Штраф административное правонарушение

Цель лекции: анализ юридического состава административного правонарушения, особенностей административной ответственности.

План лекции

1. Понятие административного правонарушения и его признаки.

2. Юридический состав административного правонарушения и его элементы.

3. Классификация административных правонарушений.

4. Понятие и основные черты административной ответ­ственности.

1. Понятие административного правонарушения и его признаки. Основанием административной ответственности является ад­министративное правонарушение.

Согласно ст. 2.1 КоАП административ­ным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются:

а) антиобщественность;

б) противоправность;

в) виновность;

г) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие «деяние». Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учету). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как дей­ствием, так и бездействием (например, нарушение правил охра­ны водных объектов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчеркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений.

Какое деяние в рамках института административной ответствен­ности является антиобщественным, определяется законодатель­ством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правона­рушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нару­шающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не толь­ко к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охра­няется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финан­сового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при ук­лонении от уплаты налога — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать админист­ративного правонарушения и повлечь административную ответ­ственность.

Виновность деяния физического лица означает, что оно со­вершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правона­рушения, если будет установлено, что у него имелась возмож­ность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена админис­тративная ответственность, но данным лицом не были приня­ты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправ­ности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством пре­дусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение — ос­нование административной ответственности, с другой, такая ответственность — признак административного правонарушения, оп­ределяющий его юридическую природу.

2. Юридический состав административного правонарушения и его элементы. Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулирован­ные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конк­ретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в со­вершении действий, примерный перечень которых дан в форму­лировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совер­шение, а делает это путем установления за деяние администра­тивной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездей­ствии, запрещенном административным правом. Как уже отме­чалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объ­ективной стороны административного правонарушения законода­тель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вред­ных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — неоднократность, повторное, длящееся нарушение.

Субъектами административного правонарушения признают­ся:

  • физические лица;
  • юридические лица.

Среди физических лиц различаются: а) граждане РФ; б) дру­гие весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъек­тами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, соци­альных функций, состояния здоровья.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.

К числу первой группы относятся должностные лица, водите­ли транспортных средств и др.

Ко второй группе относятся лица, которые за административ­ные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положе­ниями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определенных органах, и в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях.

Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта (физического лица) к противо­правному действию или бездействию и его последствиям. Оно мо­жет быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в ука­занных формах, при наличии других признаков состава право­нарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обя­зательный признак административного правонарушения предус­мотрена ст. 2.1 КоАП РФ.

Иными словами, это означает также, что вина есть психичес­кое отношение лица к совершенному им противоправному дей­ствию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, сле­довательно, может проявляться в форме умысла и неосторожно­сти.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего дей­ствия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их до­пускало либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет мес­то в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездей­ствия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчи­тывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Только при наличии состава административного правонаруше­ния лицо, его совершившее, может быть привлечено к админист­ративной ответственности.

3. Классификация административных правонарушений. По субъектам выделяются правонарушения, субъектами ко­торых признаются:

В зависимости от видов наказаний выделяются административные правонарушения, за которые предусмотрены только ос­новные наказания, их подавляющее большинство; основные и дополнительные наказания (ст. 5.19, 6.14, 7.15, 19.23, 20.3, 20.4 и др.); основные наказания в качестве альтернативных (ст. 9.3, 14.22); основные и дополнительные наказания не предусмотрены в ка­честве альтернативных.

Каждый их вид предусмотрен за то или иное правонарушение и может применяться в качестве дополнительного либо обязательного к основному (ст. 20 ч. 3 и 9), либо по усмотрению субъекта, уполномоченного на его применение за дан­ное административное правонарушение.

Предупреждение обычно устанавливается в качестве основ­ного наказания, альтернативного административному штрафу за некоторые административные правонарушения. В иных случаях предупреждением не может быть заменен административный штраф.

Административный штраф является универсальным наказа­нием, предусмотренным за все административные правонаруше­ния. В этом качестве он не может быть принят за самостоятель­ный критерий классификации административных правонаруше­ний.

Административный арест, лишение специальных прав и дисквалификация влекут существенные ограничения прав гражда­нина. Поэтому они предусмотрены за небольшое число наиболее серьезных административных правонарушений и назначаются судьей.

4. Понятие и основные черты административной ответ­ственности. Административная ответственность — вид юридической от­ветственности, которая выражается в применении уполномочен­ным органом или должностным лицом административного нака­зания к лицу, совершившему правонарушение. Административ­ная ответственность внешне обладает всеми признаками юриди­ческой ответственности.

