Содержание
- Сходство между внутренним и внешним аудитом
- Отличие внутреннего аудита от внешнего
- Выводы
- Понятие внутреннего аудита и различие между внешним и внутренним аудитом
- Понятие внутреннего аудита
- Различие между внешним и внутренним аудитом
- Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля
- Основные отличия аудита от ревизии
Аудиторские проверки могут подразделяться по различным признакам – периоду, проверяемым объектам, критериям существенности и т.п. В зависимости от статуса проверяющих различают внутренний и внешний аудит. Рассмотрим, в чем состоит сходство и различие между внешним и внутренним аудитом.
Сходство между внутренним и внешним аудитом
Сходные черты, объединяющие внутренний и внешний аудит, касаются, главным образом, общих подходов к проведению аудита. Такие принципы, как объективность, независимость, компетентность, добросовестность, соблюдение конфиденциальности должны безусловно соблюдаться при проведении любой аудиторской проверки.
Если же говорить о проведении проверки более конкретно, то здесь внутренний и внешний аудит имеют между собой гораздо больше различий, чем общих черт.
Отличие внутреннего аудита от внешнего
- По цели аудита. Внутренний аудит ориентирован в первую очередь на потребности руководства компании, а внешний – на потребности сторонних пользователей (инвесторы, банки, налоговые органы и т.п.)
- По объекту. При внешнем аудите обычно проверяется только достоверность бухгалтерской отчетности. Внутренний аудит, как правило, направлен на проверку эффективности работы предприятия в целом или отдельных бизнес-процессов.
- По нормативной базе. Внутренний аудит регламентируется внутренними документами компании, внешний – законодательными актами и международными стандартами.
- По исполнителям. Внутренний аудит осуществляется сотрудниками самой проверяемой компании, а внешний – работниками сторонней аудиторской фирмы. В этой связи следует отметить, что принцип независимости для внутреннего аудита носит скорее декларативный характер. Причиной является то, что зачастую проверяемые и проверяющие связаны отношениями подчиненности или взаимодействуют по «горизонтали» в процессе обычной деятельности вне рамок проверки.
- По оплате. Внешний аудит проводится на основании договора, заключенного с аудиторской фирмой или отдельным аудитором – частным предпринимателем. Оплата осуществляется в соответствии с договором. При внутреннем аудите работу выполняют сотрудники компании, получающие свои обычные должностные оклады.
- По периодичности. Внешний аудит проводится, как правило, раз в год с целью подтверждения достоверности годовой отчетности. Внутренний может осуществляться и чаще, например, ежеквартально, либо по отдельным запросам руководства компании.
- По результатам и их предоставлению. Результатом «внешней» проверки обычно является заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности. Оно прилагается к данной отчетности и публикуется в случаях, предусмотренных законом. При внутреннем аудите заключение может быть более развернутым, включать аналитические материалы. Данный документ предоставляется только руководству компании.
Выводы
В зависимости от того, являются ли проверяющие специалисты сотрудниками проверяемой компании, различают внешний и внутренний аудит. Сходство между этими видами аудита касается только общих принципов, на которых базируется аудиторская деятельность. Если же говорить о конкретных аспектах проведения проверки, то здесь в большей степени проявляется отличие внутреннего аудита от внешнего.
Понятие внутреннего аудита и различие между внешним и внутренним аудитом
Сергей Уткин, внутренний аудитор, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»
Понятие внутреннего аудита
В настоящее время существует разная литература о внутреннем аудите, в которой можно встретить различные понятия внутреннего аудита, его определения и толкования. Кто-то считает внутренний аудит процессом, подчиненным внутреннему контролю, или его элементом, кто-то – контрольной или оценочной деятельностью, кто-то – деятельностью по обеспечению руководства качественной информацией и т.д.
Всё международное сообщество признаёт определение международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, или The IIA): «Внутренний аудит – это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления».
Данное определение полным образом охватывает основные характеристики внутреннего аудита в его современном понятии и дает его точное понимание. Исходя из него, очевидно, что внутренний аудит является одной из функций управления.
