Принцип обеспечения конкуренции

Содержание

Реализация принципа обеспечения конкуренции при осуществлении закупок: научно-практический аспект

Библиографическое описание:



Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок .

Реализация принципа обеспечения конкуренции проявляется в правильном применении законодательства о контрактной системе в точном соответствии с принципами, которые содержатся в статьях 6–12 Закона о контрактной системе. Указанные принципы, содержащиеся в Законе о контрактной системе, представляются первоочередными при возникновении трудных и неоднозначных вопросов в правоприменительной практике антимонопольных органов. В этой связи, любое недооценивание указанных принципов способно привести к ошибкам в правоприменительной деятельности. «Красной нитью» проходит через весь Закон о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции между участниками закупок. Указанный принцип также возможно встретить в многочисленных ссылках при анализе судебной практики и практики территориальных антимонопольных органов.

Одно и тоже действие заказчика, например объединение в одном лоте товаров, работ, услуг, которое ограничивает число участников закупок, может являться нарушением как антимонопольного законодательства, так и Закона о контрактной системе (в частности ст. 33). Включение данного положения в Закон о контрактной системе в качестве принципа указывает на обеспечение законодателем баланса интересов между заказчиком и участником. Причиной этого является то обстоятельство, что любое осуществление закупки, кроме цели обеспечения государственных и муниципальных нужд, является одной из форм инвестирования государства в отдельные сектора экономики

Конкуренция — это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды — важнейшее условие функционирования рыночной экономики, обеспечения свободы экономической деятельности. И как следствие реализация положений статьи 8 Конституции РФ 1993 года. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение последних 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды в сфере закупок.

Определенный научный интерес представляет мнение Ф. С. Бутова и С. В. Бутовой которые раскрывают содержания принципа обеспечения конкуренции со следующей позиции: «под состязательностью понимается способность продавцов и покупателей, преодолевая сопротивление контрагентов, влиять на условия обмена, значимые для получения выгоды. Наличие у сторон возможности воздействовать на уровень цен (цена контракта формируется в результате конкурсных процедур) и другие условия обмена, включая количество и качество товаров, способы их поставки, наличие сопутствующих услуг» .

Также интересным представляется взгляд на проблему низкой конкуренции в сфере закупок, предложенный Е. А. Подколзиной и А. А. Бальсевич которые отмечают следующее: «спецификация закупки и особенности рынка могут ограничивать конкуренцию на торгах и приводить к росту относительных цен государственных контрактов. Это означает, что контроль за потенциальными ограничениями конкуренции, особенно в ситуации, когда конкуренция и так не является высокой, с одной стороны, и меры по стимулированию к участию в государственных закупках, с другой стороны, при прочих равных, могут привести к повышению эффективности закупок товаров стандартного качества» .

В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно процедуре проведения открытого аукциона в электронной форме, любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя может принять участие в закупке на право заключения государственного контракта, при соблюдении требований к участникам.

Таким образом, все участники аукционов в электронной форме и открытых конкурсов, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, которые предусмотрены аукционной (конкурсной) документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами при участии в торгах на право заключения государственного контракта.

Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, становится победителем торгов и с ним заключается государственный контракт.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе — закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств, сторонами контракта.

При исследовании состояния конкуренции при проведении открытых конкурсов и электронных аукционов в практике территориальных антимонопольных органов как правило берется во внимание временной интервал исследования конкуренции на открытых конкурсах и электронных аукционах на оказание услуг, связанных с использованием вычислительной техники и информационных технологий, который определяется периодом с момента опубликования извещения о проведении электронного аукциона до момента исполнения обязательств сторонами контракта.

Объект закупки определяется исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 Закона о контрактной системе требований к закупаемому заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены контракта, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах осуществляется с учетом требований, который установлены Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — оффшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик — государственный или муниципальный заказчик в соответствии с частью 1 статьи 15 Закон о контрактной системе — бюджетное учреждение, осуществляющее закупки.

Все участники признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.

Состав участников открытых конкурсов и электронных аукционов определен, как состав хозяйствующих субъектов, которые принимали участие в электронных аукционах, не отозвали свои заявки, и чьи заявки не были отклонены по первым частям.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона).