В то же время в законодательстве общие признаки юриди­ческой ответственности специфически преломляются примени­тельно к административной ответственности, а также закрепля­ются лишь ее характерные признаки.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается феде­ральными законами и законами субъектов РФ об административ­ных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок.

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной — физичес­кие лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены ад­министративные наказания. За преступления — уголовные на­казания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыс­кания.

д) административные наказания применяются широким кру­гом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; испол­нительной власти и др.; уголовные наказания — только судом; дис­циплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компе­тенции.

е) административные наказания применяются органами и должностными лицами к не подчиненным им правонарушителям. По этому признаку административная ответственность отличает­ся от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органам, дол­жностным лицам.

ж) применение административного наказания не влечет су­димости и увольнения с работы, за исключением дисквалифика­ции. Лицо, к которому применено административное наказание, считается имеющим его в течение установленного срока.

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производ­ство по делам об административные правонарушениях. Уголов­ные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производ­ства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонару­шение, а мерами — административные наказания.

Федеральным законом, регулирующим административную от­ветственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Го­сударственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г.

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем состоит отличие административного правонарушения от преступления?
  2. Что составляет объективную сторону административного правонарушения?
  3. Раскрыть основные признаки административной ответственности.
  4. Назвать основные меры административной ответственности.

Литература

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

3.1) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году;

3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

4.1) сумме затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции;

5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 — 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;

9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа;

10) кадастровой стоимости земельного участка;

11) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

12) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки;

13) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

14) сумме ранее наложенного административного штрафа;

15) сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы полученного бюджетного кредита, либо суммы полученной бюджетной инвестиции, либо суммы полученной субсидии, либо суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы средств незаконно произведенных операций, либо незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, либо суммы расчета без применения контрольно-кассовой техники, либо суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, в случаях, предусмотренных статьями 7.27 и 7.27.1 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, в случаях, предусмотренных частями 1 — 2 статьи 14.4.3, частью 2 статьи 14.10, частями 1 и 2 статьи 15.44, частью 1 статьи 15.45 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости предмета административного правонарушения, в случае, предусмотренном статьей 14.15.2 настоящего Кодекса, не может превышать для граждан двадцатипятикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, для должностных лиц — тридцатикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, в случаях, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 настоящего Кодекса, не может превышать сто тысяч рублей для граждан, триста тысяч рублей для должностных лиц, семьсот тысяч рублей для юридических лиц, а в случае, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса, — стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

4.2. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа, не может превышать десятикратный размер наложенного административного штрафа.

4.3. Размер административного штрафа, кратный сумме ранее наложенного административного штрафа, не может превышать двукратный размер наложенного административного штрафа.

4.4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать одну пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

4.5. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Какое наказание можно понести за административное правонарушение

Размер и вид наказания за конкретное правонарушение определяют исключительно в пределах, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом смягчающие и отягчающие обстоятельства могут повлиять на изменение вида и размера наказания, но только в пределах, установленных статьей.

Большинство правонарушений карается штрафом, однако закон предусматривает и иные виды наказаний. Также помимо основного наказания может быть назначено дополнительное (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

Уклонение от исполнения наказания (в т. ч. от уплаты штрафа) само по себе является правонарушением, предусмотренным статьей 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. То есть за уклонение можно понести дополнительное наказание.

Основные виды административного наказания

За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания из тех, что указаны в статье Кодекса РФ об административных правонарушениях или регионального закона об административной ответственности (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

К основным видам наказания относятся следующие.

Для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • предупреждение,
  • административный штраф,
  • административное приостановление деятельности.

Только для физических лиц:

  • лишение специального права,
  • дисквалификация (применяют только к лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ, в т. ч. к предпринимателям),
  • обязательные работы,
  • административный арест.

Предупреждение. Это оформление документа, в котором выражено официальное порицание правонарушителю.

Ограничиться таким наказанием можно, если нарушение:

  • совершено впервые,
  • не повлекло имущественный ущерб,
  • не создало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При одновременном соблюдении этих условий можно рассчитывать на предупреждение.

Однако нередко компетентные органы не учитывают смягчающие обстоятельства, а сразу назначают более строгий вид наказания, например штраф. В таких случаях стоит добиваться изменения вида наказания со штрафа на предупреждение.

