Соотношение прогресса и регресса

В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими, противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс.

Идея прогресса родилась в период подъема капитализма. Она нашла выражение в работах Д. Вико, А. Тюрго, И. Гердера, Ж. Кондорсе, Гегеля и других философов. С конца XVIII века все политические программы социального развития, выдвигавшиеся в Европе, формулировались и осмысливались в понятиях теории прогресса. При этом под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку масштабно взглянуть на человеческую историю, оценить достигнутые исторические результаты, понять основные тенденции истории, перспективы будущего общественного развития. В наши дни значение этой важной философской идеи еще больше возросло.

Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. В идее общественного прогресса такие ценностные моменты сильны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в будущем. Однако научно-философское миропонимание не может ограничиться лишь ценностным подходом. Важно теоретически осмыслить объективные черты прогресса. Серьезным подспорьем для философского анализа проблемы прогресса служат работы по эволюционной биологии, которая менее, чем история общества, «нагружена» ценностными человеческими представлениями и позволяет судить о прогрессе (и регрессе) с меньшим пристрастием. В целом же философское осмысление проблем направленности развития, прогресса базируется на обобщении обширных знаний и опыта, материала биологических и исторических исследований и находит свое теоретическое выражение в комплексе понятий материалистической диалектики.

Прогресс в самом общем виде и сегодня определяют как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Но что считать более зрелым и совершенным, каковы критерии прогресса? Вопрос этот очень сложен. Его изучение убеждает в том, что прогресс связан с повышением уровня организации системы. И опять-таки встает вопрос, что такое высота организации системы? На языке современных системных представлений повышение уровня организации системы предполагает такую дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную эффектив­ность, структурную, функциональную, генетическую «пластичность» и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.

Иными словами, если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

Диалектика ориентирует на понимание единства прогресса и регресса как диалектических противоположностей. Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то, что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь друг через друга. В содержании понятия «прогресс» уже заложен смысл понятия «регресс», и наоборот. Поэтому нормой логически культурного мышления должно быть осознание того, что развитие невозможно понять как сугубо прогрессивное или только как регрессивное.

Реальная картина процессов развития в природе и обществе также убеждает в сложной диалектике прогрессивных и регрессивных тенденций. Это хорошо понимали такие мыслители, как К. Маркс и Ч. Дарвин. Работы обоих отличали анализ огромных массивов конкретного материала, высокая научная объективность, масштабность обобщений и вместе с тем стремление избежать упрощений, представить изучаемый предмет в многомерном, но целостном виде, динамике. Маркс пояснял, что наряду с прогрессом в развитии «постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения».

Установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции. Прогрессивное развитие живой природы включает дегенерацию отдельных видов. Усложнение организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации определенных его органов, функций. Равным образом и в развитии общества обретению «нового», «высшего» сопутствуют потери, утраты, упрощения ранее существовавшего. Так, развитие капитализма в Англии XVI — XVIII веков сопровождалось уничтожением свободного крестьянства, понижением жизненного уровня народа и даже ухудшением чисто физического состояния нации (увеличение смертности и заболеваний) . Подобных примеров в истории, в том числе современной, множество.

Итак, в живой природе и обществе всякое изменение, которое выступает в определенном отношении как прогрессивное, тем или иным образом связано с изменениями регрессивными. Без одного нет другого. Наиболее известна и чаще всего принимается во внимание такая их взаимосвязь, как чередование. Существует концепция, согласно которой развитие любого объекта включает в себя две последовательных фазы: восхождение, затем нисхождение и гибель, смерть, то есть распадение системы и переход ее в иное качество. Любые процессы развития мыслятся здесь по аналогии с ростом, расцветом, а затем увяданием, старением живых организмов. Вариантом такого понимания является признание не линейного, а циклического соотношения восходящего и нисходящего развития, то есть прогресса и регресса. Причем, в циклы подъема и упадка, как правило, включаются какие-либо промежуточные стадии, фазы, но это не меняет общего ритма прогресса и регресса.