Руководство и собственники организации ожидают и хотят быть уверены, что поставленные цели будут достигнуты, а плановые показатели будут выполнены, и при этом деятельность организации и действия сотрудников соответствуют действующему законодательству, установленным технологиям, принятым принципам и правилам и т.п. Для обеспечения этого в организации создаются и внедряются системное управление рисками и постоянно повышается эффективность системы внутреннего контроля и аудита.
Соответственно, объектом работы подразделения внутреннего аудита может стать любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации, например: снабжение товарно-материальными запасами, управление персоналом, процесс подготовки финансовой (бухгалтерской), управленческой отчетности, информационные технологии, корпоративная культура и пр.
Отличительными особенностями внутреннего аудита являются:
-
Независимость: внутренние аудиторы не принимают непосредственного участия в проверяемом процессе и организационно не подчинены руководителям процесса.
-
Объективность: беспристрастность оценок и выводов внутренних аудиторов.
-
Системность и последовательность подхода: какие направления/ вопросы исследовать/ проверять; что проверять в первую очередь, как часто; широта и глубина охвата деятельности организации исследованиями/проверками и пр.
Приоритетность в работе внутреннего аудита определяется собственниками и руководством организации, как правило, на основе понимания и оценок существующих рисков и видения проблемных вопросов деятельности.
Необходимость существования внутреннего аудита для бизнеса давно признана в России. Для некоторых отраслей и организаций наличие выделенной функции внутреннего контроля и аудита является обязательным, что регулируется законодательством РФ. Речь идет о банковской и страховой отраслях, государственной компании «Росавтодор», государственных корпорациях (Росатом, Роскосмос и др.)). Например, в законодательстве РФ существуют следующие нормативные акты, регулирующие внутренний аудит в различных отраслях и отдельных организациях (перечень не является полным; актуален на 2018 год):
Внутренний контроль и внутренний аудит страховщика |
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. 2013 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» |
Внутренний аудит в ЦБ РФ |
Статья 95 Глава 15 Закона о Центральном банке РФ |
Внутренний аудит в Агентстве по страхованию вкладов |
Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках |
Внутренний аудит в Банке Развития |
Статья 8 Закона о Банке Развития (Внешэкономбанке) |
Внутренний аудит в Росавтодоре |
Статья 20 Закона о государственной компании Росавтодор |
Внутренний аудит в Росатоме |
Статья 32 Закона о государственной корпорации Росатом |
Внутренний аудит в Роскосмосе |
Статья 32 Закона о государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» |
Задачи по совершенствованию корпоративного управления, предусмотренные государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» |
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 (ред. от 31.03.2017) |
Меры по совершенствованию методологической базы осуществления внутреннего государственного (муниципального) контроля (в составе государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков») |
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 30.03.2017) |
Планируемые меры по развитию систем внутреннего контроля и аудита (в составе Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.) |
Программа утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р |
Планируемые Правительством РФ меры по законодательному закреплению организации внутреннего аудита и системы внутреннего контроля и управления рисками |
В рамках Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование корпоративного управления» (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.06.2016 № 1315-Р) |
Различие между внешним и внутренним аудитом
При всей схожести работы внутренних и внешних аудиторов (планирование деятельности, документирование действий, подготовка отчетов по результатам, следование стандартам/правилам и т.п.) имеется ряд существенных, можно сказать, принципиальных, отличий.
-
Объект и результат аудита
а. Для внешнего аудита объектом работы является финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, и результатом работы внешнего аудита является заключение о ее достоверности. Соответственно, все действия специалистов внешнего аудита нацелены на получение подтверждений или опровержений достоверности показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности, что, в свою очередь определяет, каким будет заключение (согласно Международным стандартам аудита) – модифицированным, не модифицированным, отказ в подтверждение ФО; заключение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой.
б. Для внутреннего аудита объектом работы является абсолютно любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации, с целью оценки эффективности и экономичности операций, а также соблюдения требований законодательства. Например:
-
Снабжение товарно-материальными запасами: план закупок, выбор поставщика, складское хозяйство (приемка-хранение-выдача в производство) и проч.