Пример из практики: Суд изменил наказание со штрафа на предупреждение, поскольку административный орган не учел смягчающие обстоятельства

Административный штраф. Он предусмотрен практически за все правонарушения и выражается в денежном взыскании.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Закон не дает четкий перечень прав, которых могут лишить. Однако из санкций, установленных за конкретные нарушения, можно сделать вывод, что это:

  • право управления транспортным средством (в т. ч. наземным, водным или воздушным),
  • право на приобретение, хранение и ношение оружия,
  • право осуществлять охоту.

Лишение права назначают, когда лицо грубо или систематически нарушало порядок пользования им.

Срок лишения составляет от одного месяца до трех лет (ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ). При этом лишить права может только суд, никакой иной орган не наделен такими полномочиями (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).

В отдельных случаях это наказание не применяют.

Административный арест. Его назначает только суд в исключительных случаях (ст. 3.9 КоАП РФ).

Он предусматривает изоляцию от общества до 15 суток. Срок административного задержания входит в срок ареста (ч. 3 ст. 3.9, ст. 27.5 КоАП РФ).

В двух случаях арест может длиться до 30 суток:

  • за нарушение требований режима чрезвычайного положения. Такой режим устанавливают Указом Президента РФ в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ О чрезвычайном положении,
  • за нарушение требований правового режима контртеррористической операции.

Такой режим устанавливают в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ О противодействии терроризму.

Арест не применяют в отношении:

  • беременных женщин,
  • женщин с детьми до 14 лет,
  • лиц, не достигших 18 лет,
  • инвалидов I и II групп,
  • военнослужащих,
  • граждан, призванных на военные сборы,
  • имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

Судья обязан проверить, не относится ли привлекаемое лицо к этим категориям (абз. 2 п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Порядок отбывания определен в Федеральном законе от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ О порядке отбывания административного ареста.

Дисквалификация.

Ее назначает только суд, она предусматривает лишение физического лица следующих прав на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ):

  • замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
  • занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет) юридического лица,
  • осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
  • осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ,
  • осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг,
  • осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

Дисквалификацию могут применить к следующим лицам:

  • замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
  • осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,
  • членам совета директоров (наблюдательного совета),
  • индивидуальным предпринимателям,
  • занимающимся частной практикой (например, нотариусам, оценщикам, патентным поверенным, адвокатам, частным детективам, частным охранникам, арбитражным управляющим),
  • сотрудникам многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг,
  • сотрудникам иных организаций, осуществляющих полномочия многофункциональных центров,
  • сотрудникам государственного учреждения, которое оказывает услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровому учету,
  • к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законом.

Такие правила установлены в статье 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное приостановление деятельности. Это временное прекращение:

  • деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков,
  • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
  • отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Назначает такое наказание только суд. Но есть исключение: за правонарушение по части 3 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (грубое нарушение требований промышленной безопасности) назначить наказание могут должностные лица Ростехнадзора.

Такое правило установлено в части 1 статьи 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Срок приостановления деятельности может составлять до 90 суток (п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Обязательные работы. Это выполнение неоплачиваемых общественно полезных работ в свободное от основной работы (службы или учебы) время (ст. 3.13 КоАП РФ). Срок их может составить от 20 до 200 часов, отработка не более 4 часов в день.

Его не применяют к:

  • беременным женщинам,
  • женщинам с детьми до трех лет,
  • инвалидам I и II групп,
  • военнослужащим,
  • гражданам, призванным на военные сборы,
  • имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

Такое наказание назначает только суд.

Дополнительные виды административного наказания

Такое наказание может стать как самостоятельной санкцией, так и дополнительной к одному из основных наказаний (ч. 2, 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

К дополнительным наказаниям относят следующие.

К физическим и юридическим лицам применяют конфискацию орудия совершения или предмета правонарушения.

Только к физическим лицам применяют:

  • административное выдворение из страны иностранного гражданина или лица без гражданства,
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Орудия это предметы, с помощью которых совершено нарушение, а предметы это объекты, на которые оно направлено. При этом закон не раскрывает эти понятия, их можно вывести из судебной практики.

Конфискацию назначает только суд. Это принудительное безвозмездное обращение в федеральную или региональную собственность указанных вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).