Развитие популяций, история этносов, государств, социальных институтов в какой-то мере соответствует такому общему представлению о развитии. Однако связи чередования, как бы наглядно они порой ни иллюстрировались, все же поверхностно выражают глубокое, внутреннее единство прогрессивных и регрессивных тенденций развития. Будучи диалектическими противоположностями, они связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. Их диалектические соотношения многообразны.

Характеризуя неравномерность развития «производительной силы труда» в разных отраслях промышленности, Маркс отмечал прогресс в одних, регресс в других сферах. Такая неравномерность широко распространена и сегодня в развитии континентов, регионов, стран, народов, культур, социальных слоев, отраслей производства и т. д. «…Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях»,— разъяснял Энгельс. И этот момент относится не только к природе, но и к обществу. Сегодня известно также множество других проявлений диалектики прогресса и регресса.

Диалектическое соотношение прогрессивных и регрессивных тенденций определяет направленность процессов развития. Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к прогрессу. Так, в частности, смотрел на дело Гегель. Но дальнейшее развитие философии, науки, практики убедительно продемонстрировало, что прогрессивное развитие — лишь одно из существующих направлений развития той или иной системы в целом. В реальных процессах развития природных и социальных явлений проявляется объективная многонаправленность процессов. Они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные и круговые изменения. Представления об однонаправленном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.

Концепция всеобщего прогресса, тесно связанная с идеей всеобщего возрастания организованности или бесконечной иерархии в строении материального мира, находится в противоречии и с естествознанием, и с историческим развитием общества. Так, второе начало термодинамики допускает возможность повышения уровня организации отдельных материальных систем, но исключает такую возможность для всей их совокупности. Для поддержания существования бесконечно больших систем, согласно научным расчетам, требуется бесконечно большая энергия внутренних взаимодействий. Но ни одна реальная система такой энергией обладать не может. Здесь действует философский принцип относительности всех конкретных состояний материи и конечности всех конкретных материальных систем.

Кроме того, идея вечного прогресса (однозначно прогрессивной направленности всех процессов развития) уязвима с общефилософской точки зрения. Она навеевает представление о мистической (не согласуемой с позициями науки) устремленности мира ввысь, о его начале и конце. В истории науки и философии учения об абсолютном прогрессе всегда были неразрывно связаны с идеалистическим пониманием мира. Философский анализ убеждает в том, что развитие — черта определенных конкретных систем, существующих в определенных интервалах времени. Еще более специальное и «сильное» — понятие «прогресс». Оно характеризует лишь одну из тенденций развития. Мир вообще, Вселенная не является единой системой, и потому к ним неправомерно применять эти понятия.

Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое единство. Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать — это в каждом конкретном случае предстоит открывать и обосновывать.

Понятие прогресса как особого типа развития живой природы и человеческой истории имеет интегральный характер и, как правило, применимо к тенденциям изменения сложных целостных систем, все элементы и подсистемы, свойства и отношения которых взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому здесь судить о тенденциях изменения по отдельным изолированным показателям практически невозможно. Нарастание, усложнение одних функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других.

Диалектическая взаимосвязь прогресса и регресса обусловливает сложные, часто неожиданные, не поддающиеся однозначным оценкам результаты развития систем. «Высшее» по ряду параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам. Расцвет нередко чреват деградацией, а упадок может оказаться периодом накопления каких-то «высших» потенций.

Биологический прогресс сегодня связывают с повышением уровня организации систем, с возрастанием степени их целостности, биологической эффективности, жизнеспособности. Его характеризует формирование более работоспособной структуры, обеспечивающей надежное выполнение жизненных функций индивида и вида (получение большего эффекта в ходе обмена веществ при меньших затратах вещества и энергии).

Способность к изменениям такого рода (эволюционная пластичность) обеспечивается и генетической разнородностью системы, широтой ее генофонда, богатством заключенных в нем скрытых мутаций. То есть речь идет и о большем или меньшем потенциале системы, его исчерпанности или же, напротив, об интенсивности и богатстве присущих системе внутренних импульсов, возможностей дальнейшего прогрессивного развития. Важно учитывать и сбалансированность внутривидовых, межвидовых и других отношений, вплоть до взаимосогласованности целых биогеоценозов.

