Реорганизация в форме выделения

Содержание

Пошаговая инструкция реорганизации ООО в форме выделения

Реорганизация ООО в форме выделения из ООО, АО или ПАО

Пошаговая инструкция по выделению ООО из ООО: первый этап, образец передаточного акта при выделении

Второй этап выделения ООО из ООО: принятие ОСУ решения о реорганизации, направление уведомлений

Третий этап: регистрация нового ООО и извещение о реорганизации

Участники выделенного общества

Как формируется уставной капитал при выделении ООО

Реорганизация ООО в форме выделения из ООО, АО или ПАО

В процессе деятельности общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) может быть реорганизовано в форме выделения по решению его учредителей/участников (далее все вместе — участники) или уполномоченного органа (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Такая реорганизация является добровольной (в отличие от принудительной — по вердикту суда или государственного органа) и будет рассмотрена нами далее.

Как правило, ООО подлежит выделению из общества такой же формы. Порядок выделения ООО из ООО устанавливается законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ).

Что касается выделения ООО из акционерного общества (далее — АО), то в соответствии со ст. 19 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ из публичного или непубличного АО может быть выделено только АО. Осуществление передачи части прав и обязанностей АО только в пользу ООО законом не допускается (п. 20 постановления пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 18.11.2003 № 19).

Вместе с тем ввиду возможности сочетания нескольких форм реорганизации допускается следующий вариант реорганизации АО с передачей прав ООО: АО может быть сначала преобразовано в ООО, а затем из него выделено новое АО.

Подробнее о процедуре преобразования из АО в ООО рассказывается в статье «Преобразование (реорганизация) АО в ООО (нюансы)».

Условно процедуру выделения ООО можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовка к проведению общего собрания участников (далее — ОСУ), на котором принимается решение о реорганизации.
  2. Проведение ОСУ.
  3. Регистрация нового ООО.
  4. Извещение о реорганизации и совершение иных действий.

Пошаговая инструкция по выделению ООО из ООО: первый этап, образец передаточного акта при выделении

На 1-м этапе выделения ООО реализуются следующие действия:

  • Выносится предложение уполномоченного лица ООО о проведении ОСУ, одним из вопросов повестки дня которого будет решение о реорганизации.
  • Проводится инвентаризация имущества, иных активов и обязательств ООО, требуемая в соответствии с положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, приказа Минфина России «Об утверждении…» от 13.06.1995 № 49.
    ВАЖНО! На законодательном уровне не предусмотрена ответственность за непроведение инвентаризации при выделении ООО. Однако указание некорректных данных в бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия инвентаризации может повлечь такие санкции в отношении ООО или его должностных лиц, как, например, наложение штрафа по ст. 15.11 КоАП РФ.
  • Составление передаточного акта. Примерную форму передаточного акта можно скачать по ссылке: Передаточный акт при выделении — образец.
    ВАЖНО! С 01.09.2014 основным документом, подтверждающим правопреемство, является передаточный акт (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

При составлении акта следует помнить, что передаются только права и обязанности передача которых допускается законом. Так нельзя передать вновь образуемому обществу права и обязанности по госконтрактам. В этом случае в госрегистрации нового ООО будет отказано (п. 1.2 Обзора судебной практики, направленной письмом ФНС РФ от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@)

  • Извещение участников о проведении собрания и направление им соответствующих материалов (проектов решений, передаточного акта, иной предусмотренной уставом ООО информации).

Второй этап выделения ООО из ООО: принятие ОСУ решения о реорганизации, направление уведомлений

Второй этап реорганизации состоит из следующих последовательных действий:

  • Проводится ОСУ ООО, на котором должно быть принято решение о реорганизации и утверждении передаточного акта.
    Образец решения о выделении на примере решения ОСУ ООО можно скачать по ссылке: Решение о выделении ООО — образец.
    ВАЖНО! При наличии соответствующих положений в уставе или ином внутреннем документе ООО допускается проведение ОСУ не только в очной форме, но и путем заочного голосования. Однако принятие решения о реорганизации в заочной форме в нарушение установленного ООО порядка влечет риски признания его недействительным (см., например, постановление ФАС УО от 29.03.2007 по делу № А60-12048/05).
  • Подаются документы в налоговую в целях внесения в ЕГРЮЛ и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРС) информации о реорганизации ООО не позднее 3 дней после принятия решения о выделении.
    ВАЖНО! Подавать сведения в ЕФРС обязано реорганизуемое общество (ст. 7.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Услуга является платной. Нарушение установленной законом обязанности по подаче сведений о реорганизации влечет привлечение должностных лиц ООО к административной ответственности (ст. 14.25 КоАП РФ
  • После внесения в ЕГРЮЛ записи о реорганизации должно быть направлено извещение кредиторам о реорганизации ООО путем опубликования дважды с периодичностью 1 раз в месяц информации в журнале «Вестник государственной регистрации».
  • Осуществляются расчеты с кредиторами, налоговой, ПФР и другими фондами.
  • Совершаются корпоративные действия по принятию устава выделяемого ООО его участниками и избранию органов управления и контроля.

Третий этап: регистрация нового ООО и извещение о реорганизации

На третьем этапе происходит регистрация нового ООО в налоговой (после окончания месяца с даты публикации в журнале «Вестник…») и внесение изменений в учредительные документы реорганизуемого общества (при их наличии). На регистрацию подаются следующие документы:

  • заявление по форме р12001, подписанное руководителем ООО или иным лицом, представляющим интересы ООО без доверенности;
  • учредительные документы ООО;
  • передаточный акт;
  • документ об уплате госпошлины;
  • документ об отсутствии долгов в ПФР (который, однако, не является обязательным).

ВАЖНО! Официально процедура реорганизации в форме выделения считается законченной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о новом ООО (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

После осуществления регистрации выделенное ООО должно направить извещения о состоявшейся реорганизации во внебюджетные фонды, может заказать печать (если наличие печати предусмотрено в уставе) и обратиться в банк для открытия расчетного счета.

Важным моментом заключительного этапа реорганизации является распределение сотрудников между реорганизованным и новым ООО: необходимо уведомить соответствующих работников о предполагаемой процедуре реорганизации, подписать у руководителя ООО приказы об их переводе и передать всю необходимую кадровую документацию в новое ООО.

ВАЖНО! Вышеуказанный перечень действий является примерным и может быть изменен (дополнен) в зависимости от специфики реорганизуемого общества, а также необходимости совершения таких действий, как регистрация прав на недвижимое имущество и другие активы, которые переходят в распоряжение выделенного ООО не автоматически на основании передаточного акта, а после совершения установленных законом действий по их регистрации.

Участники выделенного общества

Действующее законодательство не содержит прямых указаний на то, кто должен входить в состав участников выделенного ООО. Вместе с тем анализ положений ГК РФ и закона № 14-ФЗ позволяет определить, что в состав участников нового ООО не могут входить третьи лица — не участники реорганизуемого общества, а могут только:

  • все или часть участников реорганизуемого общества (например, в целях предотвращения корпоративного конфликта);
  • непосредственно реорганизуемое общество.

До подачи документов на регистрацию выделенного ООО его участники принимают его устав и выбирают органы управления. При этом если единственным участником выделенного ООО является непосредственно реорганизуемая компания, данные вопросы относятся к компетенции ее ОСУ (п. 2 ст. 55 закона № 14-ФЗ). Иные вопросы, предусмотренные ст. 11 закона № 14-ФЗ, например об утверждении уставного капитала (далее — УК) или определении денежной оценки вносимого в УК имущества, не входят в состав рассматриваемых участниками выделенного ООО вопросов.

ВАЖНО! При выделении ООО следует помнить важное правило, согласно которому в состав участников любой компании не может входить только одно общество, состоящее из единственного участника (п. 2 ст. 66 ГК РФ).

