Склад в логистике

Организация складского хозяйства выполняет важную роль в деятельности компании. Складом считается помещение, в котором грузы принимаются, обрабатываются, распределяются, складируются и выдаются по назначению. Но построить это помещение и не осуществлять последующий контроль над запасами невозможно. Логистическое управление складами необходимо, чтобы требуемые запасы были в наличии, своевременно доставлялись и отгружались. Всем этим заведует логистика складирования.

Складская логистика — определение

Управление складом в логистической системе — это технология управления товарными запасами на предприятии, их учетом, эффективным распределением и движением. Логистика склада выступает составляющей организации системы доставки, поэтому эта тема тесно взаимосвязана с транспортной логистикой.

Функции склада

  • управление поставками и формирование ассортимента для выполнения потребительских заявок — недопустим переизбыток или недостаток запасов, так как любое подобное явление повышает расходы предприятия;
  • выравнивание временной разницы между сбытом и выпуском продукта позволяет осуществлять бесперебойное изготовление и снабжение на основе создаваемых товарных запасов;
  • объединение мелких партий продукции в крупные, что уменьшает затраты на автотранспорт при доставке разным заказчикам;
  • приемка, обработка, сверка количества, отгрузка товара;
  • складирование и хранение грузов;
  • логистический сервис в процессе обслуживания;
  • предоставление иных логистических услуг, таких как фасовка продукции, тестирование работы приборов, сборка и т. п.

На складе выделяют несколько потоков логистической цепочки, каждому из которых нужно управление. Основные из них: входящий — грузы требуется принять, разгрузить, пересчитать количество, обработать сопровождающие документы; внутренний — касается движения товара на складской территории; исходящий — отпускаемая продукция должна быть упакована, выгружена, подготовлена сопроводительная документация для нее.

Контроль работы склада и управление запасами

При создании складской логистики требуется решить ряд вопросов: определиться с количеством и площадью складов, выбрать месторасположение, систему складирования и методику управления грузами, оборудовать помещения, наладить информационный поток, нанять персонал, запустить работу. Для эффективного функционирования склада и наладки логистической цепи выполнить все эти действия недостаточно, после запуска необходимо вести постоянный контроль за работой хозяйства.

Управление складом считается успешным в логистической системе, если на нем всегда есть требуемое для реализации количество товара, причем запасы считаются не единым целым, а рассматриваются отдельно по всем наименованиям. Управлять запасами приходится при наличии различных ограничений в логистической цепочке: по объему партий, срокам подачи и исполнения заявок, уровню запасов.

Логистическое обеспечение сбыта товара в сфере управления складами предполагает несколько типов систем продвижения продукции, подходящий вариант каждое предприятие выбирает самостоятельно:

  • тянущие — отгрузка материальных потоков происходит по мере того как заказы поступают;
  • толкающие — выдача товара поставщикам по согласованному графику;
  • JIT («точно в срок») — отгрузка товаров производится по графику в согласованных количествах без страховых запасов;
  • комбинированные — большая часть поставок выполняется по предварительным долгосрочным, меньшая — по срочным заказам, отдельная номенклатура — точно в срок.

WMS — автоматизированные системы учета и управления

С точки зрения логистических процессов управлять складом проще благодаря передовым информационным системам типа WMS. Они помогают контролировать все задачи, стоящие перед современными складскими хозяйствами.

WMS (от английского: Warehouse Management System) — это система контроля и управления, автоматизирующая логистические процессы и оптимизирующая производительность работы склада. Ее внедрение минимизирует человеческий фактор, повышает точность и оперативность выполнения задач. Оператор получает задание от системы с указаниями по движению груза. Все сведения заносятся в базу с помощью системы штрих-кодов. Можно в любое время посмотреть, что находится на конкретной паллете с товаром и куда она перемещена.

WMS-решения логистических задач бывают нескольких видов:

  • с набором стандартных функций — подходят только для небольших компаний;
  • разрабатываемые под заказ — оптимальны для крупных складских комплексов со сложной системой учета и управления;
  • адаптируемые, способные подстраиваться под меняющиеся требования пользователя, например, при создании дополнительных складских площадок — лучший вариант для средних и крупных компаний.

