Внешний и внутренний аудит

Аудиторские проверки могут подразделяться по различным признакам – периоду, проверяемым объектам, критериям существенности и т.п. В зависимости от статуса проверяющих различают внутренний и внешний аудит. Рассмотрим, в чем состоит сходство и различие между внешним и внутренним аудитом.

Сходство между внутренним и внешним аудитом

Сходные черты, объединяющие внутренний и внешний аудит, касаются, главным образом, общих подходов к проведению аудита. Такие принципы, как объективность, независимость, компетентность, добросовестность, соблюдение конфиденциальности должны безусловно соблюдаться при проведении любой аудиторской проверки.

Если же говорить о проведении проверки более конкретно, то здесь внутренний и внешний аудит имеют между собой гораздо больше различий, чем общих черт.

Отличие внутреннего аудита от внешнего

  1. По цели аудита. Внутренний аудит ориентирован в первую очередь на потребности руководства компании, а внешний – на потребности сторонних пользователей (инвесторы, банки, налоговые органы и т.п.)
  2. По объекту. При внешнем аудите обычно проверяется только достоверность бухгалтерской отчетности. Внутренний аудит, как правило, направлен на проверку эффективности работы предприятия в целом или отдельных бизнес-процессов.
  3. По нормативной базе. Внутренний аудит регламентируется внутренними документами компании, внешний – законодательными актами и международными стандартами.
  4. По исполнителям. Внутренний аудит осуществляется сотрудниками самой проверяемой компании, а внешний – работниками сторонней аудиторской фирмы. В этой связи следует отметить, что принцип независимости для внутреннего аудита носит скорее декларативный характер. Причиной является то, что зачастую проверяемые и проверяющие связаны отношениями подчиненности или взаимодействуют по «горизонтали» в процессе обычной деятельности вне рамок проверки.
  5. По оплате. Внешний аудит проводится на основании договора, заключенного с аудиторской фирмой или отдельным аудитором – частным предпринимателем. Оплата осуществляется в соответствии с договором. При внутреннем аудите работу выполняют сотрудники компании, получающие свои обычные должностные оклады.
  6. По периодичности. Внешний аудит проводится, как правило, раз в год с целью подтверждения достоверности годовой отчетности. Внутренний может осуществляться и чаще, например, ежеквартально, либо по отдельным запросам руководства компании.
  7. По результатам и их предоставлению. Результатом «внешней» проверки обычно является заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности. Оно прилагается к данной отчетности и публикуется в случаях, предусмотренных законом. При внутреннем аудите заключение может быть более развернутым, включать аналитические материалы. Данный документ предоставляется только руководству компании.

Выводы

В зависимости от того, являются ли проверяющие специалисты сотрудниками проверяемой компании, различают внешний и внутренний аудит. Сходство между этими видами аудита касается только общих принципов, на которых базируется аудиторская деятельность. Если же говорить о конкретных аспектах проведения проверки, то здесь в большей степени проявляется отличие внутреннего аудита от внешнего.

Понятие внутреннего аудита и различие между внешним и внутренним аудитом

Сергей Уткин, внутренний аудитор, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»

Понятие внутреннего аудита

В настоящее время существует разная литература о внутреннем аудите, в которой можно встретить различные понятия внутреннего аудита, его определения и толкования. Кто-то считает внутренний аудит процессом, подчиненным внутреннему контролю, или его элементом, кто-то – контрольной или оценочной деятельностью, кто-то – деятельностью по обеспечению руководства качественной информацией и т.д.

Всё международное сообщество признаёт определение международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, или The IIA): «Внутренний аудит – это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления».

Данное определение полным образом охватывает основные характеристики внутреннего аудита в его современном понятии и дает его точное понимание. Исходя из него, очевидно, что внутренний аудит является одной из функций управления.