При этом в судебной практике относительно места происхождения товаров, которые могут стать предметом поставки в рамках заключенного государственного или муниципального контракта по результатам проведения закупки, отмечается, что одной из основных целей Закона о контрактной системе является создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, основанной на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Ограничения, связанные с определением места происхождения товаров, работ, услуг, предусмотрены Законом о контрактной системе исключительно с целью установления запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств .

Таким образом, обязанность по указанию участниками закупки места происхождения товара напрямую связана с реализацией принципа обеспечения конкуренции при проведении закупочной деятельности, а также необходимости инвестирования выделяемых из соответствующих бюджетов денежных средств на поддержку отечественных товаропроизводителей.

Кроме того, в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указывается, чтовцелях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений Законом о контрактной системе установлены особенности заключения, изменения, расторжения государственных (муниципальных) контрактов, их исполнения и ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение, но не содержится исчерпывающего регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с государственным (муниципальным) контрактом .

Интересным по данному вопросу, по мнению автора настоящей статьи, представляется мнение А. Д. Кравцова, который указывает следующее: «конкурентоспособность экономики и отечественной продукции во многом определяется степенью эффективности расходования материальных, трудовых и временных ресурсов; технологиями производства, определяющими в т. ч. производительность труда. При этом развитое внутреннее производство обеспечивает уровень конкуренции, не сопоставимый с тем уровнем, который может дать импорт, что имеет результатом снижение цен на продукцию, а как следствие — повышение уровня жизни людей» .

Реализация принципа обеспечения конкуренции в государственных и муниципальных закупках занимает на сегодняшний день приоритетное значение. Необходимость в правоприменительной деятельности указанного принципа в деятельности территориальных антимонопольных органов должна стать приоритетом при рассмотрении дел о нарушении законодательства в сфере закупок. В конечном итоге, в большинстве судебных решений, а также решений антимонопольных органов обращается внимание на соблюдение указанного принципа. В дальнейшем, решение вопроса реализации данного принципа будет поставлено в зависимость от того, насколько законодатель сделает обязательным указание той или иной информации при формировании заявок потенциальными участниками закупки. В случае если, политика государства будет ориентирована на поставку высокотехнологичной продукции (новые технологии) то соответственно, уже на законодательном уровне произойдет установление дополнительных требований к участникам закупки, что повлечет усложнение самой структуры заявки на участие в закупке. Однако на сегодняшний день, форма заявки участников закупки не претерпела каких-либо изменений.

Следует согласиться с мнением кандидата экономических наук Н. М. Гусевой, которая полагает: «Собственно говоря, цена и качество — единственные осязаемые критерии, которые сегодня внесены в контрактную систему. Безусловно, появление качественных характеристик закупаемого товара — значительный прогресс по сравнению с прошлыми временами, когда только минимизация цены решала исход конкурса» .

Таким образом, соблюдение принципа обеспечения конкуренции в закупочной деятельности является необходимым условием правоприменительной деятельности не только территориальных антимонопольных органов, но также и судебных органов. Указанный принцип позволяет также ориентировать развитие национальной экономики по пути поддержки отечественных товаропроизводителей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// СЗ РФ от 08.04.2013, № 14, ст. 1652; РГ № 80, 12.04.2013;
  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»/ пред. редкол. И. Ю. Артемьев. Изд-во Статут. М. 2015.
  3. Бутов Ф. С., Бутова С. В. Институциональная структура рынка государственных и муниципальных закупок в рамках контрактной системы// Журнал «Terra Economicus». Том № 12 (№ 2) Часть 2. 2014.
  4. Подколзина Е. А. Бальсевич А. А. Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках России// Экономический журнал ВШЭ. М. 2014.
  5. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2015 по делу № А40–187458/14;
  6. «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, декабрь, 2017.
  7. Кравцов А. Д. Характер, масштаб и потенциал влияния государственных закупок на экономику России// Журнал «Вопросы регулирования экономики». Том 1. № 3. 2010.
  8. Гусева Н. М. Анализ состояния системы государственных закупок Российской Федерации с позиции системного подхода// Журнал «Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, электронный аукцион, сфера закупок, аукцион, указанный принцип, государственный контракт, реализация принципа обеспечения конкуренции, судебная практика, электронная форма, правоприменительная деятельность.