Выводы

Организация системы контроля и управления складской логистикой требует усердного труда и постоянного внимания. Даже маленький склад не может функционировать без грамотного руководства логистическими процессами, не говоря уже о крупных складских комплексах. Оптимизация такой системы с помощью автоматизации, внедрения WMS и использования других методов — ключевой принцип успешного развития предприятия.

41. Роль, задачи и функции складского хозяйства.

В процессе движения материальных ценностей между службой материально-технического обеспечения и производственными подразделениями, между цехами предприятия, а также между выпускающими цехами и службой сбыта возникает необходимость в организации складских помещений, образующих складское хозяйство предприятия.

Складское хозяйство — совокупность общезаводских и цеховых подразделений, предназначенных для приемки, размещения, хранения и отпуска продукции, предметов и средств труда.

Состав складского хозяйства:

Работой общезаводских складов руководят соответствующие подразделения отделов: материально-технического снабжения, сбыта, инструментального и т. д.;

— цеховые подразделения — цеховые склады, кладовые.

Функции складского хозяйства:

-прием и хранение предметов и средств производства;

-подготовка к выдаче их в производство;

-выдача их в производство в установленном порядке;

-прием, хранение, подготовка готовой продукции к отправке и отправка ее потребителю;

-организация учета движения запасов и их регулирование.

Основными задачами складского хозяйства являются:

1) бесперебойное обеспечение производства соответствующими материальными ресурсами;

2) обеспечение сохранности материальных ресурсов;

3) максимальное сокращение затрат, связанных с осуществлением складских операций.

Главная задача складского хозяйства состоит в организации нормального питания производства материальными ресурсами, нормальной отправки готовой продукции потребителям при минимальных затратах на функционирование складского хозяйства.

Организация складского хозяйства оказывает прямое влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так как обеспечивает бесперебойность работы основного производства и своевременную отгрузку готовой продукции потребителю.

42. Логистические посредники в транспортировке.

Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в транспортировке является транспортно–экспедиторская фирма (или экспедитор). Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. В договоре транспортной экспедиции предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Экспедитор, как правило, оказывает клиентам дополнительные услуги:

— Оформление документов для экспорта – импорта грузов;

— Выполнение таможенных формальностей;

— Проверка комплексности и состояния груза;

— Погрузка – разгрузка транспортных средств;

— Уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;

— Хранение, складирование, сортировка, комплектация груза;

— Информационные услуги, страхование и т.п.

Транспортно–экспедиционные фирмы по существу интегрируют большое число логистических операций и функций в логистической системе.

Перечень услуг расширяется как в объемном, так и в качественном плане. Многие транспортно–экспедиторские фирмы, располагающие крупными грузовыми терминалами, осуществляют долговременное складское хранение готовой продукции производителей, в ряде случаев они выкупают продукцию, выполняя функции крупных оптовых торговых посредников. Интегрируя логистические операции и функции, связанные с транспортировкой, складированием, хранением, грузопереработкой, консолидацией и продажей продукции, транспортно – экспедиторские фирмы по существу преобразуются в логистические фирмы, обеспечивая устойчивые рынки услуг, долговременную прибыль, а также снижая логистические затраты производителей готовой продукции и улучшая качество логистического сервиса.

Проблемы выбора экспедитора решаются аналогично выбору перевозчика, однако перечень показателей качества экспедиторских услуг будет несколько расширен. Транспортно–экспедиторское обслуживание предоставляется в основном для мелкопартионных, тарно–штучных грузов, а также контейнеров и стандартных пакетов (сформированных, например, европоддонах). Крупногабаритные промышленные, строительные грузы, сырьевые материалы, зерновые и т.п. доставляются, как правило, по договорам грузовладельца с перевозчиком.

