Технический регламент это закон

Технические регламенты

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Федеральный закон «О техническом регулировании» установил следующие определения:
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления на добровольной основе требований к продукции, процессам, выполнению работ или оказанию услуг, и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключённым в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, включая изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Закон установил, что технические регламенты принимаются в целях:

  • защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает, что технические регламенты должны разрабатываться с использованием положений передовых зарубежных документов, включая директивы ЕС, международные и региональные стандарты, национальные стандарты и своды правил зарубежных стран, а также российские национальные стандарты и своды правил. Разработка технических регламентов должна проводиться гласно с тем, чтобы все заинтересованные стороны могли принять участие в обсуждении проекта.
В качестве примера в таблице представлены наименования технических регламентов, принятых в виде федеральных законов и постановлений Правительства с указанием обозначений директив ЕС, с которыми они гармонизированы.

Наименование технического регламента Форма принятия Директива ЕС
О безопасности низковольтного оборудования Фед. закон № 347-ФЗ 73/23/ЕС
О безопасности зданий и сооружений Фед. закон № 384-ФЗ 89/106/ЕС
О безопасности лифтов Пост. Правительства № 782 от 02.10.2009 95/16/ЕС
О безопасности машин и оборудования Пост. Правительства № 753 от 15.09.2009 98/37/ЕС

Технические регламенты с учётом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие промышленную и другие виды безопасности, включая биологическую.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или связанным с ними процессам, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путём внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Закон «О техническом регулировании» не допускает разработку технических регламентов в иных целях кроме защиты человека, окружающей среды и недопущения введения в заблуждение. В то же время цель обеспечения качества продукции, процессов и услуг и повышения их конкурентоспособности определены как основные цели стандартизации.
Именно стандарты устанавливают потребительские характеристики групп однородной продукции, их параметры и размеры, правила их контроля (испытаний, определений, изменений, анализа), условия их эффективного применения, транспортирования, хранения и утилизации.
Закон устанавливает общие положения по разработке и применению стандартов и общероссийских классификаторов, предусматривающие возможность их гласного обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Утверждает национальные стандарты национальный орган РФ по стандартизации, который принимает программу разработки национальных стандартов, организует их экспертизу и учёт, а также создаёт технические комитеты по стандартизации.
Регулируя отношения при оценке соответствия, закон устанавливает следующие основные цели подтверждения соответствия:

  • удостоверение соответствия продукции, процессов и услуг техническим регламентам, стандартам, сводам правил и условиям договора;
  • содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, процессов и услуг;
  • повышение конкурентоспособности продукции, процессов и услуг на российском и международном рынках.

Закон устанавливает, что подтверждение соответствия может быть добровольным или обязательным. При этом добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное — в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются техническим регламентом. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия.
При декларировании соответствия заявитель в качестве доказательных материалов использует техническую документацию (технические условия, технологические инструкции и т.п.), а также результаты собственных испытаний и измерений (протоколы отдела технического контроля). Декларирование соответствия на основе собственных доказательств может быть подкреплено результатами сертификации аккредитованной испытательной лаборатории.
Закон устанавливает общие требования по государственному контролю соблюдения требований технических регламентов. В качестве основных документов технического регулирования закон предусматривает технические регламенты, документы по стандартизации и документы, подтверждающие соответствие. Согласно закону, достаточным условием подтверждения требований технических регламентов является соблюдение стандартов и сводов правил, которые включены в официально опубликованный перечень документов.
Для реализации требований технических регламентов необходимо использовать положения большого количества стандартов на методы испытаний и измерений. Например, для реализации регламента по безопасности машин и оборудования необходимо около тысячи стандартов. В перечень документов по стандартизации, необходимых для реализации требований регламента о пожарной безопасности, вошло более двухсот национальных стандартов, устанавливающих требования к отдельным группам продукции в части пожарной безопасности, а также к пожарной технике, приборам, средствам пожаротушения. Наряду со стандартами для реализации требований регламента о пожарной безопасности используются своды правил, утверждённые МЧС России, которые применяются как доказательная база регламента.
Принятие технических регламентов потребовало разработки большого количества стандартов. В частности, по безопасности машин и оборудования потребовалось разработать около трёхсот стандартов, а по пожарной безопасности — около ста.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (далее — стороны), созданный в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) принял соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, а также о единых принципах и правилах технического регулирования, которые устанавливают, что стороны проводят согласованную политику в области технического регулирования посредством:

  • принятия мер, необходимых для гармонизации законодательства сторон;
  • разработки и принятия технических регламентов ЕврАзЭС, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования;
  • гармонизации стандартов;
  • применения единых форм и правил оценки соответствия.