Принцип конкуренции

Смотреть что такое «Принцип конкуренции» в других словарях:

  • Принцип конкуренции — (principle of competition) экономический принцип, утверждающий, что если на рынке какие либо продукты обеспечивают получение чрезмерно высокой прибыли, то неизбежно появление конкурентов, что приведет к снижению этой прибыли … Экономико-математический словарь

  • принцип конкуренции — Экономический принцип, утверждающий, что если на рынке какие либо продукты обеспечивают получение чрезмерно высокой прибыли, то неизбежно появление конкурентов, что приведет к снижению этой прибыли. Тематики… … Справочник технического переводчика

  • Принцип конкуренции — (COMPETITION, PRINCIPLE OF) принцип оценки, согласно которому в случаях, когда прибыль превышает доход, необходимый для оплаты факторов производства, конкуренция на соответствующем рынке усиливается, что, в свою очередь, приводит к снижению… … Словарь инвестиционных и оценочных терминов

  • Принцип конкурентного исключения — открытая Г. Ф. Гаузе (1934) закономерность, согласно которой два вида со сходными экологическими требованиями не могут длительное время занимать одну и ту же экологическую нишу; экологическое разобщение, наблюдаемое при конкуренции тесно… … Экологический словарь

  • Принцип оценки имущества — основные экономические факторы, определяющие стоимость имущества. В практике оценки имущества используются принципы спроса и предложения, изменения, конкуренции, соответствия, предельной продуктивности, замещения, ожидания, наилучшего и наиболее… … Финансовый словарь

  • ПРИНЦИП БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ — основной принцип гражданско правовых отношений, основная цель которого состоит в обеспечении ничем и никем, кроме закона, не ограниченной инициативы участников гражданского оборота. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на… … Юридическая энциклопедия

  • Принцип ненападения — Часть либертарианской философии Либертарианство Проис … Википедия

  • ПРИНЦИП БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ — основной принцип гражданско правовых отношений, основная цель которого состоит в обеспечении ничем и никем, кроме закона, не ограниченной инициативы участников гражданского оборота. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Принцип «загрязняющий платит» — – один из основных принципов, одобренных Советом ЕЭС при принятии Первой программы экологических действий (1973 76 гг.). В числе приоритетных целей в Программе провозглашено предотвращение, снижение и, по возможности, ликвидация загрязнения и… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

  • ГАУЗЕ ПРИНЦИП — Вольтерры Гаузе принцип, принцип конкурентного исключения, Гаузе закон, утверждает, что два вида не могут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если рост численности обоих лимитирован одним жизненно важным ресурсом, количество и… … Биологический энциклопедический словарь

Сущность, виды, принципы конкуренции

Эффективности экономики

Тема. Конкуренция как важнейший фактор повышения

1.Сущность, виды, принципы конкуренции.

2.Оценка конкурентоспособности предприятия, отрасли, государства.

3.Методические подходы к оценке положения предприятия на рынке продукции, работ, услуг.

Конкуренция – это состязательность между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами, предпринимателями за наиболее выгодные условия приобретения ресурсов, производства и сбыта продукции, работ, услуг в целях достижения лучших результатов работы. Основное содержание конкуренции – это приоритет потребителя, полное удовлетворение его потребностей в конкурентоспособной продукции, работах, услугах.

Различают следующие основные формы конкуренции:

– внутрипроизводственная;

– внутриотраслевая;

– межотраслевая;

– межгосударственная.

Внутрипроизводственная конкуренция – это состязательность между персоналом предприятия, его структурными подразделениями по направлениям улучшения качества производимой продукции, снижения ресурсоемкости и др.

Внутриотраслевая конкуренция –это конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли: предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями, по различным направлениям их жизнедеятельности (производство продукции, работ, услуг, удовлетворяющих всем требованиям потребителей, снижение себестоимости, повышение технологичности, экономия времени, повышение квалификации персонала, расширение рынков сбыта, поиск новых и т.д.).

