Подданство

Человек любого государства, имеющий паспорт, может являться гражданином или подданным. Гражданство и подданство – это схожие понятия, но они имеют абсолютные различия. Часто граждане пытаются самостоятельно разобраться с терминологией и ответить на вопрос, чем отличается гражданство от подданства.

Но сделать это достаточно сложно. Тем более выявить отличия и сходства этих понятий. Разъяснить ситуацию может профессиональный юрист, который в курсе всех нововведений, изменений в правовой сфере и на практике применяет все теоретические знания.

Только опытный специалист поможет оценить перспективы, выявить возможные риски, плюсы и минусы в каждом индивидуальном случае. Это может сэкономить время и силы.

Определение гражданства и подданства

В международном праве говорится, что гражданство является юридической связью государства и человека. Она выражается во взаимных правах и обязанностях, определенных Конституцией и другими нормативными документами.

Гражданство человека закреплено документально и подтверждается выдачей удостоверения личности. Такое понятие употребляется в государстве с республиканской формой правления в ходе развития правовой системы.

Но, первым появилось понятие «подданство» и применялось в странах, где правил монарх. Это скорее однобокая связь между человеком и правителем, а не государством.

Такая связь не закреплялась каким-либо документом, а выражалась лишь в проживании на территории государства.

Это скорее не юридическая, а больше историческая и культурная связь между человеком и государством. Подданство и сейчас часто используется при монархическом правлении.

В России подданные были в Российской империи, а сегодня в стране живут свободные граждане.

Сравнение

Несмотря на одинаковую правовую природу происхождения, эти два понятия имеют много различий, к которым относятся:

  • принадлежность либо государству, либо монарху;
  • наличие прав и обязанностей. Так в случае с гражданством обе стороны (гражданин и государство) наделены обязанностями, а в случае с подданством обязательства имеют только жители;
  • граждане — база страны, наделенные правами с возможностью участвовать в управлении государством, а подданные — имеют минимальный правовой статус и не могут властвовать в стране.

Правда в наше время подданство и гражданство в речи употребляются с одинаковым значением.

Многие страны даже не делают разделения между ними. Но, в официальных и деловых документах подданство не допускается в употреблении относительно к людям, то есть смешения понятий неприемлемо.

Права граждан и подданных

Жители монархических держав не могут похвастаться высоким правовым статусом. Они не имеют возможности устраивать забастовки, принимать участие в политической жизни страны.

У них намного больше обязательств, чем прав. Часто для них созданы ужасные условия труда.

Гражданин имеет намного больше прав и свободы, которые регулируются Конституцией страны. Например, чтобы статус гражданина РФ был подтвержден, государство обеспечивает его социальными льготами, экономическими гарантиями и т.д.

Граждане могут делиться на две категории:

  1. Урожденные. Они получают статус гражданина государства автоматически при рождении в случае, если родители (оба или один) являются гражданами этой страны. Некоторые государства предоставляют этой категории людей больше привилегий.
  2. Натурализованные. То есть, чтобы стать гражданином страны нужно доказать свои намерения, желания, возможности соответствовать обществу и государству. Россия приравнивает права и обязанности этой категории к урожденным гражданам и не ущемляет их свободу.

Каждая страна имеет свои критерии. Чаще всего права регулируются местными законодательными актами.

Существует гражданство Европейского Союза, но страны такой не найти. Зато понятие есть. Граждане соединенных стран, входящих в ЕС пользуются доступными им льготами, правами, возможностями.

Как получить гражданство РФ

Россия многое может предложить своим гражданам. Правовой статус высокий, поэтому не малая часть иностранных лиц стремится получить паспорт гражданина РФ.

Стать полноправным членом общества возможно несколькими путями:

  1. при рождении;
  2. при восстановлении;
  3. путем натурализации.

Условия для принятия российского гражданства стандартные и предполагают:

  • легальное проживание на территории РФ не менее 5 лет;
  • знание русского языка, истории, законодательства;
  • отказ от другого гражданства;
  • наличие официального трудоустройства и дохода.

Причем отказ от иностранного подданства является важным условием, иначе получить российское гражданство не получится.

А россияне свободно могут оформить второе гражданство за границей с одним только условием — обязательным извещением органов миграционной службы о появлении дополнительного статуса.

Получить гражданство РФ не простой и длительный процесс. Потребуется пройти несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Можно воспользоваться общей программой, а можно упрощенной.

Но, чтобы получить льготы на оформление понадобятся веские причины — родственники россияне, заслуги перед государством, инвестирование в экономику страны и др.

Чем отличается подданство от гражданства?

Подданство и гражданство – понятия сходные, но имеющие принципиальные различия. И если в бытовом разговоре именовать принадлежность к какой-либо стране подданством допустимо, то в деловых переговорах и официальных документах такие смешения неприемлемы. Чем различаются гражданство и подданство, расскажем в этой статье.

Определения подданства и гражданства в русском языке

Сходство и различия гражданства и подданства

Определения подданства и гражданства в русском языке

Согласно правовой теории, гражданство – это юридическая взаимосвязь индивида и страны как государственного устройства, представляющая собой взаимные правовые обязательства и ответственность по отношению друг к другу.

Подданство же появилось значительно раньше в странах с монархическим устройством правления. Подданство представляло собой однобокую взаимосвязь индивида непосредственно с единоличным правителем, а не со страной.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Важно отметить, что различаются понятия «подданство» и «гражданство» из-за особенностей русского языка. Во многих иноязычных трактовках эти термины обозначаются одним словом, и различать подданство и гражданство следует исходя из контекста употребления слова.