Руководство и собственники организации ожидают и хотят быть уверены, что поставленные цели будут достигнуты, а плановые показатели будут выполнены, и при этом деятельность организации и действия сотрудников соответствуют действующему законодательству, установленным технологиям, принятым принципам и правилам и т.п. Для обеспечения этого в организации создаются и внедряются системное управление рисками и постоянно повышается эффективность системы внутреннего контроля и аудита.

Соответственно, объектом работы подразделения внутреннего аудита может стать любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации, например: снабжение товарно-материальными запасами, управление персоналом, процесс подготовки финансовой (бухгалтерской), управленческой отчетности, информационные технологии, корпоративная культура и пр.

Отличительными особенностями внутреннего аудита являются:

  1. Независимость: внутренние аудиторы не принимают непосредственного участия в проверяемом процессе и организационно не подчинены руководителям процесса.

  2. Объективность: беспристрастность оценок и выводов внутренних аудиторов.

  3. Системность и последовательность подхода: какие направления/ вопросы исследовать/ проверять; что проверять в первую очередь, как часто; широта и глубина охвата деятельности организации исследованиями/проверками и пр.

Приоритетность в работе внутреннего аудита определяется собственниками и руководством организации, как правило, на основе понимания и оценок существующих рисков и видения проблемных вопросов деятельности.

Необходимость существования внутреннего аудита для бизнеса давно признана в России. Для некоторых отраслей и организаций наличие выделенной функции внутреннего контроля и аудита является обязательным, что регулируется законодательством РФ. Речь идет о банковской и страховой отраслях, государственной компании «Росавтодор», государственных корпорациях (Росатом, Роскосмос и др.)). Например, в законодательстве РФ существуют следующие нормативные акты, регулирующие внутренний аудит в различных отраслях и отдельных организациях (перечень не является полным; актуален на 2018 год):

Внутренний контроль и внутренний аудит страховщика

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. 2013 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Внутренний аудит в ЦБ РФ

Статья 95 Глава 15 Закона о Центральном банке РФ

Внутренний аудит в Агентстве по страхованию вкладов

Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках

Внутренний аудит в Банке Развития

Статья 8 Закона о Банке Развития (Внешэкономбанке)

Внутренний аудит в Росавтодоре

Статья 20 Закона о государственной компании Росавтодор

Внутренний аудит в Росатоме

Статья 32 Закона о государственной корпорации Росатом

Внутренний аудит в Роскосмосе

Статья 32 Закона о государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»

Задачи по совершенствованию корпоративного управления, предусмотренные государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 (ред. от 31.03.2017)

Меры по совершенствованию методологической базы осуществления внутреннего государственного (муниципального) контроля (в составе государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»)

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 30.03.2017)

Планируемые меры по развитию систем внутреннего контроля и аудита (в составе Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.)

Программа утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р

Планируемые Правительством РФ меры по законодательному закреплению организации внутреннего аудита и системы внутреннего контроля и управления рисками

В рамках Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование корпоративного управления» (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.06.2016 № 1315-Р)

Различие между внешним и внутренним аудитом

При всей схожести работы внутренних и внешних аудиторов (планирование деятельности, документирование действий, подготовка отчетов по результатам, следование стандартам/правилам и т.п.) имеется ряд существенных, можно сказать, принципиальных, отличий.

  1. Объект и результат аудита

    а. Для внешнего аудита объектом работы является финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, и результатом работы внешнего аудита является заключение о ее достоверности. Соответственно, все действия специалистов внешнего аудита нацелены на получение подтверждений или опровержений достоверности показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности, что, в свою очередь определяет, каким будет заключение (согласно Международным стандартам аудита) – модифицированным, не модифицированным, отказ в подтверждение ФО; заключение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой.

    б. Для внутреннего аудита объектом работы является абсолютно любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации, с целью оценки эффективности и экономичности операций, а также соблюдения требований законодательства. Например:

  • Снабжение товарно-материальными запасами: план закупок, выбор поставщика, складское хозяйство (приемка-хранение-выдача в производство) и проч.