Межотраслевая конкуренция– это конкуренция между отраслями внутри государства за наиболее эффективное использование ресурсного потенциала отрасли (труд, земля, капитал), получение большей прибыли, за выход на внешние рынки и т.д.

Межгосударственная конкуренция – это конкуренция между государствами за рынки сбыта продукции, доступ к природным ресурсам, за интеллектуальные ресурсы, сферы влияния и др.

Различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. Снижение цены возможно за счет снижения издержек производства или уменьшения прибыли.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества и с лучшими показателями надежности и сроком службы, более широкого ассортимента, более высокой производительности.

Особое внимание уделяется таким параметрам продукции как экологичность, энергоемкость, безопасность, эстетичность.

В практике имеют место и недобросовестная конкуренция, т.е. конкуренция, при которой используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции. К ней можно отнести:

– продажу товаров по демпинговым ценам;

– контроль над деятельностью конкурента;

– злоупотребление господствующим положением;

– установление дискриминационных цен.

Экономические основы конкуренции закладываются в процессе производства (качество продукции, объемы товарного производства, сроки выхода продукции), но во всей полноте конкуренция проявляется при выходе предприятия на рынок, где осуществляется общественная оценка каждого конкретного производства. Если внутренняя экономическая база окажется слабой и неразвитой, то предприятие при выходе на рынок окажется неконкурентоспособным. Какими бы развитыми не были рыночные и коммерческие отношения, они не дадут должного эффекта, если продукция не будет отвечать сложившимся на рынке параметрам конкурентоспособности. Следовательно, конкуренция хотя и является чисто рыночным явлением, но она охватывает всю структуру экономических отношений от производства продукции до ее сбыта.

Конкуренция выполняет целый ряд важных общественных функций, основные из которых:

– выявление и установление рыночной и общественной стоимости продукции;

– сведение конкретного труда к общественно необходимому;

– выравнивание индивидуальных стоимостей;

– оптимизация издержек производства;

– дифференциация размеров доходов и прибыли в соответствии с различиями эффективности производства.

Сущность рыночной конкуренции состоит не в усилении стихийности рынка, а в стабилизации экономических отношений.

В сфере практической работы или бизнеса может присутствовать как чистая конкуренция, так и соперничество. Чистая конкуренция наблюдается при производстве аналогичной продукции многими предприятиями. Если же в отрасли или на территории количество предприятий небольшое, то конкуренция может протекать совершенно в другом измерении и характеризоваться как соперничество.

Конкуренция должна начинаться задолго до появления продукции на рынке. Предприятия соперничают за приобретение ресурсов по приемлемым ценам, за эффективные формы материально-технического снабжения, рационализацию структуры поставок ресурсов и т.д. Только успешно конкурируя на начальных стадиях производства и продвижения продукции, можно рассчитывать на хороший результат конечной конкуренции.

В зависимости от того, насколько дифференцирована продукция и сколько существует производителей и поставщиков, конкуренция может проявляться в форме монополии, олигополии и собственно конкуренции.

Абсолютная монополия – производство и сбыт недифференцированного продукта осуществляется единственным предприятием на определенной территории. Однако потенциальная конкуренция существует и здесь, поскольку постоянно имеет место угроза перелива сюда капитала из других отраслей. Поэтому монополист вынужден устанавливать относительно невысокие цены на продукцию, чтобы на больший период сохранить место на рынке.

Об олигополии можно говорить тогда, когда несколько предприятий производят практически одинаковую продукцию (пример по ЛПК). В данном случае возникает соперничество за лидерство за счет снижения себестоимости, совершенствования технологии производства, по направлениям улучшения отдельных показателей качества продукции, товарного вида, потребительских свойств, сервиса.

Монополистической конкуренцией можно считать ситуацию, когда конкуренты способны заняться абсолютно нетипичным для данного рынка производством, освоить производство новой продукции, видоизменить качество производимой ранее продукции.