Сходство и различия гражданства и подданства

Скачать форму ходатайства

Из приведенных выше определений видно, что, имея одинаковую правовую природу, эти два статуса несут вполне четкие отличительные черты.

Таким образом, подданство и гражданство различаются по таким критериям:

  1. Принадлежность к стране в лице государства (гражданство) или единоличного правителя (подданство).
  2. Структура взаимосвязей. Взаимные права, обязанности и ответственность при гражданстве, тогда как подданство – это одностороннее обязательство хранить верность, быть преданным, нести обязательства перед монархом, не получая ничего взамен.
  3. Наличие инструмента власти. Подданство не дает возможности властвовать в своей стране, тогда как сограждане – это первичный орган власти в государстве.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Разбираем понятие «подданство»

При обозначении той или иной гражданской принадлежности человека можно услышать необычный для нашего слуха термин «подданство» взамен привычного слова «гражданство». В быту, в частных разговорах этот термин использовать допустимо, однако в рамках официально-делового стиля, особенно это касается оформления документов и заполнения анкет, эти понятия должны различаться.

Что такое подданство

Согласно теории права под подданством следует понимать устойчивую юридическую взаимосвязь между конкретным физическим лицом и государством.

При этом исторически, в странах с монархическим типом устройства олицетворением государственной власти всегда считался монарх (король, царь, великий князь и т. д.).

Поэтому подданство в историческом контексте следует рассматривать как связь с конкретным правителем, предполагающую максимум обязанностей со стороны подданного и свободное волеизъявление монарха по отношению к нему, исключающее какие-либо гарантированные права и свободы.

Считается, что институт подданства возник намного раньше института гражданства, и в чистом виде связан с возникновением абсолютизма, как высшей формы отождествления монарха с государственной властью.

Предпосылками для его возникновения служат особенности феодального строя, когда мелкое дворянство, рыцарство вместе со своими крестьянами подпадало в вассальную зависимость к более богатому и знатному феодалу, который впоследствии и становился монархом.

Особенности подданства следует рассмотреть на конкретном примере Российской империи, где абсолютная власть монарха была поколеблена лишь в начале XX века. Итак, только лица, родившиеся от подданных Российской империи, могли считаться ее подданными. Натурализация иностранцев также была возможна, но на это требовалось разрешение от самого монарха.

Выход из подданства по желанию самого подданного был невозможен. Самовольный выход из него приравнивался к уголовному преступлению, по тяжести схожему с государственной изменой.

Важно! На сегодняшний момент институт подданства в его классическом выражении практически изжил себя. Его признаки сохраняются лишь в странах с монархической формой правления, в частности, в арабских государствах Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Оман).

Конституционное подданство

Большинство европейских стран, в которых и зародился данный институт, являются республиками, а в тех, где монархия сохранилась, власть правителя сильно ограничена.

Такая форма правления называется конституционная монархия. Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Испания и некоторые другие государства в качестве правителя имеют монарха, однако на деле он не имеет там никакой реальной политической власти.

По традиции жителей этих стран также называют подданными, однако по факту они обладают тем же уровнем прав и свобод, что и граждане республиканских государств. При этом церемониал сохраняется до сих пор (например, разрешение монарха на выход из подданства), но он лишен какой-либо юридической силы.

Справка! Стоит отметить, что термины «гражданство» и «подданство» существуют только в русском языке и не рассматриваются тождественными теорией российского права. В английском языке эти два явления выражает одно слово, а суть сказанного определяется в зависимости от общего контекста разговора.

Соотношение понятий — гражданство и подданство

Гражданство возникло после крушений монархий, а появление первых признаков данного института наблюдается в революционной Франции. Но у этой классической теории есть противовес. Отдельные исследователи считают, что первые признаки того, что мы сейчас называем гражданством, возникли еще в Римской империи в период республиканской формы правления.

Однако изначально гражданами Рима были все свободные люди, проживавшие на территории государства, в отличие от подневольных – рабов, поэтому понятие «римское гражданство» нельзя ассоциировать с нынешним институтом.

Сходство подданства и гражданства заключается в том, что эти два явления имеют общую правовую природу – оба они означают юридическую связь конкретного индивидуума с носителем государственной власти.

Отличаются же два института тем, что:

  1. Носитель государственной власти, с кем связан индивидуум – народ (гражданство), монарх (подданство).
  2. Гражданство предполагает взаимные права и обязанности государства и гражданина, подданство же — это наличие обязанностей у индивида и отсутствие их у государства в лице его единоличного правителя.

Управление государством гражданами – естественная форма реализации ими своих политических свобод. Управление государством его подданными невозможно, это в принципе противоречит правовой природе подданств.

Полезное видео

Еще больше информации о термине «подданство» в видео:

Юридический статус гражданина подразумевает под собой множество аспектов, которые определяют его права в государстве. Подданство — правовой статус человека на территории конкретного государства. Очень часто понятие «подданство» приравнивают к гражданству, но стоит отметить, что в России эти понятия не тождественны. В ряде англоязычных стран между подданством и гражданством нету разницы, употребление терминов абсолютно равнозначно. Команда издания «Let’s leave» расскажет вам о том, что такое подданство.

Понятие подданства

Согласно теории права – связь страны и индивида на юридической основе. Она подразумевает правовые обязательства на взаимной основе и ответственность по отношению друг другу. Согласно историческим данным, впервые понятие появилось в странах с монархическим правлением. В них подданство — однобокая связь лица не со страной, а конкретно с правителем.