Как формируется уставной капитал при выделении ООО

В отличие от четкого законодательного регламентирования порядка оплаты долей в УК при создании ООО процедура формирования УК при выделении ООО законом № 14-ФЗ не предусмотрена. Вместе с тем она имеет свои особенности:

  • Отсутствует такая стадия, как оплата долей.
  • Величина УК выделенного ООО не обуславливает количество переданных ему прав и обязанностей реорганизуемого общества.
  • Величина УК не свидетельствует о количестве полученных от реорганизуемого общества активов (специфика составления бухгалтерской отчетности в таких случаях определяется приказом Минфина России «Об утверждении…» от 20.05.2003 № 44н).

Источниками формирования УК выделенного ООО могут быть как УК реорганизуемого общества, так и иные его собственные средства. При этом допускаются следующие варианты:

  • реорганизуемое общество становится единственным владельцем долей выделяемого ООО за счет его собственных средств;
  • участники реорганизуемого общества соразмерно их долям становятся участниками выделяемого ООО за счет собственных средств первого общества;
  • УК выделяемого ООО создается путем сокращения величины УК реорганизуемого общества, участником выделяемого ООО при этом может быть один из бывших владельцев реорганизуемого общества;
  • владельцем одной части долей выделяемого ООО становится реорганизуемое общество, а другой — его участники.

ВАЖНО! При формировании УК выделяемого ООО необходимо учитывать соотношение между величиной УК реорганизуемого общества и его чистыми активами, т. е. размер УК не должен стать больше размера чистых активов (п. 4 ст. 30 закона № 14-ФЗ).

***

Таким образом, процедура реорганизации ООО в форме выделения состоит из нескольких этапов, в том числе регистрации нового ООО, которая переводит реорганизуемое общество в статус реорганизованного. Важными документами при реорганизации являются решение ОСУ о выделении ООО, а также передаточный акт, на основании которого осуществляется правопреемство.

Выделение ООО

Процесс осуществления реорганизации ООО в форме выделения с каждым годом становится все более популярным. Это связано с тем, что он помогает повысить эффективность бизнеса и позволяет добиться его стабильности.

Реорганизация ООО в форме выделения сильно отличается от других форм преобразования. Она является единственным вариантом, при котором реорганизуемая компания продолжает ведение своей деятельности на прежних условиях. При этом она использует свой устав, и открытый в банке расчетный счет.

Процедура выделения и ее последствия

Выделение ООО – это процедура, заключающаяся в создании одного или нескольких сообществ с передачей ему или им определенных прав и обязанностей реорганизуемого общества. Преобразованием компании способом выделения можно воспользоваться как альтернативным вариантом его ликвидации. Причинами подобных действий могут стать:

  • необходимость в финансовом оздоровлении предприятия путем отделения убыточных компаний;
  • необходимость в урегулировании конфликта, возникшего между учредителями.

В ходе реорганизации формируется абсолютно новое юридическое лицо, которое никак не будет связано с первоначальным предприятием.

Решение о выделении ООО может приниматься как в добровольном, так и в судебном порядке или по вердикту уполномоченных государственных инстанций.

  • При добровольном варианте решение принимается участниками сообщества самостоятельно.
  • В судебном порядке возможно принудительное выделение по иску антимонопольного органа. Такое решение суда может приниматься с целью поддержания конкурентоспособности общества. Оно должно быть исполнено в указанные решением сроки либо собственником, либо уполномоченным им органом.

В ходе реорганизации каждое сформировавшееся общество получает права и обязанности реорганизованного юридического лица. Формально это подтверждает разделительный баланс. В нем должны присутствовать положения о правопреемстве по всем обязательствам реформированного общества касательно всех его должников и кредиторов, в том числе и оспариваемые сторонами обязательства. Если такие положения не будут указаны в разделительном балансе, сформировавшиеся юридически лица не смогут пройти государственную регистрацию.

Пошаговая инструкция по проведению выделения

Процесс выделения дочерней компании состоит из нескольких последовательных этапов.