Абсолютная конкуренция действует в условиях соперничества множества конкурентов, производящих одинаковые виды продукции. В этой ситуации цены отличаются относительной психологической дифференциацией.

В любом случае рассчитывать на успех конкуренции нельзя без знания потенциала соперников и характерных для них способов реагирования на изменение рыночной ситуации. Среди наиболее типичных методов реагирования конкурентов на различные формы и цели активности предприятия можно выделить следующие:

– активная реакция – выраженная нетерпимость ко всем тактическим и стратегическим мерам, предпринимаемым предприятием с целью продвижения продукции. Реакция может последовать незамедлительно, и напряжение не спадает до окончательной победы одной из сторон. В этом случае очень важен объективный анализ собственных возможностей и потенциала конкурентов, прежде чем вступать в открытую затяжную борьбу.

– сдержанная реакция характеризуется отсутствием быстрых действий, продуманностью и уверенностью поведения конкурентов, когда они располагают устойчивым авторитетом и имеют постоянных потребителей.

– целевая реакция – это реагирование на решение и поведение предприятий, если они затрагивают основные целевые установки конкуренции и только с целью создать необходимые условия для достижения своих важнейших задач.

– избирательная реакция – это реагирование лишь на отдельные виды поведения предприятия, например, снижение цен, методы привлечения потребителей и др.

Приступая к формированию эффективных рыночных отношений, необходимо учитывать конкурентную среду, которая базируется на специфических принципах, определяющих общую результативность механизма конкуренции.

К важнейшим принципам конкуренции можно отнести следующие:

1) принцип наличия предмета конкуренции,указывающий на то, что конкуренция возможна при достаточной конкурентоспособности и высоких потребительских свойствах продукции. Продукция низкого качества не может создавать конкурентной обстановки и выступать гарантом удовлетворения определенных потребностей.

2) принцип альтернативности вариантов предполагает одновременное присутствие на рынке многих конкурентов, представляющих достаточный ассортимент определенного наименования.

3) принцип конкурентной среды означает формирование условий для образования и поддержания конкурентоспособной ситуации: необходимых рыночных структур, механизма ценообразования, систем саморегулирования, порядка контроля за функционированием рыночного хозяйства и т.д.

4) принцип многообразия субъектов конкуренции определяет взаимодействие товаропроизводителей, посредников и потребителей, представляющих собой различные категории контрагентов рынка

5) принцип спроса указывает на то, что для образования конкурентной ситуации следует предварительно сформировать спрос на продукцию и сориентировать производителей на удовлетворение данного спроса.

6) принцип отношения собственности указывает на то, что в роли конкурентов на рынке могут выступать только собственники продукции, их представители, посредники.

7) принцип запаса конкурентоспособности требует наличия соответствующей производственно-экономической базы для производства конкурентоспособной продукции.

8) принцип риска означает, что эффективной конкуренции без риска практически не бывает. Умение грамотно рисковать, управлять риском и извлекать необходимые выгоды от рисковых операций – неотъемлемая часть коммерческого расчета.

9) принцип окупаемости предпринимаемых усилий предполагает обязательность экономической выгоды от конкуренции. Бессмысленно вступать в конкуренцию, не рассчитывая на экономический эффект. Однако это не означает наличия рисков получения убытков.

10) принцип обязательности рекламных обещаний предполагает выполнимость обязательств, честные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции и ответственность за нарушение договорной экономической дисциплины.

11) принцип законности используемых методов и приемов конкуренции исключает применение противоправных и непризнанных обществом видов конкуренции. Они не должны противоречить действующему законодательству и цивилизованным нормам поведения участников рынка.

12) личностный принцип предполагает авторитет и высокую социально-экономическую ответственность конкурента (предпринимателя) перед потребителями продукции и общества в целом.

Соблюдение принципов рыночной экономики и конкуренции в частности будет свидетельствовать о переходе к качественно новым экономически отношениям.

Принципы контрактной системы

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о принципах, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Данные принципы отражены в статьях 6-12 44-ФЗ.

И так, контрактная система в сфере закупок основывается на:

— принципе открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ);
— принципе обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ);
— принципе профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ);
— принципе стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ);
— принципе единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);
— принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим с вами каждый из перечисленных принципов.

