Социально гигиенический мониторинг

Социально-гигиенический мониторинг. Информационные подсистемы мониторинга

Социально-гигие­нический мониторинг представляет собой систему организационных, со­циальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических мероприятий, обеспечивающих наблюдение за санитарно-эпидемиологичес­ким благополучием населения, его оценку и прогнозирование, а также дей­ствий, направленных на предупреждение, выявление, устранение или умень­шение влияния вредных факторов среды обитания человека на здоровье насе­ления. Данная система функционирует на федеральном, региональном (республика, край, область, автономный округ, автономная область) и местном (город, район) уровнях и состоит из соответствующих информационных подсистем:

1. Системы Госсанэпиднадзора, обеспечивающей получение данных о сани­тарно-эпидемиологическом благополучии населения;

2. Единой государственной системы экологического мониторинга, в рамках которой осуществляется наблюдение за природно-климатическими фак­торами, источниками антропогенного воздействия на окружающую при­родную среду, качеством различных объектов окружающей среды;

3. Единой государственной автоматизированной системы контроля за радиа­ционной обстановкой;

4. мониторинга социально-трудовой сферы и получаемых им данных о состоянии охраны и условий труда;

5. Системы государственного учета и статистики;

6. Санэпиднадзора за условиями, структурой и качеством питания населе­ния, водоснабжения, безопасностью для здоровья человека продовольствен­ного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды;

7. Системы мониторинга состояния здоровья и физического развития населе­ния, в рамках которой осуществляется наблюдение за смертностью, рож­даемостью, средней продолжительностью предстоящей жизни, заболевае­мостью, инвалидностью и уровнем физического развития населения.

8. Перечень анализируемых в системе социально-гигиенического мониторин­га показателей состояния здоровья человека и среды его обитания зависит от уровня функционирования системы (местный, региональный). Данный перечень показателей включает социально-демографические пока­затели (численность населения, национальный состав, миграция и др.), пока­затели социальной инфраструктуры (протяженность дорог, площадь зеленых насаждений и др.), социально-экономические показатели (энергопотребление, средняя заработная плата, продуктовая потребительская корзина и др.), климатогеографические показатели (метеоусловия, солнечная активность, магнит­ное поле Земли и др.), санитарно-гигиенические показатели (качество атмо­сферного воздуха, питьевой воды, почвы, продуктов питания и др.), показате­ли медицинского обслуживания (обеспеченность врачами, больничными кой­ками и др.),медико-демографические показатели (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни и др.), заболеваемость, физическое разви­тие детей и подростков.

Данные социально-гигиенического мониторинга являются основой для иден­тификации возможных вредных факторов и получения убедительных доказа­тельств связей среда-здоровье с установлением количественных значений риска развития определенных заболеваний.

Мониторинг экологический и социально-гигиенический

Введение — основные понятия в медицинской экологии.

План чтения лекции.

Введение. Основные понятия в медицинской экологии. – 10 мин.

1. Мониторинг экологический и социально-гигиенический. – 15 мин.

2. Экологически зависимые и обусловленные заболевания. – 45 мин.

3. Гигиеническое нормирование. Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды. – 15 мин.

Заключение – 5 мин.

Экология – интегративная наука, изучающая взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Медицинская экология — область научной и практической деятельности врача любого профиля, так как объект изучения – организм человека, а предмет изучения – окружающая среда.

Термин экология означен: «ойкос-дом», логос – учение. Экология следовательно изучает наш общий дом – биосферу. Медицинская экология, как и медицина, выделяет из этого сообщества – организм человека с его разумной деятельностью, использованием природных ресурсов для своей жизнедеятельности, с постепенным накоплением разрушающего действия на биосферу и опосредственно на самого себя. Для своего удобства и благополучия человек создает искусственные экосистемы – город, мегаполисы, агроэкосистемы, водохранилища, антропогенные геохимические провинции, нарушая естественный ход биогеоценоза, закон толерантности. Закон толерантности Шелфорда – лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия. В конце XX столетия явно ощутим экологический кризис – это напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой с приматом деятельности человека в ущерб биосферы, в том числе и здоровью самого человека.

Наряду с экологически зависимыми заболеваниями появляются и экологически обусловленные заболевания, в медицине – раздел экологическая медицина и медицинская экология – медицина XXI века.

Город как экосистема интенсивно расходует энергию и обозначается как «горячая точка». В крупных городских, мегаполисных экосистемах температура воздуха на 2-3 градуса выше, а концентрация загрязняющих веществ в 5-25 раз превышает нормативные величины, уровни. Снижение подвижности воздуха между городскими постройками, высотками уменьшает естественную аэрацию, рассеивание контаминантов, прозрачность атмосферы, увеличивает количество туманов, смогов. По этим причинам экологически обусловленная заболеваемость городского населения повышена. Одновременно жизнь и ритм города приводит к десинхронизации биологических ритмов (трехсменная работа, ночные клубы, дискотеки, казино), напряжению вегето-соматических функций, сенсорно-рецепторно-анализаторных систем, повышению шумовой нагрузки. Загрязнение происходит не только химическими, физическими, но и биологическими факторами, возрастают инфекционная заболеваемость, устойчивые формы внутриколлективных инфекций. Тесный контакт людей в закрытых помещениях, в транспорте, на культурных мероприятиях приводит к быстрому развитию эпидемической цепочки воздушно-капельных, контактных заболеваний.

