Статус индивидуального предпринимателя

Индивидуальные предприниматели.

Полные товарищества и товарищества на вере

Правовой статус индивидуального предпринимателя.

Конституция России гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34).

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Индивидуальное предпринимательство в сельском хозяйстве осуществляется в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, которое не является юридическим лицом. Граждане, работающие по трудовому договору, не являются предпринимателями, поскольку их деятельность не содержит необходимых признаков.

Правовой статус индивидуального предпринимателя имеет двойственную природу, поэтому к нему одновременно применяются нормы законодательства, распространяемые на физических лиц, а также на субъекты предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность гражданина — частный случай предпринимательской деятельности вообще, включенной в предмет гражданско-правового регулирования и отнесенной к ведению гражданского законодательства (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК), а право на ее осуществление — один из элементов содержания правоспособности гражданина (ст. 18 ГК).

Предпринимательская право- и дееспособность у гражданина возникают одновременно: право на предпринимательскую деятельность может быть реализовано им только самостоятельно, а потому исключены случаи, когда бы возможности правоспособного, но еще не дееспособного гражданина «дополнялись бы» возможностями дееспособных его законных представителей.

Свободно заниматься предпринимательской деятельностью вправе:

— граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие возраста 18 лет, а так же

— несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения указанного возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные полностью дееспособными по решению органов опеки или попечительства или по решению суда (ст. 27 ГК РФ).

Несовершеннолетние могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с письменного согласия одного из родителей, опекунов и попечителей (п.п «з» п. 1 ст. 22.1 «Закона о регистрации»). Закон не определяет возраст таких лиц.

Для отдельных категорий граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

П. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

— не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

— не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности, указанные в п.п. «к» п. 1 настоящей статьи (в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты), в случае, если данное физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено пореабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя (ИП):

1) Права и льготы ИП:

— возможность осуществлять любую, не запрещенную законодательством, предпринимательскую деятельность, которая позволяет получать прибыль;

— во многих правоотношениях ИП действует на основании норм законодательства для физических лиц (например, если он использует для коммерческих целей транспортные средства, которые оформлены на него, то и уплату транспортного налога он производит как физическое лицо);

— защита прав ИП, как субъекта предпринимательской деятельности осуществляется в Арбитражных судах (споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений предпринимателя, как гражданина, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции);

— в сфере налогообложения ИП освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц, который в обязательном порядке платят все граждане РФ с большинства видов получаемых доходов;

— организационно-правовая форма ИП позволяет ему самостоятельно распоряжаться всеми доходами, полученными в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

— упрощен режим использования имущества, которое ИП может использовать как для коммерческих целей, так и для собственных нужд (однако, в случае банкротства ИП в конкурсную массу включается всё, что принадлежит предпринимателю, независимо от того для каких целей использовалось то или иное имущество);

— ИП вправе, но не обязан, иметь личную печать и расчетный счет в банке;

— ИП вправе использовать труд наемных работников;

— законодательство не ограничивает право ИП работать по найму (за исключением определенных должностей), быть учредителем юридических лиц, учредителем или участником общественных организаций, вступать в различные правоотношения как физическое лицо.

2) Обязанности и ограничения ИП:

— по уплате обязательных налоговых платежей, сборов и взносов во внебюджетные фонды;

— сдавать установленные формы отчетности, предусмотренные для хозяйствующих субъектов;

— при использовании наемного персонала исполнять обязанности налогового агента по перечислению обязательных платежей с доходов физических лиц.

— ИП не могут быть приняты на государственную гражданскую или иную службу;

— законодательно установлен определенный перечень видов деятельности, осуществление которых закрыто для ИП.

— индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем имуществом, принадлежащем ему на праве собственности;

— ИП не вправе без согласия супруга распоряжаться недвижимым имуществом, которое было приобретено в браке, в том числе, если данная недвижимость используется исключительно в целях осуществления предпринимательской деятельности (если особо не оговорено в брачном договоре).

Необходимо отметить, что государственная регистрация в качестве ИП утрачивает свою силу со смертью физического лица, право на предпринимательскую деятельность по наследству не передается, наследуется только имущество предпринимателя.

Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей (далее — граждан-предпринимателей) и крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральная налоговая служба Минфина России (ФНС России) и ее территориальные органы — см. абз. 2 п. 1 Положения о федеральной налоговой службе).

Отказ гражданину в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя возможен при непредоставлении им необходимых для регистрации документов или при обращении в ненадлежащий регистрирующий орган.

Кроме того, безусловным препятствием для регистрации являются:

· не утративший силу факт государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (правило, направленное на исключение двойной регистрации);

· неистечение одного года с момента принятия судом решения о признании гражданина-предпринимателя несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· неистечение срока, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в регистрации может быть оспорено в судебном порядке.

Основания для прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:

— его личное решение;

— смерть;

— решение суда о признании его несостоятельным (банкротом) или принудительном прекращении его предпринимательской деятельности;

— вступивший в силу приговор суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

— аннулирование документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в РФ, или окончание срока действия такого документа.

Государственная регистрация утрачивает силу с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо с иного момента (например, смерти, принятия судом решения о признании гражданина-предпринимателя банкротом или о принудительном прекращении его предпринимательской деятельности, вступления в силу приговора суда).

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)

8 августа 2001 года N 129-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 30.12.2008 N 315-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 23.12.2010 N 387-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 228-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 01.04.2012 N 27-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ, от 05.05.2014 N 107-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 21.07.2014 N 241-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ, от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 29.06.2015 N 209-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.2015 N 237-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 31.01.2016 N 7-ФЗ, от 02.06.2016 N 172-ФЗ, от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 28.12.2016 N 488-ФЗ, от 29.07.2017 N 226-ФЗ, от 30.10.2017 N 312-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 23.05.2018 N 117-ФЗ, от 03.08.2018 N 295-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 12.11.2019 N 370-ФЗ, от 12.11.2019 N 377-ФЗ, от 26.11.2019 N 378-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
    • Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию
  • Глава II. Государственные реестры
    • Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
    • Статья 5. Содержание государственных реестров
    • Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
    • Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
    • Статья 7.1. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом
  • Глава III. Порядок государственной регистрации
    • Статья 8. Сроки и место государственной регистрации
    • Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
    • Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
    • Статья 11. Решение о государственной регистрации
  • Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
    • Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
    • Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании
  • Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц
    • Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
    • Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
    • Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
    • Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
  • Глава VI. Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
    • Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, а также для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет действовать или не будет действовать на основании типового устава, и документы, представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
    • Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
    • Статья 19. Утратила силу
  • Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества
    • Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
    • Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
    • Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
    • Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
    • Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
  • Глава VII.1. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
    • Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
    • Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
    • Статья 22.3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
  • Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации
    • Статья 23. Отказ в государственной регистрации
    • Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
    • Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия
  • Глава VIII.1. Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации
    • Статья 25.1. Право на обжалование
    • Статья 25.2. Порядок обжалования
    • Статья 25.3. Порядок и сроки подачи жалобы
    • Статья 25.4. Форма и содержание жалобы
    • Статья 25.5. Оставление жалобы без рассмотрения
    • Статья 25.6. Рассмотрение жалобы
  • Глава IX. Переходные и заключительные положения
    • Статья 26. Переходные положения
    • Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие

Открыть полный текст документа

Порядок и особенности получения статуса индивидуального предпринимателя

По действующему законодательству, в целях извлечения прибыли, гражданин может создать юридическое лицо, или заниматься коммерческой деятельность без образования такового.

Стоит отметить, что статус индивидуального предпринимателя в правовом смысле неоднозначен, поскольку к нему одновременно применяются положения законодательства, распространяемое на физических лиц, а также на субъектов экономической деятельности.

Индивидуальными предпринимателями признаются зарегистрированные в установленном порядке физические лица, осуществляющие коммерческую деятельность без образования юридического лица. На территории России индивидуальным предпринимателем может быть как гражданин России, так иностранный гражданин, имеющий вид на жительство или разрешение на временное проживание на территории России.

В предыдущем законодательстве РФ использовались однородные понятия, такие как «частный предприниматель», «предприниматель без образования юридического лица» и т. д.