-
Управление персоналом, включая процессы найма, повышения квалификации, оплаты труда и мотивации сотрудников.
-
Процесс подготовки финансовой (бухгалтерской), а также и управленческой отчетности, включая контроли полноты, своевременности и точности отражения в учете выполненных операций.
-
Информационные технологии, начиная от вопросов внедрения до проверки контролей правильности работы алгоритмов.
-
Работа конкретных производственных объектов от соответствия выработки продукции утвержденным планам до эффективности загрузки отдельных производственных мощностей – предприятий, цехов, участков, вплоть до конкретных станков, если необходимо.
-
Корпоративная культура, начиная от следования сотрудниками установленным в организации принципам и правилам работы и поведения, вплоть до деловой этики и контроля конфликтов интересов.
Результатом работы внутреннего аудита является повышение эффективности деятельности проверенного процесса, функционального направления, системы и, через это, организации в целом.
-
Периодичность работы и специфика
а. Внешний аудит проверяет совершённые операции и деятельность организации по завершении отчетного периода (как правило, год, иногда полугодие, 9 месяцев), когда еще существует возможность внести корректировки в учётные регистры и изменить показатели отчетности, но нет никакой возможности исправить уже принятые управленческие решения и их влияние на процессы и эффективность/результаты деятельности.
б. Внутренний аудит выполняет работу непрерывно в ходе осуществления организацией деятельности и операций. Соответственно, еще имеется возможность внести корректировки в принимаемые и даже принятые управленческие решения, чтобы обеспечить должную эффективность и результаты деятельности.
Основные пользователи
а. Пользователями результатов работы внешнего аудита (заключения о достоверности отчетности) являются в основном внешние для организации пользователи: государственные органы (налоговая инспекция, социальные фонды и пр.), акционеры, инвесторы, кредиторы и т.п.
б. Пользователями результатов работы внутреннего аудита являются руководители и специалисты организации, непосредственно участвующие в процессах, и собственники (через Совет директоров/Комитет по аудиту).
Основные различия между внешним и внутренним аудитом кратко сведены в таблице ниже:
Внешний аудит |
Внутренний аудит |
|
Результат |
Выражение мнения о достоверности финансовой отчетности организации. |
Повышение эффективности деятельности компании, уверенность в достижении организацией поставленных целей, результатов. |
Основные |
Инвесторы, акционеры, кредиторы, государственные органы. |
Совет директоров (Комитет по аудиту), руководство организации, в первую очередь, высшего уровня. |
Объект |
Финансовая, бухгалтерская отчетность организации. Система внутреннего контроля в части подготовки финансовой, бухгалтерской отчетности. |
Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления. |
Специфика |
Фокусируется на уже выполненных операциях и событиях, способных оказать существенное воздействие на финансовую, бухгалтерскую отчетность организации; не рассматривает вопросы экономической обоснованности управленческих решений. |
Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению организацией поставленных целей; дает оценку экономической обоснованности управленческих решений. |
Периодичность |
Проверка операций и данных, как правило, уже по окончании отчетного периода. |
Непрерывная проверка систем, процессов, операций и данных на основе годового плана аудитов, а также срочных заданий Совета директоров/ Комитета по аудиту и руководства. |
Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля
Тема: Внешний и внутренний контроль
Понятие внешнего и внутреннего контроля.
Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля.
Практические аспекты реализации алгоритмов внутреннего контроля на примере построения организационной модели внутреннего контроля процесса продаж.
Понятие внешнего и внутреннего контроля.
1. По характеру организации взаимоотношений субъекта и объекта контроля различают внешний и внутренний контроль.
Внутренним контроль является тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну и ту же систему. Внутренний контроль может быть предусмотрен уставом организации или заложен в должностных инструкциях сотрудников. Объектом внутреннего контроля является производственная, финансово-хозяйственная деятельность, а именно технологические процессы, нормативное хозяйство, качество продукции и её соответствие потребностям рынка, а так же весь спектр финансовых показателей. Помимо общих контрольных задач перед внутренним контролем стоит задача соизмерения затрат и результатов хозяйствования.