К числу вспомогательных логистических партнеров по транспортировке (если экспедиторы не выполняют соответствующих функций самостоятельно) относятся таможенные брокеры, страховые, охранные, информационные фирмы и компании, банки и другие финансовые учреждения, предприятия по грузопереработке, затариванию, упаковке, грузовые терминалы, а также специализированные агенты и брокеры. Системы критериев и показателей, а также процедуры выбора этих посредников чрезвычайно многообразны. Среди основных критериев выбора можно указать тарифы, надежность, финансовую устойчивость, комплексный характер сервиса и т.д.

Существует множество разновидностей посредников, которое не поддается понятной и доступной иерархической классификации.

Наиболее значимым и важным является разделение посредников по собственности на товар и по признаку «от чьего имени ведется торговля». По этому признаку посредники делятся на четыре основные группы:

  • дилеры;

  • дистрибьюторы;

  • комиссионеры;

  • брокеры.

Дилеры — оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реа-лизуют эти товары потребителям.

Дистрибьюторы — оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителей и за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной тер-риюрии и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право ее продажи.

Комиссионеры — оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операций.

Брокеры — посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки; вознаграждение получают только за проданную продукцию.

Сущность складской логистики

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

Складская логистика — это деятельность по планированию, организации и осуществлении приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и распределению грузов между потребителями, а также наличие системы управления информационными потоками.

На основании вышеуказанных определений можно сделать вывод, что деятельность в области складской логистики — это сложная система, которая выполняет ряд функций и операций, направленных на преобразование материальных потоков и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

Складское хозяйство является одним из звеньев логистической цепи, поэтому оно должно рассматриваться не изолировано, а лишь как интегрированная составная часть всей системы логистики, которая и формирует организационные, технические и экономические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Склад — здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному отпуску потребителям (покупателям).

Склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т.д.

Складское хозяйство встречается во всех функциональных областях логистики:

· снабженческой,

· производственной,

· распределительной.

В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначениями и имеет свои особенности, которые во многом определяют политику технической оснащенности склада.

Например, в производственной логистике складское хозяйство является основным структурным подразделением службы материально-технического обеспечения предприятия. Его организационная структура устанавливается в зависимости от производственной структуры самого предприятия. Поэтому состав складского хозяйства может быть представлен

· общезаводскими складами или складами отдельных производств,

· цеховыми складами

· складскими участками на крупных специализированных участках.

Таким образом, складское хозяйство является основным структурным подразделением службы материально-технического обеспечения предприятия. А также направлено на организацию сбытовой деятельности предприятия.

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

Основное назначение склада — размещение запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада относят:

· преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

· складирование и хранение. Эти функции позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дают возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение, используя хранящиеся товарные запасы;

· консолидация (объединение) и транспортировка грузов. Консолидация небольших партий для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства осуществляется с целью сокращения транспортных расходов;

· предоставление услуг (подготовка товаров к продаже, проверка качества, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.).

Рисунок 2.30 – Варианты функций склада

Консолидация грузов происходит тогда, когда на складе формируется отправка, состоящая из продукции нескольких поставщиков и предназначенная нескольким заказчикам, расположенным в одной географической точке. Склад как бы «вбирает» в себя материальные потоки, поступающие от производителей, и выдает их в форме крупных отправок. Например, партии, подобранные по заказам нескольких магазинов, расположенных в одном городе, формируются в одну отправку, доставляемую одной автомашиной. При этом выгоды заключаются в максимальном сокращении транспортных расходов.

Разукрупнение предполагает доставку товаров от одного производителя нескольким заказчикам в соответствии с их заказами. Этот вариант характерен для складов изготовителей. Они обеспечивают возможность получателю закупить продукцию в нужном ему объеме.

Формирование ассортимента складывается из операций по накоплению товаров разных производителей для выполнения заказов широкого ассортимента, поступающих от многочисленных предприятий розничной торговли. Выгоды такого распределительного центра проявляются в экономии затрат как производителей, так и получателей.

Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.