  • Управление персоналом, включая процессы найма, повышения квалификации, оплаты труда и мотивации сотрудников.

  • Процесс подготовки финансовой (бухгалтерской), а также и управленческой отчетности, включая контроли полноты, своевременности и точности отражения в учете выполненных операций.

  • Информационные технологии, начиная от вопросов внедрения до проверки контролей правильности работы алгоритмов.

  • Работа конкретных производственных объектов от соответствия выработки продукции утвержденным планам до эффективности загрузки отдельных производственных мощностей – предприятий, цехов, участков, вплоть до конкретных станков, если необходимо.

  • Корпоративная культура, начиная от следования сотрудниками установленным в организации принципам и правилам работы и поведения, вплоть до деловой этики и контроля конфликтов интересов.

Результатом работы внутреннего аудита является повышение эффективности деятельности проверенного процесса, функционального направления, системы и, через это, организации в целом.

  1. Периодичность работы и специфика

    а. Внешний аудит проверяет совершённые операции и деятельность организации по завершении отчетного периода (как правило, год, иногда полугодие, 9 месяцев), когда еще существует возможность внести корректировки в учётные регистры и изменить показатели отчетности, но нет никакой возможности исправить уже принятые управленческие решения и их влияние на процессы и эффективность/результаты деятельности.

    б. Внутренний аудит выполняет работу непрерывно в ходе осуществления организацией деятельности и операций. Соответственно, еще имеется возможность внести корректировки в принимаемые и даже принятые управленческие решения, чтобы обеспечить должную эффективность и результаты деятельности.

    Основные пользователи

    а. Пользователями результатов работы внешнего аудита (заключения о достоверности отчетности) являются в основном внешние для организации пользователи: государственные органы (налоговая инспекция, социальные фонды и пр.), акционеры, инвесторы, кредиторы и т.п.

    б. Пользователями результатов работы внутреннего аудита являются руководители и специалисты организации, непосредственно участвующие в процессах, и собственники (через Совет директоров/Комитет по аудиту).

Основные различия между внешним и внутренним аудитом кратко сведены в таблице ниже:

Внешний аудит

Внутренний аудит

Результат

Выражение мнения о достоверности финансовой отчетности организации.

Повышение эффективности деятельности компании, уверенность в достижении организацией поставленных целей, результатов.

Основные
пользователи результата

Инвесторы, акционеры, кредиторы, государственные органы.

Совет директоров (Комитет по аудиту), руководство организации, в первую очередь, высшего уровня.

Объект
аудита

Финансовая, бухгалтерская отчетность организации. Система внутреннего контроля в части подготовки финансовой, бухгалтерской отчетности.

Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления.

Специфика

Фокусируется на уже выполненных операциях и событиях, способных оказать существенное воздействие на финансовую, бухгалтерскую отчетность организации; не рассматривает вопросы экономической обоснованности управленческих решений.

Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению организацией поставленных целей; дает оценку экономической обоснованности управленческих решений.

Периодичность

Проверка операций и данных, как правило, уже по окончании отчетного периода.

Непрерывная проверка систем, процессов, операций и данных на основе годового плана аудитов, а также срочных заданий Совета директоров/ Комитета по аудиту и руководства.

Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля

Тема: Внешний и внутренний контроль

Понятие внешнего и внутреннего контроля.

Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля.

Практические аспекты реализации алгоритмов внутреннего контроля на примере построения организационной модели внутреннего контроля процесса продаж.

Понятие внешнего и внутреннего контроля.

1. По характеру организации взаимоотношений субъекта и объекта контроля различают внешний и внутренний контроль.

Внутренним контроль является тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну и ту же систему. Внутренний контроль может быть предусмотрен уставом организации или заложен в должностных инструкциях сотрудников. Объектом внутреннего контроля является производственная, финансово-хозяйственная деятельность, а именно технологические процессы, нормативное хозяйство, качество продукции и её соответствие потребностям рынка, а так же весь спектр финансовых показателей. Помимо общих контрольных задач перед внутренним контролем стоит задача соизмерения затрат и результатов хозяйствования.