Важную роль в организации внутреннего контроля играет уровень автоматизации технологического процесса и степень точности отражения его стадий в документации, т.е. организация документооборота.
Роль внутреннего контроля возросла с развитием рыночных отношений и частной собственности. Формы организации внутреннего контроля могут быть различными:
— служба внутреннего аудита;
— ревизионная служба бухгалтерии;
— независимый ревизионный отдел и др.
Одним из условий эффективного функционирования внутреннего контроля является его оперативность. Это позволяет:
— обеспечить связь контроля с регулированием производства;
— использовать в текущем управлении оперативную контрольную информацию, полученную с учётом принципа обратной связи, что обеспечивает динамичность принятия управленческих решений.
Т.о., надлежащий внутренний контроль непосредственно участвует в формировании конечных результатов хозяйствования.
Среди задач, стоящих перед внутренним контролем можно назвать следующие:
— предупреждение на стадии зарождения хозяйственной операции различного рода отклонения, возникновение которых может нарушить нормальный режим функционирования объекта контроля. Решение этой задачи отражает возможность превентивного воздействия на объект (предупреждение отклонений).;
— снижение вероятности возникновения отклонений непосредственно в ходе функционирования объекта;
— выявление допущенных отклонений.
Например, субъект контроля – сохранность товарно-материальных ценностей. Первая задача решается оценкой условий хранения, ввоза-вывоза ценностей, охраной помещения, эффективности документооборота и т.д. Вторая задача выражается в постоянной проверке наличия ТМЦ МОЛ. Третья задача – плановая инвентаризация.
При организации контроля предпочтение должно быть отдано решению первых двух задач, т.к. они позволяют своевременно предупредить нарушения. В противном случае служба внутреннего контроля будет заниматься констатацией имеющихся нарушений.
Контроль называется внешним, если он выражается в двух основных формах:
-выдача различного рода разрешений;
— выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности.
Выдача разрешений на вид деятельности осуществляется контролирующими органами в следующих формах:
— аккредитация и лицензирование – подтверждение способности эффективно и качественно осуществлять установленную деятельность, что выражается в виде выдачи соответствующего разрешения;
— экспертиза – проводится для оценки эффективности деятельности или её результатов;
— сертификация – подтверждение того, что продукция или услуги соответствуют требованиям ГОСТа или техническим условиям. Имеет целью защитить потребителя и, как правило, в обязательном порядке устанавливается законом.
Выявление нарушений в рамках внешнего контроля связано с соблюдением законодательных норм. Внешний контроль проводится как государственными органами, так и независимыми организациями. Основные его направления надо рассматривать в соответствии с понятием контроля.
№ | Вид контроля | Пример направления контроля | Органы контроля |
общий контроль | сохранность имущества | МЧС, Органы пожарной безопасность и т.д. | |
экономический контроль | наблюдение за экономической ситуацией | Органы статистики | |
финансовый контроль | эффективность использования бюджетных средств | Счётная палата |
Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля.
Связь внешнего и внутреннего контроля выражается прежде всего в том, что они определены общей целью – это проверка соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности. Степень такой связи может быть различной и зависеть:
1) от уровня организации внутреннего контроля;
2) от подверженности предприятия внешнему контролю.
Однако независимо от степени связи при внешних проверках используются результаты внутреннего контроля. Это необходимо для оценки эффективности внутреннего контроля и определения объема информации внешней проверки. Т.о. при достаточно эффективном функционировании обоих видов контроля предприятие всесторонне охвачено контрольными действиями.
Внешний и внутренний контроль так же объединяют единые методические приёмы проведения.