Соглашения устанавливают, что регламенты ЕврАзЭС, являются обязательными для сторон и подлежат введению на их территории в порядке, предусмотренным их законодательством.
Продукция, на которую распространяются технические регламенты ЕврАзЭС, может выпускаться в обращение на территории любой из сторон при условии, что она прошла установленные техническим регламентом процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой стороны.
В целях формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования стороны формируют единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее — единый перечень), который утверждается комиссией Таможенного союза.
Комиссия Таможенного союза утверждает перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия — национальных стандартов сторон, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза. Комиссия утверждает перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, а также за нарушение процедур проведения оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза устанавливается законодательством каждой стороны, которое должно быть гармонизировано.
СОГЛАШЕНИЕ о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации
Технический регламент ТР ТС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции»
Технический регламент ТР ТС 016/2011 “О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе”
Технический регламент ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»
Технический регламент ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»
Технический регламент ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»
Технический регламент ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»
Технический регламент ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств»
Технический регламент ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»
Технический регламент ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции лёгкой промышленности»
Технический регламент ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»
Технический регламент ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»
Технический регламент ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции»
Технический регламент ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»
Технический регламент ТР ТС 024/2012 «Технический регламент на масложировую продукцию»
Технический регламент ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»
Технический регламент ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»
Технический регламент ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»
Технический регламент ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»
Технический регламент ТР ТС 023/2011 на соковую продукцию из фруктов и овощей
Технический регламент ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»
Технический регламент ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»
Технический регламент «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 86 утвержден Технический регламент «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах».
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 9 ст. 975
Технический регламент «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. N 65 утвержден Технический регламент «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
Настоящий Технический регламент вступает в силу с 1 января 2011 г.
Технический регламент «О требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 29 утвержден технический регламент «Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии»
Технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. № 5 ст. 536, за исключением разделов 12 — 15 приложения N 1 к техническому регламенту в части ранее заготовленных компонентов крови, которые вступают в силу по истечении 30 месяцев со дня вступления в силу технического регламента.
Технический регламент «О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1082 утвержден технический регламент «О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий»
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления в в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 52 (часть II) ст. 6605
Технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1213 утвержден технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты»
Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 января 2010 г. N 4 ст. 391
Технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования»
Федеральным законом от от 27 декабря 2009 г. N 347-ФЗ утвержден Технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 52 (часть I) ст. 6423, в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253.
Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»
Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ утвержден Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»
Технический регламент вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением статьи 43 настоящего Федерального закона.
Статья 43 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Технический регламент «О безопасности лифтов»
Технический регламент «О безопасности лифтов» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 782.
Технический регламент «О безопасности лифтов» вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования 12.10.2009 г. в «Собрании законодательства РФ» N 41, ст. 4768 и 14.10.2009 г. в «Российской газете» N 194.

Технический регламент «О безопасности машин и оборудования»
Технический регламент «О безопасности машин и оборудования» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753.
Технический регламент вступает в силу по истечении одного года с даты официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования» и устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и оборудования при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720″.
Технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления и устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 524 утвержден Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4235.
Технический регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 525 утвержден Технический регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 30 ст. 4098.
Технический регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 533 утвержден Технический регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта». Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 30 ст. 4106.
Технический регламент «О безопасности объектов газораспределения и газопотребления»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 утвержден Технический регламент «О безопасности объектов газораспределения и газопотребления» Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 45 ст. 5853
Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 утвержден Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта» Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования постановления. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации 23 августа 2010 г. № 34 ст. 4475
Технический регламент «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 утвержден Технический регламент «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 18 месяцев со дня официального опубликования постановления. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 34 ст. 4476

Техническое регулирование

Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и определяет обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Является особым видом законодательства.