Согласно лингвистическим понятиям, только в русскоязычных странах между двумя такими понятиями как «подданство» и «гражданство» ставится знак различия. В англоязычных же эти два понятия обозначены одним словом. При необходимости различаются эти два понятия, в каком контексте они употребляются на данный момент. При этом также в англоязычных странах имеются и специфические слова, которые обозначают термин подданства в более узком и более широком диапазоне.

Подданство: что это

В отличие от гражданства, нынешнее российское законодательство такого понятия, как «подданство», не предусматривает. Обычно под термином «подданство» понимается тоже политико-правовая связь физического лица – подданного непосредственно с монархом, как главой государства, а не как с территориальным образованием. При этом такая связь является односторонней: у монарха не возникает обязательств по отношению к подданным. Подданство теоретически возможно лишь в государствах с монархической системой правления, что и имело место в большинстве стран средневековой Западной Европы.

В отличие от гражданства, нынешнее российское законодательство такого понятия, как «подданство», не предусматривает

В своей истории институт подданства тесно связывают с феодализмом – когда землевладелец обладал властью над теми, кто находился на его земле. Оно, к слову, далеко не всегда находило какое-либо нормативное закрепление. Например, русское право до XVIII века вообще не определяло, что значит российское подданство, и не содержало конкретных отличий российских подданных от иностранцев. Только с 1700 года появилась возможность «натурализоваться», однако сделать это можно было лишь путем принятия православной веры. Факт рождения от иностранцев, пусть и на территории тогдашней России, ни о чем не говорил и подданным не делал.

Первую возможность «натурализоваться», то есть вступить в подданство, ввел Петр I.

С 1721 года он ввел такое определение, как «присяга на подданство». Ее мог принести всякий иностранец, желающий приобрести землю или усадьбу в России. Принятие присяги предполагало добровольное вступление на службу государю. Такой смысл присяги – как инструмента натурализации – сохранялся вплоть до начала XIX века.

Законодательство Российской империи XIX века уже различало русских подданных и иностранцев: последние имели значительные ограничения, в частности, в экономических правах из-за наличия иностранного подданства. Однако даже принятие присяги на верность российскому государю для них не означало того, что такое подданство иностранного государства трансформируется в подданство России.4

Даже после принятия присяги и натурализации они все равно не считались «полноценными» подданными, такими, как русские в результате рождения. Хотя и имели ряд привилегий в результате. Стоит отметить, что в те времена существовало несколько категорий подданных, среди которых были как природные, то есть по рождению, уроженцы Финляндии, инородцы и ряд других категорий.

Полноценное же уравнивание подданных в правах произошло лишь в середине 60-х годов XIX века. Подданство в дореволюционной России начинало приобретать уже некоторые характеристики гражданства. Так, несмотря на декларируемую верность государю как единому источнику власти, нравственный долг каждого русского человека заключался в пособничестве благосостоянию в первую очередь государства. После же падения монархического строя в России появился институт гражданства, хоть по своей сути он существенно отличался от современного понимания.

Сложно полноценно ответить, в каких странах подданство смогло сохраниться в том понимании, в котором оно зародилось. Дело в том, что многие монархические страны до сих пор употребляют его по отношению к своим гражданам, однако закладывают в него смысл гражданства, то есть связи с государством, а не с главой государства, что юридически неверно.

Гражданство: что это

Обычно под термином «подданство» понимается тоже политико-правовая связь физического лица – подданного непосредственно с монархом, как главой государства, а не как с территориальным образованием

Достаточно хотя бы того, что гражданство, в отличие от подданства, имеет законодательное определение: согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», это политико-правовая взаимосвязь гражданина страны и России как государственного образования, выраженная в возложенных на них по законодательству правах и обязательствах.

Суть такой взаимосвязи в том, что государство стоит на защите прав и свобод человека, предоставляет ему свое покровительство, когда тот находится за пределами страны, в обмен на что гражданин обязуется соблюдать Конституцию, законы и прочие предписания.

Совокупно все это составляет правовой статус гражданина, о котором мы расскажем немного позже.

Закон предусматривает несколько путей того, как можно стать гражданином России, среди них самые распространенные:

  • рождение от россиян или на территории России от иностранцев, если страны гражданской принадлежности родителей не предоставляют ребенку индигенат по праву крови;
  • натурализация – то есть прием в гражданство иностранцев и апатридов.

Хотя, возможны и другие варианты, например, крымская оптация – выбор гражданства в силу изменения территории страны.

О чем говорит словарь

Даже неопытному обывателю понятно, что оба термина имеют некоторое семантическое сходство. Оба они подразумевают принадлежность гражданина к какому-то государству. Но взаимозаменяемость их не будет считаться ошибкой, только если использовать данные слова в бытовом обиходе. В правовом аспекте и в официальных документах это является недопустимой оплошностью и юридической безграмотностью.

Отличить гражданство от подданства можно по определению. Первое – это некая взаимосвязь индивида и страны как государственного образования. Данные отношения подразумевает определенный набор прав и обязанностей для обеих сторон по отношению их друг к другу. Сам термин «подданство» возник гораздо раньше, еще в эпоху монархического строя большинства держав. В данном случае связь можно назвать однобокой, поскольку установлена она между индивидом и монархом – единоличным правителем государства, а не между личностью и страной.

Важно при этом знать, что такое различие между двумя понятиями обусловлено особенностями исключительно русского языка, поскольку в других странах оба они звучат одинаково и провести между ними грань можно только из контекста.