Особенность течения экологически обусловленных заболеваний – хроническое, трудно поддающееся лечению, первичной профилактике. Контаминанты – ксенобиотики окружающей среды – пролонгированного воздействия на малом, подпороговом уровне с суммацией функциональной и материальной кумуляции. Диагностика отдаленных последствий повреждающих факторов ведется расчетно-статистическим методом через коэффициент риска (КР), для разработки комплекса санитарно-гигиенических, социально-экономических мероприятий.

Согласно Закона «О санитарно-эпидемическом благополучии населения Республики Беларусь» социально-гигиенический мониторинг (глава II ст. 12) проводят органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор: за качеством среды обитания человека; окружающей воздушной средой; за заболеваемостью, смертностью, рождаемостью населения. Граждане Республики Беларусь обязаны заботиться о состоянии своего здоровья, детей и об их гигиеническом воспитании (глава III ст. 16). Атмосферный воздух, вода, почва населенных пунктов, мест отдыха, работы, временного или постоянного пребывания людей должны соответствовать санитарным нормам. Физические и юридические лица обязаны осуществлять охранные мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы вредными веществами (глава IV ст. 32).

Мониторинг окружающий среды включает в себя: наблюдения: оценку фактического состояния; прогноз состояния; оценку прогнозируемого состояния; регулирование качества среды обитания. Такая система наблюдений и называется экологическим мониторингом от латинского monitor – надзирающий, проверяющий. Основная цель мониторинга – максимально раннее предупреждение нежелательных последствий антропогенного воздействия. Различают мониторинг глобальный биосферный, региональный геосистемный или природо-хозяйственный и локальный биоэкологический или санитарно-гигиенический, социально-гигиенический.

Биосферный глобальный мониторинг – слежение за общемировыми процессами и явлениями, CO2, фреоны, р/а выбросы. Национальный мониторинг – национальные или государственные системы слежения за состоянием и изменениями окружающей среды в пределах определенной территории национального государства. Биологический мониторинг – слежение за биологическими объектами — биогеоценозом и экотопом. Своеобразным маркером биогеоценоза является растительное сообщество – фитоценоз. Биоиндикация – метод определения загрязнения с помощью живых организмов: бактерии, грибы, водоросли, лишайники, мхи, хвойные – высшие растения и животные – чаще беспозвоночные. Биоиндикация дает характеристику состояния среды за длительный промежуток времени, дает сигнальную информацию состояния атмосферного воздуха. Особенно чутко реагируют на загрязнения атмосферы токсическими веществами лишайники и мхи. Они активно поглощают атмосферные осадки и растворенные в них вредные вещества, тяжелые металлы.

Для Гомеля и Гомельской области разработаны основные принципы и методические подходы по осуществлению социально-гигиенического мониторинга на основе медико-экологической информационной системы МЭИС.

Осуществляется он централизовано, сбор информации идет в органах и учреждениях, осуществляющих санитарно-эпидемический надзор.

На основе этого мониторинга обоснована своевременность перехода здравоохранения на использование в практике методов интегральной экспертизы состояния здоровья населения во взаимосвязи с внешней средой на основе современных информационных технологий – областной комплексной медико-экологической информационной системы МЭИС «Гомельский регион».

В системе госсанэпиднадзора области введена новая структурная служба «социально-гигиенический мониторинг с программно-компьютерным комплексом».

EcoloLife.ru

Социально-гигиенический мониторинг Медицинская экология / Мониторинг окружающей среды. Биологические ресурсы / Социально-гигиенический мониторинг

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) — система специальных наблюдений, оценки и прогаозирования состояния здоровья населения в зависимости от состояния среды обитания человека и условий его жизнедеятельности, включающая разработку комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий по предотвращению и устранению неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания (Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», 2000 г.).

СГМ осуществляется на республиканском, областном, городском и районном уровнях санитарно-эпидемиологическими учреждениями в соответствии с Положением «о системе социально-гигиенического мониторинга», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2004 г № 82 и иными нормативными правовыми актами. Основная цель СГМ — выявление уровней риска для здоровья населения и разработка мероприятий, направленных на уменьшение, устранение и предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов среды обитания.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

• организация наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

• получение информации, необходимой для реализации целей мониторинга, из Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь и других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

• идентификация факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, путем выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания человека;

• прогнозирование состояния здоровья населения;

• обоснование, разработка и организация выполнения программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемического благополучия и охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

• программное и инженерно-техническое обеспечение мониторинга на основе современных научных решений и внедрения современных информационных технологий;

• координация межведомственной деятельности по мониторингу;

• информирование государственных органов, юридических лиц и граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга;

• ведение специализированных банков данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека.