Технический регламент представляет собой комплекс обязательных к применению условий и требований, предъявляемых к техническим объектам или процессам, подлежащим стандартизации. К последним относятся проектирование и производство готовой продукции, а также ее реализация, монтажные, пуско-наладочные работы и эксплуатация, транспортирование, хранение и утилизация. Требования технических регламентов касаются обеспечения единства измерений, совместимости приборов и оборудования, а также безопасной их эксплуатации в части механической, электрической, пожарной, химической, радиационной безопасности и т. д. Технический регламент имеет силу закона, принимается в соответствии с международным договором РФ и ратифицируется согласно российского законодательства, федерального закона, либо по указу Президента РФ.

Цели принятия технических регламентов:

В соответствии с п.1 статьи 6 главы 2 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях:

  • обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в других целях не допускается.

Объектами технических регламентов являются:

  • продукция;
  • связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.
Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

  • способ установления требований, в свою очередь подразделяются на:
    • предписывающие;
    • основополагающие.
  • область распространения.

Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований,сложность и длительность внесения изменений.

В международной практике широкое применение нашел второй способ задания требований в технических регламентах – в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих. Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран – участников ЕС и АТЭС.
Указанный подход обеспечивает гибкость технических регламентов, с одной стороны, и возможность реализации субъектами регулирования конкретных апробированных решений – с другой. Пример таких регламентов – европейские директивы, разрабатываемые в рамках Нового и Глобального подходов. Например, конкретные требования к Директиве 88/378/ЕЭС «Игрушки» установлены в шести Европейских стандартах.
Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.

По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:

  • Общие (горизонтальные): технические регламенты разработанные на широкие группы продукции по вопросам обеспечения одного или нескольких видов безопасности. Иногда, имея в виду, что общие технические регламенты охватывают широкие группы продукции, их называют горизонтальными. Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и др.
  • Специальные (вертикальные): технические регламенты разрабатывают по отдельным видам продукции, для которых существуют специфические виды риска причинения вреда, превышающего степень риска, учтенной общим техническим регламентом. Вертикальные регламенты регулируют, к примеру, некоторые виды испытаний новой техники, организацию поисково-спасательных работ, мероприятий по ликвидации ЧС и т.д.
  • Макроотраслевые: технические регламенты связывающие общие и специальные технические регламенты. В качестве примера можно привести существующий регламент, направленный на обеспечении безопасности низковольтного оборудования. В категорию низковольтного оборудования входит бытовая техника, промышленная электроника, практически все металло и деревообрабатывающие станки и многая другая продукция, выпускаемая предприятиями различной отраслевой принадлежности. Тем не менее, для многих видов данных изделий характерно наличие единого признака – поражающего фактора в виде опасного для жизни и здоровья эл.напряжения, обуславливающего повышенный риск в процессе эксплуатации. Таким образом, часть подобной продукции одновременно подпадает под действие как общих, так и специальных регламентов. Здесь и оказывается необходимой их взаимосвязь, для которой предназначен упомянутый макроотраслевой регламент.

Технический регламент

Технический регламент — это документ, в котором изложен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Технические регламенты носят обязательный характер.

Кроме того, техническим регламентом может называться не любой документ, устанавливающий обязательные требования, а только такой, который принят поспециальной процедуре и изложен особым образом.

Технический регламент принимается федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации.

Основной формой является процедура принятия технических регламентов федеральными законами. Нормальным является только порядок принятия технических регламентом федеральным законом, а все другие допустимые случаи их принятия являются особыми.

Содержание технического регламента составляют требования безопасности:

1. безопасность жизни или здоровья граждан;

2. безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

3. охрану окружающей среды;

4. охрану жизни или здоровья животных и растений;

5. предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Технические регламенты делятся па два вида — общие и специальные.

  1. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
  2. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Следовательно, главным признаком общего технического регламента является то, что он устанавливает минимальные по уровню исполнения требования, которые распространяются на любые виды продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Общие технические регламенты, в силу их распространения в равной степени на все объекты регулирования, называют также «горизонтальными» регламентами. (Этот термин принят также в европейских документах по техническому регулированию.) Они задают базовые требования для всех объектов технического регулирования.