В чем сходство и в чем отличие понятий «гражданство» и «подданство»

Все вышесказанное позволяет нам конкретно сформулировать, чем гражданство отличается от подданства и чем эти понятия схожи. Сходство их, безусловно, в том, что оба они являют собой политико-правовую связь физического лица с субъектом верховной власти, определяющим правовое положение этого физического лица в рамках отношений с этим субъектом власти, другими физическими лицами и так далее. Нужно отметить, что в данном контексте многие языки мира обозначают и гражданство, и подданство одним словом, различая их лишь по контексту.

Тем не менее правовая природа и соотношение понятий гражданства и подданства позволяет нам выделить три главных различия:

  • Разница между гражданством в том, что последнее является характеристикой демократической страны, хотя возможно его использование и для тоталитарных режимов, и даже для той же монархии, что имеет место сегодня, например, в Саудовской Аравии или Великобритании

    во-первых, это субъект, в отношениях с которым определена связь. В случае с подданством речь идет исключительно о правителе, который является единоличным воплощением власти, самодержавия. Гражданство же предусматривает связь с государством, причем в более широком смысле, так как гражданство является в первую очередь инструментом не власти, а гарантии прав;

  • во-вторых, это характер связи – дело в том, что отношения подданства – это односторонняя связь, выраженная в верности правителю, преданность своим подданным со стороны монарха, в принципе, не предусматривалась. Граждане же могут рассчитывать на двустороннюю взаимосвязь с государством, в рамках которой на гражданина, ровно как и на государство возлагаются определенные права и обязательства;
  • в-третьих, это, конечно же, режим правления – подданство возможно исключительно в странах с монархической формой правления, где источником власти является правитель, король или иной монарх.

Разница между гражданством в том, что последнее является характеристикой демократической страны, хотя возможно его использование и для тоталитарных режимов, и даже для той же монархии, что имеет место сегодня, например, в Саудовской Аравии или Великобритании. В последней, к слову, есть как граждане, так и подданные, которые воспринимаются в более широком смысле далеко за пределами самой страны.

Права и свободы граждан и подданных

Наиболее ярко институты гражданства и подданства отличают права, которые возникают в результате у граждан и подданных соответственно. Так, гражданство как институт демократии является инструментом приобретения широкого спектра равных прав для всех граждан независимо от их социального статуса, материального положения, вероисповедания, национальности или цвета кожи.

Граждане всегда обладают наиболее полным спектром прав, чем кто-либо, ведь государство воспринимает их в качестве наиболее близких к себе субъектов. При этом все права, которые предоставляются гражданам, гарантируются им на территории такого государства.

Что же касается подданства, то в классическом понимании связи с монархом оно вообще каких-либо прав не предусматривало, а заключалось лишь во взятой подданным обязанности оставаться верным государю. Однако по мере развития общества и деления его на классы (что было и в Российской империи) одним из главных критериев такой дифференциации стал комплекс прав: то есть менее привилегированные подданные имели меньше прав, чем более привилегированные. В современном же понимании страны, до сих пор называющие своих граждан «подданными», каких-либо ущемлений по отношению к ним не предусматривают.

Правовой статус личности в России

Нужно понимать, что правовой статус личности в России – куда более широкое понятие, чем статус гражданина. Если под последним понимается лишь связь определенных индивидов, то под правовым статусом личности – совокупность прав и обязанностей во взаимоотношениях с государством для любого лица.

Закон различает такие понятия, как «личность» и «гражданин», воспринимая последнее в куда более узком смысле. Так, личностью может быть не только гражданин, но и иностранец или апатрид. Для этих категорий государство может предусматривать как общие метрики, так и частные особенности статуса.

Большинство гарантированных всем физическим лицам личных прав и свобод закреплены Конституцией. Среди них фигурирует право на жизнь, свободу, здоровье, защиту частной собственности и так далее. Вместе с такими гарантиями на каждую личность возлагаются определенные обязанности: соблюдать Конституцию и законы, права третьих лиц, платить налоги и так далее. Все это составляет основу правового статуса личности в России.

Факты о гражданстве

Под гражданством в международном праве принято понимать юридическую взаимосвязь человека и государства. Она может выражаться в наличии у них взаимных прав и обязанностей, определенных конституцией и иными источниками норм. Как правило, факт гражданства человека закрепляется документально — посредством оформления для него государством паспорта или иного удостоверения личности.

Гражданство как политический институт в большей степени характеризует государства с республиканской формой правления. Данный институт появился как результат развития правовых систем тех стран, в которых изначально связь человека и государства была представлена в виде подданства. Изучим его специфику подробнее.

Факты о подданстве

Под подданством в международном праве принято понимать не только юридическую, но также историческую и культурную взаимосвязь человека и государства

Под подданством в международном праве принято понимать не только юридическую, но также историческую и культурную взаимосвязь человека и государства. Данный статус — более ранний в сравнении с гражданством. Он появился в монархических государствах и сохранился главным образом в них же — стран с соответствующей формой правления и сейчас довольно много.

Закрепление подданства человека в те исторические периоды, когда данному статусу не было альтернативы (в силу неразвитости института гражданства), как правило, выражалось только в установлении факта проживания человека на территории государства. Его подданство могло подтверждаться косвенно посредством документов, удостоверяющих право собственности на землю, источниками, в которых указывалась профессия человека, его вид деятельности.

Большое количество монархических государств в процессе политического развития превратились в республики, в которых связь между жителями и политической властью стала устанавливаться уже в рамках института гражданства.

Основное отличие гражданства от подданства в современном понимании заключается в том, что первый тип связи между человеком и государством закрепляется главным образом юридически, второй — также на основе исторических и культурных традиций, сложившихся в стране.