  • Шаг 1. Общее собрание участников. На нем принимается постановление о реорганизации. Также данный этап включает такие важные моменты, как распределение обязательств между участниками, сроки проведения процедуры и раздел капитала. Все действия вносятся в протокол ООО о выделении.
  • Шаг 2. Проведение инвентаризации. В ходе инвентаризации оценивается общая стоимость имущества общества для будущего выделения.
  • Шаг 3. Создание разделительного баланса. Под разделительным балансом подразумевается бухгалтерский документ, при помощи которого можно разделить активы, финансы и права между реорганизуемым и выделяемыми обществами.
  • Шаг 4. Уведомление налоговой инспекции о начале процесса преобразования. Это необходимо сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации.
  • Шаг 5. Предоставление информации о реорганизации кредиторам и погашение обязательств перед ними. Письменное сообщение следует отправить не позже 5 рабочих дней со дня подачи уведомления в налоговую инспекцию.
  • Шаг 6. Подача объявления о проведении выделения в «Вестник государственной регистрации». Оно должно быть опубликовано на протяжении 60 дней.
  • Шаг 7. Утверждение уставов каждого выделенного юридического лица и назначение органов их управления и контроля.
  • Шаг 8. Государственная регистрация отсоединенных обществ и соответствующих изменений в уставные документы.
  • Шаг 9. Подача уведомлений о реорганизации во внебюджетные фонды.
  • Шаг 10. Изготовление печатей, открытие расчетного счета общества и получение кодов статистики.

Стандартный срок проведения выделения ООО составляет 2-3 месяца. Процедура выделения считается оконченной со дня государственной регистрации выделенных юридических лиц.

Иногда данный процесс может привести к появлению довольно серьезных проблем, связанных с судебными спорами. Они могут возникнуть в ходе раздела собственности, ведь в некоторых случаях он может быть невыгодным какой-то стороне.

К самым спорным моментам можно отнести вопросы, связанные с разделением кредиторских и других обязательств. Из-за этого документы, нужные для реорганизации, должны довольно тщательно проверяться.

Список необходимых документов

Для проведения процесса реорганизации ООО нужно подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  • заявление;
  • изменения в уставе и других учредительных документах;
  • протокол собрания сторон, участвующих в выделении;
  • разделительный баланс;
  • документ, подтверждающий информирование кредиторов о реорганизации.

Чтобы зарегистрировать новое юридическое лицо, образовавшееся в результате выделения, нужно предоставить:

  • заявление;
  • устав общества;
  • протоколы общих собраний (реорганизуемого и образовавшегося ООО);
  • разделительный баланс;
  • документ, подтверждающий публикацию уведомления о выделении в СМИ;
  • документ, подтверждающий информирование кредиторов.

Реорганизация государственного предприятия

Опубликовано: 12.08.2013

Общие требования, предъявляемые к реорганизации государственного предприятия, определены специальными статьями ГК РФ и законами об обществах с ограниченной ответственностью. В процессе слияния, преобразования, разделения, выделения или присоединения для государственных предприятий, также, как и для коммерческих структур важно соблюдать этапы действий, предусмотренных п.1 ст.57 Гражданского кодекса.

Реорганизация государственного предприятия может осуществляться в форме:

— слияния двух и более структур;

— присоединения к другому государственному предприятию;

— выделения и разделения одной и более структур;

— преобразования из одной организационно-правовой формы в другую.

Начинается реорганизация государственного предприятия с принятия соответствующего решения на общем собрании участников или акционеров. Не позднее трех дней после утверждения процедуры уведомляется налоговые органы. Составление бухгалтерской отчетности в процессе осуществляется с соблюдением особых методических указаний с необходимостью заполнения специальных форм. В передаточном акте или разделительном балансе отражается последовательность правопреемства прав, обязанностей и обязательств, в том числе и спорных, реорганизуемого предприятия к вновь, образовавшемуся или реформируемому юр. лицу.

Государственная регистрация вновь созданных унитарных предприятий, внесение изменений о прекращении деятельности и фиксирование изменений в уставе осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юр. лиц, исключительно по предоставлению доказательств об уведомлении кредиторов. При невозможности определения правопреемника реорганизованного предприятия, вновь организованные унитарные структуры несут солидарную ответственность по обязательствам перед кредиторами в соответствии с размером, перешедшим к ним долей.