Логистический процесс на складе

Логистический процесс на окладе весьма сложен, поскольку тре­бует полной согласованности функций снабжения запасами, пере­работки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные об­ласти, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и вклю­чает (рис.5):

• снабжение запасами;

• контроль за поставками;

• разгрузку и приемку грузов;

• внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;

• складирование и хранение грузов;

• комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и от­грузку;

• транспортировку и экспедицию заказов;

• сбор и доставку порожних товароносителей;

• контроль за выполнением заказов;

• информационное обслуживание склада;

• обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

Рис.5. Схема логистического процесса на складе

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвиже­нием груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части: 1) операции, направленные на координацию службы закупки; 2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; 3) операции, направленные на координацию службы продаж.

Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществля­ется в ходе операций по снабжению запасами и посредством конт­роля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответ­ствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно согласовываться со службой продаж и имеющейся мощностью склада.

Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.

Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «Базис поставки»). Соответственно подготавлива­ются места разгрузки под указанное транспортное средство (трей­лер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное обо­рудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на. разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и кон­тейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позво­ляют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются про­стои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.

Проводимые на данном этапе операции включают:

• разгрузку транспортных средств;

• контроль документального и физического соответствия зака­зов поставки;

• документальное оформление прибывшего груза через инфор­мационную систему;

• формирование складской грузовой единицы.

Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспорти­ровка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хране­ния, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип раци­онального складирования — эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь склад­ского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нор­мальных условий работы подъемно-транспортных машин и меха­низмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования. Процесс скла­дирования и хранения включает:

• закладку груза на хранение;

• хранение груза и обеспечение соответствующих для этого ус­ловий;

• контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.

Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с зака­зами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:

• получение заказа клиента (отборочный лист);

• отбор товара каждого наименования по заказу клиента;

• комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;

• подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);

• документальное оформление подготовленного заказа и конт­роль за подготовкой заказа;

• объединение заказов клиентов в партию отправки и оформле­ние транспортных накладных;

• отгрузку грузов в транспортное средство.

Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комп­лектации. Подготовка и оформление документации осуществляются через информационную систему. Адресная система хранения позво­ляет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада. При комплектации отправки благодаря информа­ционной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается опти­мальный маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требования к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке).

Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, рав­ными вместимости транспортного средства, и при этом запасы по­требителя не увеличиваются. Наиболее распространена и эконо­мически оправдана централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршру­там доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.

Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффек­тивный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выпол­няется график их обмена с потребителями.

Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функ­ционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы уп­равления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охва­тывает:

• обработку входящей документации;

• предложения по заказам поставщиков;

‘ оформление заказов поставщиков;

• управление приемом и отправкой;

• контроль наличия товаров на складе;

• прием заказов потребителей;

• оформление документации отправки;

• диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;

• обработку счетов клиентов;

• обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;

• различную статистическую информацию.

Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания кли­ентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением указов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугам относят:

• сортировку товаров;

• полную проверку качества поставляемых товаров;

• фасовку и упаковку;

• замену заказанного товара (изменение заказа);

• экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;

• информационные услуги;

• заключение договоров с транспортными агентствами.

Послепродажные услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции:

• установку изделий;

• гарантийное обслуживание;

• обеспечение запасными частями;

• временную замену товаров;

• прием дефектной продукции и замену ее.

Рациональное осуществление логистического процесса на складе — залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:

1) рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

2) эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;

3) использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;

4) минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;

5) осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;

6) максимального использования возможностей информацион­ной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией, и т. д.

Иногда резервы рациональной организации логистического про­цесса, пусть и не столь Значительные, заключаются в весьма просты) вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения. организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функ­ционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, с результаты анализа — использоваться для улучшения организаций логистического процесса.

Логистические функции складов реализуются в процес­се осуществления отдельных логистических операций.

Рассмотрим состав складских операций, выполняемых на складах предприятий оптовой торговли.

Принципиальная схема склада приведена на рис.6.

В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:

• разгрузка транспорта;

• приемка товаров;

• размещение на хранение (укладка товаров в стелла­жи, штабели);

• отборка товаров из мест хранения;

• комплектование и упаковка товаров;

• погрузка;

• внутрискладское перемещение грузов.