Можно отметить, что во многих современных государствах институты гражданства и подданства фактически функционируют одновременно. То есть жители данных стран, в силу того, что они являются монархиями, рассматриваются, с одной стороны, как подданные. С другой стороны — они имеют также и юридическую связь с государством — в частности, это может выражаться в наличии у них паспорта, и потому подданные имеют также гражданство страны.

Определив, в чем разница между гражданством и подданством, зафиксируем выводы в таблице.

Гражданство и подданство

Подданство было исторически первым юридическим состоянием индивида, определяющим его обязанности по отношению к носителю государственного суверенитета в ту эпоху — Государю. Подданство отличается от гражданства отсутствием обязательств государства перед индивидуумом, отсутствием гражданских прав у любого частного лица. Как заявлял Лабанд, подданный есть объект государственной власти, но не в смысле имущественном, а как субстрат этой власти; все же субъективные права являются рефлексом подданства.

Если Т.Гоббс не проводил различия между подданным и гражданином, то С.Пуфендорф в своем труде “О должности человека и гражданина согласно естественному праву” (1673) уже разграничил даже обязанности человека от обязанностей гражданина, последних поделил на урожденных и натурализованных, а Д.Дидро выдвинул жесткие социальные отличия гражданства от подданства, заявляя, что подданный поставлен к государю в такое же отношение, как гражданин к законам. “Название “гражданин”, — писал Д.Дидро, — не подходит к живущим в подчинении или в разобщенности; отсюда вытекает, что живущие в совершенно природном состоянии, как суверены, и совершенно лишенные этого состояния, как рабы, совсем не могут рассматриваться в качестве граждан, если считать, что возможно разумное общество, которое обладает неизменной моральной сущностью, стоящей выше физической личности государя” .

Подданство обязывало человека к верности, то есть отказу от любой деятельности, могущей пойти во вред государству, к повиновению государственной власти вне зависимости от того, находится ли он сам на государственной территории или за ее пределами.

Таким образом, подданство фиксировало принадлежность индивида определенному государству в отрыве от прямой связи этого индивида с территорией государства. Гражданство, сохраняя этот отрыв, предусмотрело обязанности государства защищать определенные права и интересы индивида вне зависимости от того, на какой территории этот индивид находится.

Гражданство принято понимать как устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как на территории государства, так и вне ее, а сам человек обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством . Оставим в стороне расширительное толкование и взаимозаменяемость понятий “подданство” и “гражданство” в современном конституционном законодательстве ряда государств, например Бельгии, Испании, Нидерландов, тем более, что институт подданства после Великой французской революции эволюционировал в гражданство.

Именно принцип гражданства лежит в основе юрисдикции, которую государство распространяет на своих граждан .

Организация государственной территории может порождать институт многогражданства. Речь идет о государствах, территория которых складывается из территорий составляющих их государственных образований. На особенности гражданства в этой ситуации размеры территории государства и степень его централизации влияют во вторую очередь, пропуская по значимости вперед культурно-исторические традиции соответствующего общества. В США первичным является гражданство федерации, а производным — гражданство того или иного штата, в Швейцарии, напротив, при принятии гражданства кантона именно федеральное гражданство является производным.

В Советском Союзе гражданство было неравным. Если все граждане СССР имели еще автоматически гражданство той или иной союзной республики, то те из них, кто жил на территории автономных республик, приобретал и гражданство соответствующей автономии. К прискорбию для СССР, в течение многих десятилетий механизм такого “тройного” гражданства не прогнозировался и реально не осмысливался. Но у СССР с его изысканиями и экспериментами в искусственном конструировании национально-государственного устройства был перед глазами опыт Германской империи.

Индивид в Германии начала ХХ в. считался подданным империи только в силу его нахождения в подданстве одного из государств, входивших в ее состав. Лишь жители имперских земель — Эльзаса, Лотарингии и колониальных территорий — состояли в непосредственном подданстве империи. Подданный любого государства империи имел право перехода внутри империи из одного подданства в другое, не переставая быть подданным Германской империи. Более того, было возможным состоять в подданстве сразу нескольких государств империи.

Все это позволяет на примере Германии лучше понять направленность советских реформ государственно-территориального устройства и согласиться с признанием решающей роли в формировании института многогражданства реально различного статуса территорий, составляющих государство.

Но и федеративные государства иногда имеют только одно гражданство — гражданство федерации (например, Индийский Союз). В случае, если какая-либо территория становится частью Индии, то лишь правительство Индии определяет, какие лица на этой территории становятся индийскими гражданами.

Говоря о взаимосвязи территории и гражданства, нельзя не сказать о принципе “почвы” как одном из основных в приобретении гражданства. Общепринятой нормой права является приобретение гражданства ребенком, родившимся от лиц без гражданства, по его месту рождения. Жесткий принцип “почвы” означал, что дети иностранцев, родившиеся на территории государства, приобретают гражданство этого государства. Длительное время этим подходом руководствовались при тех или иных оговорках Дания и Голландия, Франция и Швеция, Сальвадор, Гондурас и республики Южной Америки. В США это относится к ребенку, родители которого, будучи иностранцами, имеют вид на жительство и не обладают дипломатическим иммунитетом.

Территориальный суверенитет государства над морскими судами и летательными аппаратами, порождающий многообразные правовые последствия, приводит порой к курьезам. Так, не является исключением история, о которой в конце 1996 г. поведали российские, украинские и болгарские газеты: житель Одессы турок Али Дум, приобретя на закате перестройки морскую яхту, зарегистрировал ее в Швеции и, пригнав ее к родным берегам, занялся бизнесом. Из разных городов Украины на его яхту “Ротва” со шведским флагом на мачте устремились беременные женщины в надежде одарить ребенка правом на шведское гражданство. За 500 дол. роды проходили на борту судна, о чем родителям выдавалась соответствующая справка, заверенная капитаном и судовым врачом.