В системе мониторинга отслеживается и анализируется следующая информация: о состоянии здоровья населения — заболеваемости, физическом развитии, инвалидности; демографических процессах; условиях воспитания и обучения детей, подростков и молодежи; условиях труда; структуре питания, качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека; уровне гигиенического воспитания и обучения населения; уровнях загрязнения атмосферного воздуха; качестве питьевой воды, состоянии источников питьевого водоснабжения, водных объектов в местах водопользования; состоянии земель; источниках вредных физических воздействий (шум, вибрация, ультразвук, электромагнитные волны и др.); источниках вредного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, землю; радиационной обстановке; о показателях социально-экономического развития республики в целом и ее административно-территориальных единиц.

Система социально-гигиенического мониторинга взаимодействует с Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в части обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов.

Постановление Правительства РФ от 02.02.2006 N 60 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2006 г. N 60

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

В соответствии со статьей 45 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга.

2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 23, ст. 2436).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 февраля 2006 г. N 60

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее — мониторинг).

3. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

4. Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

5. При проведении мониторинга используются данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы государственной статистики, структурных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и их учреждений.

6. В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:

а) за состоянием здоровья населения — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;

б) за факторами среды обитания человека, включая:

биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные) — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики;

физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения) — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной службой государственной статистики;

природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики.

За состоянием здоровья населения и за факторами среды обитания человека наблюдения также ведутся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, органах безопасности, органах внутренних дел, а также в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

7. На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

8. Представление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, осуществляются на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

9. Проведение мониторинга обеспечивает:

а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

г) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

10. Мониторинг проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, издаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Постановление Правительства РФ от 01.06.2000 N 426

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Социально-гигиенический мониторинг

Государственная система социально-гигиенического мониторинга (СГМ) является механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга — одно из ведущих направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. СГМ приобретает все более широкое значение и является стратегией службы.

«Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания» (ФЗ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.45).

Из Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» проведение СГМ обеспечивает:

а) установление приоритетных факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

б) изучение состояния здоровья населения и среды обитания человека и их прогнозирование;

в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

г) разработку проектов предложений для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга.

Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими регламентирует отношения c рядом Федеральных служб и структур.

Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за:

— состоянием здоровья населения — демографическим, соматическим, инфекционным, онкологическим ;

— факторами среды обитания человека, в том числе биологическими, химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, метеофакторы, освещенность, ионизирующее, неионизирующее и др.), социальными (уровень жизни, условия жизни, медицинское обеспечение);

— источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву;

— радиационной обстановкой;

— состоянием охраны и условиями труда работающих;

— структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения.

-состоянием воспитания и обучения детей и подростков;

Специалисты подразделений СГМ проводят:

  • Мониторинг за состоянием здоровья населения
  • Мониторинг состояния факторов среды обитания
  • Ранжирование территорий Калининградской области по показателям, характеризующим состояние здоровья населения и факторы среды его обитания.
  • Прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания.
  • Организацию и проведение исследовательских работ с вузами, организациями.
  • Использование методологии оценки риска здоровью для определения приоритетных загрязнителей окружающей среды.

Постоянно осуществляется совершенствование подходов к сбору и анализу информации о состоянии среды обитания, унификации процессов получения многоплановой информации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных территорий и их гигиенического ранжирования.

Внедряются унифицированные программные средства ведения баз данных и анализа показателей социально-гигиенического мониторинга, геоинформационные технологии. Строго контролируется сохранность баз данных.

Задачи отдела социально-гигиенического мониторинга

1. Ведение государственной системы социально-гигиенического мониторинга в Калининградской области на региональном уровне, обеспечивающей наблюдение за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установление, предупреждение и уменьшение вредного влияния факторов среды обитания на здоровье человека.

2. Осуществление межведомственного информационного взаимодействия по обмену данными о состоянии здоровья населения и факторах окружающей среды с организациями, участвующими в ведении социально-гигиенического мониторинга.

3. Осуществление информационного взаимодействия со специалистами профильных отделов Управления Роспотребнадзора по Калининградской области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» в рамках ведения СГМ.

4. Сбор, обработка и анализ данных о неинфекционной, в том числе онкологической заболеваемости, врожденных пороков развития у детей, медико-демографических показателях, о состоянии среды обитания и др.

5. Формирование информационного фонда социально-гигиенического мониторинга на основе ведения компьютерных баз данных.

6. Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения Калининградской области и факторов среды обитания на основе системного анализа, использования методологии оценки риска здоровью.

7. Внедрение и эксплуатация автоматизированных систем социально-гигиенического мониторинга, использование современных геоинформационных технологий для оценки и наглядного отображения данных о состоянии здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания.

8. Внедрение в практику работы методических подходов и принципов ведения социально-гигиенического мониторинга, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным Центром гигиены и эпидемиологии.