При этом для некоторых категорий вещей установлен особый порядок, отличный от конфискации (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ):

  • имущество, изъятое из оборота, забирают и передают соответствующей организации либо уничтожают,
  • вещи, находящиеся во владении лица на законных основаниях, но подлежащие возвращению их собственнику, изымают и передают последнему. Если собственника установить не удается, имущество обращают в собственность государства,
  • вещи, находящиеся в противоправном владении, изымают и обращают в собственность государства либо уничтожают.

Конституционный суд РФ отметил, что не допускается конфискация орудия правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к ответственности и не признанному виновным в совершении (п. 1 постановления Конституционного суда РФ от 25 апреля 2011 г. № 6-П).

На это также указал Пленум ВАС РФ в пункте 15.2 постановления от 2 июня 2004 г. № 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Пример из практики: Имущество, ставшее орудием правонарушения, не может быть конфисковано, если лицо владеет им на праве аренды, а его собственник другое лицо

Конфискацию охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяют к лицам, для которых охота или рыболовство основные законные источники средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ).

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Это принудительное перенаправление иностранных граждан через государственную границу РФ за ее пределы.

В некоторых случаях таким лицам разрешают контролируемый самостоятельный выезд из страны.

Такое наказание назначает только суд.

Исключение если правонарушение совершено при въезде в страну. В таком случае наказание может назначить и применить сотрудник уполномоченного органа.

Такие правила установлены в статье 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Это временный запрет зрителю на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Назначает только суд на срок от шести месяцев до семи лет.

Основание для такого запрета нарушение правил поведения на мероприятии.

За нарушение этого запрета зрителя могут привлечь к ответственности по части 5 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф и арест.

Такие правила установлены в статье 3.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

Архив новостей

Статья 3.5. Административный штраф

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 27 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

См. будущую редакцию

Часть 1 изменена с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 451-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 484-ФЗ)

См. будущую редакцию

Часть 1 изменена с 1 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 443-ФЗ

См. предыдущую редакцию

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Пункт 2 изменен с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

См. предыдущую редакцию

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

Часть 1 дополнена пунктом 3.1 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ

3.1) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году;

Часть 1 дополнена пунктом 3.2 с 29 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 446-ФЗ

3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N159-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4.1, вступающим в силу с 1 июля 2015 г.

4.1) сумме затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции;

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ пункт 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 — 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа;

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

10) кадастровой стоимости земельного участка;

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11

11) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 344-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 12

12) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки;

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 13

13) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 14

14) сумме ранее наложенного административного штрафа;

Часть 1 дополнена пунктом 15 с 17 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ

15) сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Влияет ли административное правонарушение на трудоустройство