Специальные технические регламенты принимаются только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования в случаях, если для этих объектов, в силу их специфики, требуется установить более высокие требования, чем те, что установлены общими техническими регламентами. Кроме того, в специальных технических регламентах могут быть установлены требования к соответствующим объектам, отсутствующие в общих технических регламентах. В силу того, что специальные технические регламенты задают требования к конкретным объектам технического регулирования, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов («наращиваются вверх»), их также называют «вертикальными» регламентами.

Следует подчеркнуть, что технический регламент не должен содержать требования к качеству и потребительским свойствам продукции, поскольку такие требования должны регулироваться рыночными отношениями, а не административными мерами. К ним, например, относятся показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, характеристики совместимое с другими изделиями и т. п.

Не должны содержаться в техническом регламенте требования к конструкции и исполнению объекта технического регулирования, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей безопасности.

Федеральным законом «О техническом регулировании» (действует с 2003 года) предусмотрена норма, согласно которой система технических регламентов должна быть полностью разработана и введена в действие в течение 7 лет, то есть до 2010 года. После этого срока для отраслей и видов деятельности, в отношении которых технические регламенты не будут приняты, действие всех предыдущих нормативов прекращается.

На протяжении всего «переходного периода» ГОСТы будут оставаться обязательными элементами в части безопасности продукции и недопущения обмана потребителей. Те производители, которые захотят по-прежнему ориентироваться на ГОСТы, смогут пользоваться ими, как и прежде. На них же будут ориентироваться и те потребители, которые больше доверяют ГОСТам. ГОСТы будут заменяться техническими регламентами постепенно, в течение семи лет.

В процессе создания технического законодательства все обязательные для исполнениятребования, содержавшиеся в ранее введенных стандартах (и других нормативных актах – СанПиНах, СНИПах и пр.) после ревизии и необходимой коррекциипереходят в технические регламенты.

Специфика технических регламентов и стандартов

Отличительной особенностью технических регламентов является их обязательный характер, а особенностью стандартов является их добровольный характер.

Технические регламенты должны содержать все необходимые для обеспечения безопасности продукции и процессов требования в качестве норм прямого действия. Какие-либо (явные или неявные) ссылки на стандарты и иные нормативные акты в российском законодательстве не применяются.

Стандарты имеют статус документов исключительно рекомендательного характера.

Не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам. Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности, требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом, а также не могут содержать параметров конструкции или изготовления, не обеспечивающих выполнения требований соответствующего технического регламента.

Стандарты, не обеспечивающие выполнения норм технического регламента, не соответствуют законодательно предъявляемым к стандартам требованиям закона, а потому не могут применяться на территории РФ.

Соответствие требований национальных стандартов требованиям технических регламентов гарантируется предусмотренными Законом процедурами разработки и принятия национальных стандартов, включая экспертизу проектов национальных стандартов.

Соответствие требований стандартов организаций требованиям технических регламентов согласно может удостоверяться через экспертизу Национального органа по стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются любым лицом и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с процедурой, установленнойзаконом (опубликование уведомлений о разработке, сбор замечаний в срок не менее двух месяцев, публичное обсуждение, опубликование уведомлений о завершении обсуждения, экспертиза и пр.). Утверждение национальных стандартов без соблюдения указанной процедуры является незаконным.

Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов.

Поскольку национальные стандарты не могут противоречить техническим регламентам, их принятие возможно только после принятия технических регламентов.

Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не кконструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев. Стандарты могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и исполнения.

Кроме того, области применения стандартов могут не совпадатьс областями применения технических регламентов.

Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента. Стандарты могут также содержать нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.

Таким образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, носят не нормативный, а исключительно информационный характер.

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция)