Показатели прогресса биологических систем можно философски обобщить и использовать как ключ уяснения особенностей прогресса систем социальных. Здесь тоже необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс экономической, социальной, политической, духовной жизни общества. Причем важны прочность, жизнеспособность, перспективность социальной организации, достигаемые посредством ее гармонической сбалансированности. Соответственно прогрессу благоприятствует все, что укрепляет жизнеспособность общества, обеспечивает оптимальные условия функционирования и развития, способствует достижению его целей.

Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей.
Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, средствах и смысле прогресса. Понятие «общественный прогресс» носит мировоззренческий характер и заключает в себе не только объективное содержание, но и ценностный смысл, человеческие ориентации. В отличие от природных процессов, как таковых, историческое развитие общества является интегральным результатом действий, усилий людей. При этом многое зависит от тех идеалов, ценностей, целей, которыми люди руководствуются.

В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и оправдание этой стратегии осуществляется в терминах «прогресса»: прогрессивная технология, политика, печать и т. п. К таким словосочетаниям современный человек привык с детства. Их воспитательно-педагогическое, идеологическое и в целом мировоззренческое значение для современной культуры не уменьшается. Напротив, благодаря средствам массовой информации сознание современных людей особенно восприимчиво к таким представлениям.

Какой же «образ прогресса» в самом высоком его понимании разработан в философии и других областях культуры к концу XX века? Он включил в себя прежде всего представление об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т. д. Издавна развивались также мысли об освобождении людей от прикованности к Земле, о проникновении в космос и его освоении, о создании внеземных цивилизаций.

В отношениях между людьми основополагающим идеалом остается принцип высшей ценности человека для человека. Это означает устранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждебности и агрессивности. Важнейший шаг на этом пути — социальное освобождение людей, то есть ликвидация эксплуатации, антагонизма классов. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие творческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей. Сутью общественного прогресса, его целью мыслится человек — его освобождение от различных ограничений, несвободы, рабства, возможность разностороннего и гармоничного развития личности.

Идеалы прогресса, осознание его дальних перспектив, высших целей не отменяет решения ближних насущных, ежедневных задач. Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеализированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. В частности, с точки зрения идеалов прогресса подвергается острой критике односторонняя ориентация на научно-технический прогресс, заключающая в себе опасность регресса, разрушений, гибели общества.

С точки зрения высших целей прогресса все его отдельно взятые элементы предстают как частные, односторонние, не подлежащие однозначной оценке в понятиях «прогресса» и «регресса», требующие соотнесения со всем комплексом общественной жизни, ее перспективами.

Наконец, образ прогресса в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопрогресса — социальным программам, ориентированным антигуманистически, античеловечески.

Для осмысления сложных, противоречивых процессов развития человечество не выработало методов более эффективных, чем диалектическое мышление. При решении каждого вопроса здесь оказывается необходимой «диалектика как живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…».

Принципиальной особенностью нашей эпохи является развитие самосознания человечества как единого целого. Осмысление планеты Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судьбы, будущего, перспектив социального и экономического развития становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.

Диалектика — открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать все новые и новые реалии, проблемы, ситуации, с которыми сталкивается человечество и человек на каждом новом этапе своей жизни, своего исторического пути. Вот почему диалектику мало выучить по книжкам. Каждая диалектическая позиция требует практического ее освоения, формирования навыка решения проблем, использования диалектических понятий, анализа напряженной реальной диалектики нашего времени. Вот почему изучение диалектики требует деятельности, практики.

Уровень, на котором сейчас находится марксистская диалектика, есть итог предшествующего развития философии, но не его конец, не его завершение. Диалектика по самой ее природе вообще не может быть завершена. В теории диалектики есть немало нерешенных проблем. Ее дальнейшее совершенствование тесно связано с осмыслением глубинных изменений и процессов преобразований, происходящих в современном мире, общественно-политической жизни, науке, технологии, культуре, во всем их объеме, во всей их реальной сложности. Еще менее может быть отлито в устойчивые формы искусство диалектического мышления. Оно живет и совершенствуется в реальных актах творческого, конкретного и сложного, как сам мир, его непрекращающегося осмысления.