Важную роль в организации внутреннего контроля играет уровень автоматизации технологического процесса и степень точности отражения его стадий в документации, т.е. организация документооборота.

Роль внутреннего контроля возросла с развитием рыночных отношений и частной собственности. Формы организации внутреннего контроля могут быть различными:

— служба внутреннего аудита;

— ревизионная служба бухгалтерии;

— независимый ревизионный отдел и др.

Одним из условий эффективного функционирования внутреннего контроля является его оперативность. Это позволяет:

— обеспечить связь контроля с регулированием производства;

— использовать в текущем управлении оперативную контрольную информацию, полученную с учётом принципа обратной связи, что обеспечивает динамичность принятия управленческих решений.

Т.о., надлежащий внутренний контроль непосредственно участвует в формировании конечных результатов хозяйствования.


Среди задач, стоящих перед внутренним контролем можно назвать следующие:

— предупреждение на стадии зарождения хозяйственной операции различного рода отклонения, возникновение которых может нарушить нормальный режим функционирования объекта контроля. Решение этой задачи отражает возможность превентивного воздействия на объект (предупреждение отклонений).;

— снижение вероятности возникновения отклонений непосредственно в ходе функционирования объекта;

— выявление допущенных отклонений.

Например, субъект контроля – сохранность товарно-материальных ценностей. Первая задача решается оценкой условий хранения, ввоза-вывоза ценностей, охраной помещения, эффективности документооборота и т.д. Вторая задача выражается в постоянной проверке наличия ТМЦ МОЛ. Третья задача – плановая инвентаризация.

При организации контроля предпочтение должно быть отдано решению первых двух задач, т.к. они позволяют своевременно предупредить нарушения. В противном случае служба внутреннего контроля будет заниматься констатацией имеющихся нарушений.

Контроль называется внешним, если он выражается в двух основных формах:

-выдача различного рода разрешений;

— выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности.

Выдача разрешений на вид деятельности осуществляется контролирующими органами в следующих формах:

— аккредитация и лицензирование – подтверждение способности эффективно и качественно осуществлять установленную деятельность, что выражается в виде выдачи соответствующего разрешения;

— экспертиза – проводится для оценки эффективности деятельности или её результатов;

— сертификация – подтверждение того, что продукция или услуги соответствуют требованиям ГОСТа или техническим условиям. Имеет целью защитить потребителя и, как правило, в обязательном порядке устанавливается законом.

Выявление нарушений в рамках внешнего контроля связано с соблюдением законодательных норм. Внешний контроль проводится как государственными органами, так и независимыми организациями. Основные его направления надо рассматривать в соответствии с понятием контроля.

Вид контроля Пример направления контроля Органы контроля
общий контроль сохранность имущества МЧС, Органы пожарной безопасность и т.д.
экономический контроль наблюдение за экономической ситуацией Органы статистики
финансовый контроль эффективность использования бюджетных средств Счётная палата

Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля.

Связь внешнего и внутреннего контроля выражается прежде всего в том, что они определены общей целью – это проверка соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности. Степень такой связи может быть различной и зависеть:

1) от уровня организации внутреннего контроля;

2) от подверженности предприятия внешнему контролю.

Однако независимо от степени связи при внешних проверках используются результаты внутреннего контроля. Это необходимо для оценки эффективности внутреннего контроля и определения объема информации внешней проверки. Т.о. при достаточно эффективном функционировании обоих видов контроля предприятие всесторонне охвачено контрольными действиями.

Внешний и внутренний контроль так же объединяют единые методические приёмы проведения.