Реорганизация предприятия государственного сектора – объемная и сложная правовая процедура, требующая специфических знаний, опыта и умений. Здесь незначительных юридических, налоговых и бухгалтерских аспектов и нюансов не может быть. А потому и заниматься решением вопроса должны специалисты, способные обеспечить грамотное сопровождение процесса.

Назад к статьям

Выделение как способ реорганизации юридического лица

Нередко при разделе бизнеса используется выделение как способ реорганизации юридического лица, что предполагает создание дополнительно одной или нескольких компаний. Это позволяет оптимизировать ведение дел, разделить фирму так, чтобы потери оказались наименьшими. Первоначальная компания продолжает использовать свой устав, ей не нужно менять печать или банковский счет. Единственное, чего коснутся изменения — это уставной капитал, который будет уменьшен за счет передачи части имущества новому юридическому лицу.

Для чего нужно выделение

Для чего нужна реорганизация путем выделения? Это процедура, которая позволяет сформировать новую компанию и передать ей часть своей ответственности и активов. Выделением нельзя воспользоваться как альтернативной ликвидацией, так как в этом случае образуется новое юридическое лицо, а старое не закрывается и не меняет свой статус.

Но такая форма преобразования организационно-правовой структуры компании может служить одним из этапов сложной альтернативной ликвидации. Случаи, когда из компании выводятся все пассивы (кредиторская задолженность), а затем она без проблем закрывается, хоть и редки, но имеют место. Такую реорганизацию провести затруднительно, ведь правоохранительным и налоговым органам легко проследить историю компании и понять, что движет руководителями.

Тем не менее, при наличии четкого плана «очистить» бизнес и оздоровить его удается даже при исполнительном производстве на должника.

Причины для выделения обычно бывают такие:

  • Финансовое оздоровление предприятия;

  • Разрешение конфликта интересов между учредителями;

  • Раздел компании;

  • Продажа части активов предприятия.

Особенности реорганизации выделением

Реорганизационные процедуры предполагают создание нового юридического лица, которое по своим документам не будет связано с компанией, из которой оно появилось. Новая фирма не обязана указывать в уставе о том, что была создана через реорганизацию.

Выделение можно провести двумя способами:

  • Добровольно;

  • Принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по желанию самих учредителей компании. Принудительная возможна, если решение было принято в судебном порядке. Нельзя обязать компанию к реорганизации или ликвидации иначе, чем через суд. Иск может подать антимонопольный орган, если имущество предприятия превышает определенную сумму. Цель такого выделения — поддержание конкурентоспособности в данной сфере бизнеса. Выполняется принудительное выделение или самим антимонопольным органом, или руководством предприятия.

Ответственность и активы изначальной компании распределяются между ней и отделившимися обществами посредством разделительного баланса. Он составляется на основе инвентаризации всего имущества, которое принадлежит обществу. В разделительном балансе отражается не только движение уставного капитала, но и обязанностей компании: кредиторской, дебиторской и налоговой задолженностей.

Осуществляется реорганизация последовательно, в несколько шагов. Каждый из них требует существенной подготовки и наличия знаний по данному вопросу. Если вы планируете провести реорганизацию своего предприятия, но не имеете опыта в этом вопросе, то рекомендации компетентного юриста помогут разрешить все сложности. Компания «Ригби» предоставляет юридические услуги по полному сопровождению реорганизации в форме выделения.

1. Начинается процесс с собрания учредителей и принятия решения о необходимости реорганизации. Проведение встречи обязательно сопровождается ведением протокола. Он пригодится в качестве основного подтверждения принятия решения о проведении процедуры;

2. На собрании нужно обсудить несколько важных моментов: ход проведения, назначение ответственных лиц, распределение капитала и имущества;

3. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения, которое зафиксировано в протоколе собрания участников, нужно уведомить налоговую инспекцию. Это важно, так как при нарушении данного срока органы ФНС начисляют штраф;

4. Уведомление налоговых органов сопровождается подачей первого пакета документов. Сотрудник ФНС принимает бумаги и выдает расписку в их получении. Далее в реестр вносится запись о том, что данное юридическое лицо находится в состоянии реорганизации. На этом первая часть выделения завершена.