Диалектика выступает в качестве мировоззрения и метода, максимально соответствующего творческому духу и гуманистическому характеру современной науки и культуры. Она «по самому существу своему критична и революционна». Сегодня материалистическая диалектика служит основой нового мышления. И в этом ее сила и будущее. Нельзя быть современно и перспективно мыслящим человеком, не овладев диалектикой.

4 страница. Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны

Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны. Установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрес­сивные тенденции. Прогрессивное развитие живой природы вклю­чает дегенерацию отдельных видов. Так же и в развитии общества: обретению нового, «высшего» сопутствуют утраты, упрощения ранее существовавшего. Подобных примеров в истории множество.

Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к про­грессу. В реальных процессах развития природы и общества прояв­ляется многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только прогресс, но и регресс. Представления об однонаправлен­ном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.

Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса слож­ным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конк­ретном случае.

Понятие прогресса имеет интегральный характер. Поэтому су­дить о тенденциях изменения по отдельным изолированным по­казателям практически невозможно. Нарастание, усложнение од­них функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других. «Высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам.

Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества.

Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, сред­ствах и смысле прогресса. В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и обоснование этой стра­тегии осуществляется в терминах «прогресса»: прогрессивная тех­нология, политика, печать и т. п.

К концу XX — началу XXI в. понятие прогресса стало включать в себя, прежде всего, идею об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение человечества на этой основе от пагубных физических недостат­ков, болезней, высокой смертности и т.д.

В отношениях между людьми основополагающим остается уст — ранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждеб­ности и агрессивности. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие твор­ческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей.

В целом развитие человечества идет по линии нарастания про­грессивных социальных изменений. В историческом масштабе об­щая совокупность социальных изменений от первобытного обще — ства к современному может быть охарактеризована как прогрессив — ное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс не­применим. Сюда относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подверже­но изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эво­люции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об опре­деленном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.

Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некото­рых других социальных институтов и явлений, например религии. То же можно сказать и о фундаментальных философских систе­мах: их эволюция имеет место, но понятие прогресса здесь не­применимо.

Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеали­зированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопро­гресса, например к антигуманным, античеловечным реформам.

Принципиальная особенность нашей эпохи — развитие само­сознания человечества как единого целого. Восприятие планеты

Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судь­бы, будущего, перспектив социального и экономического разви­тия становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.

История человечества неопровержимо свидетельствует о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низ­шего к высшему. Несомненным является прогресс техники: от каменных орудий — к железным, от простых ручных орудий — к машинам, колоссально увеличивающим производительность че­ловеческого труда.

Однако существуют теории, которые либо отрицают прогресс, либо признают его с серьезными оговорками. Действительно, тех­нический прогресс приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука не только способствует созиданию, но и порождает разру­шительные силы. Особенно это касается военной техники, ору­жия массового поражения. Да и в обыденной жизни внедрение новинок науки и техники не только обеспечивает комфорт, но и влечет за собой массу отрицательных последствий. Излучение те­леэкранов и компьютерных мониторов плохо влияет на зрение, чрезмерное увлечение Интернетом убивает живое общение людей.

Развитие цивилизации привело к утверждению идеалов гума­низма. Но в XX в. произошли две самые кровопролитные в исто­рии человечества мировые войны, возникла идеология фашизма, предусматривавшая порабощение и даже уничтожение людей «низ­ших рас». На рубеже XX—XXI столетий мир потрясают акты тер­роризма, распространяются наркомания, алкоголизм, преступ­ность. Все это вряд ли может быть названо прогрессивными про­явлениями развития.

Оценить прогрессивную или регрессивную направленность яв­лений сложно еще и потому, что разные люди по-разному пони­мают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает про­грессом, для других — проявления регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правитель­ство считает необходимым.

Для более правильной оценки развития общества необходимо выделить объективный критерий прогресса. Бесспорно, объектив­ным показателем прогресса является уровень развития орудий тру­да, материальные возможности влияния на окружающую среду и способность изменять ее. В этом отношении рабовладение и фео­дализм прогрессивнее первобытно-общинного строя, а капита­лизм прогрессивнее феодализма. Современный этап развития че­ловечества более прогрессивен, чем период рубежа XIX—XX вв. С этой же точки зрения развитие народов России, США, стран Европы более прогрессивно, чем развитие реликтовых племен, живущих в Африке, Австралии и Южной Америке. Таким обра­зом, высшим и всеобщим объективным критерием общественно­го прогресса служит развитие производительных сил (орудий тру­да), развитие самого человека.