Отличия внутреннего и внешнего контроля

Отличие внешний внутренний
Обязательность осуществления обязателен обязателен по внутренним нормативным документам
Пользователи информации внешние внутренние
Объем проверяемой информации ограничен в зависимости от вида проверки полная возможность доступа к любой информации
Зависимость содержания от поставленных задач определяется контрольным органом зависит от задач управления
Зависимость от руководства проверяемой организации независимый зависимый
Перманентность (постоянство) осуществляется только в период проверки наличие возможности последующего контроля.

Основные отличия аудита от ревизии

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные отличия аудита от ревизии

аудит ревизия финансовый контроль

Сегодня появился ряд специальных изданий по аудиту применительно к отечественной практике, где понятие «ревизия» механически заменяется на «аудит», т.е. авторы данных изданий не видят принципиальных различий между указанными понятиями.

По мнению многих российских исследователей, аудит — ??? та же ревизия, только называется по-другому.

Свою точку зрения они обосновывают тем, что аудит и ревизия имеют одну и ту же методологическую и методическую основу при проведении проверок, одну и ту же цель, а именно: проверку ??????????ия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Появление аудита они связывают с закономерным процессом преобразования одной формы контроля в другую, при ???м считают, что само содержание контроля существенных изменений не претерпело (см., например, ).

На практике можно встретить и иные случаи, когда роль ревизии чрезмерно сужается и ???дится преимущественно к выполнению методических приемов фактического контроля, чаще всего — к инвентаризации имущества (например, ревизии кассы, товаров на складе и т.п.). При ???м подходе квалификация ревизоров рассматривается как невысокая и необходимая исключительно для того, ???бы фактически снять остатки имущества и сравнить полученную информацию с данными бухгалтерского учета. (На ряде крупных промышленных предприятий ревизоры, согласно закрепленным за ними должностным обязанностям, выполняют именно эту функцию — инвентаризацию остатков незавершенного производства, материалов, готовой продукции и т.д.).

Приведенные выше мнения, на наш взгляд, ошибочны и объясняютсятрадиционно не совсем глубоким, а иногда и просто поверхностным взглядом на контроль, его сущность, задачи, функции и формы осуществления. По мнению авторов настоящего издания, ревизия и аудит — самостоятельные формы финансово-хозяйственного контроля.

Проводя анализ понятия аудита, данного в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» , можно выявить два характерных признака, одновременное соблюдение к????ых позволяет определенный вид деятельности считать аудитом:

1. аудит — ??? предпринимательская деятельность;

2. аудит — деятельность по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Здесь специально не рассматривается понятие независимости аудита, поскольку последнее будет принципом контроля вообще, а не признаком, характеризующим исключительно аудит (рис. 4).

Рисунок № 4. Аудит и ревизия по отношению к проверяемому экономическому субъекту

Приступая к анализу официального термина «аудит» заметим, что определение предпринимательской деятельности дается в Части I Гражданского кодекса РФ , согласно к????ому (ст. 2), «…предпринимательской будет самостоятельная, осуществляемая на ???й риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в ???м качестве в установленном законом порядке». Отношения между аудиторской организацией и аудируемым лицом регламентируются заключаемым между ними договором возмездного оказания услуг, по к????ому аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) выступают в роли исполнителя, а аудируемое лицо — заказчиком (см. гл. 39 ГК РФ). При ???м и аудиторская организация (индивидуальный аудитор), и аудируемое лицо будут равными участниками (ст. 1), т.е. самостоятельными и независимыми друг от друга хозяйствующими субъектами. Следует отметить также, что ключевой принцип при заключении договора — ???бода договора (ст. 421 ГК РФ), выражаемая, в частности, в ???бодном выборе контрагента. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что ???йством аудита считается горизонтальный тип отношений «проверяющий — проверяемый».

Ревизия, напротив, характеризуется вертикальным («административным») типом отношений. Действительно, ревизия назначается вышестоящим органом управления, к????ым может быть собрание акционеров (в акционерном обществе), собрание участников (в обществе с ограниченной ответственностью) и т.д., либо вышестоящим должностным лицом — руководителем (для проверяемого подразделения внутри организации).Ревизия может быть внутрисистемной (в рамках холдинга) или внутрихозяйственной (в рамках одного предприятия).