Рис. 6. Принципиальная схема склада

Кратко охарактеризуем отдельные операции.

Наиболее тесный технический и технологический кон­такт склада с остальными участниками логистического про­цесса имеет место при осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, т.е. при выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти опе­рации определяются следующим образом:

• разгрузка — логистическая операция, заключающа­яся в освобождении транспортного средства от груза;

• погрузка — логистическая операция, заключающая­ся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспорт­ное средство.

Технология выполнения погрузочно-разгрузочных ра­бот на складе зависит от характера груза, от типа транс­портного средства, а также от вида используемых средств механизации.

Различные варианты выполнения погрузочно-разгрузоч­ных работ с тарно-штучными грузами приведены на рис. 7.

Следующей, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка по­ступивших грузов по количеству и по качеству.

Решения по управлению материальным потоком при­нимаются на основании обработки информационного пото­ка, который не всегда адекватно отражает количественный и качественный состав материального потока. В ходе раз­личных технологических операций в составе материально­го потока могут происходить несанкционированные изме­нения, которые носят вероятностный характер, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в резуль­тате которых образуются недостачи, излишки, несоответ­ствие ассортиментного состава.

Рис. 7. Различные варианты выполнения погрузочно-разгрузочных работ с

тарно-штучными грузами:

а, б, в — механизированным способом;

г, д — с помощью средств малой механизации

В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это дает возможность скорректи­ровать информационный поток.

Проведение приемки на всех этапах движения матери­ального потока от первичного источника сырья до конечно­го потребителя позволяет постоянно актуализировать ин­формацию о его количественном и качественном составе.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы мо­гут храниться в стеллажах или в штабелях. Некоторые спо­собы укладки грузов на хранение приведены на рис. 8.

Следующая операция — отборка товаров из мест хра­нения, может производиться двумя основными способами:

• отборка целого грузового пакета;

• отборка части пакета без снятия поддона.

Рис. 8. Выполнение различных операций в зоне хранения:

а, б, в— механизированным способом;

г — с помощью средств малой механизации

Эта операция может выполняться с разной степенью механизации. На рис. 8г изображена операция отборки с помощью средств малой механизации, на рис. 8а, б, в — ме­ханизированная отборка.

В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие скла­ды называют статическими.

Другой вариант отборки реализуется в так называемых высотных динамических складах. Здесь стеллажный подъем­ник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения.

Максимальная высота статических складов составляет обычно 12 м. Длина стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение

1 : 5.

Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей — 16—24 м, но может достигать и 40 м. Длина — вплоть до 150 м.

Товар со склада предприятия оптовой торговли может доставляться заказчику силами этого предприятия. Тогда в помещении, отдельном от основного помещения склада, не­обходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке товар, и обес­печивать его доставку покупателям. Помещение, отправоч­ной экспедиции, как правило, отделено от основного склада.

Характер работ в приемочной и отправочной экспедициях существенно отличается от содержания работ в основном складе: в экспедициях имеют дело с грузовыми местами и с транспортом, а на складе — с отдельными товарами. Существенные различия в работе вызывают необходимость в раз­делении материальной ответственности, что, в свою очередь, требует воз­ведения физических перегородок между названными зонами склада.

Завершает технологический процесс на складе опера­ция погрузки, которая в нашем случае выполняется на ав­томобильной рампе.

Принципиальная схема технологического процесса на складе предприятия оптовой торговли приведена на рис. 9.

РАЗГРУЗКА

железнодорожных вагонов железнодорожных автомобильного

контейнеров транспорта

ПРИЕМКА ТОВАРОВ

по количеству по качеству

Рис.9. Принципиальная схема технологического процесса

на складе предприятия оптовой торговли

ОТПУСК ТОВАРОВ

отборка

Комплексная: — целого пакета; — части пакета со снятием поддона; — части пакета без снятия поддона

Перемещение сформированного пакета до зоны хранения: — из зоны разгрузки транспортных средств; — с участка приемки; — из экспедиции.

Комплектование, упаковка

Перемещение в зону погрузки и погрузка

Перемещение тарных мест в зону погрузки: — из экспедиции; — с участка комплектования; — из зоны хранения

Погрузка: — автотранспорта; — железнодорожных вагонов; — железнодорожных контейнеров.

Складская логистика

Любая компания так или иначе использует логистику. Производственные предприятия, а так же компании с развитой оптово-розничной сетью, создают несколько отделов, отвечающих за своевременную доставку требуемых материалов в нужное место, в нужное время при минимальных затратах. В таком случае каждый из отделов четко представляет зону своих обязанностей и отвечает за их исполнение. Качественная работа логистического отдела не только позволяет снизить общие затраты организаций на 15-40% (у транспортных компаний эта цифра нередко достигает 60%), но также обеспечивает бесперебойность основной производственной деятельности.

В компаниях, занимающихся производством собственной продукции, важна грамотная работа склада (или складского комплекса), а соответственно и складской логистики.

Функции и задачи складской логистики

Складская логистика позволяет уменьшить (или устранить) излишки запасов, лишнюю транспортировку, отправку клиентам дефектной продукции, перепроизводство. Она значительно повышает эффективность бизнес-процессов, но только тогда, когда она рассматривается неразрывно с бизнес-процессами всей компании.

Функции управления складом на микроуровне выполняет отдел логистики, который занимается управлением, размещением, хранением и выдачей материальных ресурсов потребителям.

Основными задачами складской логистики являются:

  • Выбор способа хранения.
  • Выбор места расположения склада.
  • Организация труда на складе.
  • Оптимизация и стандартизация складских технологических процессов.
  • Определение количества складов.
  • Выбор технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая).
  • Разработка логистического процесса на складе.
  • Анализ эффективности использования существующих складов.

Организация работы склада

Как уже было сказано ранее, очень важно правильно организовывать работу склада. Если на предприятии пока не существует складского комплекса, то данный вопрос требует детальной проработки. Первоначально компании следует точно выяснить, для каких целей ей нужно складское хозяйство. Зачастую лучшим вариантом является аренда уже созданного склада, чем покупка или постройка собственного. Если объемы производства и оборачиваемость продукции высокие, тогда наиболее оптимально будет купить или построить собственный склад, т.к. вложения достаточно быстро себя окупят. После окончательного анализа вариантов систем складирования необходимо определить, в каком месте будет построен складской комплекс. В основном, склад организуется в одном здании с производством, чтобы максимально оперативно реагировать на запросы, в первую очередь, внутренних потребителей. Если же завод большой, тогда следует определить необходимое количество складов. Когда склад будет построен и введен в эксплуатацию, требуется постоянно проверять эффективность использования складских площадей. Это является очень важным моментом, т.к. невозможно все просчитать на бумаге и на практике всегда возникают проблемы. Только практика позволяет быстро найти слабые места в процессе эксплуатации, а грамотная работа сотрудников устранить брешь.

Классификация складов

На сегодняшний день существует несколько разновидностей классификации складов, но наиболее распространенной является следующая:

  • По виду продукции: склады остатков и отходов, инструментов, материалов, комплектующих изделий, сырья, готовой продукции, тары.
  • По отношению к звеньям логистической цепи: склады посреднических организаций, экспедиторских организаций, производителей, транспортных организаций, торговых организаций, посредников.
  • По форме собственности: снабжения производства, распределительные, сезонного хранения, подсортировочные.
  • По функциональной области логистики: склады производства, сбыта и снабжения.
  • По виду складских зданий и сооружений: открытые площадки, площадки под навесом, закрытые сооружения, многоэтажные, высотные.
  • По степени технической оснащенности: частично механизированные склады, механизированные, автоматические, автоматизированные.

Работы, осуществляемые на складе

Складская логистика призвана максимально эффективно использовать имеющуюся ограниченную территорию склада. При организации его работы важно разделить склад на основные зоны – хранения продукции, оборудования, приемки, подготовки, временного хранения. Разделение на эти зоны позволяет ликвидировать путаницу основных и вспомогательных процессов. Функция хранения – важнейшая функция склада, однако далеко не единственная. Помимо нее на складе осуществляются следующие работы:

  • Приемка.
  • Отгрузка.
  • Переупаковка.
  • Маркировка.
  • Дополнительная сборка.
  • Подготовка груза к отправке.
  • Хранение.
  • Формирование ассортимента для отправки.
  • Обеспечение бесперебойности производства.

Информационные системы управления складом

Для того, чтобы склад работал быстро и эффективно, можно внедрять в его работу различные информационные системы.

WMS (Warehouse Management System) – система управления складом, которая подразумевает использование технологии автоматической идентификации для адресного хранения и удаленного управления сотрудниками. С ее помощью, влияние человеческого фактора на складские процессы значительно снижается, а так же повышается скорость выполнения заказов и точность данных по хранимой продукции. Оператор получает задание из системы, куда нужно переместить груз или откуда его забрать. Используя штрих-кодирование, информация заносится в базу, где потом становится видно – куда перемещена паллета, что на ней находится и в каком количестве. Наиболее часто оборачиваемый или используемый товар располагается на самых ближних полках для быстрого изъятия с мест хранения в требуемый момент времени. Тяжелые и нечасто используемые материалы распределяются на дальние и нижние места в зоне хранения склада.

Разделяют 3 основных вида WMS систем:

  • Системы с набором стандартных опций, без дополнительных услуг. Ими пользуются, как правило, небольшие компании.
  • Системы, создающиеся под заказ в соответствие с требованиями клиента. Ориентация таких систем идет на крупные склады со сложной технологией выполнения операций.
  • Адаптируемые системы, ориентированные на крупные и средние компании, владеющие складскими комплексами со сложными технологическими процессами.

Осуществление автоматизации склада с помощью системы WMS – серьезный вопрос, к решению которого требуется отнестись очень ответственно. Только адаптируемые системы способны подстраиваться под новые требования пользователя. При возникновении необходимости в использовании дополнительных функций WMS системы (например, функция шпион позволяет с помощью камер видеонаблюдения в любой момент увидеть из офиса, чем занимается сотрудник склада), компании, которые купили базовую версию, становятся вынужденными покупать новую, т.к. данная версия не может быть обновлена или дополнена. В результате теряется огромное количество денег, которых полученная экономия не может перекрыть. Возникновение подобных ситуаций подразумевает то, что складская логистика работает недостаточно эффективно.

Оценка эффективности складской логистики

Популярным методом оценки и анализа эффективности функционирования любой функциональной области логистики стал метод KPI (ключевых показателей эффективности). Данные показатели создаются индивидуально для каждого предприятия в соответствие с различными его особенностями. В основном, определяются несколько показателей, которые всегда можно просчитать и с помощью которых проанализировать, насколько качественно выполняется работа (KPI применяются не только к складу, но и к любому отделу). При достижении определенного порога KPI, проводится анализ текущей ситуации и формируются варианты для устранения возникшей проблемы.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что складская логистика на предприятии является одним из самых важных элементов, используемых при осуществлении основной деятельности. Сотрудники, оптимизирующие работу склада, должны постоянно развиваться и внедрять новые технологии в процессе развития компании. На начальном этапе развития предприятию вполне может хватить одного арендуемого помещения, отведенного под склад, но далее при увеличении объемов производства увеличиваются и запрашиваемые требования, как в плане количества, так и в плане качества складских площадей. Повышение уровня производительности провоцирует организацию на создание больших запасов (как основных, так и страховых), требуется больше сотрудников для своевременного удовлетворения потребностей. Чем больше сотрудников становится, темя тяжелее их всех контролировать. Люди начинают совершать ошибки. В связи с этим, со временем, возникает нужда в автоматизации складских процессов и функций. Вводятся новые технологии для более эффективного использования складских площадей. Все эти вопросы решаются с помощью складской логистики.