Процесс развития человечества от его возникновения до со­временности включает в себя прошлое и настоящее, которые орга­нически связаны между собой. Настоящее — это итог всей пред­шествовавшей всемирной истории ив то же время основа для будущего. Будущее человечества уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно будет результатом творческой, практической деятельности людей. Созидать будущее можно лишь используя то, что уже со­здано в настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.

Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим восхождением общества на новые ступени своего развития в ходе реального исторического процесса. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повто­рением прошлого. Этот процесс означает становление совершен­но нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократи­ческого общества, которое призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы человечества.

Вглядываясь в прошлое, оценивая настоящее, мы можем сде­лать вывод, что одной из основных закономерностей развития общества выступает необратимость социального прогресса в масш­табе всемирной истории. Нельзя отрицать, что на протяжении всей истории человечества неоднократно имели место длительные за­стойные периоды в развитии, различные общества в результате стихийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались отброшенными далеко назад в экономическом, политическом и культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерно­сти и противоречивости процесса развития происходило неуклон­ное восхождение человечества от низших форм социальной орга­низации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход стол­кновения противостоящих друг другу сил прогресса и регресса заранее не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил, как правило, оказывается безусловной, тогда как победа регрес­сивных сил — временной и преходящей. Это обстоятельство и придает необратимость социальному прогрессу, пока существует человечество.

Одна из важнейших особенностей социального прогресса — возрастание его темпов, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательно­му развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. Скорость и радикальность социальных изменений есть результат возрастания роли широких народных масс в истории, участия в социальных отношениях каждого конкретного человека.

В древности такого количества людей, как сейчас, просто не су­ществовало. В период неолита население всего земного шара едва ли превышало 25 млн человек, к началу нашей эры оно достигло 250 млн и 1 млрд — в начале XIX в. Сейчас на земном шаре живет более 5 млрд человек.

Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к уве­личению численности населения Земли. Речь идет о его активном вовлечении в историческую деятельность, о его образованности, производительности труда, его политической сознательности. В этом отношении современная эпоха не имеет себе равных в истории. Ускорение социального прогресса слагается из многих объектив — ных факторов. В первую очередь — это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост тех­нического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и обмен результа­тами своей деятельности, интернационализация социально-эко­номических, политических и культурных процессов.

В каждом последующем периоде развития появляется все боль­ше новых открытий и изобретений, которые человечество исполь­зует в повседневной жизни. Основную часть времени своего суще­ствования человечество занималось ручным трудом. Машинное производство появилось два века назад, электричество стали ис­пользовать чуть более ста лет назад. Авиация и автомобилестрое­ние стали интенсивно развиваться в первой трети XX в. Телевиде­ние стало доступно широким массам населения с 1960-х гг., а компьютеры — с 1980—1990-х гг.

По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологичес­кими нововведениями, по интенсивности международного сотруд­ничества в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI в. может быть приравнен к десятилетию в XIX в., к столетию — в Средневековье и в античности, к тысячелетию — в глубокой древ­ности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставле­нии с его хронологическими рамками, т.е. в «ускорении ритма истории», с очевидностью проявляется стремительное возраста­ние темпов социального прогресса в ходе поступательного разви — тия цивилизации на нашей планете. Благодаря ускорению соци­ального прогресса мир уже сейчас разительно отличается от того, чем он был в XX в.

Но существуют ли пределы социального прогресса ? Как это ни странно на первый взгляд, наличие определенных «пределов рос­та» служит необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биоло­гических организмов, то не был бы возможен и естественный от­бор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более вы­сокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто «захлебнулись» бы в оке­ане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем у них.

Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрес­сом. Всемирная история подтверждает, что наличие определен­ных «пределов» для экстенсивного роста выступает, скорее, объек­тивным стимулом для общественного развития, чем его тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и соби­рательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Во всяком случае его переход к земледелию и скотоводству задер­жался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к ис­пользованию минерального топлива, затруднило бы распростра­нение целого ряда технических изобретений. Если бы не суще­ствовало определенных пределов человеческой памяти и физи­ческих ограничений в устном общении между людьми, то это, по всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой комму­никации. Проблема ограниченных возможностей человека произ­водить математические операции в уме и на бумаге привела к со­зданию компьютеров.

Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой социального прогресса. Примеры истории и современности пока­зывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоро­стью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии перво­бытно-общинного строя. В истории неоднократно происходило вза — имодействие народов, находящихся на разных ступенях обществен­ного развития. Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает более развитый народ на менее раз­витый. При этом менее развитый народ заимствует не только по­ложительные результаты эволюции более развитого народа, но и массу негативных проявлений развития. Например, внедрение ев­ропейской культуры в иных странах приводило к деградации ко­ренного населения, распространению среди аборигенов алкого­лизма и неизвестных им ранее заболеваний.

Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс состоит в том, что все больший объем знаний человечество спо­собно вмещать в искусственную память благодаря изобретению письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.

Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной ин — формационной емкостью. Ученые считают, что человеческая па­мять способна содержать до 10 млрд бит информации. Это означа­ет, что человек будущего при правильном воспитании и образо­вании, если он разумно распорядится своей памятью, может об­ладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков эн­циклопедий по самым разным областям науки.

Объективная логика всемирной истории указывает на поступа­тельное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эво­люции конкретных народов, в истории которых встречаются не­равномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей про­грессивной тенденции развития человечества как в историческом прошлом, так и в настоящем.

Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявля ется их взаимосвязь?

2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зре ния прогресса и регресса?

3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?

4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?

5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?

6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.

7. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на конкретных примерах.

8. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?

9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют на процесс их развития?

10. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в раз витии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.

1.8. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В течение длительного исторического периода разные народы нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкоснове­ние соседних народов и государств происходило либо на основе торговли, союзов, династических браков, либо во время войны.

Со временем европейцы открыли новые, ранее им не извест­ные континенты. Началось взаимодействие и взаимопроникнове­ние культур.

В период господства колониальных империй мир был поделен между ведущими европейскими державами. В конце XIX — первой половине XX в. земной шар представлял собой территории не­скольких развитых государств, взаимодействие которых не огра­ничивалось связями в рамках метрополий, а распространялось и на их колониальные владения. С распадом колониальной системы взаимодействие народов не только не уменьшилось, но и во мно­го раз возросло за счет усовершенствования средств сообщения.

На современном этапе всемирно-исторического процесса ин­тенсивно происходит интернационализация общественной жизни. С созданием новых транспортных и информационных средств прак­тически любая точка планеты стала доступной. Миллиарды теле­зрителей могут увидеть события, совершающиеся в других стра­нах и на других континентах. Сев на самолет, любой человек за несколько часов может оказаться в другом полушарии. А эконо­мический кризис в одной из развитых стран оказывает негатив­ное воздействие на мировую экономическую систему.

Именно сегодня, в начале XXI в., люди впервые в истории стали остро ощущать планетарную общность человечества. Все осо­знали свою уязвимость перед лицом экологических, экономи­ческих проблем, угрозы мировой ядерной войны, агрессии миро­вого терроризма.

Борьба за сокращение вооружений, охрана среды обитания человечества, преодоление крайних форм экономической отста­лости, нищеты и голода, защита прав человека — решение этих и ряда других задач уже невозможно в условиях простого сосу­ществования государств. Для этого требуется объединение уси — лий, которое осуществимо лишь на основе доверия, понима­ния, признания значимости общечеловеческих ценностей. Мож­но с уверенностью сказать, что в настоящее время на нашей планете складывается общечеловеческая цивилизация, модифи­кациями которой выступают все ныне существующие общества и культуры. Сложность состоит в том, что в состав мирового со­общества входят народы, находящиеся на разных стадиях обще­ственного развития. Тенденции мирового исторического процес­са определяются, несомненно, самыми развитыми экономиче­ски и политически государствами. При этом именно на них ложится ответственность за судьбы мира в целом и отдельных на­родов — в частности.

Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 на­ходятся в Европе, 49 — в Азии, 55 — в Африке, 49 — в Америке и 26 — в Австралии и Океании. Но экономическое и политическое развитие мира определяется наиболее развитыми государствами. В настоящее время мы можем говорить о формировании однопо­люсного мира, рычаги влияния в котором принадлежат в первую очередь США, чье активное вмешательство во внутреннюю жизнь Других государств приводило в последнее время ко множеству ло­кальных военных конфликтов.

V Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название глобализации. ‘Она проявляется не только в расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в регулировании экономических и политических мировых процес­сов на основе общих правил, выработанных международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Органи­зация и т.д.

С конца XX в. постепенно ослабевает территориальный фактор как принцип организации экономической и культурной жизни. Национальные экономики уже не могут существовать изолиро­ванно. Более того, нынешний товарооборот и объем капитала так называемых транснациональных корпораций во многом превы­шает суммы бюджета многих государств. Эти корпорации создают свои филиалы в других странах, в первую очередь в тех, где есть дешевая рабочая сила. Вот почему на полках магазинов мы видим товары японских фирм, произведенные в Китае и государствах Юго-Восточной Азии, а по нашим дорогам ездят иномарки, со­бранные в России. Всем известные кафе «Макдоналдс» как сетью покрыли весь мир. В них продают одинаковый ассортимент блюд. Кроме того, элементы западной цивилизации проникают к нам через массовую культуру — музыка, кино и т.д. Все это унифици­рует вкусы людей, стирает национальные границы и в то же вре­мя создает угрозу национальной культуре. Неслучайно в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, ко­торые выступают за сохранение национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.

Концепция глобализации появилась в науке в последней трети XX в. Одним из ее представителей стал американский политолог И. Валлерстайн. Он сделал вывод о том, что в последние 500 лет происходило становление единой мировой капиталистической системы с одновременной поляризацией мирового сообщества. Последнее проявилось в безжалостной эксплуатации странами Запада других, менее развитых стран. В результате сложилась та­кая мировая капиталистическая система, в которой развитые стра­ны — ядро — строят свое благополучие за счет использования сырья и рабочей силы менее развитых стран — периферии. Таким образом, глобализация, по мнению ученого, связана с усилени­ем влияния стран ядра на страны периферии.

Все вышесказанное позволяет выделить общие, наиболее харак­терные черты глобализации:

1) формирование единого мирового экономического простран ства;

2) утверждение во всем мире ценностей демократии, связан ных с соблюдением прав и свобод человека;

3) создание всемирного информационного пространства (ра дио, телевидение, Интернет);

4) принятие единого языка (английского) как средства обще ния разных народов;

5) унификация культуры;

6) объединение усилий государств в борьбе с преступностью, мировым терроризмом и наркоманией;

7) реализация совместных научных программ, в том числе в области исследования космоса.

В целом расширение связей между народами способствует распространению ценностей современной цивилизации во всех уголках планеты. В то же время нельзя не увидеть и пагубных по­следствий глобализации.

Во второй половине XX —начале XXI в. человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожаю­щими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Термин «глобальный» ведет свое происхожде­ние от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с 1960-х гг. получил широкое распространение для обозначения наи­более важных общепланетарных проблем современной эпохи, за­трагивающих человечество в целом. От решения этих проблем за­висит дальнейший социальный прогресс человечества. Сами же эти проблемы могут быть разрешены только в рамках социального прогресса.

Глобальными проблемами признаются:

— предотвращение мировой ядерной войны, создание безъ ядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные ус ловия для социального прогресса всех народов на основе сочета ния их жизненных интересов, взаимного доверия и общечелове ческой солидарности;

— преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономиче ского и культурного развития между развитыми индустриаль ными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; устранение во всем мире эко номической отсталости; ликвидация голода, нищеты и неграмот ности;

— истощение природных ресурсов и необходимость обеспече ния ими человечества, включая продовольствие, сырье и источ ники энергии;

— преодоление экологического кризиса, связанного с загряз нением окружающей природной среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

— прекращение стремительного роста населения в развиваю щихся странах, а с другой стороны, преодоление демографичес кого кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости, что ведет к старению нации;

— рациональное и эффективное использование достижений научно-технической революции на благо общества и личности и

своевременное предвидение и предотвращение ее различных от­рицательных последствий;

— распространение опасных, часто неизлечимых болезней (СПИДа, атипичной пневмонии и др.);

— борьба с международным терроризмом;

— сохранение культурного наследия человечества.

