 41 учебника

Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Вопросы: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды? Какие виды загрязнения вы знаете?

Учитель: различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили сообща, работая в группах и заполним таблицу

Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Учебник стр44-45

Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам.

Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

– Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?

Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.

— Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?

1. Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

2. Всемирный фонд дикой природы (WWF или World Wildlife Fund)

3. Гринпис (Greenpeace)

4. Международный Зелёный Крест

5. BirdLife International

IV.Итог урока:

Назовите страны, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия; Сколько их в России? И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

Приложение

Тест 10 класс

1. Главным виновником химического загрязнения воды является:

1) водная эрозия;

2) ветровая эрозия;

3) человек;

4) гниение растений.

2. Причиной обмеления малых рек является:

1) севообороты;

2) глубокая вспашка;

3) вырубка лесов;

4) строительство дорог

3. Научно-технический прогресс:

1) должен развиваться с учетом законов природы;

2) должен устанавливать новые законы развития природы;

3) не должен учитывать законы природы;

4) развивается вне зависимости от развития природы. .

4. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:

1) тепловые электростанции;

2) предприятия нефтехимии;

3) предприятия строительных материалов;

4) автотранспорт.

5. Экологически чистые источники энергии:

1) тепловые электростанции;

2) дизельные двигатели;

3) атомные электростанции;

4) солнечные батареи.

6. Самые крупные экологические катастрофы связаны с авариями в промышленности:

1) атомной;

2) нефтедобывающей;

3) химической;

4) металлургической.

7. Главный виновник уничтожения озонового слоя:

1) угарный газ; 2) фреон;

3) углекислый газ; 4) сернистый газ. .

8. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:

1) угарного газа; 2) углекислого газа;

3) сернистого газа; 4) аэрозолей. .

9. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли:

1) углекислого газа; 2) сернистого газа;

3) фреона; 4) аэрозолей. .

10. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:

1) световой энергии; 2) кислорода;

3) углекислого газа; 4) солености. .

Загрязнение географических оболочек Земли.

Проблема загрязнения. Источники загрязнения. Последствия загрязнения. Пути решения проблемы.

1.Загрязнение атмосферы ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транс-порт, радиоактивное загрязнение. Аэрозольное загрязнение – туман и смог. Газы серы и азота – кислотные дожди. Соединения углерода – парниковый эффект. Повышение радиоактивного фона планеты. 1. Сокращение самых вредных выбросов, т.е. повышение требований к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти.

2. Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии.

Загрязнение литосферы Твердые отходы, грязные отрасли промышленности- энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная; горные выработки. Токсичные и радиоактивные отходы. Свалки, нарушение земель, повышение уровня Радиации, токсичные отходы накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. 1. Уменьшение материалоемкости производства.

3. Переработка отходов.

4. Рекультивация земель.

Загрязнение гидросферы Промышленность (черная и цветная металлургия, энергетика, нефтепереработка и нефтехимия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная), транспорт, коммунальное хозяйство. Превышение пре-дельно-допусти-мой концентрации загрязнений. Физическое, химическое и биологическое загрязнение. Опасность для живых организмов, затруднение работы транспорта, рыболовства и ухудшение качества ландшафта. 1. Методы очистки: механический, биологический, физико-химический.

5. Использование новых методов: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии.