Правовое положение организации

Содержание

Некоммерческая организация

Некоммерческими организациями являются организации, которые:

  • не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

  • не распределяют прибыль (если она все же была получена) между участниками.

Таким образом, некоммерческая организация – это организация, в которой не ставится задача по получению прибыли и не распределяется полученная прибыль между своими участниками.

Цели создания некоммерческой организации

Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, достижении общественно полезных благ.

Некоммерческие организации создаются и действуют для достижения общественно полезных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих.

Также некоммерческие организации могут создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Регистрация некоммерческой организации

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Для осуществления государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании необходимо представить в Минюст России или его территориальный орган ряд документов. К ним относятся:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

  • учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах.

Заметим, что для частного учреждения учредительным документом является устав, на что указывает п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ;

  • решение о создании некоммерческой организации и утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

  • сведения об учредителях в двух экземплярах.

  • документ об уплате государственной пошлины.

  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Представить вышеуказанные документы необходимо не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Формы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах, такими формами или основными видами некоммерческих организаций являются:

  • некоммерческие партнерства;

  • учреждения;

  • автономные некоммерческие организации;

  • социальные, благотворительные и иные фонды;

  • ассоциации и союзы;

  • общественные или религиозные организации (объединения);

  • общины коренных малочисленных народов;

  • казачьи общества.

Источники формирования имущества некоммерческой организации

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

  • поступления от учредителей (в том числе регулярные и единовременные);

  • добровольные взносы и пожертвования;

  • поступления от реализации товаров, работ, услуг;

  • дивиденды и проценты по ценным бумагам и вкладам;

  • поступления от использования собственного имущества и др.

  • другие, не запрещенные законом поступления.

Права некоммерческой организации

При этом некоммерческая организация вправе:

  • в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;

  • иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке;

  • иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Правовой статус некоммерческих организаций (НКО)

Какие нормативные акты определяют правовое положение НКО

Правовое положение некоммерческих организаций как юридических лиц

Административно-правовой статус некоммерческих организаций

Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций

Какие нормативные акты определяют правовое положение НКО

Статус НКО определяется различными нормативными актами, в том числе:

  • ст. 50 ГК РФ, в которой уточняется, что к НКО относятся организации, не определяющие в качестве основной цели деятельности получение прибыли и в последующем не распределяющие ее между участниками;
  • законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в данном нормативном акте перечисляются все формы НКО, уточняется порядок их создания, ликвидации и реорганизации);
  • специальными законами, регламентирующими деятельность отдельных НКО (например, законом «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» от 01.12.2007 № 317-ФЗ).

Кроме того, различные федеральные законы, например КоАП РФ и УК РФ, уточняют меры административно-правовой и уголовной ответственности за нарушение такими организациями требований законодательства.

Правовое положение некоммерческих организаций как юридических лиц

НКО с момента прохождения процедуры государственной регистрации становится юридическим лицом, которое имеет:

  1. Самостоятельный баланс.
  2. Обособленное имущество.
  3. Возможность отвечать по всем возникшим обязательствам своим имуществом.

Для правового статуса некоммерческих организаций характерна также возможность открывать счета в банке и иметь свою печать.

Для справки. Срок действия вновь созданной НКО законом не устанавливается. Деятельность организации прекращается только после ее ликвидации или реорганизации.

Как и любое другое юрлицо, НКО имеет свое наименование, которое включает в себя указание на тип организации. Если предприятие зарегистрировало интеллектуальные права на название, то оно вправе распоряжаться им по своему усмотрению и ввести запрет/ограничение на использование его другими компаниями.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Что касается места нахождения НКО, то оно указывается в учредительных документах и заявлении при прохождении процедуры госрегистрации. Заинтересованные лица могут посмотреть эти данные, заказав выписку из ЕГРЮЛ по интересующей их организации.

Филиалы и представительства НКО вправе открывать в неограниченном количестве. Однако при этом важно знать, что ответственность за их деятельность несет головная организация, поскольку ни филиал, ни представительство не наделяется статусом юридического лица.

Административно-правовой статус некоммерческих организаций

Административно-правовой статус некоммерческих организаций определяется правами и обязанностями, которые появляются у конкретной НКО с момента ее создания. Взаимоотношения НКО и государственной власти обусловлены функциями, которые осуществляет организация. С одной стороны, речь идет о получении различного рода разрешений и лицензий на осуществление какой-либо деятельности, с другой — государство может оказывать помощь (например, выделяя гранты или осуществляя финансирование).

Несмотря на то, что НКО являются общественными и создаются для реализации культурных, научных, политических целей, государство контролирует их деятельность, что не исключает возможности привлечения таких организаций к установленной законом ответственности при совершении нарушений.

Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций

Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций определяется исходя из того, какая правовая форма выбрана для осуществления деятельности. В частности, в п. 3 ст. 50 ГК РФ указаны следующие формы:

  • потребительский кооператив;
  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • товарищество собственников недвижимости;
  • фонд;
  • нотариальная палата;
  • религиозная организация.

Главная цель деятельности НКО — достижение социальных, культурных и иных общественно полезных целей, которые прописываются в уставах и иных учредительных документах. При этом законодатель допускает возможность осуществления НКО и предпринимательской деятельности, необходимой для того, чтобы обеспечить функционирование организации. Это означает, что предпринимательство не должно осуществляться с целью только извлечения прибыли и являться основным направлением деятельности НКО.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Предпринимательская деятельность может осуществляться одновременно и для получения финансирования НКО, и для реализации общественно полезных целей ее деятельности. Например, оказание услуг с получением за них оплаты и последующей организацией благотворительного вечера. Распределять прибыль между собой участники НКО не имеют права.

***

Таким образом, НКО хотя и не занимаются получением прибыли, являются в силу своего правового статуса юрлицами и наделяются соответствующими правами и обязанностями (с особенностями, установленными специальными нормативными актами, например законом № 7). При этом основной особенностью правового статуса некоммерческих организаций является то, что они осуществляют деятельность в соответствии с названными в уставах целями, которые с извлечением прибыли не связаны.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Основы права

Право в медицине

Конституционное право РФ

Закон подчеркивает, что некоммерческие юридические лица допускаются в имущественный гражданский оборот со строго целевым назначением, предусмотренным их уставами. Поэтому они вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения тех целей, которые прямо предусмотрены их учредительными документами (п. 4 ст. 213 ГК). В этом смысле они, будучи частными собственниками, тем не менее в большей степени ограничены в своих возможностях, нежели иные частные собственники.

Участники таких организаций не имеют не только вещных, но и никаких иных прав на их имущество, а в случае ликвидации созданных ими некоммерческих организаций не получают даже права на ликвидационную квоту1. Соответствующий остаток имущества должен быть использован в целях, прямо указанных в их учредительных документах или в законе.

1 Исключение в этом отношении составляют некоммерческие партнерства, участники которых могут получать при выходе из этой организации часть ее имущества (в пределах стоимости своего первоначального взноса, кроме членских взносов) и вправе претендовать на ликвидационную квоту (в тех же пределах), если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства (п. 3 ст. 8, п. 2 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). В этом отражается преимущественно предпринимательский (коммерческий) характер деятельности такого рода организаций, заставляющий сомневаться в их некоммерческой природе.

Некоммерческие организации могут иметь в своей частной собственности недвижимость в виде зданий, сооружений, жилищного фонда и даже земельных участков, а также движимое имущество (оборудование, транспортные средства, различные объекты производственного, социально-культурного и благотворительного назначения, деньги и ценные бумаги). Объектами их собственности является имущество созданных ими учреждений. В рамках своих уставных задач (целей деятельности) они вправе осуществлять приносящее прибыль производство товаров или оказание услуг, быть участниками хозяйственных обществ (и вкладчиками в товариществах на вере), а также создавать другие некоммерческие организации. Профсоюзам предоставлено право учреждать банки (п. 6 ст. 24 Закона о профессиональных союзах), а общественным объединениям — участвовать в хозяйственных товариществах (ст. 37 Закона об общественных объединениях). Лишь ассоциации и союзы юридических лиц, в том числе объединения коммерческих и некоммерческих организаций, не вправе осуществлять никакую предпринимательскую деятельность непосредственно от своего имени (п. 1 ст. 121 ГК).

Однако никакие некоммерческие организации не вправе распределять доходы (прибыль), полученные от допускаемой для них предпринимательской деятельности, между своими участниками (членами). Более того, целевой характер их деятельности требует строгого соответствия между указанными в учредительных документах задачами и характером участия в имущественном обороте. Поэтому, например, право некоммерческих организаций на учреждение хозяйственных обществ и товариществ по смыслу закона должно ограничиваться возможностью создания ими средств массовой информации и других пропагандистско-информационных предприятий, предприятий культурно-зрелищного и тому подобного характера, тогда как участвовать в качестве акционеров они, очевидно, могут практически в любых акционерных обществах.

Законом могут устанавливаться специальные (дополнительные) ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов и на источники их доходов. Так, благотворительным организациям разрешено создавать хозяйственные общества только как «компании одного лица», ибо они не могут участвовать там совместно с другими лицами (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях). Они обязаны также в течение одного года использовать на благотворительные цели не менее 80% переданных им денежных пожертвований и все пожертвования в натуральной форме (ст. 16 названного Закона).

Для некоторых некоммерческих организаций законом установлена обязанность публичного ведения дел, т. е. периодической (ежегодной) публикации для всеобщего сведения отчетов об использовании своего имущества, либо обеспечения к ним открытого доступа. Такая обязанность прямо предусмотрена для всех фондов, общественных объединений и благотворительных организаций (п. 2 ст. 118 ГК; ст. 29 Закона об общественных объединениях; ст. 19 Закона о благотворительной деятельности), участие которых в имущественном обороте по общему правилу должно преследовать общеполезные (в этом смысле — публичные, а не частные) цели.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (Стр. 43-46)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ от 05 декабря 1994. № 32. Ст. 3301; Собрание законодательства РФ от 12 мая 2014 № 19. Ст. 2304.
Федеральный Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 № 82-ФЗ (ред. от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций») // Собрание законодательства РФ от 22.05.1995. № 21. Ст. 1930; Собрание законодательства РФ от 28.07.2014. № 30 (Часть I). Ст. 4237.
Федеральный Закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ (ред. от 05 мая 2014 № 103-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») // Собрание законодательства от 14.08.1995. № 33. Ст. 3340; Собрание законодательства от 12.05.2014. № 19. Ст. 2308.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 № 262-ФЗ «О внесении изменений в статьи 81 и 86 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации») // Собрание законодательства от 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598; Собрание законодательства от 28.07.2014. № 30 (Часть I). Ст. 4263.
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 № 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. № 3. Ст. 148; Собрание законодательства РФ от 08.07.2013. № 27. Ст. 3477.
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.95 № 98-ФЗ (ред. от 05 апреля 2013 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений») // Собрание законодательства РФ от 03.07.1995. № 27. Ст. 2503; Собрание законодательства РФ от 08.04.2013. № 14. Ст. 1664.
Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 № 7-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций») // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. № 3. Ст. 145; Собрание законодательства РФ от 28.07.2014. № 30 (Часть I). Ст. 4237.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (в ред. от 21.11.2011 № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // Собрание законодательства РФ от 01.01.2007. № 1 (1 ч.). Ст. 38; Собрание законодательства РФ от 28.11.2011. № 48. Ст. 6729.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 05.05.2014 № 102-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре») // «Российская газета», № 248, 17.11.1992; Собрание законодательства РФ от 12.05.2014. № 19. Ст. 2307.
Закон города Москвы «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» от 12.07.2006 № 38 (ред. от 15. 05.2013 № 23) // Вестник Мэра и Правительства Москвы № 43. 02.08.2006; Вестник Мэра и Правительства Москвы № 32. 11.06.2013.
Гражданское право. Учебное пособие / под ред. Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. — М.: Изд-во «Юриспруденция», 2012. — 158 с.
Гриднева О.В. Грант — один из источников формирования имущества некоммерческих организаций // Российский судья. 2006. № 12. С.24-28.
Зеко Л.Ю., Роль государства в обеспечении свободы предпринимательской деятельности в РФ // Бизнес в законе, № 1. 2015. С. 80-83.
Островский Л.И., Система показателей оценки стоимости объектов государственной собственности // Бизнес в законе, № 1. 2015. С. 256-262.
Предпринимательское право: конспект лекций / под ред. О.В. Ефимовой — 3 -е изд., испр. и доп. — Сер. Хочу все знать. — М.: Изд-во «Юрайт»., 2011. С. 23.
Ситдикова Л.Б. Проблемы возмездного оказания публичных услуг (гражданско- правовой аспект) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2010. № 1. С.90-96.
Ситдикова Л.Б. Публично-правовые образования в договоре возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 2009. №2. С.31-34.
Словарь — справочник по гражданскому законодательству / Под ред. Тихомирова М. М., 1996. 398 с.
Сойфер Т.В. Право собственности некоммерческих организаций: некоторые особенности режима // Адвокат. 2012. № 2.
Сунгатуллина Л.А., Функции участников саморегулируемых организаций // Бизнес в законе №1. 2015. С. 45-49.
Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991. 240 с.
Трофимова И.А. Государственно-правовое регулирование охраны частной собственности на землю. Монография. — М., 2010. С.110.

Коммерческие и некоммерческие организации

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Юр. лица » Коммерческие и некоммерческие организации

Понятие, основные признаки и различия коммерческих и некоммерческих организаций.

Основной критерий, по которому происходит классификация юридических лиц в российском законодательстве, установлен в ст. 50 ГК, рассматривающей коммерческие и некоммерческие организации.

Обе группы являются полноценными участниками гражданского оборота. Однако между ними есть значительные различия, обусловливающие особое правовое положение каждой.