  • Федеральный закон
    • Раздел I. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности
      • Глава 1. Общие положения
        • Статья 1. Цели и сфера применения технического регламента
        • Статья 2. Основные понятия
        • Статья 3. Правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности
        • Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности
        • Статья 5. Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты
        • Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
        • Статья 6.1. Идентификация объектов защиты
      • Глава 2. Классификация пожаров и опасных факторов пожара
        • Статья 7. Цель классификации пожаров и опасных факторов пожара
        • Статья 8. Классификация пожаров
        • Статья 9. Опасные факторы пожара
      • Глава 3. Показатели и классификация пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов
        • Статья 10. Цель классификации веществ и материалов по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
        • Статья 11. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов
        • Статья 12. Классификация веществ и материалов (за исключением строительных, текстильных и кожевенных материалов) по пожарной опасности
        • Статья 13. Классификация строительных, текстильных и кожевенных материалов по пожарной опасности
      • Глава 4. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности и классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
        • Статья 14. Цель классификации технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
        • Статья 15. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности технологических сред
        • Статья 16. Классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности
      • Глава 5. Классификация пожароопасных и взрывоопасных зон
        • Статья 17. Цель классификации
        • Статья 18. Классификация пожароопасных зон
        • Статья 19. Классификация взрывоопасных зон
      • Глава 6. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
        • Статья 20. Цель классификации
        • Статья 21. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
        • Статья 22. Классификация пожарозащищенного электрооборудования
        • Статья 23. Классификация взрывозащищенного электрооборудования
      • Глава 7. Классификация наружных установок по пожарной опасности
        • Статья 24. Цель классификации наружных установок по пожарной опасности
        • Статья 25. Определение категорий наружных установок по пожарной опасности
      • Глава 8. Классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности
        • Статья 26. Цель классификации зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности
        • Статья 27. Определение категории зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности
      • Глава 9. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков
        • Статья 28. Цель классификации
        • Статья 29. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков
        • Статья 30. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по степени огнестойкости
        • Статья 31. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по конструктивной пожарной опасности
        • Статья 32. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности
        • Статья 33. Классификация зданий пожарных депо
      • Глава 10. Пожарно-техническая классификация строительных конструкций и противопожарных преград
        • Статья 34. Цель классификации
        • Статья 35. Классификация строительных конструкций по огнестойкости
        • Статья 36. Классификация строительных конструкций по пожарной опасности
        • Статья 37. Классификация противопожарных преград
      • Глава 11. Пожарно-техническая классификация лестниц и лестничных клеток
        • Статья 38. Цель классификации
        • Статья 39. Классификация лестниц
        • Статья 40. Классификация лестничных клеток
      • Глава 12. Классификация пожарной техники
        • Статья 41. Цель классификации
        • Статья 42. Классификация пожарной техники
        • Статья 43. Классификация и область применения первичных средств пожаротушения
        • Статья 44. Классификация мобильных средств пожаротушения
        • Статья 45. Классификация установок пожаротушения
        • Статья 46. Классификация средств пожарной автоматики
        • Статья 47. Классификация средств индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре
      • Глава 13. Система предотвращения пожаров
        • Статья 48. Цель создания систем предотвращения пожаров
        • Статья 49. Способы исключения условий образования горючей среды
        • Статья 50. Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания
      • Глава 14. Системы противопожарной защиты
        • Статья 51. Цель создания систем противопожарной защиты
        • Статья 52. Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара
        • Статья 53. Пути эвакуации людей при пожаре
        • Статья 54. Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
        • Статья 55. Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара
        • Статья 56. Система противодымной защиты
        • Статья 57. Огнестойкость и пожарная опасность зданий и сооружений
        • Статья 58. Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций
        • Статья 59. Ограничение распространения пожара за пределы очага
        • Статья 60. Первичные средства пожаротушения в зданиях и сооружениях
        • Статья 61. Автоматические и автономные установки пожаротушения
        • Статья 62. Источники противопожарного водоснабжения
        • Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности
        • Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности
    • Раздел II. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов
      • Глава 15. Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности
        • Статья 65. Требования к документации при планировке территорий поселений и городских округов
        • Статья 66. Размещение взрывопожароопасных объектов на территориях поселений и городских округов