Проведение выделения: вторая часть процедуры

1. В течение 5 рабочих дней после того, как в реестре появится запись о смене статуса компании, нужно уведомить всех кредиторов. Им полагается послать письменные сообщения с уведомлением о вручении. Все уведомления следует тщательно хранить, так как эти документы могут пригодиться (о них налоговые органы не всегда спрашивают);

2. Теперь нужно дать две публикации с интервалом в один месяц в специальных СМИ. Там следует написать о том, что компания находится в стадии реорганизации в форме выделения. Необходимо указать контактные данные и полное наименование, а также способ принятия претензий;

3. Пока проходит время, отведенное на публикации в СМИ, проводится инвентаризация, готовятся учредительные документы для новой компании. Переходный период характеризуется тем более активной и не всегда упорядоченной деятельностью, чем меньше времени было потрачено на подготовку к реорганизации. Если компания заранее позаботилась обо всем, то в течение этого периода все идет спокойно;

4. Готовится окончательная версия разделительного баланса. Данные, отраженные в нем, важны не только для выделяемого общества, но и для остающегося. На этом документе основываются сведения об уменьшении доли в уставном капитале ООО.

Окончание реорганизации путем выделения

Фаза окончания реорганизации характеризуется регистрацией нового общества и передачей ему части уставного капитала.

1. Как зарегистрировать новое общество? Делается это точно так же, как и создание обычного предприятия. Учредители основного общества решают, кто становится участником выделенного. Это могут быть как физические лица, так и юридические, допустимо, чтобы компанию основала сама фирма, из которой происходит выделение;

2. Проводится собрание учредителей. На нем принимается решение, утверждаются учредительные бумаги, назначаются руководящие органы. После этого второй пакет документов нужно подготовить для подачи в налоговые органы;

3. ФНС принимает бумаги и регистрирует новую компанию. Если нужно выбрать систему налогообложения при регистрации, то следует приложить заявление о переходе на нее;

4. Осталось зарегистрировать фирму в ПФР, ФСС и Росстате, изготовить для нее печать и открыть банковские счета.

Если речь идет о реорганизации выделением для колхоза, садового товарищества или ЖСК, важную роль играет передача прав на земельный участок или отчуждение части зданий. Изменение права на собственность участка регистрируется в Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Это занимает около 30 календарных дней.

Обычно реорганизацию выделением удается завершить в течение 2-3 месяцев.

Порядок реорганизации некоммерческих организаций

Реорганизация представляет собой основание прекращения деятельности юридического лица и отличается от ликвидации правопреемством, то есть переходом прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к другим лицам.

Особенности правопреемства при реорганизации зависят от ее формы Наряду с общими вопросами проведения реорганизации, одинаковыми для всех юридических лиц, наибольшую сложность в отношении некоммерческих организаций (далее — НКО) составляют проблемы допустимых форм реорганизации.

Порядок проведения реорганизации некоммерческих организаций определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами (об отдельных некоммерческих организациях). Так, например, в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном ГК РФ.

Действующим законодательством установлены следующие формы реорганизации некоммерческих организаций: 1) слияние; 2) присоединение; 3) разделение; 4) выделение; 5) преобразование. Причем данный перечень является исчерпывающим. Различие проведено законом по критерию правопреемства.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Особенности преобразования некоммерческой организации установлены в статье 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Исходя из положений ГК РФ можно выделить два вида реорганизации: 1) добровольную; 2) принудительную.

Добровольная реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

То есть принудительная реорганизация может применяться только в отношении двух ее форм — разделения или выделения и только по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Кроме того, в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Обязательным условием реорганизации является формирование передаточного акта либо разделительного баланса. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Законодательством предусмотрены дополнительные гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. Так, юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (Минюст России и его территориальные органы), о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (журнал «Вестник государственной регистрации», уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации 2-х и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

По общему правилу, установленному законодательством, некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

Однако, при присоединении к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами:

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации некоммерческих организаций, создаваемых путем реорганизации, представляются: заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.