Комбинирование принципов “почвы” и “крови” для определения гражданства является наиболее распространенным подходом в законодательстве большинства стран мира.

Случаются и отступления от увязывания с территорией статуса гражданства. Конкретный пример: на территории Особого административного района Сянган КНР (бывший Гонконг) вся власть законодательно принадлежит населению. Население Сянгана делится на категорию постоянных жителей и категорию непостоянных жителей. Интересно, что к постоянным жителям относятся как китайские граждане, родившиеся в Сянгане до или после образования ОАР Сянган или прожившие в Сянгане подряд не менее 7 лет, независимо от того, до или после образования ОАР Сянган, так и лица, не являющиеся китайскими гражданами, въехавшие в Сянган по действительным въездным документам и прожившие в Сянгане (независимо от того, до или после образования ОАР Сянган) подряд не менее 7 лет, для которых Сянган является единственным местом проживания (ст.24 Основного закона ОАР Сянган КНР).

Примечательно, что все постоянные жители Сянгана в равной мере наделены политическими и иными гражданскими правами, в то время как существуют серьезные ограничения для граждан КНР, въезжающих на территорию Сянган. Такой въезд требует оформления специального разрешения, а квоты граждан КНР, въезжающих на постоянное жительство, устанавливаются соответствующими ведомствами центрального правительства на основании мнения правительства ОАР Сянган (ч.4 ст.22).

Одним из самых отрицательных последствий разрушения СССР стало появление огромного массива граждан фактически несуществующего государства, явочным порядком поставленных перед необходимостью заново решать вопросы своего гражданства, но уже не столько по своей воле, сколько в соответствии с жестко ситуативными политическими, правовыми и социально-экономическими условиями.

13 февраля 1996 г. мной был внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в преамбулу и статьи 2, 12, 13 и 18 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации”.

Сегодня Российская Федерация, являясь государством — правопреемником Союза ССР, далеко не в полной мере выполняет свои обязательства, вытекающие из существовавшего ранее статуса граждан СССР. Россия призвана быть реальным правопреемником Советского Союза, защитить права граждан, ставших после 1991 г. жертвами законодательства ряда республик прежнего СССР, претендующих ныне на моноэтничность. Только в Прибалтике сотни тысяч русских, гордо чувствовавших себя гражданами сверхдержавы, оказались в бесправном положении лиц второго сорта, лиц без гражданства.

Здесь следует привести интересные данные: если 57% наших соотечественников за пределами Российской Федерации причину своего неблагополучного положения видят в попытках местных властей разыграть национальную карту, то 78% опрошенных упрекают прежде всего Россию в недостаточной защите своих прав.

В соответствии с нормами международного права, каждый человек имеет право на гражданство, а государства обязаны способствовать сокращению безгражданства. Указанное положение является и нормой российского права, в соответствии с которым “Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РСФСР лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства” (ст. 7 Закона РСФСР “О гражданстве РСФСР”). Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 16 мая 1996 г. по делу о проверке конституционности пункта “г” ст. 18 закона “ О гражданстве РФ” в связи с жалобой А. Б. Смирнова также подтвердил приверженность России Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая в ст.2 устанавливает, что “никто не может быть произвольно лишен своего гражданства, права изменить его”, а произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение гражданства недопустимо.

Конституционный суд постановил, что лица, если они состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу ст. 6 ч. 3 Конституции Российской Федерации, не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. В этом отношении и вводится понятие принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Основной смысл внесенного мной законопроекта состоял прежде всего в том, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане прежнего Союза ССР и их потомки, если они:

  • а) не изъявили свободно своего желания о прекращении гражданства Российской Федерации;
  • б) не приобрели гражданства иностранного государства.

Международно-правовым обоснованием подобного подхода является признание Российской Федерации правопреемницей Союза ССР, являвшегося формой существования исторической России.

Предполагается также значительное расширение круга лиц, имеющих право на упрощенный порядок получения российского гражданства за счет лиц без гражданства и этнических россиян — граждан других государств — республик прежнего Союза ССР, вышедших из гражданства этих государств и заявивших о желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Необходимо помнить, что, несмотря на все коллизии гражданской войны и сложность развития страны в постреволюционный период, Закон о гражданстве Союза ССР 1938 г., опять-таки в ст. 2, закрепил, что гражданами Союза ССР признавались:

“а) все состоявшие к 7 ноября 1917 г. подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;

б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке”.

Что же касается общемировой практики, то хотелось бы отметить, что в Великобритании граждане Ирландии до сих пор признаются британскими подданными, хотя с момента приобретения Ирландией независимости прошел уже не один десяток лет, и сами понимаете, Ирландия на этот шаг взаимностью не отвечает. А подданные Испании могут принимать гражданство ибероамериканских государств без утраты своего испанского гражданства. Это — примеры достойного отношения великих государств к своему статусу государства-правопреемника.

Приведенные выше аргументы убедили моих коллег и 13 июня 1996 г. Государственная Дума РФ приняла поправки к Закону о гражданстве Российской Федерации в первом чтении: “за” проголосовал 361 депутат, “против” не было, воздержался один. На этом пришлось временно взять законодательную паузу, ибо для окончательного принятия подобной поправки необходима способность высшей государственной власти России обеспечить применение закона. государство индивидуум право оптация

Институт оптации при изменении принадлежности территории

Международная практика выработала механизм защиты прав граждан при переходе территории от одного государства другому — оптацию или право свободного выбора гражданства.