        • Статья 67. Утратила силу
        • Статья 68. Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов
      • Глава 16. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями
        • Статья 69. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и лесничествами
        • Статья 70. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов до граничащих с ними объектов защиты
        • Статья 71. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты
        • Статья 72. Утратила силу
        • Статья 73. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов до зданий и сооружений
        • Статья 74. Противопожарные расстояния от газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов до соседних объектов защиты
        • Статья 75. Утратила силу
      • Глава 17. Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны
        • Статья 76. Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах
        • Статья 77. Требования пожарной безопасности к пожарным депо
    • Раздел III. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений
      • Глава 18. Общие требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений
        • Статья 78. Требования к проектной документации на объекты строительства
        • Статья 79. Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений
        • Статья 80. Требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий и сооружений
      • Глава 19. Требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
        • Статья 81. Требования к функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
        • Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений
        • Статья 83. Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации
        • Статья 84. Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях
        • Статья 85. Требования к системам противодымной защиты зданий и сооружений
        • Статья 86. Требования к внутреннему противопожарному водоснабжению
        • Статья 87. Требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков
        • Статья 88. Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках
        • Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам
        • Статья 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений
        • Статья 91. Оснащение помещений, зданий и сооружений, оборудованных системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения
    • Раздел IV. Требования пожарной безопасности к производственным объектам
      • Глава 20. Общие требования пожарной безопасности к производственным объектам
        • Статья 92. Требования к документации на производственные объекты
        • Статья 93. Нормативные значения пожарного риска для производственных объектов
        • Статья 93.1. Требования пожарной безопасности к технологическому оборудованию с обращением пожароопасных, пожаровзрывоопасных и взрывоопасных технологических сред
      • Глава 21. Порядок проведения анализа пожарной опасности производственного объекта и расчета пожарного риска
        • Статья 94. Последовательность оценки пожарного риска на производственном объекте
        • Статья 95. Анализ пожарной опасности производственных объектов
        • Статья 96. Оценка пожарного риска на производственном объекте
      • Глава 22. Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта
        • Статья 97. Размещение подразделений пожарной охраны и пожарных депо на производственных объектах
        • Статья 98. Требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта
        • Статья 99. Требования к источникам противопожарного водоснабжения производственного объекта
        • Статья 100. Требования к ограничению распространения пожара на производственном объекте
    • Раздел V. Требования пожарной безопасности к пожарной технике
      • Глава 23. Общие требования
        • Статья 101. Требования к пожарной технике
        • Статья 102. Требования к огнетушащим веществам
        • Статья 103. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации
        • Статья 104. Требования к автоматическим и автономным установкам пожаротушения
      • Глава 24. Требования к первичным средствам пожаротушения
        • Статья 105. Требования к огнетушителям
        • Статья 106. Требования к пожарным кранам
        • Статья 107. Требования к пожарным шкафам
      • Глава 25. Требования к мобильным средствам пожаротушения
        • Статья 108. Требования к пожарным автомобилям
        • Статья 109. Требования к пожарным летательным аппаратам, поездам и судам
        • Статья 110. Требования к пожарным насосам и мотопомпам
      • Глава 26. Требования к автоматическим установкам пожаротушения
        • Статья 111. Требования к автоматическим установкам жидкостного и пенного пожаротушения
        • Статья 112. Требования к автоматическим установкам газового пожаротушения
        • Статья 113. Требования к автоматическим установкам порошкового пожаротушения
        • Статья 114. Требования к автоматическим установкам аэрозольного пожаротушения
        • Статья 115. Требования к автоматическим установкам комбинированного пожаротушения
        • Статья 116. Требования к роботизированным установкам пожаротушения
        • Статья 117. Требования к автоматическим установкам сдерживания пожара
      • Глава 27. Требования к средствам индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре
        • Статья 118. Требования к средствам индивидуальной защиты пожарных
        • Статья 119. Требования к средствам индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных
        • Статья 120. Требования к специальной защитной одежде пожарных
        • Статья 121. Требования к средствам защиты рук, ног и головы пожарных
        • Статья 122. Требования к средствам самоспасания пожарных
        • Статья 123. Требования к средствам индивидуальной защиты и спасения граждан при пожаре
      • Глава 28. Требования к пожарному инструменту и дополнительному снаряжению пожарных
        • Статья 124. Требования к пожарному инструменту