Отличия внутреннего и внешнего контроля
№ | Отличие | внешний | внутренний |
Обязательность осуществления | обязателен | обязателен по внутренним нормативным документам | |
Пользователи информации | внешние | внутренние | |
Объем проверяемой информации | ограничен в зависимости от вида проверки | полная возможность доступа к любой информации | |
Зависимость содержания от поставленных задач | определяется контрольным органом | зависит от задач управления | |
Зависимость от руководства проверяемой организации | независимый | зависимый | |
Перманентность (постоянство) | осуществляется только в период проверки | наличие возможности последующего контроля. |
Основные отличия аудита от ревизии
Размещено на http://www.allbest.ru/
Основные отличия аудита от ревизии
аудит ревизия финансовый контроль
Сегодня появился ряд специальных изданий по аудиту применительно к отечественной практике, где понятие «ревизия» механически заменяется на «аудит», т.е. авторы данных изданий не видят принципиальных различий между указанными понятиями.
По мнению многих российских исследователей, аудит — ??? та же ревизия, только называется по-другому.
Свою точку зрения они обосновывают тем, что аудит и ревизия имеют одну и ту же методологическую и методическую основу при проведении проверок, одну и ту же цель, а именно: проверку ??????????ия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Появление аудита они связывают с закономерным процессом преобразования одной формы контроля в другую, при ???м считают, что само содержание контроля существенных изменений не претерпело (см., например, ).
На практике можно встретить и иные случаи, когда роль ревизии чрезмерно сужается и ???дится преимущественно к выполнению методических приемов фактического контроля, чаще всего — к инвентаризации имущества (например, ревизии кассы, товаров на складе и т.п.). При ???м подходе квалификация ревизоров рассматривается как невысокая и необходимая исключительно для того, ???бы фактически снять остатки имущества и сравнить полученную информацию с данными бухгалтерского учета. (На ряде крупных промышленных предприятий ревизоры, согласно закрепленным за ними должностным обязанностям, выполняют именно эту функцию — инвентаризацию остатков незавершенного производства, материалов, готовой продукции и т.д.).
Приведенные выше мнения, на наш взгляд, ошибочны и объясняютсятрадиционно не совсем глубоким, а иногда и просто поверхностным взглядом на контроль, его сущность, задачи, функции и формы осуществления. По мнению авторов настоящего издания, ревизия и аудит — самостоятельные формы финансово-хозяйственного контроля.
Проводя анализ понятия аудита, данного в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» , можно выявить два характерных признака, одновременное соблюдение к????ых позволяет определенный вид деятельности считать аудитом:
1. аудит — ??? предпринимательская деятельность;
2. аудит — деятельность по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.
Здесь специально не рассматривается понятие независимости аудита, поскольку последнее будет принципом контроля вообще, а не признаком, характеризующим исключительно аудит (рис. 4).
Рисунок № 4. Аудит и ревизия по отношению к проверяемому экономическому субъекту
Приступая к анализу официального термина «аудит» заметим, что определение предпринимательской деятельности дается в Части I Гражданского кодекса РФ , согласно к????ому (ст. 2), «…предпринимательской будет самостоятельная, осуществляемая на ???й риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в ???м качестве в установленном законом порядке». Отношения между аудиторской организацией и аудируемым лицом регламентируются заключаемым между ними договором возмездного оказания услуг, по к????ому аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) выступают в роли исполнителя, а аудируемое лицо — заказчиком (см. гл. 39 ГК РФ). При ???м и аудиторская организация (индивидуальный аудитор), и аудируемое лицо будут равными участниками (ст. 1), т.е. самостоятельными и независимыми друг от друга хозяйствующими субъектами. Следует отметить также, что ключевой принцип при заключении договора — ???бода договора (ст. 421 ГК РФ), выражаемая, в частности, в ???бодном выборе контрагента. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что ???йством аудита считается горизонтальный тип отношений «проверяющий — проверяемый».
Ревизия, напротив, характеризуется вертикальным («административным») типом отношений. Действительно, ревизия назначается вышестоящим органом управления, к????ым может быть собрание акционеров (в акционерном обществе), собрание участников (в обществе с ограниченной ответственностью) и т.д., либо вышестоящим должностным лицом — руководителем (для проверяемого подразделения внутри организации).Ревизия может быть внутрисистемной (в рамках холдинга) или внутрихозяйственной (в рамках одного предприятия).