Решение о проведении ревизии оформляется распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя, протоколом собрания акционеров и т.п.). Цель ревизии (за исключением ряда случаев, прямо предусмотренных законодательством) также устанавливается не законом, а лицом (органом управления), назначившим проверку, указывается в распорядительном документе о проверке и чаще всего заключается в том, ???бы определить, насколько назначенный менеджер нижестоящего уровня в управленческой иерархии реализует волю стоящего над ним собственника (руководителя).

Считается, ‘что ревизионный контроль в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством СССР был средством закрепления государственной власти. По существу, ту же цель преследует ревизия в рыночных условиях, изменился исключительно характер собственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Далее, согласно законодательному определению, целью аудита будет «… выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и ??????????ии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Под достоверностью понимается «… степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, к????ая позволяет пользователю ???й отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на данных выводах обоснованные решения» (п. 3 ст. 1 указанного закона).

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в круг задач аудитора прямо не входит исследование вопросов эффективности деятельности аудируемой организации, целевого расходования средств, ??????????ия управленческих решений стратегическим задачам развития бизнеса и т.д.

Согласно закону, аудит (понимаемый как собственно аудит — без учета услуг, сопутствующих ему) ограничен исключительно проверкой бухгалтерского учета и отчетности, а все иные вопросы, к????ые в нашей стране традиционно рассматривались в ходе ревизии, исключены из целей аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Это и понятно. Внешние и внутренние пользователи информации, в т.ч. собственники организации, всю интересующую их информацию могут получить непосредственно путем чтения финансовой отчетности.Материал опубликован на http://зачётка.рф

По???му они заинтересованы исключительно в том, ???бы бухгалтерский учет и составляемая на его основе финансовая отчетность были достоверными, поскольку только на базе правильной учетной информации можно сделать верные выводы и принять правильные управленческие решения. То же самое можно увидеть в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», согласно п. 3 ст. 1 к????ого задачей бухгалтерского учета будет «… формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности» . Иначе говоря, аудитор должен исключительно оценить степень достоверности отчетности, все остальное входит в компетенцию ее пользователей.

Анализ исторического развития контроля также позволяет констатировать, что аудит (в современном его представлении) появился в Англии, Франции, США из-за потребности в объективной оценке отчетности акционерного товарищества с тем, ???бы иметь достоверные данные о действительном финансовом состоянии предприятия и результатах его хозяйствования за определенный период.

Напротив, при проведении ревизии рассматриваются разные вопросы, в т.ч. о состоянии организации бухгалтерского учета и составления отчетности. Материал опубликован на http://зачётка.рф При этом рамками данного вопроса ревизиятрадиционно не ограничивается. Ее задачи связаны также с оценкой эффективности деятельности структурных подразделений, отдельных управленческих решений, выявлением случаев нерационального расходования средств, хищений, злоупотреблений и т.д. В случае если полностью абстрагироваться от других ???йств аудита и ревизии, то можно сделать вывод о том, что в рамках охватываемых проверкой вопросов аудит служит частью (этапом) ревизионного процесса.

Именно в данных двух направлениях, на наш взгляд, прослеживается принципиальное различие между аудитом и ревизией.

В связи с данным интересно рассмотреть понятие так называемого внутреннего аудита. Согласно отечественному стандарту аудита «Изучение и использование работы внутреннего аудита», под последним понимается «организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля». Внутренний аудит создается в каждой организации индивидуально исходя из особых целей и задач, поставленных перед внутренними аудиторами руководством или собственником организации. На практике внутренний аудит решает широкий спектр задач, в т.ч. проводит проверку бухгалтерского учета и отчетности, оценку эффективности деятельности структурных подразделений организации и системы внутреннего контроля и т.д.