        • Статья 125. Требования к дополнительному снаряжению пожарных
      • Глава 29. Требования к пожарному оборудованию
        • Статья 126. Общие требования к пожарному оборудованию
        • Статья 127. Общие требования к пожарным гидрантам и колонкам
        • Статья 128. Требования к пожарным рукавам и соединительным головкам
        • Статья 129. Требования к пожарным стволам, пеногенераторам и пеносмесителям
        • Статья 130. Требования к пожарным рукавным водосборникам и пожарным рукавным разветвлениям
        • Статья 131. Требования к пожарным гидроэлеваторам и пожарным всасывающим сеткам
        • Статья 132. Требования к ручным пожарным лестницам
    • Раздел VI. Требования пожарной безопасности к продукции общего назначения
      • Глава 30. Требования пожарной безопасности к веществам и материалам
        • Статья 133. Требования пожарной безопасности к информации о пожарной опасности веществ и материалов
        • Статья 134. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях
        • Статья 135. Требования пожарной безопасности к применению текстильных и кожевенных материалов, к информации об их пожарной опасности
        • Статья 136. Требования к информации о пожарной безопасности средств огнезащиты
      • Глава 31. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям и инженерному оборудованию зданий и сооружений
        • Статья 137. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям
        • Статья 138. Требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования и противодымной защиты
        • Статья 139. Требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию систем мусороудаления
        • Статья 140. Требования пожарной безопасности к лифтам
      • Глава 32. Требования пожарной безопасности к электротехнической продукции (статья 141, статья 142, статья 143). — Утратила силу
    • Раздел VII. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
      • Глава 33. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
        • Статья 144. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
        • Статья 145. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
        • Статья 146. Схемы подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности
        • Статья 147. Порядок проведения сертификации
        • Статья 148. Дополнительные требования, учитываемые при аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)
        • Статья 149. Особенности подтверждения соответствия веществ и материалов требованиям пожарной безопасности
        • Статья 150. Особенности подтверждения соответствия средств огнезащиты
    • Раздел VIII. Заключительные положения
      • Глава 34. Заключительные положения
        • Статья 151. Заключительные положения
        • Статья 152. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Приложение
    • Таблица 1. Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния
    • Таблица 2. Классификация горючих строительных материалов по значению показателя токсичности продуктов горения
    • Таблица 3. Классы пожарной опасности строительных материалов
    • Таблица 4. Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от внешних твердых предметов
    • Таблица 5. Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от проникновения воды
    • Таблица 6. Порядок определения класса пожарной опасности строительных конструкций. — Утратила силу
    • Таблицы 7 — 11. Утратили силу
    • Таблица 12. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений на территориях складов нефти и нефтепродуктов до граничащих с ними объектов защиты
    • Таблица 13. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений до складов горючих жидкостей
    • Таблица 14. Категории складов для хранения нефти и нефтепродуктов
    • Таблица 15. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива до граничащих с ними объектов
    • Таблица 16. Противопожарные расстояния от мест организованного хранения и обслуживания транспортных средств. — Утратила силу
    • Таблица 17. Противопожарные расстояния от резервуара на складе общей вместимостью до 10 000 кубических метров при хранении под давлением или 40 000 кубических метров при хранении изотермическим способом до зданий и сооружений объектов, не относящихся к складу
    • Таблица 18. Противопожарные расстояния от складов сжиженных углеводородных газов общей вместимостью от 10 000 до 20 000 кубических метров при хранении под давлением либо от 40 000 до 60 000 кубических метров при хранении изотермическим способом в надземных резервуарах или от 40 000 до 100 000 кубических метров при хранении изотермическим способом в подземных резервуарах, входящих в состав товарно-сырьевой базы, до промышленных и гражданских объектов
    • Таблица 19. Противопожарные расстояния от резервуарных установок сжиженных углеводородных газов до объектов защиты
    • Таблица 20. Противопожарные расстояния от резервуарных установок сжиженных углеводородных газов до объектов защиты
    • Таблица 21. Соответствие степени огнестойкости и предела огнестойкости строительных конструкций зданий, сооружений и пожарных отсеков
    • Таблица 22. Соответствие класса конструктивной пожарной опасности и класса пожарной опасности строительных конструкций зданий, сооружений и пожарных отсеков
    • Таблица 23. Пределы огнестойкости противопожарных преград
    • Таблица 24. Пределы огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах
    • Таблица 25. Требования к элементам тамбур-шлюза
    • Таблица 26. Нормы комплектации многофункциональных интегрированных пожарных шкафов. — Утратила силу
    • Таблица 27. Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности строительных материалов
    • Таблица 28. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации
    • Таблица 29. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зальных помещениях, за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов
    • Таблица 30. Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности текстильных и кожевенных материалов и для нормирования требований

Открыть полный текст документа