1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок
2. Принцип обеспечения конкуренции
3. Принцип профессионализма заказчиков
4. Принцип стимулирования инноваций
5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок

1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации обеспечивается за счет размещения её в единой информационной системе (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru.

2. Принцип обеспечения конкуренции

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Т.е. любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (НПА) о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещено ограничение конкуренции, в частности необоснованное ограничение числа участников закупок.

3. Принцип профессионализма заказчиков

Данный принцип заключается в том, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.

4. Принцип стимулирования инноваций

Данный принцип заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Критерии же отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Т.е. такие единые принципы и подходы предусмотрены непосредственно 44-ФЗ, на что и указано в статье 11.

6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок

Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юрлица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 44-ФЗ.

Вот мы с вами и рассмотрели принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Однако на практике не все так гладко, как это выглядит на бумаге. Те поставщики, которые регулярно участвуют в закупках, об этом знают не понаслышке, а те, кто только планирует начать участвовать в торгах, в скором времени сами в этом убедятся.

На этом все. До встречи в следующих статьях. Желаю вам удачи и новых побед!

Наиболее популярные уловки для ограничения конкуренции в госзакупках и способы борьбы с ними

Екатерина Черкасова

Юрист консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

Закупка товаров, работ и услуг государственными заказчиками попадает под регулирование следующих законов:

  • Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
  • Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно их положениям, от заказчика в первую очередь зависит набор условий заключенного в будущем контракта и критериев отбора исполнителя. Таким образом, заказчик занимает главенствующее положение при инициировании закупочной процедуры. Соответственно, именно им зачастую применяются различные «схемы» злоупотребления, направленные на ограничение конкуренции.

Учитывая, что грань между необходимыми условиями контракта и ограничением конкуренции достаточно тонка, заказчик имеет возможность манипулировать количеством участников закупок, а также ценой. Проблема ограничения конкуренции наиболее актуальна в сфере государственных закупок.

Перед тем как опубликовать извещение о закупке и закупочную документацию заказчик определяет, что закупать и каким способом. Уже на данном этапе заказчик может ограничить конкуренцию.

К способам ограничения конкуренции, используемым заказчиками, можно отнести, в частности:

  • выдвижение жестких требований к товару или компаниям, которым заведомо удовлетворяет малое количество потенциальных исполнителей;
  • манипулирование информацией в ходе проведения процедуры.

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: «Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

В п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что «комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО «Г.» (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с «Концепцией охраны объектов ПАО «Г.» и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО «Г.». Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается». По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: «Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют».

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки

Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции. Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки. При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки.

Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом. Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В вышеуказанном обзоре указаны приведен пример одного из дел, где суд указав, что в соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса при наличии необходимости, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Указанный вывод последовал после рассмотрения требований о признании незаконным неразмещение заказчиком проектно-сметной документации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда по рассматриваемому делу, указав на следующее.

Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Помимо указанной ситуации, достаточно часто встречаются случаи, когда заказчик размещает информацию технического характера (например, чертежи) в нечитаемом или плохо читаемом формате. Такого рода отклонения позволяют заказчику одновременно выполнить условие об обязательном размещении необходимой информации, и в то же время повлиять на количество претендентов на участие в закупке.

***

Таким образом, ограничение конкуренции весьма неоднозначный способ злоупотребления. Достаточно тонкая граница между потребностями заказчика, описанными посредством включения условий исполнения контракта и требований, предъявляемых к участникам закупки, позволяет заказчикам находить новые способы ограничения конкуренции.

Неудивительно, что практика ФАС России, арбитражных судов и ВС РФ содержит небольшое количество примеров выявления фактов ограничения конкуренции, так как зачастую заказчики манипулируют тем, что участники закупки не проявляют достаточной активности на стадии приема заявок. В частности, речь идет о не направлении запроса о даче разъяснений относительно закупочной документации. В связи с этим, для защиты своих прав, в случае применения заказчиками механизмов ограничения конкуренции, потенциальным участникам следует проявлять инициативу, не дожидаясь принятия решения комиссией в пользу другого участника.