Главная особенность такого вида деятельности – гражданин отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, что отличает его от участника общества с ограниченной ответственностью, где он отвечает по своим долгам и обязательствам в пределах внесенной доли в уставный капитал. Также, ИП не может получить некоторые виды лицензий (например, на розничную продажу алкоголя). Можно, сказать, что это единственный недостаток данной формы экономической деятельности. Но наряду с ним, статус индивидуального предпринимателя имеет множество достоинств. Например, простая процедура регистрации и ликвидации, легкий порядок принятия решений, упрощенный порядок предоставления отчетности в государственные органы, низкие штрафные санкции, относительно невысокие расходы.

Не стоит забывать и еще одну особенность, касаемую судебной защиты индивидуального предпринимателя. По общему правилу, защита прав ИП осуществляется в Арбитражных судах. Но если спор вытекает из гражданско-правовых отношений предпринимателя, как физического лица, то такие дела будут рассматриваться в судах общей юрисдикции.

Заниматься предпринимательской деятельностью могут только дееспособные совершеннолетние граждане. Статус ИП гражданин получает вследствие государственной регистрации.

Чтобы получить статус предпринимателя необходимо пройти процедуру государственной регистрации. Для этого требуется минимум действий. Необходимо предоставить определенный комплект документов в налоговый орган по месту регистрации гражданина. Пакет документов включает в себя: заявление формы Р21001, заверенное у нотариуса, заверенная у нотариуса копия паспорта, квитанция об уплате госпошлины. В заявлении помимо паспортных данных гражданина указываются коды видов экономической деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Документы в налоговый орган может подать гражданин лично, или обратиться в юридическую фирму, где это сделают за него. Также разрешается посылать документы по почте.

Срок государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя составляет три рабочих дня, не считая дня подачи документов и дня выдачи.

На практике нередко встречаются случаи, когда налоговая отказывает в государственной регистрации. Причин тому может быть множество. Основными являются непредставление необходимого пакета документов, неверных или ложных сведений, гражданин был признан банкротом менее, чем год назад.

После государственной регистрации и получения всех необходимых документов, ИП имеет право приступить к осуществлению коммерческой деятельности, то есть заключает сделки, закупает товар, оказывает услуги.

Если Вы решили получить статус индивидуального предпринимателя и у Вас вызывает затруднение подготовка пакета документов, то лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, который все сделает за Вас.

На этой странице планируется дать обзор нормативной документации в виде ссылок на законодательные и иные документы, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей. Все эти законы любому предпринимателю надо знать, пусть не досконально, но понять смысл и изучить основные положения необходимо.
Размещать непосредственно документы не предполагается, потому что своевременно отслеживать изменения в них невозможно. Лучше просто дать ссылки на документы в Гаранте (http://www.garant.ru/) или Консультанте.

Основополагающие документы типа Конституции и Гражданского кодекса содержат довольно мало положений, касающихся индивидуальных предпринимателей:

Конституция Российской Федерации

Статья 34, п.1: Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Гражданский кодекс, часть 1

(Текст кодекса в Гаранте, текст кодекса в Консультанте)

  • Статья 2: Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
  • Статья 18: Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданский кодекс, часть 2

(Текст кодекса в Гаранте, текст кодекса в Консультанте)

  • Статья 469, п.4: Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
  • Статья 481, п.3: Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.

Налоговый кодекс

А вот Налоговый кодекс предпринимателю нужно будет изучить досконально.

  • Текст части 1 Налогового кодекса в Гаранте, и в Консультанте.
  • Текст части 2 Налогового кодекса в Гаранте, и в Консультанте.

В статье 1 Налогового кодекса говорится, что «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.» То есть кроме Налогового кодекса необходимо ознакомиться и с другими законами. Это следующие законы:

  • Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  • «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,
  • Федеральный закон «О защите конкуренции»
  • Закон о защите прав потребителей
  • Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • «О производственных кооперативах»,
  • «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
  • Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
  • Федеральный закон о рекламе,

а так же Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ:

  • Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».

Среди этих законодательных актов есть узконаправленные, к примеру, только для ООО, ЗАО, но есть и общие – для всех предпринимателей, независимо от формы собственности.