В случае если соотнести определения внутреннего аудита, собственно аудита, нашедшего отражение в законе, а также ревизии, можно сделать вывод о том, что первому из них присущи, скорее, признаки ревизии, чем аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Действительно, внутренний аудит не будет предпринимательской деятельностью, решение о проведении проверки принимается «сверху» и оформляется распорядительным документом. Данная форма контроля не ограничивается рамками проверки бухгалтерского учета и составления отчетности проверяемой организации, а решает специальные задачи. Рассматривая другие отличия аудита от ревизии, изложенные ниже, можно выявить также иные моменты, общие для ревизии и внутреннего аудита.

Для того ???бы составить более четкое представление, основные различия аудита и ревизии отразим в табл. 1.

Таблица 1 Основные различия между аудитом и ревизией

Признак сравнения

Аудит

Ревизия

Нормативное регулирование

На уровне государства (закон, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), с соблюдением правил (стандартов): федеральных, внутренних для профессиональных аудиторских объединений, отдельных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Внутренние нормативные документы (положения, стандарты). Отдельные обязательные случаи деятельности ревизионных комиссий определены законодательством

Вид деятельности

Предпринимательская, осуществляется на базе договора возмездного оказания услуг

Как правило, не будет предпринимательской: осуществляется на базе распорядительного документа (решение, протокол, приказ, распоряжение и др.). В ряде случаев может проводиться на основании договора возмездного оказания услуг

Тип отношений «проверяющий — проверяемый»

Горизонтальный («равные участники»)

Вертикальный («административный»)

Цель (задачи) проверки

Определяется законом: выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и ??????????ии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

Определяется органом управления исходя из индивидуальных потребностей бизнеса, в т.ч. возможна проверка правильности ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности

Наличие лицензии на право осуществления деятельности

Обязательно в ??????????ии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности

Не предусмотрено

Квалификационные требования

Для аудитора обязательно наличие квалификационного аттестата

Тоже

Приемы и методы работы

Выбираются самостоятельно, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации, аудиторского заключения

Выбираются самостоятельно

Стоит сказать — пользователи аудиторского заключения

Внутренние и внешние пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности

Ограниченный круг лиц, определяемый внутренним нормативным документом (как правило, только собственники и исполнительное руководство)

Степень независимости проверяющих от проверяемых

Относительная (аудиторская организация в финансовом отношении зависима от аудируемого лица)

Абсолютная (члены ревизионной комиссии в организационном и финансовом отношении независимы от проверяемых подразделений)

Страхование профессиональной ответственности

Обязательно в случае обязательного аудита в ??????????ии с законом

Необязательно

Сравнительная характеристика аудита и ревизии

№ п/п

Отличительные признаки

Аудит

Ревизия

Целевые

Выявление, локализация, страховая оценка и признание недостатков хозяйственной жизни как ее неотъемлемого элемента

Выявление, локализация и оценка недостатков для их искоренения (ликвидация последствий и профилактика)

Правовые

Гражданское право: на основе хозяйственных договоров

Административное право: на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов

Гносеологические

Проверка достоверности информации в финансовых отчетах заказчика

Установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны работников

Объектные

Все, что подрывает платежеспособность клиента, ухудшает его финансовое состояние

Все, что нарушает действующее законодательство и учетную политику организации (государства)

Управленческие

Связи горизонтальные, добровольные и без принуждения

Связи вертикальные, в порядке административного назначения

Принцип оплаты услуг

Платит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения

Платит вышестоящее звено или государственный орган

Практические задачи

Клиент решает задачи по привлечению новых пассивов (инвесторов, кредиторов), укреплению платежеспособности

Хозяйственная система решает задачи по сохранности своих активов, пресечению и профилактике злоупотреблений

Достаточность

Принцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов

Принцип максимально возможной точности и выявления виновных лиц, а также размера ущерба

Результаты

Аудиторское заключение и рекомендации для заказчика

Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения

Размещено на Allbest.ru