Решение о проведении ревизии оформляется распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя, протоколом собрания акционеров и т.п.). Цель ревизии (за исключением ряда случаев, прямо предусмотренных законодательством) также устанавливается не законом, а лицом (органом управления), назначившим проверку, указывается в распорядительном документе о проверке и чаще всего заключается в том, ???бы определить, насколько назначенный менеджер нижестоящего уровня в управленческой иерархии реализует волю стоящего над ним собственника (руководителя).
Считается, ‘что ревизионный контроль в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством СССР был средством закрепления государственной власти. По существу, ту же цель преследует ревизия в рыночных условиях, изменился исключительно характер собственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Далее, согласно законодательному определению, целью аудита будет «… выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и ??????????ии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Под достоверностью понимается «… степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, к????ая позволяет пользователю ???й отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на данных выводах обоснованные решения» (п. 3 ст. 1 указанного закона).
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в круг задач аудитора прямо не входит исследование вопросов эффективности деятельности аудируемой организации, целевого расходования средств, ??????????ия управленческих решений стратегическим задачам развития бизнеса и т.д.
Согласно закону, аудит (понимаемый как собственно аудит — без учета услуг, сопутствующих ему) ограничен исключительно проверкой бухгалтерского учета и отчетности, а все иные вопросы, к????ые в нашей стране традиционно рассматривались в ходе ревизии, исключены из целей аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Это и понятно. Внешние и внутренние пользователи информации, в т.ч. собственники организации, всю интересующую их информацию могут получить непосредственно путем чтения финансовой отчетности.Материал опубликован на http://зачётка.рф
По???му они заинтересованы исключительно в том, ???бы бухгалтерский учет и составляемая на его основе финансовая отчетность были достоверными, поскольку только на базе правильной учетной информации можно сделать верные выводы и принять правильные управленческие решения. То же самое можно увидеть в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», согласно п. 3 ст. 1 к????ого задачей бухгалтерского учета будет «… формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности» . Иначе говоря, аудитор должен исключительно оценить степень достоверности отчетности, все остальное входит в компетенцию ее пользователей.
Анализ исторического развития контроля также позволяет констатировать, что аудит (в современном его представлении) появился в Англии, Франции, США из-за потребности в объективной оценке отчетности акционерного товарищества с тем, ???бы иметь достоверные данные о действительном финансовом состоянии предприятия и результатах его хозяйствования за определенный период.
Напротив, при проведении ревизии рассматриваются разные вопросы, в т.ч. о состоянии организации бухгалтерского учета и составления отчетности. Материал опубликован на http://зачётка.рф При этом рамками данного вопроса ревизиятрадиционно не ограничивается. Ее задачи связаны также с оценкой эффективности деятельности структурных подразделений, отдельных управленческих решений, выявлением случаев нерационального расходования средств, хищений, злоупотреблений и т.д. В случае если полностью абстрагироваться от других ???йств аудита и ревизии, то можно сделать вывод о том, что в рамках охватываемых проверкой вопросов аудит служит частью (этапом) ревизионного процесса.
Именно в данных двух направлениях, на наш взгляд, прослеживается принципиальное различие между аудитом и ревизией.
В связи с данным интересно рассмотреть понятие так называемого внутреннего аудита. Согласно отечественному стандарту аудита «Изучение и использование работы внутреннего аудита», под последним понимается «организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля». Внутренний аудит создается в каждой организации индивидуально исходя из особых целей и задач, поставленных перед внутренними аудиторами руководством или собственником организации. На практике внутренний аудит решает широкий спектр задач, в т.ч. проводит проверку бухгалтерского учета и отчетности, оценку эффективности деятельности структурных подразделений организации и системы внутреннего контроля и т.д.