9. МОЖНО ЛИ ВЫИГРАТЬ ДЕЛО ПО ЭТОМУ ИСКУ ОТВЕТЧИК ЗДЕЛАЛ РЕМОНТ В НАШЕМ РАЙОНОМ СУДЕ ПОМЕНЯЛ ОКНА ДВЕРИ И ПОСТЕЛИЛ АСФАЛЬТ У ЗДАНИЯ СУДА А Я НАПИСАЛ ВСЕГО ЛИШЬ ЭТО.
В
(наименование суда)
Истец: ___Жуков Александр Леонидович_
Предгорный р-н ст Ессентукская ул
Московская 37\27__
Ответчик: _ООО Предгорное РСУ реарганизованное в Империал
(наименование)
ст Ессентукская ул Гагарина 66
Цена иска: 600.000
(сумма в рублях)
Исковое заявление о возмещении вреда причиненного повреждением здоровья.
Истец работал Плотником на момент ЧП обшивал подсобные помещения листами дсп.
Так же работал на на строительном объекте в гМин-воды обшивал стены пластиком. По прямому указанию директора Чикнизовой Э.М. и прораба Медведева А.И. ООО Предгорное РСУ ст Ессентукская Гагарина 66. Время трудоустройства на работу 1 июля 2002 г по 16 августа 2002 г. Предгорное РСУ было реарганизованно в 2009 г в Империал.
При исполнении трудовых обязанностей Истцу было причинено увечье, а именно: Травматическая ампутация 1-2-и 4 пальцев на левой кисти. По указанию прораба Медведева А.И не распиливать электролобзиком листы дсп а зделать распиловку в столярном цеху. В столярном цеху на пило-раме, защитных экранов не было установленно в связи с чем опилка от листа дсп и попала в глаз истцу.
Согласно акту от «_16__» Августа___ 2002 г. признается вина Ответчика в несчастном случае. По заключению МРЭК от «_17__»февраля _2003 г. в результате несчастного случая Истец признан инвалидом __3_ группы с утратой _40 %___ процентов трудоспособности, срок переосвидетельствования установлен «_20 февраля » __2004 г.
Средний заработок Истца до увечья составлял __1.700 рублей. И это сумма от разовых сделок. А не месячный заработок как указывает работодатель в справке от 21.11.2002 г 450 рублей.
Что подтверждает сохраненная копия ведомости о начислении заработной платы. За зарплату которую указали руководители Предгорного РСУ в справке от 21.11.2002 г 450 руб прошу считать не действительной так как она не соответствует действительности.
По медицинскому заключению травма относится к тяжелой степени при чинений вреда здоровью. Травматическая ампутация 1,2,4 пальцев левой кисти (культи).
При этом Истцом понесены дополнительные расходы:
На сильные наркотические обезболивающие лекарства морфин, димедрол. Так же усилинное питание продуктами содержащие кальций (для зарубцевания остро торчащих костных фаланг.)
Итого расходы составили сумму 50.000 руб. Чеки в связи с давностью потеряли читаемость (краска черная исчезла полностью).
В соответствии с законодательством Истец также имеет право на одноразовую помощь. Размер одноразовой помощи, прошу установить 300.000 т. рублей. Так как работодатель после ЧП материальную помощь не оказывал вообще до моего трудоустройства после такой тяжёлой травмы как и после. Денежнных средств не хватало не то что на лекарства даже на дорогу от предгорной ЦРБ до Городской поликлиники на МСЭ
В результате указанного несчастного случая Истцу также причинен моральный вред Работодатель не оплатил больничный лист за время нахождения и лечения в Предгорной ЦРБ. Кроме того не законно уволил с работы в трудовой книжке не зделал соответствующих записей о приёме на работу и по какой статье уволил меня. На долгом протяжении лет до сих пор беспокоят фантомные боли. Огромные ограничения в выборе работы отказали в трудоустройстве в милицию (полицию) по контракту не взяли даже в военкомате. И.Т.Д.
Самостоятельно не мог даже шнурки на туфлях завязать. Прошел через Чеченскую войну без ранений, а тут рядом с домом своим получил тяжёлую травму по халатности руководителей Предгорного РСУ которые даже не установили защитные экраны и защитный щиток на пилу.
Нарушения по статьям
статья 5.27 коап
статья 183 ТК РФ
статья 1085 ГК РФ
статья 291 УК РФ
статья 293 УК РФ
На основании изложенного прошу: от работодателя
1 Зделать запись в трудовой книжке так как это влияет на мой стаж работы.
2.Возместить исковые требования.
Так же.
В отношении членов комиссии провести расследование которые сознательно исказили факты в Акте о производственной травме. А именно уменьшение вреда здоровью указали в акте от 16 августа 2002 г ампутацию 2-х пальцев а не трех включая первый для комиссии МСЭ это важно для назначения группы инвалидности. А так же что на момент ЧП пило-рама была защищена защитными экранами, что не соответствует в действительности. Так же поставили подписи в акте о производственной травме не разобравшись с документами ООО Предгорное РСУ. Так как указали Медведева А.И. директором который на самом деле был обычным прорабом. Халатность таких специалистов считаю не допустимым для последующих случаев. Статья 204 Комерческий подкуп. Так же по статье 290 части 3. За исключением Прядкина Михаила к которому я притензии не имею. Так как на него оказывали давление и угрозы увольнением и не выплатой заработной платы. Что в итоге так и произошло.
Взыскать с Ответчика в пользу Истца возмещение причиненного здоровью вреда. Одноразовой помощи.
При этом взыскать 300.000 руб.
Дополнительные расходы 50.000 т рублей
250.000 т руб. компенсации причиненного Истцу морального вреда.
В подтверждение исковых требований вызвать на судебное заседание для подтверждения исковых требований свидетелей (ля):
Прядкина Михаила (столяр) ст. Ессентукская ул Кооперативная 55\4
(указать ФИО и адреса).
Приложения:
1. Акт о несчастном случае.
2. Заключение технического инспектора о причине несчастного случая.
3. Заключение МРЭК о степени утраты трудоспособности и о нуждаемости в дополнительных расходах.
4. Заключение медицинских органов о характере морального вреда.
5. копии табеля о заработной плате.
6. Копия искового заявления для Ответчика.
Дата подачи заявления: «» 20 г.
Подпись Истца.