Уже при оптации подданства предполагалось, что лицо, стоящее перед необходимостью выбирать себе принадлежность к тому или иному государству, никогда не выходило из подданства государства, уступающего территорию, а следовательно, безупречно перед лицом обоих государств.

При передаче в 1871 г. Эльзаса и Лотарингии Германии лицам, родившимся на этих территориях и там находившимся на момент Франкфуртского договора 1871 г., было предоставлено до 1 октября 1872 г. право оптации и при выборе французского гражданства переселиться во Францию, не утрачивая прав собственника на недвижимость.

По договору 1890 г. между Великобританией и Германией о передаче от одного государства другому территории острова Гельголанд уроженцам острова право оптации было предоставлено до 1 января 1892 г. По Версальскому мирному договору 1919 г. населению тех областей Германии, которые отходили к другим государствам, предоставлялось в течение 2 лет право оптации и выезда в 12-ти месячный срок на территорию Германии с беспошлинным вывозом движимого имущества и сохранением права собственности на недвижимое.

Примером применения оптации было предоставление лицам украинской и русской национальностей, проживающим на территории Чехословакии, и лицам словацкой и чешской национальностей, проживающим на территории Закарпатской Украины, права выбирать между гражданством СССР и гражданством Чехословацкой Республики при включении территории Закарпатской Украины в состав СССР (протокол об оптации к договору 1945 г. между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине).

В результате разрушения Советского Союза на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имеют весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). В процессе обретения этими новыми государствами своей независимости было нарушено право гражданина на выбор (оптацию) гражданства.

Сегодня любят ссылаться на мировой опыт, хотя и предпочитают применять его избирательно. Общепризнанным мировой практикой является право гражданина на выбор гражданства при самоопределении или передаче территории от одного государства другому.

Рассуждая юридически, при переходе некоей территории от одного государства другому или при получении независимости частью до этого единого государства у жителя такой территории возникает право на выбор одной из трех моделей своего поведения в вопросах гражданства:

  • 1) безусловное право на получение гражданства нового образовавшегося государства;
  • 2) право сохранения за собой гражданства страны-правопреемника, то есть прежнего или старого государства, и выезда на территорию своего государства;
  • 3) возможность сохранить за собой гражданство прежней страны, но остаться проживать на той же территории и получить в новом государстве вид на жительство.

Ограничения в праве оптации гражданства в принципе недопустимы. Государство может распоряжаться своей территорией в установленном законом порядке, принимать решение о выделении из своего состава нового независимого государства или передаче своей территории иному государству, но государство не вправе отказаться от своих граждан и передать их кому бы то ни было без их согласия.

События, последовавшие за подтверждением Государственной Думой Российской Федерации юридической силы для России результатов союзного референдума 17 марта 1991 г., по-новому высветили весь комплекс сложнейших проблем, доставшихся в наследство России как правопреемнице Советского Союза. Как известно, развал великой мировой державы заставил многих наших сограждан совершить нелегкий выбор: либо поклясться в верности новым, по большей части этнократическим государствам, созданным на территории прежнего Союза ССР, приобретя взамен хоть какие-то гарантии политических, экономических, социально-культурных и личных прав и свобод, либо не делать этого, обрекая себя на незавидное положение “лица без гражданства”.

Показательной в этом плане является ситуация в Казахстане. За 1992—1996 гг. численность населения Казахстана уменьшилась с 17 до 15 млн человек. Это связано и с увеличением смертности на 25%, и с сокращением рождаемости на 50%, а главное — эмиграцией неказахского населения. За те же пять лет с территории Казахстана выехало 1,7 млн человек, в том числе 700 тысяч немцев. Среди причин отъезда русского и русскоязычного населения — ухудшение политических и социально-экономических условий жизни в Казахстане по сравнению с Россией. Но значительную, если не большую роль играет осознанная политика казахстанского руководства по превращению республики в моноэтническое государство.

Законом закреплено привилегированное положение казахского языка как государственного, в то время как использование русского языка максимально ограничено (между тем, казахов на 1991 год в республике было только 40 % населения). В 1996 г. изменено пенсионное законодательство. Поскольку 60 % населения Казахстана в возрасте до 20 лет составляют казахи, как правило, не участвующие в создании материальных ценностей, а 80 % работников крупных промышленных предприятий — русские, то закрепленное в законе увеличение пенсионного возраста трудно расценить иначе, как усиление эксплуатации русских и русскоязычных граждан, представляющих до сих пор наиболее квалифицированную часть населения и создающих основную долю внутреннего валового продукта.

Не следует забывать, что в результате националистической государственной политики Казахстана на 1 января 1995 г. удельный вес русских и казахов в общей численности населения республики составил 34,8 % и 46,0 % соответственно (в 1989 г. — 37,8 % русских и 39,7 % казахов).

С 1 марта 1995 г. в соответствии с Указом Президента республики Н. Назарбаева от 23 декабря 1993 г. все граждане прежнего СССР, постоянно проживающие в республике, автоматически объявлены гражданами Казахстана. Такой автоматизм повел к нарушению права на выбор гражданства.

Рассмотрим эту ситуацию с точки зрения россиянина, проживающего в Казахстане. В случае приобретения гражданства России гражданин получает:

  • — право на защиту со стороны Российской Федерации;
  • — возможность свободного выезда и трудоустройства, получения статуса вынужденного переселенца в России;
  • — возможность свободного безвизового пересечения границы, направляясь в Россию;
  • — возможность получения образования и медицинской помощи в России;
  • — возможность участвовать в выборах: выбирать и быть избранным и т.д.