В случае если соотнести определения внутреннего аудита, собственно аудита, нашедшего отражение в законе, а также ревизии, можно сделать вывод о том, что первому из них присущи, скорее, признаки ревизии, чем аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Действительно, внутренний аудит не будет предпринимательской деятельностью, решение о проведении проверки принимается «сверху» и оформляется распорядительным документом. Данная форма контроля не ограничивается рамками проверки бухгалтерского учета и составления отчетности проверяемой организации, а решает специальные задачи. Рассматривая другие отличия аудита от ревизии, изложенные ниже, можно выявить также иные моменты, общие для ревизии и внутреннего аудита.
Для того ???бы составить более четкое представление, основные различия аудита и ревизии отразим в табл. 1.
Таблица 1 Основные различия между аудитом и ревизией
Признак сравнения |
Аудит |
Ревизия |
|
Нормативное регулирование |
На уровне государства (закон, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), с соблюдением правил (стандартов): федеральных, внутренних для профессиональных аудиторских объединений, отдельных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов |
Внутренние нормативные документы (положения, стандарты). Отдельные обязательные случаи деятельности ревизионных комиссий определены законодательством |
|
Вид деятельности |
Предпринимательская, осуществляется на базе договора возмездного оказания услуг |
Как правило, не будет предпринимательской: осуществляется на базе распорядительного документа (решение, протокол, приказ, распоряжение и др.). В ряде случаев может проводиться на основании договора возмездного оказания услуг |
|
Тип отношений «проверяющий — проверяемый» |
Горизонтальный («равные участники») |
Вертикальный («административный») |
|
Цель (задачи) проверки |
Определяется законом: выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и ??????????ии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ |
Определяется органом управления исходя из индивидуальных потребностей бизнеса, в т.ч. возможна проверка правильности ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности |
|
Наличие лицензии на право осуществления деятельности |
Обязательно в ??????????ии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности |
Не предусмотрено |
|
Квалификационные требования |
Для аудитора обязательно наличие квалификационного аттестата |
Тоже |
|
Приемы и методы работы |
Выбираются самостоятельно, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации, аудиторского заключения |
Выбираются самостоятельно |
|
Стоит сказать — пользователи аудиторского заключения |
Внутренние и внешние пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Ограниченный круг лиц, определяемый внутренним нормативным документом (как правило, только собственники и исполнительное руководство) |
|
Степень независимости проверяющих от проверяемых |
Относительная (аудиторская организация в финансовом отношении зависима от аудируемого лица) |
Абсолютная (члены ревизионной комиссии в организационном и финансовом отношении независимы от проверяемых подразделений) |
|
Страхование профессиональной ответственности |
Обязательно в случае обязательного аудита в ??????????ии с законом |
Необязательно |
Сравнительная характеристика аудита и ревизии
№ п/п |
Отличительные признаки |
Аудит |
Ревизия |
|
Целевые |
Выявление, локализация, страховая оценка и признание недостатков хозяйственной жизни как ее неотъемлемого элемента |
Выявление, локализация и оценка недостатков для их искоренения (ликвидация последствий и профилактика) |
||
Правовые |
Гражданское право: на основе хозяйственных договоров |
Административное право: на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов |
||
Гносеологические |
Проверка достоверности информации в финансовых отчетах заказчика |
Установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны работников |
||
Объектные |
Все, что подрывает платежеспособность клиента, ухудшает его финансовое состояние |
Все, что нарушает действующее законодательство и учетную политику организации (государства) |
||
Управленческие |
Связи горизонтальные, добровольные и без принуждения |
Связи вертикальные, в порядке административного назначения |
||
Принцип оплаты услуг |
Платит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения |
Платит вышестоящее звено или государственный орган |
||
Практические задачи |
Клиент решает задачи по привлечению новых пассивов (инвесторов, кредиторов), укреплению платежеспособности |
Хозяйственная система решает задачи по сохранности своих активов, пресечению и профилактике злоупотреблений |
||
Достаточность |
Принцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов |
Принцип максимально возможной точности и выявления виновных лиц, а также размера ущерба |
||
Результаты |
Аудиторское заключение и рекомендации для заказчика |
Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения |
Размещено на Allbest.ru