Перечень приведенных глобальных проблем не является исчер­пывающим. По мере развития человечества могут возникать новые сложности во взаимоотношениях между народами, порождаемые политическими интересами и экономическими выгодами. Так, агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г. стала причиной острейшего национального конфликта на Балканах, а нападение на Ирак в 2003 г. США привело к общей политической нестабиль­ности в этом регионе.

Возникновение глобальных проблем связано не только с ко­лоссально возросшими техническими средствами воздействия обА щества на природу (включая и самого человека) и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Глобальные пробле­мы порождены также стихийностью и неравномерностью обще­ственного развития, неравноправными экономическими отноше­ниями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью в ущерб интересам всего общества.

Глобальные проблемы прямо либо косвенно затрагивают чело­вечество в целом. Однако не следует понимать современные гло­бальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных мас­штабов локальные или региональные противоречия, кризисы или бедствия. Они — результат предшествовавшего общественного раз­вития человечества и выступают как специфическое порождение именно современной эпохи.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Например, обеспечение дальнейшего экономического развития человеческого общества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе уже в обозримом будущем неизбежна экологическая катастрофа в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как два проявления единой экологической проблемы. В свою очередь экологическую проблему можно ре­шить, плодотворно используя потенциал научно-технической ре­волюции, одновременно предотвращая ее отрицательные послед­ствия. Теоретические расчеты ученых показывают, что затраты энергии в производстве металла могут быть снижены в 4 раза, цемента — в 5 раз, при переработке нефти — в 9 раз, в производ­стве бумаги — в 125 раз. При производстве конечного продукта используется лишь 5— 10 % добытых природных ресурсов, что го­ворит о расточительном их применении. Поэтому важной задачей становится экономия природных ресурсов и контроль над их рас­ходованием.

Тесная взаимосвязь наблюдается между экономической отста­лостью развивающихся стран и стремительным ростом населения в них. Несмотря на то что темпы экономического роста в некото­рых развивающихся странах были в последнее время значительно выше, чем в развитых, «демографический взрыв» в них обуслов­лен все еще сохраняющейся экономической, социальной и куль­турной отсталостью.

Какими бы серьезными для человечества ни были все осталь — ные глобальные проблемы, они даже в целом несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и ины­ми последствиями мировой ядерной войны, которая угрожает са­мому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Ученые еще в XX в. говорили о том, что мировая ядерная война будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей, разрушением мировой цивилизации и приведет в конечном итоге к уничтожению не только человечества, но и всей жизни на Зем­ле. В случае применения даже небольшой части ядерного оружия, накопленного в мире к настоящему времени, произойдет эколо­гическая катастрофа. Землю окутает непроницаемый экран из дыма и пепла, наступит «ядерная зима».

Проблема ядерной катастрофы в настоящее время актуальна как никогда. Ведущие ядерные державы путем длительных перего­ворных процессов второй половины XX в. выработали систему контроля над производством и использованием ядерного воору­жения, закрепленную в ряде международных договоров. Сейчас возникла другая опасность, а именно — возможность использова­ния ядерного оружия агентами международного терроризма, ко­торых не остановит такое безжалостное средство воздействия на мировое сообщество.

Но несмотря на сложность глобальных проблем современно­сти, ученые убеждены в том, что человечество обладает необхо­димым интеллектуальным потенциалом и материальными ресур­сами для их решения. Важнейшая задача в настоящий момент — правильное определение приоритетов в решении глобальных про­блем. Причем необходимо не только выяснить первоочередность одних из них по отношению к другим, но и выявить их причинно- следственные связи, которые диктуют определенную последова­тельность практического решения каждой проблемы. И самое глав­ное: все глобальные проблемы современности могут быть решены только совместными усилиями всего мирового сообщества, и пер­вую роль в их осмыслении и конкретных практических шагах долж — ны сыграть ведущие в экономическом и политическом отноше­нии страны, возложив на себя миссию оградить человечество от катастрофы.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 6096;