Даже с учетом кризисного состояния российской экономики Россия способна предоставить своим гражданам значительный перечень возможностей и при наличии государственной воли обеспечить защиту своих граждан, где бы они ни находились. Понимание этого фактора и привело власти Казахстана к заключению 29 марта 1996 г. договора с Россией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Еще в эпоху Русской земли началось преобладание территориальных, пространственных начал над кровными, преобладание, наложившее свой отпечаток на все существование Российского государства, когда связь человека с государством не ограничивается только отношениями патернализма и вассалитета, но поднимает их на уровень некоего духовного и культурного единения.

Эта связь придает особое содержание самому существу института гражданства в России, дополняя общее понятие института гражданства как устойчивой правовой связи человека со своим государством положением о связи культурной и пространственной.

Для России юридические проблемы гражданства приобретают и некий иной, философский, культурологический смысл. Ведь в русской культуре, в самом мироощущении народов России заложен принцип необъятности, широты территории, на которой они проживают. Представители различных национальностей чувствуют себя как дома только на своей Родине — исторической России. Для них Родина — это вся необъятная территория России, которая далеко не ограничивается административными (вдруг ставшими государственными) границами РСФСР.

В словаре С.И.Ожегова, где это состояние достаточно адекватно отражено, гражданин — это “лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей” . В.И.Даль определял гражданина как городского жителя, члена общины или народа, состоящего под одним общим управлением; как каждое лицо или человека, из составляющих народ, землю, государство.

Абсурдность и правовая несостоятельность всего происходящего в сфере гражданства особенно ярко видны на примере Республики Крым, ставшей после расчленения СССР частью независимого украинского государства. Заметим, что в Крыму проживает в основном русское и русскоязычное население. При определении гражданства крымчан власти Украины исходили и продолжают исходить из того, что жители полуострова якобы автоматически приобрели украинское гражданство в момент передачи бывшей Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР в 1954 г. Следовательно, все они столь же автоматически переходят в разряд граждан Украины после объявления ею независимости и ликвидации Союза ССР в результате Беловежских соглашений от 8 декабря 1991 г. Как тут не вспомнить слова В.И.Ленина: “Кто это сказал, что людьми не торгуют в наше время? Отлично торгуют. Дания продает Америке за столько-то миллионов (еще не сторговались) три острова — все населенные, конечно”.

Украинский подход не имеет под собой никаких законных оснований даже безотносительно к неконституционности самих решений органов государственной власти СССР и РСФСР 1954 г. по Крыму. Практика автоматической перемены населением подданства при переходе части территории одного государства к другому существовала только до XVIII в.

Первое. Анализ Конституций СССР и РСФСР, законов о гражданстве СССР позволяет сделать вывод о приоритете волеизъявления гражданина при выборе гражданства.

Ни один житель РСФСР не мог быть лишен гражданства без предусмотренных законом оснований против своей воли. Согласно ст.7 действовавшего в 1954 г. Закона СССР “О гражданстве СССР” 1938 г. лишение гражданства СССР могло иметь место только в двух случаях: либо по приговору суда (в случаях, предусмотренных законом), либо в силу особого в каждом случае Указа Президиума Верховного Совета СССР. Аналогичных законов союзных республик не существовало, но в соответствии с принципами права очевидна правомерность применения этой процедуры и в республиках. Ни о каком “коллективном” лишении гражданства не могло быть и речи. Тем более, что ст.15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., предусматривает, что каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Ныне и в Основном законе России закреплено положение, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (п.3 ст.6 Конституции Российской Федерации 1993 г.).

Второе. На момент передачи Крымской области под административную юрисдикцию Украинской ССР ни один действовавший в то время законодательный акт Союза ССР, РСФСР либо УССР не предусматривал изменение гражданства жителей Крыма. Все они были и оставались гражданами СССР и РСФСР.

Гражданство союзной республики в условиях существования единого союзного государства имело скорее символическое, чем юридическое значение. Норма п.“щ” ст.19 Конституции РСФСР 1937 г. о том, что “предоставление прав гражданства РСФСР” подлежит ведению РСФСР в лице ее высших органов власти и государственного управления, не получило законодательного развития. Значительно позже и опять на союзном уровне было закреплено, что только “утрата гражданства СССР влечет за собой утрату гражданства союзной республики” (ст.16 Закона о гражданстве СССР 1978 г.). Крымчане никогда гражданства СССР не утрачивали!

Третье. Что касается республиканского гражданства, то еще Положение о гражданстве Союза ССР, утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 апреля 1931 г., хотя и закрепляло принцип “почвы”, т.е. увязки гражданства союзной республики с местом постоянного проживания, но в то же время предусматривало право выбора гражданства конкретной республики в том случае, если гражданин СССР “по национальности или по происхождению считает себя связанным с этой республикой”. Как известно, крымчане — граждане СССР и РСФСР, становясь жителями Украинской ССР, не выражали волеизъявления ни об отказе от гражданства РСФСР, ни о желании приобрести гражданство Украинской ССР.

Таким образом, есть достаточные основания полагать, что жители Крыма до сих пор по праву сохраняют гражданство России. Их формальная принадлежность к корпусу граждан Украины может, в лучшем случае, рассматриваться как обретенное ими второе гражданство со всеми вытекающими из данного факта юридическими последствиями.

Конституционный долг высших государственных органов и должностных лиц Российской Федерации — защищать законные права и свободы жителей Крыма — граждан России.