Понятие и основные признаки коммерческих организаций

Закон не содержит понятие коммерческой организации, приближенное к научному, но основные ее признаки сформулированы в ст. 48, 49 ГК, а также в ч. 1 и 2 ст. 50 ГК.

Признаки коммерческих организаций:

  • Основные цели деятельности таких юридических лиц заключаются в извлечении прибыли. Это означает, что устав организации должен содержать соответствующее положение. На его наличие или отсутствие могут обращать внимание должностные лица в ходе регистрации. Его отсутствие служит основанием для отказа в ней.
  • Коммерческие организации, как правило, обладают общей правоспособностью. Это означает, что такие юридические лица имеют правовые основания для занятия любыми видами незапрещенной деятельности. Исключение составляют муниципальные и государственные унитарные предприятия. Они могут осуществлять действия в рамках целей, для которых созданы. Законодательство, регулирующее положение участников рынка в различных сферах экономики, также может устанавливать ограничения. Примеры удастся найти в финансовой сфере. Организации, выполняющие функции банков или страховых компаний, не могут заниматься иной деятельностью.
  • Обязательная государственная регистрация. Только после этого юридическое лицо становится участником гражданского оборота.

Понятие коммерческой организации

Характеристика коммерческих организаций по основным признакам позволяет сформулировать понятие данного юридического лица.

Под коммерческой организацией следует понимать юр.лицо, главной целью которого является извлечение прибыли, способное, как правило, осуществлять любую деятельность, не запрещенную правовыми нормами.

Понятие и основные признаки некоммерческих организаций

В указанных выше статьях ГК содержится характеристика коммерческих и некоммерческих организаций. Эта классификация позволяет отличать последние по ряду признаков.

  • Главной отличительной чертой является цель учреждения некоммерческих организаций. Такая структура выполняет иные функции, нежели коммерческое юридическое лицо и они не связаны с извлечением прибыли. В качестве целей могут выступать гуманитарные, социальные, политические и другие устремления.
  • Некоммерческие организации обладают ограниченной правоспособностью. Она определяется целями создания. При этом, возможны и предпринимательские функции, соответствующие этому требованию.
  • Другим признаком является отсутствие возможности распределять прибыль между учредителями. Если таковая имеется, она служит дополнительной финансовой основой для достижения целей, для которых такая организация была создана.
  • Особые организационно-правовые формы. Как и в случае с коммерческими юридическими лицами, существует закрытый перечень, в котором определены виды этих организаций.
  • Для начала деятельности необходима государственная регистрация. В отдельных случаях она гораздо более сложная и предусматривает большее количество необходимых действий. Примером служит регистрация политических партий, осуществляемая в минюсте.

Понятие некоммерческой организации

Положения закона, характеризующие эти правовые субъекты, позволяют вывести наиболее полное понятие.

Под некоммерческими организациями следует понимать зарегистрированные в установленном порядке юридические лица определенных организационно-правовых форм, целями которых является достижение результатов в общественной, гуманитарной, политической и других сферах, не связанных с извлечением прибыли, способные выполнять функции в указанных рамках и не распределяющие полученные финансовые ресурсы между учредителями.

Как отличить коммерческую организацию от некоммерческой?

Такая классификация юридических лиц может быть проведена по их основным признакам.

Особенности коммерческих и некоммерческих организаций дают четкую картину отличий одного от другого.

Отличия удастся найти в тексте учредительного документа. Сравнение их начальных разделов поможет установить цели создания организаций. Разница будет заключаться в наличии или отсутствии извлечения прибыли в качестве основной из них.

Однако не каждому гражданину доступны документы организаций. В этом случае помогут виды организационно-правовых форм. Именно по их наименованию можно отнести организацию к коммерческим или некоммерческим.

Формы коммерческих организаций

Перечень видов коммерческих организаций приведен в ч. 2 ст. 50 ГК. К ним относят:

  • Хозяйственные общества. Это наиболее распространенная форма. Среди них встречаются акционерные общества, включая публичные и непубличные (ПАО и ЗАО, соответственно) и общества с ограниченной ответственностью.
  • Производственные кооперативы. Их пик пришелся на перестроечные годы. Однако сегодня это редко встречающийся вид коммерческих организаций.
  • Хозяйственные товарищества, встречающиеся еще реже производственных кооперативов.
  • Хозяйственные партнерства.
  • Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
  • Крестьянские (фермерские) хозяйства.

Формы некоммерческих организаций

Законодательство предусматривает большое количество форм таких юридических лиц (ч. 3 ст. 50 ГК). Поэтому проще действовать методом исключения.

К некоммерческим организациям следует относить все юридические лица, не относящиеся к коммерческим. На практике часто встречаются такие формы, как политические партии, фонды, общественные организации, потребительские кооперативы, ТСЖ, адвокатские палаты и образования.